Конспект
урока
Предмет: русский
язык
Класс: 2в
Тема: «Что
такое синонимы?»
Тип урока:
открытие
новых знаний
Цель
урока: создать условия для ознакомления учащихся
с термином «синоним».
Задачи
урока:
Дидактические:
—
познакомить учащихся с термином «синоним»;
—
учить распознавать среди предложенных слов синонимы;
—
формировать умение находить синонимы в тексте;
Развивающие:
—
способствовать расширению словарного запаса учащихся;
— учить обрабатывать полученную в процессе
анализа информацию для решения конкретных задач;
— формировать способность к осуществлению
сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к урокам русского языка;
— воспитывать уважительное отношение к другому человеку;
Методы: словесный
(беседа), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа).
Средства
обучения:
— для
учителя:
презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, Канакина В.П.,
карточки с заданием
— для
учащихся: учебник
«Русский
язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 1. Канакина В.П., УМК «Школа
России», рабочая тетрадь
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Форма |
Планируемые |
||
Предметные |
Метапредметные (П— Р-регулятивные, К— |
Личностные |
||||
1. Цель: создать |
— Откройте — Пальчиковая Раз, Вышли Будет Если |
Приветствуют Настраиваются Проверяют Проводят |
Ф |
правильность выбора учебных принадлежностей планирование учебного сотрудничества с учителем |
Самоопределение |
|
2. Цель: повторение ранее изученного материала, подготовка к |
Запишите — Молодцы! А Каллиграфическая С Уважаемые — Произнесите звуки, которые обозначает буква с. Что вы о них — Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения? (нижние) — Словарная Посмотрите — — — Первый Назовите — Что это Как — (На — — — -Молодцы, — — — -Значит, — |
Записывают Отвечают Записывают Отвечают Записывают Выполняют Отвечают |
Ф |
Понимают Формирование |
умение с достаточно полнотой и точностью планировать пути достижения целей, осознанно |
ответственное отношение к обучению; |
3. Цель: |
— — — Узнать… Научиться… — А 1. 2. 3. 4. -Верно, |
Определяют Ставят Восстанавливают |
Ф |
Формируем |
готовность и способность обучающихся к |
|
4. Цель: знакомство с новым материалом. |
—
Чтобы — — — — — У Физминутка |
Выполняют Читают Выполняют |
Ф |
Знать |
умение Проводить физическую разгрузку в ходе работы |
учебно-познавательный интерес к новому учебному |
5. Цель: |
— — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Изменился — |
Слушают, Анализируют Заменяют Отвечают Делают |
Ф |
Наблюдать |
умение освоение |
Осознание |
6. Цель: закрепление изученного материала |
А Работа Игра (мороз Мороз Желтый Пламя- Озорник Печаль Лягушка Блестеть — — — — — |
Выполняют Проверяют. |
П |
уметь |
принимать |
Ориентация на понимание причин успеха или |
7. Цель: |
— Вернемся Оцените — — — (Оценивание — Запишите С. Вам Сегодня |
Анализируют проделанную работу, высказывают свое мнение. Записывают |
Ф |
Умение умение выражать свои мысли в устной форме (К); |
Умение |
1. мороз |
А) |
2. желтый |
Б) |
3. пламя |
В) |
4. озорник |
Г) |
5. печаль |
Д) |
6. лягушка |
Е) |
7. блестеть |
Ж) |
Класс: 2 «А» |
Выполнила: Шипулина Н.В. |
Тема: «Синонимы» («Школа России»)
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с отличительными особенностями синонимов; учить распознавать синонимы в тексте и подбирать их к заданным словам; расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
-личностные: осознание алгоритма учебного действия; формирование развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления, умения работать самостоятельно.
-предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие по значению слова (синонимы); обогатить словарный запас учащихся.
метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, лист самооценки, карточка, словарь синонимов.
