СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.
Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Запишем в тетради – СИНОНИМ.
Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог?
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Послушаем коротенькую историю. Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).
А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.
ДЗ:
-
Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»
-
выучить две скороговорки
-
Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу
-
У ежа- ежата, у ужа – ужата.
СИНОНИМЫ. Занятие №2.
А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).
Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.
Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.
Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».
Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».
Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».
Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».
Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».
Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.
Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Малютка»
городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
ООД на тему по развитии речи
«Слова-друзья»
— синонимы
Подготовила:
воспитатель подготовительной
группы
Зиннатуллина Л.Р.
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей
с понятием «слова-друзья».
Деятельностная цель: формировать способности детей к
новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.
Задачи:
— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить
составлять предложения с заданными словами;
— развивающие: развивать фонематический слух,
связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
— воспитательные:воспитывать: умение
действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах,
коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь
подбирать слова близкие по значению.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Ход занятия
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране
новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания,
игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в
путешествие?
Дети: На автобусе!
Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов
начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически
готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут
себе в подарок интересные наклейки.
Педагог выносит смайлики плохого настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение
(сердится, обижается, злится.)
Педагог выносит смайлики
хорошего настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их
настроение
(Улыбается, радуется, смеётся)
Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках
расскажут…
(несколько детей у доски
рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например, большой человек — огромный человек –
громадный человек;
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
— Большой — огромный – громадный; маленькая —
крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово,
близкое по значению, а несколько. – Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Зайкина
избушка»
Лиса обманщица.
Педагог: Кого обманула лиса?
Дети: Зайца
Педагог: Какими другими словами можно заменить слово
обманула?
Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
Педагог: Какая лиса?
Дети: Обманщица, врунья.
Педагог: а кто зайке помог?
Дети: Петушок
Педагог: Какой петушок?
Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный –
бесстрашный.
Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было
бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте: Человек бежит.
Река бежит.
Педагог: Давайте заменим слово «бежит» в
предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
Педагог: Как скучно звучало просто «река бежит»,
и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Физ. Минутка упражнение
лодочка.
Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно
перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
Словарная работа.
Ребята посмотрите: Кого мы видим?
Дети: Медвежонка
Педагог: Медвежонок какой?
Педагог: Пришла осень, от того что закончилось
веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.
Педагог: Как еще можно про него сказать? Подберите к
слову «грустный» слова, близкие по значению.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Зарядка для глаз.
— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому
зарядка для глаз нам не помешает.
Педагог: А сейчас я хочу послушайте пословицы.
— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть
слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
— Назовите слова-синонимы.
— Расскажите, как вы понимаете эти слова?
— А теперь пришло время найти друзей.
Игра «Найди друзей».
Педагог: Поиграть хотите? Игра называется «Найди
друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать,
пламя, кидать.
Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?
-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы
наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – друзья.
— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому
было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными,
получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе
МБОУ СОШ № 1 имени З.Я.Лавровского
станицы Ленинградской
Ленинградского района
Краснодарского края.
Учитель Масленникова Лидия Алексеевна
Тема: Слова-друзья (Синонимы).
Цель: закрепить и расширить знания о синонимах;
- развивать речь, интерес к родному языку;
- расширять кругозор детей;
- развивать логику;
- формировать коммуникативные компетенции младших школьников.
Ход занятия.
1.Великий и могучий русский язык.
— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Богатство его заключается в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.
« Многие русские слова,- заметил К. Г. Паустовский,- сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». На занятиях мы узнаем, в чём богатство и красота русского языка.
2.Омонимы.
— Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. Вот стихотворение Д. Лукича об одном таком знакомом.
(слайд)
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный Ключ дверной.
—Назовите слова-близнецы.
-Почему слова « ключ» (родник), « ключ» (скрипичный) и « ключ»(дверной) называются омонимами?
— Приведите примеры омонимов.
-Что такое омонимы?
— Итак, омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
3.Синонимы.
-А сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие.
-Вот один пример. Как по-другому назвать ключ, где можно напиться? (Родник.)
Скажи: «Родник»-
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут не причем!)
А.Барто
— Разные слова родник и ключ называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.
В Клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.
— Я думаю, он снова улетел на Луну,— сказал Гурвинек.
— Нет, нет! Он бы опять взял с собой Пончика. А я только утром его видела,- возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила:- Правда, у него был очень загадочный вид.
— Безобразие!- кричал Буратино.- Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами.
— Подождем еще немного и пойдем без него,- решил Карандаш.
Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.
— Я не опоздал? — спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
-Не сердитесь на нас.
— Не обижайтесь,- попросил Пончик.
-Не дуйтесь,- прошептал Сиропчик.
— Где вы были?- строго сдвинул брови Карандаш.
— В школе. Тут недалеко,- сообщил Незнайка.
— Совсем близко,- подтвердил Пончик.
— Рядом,- пролепетал Сиропчик.
— Что же вы там делали?- заинтересовались веселые человечки.- И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по- разному.
Я узнал,- объяснил Незнайка,- что ребятам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называют… называют… Как их называют? — обратился Незнайка к Пончику.
— Их называют синонимами,- в один голос ответили Пончик и Сиропчик.
— Вот-вот!- воскликнул Незнайка.- Например, можно сказать: Дюймовочка маленькая…
— А можно, — перебил Незнайку Пончик,- по-другому: Дюймовочка небольшая…
— А еще лучше,- вмешался Сиропчик,- Дюймовочка крошечная.
Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:
-Ведь можно сказать так: Пончик и Сиропчик — мои друзья.
— А я скажу: Незнайка и Сиропчик — мои товарищи,- подтвердил Пончик.
— И я тоже: Незнайка и Пончик — мои приятели,- согласился Сиропчик.
— Друзья, товарищи, приятели! Мы же опаздываем! — послышалось со всех сторон
Быстро бежим в школу! — скомандовал Карандаш. — А по пути мы узнаем все остальное.
