Синонимы с одинаковыми корнями

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость — гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце — сердечный

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Однокоренные слова

О чем эта статья:

2 класс, 3 класс, 5 класс

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Однокоренные слова

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок) или к разным частям речи (лес — лесной).
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни: гора — гористый — горный — корень -гор-; угореть — загорать — перегорать — корень -гор-, но эти корни разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются .
  3. Слов, состоящих из корня и окончания (типа вода, село, поле и др.), в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса (сельский, домик, юность и др.); корня, приставки и суффикса (напольный, надомник и др.).
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    • — де — — надеть, переодеть;
    • — ня — — занять, нанять, отнять;
    • — пт — — птенец, пташка, птица;
    • — сяг — — присяга, досягать, посягать;
    • — у — — разуть, обуть;
    • — ул — — улица, переулок;
    • — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:

  • садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
  • садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).

Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)

  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/odnokorennye-slova

http://www.sites.google.com/site/velikijrusskijazyk9/home/urok-2

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

  • Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;
  • бизнес — дело;
  • вариант — разновидность;
  • габариты — размеры;
  • диалог — беседа;
  • егоза – непоседа;
  • ёжик – бобрик;
  • жадина – скряга;
  • злой – сердитый;
  • имидж — образ;
  • комфорт — удобство;
  • ликвидация — уничтожение;
  • модель — образец;
  • натуральный — естественный;
  • оригинал — подлинник;
  • прогноз — предсказание;
  • реформа — преобразование;
  • секретный — тайный;
  • томаты — помидоры;
  • успех – удача;
  • форум — собрание;
  • хобби — увлечение;
  • чудесный – волшебный;
  • шоу – увлечение;
  • щедрый – изобильный;
  • эксклюзивный — исключительный;
  • юриспруденция — правоведение;
  • ябеда — доносчик.

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

  • К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
  • К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.

Антонимы бывают:

  1. Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
  2. Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

  • свет – тьма;
  • добро – зло;
  • жара – холод;
  • трусость – смелость;
  • радость – печаль;
  • родина – чужбина.
  • яркий – тусклый;
  • бледный – румяный;
  • худой – толстый;
  • глубокий – мелкий;
  • короткий – длинный.
  • плакать – смеяться;
  • здороваться – прощаться;
  • любить – ненавидеть;
  • забирать – отдавать;
  • молчать – кричать.

Антонимы-наречия:

  • справа – слева;
  • быстро – медленно;
  • близко – далеко;
  • низко – высоко;
  • низко – высоко;
  • утром – вечером.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.
  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.
  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.
  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

источники:

https://bingoschool.ru/manual/sinonimyi-antonimyi-omonimyi-leksicheskie-sredstva-vyirazitelnosti/

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/43977-antonimy-jeto-100-primerov-slov.html

Цели:

  • установить тождество и разность корневых
    морфем,
  • ориентировать учащихся на общность и отличие в
    лексическом значении и буквенного (фонемного)
    состава омонимичных и синонимичных корней слов.

Задача: научить дифференцировать
слова с одним и тем же корнем и слова с
синонимичными и омонимичными корнями или
“кусками” основ.

Тип урока: урок-исследование

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

Цель: создание психологического
комфорта учащихся для самостоятельной
творческой деятельности на уроке.

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте
глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с
помощью фантазии попробуем представить, как
достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему
бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать
лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как
великолепно вы это делаете и запомните свои
внутренние ощущения и чувства при этом.
Представьте, что окружающие тоже радуются за вас.
Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно
работать. Сделайте глубокий выдох и откройте
глаза.

II. Ситуация успеха

Цель: демонстрация теоретических
знаний и практических умений по применению
известных способов проверки орфограмм слабых и
сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся
проверяются на моделях.

Учитель: Давайте, проведем экскурсию
по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.

Знание составляется из мелких
крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Лестница жизни полна заноз, и больше
всего они впиваются, когда вы сползаете по ней
вниз.

У. Браунелл

Учащиеся заслушивают сообщения
представителей групп и оценивают их по шкале
“правильность”, “интерес”.