№ |
Этап урока. Методы и приемы. |
Форма организации деятельности |
Содержание учебного материала Деятельность учителя. |
С какой целью организуется, какие задачи решаются на данном этапе |
Способы включения обучающихся в оценку деятельности по достижению планируемых результатов |
1. |
Планирование деятельности на уроке Мотивационный этап. |
Фронтальная |
— Сегодня на уроке русского языка каждый из вас может получить оценку. И оценивать свои умения вы будете с помощью листов самооценки. |
Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность |
Получают оценочные листы самооценки. Знакомятся с перечнем умений. |
2. |
Актуализация знаний. |
Индивидуальная |
Работа с текстом. Перед вами на доске запись. Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны. Задание: — Определите сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений. В первом и в третьем предложениях подчеркните основу предложений. Проверка по эталону (слайд) — Какое слово употреблено в переносном значении (пришла) |
Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а также память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции. |
Работают в тетрадях. Сравнивают по эталону Работают в листах самооценки на начало урока |
3. |
Введение в новую тему |
Фронтально |
Вернёмся к тексту на доске. Прочитайте ещё раз первое предложение. — Каким словом можно заменить слово «пришла»? ( Наступила, настала, началась) — Что можно сказать о них? (Они близкие по лексическому значению) Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока? (Знакомство со словами близкими по лексическому значению (синонимы) Цель: узнать о словах синонимах, что они обозначают, для чего нужны, как употребляются в речи) Для того, чтобы узнать о названии таких слов обратимся к учебнику на стр. 52. |
Цель: вывести на основе приобретённых знаний и умений пройденного материала. |
Выводят тему урока с опорой на вывод в учебнике. |
4. |
Организация познавательной деятельности |
Фронтально В парах |
На стр. 52, прочитайте правило на понимание слов (синонимов) с примерами слов близких по лексическому значению.
(договариваются с помощью словаря о словах синонимах, которые затем озвучивают) |
Вовлечь обучающихся в процесс обучения, познания, вычленить то, что необходимо для познавательной сферы на данном этапе |
Выполняют работу по учебнику, интересуются дополнительной информацией Комментируют. |
5. |
Физ.минутка |
Фронтально |
Танец —Давайте разомнемся, чтоб взбодриться и дальше работать еще активнее (играет музыка) |
Снять утомляемость обучающихся |
|
6. |
Первичное закрепление |
Индивидуальная Работа по карточкам |
1.Для того, чтобы узнать, как вы усвоили понятие о синонимах, вам нужно соединить в карточках слова близкие по значению между собой. Слова-синонимы, соедините стрелочками: неразговорчивый отважный неудачный алчный несложный чудесный жадный алчный смелый ошибочный прекрасный простой 2. Сравните с эталоном (слайд) |
Проверка понимания решения задач на кратное сравнение |
Сравнение с эталоном Работа с листами самооценки |
7. |
Рефлексия. Подведение итогов |
Фронтально Индивидуально |
Ответьте на вопросы (слайд). Давайте вспомним, какие мы поставили цели на урок. Удалось ли нам их достигнуть? Что помогло? Поднимите руки те, кому было легко и понятно на уроке. Теперь те, у кого возникали трудности. Почему? Продолжи фразу ….. ( на доске слайд, где ребята самостоятельно подводят итог урока.) |
Проводят самоанализ своей работы на уроке, результатов. Учитель получает от детей информацию о результатах и использует её для планирования образовательной деятельности. |
Мини-обзор (в конце урока в течение нескольких минут ученики отвечают на вопросы: какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучали, какой момент остался наименее ясным). |
Лист самооценки.
Лист самооценки Ф.И. _____________________________________
Умения |
13/10 |
||
Начало урока |
Конец урока |
Оценка учителя |
|
Умею делить текст на части |
|||
Умею оформлять начало и конец предложения |
|||
Умею определять основу предложения |
|||
Умею подчёркивать подлежащее и сказуемое |
|||
Умею находить слово в переносном значении |
|||
Знаю, что такое слова синонимы |
|||
Умею подбирать слова синонимы |
+ умею — не умею
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Слова-синонимы». 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №8»
Технологическая карта
Урока русский язык
2 класс «А»
Тема:
«Слова-синонимы»
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Никанорова Светлана Николаевна
Мценск – 2019
Цели занятия:
* создать условий для ознакомления с понятием «синонимы»;
* развивать умения находить сходство и различие слов-синонимов
* учить правильно употреблять слова-синонимы в речи.
*развивать кругозор, речь, мышление;
*воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.
Задачи
Образовательные:
- логически вывести определение «синоним», дать понятие слова «синоним» на основе знаний детей, наблюдений за сходством и различием слов;
- учить находить синонимы по эталону;
- ознакомить со словарными словами: ребята, одежда, мороз.
Развивающие: - развивать мыслительные операции, внимание;
- развивать, творческие способности, речь.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к изучению языка;
- формировать чувства товарищества, взаимопомощи, культуру общения.
- Предметные:
- Владеют понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов
- Метапредметные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и материалом урока;
- Личностные:
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
Основные термины:
Слова-синонимы
Информационно-образовательная среда:
Ресурсы: экран, проектор, компьютер учителя.
Межпредметные связи: информатика, литературное чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство
Планируемые результаты:
УУД Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления.