Веселые человечки поспешили к ребятам, но еще долго слышался голос Незнайки: «Вот, например, ограда…, летчик…, богатырь…» Все называли какие-то слова, но мы не расслышали.
— Какие слова называются синонимами?
-Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.
-Как по-другому можно сказать:
Незнайка исчез
дверь неожиданно раскрылась
Незнайка вбежал в комнату
у Пончика был таинственный вид
— Какие синонимы вы подберете к словам:
ограда (забор, изгородь),
летчик (пилот),
богатырь (силач)?
Найти синонимы в стихотворениях.
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!-
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила Тишина.
В. Берестов
Зябнет осинка
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
И. Токмакова
(Дети называют синонимы поочередно из каждого прочитанного стихотворения.)
-Какой частью речи могут быть синонимы?
( Слайд)
-Синонимы могут обозначать:
предметы (бураны — вьюги — метели)
действия (зябнет — стынет — мерзнет)
признаки (выносливый — закаленный).
Игра «Найди друзей»
Все ученики получают карточки со словами и ищут себе пару.
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Шалун скакать
Чистый азбука
конница пламя
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный кидать
смелый храбрый
утомился устал
навестить проведать
грусть печаль
Синонимы в пословицах и поговорках.
-Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках:
- Спеши не спеши, а поторапливайся. 2) Приятелей много, а друга нет.
3) Переливает из пустого в порожнее?
Синоним из четырёх букв.
(Работа в парах)
-Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:
(карточки на столах)
приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа
Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).
Второе название животного
(Слайд)
-Каких зверей называют так; косой, косолапый, серый, сохатый?
Ответ: заяц, медведь, волк (заяц), лось,
Назовите по-другому
(Слайд)
-Названия, каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника? Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.
Подбери к рисункам синонимы.
(Слайд)
-Назови лишь те слова, к которым можно подобрать синонимы: луна- месяц, собака — пес, лошадь — конь, доктор — врач, бегемот — гиппопотам.
— К каждому слову можно подобрать синонимы?
( Не к каждому слову возможен подбор синонимов)
Итог занятия.
-Что такое синонимы?
-Зачем человек употребляет синонимы в речи?
Домашнее задание.
-Синонимы часто употребляются в народных сказках, например: в некотором царстве, в некотором государстве; знать не знаю и не ведаю; тоска-кручина горькая; путь-дорога дальняя и т. п. Прочитайте сказки и найдите в них слова-синонимы.
Тема: Слова — друзья.
Цель: Познакомить детей с понятием «синонимы», учить подбирать слова сходные по смыслу. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: иллюстрация ёжик, карточки с названиями антонимов; предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Задание «Подумай и ответь».
— Какую косу нельзя заплести? (Косу для скашивания травы.)
— Какой лук не употребляют в пищу? (Оружие)
— Каким ключом не откроешь дверь? (Гаечным и родниковым.)
— Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъёмного.)
— В каких лесах не растут деревья?(В строительных.)
2. Введение в тему.
— Сегодня мы поговорим о словах — друзьях. Они различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и тоже действие. Называются такие слова синонимы.
3. Справка для учителя: Синонимы — слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово КРАСНЫЙ (алый, огненный, кирпичный, пурпурный, багряный, малиновый и т.п.)
Послушайте стихотворение:
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём…
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
— Найдите в стихотворении слова – «друзья». А ещё их называют синонимы. (На доске вывешиваются карточки — ответы).
4. Игра «Скажи по-другому».
На доске предметные картинки (дорога, доктор, дом, автомобиль, труд, мороз, еда, метель, конь).
— Подберите подходящую картинку к стихотворению и назовите её, другими словами.
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это… (дом, жилище)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит… (автомобиль, машина)
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас … (мороз, холод)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что- то…(еда, пища)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (метель, пурга, вьюга)
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (конь, лошадь)
5. Игра «Найди друзей».
— Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Худой Аккуратный
Огонь Скупой
Чистый Скакать
Прыгать Тощий
Бросать Пламя
Жадный Кидать
(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
6. Задание «Подбери точное слово».
— Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. Вот послушайте что бы получилось.
Мальчик бежит. Ручей бежит. Мышка бежит.
— Рассмотрите сюжетные картинки и составьте предложения по ним.
(Мальчик несётся по площадке. Ручей весело журчит. Мышка убегает от кошки.)
Вертолёт сел. Солнце село. Ученик сел.
(Вертолёт приземлился на площадку. Солнце закатилось за горизонт. Ученик сел на место.)
— Молодцы, подобрали точные слова.
— Какой вывод можно сделать?
— Одинаковые на первый взгляд слова могут иметь совершенно разные синонимы, так как различны по значению.
7. Физкультминутка.
8. Задание «Опиши предмет».
— Опишите предмет и при этом употребит как можно больше слов –синонимов.
На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Лиса – рыжая, хитрая, плутовка, воровка, хвост пушистый, длинный, яркая, густая, пушистая шерсть. Её многие звери боятся, опасаются.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
9. Игра «Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем».
Учитель предлагает детям по-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
10. Прослушивание сказки.(упражнение на внимание;)
— Послушайте сказку про ёжика и его друзей -зверюшек, которые решили устроить праздник. Подберите подходящие слова — друзья. (чтение с остановками;)
Жил-был один маленький ёжик. Он был очень вежливый . Ёжик трудился прилежно и у него было много приятелей . Жизнь у зверей была нелёгкая , и поэтому все ходили какие-то невесёлые . И тогда как то раз зверюшки решили устроить себе веселье . Все пришли красивые , начали скакать, крутиться , плясать , хохотать – и всем стало хорошо .
Слова для справок: небольшой, воспитанный, усердно, друзей, тяжёлая, грустные, однажды, праздник, нарядные, прыгать, вертеться, танцевать, смеяться, весело.
— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
11. Работа в тетради.
Задание №1. «Выучи стихотворение».
Лежит ёжик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Задание №2. «Жил-был один маленький ёжик». (раскрась)
Задание №3. «Подчеркни по три».
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
12. Подведение итогов занятия.
— Закончи предложения:
Синонимы — это слова, которые…
Если бы не было таких слов приятелей…
Мы знаем такие слова — друзья…
Источники:
1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 2 класса общеобразовательной школы — Алматы: «Атамұра», 1998. — 144 стр., — илл.
2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.
3. Раскраска: интернет- источник
Обновлено: 04.05.2023
воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: карточки с заданиями, загадки, иллюстрации
1.Выбор игроков для первой тройки (задание всему классу).
— Кто первым назовёт слово – синоним?
(Последнее слово в четверостишье заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.)
Вот с весёлой звонкой песней
Мы идём на лыжный кросс
Воздух чистый, день чудесный
Не пугает нас холод.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от работы.
Весёлый вестник ливней вестник.
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается вокруг.
Задание для первой тройки.
— Каким словом – синонимом из 4-х букв можно заменить слово печаль?
(Подсказка.Когда это случается, люди плачут (горе)).
2.Выбор игроков для второй тройки (задание всему классу)
Восстановите авторский текст, заменяя нужное слово синонимом по смыслу и по рифмованным строкам.
Бураны, вьюги и пурга (метели)
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
— Теперь это слово архаизм. Оно перестало употребляться, место этого слова заняло другое с тем же значением, употребляется с оттенком пренебрежения: иногда этим словом называют человека, не имеющего для лечения больных достаточно оснований; от слова лечить.
Игра со зрителями.
Назовите по- другому:
-Названия каких птиц и животных мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника? ( Орел, петух, лиса, медведь ( тюлень), заяц)
— Какой синоним из 4-х букв можно подобрать к слову солдат? (воин, боец).
3. Выбор игроков для третьей тройки (задание всему классу).
— Говоря о характере и поведении человека мы часто вспоминаем зверей и птиц.
— Название какого животного мы вспоминаем, чтобы назвать:
— Какую птицу мы вспоминаем, чтоб назвать храбреца? (орёл).
Задание для третьей тройки: Какое животное мы вспоминаем, чтобы назвать увальня, нерасторопного, ленивого человека? В слове 6 букв. (тюлень).
— Синонимы часто употребляются в народных сказках, Этими словами часто начинаются сказки. В этой фразе два синонима, а одно слово повторяется дважды.
( В некотором царстве, в некотором государстве)
Повторение правила, показ своих примеров, вывод
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Конспект занятия для дошкольников на тему «Слова-друзья (синонимы)». Веселые и интересные упражнения для развития речи, логического мышления, фантазии.
СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.
Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Запишем в тетради – СИНОНИМ.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).
А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.
выучить две скороговорки
Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу
У ежа- ежата, у ужа – ужата.
СИНОНИМЫ. Занятие №2.
А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).
Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.
Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.
Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.
Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
Конспект данного занятия составлен для факультативного курса по развитию речи. В разработке занятия отличительной особенностью подачи материала является использование различных игровых приёмов, которые знакомят учащихся со словами — синонимами.
Тема: Слова — друзья.
Цель: Познакомить детей с понятием «синонимы», учить подбирать слова сходные по смыслу. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: иллюстрация ёжик, карточки с названиями антонимов; предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Задание «Подумай и ответь».
— Какую косу нельзя заплести? (Косу для скашивания травы.)
— Какой лук не употребляют в пищу? (Оружие)
— Каким ключом не откроешь дверь? (Гаечным и родниковым.)
— Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъёмного.)
— В каких лесах не растут деревья?(В строительных.)
2. Введение в тему.
— Сегодня мы поговорим о словах — друзьях. Они различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и тоже действие. Называются такие слова синонимы.
3. Справка для учителя: Синонимы — слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово КРАСНЫЙ (алый, огненный, кирпичный, пурпурный, багряный, малиновый и т.п.)
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
— Найдите в стихотворении слова – «друзья». А ещё их называют синонимы. (На доске вывешиваются карточки — ответы).
4. Игра «Скажи по-другому».
На доске предметные картинки (дорога, доктор, дом, автомобиль, труд, мороз, еда, метель, конь).
— Подберите подходящую картинку к стихотворению и назовите её, другими словами.
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это. (дом, жилище)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит… (автомобиль, машина)
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас … (мороз, холод)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что- то…(еда, пища)
Знать ничего не хочу. (метель, пурга, вьюга)
С подстриженной гривой
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (конь, лошадь)
5. Игра «Найди друзей».
(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
6. Задание «Подбери точное слово».
— Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. Вот послушайте что бы получилось.
Мальчик бежит. Ручей бежит. Мышка бежит.
— Рассмотрите сюжетные картинки и составьте предложения по ним.
(Мальчик несётся по площадке. Ручей весело журчит. Мышка убегает от кошки.)
Вертолёт сел. Солнце село. Ученик сел.
(Вертолёт приземлился на площадку. Солнце закатилось за горизонт. Ученик сел на место.)
— Молодцы, подобрали точные слова.
— Какой вывод можно сделать?
— Одинаковые на первый взгляд слова могут иметь совершенно разные синонимы, так как различны по значению.
7. Физкультминутка.
8. Задание «Опиши предмет».
— Опишите предмет и при этом употребит как можно больше слов –синонимов.
На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Лиса – рыжая, хитрая, плутовка, воровка, хвост пушистый, длинный, яркая, густая, пушистая шерсть. Её многие звери боятся, опасаются.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
9. Игра «Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем».
Учитель предлагает детям по-очереди показывать действия, остальные их называют.
