Синонимы сходство и различие

Задание 129.

Прочитайте.

  1. Читает – читают, звонит – … , шумит – … , жужжит – … . 2. Повторила – повторили, говорил – … , гремело – … .
  • Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
  • На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? во множественном числе?

Сравните пары глаголов. Подчеркните в словах ту часть, которая указывает на то, что форма глагола изменилась.

Пояснение:

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, а глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

Ответ:

             ед. ч.      мн. ч.       ед. ч.       мн. ч.   ед. ч.

  1. Читает – читают, звонит – звонят, шумит

мн. ч.     ед. ч.         мн. ч.

шумят, жужжит — жужжат.

                ед. ч.            мн. ч.          ед. ч.            мн. ч.

  1. Повторила–повторили, говорил–говорили,

ед. ч.          мн. ч.

гремело – гремели.

  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы что делает? что сделала? что делал? что делало?

Глаголы во множественном числе отвечают на вопросы что делают? что сделали? что делали?

Форма глагола изменилась путём изменения окончания в слове.

Задание 130.

Прочитайте. Найдите в каждой строке синонимы и лишнее слово.

  1. Светит, сверкает, блеск, сияет.
  2. Письма, пишут, сочиняют, слагают.
  3. Работает, трудится, рабочий.
  4. Игра, исполняет, играет.
  5. Грустит, печалится, уныние.
  • Спишите любую группу синонимов без лишних слов. В чём сходство и различие синонимов?
  • Определите число глаголов.
  • Составьте нераспространённое предложение с одним из выделенных глаголов. Подчеркните в нём сказуемое.

Пояснение:

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но близкие по значению.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, а глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Ответ:

Синонимы в первой строке: светит, сверкает, сияет. Синонимы во второй строке: пишут, сочиняют, слагают. Синонимы в третьей строке: работает, трудится. Синонимы в четвёртой строке: исполняет, играет. Синонимы в пятой строке: грустит, печалится.

Лишними в каждой строке являются имена существительные, так как остальные слова – глаголы. В первой строке лишнее слово: блеск, во второй строке лишнее слово: письма, в третьей строке лишнее слово: рабочий, в четвёртой строке лишнее слово: игра, в пятой строке лишнее слово: уныние.

  • Работает, трудится.

Сходство синонимов заключается в том, что они обозначают одно и то же, одинаковые действия, то есть у них похожее лексическое значение, они являются одной частью речи (глаголы). Различие синонимов заключается в разном написании и произношении слов.

  • Светит, сверкает, сияет – ед. ч.

Пишут, сочиняют, слагают – мн. ч.

Работает, трудится – ед. ч.

Исполняет, играет – ед. ч.

Грустит, печалится – ед. ч.

Маша грустит.

Синонимы — — слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако, называя одно и то же, синонимы обычно на-зывают это одно и то же по-разному — — или выделяя в называемой ве-щи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Именно поэтому синонимы, обозначая одно и то же, как правило, не являются словами абсолютно идентичными друг другу как в отношении семантики, так и в отношении своих эмоционально-стилистических свойств.

Основываясь на вышеперечисленных особенностях, синонимами следует считать слова одной части речи и эквивалентные им фразеологические обороты, при различном звучании и называющие одно и то же явление объективной действительности, различающиеся оттенками основного, общего для каждого из них значения, или отнесенностью к различным речевым стилям, или одновременно и тем и другим. Синонимы различаются также способностью вступать в сочетания с другими сло-вами, способностью к словопроизводству и образованию форм субъективной оценки.

Антонимы
– слова с противоположным значением.
Это явление во многом сходно с синонимией.

Синонимы
трактуются по-разному, но это слова,
различные по звучанию, но тождественные
или близкие по значению, нередко
отличающиеся стилистической окраской.

Антонимы сходны
с синонимами:

  • Типом оппозиции
    (семантические, формально-семантические).
    Однокорневые антонимы образуются за
    счет приставок.

  • Рабочей единицей
    при изучении явления является ЛСВ.
    Разное значение одного и того же слова
    имеют разные синонимические ряды и
    разные антонимы.

  • Оба явления тесно
    связаны с многозначностью.

Различия:

  • Синонимия более
    широкое явление, чем антонимия
    .
    Нет запретов для образования синонимов.
    Антонимов нет у большинства слов
    (конкретной семантики, союзы, числительные).
    Антонимы могут иметь слова, в ЛЗ которых
    входят семы качества и семы направленности
    действия.

  • Только в антонимах
    развитие значения может привести к
    тому, что слово сможет быть антонимичным
    самому себе. Энантиосемия
    – развитие у слова противоположного
    значения, сложное языковое явление,
    находится на пересечении разных видов
    семантических отношений (антонимии,
    полисемии и омонимии). Например, задуть
    свечу и задуть домну – это антонимичный
    вариант ЛСВ. Или отходить (от чувств) и
    отходить (в смысл умирать).

Энантиосемия
возникает в результате лексических
преобразований:

    1. социально-бытовых
      (баловать
      ребенка, ребенок балует)

    2. эмоционально
      бытовых
      (лихой
      – смелый, лихой – быстрый).

Как правило,
появление в слове антонимичного значения
сопровождается утратой исконного.
Например, наверно – раньше означало
точно.

ФУНКЦИИ СИНОНИМОВ

ИДИОЛОГИЧЕСКИЕ:

  1. Заместительная
    (для избежания
    тафтологии). Выполняют в разных
    предпложениях

  2. Уточнения. В
    одном предложении для более четкой
    передачи мысли (алые-красные).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ:

  1. Экспрессивно-стилистическая
    для стилистического согласования
    (доктора пригласить, прислугу позвать).
    Выполняют стилистические синонимы, а
    первые две функции идеографические.