Оборудование у учителя: презентация «Ноябрь – зиме родной брат», музыка П. И. Чайковского «Осень. Ноябрь»; карточки со словами «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «осень», вопросительные знаки для плана (6 штук: 1 – красный, 5 – синих)
Оборудование у детей: учебник, тетрадь, «веер» с цифрами, индивидуальные карточки «Ноябрь», цветные карандаши, ручка, сигнал обратной связи «Светофор»,
Этапы урока
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем |
Деятельность учащихся |
|
|
1.Создание мотивационной основы деятельности учеников — В стране родного языка Не всё известно вам пока. Работать мы сейчас начнём И сами до всего дойдём. — Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете. -Откройте тетрадь «Учусь писать без ошибок» на с.68 №80. Это дополнительное задание для тех, кто правильно и быстро будет выполнять задания на уроке. 2.Проверка домашней работы — Перед вами текст из домашней работы. Прочитайте его. Чего в нём не хватает? Слайд: Как-то мы нашли в лесу зайчонка. Зайчик был совсем маленький и не мог сам есть. Мы подложили его нашей кошке. Она выкормила зайчонка своим молоком. Звери очень подружились. Кошка даже научила зайчонка драться с собаками. -Чего не хватает в тексте? — Как вы озаглавили текст? Почему? — Почему у вас разные заголовки? — Что объединяет ваши разные заголовки данного текста? — А как вы думаете, есть в русском языке разные по написанию слова, но с одним значением? 3. Словарная работа Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог. — На вашей парте лежат фишки. На каждой фишке обозначен звук. Соберите словарное слово, используя все звуки. синий:[ малач,ко] зелёный: [облач,ный, ] желтый: [замароз, ит] белый: [р,иб,ата] Проверка — Прочитайте получившиеся слова. — Разделите слова на группы. — На какие группы разделили слова? -Запишите слова по памяти в три столбика. — Из записанных слов выберите слово, которое подходит к данной схеме: ребята — Придумайте с этим словом предложение. Самое интересное предложение запишем. — Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему? — Прочитайте запись на экране. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. — Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? — Нравится ли вам этот текст? Почему? — Мне этот текст не нравится. Данный текст однообразный и не вызвал у меня интереса. Кто догадается, почему? — Можно ли украсить данный текс, сделать его более интересным? Как? — Правильно нам нужны слова. А вот какие, вы узнаете сегодня на уроке. |
Учащиеся слушают и осмысливают текст. Ученики читают текст про себя. Ученики отвечают на вопросы. На партах лежат квадратные фишки (фишки 5 цветов), на которых затранскрибировано словарное слово. Из этих звуков дети, работая в парах, составляют слово. Ученики читают, учитель на доске выставляет карточки с готовыми словами. Дети работаю парами и делят слова на три группы: существительные, прилагательные, глаголы. Устные ответы детей. Учитель размещает слова по группам. Дети записывают слова по памяти. Учитель открывает доску, ученики сверяют свою запись. Учитель размещает на доске схему. Ученики называют слово (ребята). Ученик называют предложения. Учитель выбирает интересные предложения и объясняет свой ответ. Ученик записывают предложения. Ученик отвечают. Ученики читают про себя. Ученик высказывают свои мнения. |
|
|
Учитель размещает на доске тему урока. Слова-синонимы — Какое слово в теме урока вам не понятно? — Поставьте себе цель на уроке? (Узнать какие слова называют синонимами?) Какие слова называются синонимами? — А что бы вы ещё хотели узнать про слова-синонимы? Зачем нужны синонимы? — Я вам предлагаю найти ответ ещё на один вопрос: Чем отличаются слова синонимы? — Вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете помочь Наташе и Вите. Для этого вы должны внимательно слушать, хорошо думать, активно отвечать и правильно выполнять задания. На экране слайд: Рисунки Маши и Вити, слова «слушай, думай, отвечай, выполняй задания» Физ. минутка |
Ученики отвечают. |
3.Практический этап |
|
— Знакомиться с понятием «синонимы» вы будите самостоятельно, работая в группах. Помните о правилах работы в группе. 1 группа Зелёные (умники) Заменить в предложенном ранее тексте повторяющиеся слова на слова синонимы. И делают вывод, что такое синонимы? Заполняют карточку с прописками слов «Синонимы – это слова …. по значению и отвечающие на ………. вопрос» С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки. Учитель оказывает помощь ученикам, если они просят:
2 группа Синие (думающие) Ищут значение слова «синонимы» в словаре С. Ожегова Учитель оказывает помощь ученикам, если они просят:
3 группа Жёлтые (искатели) Работает с определением и рубрикой «Из истории языка» в учебнике стр.43 4 группа Белые (читатели) Работают с правилом в учебнике на с. 43. Проверка 1 группа — К какому выводу пришли? — Назовите главные слова, которые помогут понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос) 2 группа — Какую информацию вы нашли в словаре? Прочитайте. — Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос) 3 группа — Какую информацию нашли в справочном материале учебника? Прочитайте. — Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (одноиммённый) — Замените слово одноимённый синонимичным выражением. (близкое по значению) Учитель размещает на доске карточку «близкие по значению». 4 группа — Что вы узнали из правила, прочитайте. — На какой вопрос отвечают синонимы? (на один и тот же вопрос) — Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос) Учитель размещает на доске карточку «отвечают на один и тот же вопрос». — Какие слова называются синонимами?