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
10. Прослушивание сказки.(упражнение на внимание;)
— Послушайте сказку про ёжика и его друзей -зверюшек, которые решили устроить праздник. Подберите подходящие слова — друзья. (чтение с остановками;)
Жил-был один маленький ёжик. Он был очень вежливый . Ёжик трудился прилежно и у него было много приятелей . Жизнь у зверей была нелёгкая , и поэтому все ходили какие-то невесёлые . И тогда как то раз зверюшки решили устроить себе веселье . Все пришли красивые , начали скакать, крутиться , плясать , хохотать – и всем стало хорошо .
Слова для справок: небольшой, воспитанный, усердно, друзей, тяжёлая, грустные, однажды, праздник, нарядные, прыгать, вертеться, танцевать, смеяться, весело.
— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Описание разработки
Цель урока:
расширять кругозор детей, развивать речь.
1. Организационный момент.
Чистописание.
Языковая разминка. Запись и разбор предложения.
Выглянуло солнце, и друзья отправились в путь.
Подбор слов близких по значению к слову друзья (приятели).
Объяснение лексического значения слов друг и приятель.
Эти слова близкие по значению и все же они обозначают небольшие различия, но есть слова — двойники, например: бегемот и гиппопотам. Эти два слова называют одно животное – крупное, парнокопытное млекопитающее, обитающее в пресноводных бассейнах Африки .
Стихотворение Б. Бобылевой:
— Вы кто? — спросил.
— Я бегемот, — гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
— Кто ж я тогда такой?!
— А вы ,- ему ответил тот, —
С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там —
А кто гиппопотам.
1. Почему поссорились два персонажа?
2. Был ли смысл ссориться?
Синонимы делают нашу речь более яркой, образной, выразительной, помогают избегать повторов.
Как мы уже наблюдали, синонимы способны обозначать небольшие различия, а это значит, что они позволяют более точно выразить мысль.
Как можно назвать человека сильного? А очень сильного ,который может победить силача?
Геркулесом римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, который совершил 12 подвигов.
У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, но геркулес все же сильнее силача, поэтому если мы будем говорить об очень сильном человеке, то употребим слово геркулес, чтобы выразить мысль более точно.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Урок по теме : « Слова-друзья-синонимы . Упрямые антонимы .
Языковая разминка. Запись и разбор предложения.
Выглянуло солнце , и друзья отправились в путь.
Подбор слов близких по значению к слову друзья(приятели).
Объяснение лексического значения слов друг и приятель.
Эти слова близкие по значению и все же они обозначают небольшие различия , но есть слова-двойники , например :бегемот и гиппопотам . Эти два слова называют одно животное –крупное ,
парнокопытное млекопитающее , обитающее в пресноводных бассейнах Африки .
Стихотворение Б. Бобылевой
-Я бегемот, -гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
— Кто ж я тогда такой ?!
— А вы ,-ему ответил тот,-
С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там-
А кто гиппопотам.
1.Почему поссорились два персонажа?
2.Был ли смысл ссориться?
Синонимы делают нашу речь более яркой, образной , выразительной ,помогают избегать повторов.
Как мы уже наблюдали, синонимы способны обозначать небольшие различия , а это значит , что они позволяют более точно выразить мысль.
Как можно назвать человека сильного? А очень сильного ,который может победить силача?
Геркулесом римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, который совершил 12 подвигов.
У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, но геркулес все же сильнее силача, поэтому если мы будем говорить об очень сильном человеке , то употребим слово геркулес ,чтобы выразить мысль более точно.
4.Сравним слова мальчик и пацан. Это синонимы , но везде ли будет уместным употребление слова пацан ? (о слова употребляемых только в разговорной речи ).
О словаре синонимов .
1. Устно подберите синонимы к словам :
Стужа , зной , западня , здание , путь .
2. Подберите к совам левого столбика слова правого столбика близкие им по значению , соедините их :
3. Работа с карточками. Выделение синонимов в тексте.
Бураны , вьюги и метели
Как много с ними канители ,
Так много шума , толкотни ,
Как надоели мне они!
Дрожит на ветру ,
Стынет на солнышке ,
Мерзнет в жару. (проверка )
4.Подберите синоним к слову затишье ( тишина, безмолвие ).Обратимся к толковому словарю ,посмотрим на лексическое значение этих слов. На партах карточки. Попытаемся употребить слова предельно точно в тексте.
Ты в лесу. Ветер так слаб , что едва- едва слышен шелест листьев . Изредка где- то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу стоит (тишина ). Сильный ветер шумит в кронах деревьев , но вот он замирает на несколько минут. Наступило (затишье ).Ни единый звук не доходит до слуха.
Все замерло. В лесу царит( безмолвие)
5.На доске стихотворение .Прочитать выразительно. О каком времени года говорит автор? Какие слова на это указывают ?
Вьюга снежная , пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега ,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Дайте радужной парчи
Для косматых елей. С. . Маршак.
Найдите в тексте однокоренные слова , выпишите. Выпишите все существительные и найдите среди них синонимы.
А теперь из холодной зимы в жаркую Африку.
Физкультминутка (звучит песня Красной Шапочки , выполняются движения под музыку).
В Африке очень жарко ,а у нас порой очень ( ).
На доске картинка (жара и холод).
Есть детское стихотворение о двух барашках , которые повстречались на узком мостике , они были так упрямы , что не уступили друг другу , оба утонули. В языке есть пары слов похожие на упрямых барашков. Это антонимы- слова с противоположным значением. ( В тему урока добавляем
Вопрос к классу: являются ли антонимами слова низкий и счастливый ? Говорим , что слова сравниваются по одному признаку , а здесь их два. Противоположное слову низкий- высокий , счастливый- несчастный.
Единый признак мы показали в виде мостика :если один барашек будет стоять на мостике , а другой на берегу , то они не столкнутся , как и слова низкий и счастливый.