Учитель: Обратите внимание на то,
какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом
с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил
Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в
каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с
содержанием урока?

Практические умения учащихся
проверяются в задании “Корректура”:

Учитель: Найдите 3 ошибки в работе
ученика.

Речь маей мамочки напаминает жюрчяние
речьки.

Учитель провоцирует учащихся на неверный
ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки
учат детей самостоятельному ответу. Это
своеобразный метод портативной диагностики и
коррекции имитационно-репродуктивных
ориентаций в классе. При этом происходит
воспитание привычки доверять себе и не считать
всякое слово истиной в последней инстанции.

Учащиеся с легкостью находят все ошибки и
записывают высказывание в тетрадь.

Учитель: Что общего у слов речь, речка?

Учащиеся говорят, что данные слова — это
слова, называющие предметы, женского рода,
единственного числа, корни одинаковые реч- реч и
находятся в сильной позиции.

III. Ситуация “интеллектуального
конфликта”

Цель: обнаружение дефицита знаний в
новой конкретно-практической задаче.

Учитель: Расшифруйте анаграмму.

[ч’] [и] [р’] [о] [ф] [к] [а]

Учитель: Сделайте фонемную, буквенную
запись слова речевка.

<р’ э ч’_ в к а>
реч_ вка

Учитель: Как проверили орфограмму
слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.)

– Почему никто не воспользовался корнем слова речка?

Учитель: Но вы только что говорили, что
корни слов речь и речка
одинаковые. Значит, каждый из них может служить
проверкой орфограммы слабой позиции в корне
слова речевка.

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с
одной стороны, буквенная запись корней
одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое
значение) разная. Таким образом, возник вопрос:
что это за корни? Если не выяснить, что это за
корни, то при проверке орфограммы слабой позиции
в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма
слабой позиции в корне проверяется тем же корнем
в сильной позиции). А нарушение закона ведет к
ошибкам.

Учитель: С какой проблемой
столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем
опасность таких корней?

IV. Постановка учебной задачи №1

Цель: организация
коллективной дискуссии, способствующей
взаимодействию учащихся в группах; запуск
процессов теоретического исследования и
рефлексии.

Учитель: Какой вопрос будем решать на
уроке? Сформулируйте задачу урока.

Задача: Что это за корни?

V. Фиксация проблемы в графическом виде на
доске

Цель: осознание учащимися сущности
проблемы через фиксацию в графико-знаковой
форме.

Учитель: Смоделируйте задачу урока.

На доске появляется несколько моделей, из
которых путем анализа остается наиболее точная.

Учитель: Для чего надо знать:
что это за корни?

VI. Исследование № 1

Цель: установление полного совпадения
корневой морфемы слов речь-речка, выявление
отличий в значении и общности буквенного
(фонемного) состава омонимичных корней.

Учащиеся проводят сравнительный анализ слов.
Записывают их в транскрипции, буквенном виде,
сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы
найти ответ на поставленный вопрос.

Моделирование (в группах)

Учитель: Составьте модель корней
данных слов.

Учащиеся вывешивают результаты групповой
работы на доску. Затем анализируют их, задают
вопросы представителям групп, вносят коррективы.
Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее
точная модель.

Учитель: Можно ли утверждать, что это
одни и те же корни? (Нет)

– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались
с похожей моделью?

– Как можно назвать корни, у которых
лексическое значение разное, а звучат и пишутся
одинаково?

Вывод: это – корни-омонимы.

Рефлексия

Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это
– корни-омонимы.)

– Открытие зафиксируем на новой ступеньке
Лестницы знаний.

Учитель: Расскажите всё, что знаете о
корнях слов речка, речь.

Учащиеся, используя модель, доказывают, что у
слов речь, речка корни –
омонимы, проверочным корнем к речевке
может быть только речь.

Учитель: Зачем надо знать
корни-омонимы? Приведите примеры слов с
омонимичными корнями.

Учитель: Итак, есть корни-омонимы.
Может быть, появились новые вопросы?

Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть
корни-омонимы, то, может быть, есть и
корни-синонимы.