1 группа — Прочитайте исправленный текст. — Как вы считаете, текст стал интереснее? Почему? — Зачем нам нужно в речи пользоваться синонимами?
Учебник с. 43-44 упр.1 — Прочитайте задание упр.1. — Составьте план вашей работы? Слайд 1. Рассмотреть рисунки. 2. Подобрать к рисункам словам. 3.Составить предложения к рисункам, используя данные слова. Самостоятельная работа. Проверка. Фронтальная работа. — Как можно назвать эти слова? Почему? -Что объединяет эти слова? — Чем они различаются? Если вам трудно выразить мысль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание». На доске: различаются оттенками значений Физминутка |
Ученик разбиваются на группы в соответствии с цветами карточек со словами из словарной работы. Ученик работаю самостоятельно. При затруднении обращаются за консультацией к учителю. Ученики ищут информацию в Толковом словаре С. Ожегова. При затруднении обращаются за консультацией к учителю. Ученик читают информацию в рубрике «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43 Ученик читают правило в учебнике стр.43 Отвечает один ученик из группы. Остальные ученики класса слушают и оценивают ответ, показывая, сигналы обратной связи «Светофор». Отвечает один ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Один ученик из группы читает информацию из словаря. Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Один ученик из группы читает. Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Один ученик из группы читает. Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Ученики занимают свои места за партами. Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ. Один ученик из группы читает. Ученик высказываю своё мнение. — Синонимы делают речь точной и яркой. Ученики читают про себя задания. Ученики рассказывают порядок своей работы над упражнением. Ученики работают самостоятельно. Ученики отвечают. |
|
|
— Назовите цели нашего урока. И дайте ответы на вопросы. Какие слова называются синонимами? Зачем нужны синонимы? Чем отличаются слова синонимы? — Молодцы! Вы нашли ответы на все вопросы и достигли цели. — Я уверена, что вы поможете Наташе и Мише выполнить задание 4 в учебнике на с. 45-46. Работа парами или индивидуальная работа (по выбору детей). — Кто из детей прав? Почему? — Молодцы! — Оцените сою работу. Выберите смайлик, который передаст ваши успехи на уроке. — Кому было всё понятно на уроке? -У кого остались вопросы? — Кому не понятен новый материал? — Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к этому слову. -Спасибо за работу! |
Ученики называют цели урока и отвечают на вопросы. Ученики дают ответы и обосновывают их. Дети работают парами или индивидуально. Дети отвечают на вопросы Дети оценивают свою работу на уроке. — Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично. Дети встают. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Прочитайте текст. Найдите повторяющееся слово. Замените это слово на слова близкие к нему по значению. Задайте к этим словам вопросы. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят
ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Сделайте вывод. Заполните пропуски.
Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.
Прочитайте текст. Найдите повторяющееся слово. Замените это слово на слова близкие к нему по значению. Задайте к этим словам вопросы. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят
ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Сделайте вывод. Заполните пропуски.
Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.
Приложение 2
малыши, детский, дети, детвора, игроки
близкие, один и тот же
Приложение 3
Найдите в словаре значение слова «синонимы». Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.
Прочитайте. Сделайте вывод. Заполните пропуски.
Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.
Приложение 4
Прочитайте информацию рубрики «Из истории языка» в учебнике на стр. 43. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.
Сделайте вывод. Заполните пропуски.
Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.
Приложение 5
Прочитайте информацию рубрики «Тайны языка» в учебнике на стр. 43. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.
Сделайте вывод. Заполните пропуски.
Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.
близкие по значению
***
один и тот же вопрос
Предмет: Русский язык. 3 класс.
Авторы учебника: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умений находить и использовать синонимы.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):
Обучающая:
формирование представления:
- «близкое» значение «не означает «одинаковое»;
- о роли синонимах в речи;
формирование умения:
- подбирать и правильно употреблять синонимы в текстах;
- исправлять текст, изобилующий повторами, обращаясь к синонимам;
Развивающие:
развивать умения:
- самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
- способствовать развитию речи;
Воспитательные: содействие формированию:
- интереса к родному языку;
- умения слушать и слышать учителя и одноклассников;
Методы обучения: системно-деятельностный, словесный, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Средства обучения:
Для учителя:
- М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. Русский язык, учебник для учащихся 3 класс общеобразовательных учреждений: в 3 ч. – М.: Академкнига/учебник, 2014; 1ч.