Читайте также:
- Современные олимпийские игры 3 класс конспект урока
- Почему пластилин мягкий а стекло твердое конспект
- Конспект урока песнь о нибелунгах
- Конспект урока 5 класс как человек изменил землю 5 класс
- Конспект наблюдения за снегом в подготовительной группе
Урок по теме : « Слова-друзья-синонимы . Упрямые антонимы .
Тип урока: урок сообщение новых знаний.
Цель урока: дать понятия «синоним» и «антоним», показать на конкретных примерах значение синонимов и антонимов в речи; расширять кругозор детей, развивать речь.
Организационный момент.
Чистописание.
Языковая разминка. Запись и разбор предложения.
Выглянуло солнце , и друзья отправились в путь.
Подбор слов близких по значению к слову друзья(приятели).
Объяснение лексического значения слов друг и приятель.
Вопрос детям: « Скажи мне кто твой друг?» Ответы детей(конкретизируя почему друг , а не приятель)
Эти слова близкие по значению и все же они обозначают небольшие различия , но есть слова-двойники , например :бегемот и гиппопотам . Эти два слова называют одно животное –крупное ,
парнокопытное млекопитающее , обитающее в пресноводных бассейнах Африки .
Стихотворение Б. Бобылевой
-Вы кто?- спросил
-Я бегемот, -гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
— Кто ж я тогда такой ?!
— А вы ,-ему ответил тот,-
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там-
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.
Вопросы:
1.Почему поссорились два персонажа?
2.Был ли смысл ссориться?
Сегодня мы поговорим с вами о тех словах, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы( на доске «Слова- друзья- синонимы».
Синонимы- слово очень древнее, оно пришло к нам из греческого, в переводе обозначает соименный». Синонимы- слова одинаковые(бегемот- гиппопотам)или близкие по лексическому значению( друг- приятель).
Синонимы делают нашу речь более яркой, образной , выразительной ,помогают избегать повторов.
Как мы уже наблюдали, синонимы способны обозначать небольшие различия , а это значит , что они позволяют более точно выразить мысль.
3. На доске рисунок «Геркулес и силач».
Как можно назвать человека сильного? А очень сильного ,который может победить силача?
Геркулесом римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, который совершил 12 подвигов.
У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, но геркулес все же сильнее силача, поэтому если мы будем говорить об очень сильном человеке , то употребим слово геркулес ,чтобы выразить мысль более точно.
4.Сравним слова мальчик и пацан. Это синонимы , но везде ли будет уместным употребление слова пацан ? (о слова употребляемых только в разговорной речи ).
О словаре синонимов .
Закрепление
1. Устно подберите синонимы к словам :
Стужа , зной , западня , здание , путь .
2. Подберите к совам левого столбика слова правого столбика близкие им по значению , соедините их :
Старый старательный
Прилежный грузная
Тяжелая смелая
Храбрая дряхлый
Веселый смешной
3. Работа с карточками. Выделение синонимов в тексте.
Бураны , вьюги и метели
Как много с ними канители ,
Так много шума , толкотни ,
Как надоели мне они!
Зябнет осинка ,
Дрожит на ветру ,
Стынет на солнышке ,
Мерзнет в жару. (проверка )
4.Подберите синоним к слову затишье ( тишина, безмолвие ).Обратимся к толковому словарю ,посмотрим на лексическое значение этих слов. На партах карточки. Попытаемся употребить слова предельно точно в тексте.
Ты в лесу. Ветер так слаб , что едва- едва слышен шелест листьев . Изредка где- то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу стоит (тишина ). Сильный ветер шумит в кронах деревьев , но вот он замирает на несколько минут. Наступило (затишье ).Ни единый звук не доходит до слуха.
Все замерло. В лесу царит( безмолвие)
5.На доске стихотворение .Прочитать выразительно. О каком времени года говорит автор? Какие слова на это указывают ?
Вьюга снежная , пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега ,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей. С. . Маршак.
Найдите в тексте однокоренные слова , выпишите. Выпишите все существительные и найдите среди них синонимы.
А теперь из холодной зимы в жаркую Африку.
Физкультминутка (звучит песня Красной Шапочки , выполняются движения под музыку).
Мы слышали с вами песню об Африке , где обитают бегемоты , гиппопотамы. Там « горы вот такой вышины» .Находим слово противоположное слову высоко и широко.
В Африке очень жарко ,а у нас порой очень ( ).
На доске картинка (жара и холод).
Есть детское стихотворение о двух барашках , которые повстречались на узком мостике , они были так упрямы , что не уступили друг другу , оба утонули. В языке есть пары слов похожие на упрямых барашков. Это антонимы- слова с противоположным значением. ( В тему урока добавляем
«Упрямые антонимы» и рисунок барашков на мостике)
Вопрос к классу: являются ли антонимами слова низкий и счастливый ? Говорим , что слова сравниваются по одному признаку , а здесь их два. Противоположное слову низкий- высокий , счастливый- несчастный.
Единый признак мы показали в виде мостика :если один барашек будет стоять на мостике , а другой на берегу , то они не столкнутся , как и слова низкий и счастливый.
Закрепление
1. Отгадайте загадку :
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг
А деревьям друг. (дятел)
Найдите противоположные слова.
2. Подберите к слова антонимы и запишите в тетради:
Горе, восход , ночь , добро , огонь. ( Проверка).
3. Работа со стихотворением. Прочитать выразительно. Выписать антонимы.
Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко.
А мышонок-
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка- далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок- тем , что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
Что вы?
Шепчет червячок-
Сладкий у него бочок.
Назовите антонимы.
4.Дополните предложения антонимами
Спят и богатые , и… ,и мудрые ,и … ,и добрые , и … . А. П. Чехов.
Объяснить роль антонимов в предложении .
5. Игра « Наоборот»
…И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко
А ты ответишь … (низко) .
Скажу я слово далеко ,
А ты ответишь ….(близко) .
Скажу я слово потолок ,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял ,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну , отвечай …(конец).