VII. Постановка учебной задачи № 2

Цель: фиксация гипотезы в словесной и
графико- знаковой форме для осознания сущности
новой учебной задачи.

Учитель: На какой вопрос будем искать
ответ? (Есть ли корни-синонимы?)

Фиксация новой учебной задачи

Учитель: Сам Самыч загадал слова для
очередного исследования. Кто это?

Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это
собака. Учитель не охотно соглашается,
предлагает подсказку ведущего передачи “Поле
чудес” Якубовича.

Домашнее животное, то же что и собака, самец
собаки.

Учитель: Какие слова имеем для
изучения? (Собака – пес)

Учитель: Какие слова имеем для
изучения? (Собака – пес)

– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)

VIII. Исследование № 2

Цель: определение признаков
синонимичных корней.

Учащиеся самостоятельно выбирают форму
работы для изучения слов собака- пес по
имеющемуся плану. По окончании исследования,
учитель предлагает сверить свои работы с работой
ученика из другого класса. В ходе обсуждения
становится ясно, что ученик справился с заданием.

Моделирование

Учитель: Составьте модель корней.

Представители групп, пар вывешивают на доску
модели. Потом анализируют согласно плану (корни в
транскрипции, буквенной записи, по лексическому
значению) и отмечают наиболее точный вариант
модели.

Учитель: Какое название можно дать
корням, у которых лексическое значение близкое, а
звучат и пишутся по-разному? (Это корни –
синонимы.)

Рефлексия

Учитель: На какой вопрос искали ответ?

–  Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и
корни-синонимы)

На новой ступеньке Лестницы знаний
появляются корни-омонимы и корни-синонимы.

Учитель: Зачем надо знать
корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы
безошибочно находить проверку орфограмм слабых
позиций в корне слова.)

– Приведите примеры синонимичных и
омонимичных корней.

IX. Исследование № 3

Цель: нахождение признаков слов с
одним и тем же корнем.

Учитель: расшифруйте слова, решив
примеры.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь

Девочкам: 36 – 24 = (12) см , 18 + 16 = (34)ел , 73 – 17 =
(56) ый — смелый
Мальчикам: 54 – 42 = (12) см , 98 – 64 = (34)ел , 45 + 26 =
(71)ос , 128 – 39=(89)ть—- смелость

– В результате решения примеров учащиеся
получили слова смелый и смелость.

Учитель: выясните, что это за корни у
данных слов.

Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу,
что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У
данных слов корни по всем параметрам одинаковые.

Учитель: А что же это за корни?

Вывод: это слова с одинаковыми
корнями.

Учитель: Какие корни считаются
одинаковыми? Приведите примеры слов с
одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с
одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на
Лестнице знаний появляется модель одинаковых
корней.

Рефлексия

Цель: оценка качества
состоявшегося исследования, определение уровня
осмысления учащимися учебной деятельности путем
выполнения тестовой работы и творческого
задания.

Учитель: выясните, какие корни у пар
слов из стихотворения.

Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!

Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?

Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!

Л. Кондрашенко

Вывод: корни-омонимы.

Учитель: Зачем надо знать
корни-омонимы?

Тестово-диагностическая работа

1. Это слова с одним и тем же корнем? («+» –
да, «–» – нет)

1 вариант

А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.

2 вариант

А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.

2. Являются ли корни данных слов омонимами?  («+»
– да, «–» – нет)

1 вариант

водить – водичка;
трава – травинка.

2 вариант

нос – носить;
домовой – домик.

3. Являются ли корни данных слов синонимами?  («+»
– да, «–» – нет)

1 вариант

А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.

2 вариант

А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран ;
В. Зной, жара.

4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его
карандашом.

1 вариант

Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.

2 вариант

Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.

Заполни пропуски в словах:

1 вариант

Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.

2 вариант

Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.

Учащиеся выполняют тестовую работу,
производят взаимопроверку, осуществляют
коррекцию по устранению ошибок.