- Н.М.Лаврова Русский язык. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник 2017.
Технические средства обучения:
- компьютер, интерактивная доска, медиапроектор;
- презентация к уроку для организации контроля.
Для обучающихся:
- М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык, учебник для учащихся 3 класс общеобразовательных учреждений: в 3 ч. – М.: Академкнига/ учебник, 2014; 1ч.
- рабочая тетрадь, карточки с заданием, алгоритм самооценки.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по теме «Синонимы»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Учитель: Исаева Елена Викторовна (г. Искитим, МАОУ СОШ №4)
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи; уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или обучающимися |
Основные понятия |
Синонимы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные действия) |
Промежуточный контроль |
||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. — Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза. (Слайд.) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Чтобы определить, в какую страну мы отправимся, нужно нам решить ребус ( Слайд с ребусом). -Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока? А что такое синонимы? Вам будет помогать медвежонок. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Листы обратной связи |
||||
2.Актуализа-ция и пробное учебное действие |
Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
— Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Создает проблемную ситуацию. |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
||||
3.Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
Устные ответы |
|||||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. — Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса. — Танечка, каким тебе запомнился Герасим? — Хорошим. — Что же ты можешь сказать о его собачке? — Она тоже хорошая. — А повесть в целом тебе понравилась? — Да, хорошая. — Таня, в каком доме ты живешь? — Большом. — О чем ты мечтаешь. — Стать большой. — Понравились ли вам ответы Тани? — Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Сегодня мы поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов. — В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. -Задание от медвежонка. Нужно найти синонимы в стихотворениях (Стихи на экране) -Структурирование изученного материала Синонимы
Обозначает одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же, одно и то же действие Относится к одной и той же речи Отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач) |
Вопросы для уточнения информации |
||||
Физкультминутка |
Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз – два, раз – два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Подтянулись, подышали! Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
||||||
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарем синонимов |
(Слайд: бегемот и гиппопотам) — Нам встретились первые жители страны Синонимов. — Бегемот – гиппопотам. Теперь попробуйте сами. (Слайд.) Петух – кочет, курица – хохлатка и т.п. — Бежать – мчаться. — Очи (устар., поэт) – глаза (нейтр.) – гляделки (простореч.). В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарем синонимов З.Е. Александоровой. (Слайд.) В алфавитном порядке даны слова и проведены синонимы к ним. Показывает «Словарь синонимов русского языка». |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. работают с учебными пособиями. |
фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы |
|||||
6.Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. письменная работа, игры. Выполнение разноуровневых обучающихся упражнений |
Решение грамматических задач. Каждую задачу решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи записаны на доске или представлены на слайде. Например. Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный. — Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.) -Медвежонок предлагает поиграть в игру « Лови – назови» ( Я кидаю вам мячик и называю слово, а вы, поймав мяч, называете к этому слову синоним ) |
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетради и на доске, выполняют упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
Вопросы для уточнения информации |
||||
7.Самостоя-тельная работа с самопроверкой |
Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Задача 1. В стихотворении С. Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? Поставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов. Мы оставим Трезора Без _____, без надзора, И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Задача 2. Подберите подходящее по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение. Человек на лошади – это … (всадник, наездник). Редактирование. Задание 1. Устраните речевые повторы. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян. Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти. (Громоздкий) -Игра «Кто больше». Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову. — Самостоятельная работа с самопроверкой: упр. 349 из учебника (ответ на слайде ). -Игра от медвежонка «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо. |
Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции. Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|||||||
8.Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий |
— Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдите тест за компьютерами в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. -Если останется время, группы создают синквейн по теме. |
Работают с тестами |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Вопросы для уточнения информации |
||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная работа по вопросам |
1.Заполнить лист «Мой успех на уроке»
2.- Какое настроение сейчас у вас? Урок понравился – поднимите карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневник достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
|||||
10.Домашнее задание |
Задание разноуровневое: -упр. 353, -найти и выписать синонимы из художественного текста, -составить кроссворд на тему «Синонимы». |
Технологическая карта урока
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова
Тема урока: «Синонимы»
Цель урока: содействовать расширению представлений
обучающихся о синонимах;
Предметные задачи: создать условия для развития у обучающихся
умения:
— использовать средства устного общения в разных речевых
ситуациях в ходе монолога, диалога;
— находить или подбирать слова-синонимы;
— работать со словарём;
— осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Метапредметные задачи: создать условия для развития у
обучающихся умения:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— определять общую цель и пути её достижения;
— работать со словарём;
— активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
— слушать собеседника, вести диалог;
— выделять информацию из учебника, словаря в соответствии с
учебной задачей.