Д.Чиарди
Обобщение .Подведение итогов
Объяснение домашнего задания.
Конспект
логопедического занятия с обучающимися 3 класса по коррекции дисграфии,
обусловленной ОНР.
Составила:
учитель-логопед Вакулина Е. А.
МАОУ
«Гимназия №7 «Сибирская»
Новосибирск
2019
Тема: Логопедическая –
лексико-грамматические категории. Синонимы.
Грамматическая – закрепление знаний о
частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Цель: Формировать у
детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов. Закрепить знания о частях
речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Расширять
и актуализировать знания учащихся о синонимах.
2. Развивать
навыки связного высказывания.
3. Развивать
слухоречевую память, учить видеть оттенки значений слов.
4. Развивать
эмоциональное восприятие нового материала.
5. Учить
дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.
6. Обогащать
словарный запас.
7. Развивать
пространственное ориентирование.
8. Формировать
навык самостоятельного построения умозаключений.
9. Развивать
слуховое и зрительное внимание.
10. Развивать
межполушарное взаимодействие.
Образовательные:
1. Активизировать
знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой
слов.
2. Закрепить
знания учащихся о частях речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать
познавательный интерес к обучению.
2. Воспитывать
любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к
изучению русского языка.
3. Развивать
умение работать в команде.
4. Формировать
самоконтроль, самооценку учащихся.
5. Прививать
навыки коллективной и индивидуальной работы.
6. Воспитывать
умение слушать и слышать обращённую речь.
Оборудование:
предметные картинки, таблицы, магнитная доска, лепестки со словами, тексты
стихотворений, тексты рассказов, картонный телевизор, экран, компьютер.
Ход
занятия:
1. Организационный
момент.
Логопед:
«Наши
глаза внимательно смотрят,
Наши
уши внимательно слушают,
Наши
руки и ноги нам не мешают, а помогают».
— Посмотрите, всё ли
готово к занятию?
2. Речевая
разминка. Введение в тему.
«Бураны,
вьюги и метели —
Как
много с ними канители.
Как
много шума, толкотни,
Как
надоели мне они».
В.Берестов.
Логопед: — Прочитайте это
стихотворение про себя. Прочитайте его «птичьим базаром». Прочитайте
выразительно. Прочитайте первую строчку.
Учащиеся последовательно
выполняют каждое задание.
Логопед: — Похожи ли эти
слова внешне? Правильно, в этих словах мы отмечаем разный набор звуков. Что
такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?
Учащиеся последовательно
отвечают на каждый вопрос.
Логопед: — Правильно, все
эти слова имеют одно и то же значение. А вот как мы будем называть эти слова,
попробуем догадаться? Посмотрите на картинку. Как можно назвать мальчиков?
(Друзья, приятели, товарищи). И называть мы их будем — слова – «приятели»
(синонимы).
На доску вывешивается
таблица.
3. Знакомство
учащихся с синонимами как лексической группой слов.
Логопед: — Ребята,
скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»? (Что?) Что
они обозначают? (Предметы). Верно, слова – «приятели» могут обозначать разные
предметы. А сейчас послушайте сказку. На поляне рос дуб. Он был большой,
огромный, громадный, гигантский.
На доску вывешивается
таблица.
ДУБ
БОЛЬШОЙ
ОГРОМНЫЙ
ГРОМАДНЫЙ
ГИГАНТСКИЙ
Возле дуба любили собираться звери. Трусливый,
боязливый, несмелый – заяц. Таблица.
ЗАЯЦ
ТРУСЛИВЫЙ
БОЯЗЛИВЫЙ
НЕСМЕЛЫЙ
Хитрая, плутоватая,
лукавая – лиса. Таблица.
ЛИСА
ХИТРАЯ
ЛУКАВАЯ
ПЛУТОВАТАЯ
Злой, сердитый, коварный
– волк. Таблица.
ВОЛК
ЗЛОЙ
СЕРДИТЫЙ
КОВАРНЫЙ
Неуклюжий, неловкий,
косолапый – медведь. Таблица.
МЕДВЕДЬ
НЕУКЛЮЖИЙ
НЕЛОВКИЙ
КОСОЛАПЫЙ
Они были разные, но
дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы, но у них ничего не
получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.
4. Гимнастика
для глаз.
5. Игра
«Вырасти цветок».
На магнитную доску
вывешиваются сердцевинки цветов.
Обучащимся раздаются
лепестки, на которых написаны слова:
Крошечное,
храбрый, неустрашимый, бесстрашный, ледяная, мужественный, отважный, мёрзлая,
небольшое, холодная, карликовое, ледяная, мизерное.
Обучащимся необходимо
правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать
синонимы.
— Поляна получилась красивая,
чудесная, прекрасная, живописная.
Таблица.
ПОЛЯНА
КРАСИВАЯ
ЧУДЕСНАЯ
ПРЕКРАСНАЯ
ЖИВОПИСНАЯ
На какой вопрос отвечают
эти слова? (Какой? Какая? Какое?) Что обозначают слова, отвечающие на эти
вопросы? (Признак предмета).
Слова – «приятели» могут обозначать
признак предмета.
6. Работа
с текстом.
Логопед: Зверям
понравилась поляна, и они стали радоваться.
Звери радовались.
Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были
рады.
Логопед: Прочитайте
текст. Понравился ли он вам? Почему? Замените слова на синонимы, пользуясь
словами для справок: ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на
седьмом небе. Прочтите текс, который у вас получился.
Звери радовались.
Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были
на седьмом небе.
Логопед: — На какой
вопрос отвечают эти слова? (Что делал?) Что обозначают слова, отвечающие на
вопрос «Что делать? Что сделать?» (Действие предмета). Значит, слова —
«приятели» могут обозначать действия предметов.
— Для чего нужны
синонимы? (Синонимы нужны для того, чтобы точнее, ярче и выразительнее была
наша речь).