Итоговая рефлексия

  • Какую из мудрых мыслей, записанных у Лестницы
    знаний, можно взять для эпилога нашего урока?
    Почему? Запишите.
  • Работа в группах помогла выяснить какой вопрос?
  • Какие корни слов называются омонимами,
    синонимами?
  • Что еще узнали помимо омонимичных и
    синонимичных корней?
  • Когда понадобится знание корней-омонимов,
    корней-синонимов, одинаковых корней?
  • Как оцениваете работу товарищей?
  • Оцените свою работу в тетради по критериям:
    правильность, трудность, интерес.

Домашнее задание

Цель: рефлексия знаний по
теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”,
развитие творческих способностей, интереса к
языковым явлениям.

На выбор:

  1. Репкин В.В. (учебник) упр. 129 (вставить
    подходящие слова).
  2. Придумать задание для “соседа” с
    корнями-омонимами.
  3. Сочинить историю с корнями-омонимами
    (корнями-синонимами).

Структурное разнообразие синонимов

Основанием
разграничения синонимов по структуре
является степень формального тождества.
Выделяют однокоренные
и разнокоренные
синонимы.

Разнокоренные
синонимы

составляют основной фонд синонимии,
это слова одной части речи, близкие или
тождественные по значению, имеющие
разные корни: холод
– мороз, смелый – храбрый.

Однокоренные
синонимы

слова, имеющие один корень и отличающиеся
друг от друга аффиксами:

а) однокоренные
синонимы, различающиеся приставкой:
скопить –
накопить
,
выругать –
отругать
.

Роль префиксов
велика в образовании синонимичных
глаголов, различающихся оттенками
значения. Например, в синонимическом
ряду втыкать
– вкалывать – кончать – всаживать –
вгонять

(«заставлять проникать что-либо тонкое
и острое в глубь чего-либо») приставка
в- играет
организующую роль. Глаголы этого ряда,
взятые без приставки, часто не являются
синонимами, не обозначают родственных
понятий;

б) однокоренные
синонимы с различными суффиксами: чтение
– читка, заглавие – заголовок
;

в) приставкой и
суффиксом одновременно: качать
– раскачиваться, петь – напевать –
распевать
.

Однокоренные
синонимы имеют тонкие смысловые и
стилистические различия, обусловленные
богатством разнообразных аффиксов,
близких по своему значению и функциям.
Они представлены разными языковыми
явлениями: глагольными видовыми парами
(угаснуть –
погаснуть
),
образованиями от одних и тех же основ
(всюду –
посвюду
).

Синонимический ряд и его доминанта.

В синонимические
отношения вступают обычно несколько
слов, парадигму синонимов называют
синонимический
ряд
, который
организуется вокруг доминанты.
Синонимический ряд может состоять как
из однокоренных: обогнать
– перегнать
,
так и разнокоренных синонимов: шелестеть
– шуршать
.

Доминанта
синонимического ряда – слово семантически
наиболее простое, стилистически
нейтральное и синтагматически наименее
закрепленное. Например, доминантой
синонимического ряда растрепать,
разлохматить, раскосматить
является
глагол растрепать
«привести в беспорядок, спутать волосы»,
глаголы разлохматить,
раскосматить
включают дополнительный компонент
«очень сильно» и являются
обиходно-разговорными.

Доминанта является
семантической точкой отсчета для членов
синонимического ряда, значение каждого
из них сопоставляется со значением
доминанты. В словаре синонимов она
дается первой в ряду: испытать,
пережить, перенести, узнать, познать
(книж.), изведать (высок.), увидеть, увидать
(разг.)
и т.д.

Остальные члены
синонимического ряда уточняют, расширяют
семантическую структуру доминанты,
дополняют ее понятийными, стилистическими
оценочными компонентами: храбрый
– смелый – отважный – бесстрашный –
безбоязненный – неустрашимый – удалой
– лихой
.
Слово неустрашимый
– книжное,
«очень храбрый», удалой
– народно-поэтическое, «полный удали»,
лихой
– разговорное, «смелый, идущий на риск».

Важными семантическими
функциями синонимии является замещение
и уточнение. Замещение наблюдается в
следующих друг за другом частях текста
и состоит во взаимной замене семантически
адекватных единиц, что позволяет избежать
однообразного повторения одних и тех
же слов. Академик В.В. Виноградов внес
большой вклад в развитие отечественного
языкознания. Его труды стали достоянием
мировой лингвистики.