Оборудование: учебник «Русский язык» (2 класс), словарь
синонимов, слайды к уроку.
Тип урока: ОНЗ
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
Орг. момент |
Проверяет готовность Ребята, с каким настроением Чего вы ждёте от урока? |
Показывают цветную карточку, отвечают на вопрос. |
Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих |
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и |
Актуали- зация знаний |
Организует работу в Я предлагаю вам начать урок Даёт задание на поиск в Прочитайте текст. Что можете сказать? Какими словами вы Учитель записывает перечисленные Почему вы предлагаете Сравните записанные слова. Учитель стирает с доски Оставшиеся слова можно Какие задачи к уроку вы для |
Перечисляют правила Знакомятся с текстом. Формулируют выводы В тексте есть речевые Слово «ребята» можно Потому что они имеют такое Анализируют, выявляют Это имена существительные, Озвучивают задачи урока. Узнать, как называется Почему эти слова так Для чего нужны такие слова? |
Постановка учебной задачи. |
Осуществлять анализ объектов, сравнение, синтез; строить |
Организовывать общение, включающее умение слушать |
Формиро- вание новых знаний |
Формулирует задание на Для того чтобы ответить на Подводит учащихся к Что теперь вы можете Почему? Что ещё вы узнали о Уточняет понимание Организует беседу по Посмотрите на группы слов. Докажите. Какой вывод можно сделать? Что можно сказать об |
Знакомятся с правилом в Находят в тексте Это синонимы. Потому что они обозначают Это слово в переводе с Синонимы. Анализируют. Сравнивают. Слова лес, дубрава, роща, Эти слова близкие по Слова красный, алый, Эти слова близкие по Синонимами могут быть как Это однокоренные слова. |
Запоминать и удерживать правило, выделять свойства в |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование |
Организовывать общение, полно и точно выражать свои мысли. |
физминутка |
|||||
Практи- ческая деятель- ность |
Даёт задание на поиск в Посмотрите на запись на По улице (идти) На площади (идти) По дороге (идти) усталые Праздничные колонны Малыш неуверенно (идти) Организует поисковую Какое задание можно Давайте составим план наших Что заметили, когда Какой пункт нужно добавить Выдвигает проблему. Подберите синонимы. Куда нужно обратиться за Организует работу в Контролирует работу. Сейчас вы будете работать Я предлагаю вам обратиться Что вас удивило? Какие синонимы вы можете Организует игровую Давайте поиграем Покажите, как можно: Обучающимся раздаются Организует А сейчас вернёмся к нашему Организует коллективную Давайте проверим, что у вас По улице шли подружки. На площади шагали По дороге брели усталые Праздничные колонны Малыш неуверенно Что помогло вам справиться Для чего же нужны синонимы? Организует Давайте вернёмся к тому |
Анализируют. Объясняют Это не предложения, потому Высказывают свои предположения, Изменить слова, чтобы 1. Прочитать предложение. 2. Изменить слово. 3. Записать предложение. Повторяется одно и тоже 4. Учащиеся не смогут Спросить у кого-нибудь, Учащиеся работают со Устаревшие выражения. Ступать, переступать, Учащиеся группой Учащиеся самостоятельно Учащиеся сравнивают свои Наша речь становится Учащиеся редактируют текст. Обмениваются результатами |
Запоминать и удерживать правило и инструкцию во времени, |
Осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой |
Организовывать общение, включающее умение слушать |
Заключение |
Создаёт эмоциональный А сейчас я предлагаю Для чего я это сделала? Назовите синонимы. |
Учащиеся слушают песню. Чтобы мы услышали синонимы. Учащиеся называют синонимы |
Осознание качества и уровня усвоения. |
Осуществлять анализ объектов. |
|
Итог |
Акцентирует внимание на О чём мы говорили на уроке? Решили ли мы задачи, которые Надо ли в своей речи использовать синонимы? |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. О синонимах |
Выделение и осознаний того, что усвоено. |
Полно и точно выражать свои мысли. |
|
Оценивание |
Оцените свою работу на Почему выбрали карточку |
Учащиеся показывают цветную карточку, отвечают на вопрос. |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Полно и точно выражать свои мысли. |
|
Д.З. |
Даёт комментарий к |
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя Артеменко Е.В.
2. Класс: 5
3. Дата: 13.04.16
4. Предмет: русский язык
5. Тема: « Синонимы»
6. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала
7. Цель урока: Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».
8. Задачи
Образовательные: сформировать способность к отработке умения подбирать синонимы к словам, составлять синонимические ряды,
повторить изученную орфограмму «Правописание приставок на з— с— »
Развивающие: развивать умения и навыки подбирать синонимы к словам, находить синонимы в тексте, строить синонимические
ряды, развивать память, речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, коммуникативности.
9. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация, карточки
для обучающегося – тетрадь, учебник «Практика», «Теория», карточки.
10. Планируемые результаты:
предметные:
знать: определение понятия синонимов, различать оттенки значений синонимов, особенности употребления по эмоциональной
окраске.
уметь: подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд
личностные: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения
метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции), действовать по плану.
познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно
находить ее в материалах учебников.
коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
11. Межпредметные связи: литература.
12. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,
поисковая
13. Основные понятия темы: синонимы, синонимический ряд.
Информационная часть технологической карты
Предмет, класс |
Родной (русский) язык 2 класс |
||
УМК, автор программы |
УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. |
||
Учитель |
Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный |
||
Тема урока, № урока в рабочей программе |
Для чего нужны синонимы? Урок №9. |
||
Цель урока |
Дать представление о роли синонимов в речи. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи. |
развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы |
воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог |
|
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|
Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас. |
формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД) |
||
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи. |
||
ИОС урока |
Учебно-методическое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
учебник с.80-83 |
мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой. -Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка. -Проверьте, как организовано ваше рабочее место. — Повернитесь друг к другу и скажите такие слова: — Я умею думать, — Я умею рассуждать, — Что полезно для работы, — То и буду выполнять. — У меня получится, — И у тебя тоже. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Повторяют за учителем настраиваются на работу. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. |
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. |
–Ребята, улыбнитесь друг другу. -Какое у вас выражение лица? -А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное. — Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много? -Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? (Синонимы) -Прочитайте слова (слайд), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю. -Объясните, для чего в речи используют синонимы? |
Улыбаются. Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу). Выполняют задания учителя к упр.1. Отвечают на вопросы. (затруднение) |
3. Выявление места и причины затруднения. |
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. |
||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. |
-Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?) -Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? -Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи. -Что такое синонимы? -Назовите еще раз тему урока. -Найдите ответ на этот вопрос в рамочке. -Для чего же нужны синонимы? Прочитайте. -Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений. — Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной») -Как будем доказывать? (выполняя упражнения) |
Читают тему урока вслух. Отвечают на вопросы. Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя. Обсуждают информацию. Определяют цель и задачи урока. |
5. Реализация построенного проекта. |
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд). Зябнет осинка, Зябнет на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. -Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами). -Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2. -Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике,? Почему? — Какими словами — синонимами заменили слово зябнет? — Что они обозначают? (ощущать холод) — Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку? -Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы. -Проверьте и оцените свою работу смайликом. -Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию». |
Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя. Проверяют и оценивают работу смайликом. Делают вывод с опорой на «важную информацию». |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
— Прочитайте отрывок (слайд). Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… -Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост») -Прочитайте выделенные слова. — Можно ли их назвать синонимами? Почему? (обозначают одно и то же -собраться в одном месте) -Покажите, как сбежались маленькие зайчата? -Как вы понимаете значение этого слова? (бегом) — Покажите, как зайцы собрались. — Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом) -Покажите, как они приплелись. — Что значит приплелись? (пришли медленно) —Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения? (Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. ) -Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. — Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию». -Выполните упр.3 на с.82, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов. -Проверим работу и оценим смайликом. |
Читают отрывок на слайде. Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя. Делают вывод. Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя. Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
— Прочитайте еще раз «важную информацию» о синонимах. Что нам осталось доказать? ( синонимы делают речь яркой, выразительной) -Вам предстоит самостоятельная работа по карточке. Чтобы с ней справиться, выполним устно упр. 6 на с. 82-83. -Какую сказку А.С.Пушкина мы читали в этом году? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А.С.Пушкин в сказке использовал определенные эпитеты. Вам нужно их выбрать из ряда синонимов и записать получившиеся словосочетания. -Выполните самостоятельную работу по карточке: Выбери из скобок слово, которое автор употребляет в сказке. Выпиши словосочетания. (Ветхая, старая, дряхлая) землянка, (драгоценная, золотая, прекрасная) рыбка, (жестокая, суровая, грозная) стража, (ласковое, нежное, доброе) слово. Проверь себя по учебнику «Литературное чтение» на с.90,91,98. -Оцените работу смайликом. — Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы. -О чём узнали на уроке? — На какие вопросы вы получили ответы? — Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока? |
Дети еще раз читают «важную информацию» и определяют, какой пункт осталось доказать. Выполняют подготовительное упр.6 Выполняют самостоятельную работу по карточке. Осуществляют самопроверку, оценивают работу смайликом. Делают вывод. Отвечают на вопросы. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. -По желанию можно оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики. (выставление отметок) — Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок. |
Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям). |
10. Информация о домашнем задании |
Даются разноуровневые задания |
-Выполните задание на выбор: упр. 5, 7 или 8 на с.82-83. -А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81 |
Записывают информацию о домашнем задании |
II. Актуализация знаний
Цель: создание условий для осмысления изученного материала, глубины его понимания
Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).