Антонимы
используются в фигурах речи.

антитеза
(русские пословицы).


оксюморон — совмещение несовместимого
(убогая роскошь, живой труп, печальная
комедия). Используются для выразительности
языка.

19. Явление Формального тождества слова. Происхождение омонимов.

Чтобы говорить о
явлении формального тождеств слова
нужно вспомнить о системных отношениях
в лексике. Они делятся на две
группы
:

  1. Внутрисловные (варьирования):

    Формальные


    лексико-фонетические


    лексико-грамматические


    лексико-словообразовательные


    лексико-семантические

    Семантические

  2. Межсловные,
    которые и надо рассмотреть. Это 1.
    ассоциативные, 2.

сентадигматические,
3. мотивационные, 4. парадигматические
– отношения, которые проявляются в
оппозициях (противопоставлениях) слов.

Бывает словесная
оппозиция

– это пара слов, сходных по тем или иным
элементам и в то же время различающихся
чем-либо. Оппозиции бывают формальными
(!), семантическими, формально-семантическими.

При этом возможно
3 вида
соотношения формально-семантических
компонентов:

  • Оппозиция
    тождества
    (семантическая,
    формальная).

  • Оппозиция
    привативная (
    одно
    в другом: ключ – включить, мыть –
    помыться, сон – сонник).

  • Оппозиция
    пересечения
    (красный
    – багрянец, голубой – дымковый, смешной
    – забавный).

ОМОНИМИЯ

— это явление
формального тождества слов.

Омонимы
– это слова одной части речи, тождественные
по форме, но различные по значению.

К древнейшим
омонимам
относятся омонимы-существительные.
Например, пол (женский) и пол (у дома),
ключ (от двери) и ключ (родник),

Пути происхождения:

Омонимы произошли
по ряду причин:

  1. В результате
    распада многозначного слова.

    Таким образом, омонимия – предел
    полисемии. Например, опушка леса и
    опушка шапки, свет (энергия) и свет
    (земля).

  2. В результате
    процессов русского словообразования.

    Образуется за счет омонимии слов и
    омонимии афексов. Например, гриб дождевик
    и плащ дождевик, ключ двери и ключ
    родник.

  3. В результате
    заимствования.

    Здесь имеют место 2
    ситуации
    :

А) Иноязычное
слово совпало в звучании с русским.

Б) Совпали
в звучании слова, пришедшие из разных
языков.

Например,

Русское

Иностранное

Норка (хатка дл
животного)

Норка (животное)

Скат (скатиться
с горы)

Скат (водное,
электрическое)

Мат (бранное
слово)

Мат (нем. Подстилка,
фран. Матовый, араб. Шахматный)

Газель (машина)

Газель ( фран.
Животное)

Брак (супружество)

Брак (изъян –
немец.)

При разграничении
явлений омонимии и полисемии следует
опираться на формальные признаки слов.

  1. Править страной
    (иметь власть) – править текст (вносить
    поправки): омонимия.

  2. Коренной житель
    (постоянный) – коренной зуб (исконный):
    полисемия.

  3. Смотреть в окно
    (глядеть, видеть) – смотреть за детьми
    (приглядывать): полисемия.

  4. Болеет холерой
    (заболевание) – женщина-холера (стерва):
    омонимия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.05.20152.12 Mб1594.doc

I. Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

Х х Ф ф

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа

– Прочитайте тему урока
и сформулируйте учебную задачу урока

Читают тему, предлагают учебную задачу урока

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Понятие «синонимы»

Фронтальная. Словесный. Работа
с текстом, правилом, беседа

Организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Тайны языка»,

«Из истории языка»

Читают и сравнивают тексты; знакомятся с понятием «синоним»; отвечают на вопросы

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; высказывают свое мнение

Беседа по вопросам, правило

Сходство и различие слов-синонимов

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с картинками, беседа, упражнение

Предлагает рассмотреть картинки (упр. 1), выполнить задания

Рассматривают картинки; составляют и записывают предложения; отвечают на вопросы

Используют знаково-символические средства; полно и точно выражают свои мысли

Беседа по вопросам, упражнение

Фронтальная. Словесный. Работа
с текстом, беседа

Организует работу с рубрикой «Обрати внимание»

Читают текст; сравнивают сино-
нимы

Выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; высказывают свое мнение

Беседа по вопросам

Словарно-орфографи-ческая работа. Ребята, одежда, мороз

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо

Проводит работу со словарными словами, организует их запоминание

Записывают и запо-
минают правописание слов. Составляют со словами предложения

Усваивают лексическое значение и правописание слова

Упражнение

Слова-синонимы

Парная. Практический. Упражнение

Предлагает выполнить
упр. 2

Списывают предложения, выбирая
из скобок пропущенные слова

Принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Упражнение

Сходство и различие слов-синонимов

Фронтальная. Словесный. Работа
с текстом, беседа

Организует работу с рубрикой «Обрати внимание»

Читают текст; отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение; умеют слушать других

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов дей-
ствий

Индивидуальная. Практический.
Упражнение

Комментирует задания
упр. 3, контролирует их выполнение

Знакомятся со значением слов-синонимов; составляют

и записывают предложения с данными словами

Осуществляют анализ, сравнение; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали сегодня на уроке? Что получилось хорошо? Что вызвало затруднения? О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание

и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Упражнение

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы таким образом деловая
  • Синонимы схема 2 класс
  • Синонимы так как поскольку
  • Синонимы сфоткать
  • Синонимы таблица с примерами