Замещение лежит
в основе уточнения. Но только здесь оно
неполное, а сами синонимы не совпадают
полностью по своему значению. Функция
уточнения состоит в раскрытии свойств
и различных характерных признаков
обозначаемых предметов и явлений
действительности. Это важнейшая
семантическая функция синонимов. Она
реализуется чаще всего в пределах
определенного фрагмента текста,
предложения при близком, контактном
расположении уточняющих друг друга
слов. Обозначаемые предметы и явления
действительности, их свойства в силу
многосторонности многогранности очень
часто «не покрываются» полностью
семантикой одного слова. Поэтому
возникает необходимость в одновременном
употреблении сразу нескольких синонимов,
несовпадающие семы которых с различных
точек зрения направляются на обозначаемый
предмет, вскрывая в нем новые стороны.

Уточняться может
интенсивность, степень проявления
качества, свойства: ломать – крушить –
сокрушать, способ осуществления или
протекания действия: он поспешно погасил
свечу, задув ее. Конкретизируется
характер совершения действия.

Стилистические
функции синонимов качественно отличаются
от семантических и вместе с тем
взаимодействуют с ними. Стилистические
синонимы противопоставлены друг другу
прагматическими характеристиками,
своим эмотивным, оценочным значением.

Стилистическая
синонимия реализуется прежде всего как
функция оценки и стилевой организации
текста.

Выражение оценки
обозначаемого основывается на различной
стилевой характеристике синонимов
(высокие, поэтические, книжные,
официально-деловые, разговорные,
просторечные). Это и является основанием
положительной или отрицательной
квалификации обозначаемого. Должно
быть, только на обильных кубанских
просторах могла возрасти женщина… с
таким огромными карими глазами, к которым
больше подходило слово «очи».

Соседние файлы в папке Ответы ГОС

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  1. Что значит омонимичными корнями
  2. Корень слова
  3. Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)

Что значит омонимичными корнями

Корень слова

Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например:

холодный, рассвет, перебираться

Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением. Например:

дом – домик, домовой, домашний, надомный

В этих словах одинаковый корень –дом-. Все они имеют разное лексическое значение. Это однокоренные слова.

Необходимо различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение.

Формы одного и того же слова имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение. Сравните:

берёза, берёзовый, подберёзовик

В этих словах корень —берёз-. Слова имеют разное лексическое значение. Выделим основы слов:

берёза – окончание –а, основа берез-;

берёзовый – окончание –ый, основа берёзов-;

подберёзовик, окончание –нулевое, основа подберёзовик-.

Видим, что основы слов разные. Это однокоренные слова.

берёза, берёзы, берёзой

В этих словах корень —берёз-. Слова имеют одинаковое лексическое значение. Выделим основы слов:

берёза – окончание –а, основа берез-;

берёзы – окончание –ы, основа берёз-;

берёзой, окончание –ой, основа берёз-.

Видим, что основы слов одинаковые. Это формы одного слова.

Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Общая часть всех однокоренных слов и будет корнем. Например:

Свет ильник – свет , свет ить, свет лый, по свет ить

Светильник. Подберём однокоренные слова. Свет, светить, светлый, посветить. Общая часть всех этих слов –свет-. Значит, это будет корень слова.

Необходимо обращать внимание на омонимичные корни – корни, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например:

вод а, вод яной, вод ичка – вод ить, вод итель

Во всех словах корень –вод-. Но в словах первого ряда корни имеют значение с отношением к воде. В словах второго ряда – с отношением к передвижению. Это омонимичные корни.

В русском языке есть корни, которые встречаются в словах только в сочетании с приставками или другими корнями. Это связанные корни. Например:

свергнуть, отвергнуть, подвергнуть;

Повторим

Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением. Необходимо различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение. Формы одного и того же слова имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение.

Формы слова Однокоренные слова
имеют одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение имеют одинаковый корень, но разные основы и разное лексическое значение

Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Общая часть всех однокоренных слов и будет корнем. Омонимичные корни – корни, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Связанные корни – корни, которые встречаются в словах только в сочетании с приставками или другими корнями.

Источник

Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)

Цели:

  • установить тождество и разность корневых морфем,
  • ориентировать учащихся на общность и отличие в лексическом значении и буквенного (фонемного) состава омонимичных и синонимичных корней слов.

Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ.

Тип урока: урок-исследование

I. Эмоциональный настрой

Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке.

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза.

II. Ситуация успеха

Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся проверяются на моделях.

Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз.

У. Браунелл

Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”.

Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока?

Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”:

Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика.

Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки.

Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь.

Учитель: Что общего у слов речь, речка?

Учащиеся говорят, что данные слова — это слова, называющие предметы, женского рода, единственного числа, корни одинаковые реч- реч и находятся в сильной позиции.

III. Ситуация “интеллектуального конфликта”

Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.

Учитель: Расшифруйте анаграмму.

Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.

Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.)

– Почему никто не воспользовался корнем слова речка?

Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка.

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам.

Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней?

IV. Постановка учебной задачи №1

Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.

Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока.

Задача: Что это за корни?

V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске

Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.

Учитель: Смоделируйте задачу урока.

На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная.

Учитель: Для чего надо знать: что это за корни?

VI. Исследование № 1

Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней.

Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.

Моделирование (в группах)

Учитель: Составьте модель корней данных слов.

Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее точная модель.

Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет)

– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью?

– Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково?

Вывод: это – корни-омонимы.

Рефлексия

Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.)

– Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний.

Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь.

Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь, речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы?

Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы.

VII. Постановка учебной задачи № 2

Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи.

Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?)

Фиксация новой учебной задачи

Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это?

Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича.

Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки.

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)

VIII. Исследование № 2

Цель: определение признаков синонимичных корней.

Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием.

Моделирование

Учитель: Составьте модель корней.

Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели.

Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.)

Рефлексия

Учитель: На какой вопрос искали ответ?

– Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы)

На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.)

– Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней.

IX. Исследование № 3

Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем.

Учитель: расшифруйте слова, решив примеры.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь

Девочкам: 36 – 24 = (12) см , 18 + 16 = (34)ел , 73 – 17 = (56) ый — смелый
Мальчикам: 54 – 42 = (12) см , 98 – 64 = (34)ел , 45 + 26 = (71)ос , 128 – 39=(89)ть—- смелость

– В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость.

Учитель: выясните, что это за корни у данных слов.

Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые.

Учитель: А что же это за корни?

Вывод: это слова с одинаковыми корнями.

Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней.

Рефлексия

Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания.

Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.

Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!

Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?

Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!

Вывод: корни-омонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы?

Тестово-диагностическая работа

1. Это слова с одним и тем же корнем? («+» – да, «–» – нет)

А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.

А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.

2. Являются ли корни данных слов омонимами? («+» – да, «–» – нет)

водить – водичка;
трава – травинка.

нос – носить;
домовой – домик.

3. Являются ли корни данных слов синонимами? («+» – да, «–» – нет)

А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.

А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран ;
В. Зной, жара.

4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.

Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.

Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.

Заполни пропуски в словах:

Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.

Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок.

Итоговая рефлексия

  • Какую из мудрых мыслей, записанных у Лестницы знаний, можно взять для эпилога нашего урока? Почему? Запишите.
  • Работа в группах помогла выяснить какой вопрос?
  • Какие корни слов называются омонимами, синонимами?
  • Что еще узнали помимо омонимичных и синонимичных корней?
  • Когда понадобится знание корней-омонимов, корней-синонимов, одинаковых корней?
  • Как оцениваете работу товарищей?
  • Оцените свою работу в тетради по критериям: правильность, трудность, интерес.

Домашнее задание

Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям.

На выбор:

  1. Репкин В.В. (учебник) упр. 129 (вставить подходящие слова).
  2. Придумать задание для “соседа” с корнями-омонимами.
  3. Сочинить историю с корнями-омонимами (корнями-синонимами).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы с книжной окраской
  • Синонимы рэш 2 класс
  • Синонимы рыжего цвета
  • Синонимы руководители компании
  • Синонимы русской хандры