7. Игра
«Закрась нужный прямоугольник».
Подберите слова –
«приятели» к тем, которые записаны в цветных прямоугольниках и закрасьте их
нужным цветом.
Большой |
трусливый |
пугливый |
огромный |
Боязливый |
гигантский |
громадный |
несмелый |
Бой |
солдат |
сеча |
сражение |
Воин |
битва |
боец |
поединок |
8. Игра
«Телевизор».
— А сейчас мы будем
смотреть телевизор, и подбирать слова – «приятели» к изображённым предметам. Вы
должны правильно назвать предмет и найти к нему синоним.
На доску вывешивается
картонный телевизор, и поочерёдно выставляются предметные картинки: конь,
гиппопотам, прут, школьник, пёс, приятель, кочет, заяц.
9. Игра
«Найди пару».
— Подберите к словам из
левой колонки синонимы из правой. Запишите их парами в тетрадь.
Алфавит
Аккуратный
Красный
Пламя
Огонь
Скакать
Шалун
Печальный
Чистый
Кидать
Грустный
Алый
Лошадь
Конь
Прыгать
Озорник
Бросать
Азбука
10. Игра
– соревнование «Кто быстрее и правильнее».
Логопед: — Чья команда
быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и подчеркните слова
синонимы. Какой частью речи являются? Докажите.
Пришла зима.
Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на
санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе
зимой.
«Мы
с приятелем вдвоём
Дружно,
весело живём.
Я
иду… и он шагает,
Я
смеюсь, хохочет
он.
Если
мне грустить придётся
Он
печалится со мной».
11. Коллективная
работа «Найди недостатки в тексте».
Логопед: — Рассмотрите картинку
на экране, прочитайте рассказ. Какие недостатки заметили? С помощью синонимов
исправьте рассказ.
На опушке леса
показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал лакомиться ягодами.
Вдруг он застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
(Зверь,
косолапый, Топтыгин)
12. Итог
занятия. Рефлексия.
Логопед: — С какими
словами познакомились? Для чего нужны синонимы? Что понравилось? Выразите своё
настроение смайликами.
Конспект
занятия с детьми с ФФН подготовительной группы МБДОУ дс 186 «Волгарик».
(Учитель-логопед Бордачева Н.В.)
Тема: «Формирование операций морфемного анализа у детей дошкольного возраста.Практическое усвоение лексического значения слова:подбор антонимов(слова «наоборот»,синонимов «слова-друзья»,многозначных слов «явление лексической полисимии».
Цель:
1.Познакомить детей со словами-антонимами( «слова наоборот»),учить использовать их в речи.
2.Формировать умение подбирать слова со сходным значением( «слова-друзья»).
3.Учить выделять многозначные слова и определять их значение,устанавливать общность значения и правильно употреблять их в речи.
4.Формировать учебное высказывание,используя изученный лексический материал.
5.Развивать внимание,память,воображение.
Оборудование:игрушки:котенок,тигр,мяч,заяц;картинки с 1-2-3-х сложными словами на каждого ребенка;картинки:врач,лошадь,луна;3 картинки к сказке;картинка к стихотворению;листочки бумаги(по 10 на каждого ребенка);фломастеры.
Ход:
1.Оргмомент.(Дети стоят около взрослого).
-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,Мы посетим новые страны,где познакомимся с новыми,интересными словами.А поедим мы вот на этом поезде, а чтобы стать пассажиром,нужно правильно определить количество слогов в словах на ваших карточках и занять место в соответствующем вагоне(раздаются карточки с 1-2-3 –х сложными словами).
-Давайте проверим,правильно ли вы заняли места в вагонах.
Наш поезд отправляется в путь!
2.Развитие мелкой моторики.
Чтобы нам не было скучно ехать,поиграем с пальчиками:
С веток ягодки снимаю и в лукошко собираю (имитация сбора ягод)
Ягод полное лукошко,я попробую немножко,
Я поем еще малинки,сколько ягодок в корзинке
Раз,два,три,четыре,пять…Снова буду собирать!
-Наш поезд останавливается,садимся за столы.
3.Практическое усвоение лексического значения слов-антонимов,слов-синонимов,слов-амонимов.
А).
-Первая остановка и мы попадаем в необычную страну,где живут слова.А вот какие это слова,мы сейчас узнаем.
-Посмотрите,кто нас встречает(показать котенка и тигра).
это котенок и тигр.Они спорят,не могут понять:они одинаковые или разные.Давайте им поможем.
-Какие они по размеру? (тигр большой,а котенок-маленький)
-А если мы их погладим,какие они?(тигр гладкий,а котенок-пушистый)
-А какие они по характеру? (тигр злой,а котенок-ласковый)
-Так какие же они,одинаковые или разные?
-Они разные,а слова,которые мы называли:большой-маленький,гладкий-пушистый,злой-добрый –называются «слова наоборот» и страна эта так и называется «Наоборотия».Здесь слова живут парами,но они не дружат.
-Посмотрите,у котенка мячик.Он любит им играть,он хочет с вами поиграть.
-Я буду называть слова и бросать вам мяч,а вы называйте слова-наоборот и возвращайте мяч мне. (упражнение выполняется стоя).
(День-ночь,свет-темнота,друг-враг,радость-горе,смеяться-плакать,хвалить-ругать,говорить-молчать,здороваться-прощаться,высокий-низкий,широкий-узкий,толстый-тонкий,холодный-горячий).
Б).-Ребята,тигр хочет загадать вам загадки.Отгадайте их и найдите в них слова-наоборот:
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг,а деревьям-друг.
Одной ручкой встречает,
Другой провожает.
Летом горька,а зимой сладка,
Что это за ягода?
В). Наш поезд покидает эту страну и едет дальше,а пока едем,я буду рассказывать стихотворение,а вы хором подсказывайте мне недостающие слова:
Скажу я слово «высоко»,а ты ответишь… «низко»,
Скажу я слово «далеко»,а ты ответишь… «близко»,
Скажу тебе я слово «трус»,ответишь ты… «храбрец»,
Теперь «начало» я скажу,ты отвечай … «конец».
Г).-Наш поезд прибыл на следующую станцию.
(на доске каотинки:врач,луна,конь).
-Мы попадаем на выставку картин.Кто изображен на этих картинах?
-Врач.А как еще его можно назвать?(доктор).
На следующей картинке конь (лошадь);луна (месяц).
-Вы видите,что один и тот же предмет можно назвать разными словами,но значения этих слов очень похожи,близки.
Это « слова –друзья» и страна,в которой мы сейчас находимся называется Страна «слов-друзей».
-Послушайте историю,которую мне рассказал вот этот зайчик:
Жил-был заяц.(показ картинки зайца)Однажды заяц вышел погулять и увидел лису. (картинка)Стал заяц убегать от лисы .(картинка)Споткнулся заяц,упал и думал,что пришел ему конец,но в это время из кустов вышел медведь (картинка) и спас зайца от лисы.
-Посмотрите на доску.Я не случайно повесила эти картинки.
-Как еще можно назвать зайца? (Зайчишка,косой,трусишка)
-А лису? (Рыжая,плутовка).
-Посмотрите,что делает заяц?Как еще можно назвать,что он делает? (мчиться,удирает).
-Давайте и медведя назовем другими словами (косолапый,Михайло Потапович).
-А теперь послушайте стихотворение,которое расскажет Саша и кажите,где в этом стихотворении «слова-друзья»?
Зябнет осинка,дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,мерзнет в жару.
-Мы покидаем эту удивительную Страну «слов-друзей»и отправляемся дальше.
4.Физминутка.
— Просыпайся!
-Просыпаюсь!
-Поднимайся!
-Поднимаюсь!
-Умывайся!
-Умываюсь!
-Обливайся!
-Обливаюсь!
-Вытирайся!
-Вытираюсь!
-Одевайся!
-Одеваюсь!
-Собирайся!
-Собираюсь!
— И прощайся!
— И прощаюсь!
5.-Пока выполняли упражнения,прибыли на следующую станцию.
Послушайте стихотворение :
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Косит травы косой.
-Из чего состоит стихотворение? (из слов)
-У всех слов есть значение.Что означает слово «девчонка»?Сколько у этого слова значений?
-А про какую косу говорится в стихотворении?
(заяц косой,коса из волос,речная коса,коса-орудие труда)
-Посмотрите,слово одно,а называет много предметов.
А теперь будем выполнять такое задание:я буду называть слова,а вы не раздумывая будете рисовать на листочках эти предметы.Посмотрим,что у нас получится:
Ручка.Рисуем ручку…
Иголка.Рисуем иголку…
Рисунки помещаются на наборном полотне.
-Посмотрите,как интересно.Я назвала одно слово,а вы нарисовали много разных предметов.Это произошло потому,что эти слова обозначают много разных предметов.Это многозначные слова.И страна,где эти слова живут называется…Страна «Многозначных слов»
6.Итог.
-Наше путешествие подходит к концу,мы возвращаемся домой.Давайте вспомним,в каких странах мы были и какие слова там живут.
Цель:
- закрепить понятие «Синонимы», показать на конкретных примерах значение синонимов в речи: чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль;
- расширять кругозор детей, развивать их речь и логическое мышление;
- воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока:
1.Выбор игроков для первой тройки (задание всему классу).
— Кто первым назовёт слово – синоним?
(Последнее слово в четверостишье заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.)
Вот с весёлой звонкой песней
Мы идём на лыжный кросс
Воздух чистый, день чудесный
Не пугает нас холод.
(Мороз)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от работы.
(От труда)
Весёлый вестник ливней вестник.
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается вокруг.
(Кругом…)
Задание для первой тройки.
— Каким словом – синонимом из 4-х букв можно заменить слово печаль?
Подсказка. Когда это случается, люди плачут (горе).
2.Выбор игроков для второй тройки (задание всему классу)
Восстановите авторский текст, заменяя нужное слово синонимом по смыслу и по рифмованным строкам.
Бураны, вьюги и пурга (метели)
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно заболеть?
( простудиться)
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, здоровый
(закалённый)
Задание для второй тройки:
— В кратком словаре синонимов русского языка В.Н. Клюевой слова «доктор», «врач», «эскулап» объединены значением – лицо, лечащее больных. В ряду этих слов – синонимов есть ещё одно слово, состоящее из 6 букв.
Ответ: лекарь.
— Теперь это слово архаизм. Оно перестало употребляться, место этого слова заняло другое с тем же значением, употребляется с оттенком пренебрежения: иногда этим словом называют человека, не имеющего для лечения больных достаточно оснований; от слова лечить.
Игра со зрителями.
— Какой синоним из 4-х букв можно подобрать к слову солдат?
(воин, боец).
3. Выбор игроков для третьей тройки (задание всему классу).
— Говоря о характере и поведении человека мы часто вспоминаем зверей и птиц.
— Название какого животного мы вспоминаем, чтобы назвать:
а) хитреца? (лиса).
б) труса? (заяц).
— Какую птицу мы вспоминаем, чтоб назвать храбреца? (орёл).
Задание для третьей тройки:Какое животное мы вспоминаем, чтобы назвать увальня, нерасторопного, ленивого человека? В слове 6 букв. (тюлень).
ФИНАЛ.
— Какой синоним из 5 букв можно подобрать для слова «богатырь»? (силач).
СУПЕР-ИГРА.
— Синонимы часто употребляются в народных сказках, Этими словами часто начинаются сказки. В этой фразе два синонима, а одно слово повторяется дважды.
( В некотором царстве, в некотором государстве)
Итоги урока:
Повторение правила, показ своих примеров, вывод