Рассмотрите картины.
И.И.Шишкин. Дубрава
И.И.Шишкин. Сосновая роща
И.И.Шишкин. Дуб в Беловежской пуще
Что общего в этих картинах?
— Прочитаем их название.
— Почему они по-разному называются?
— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова.
У вас на столах словарные статьи.
I ряд знакомится со словом дубрава
II ряд – со словом пуща
III ряд – со словом роща
Проверка по рядам.
— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.
-Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.
Постановка проблемы
Как в русском языке называются слова близкие по своему лексическому значению?
Чистописание
Погуляем по зимнему лесу, слепим Снеговика= соберём слово.
си син сино синон синони…
Кто гулял по лесу?
Какое слово получилось?
Кого мы скатали?
Вот с ним мы и отправимся дальше путешествовать в зимний лес. (На доску вывешивается картинка снеговика)
Дети рассматривают картины
изображён лес
Дубрава, пуща, роща
Работа в парах
ДУБРАВА
ж. Дубовый лес, роща дубрава, лиственная роща В тени дубрав.
ПУЩА
ж. Обширный, густой, труднопроходимый лес.
РОЩА
ж. 1. Небольшой — обычно лиственный — лес. 2. Специально выделяемый по каким-либо признакам или с какой-либо целью участок леса.
Дети зачитывают словарные статьи
Дубрава, пуща, роща- это слова близкие по своему лексическому значению со словом лес.
Ответы детей
Дети пишут, проговаривают слово
Мы
Синони+мы=синонимы
Снеговика
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные
III. Основной этап
Цель:повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Ребята, мы с вами собрали слово «синонимы», а что оно обозначает?
Запишите тему нашего урока «Слова-синонимы»
Постановка цели
Какуюцельперед собой поставим?
Хочу УЗНАТЬ
Будем УЧИТЬСЯ
МОГУ работать
Н
синонимы
а доске постепенно выставляю карточки c фразами, чтобы «сложилось» правило о том, что такое слова-синонимы.
Работа с учебником
Снеговик предлагает прочитать Рубрику “Давай подумаем” на стр.43
-Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите.
Послушайте ещё раз и подумайте, что вам в этом тексте не совсем понравилось, показалось не очень красивым?
Попробуйте исправить текст.
Откройте учебники на стр.42 , прочитайте второй текст и сравните со своим предположением.
Видите, какие вы молодцы, ваше мнение почти или даже совсем совпало с мнением авторов учебника.
Запишите эти слова в тетрадь. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).
Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте.
Ч
Слова близкие по значению
то вы можете сказать об этих словах?
Н
Слова отвечающие на один и тот же вопрос
а какой вопрос отвечают?
Откройте учебники (стр.43), прочитайте правило
Рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.
— О чём вы узнали?
— Как называются слова, близкие по значению?
—
Речь становится яркой, без повторов
Для чего нужны синонимы?
Физкультминутка
Предлагаю прогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ вместе со Снеговичком.
— А теперь встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать.
— Садитесь.
— Как называются слова, которые я произнесла?
Работа в группах
Снеговичок приготовил нам задания для работ по группам.
Вспомним правила работы в группе
Называть друг друга по имени.
Внимательно слушать товарищей.
Выражать своё мнение.
Уважать чужое мнение.
Проверка
—
Слова относятся к одной части речи
Что объединяет данные слова?
Ответы детей
Записывают в тетрадях тему урока.
Что такое синонимы?
Для чего нужны синонимы?
…подбирать синонимы.
…употреблять их речи.
….различать схожесть и различие.
Активно, получать удовольствие от труда.
Один из учеников читает вслух
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Да. Несколько предложений, связанных по смыслу.
Повторяется слово «ребята».
Ответы детей
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
Дети, малыши, детвора
Ребята
Слова близкие по значению
Отвечающие на один и тот же вопрос
Чтение вслух
Дети подводят итог своей работы .
Синонимы
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Слова-синонимы
Читают правила.
Работают в группах.
1. Имя существительное
Задание.Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Темнота, отметка, дом, шторм.
Здание, весна, оценка, сумерки.
Какие слова «лишние»? Почему?
2.Имя прилагательное.
Задание.Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Скорый, аккуратный, трудолюбивый.
Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный.
Какие слова «лишние»? Почему?
3. Глаголы
Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Сказать,спешить, прыгать.Читать, мыть, говорить, скакать, торопиться.
Какие слова «лишние»? Почему?
Ответы детей
Одинаковая часть речи
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные