Синонимы речевых формул

Современный
русский язык – самый богатый язык в
мире. Он обладает огромными 
ресурсами 
таких 
средств, которые 
позволяют 
избежать 
тавтологии, 
сделать 
речь 
более 
выразительной, 
выбрать 
слова 
наиболее 
подходящие 
для 
соответствующей 
речевой 
ситуации. 
Это 
достигается 
за 
счёт 
существования 
в 
языке 
слов, 
обозначающих 
один 
и 
тот 
же 
предмет, 
явление 
или 
действие. 

Синонимия
– это такой тип межлексемных системных
отношений, который устанавливается
между лексемами (словами), совпадающими
в одном или больше лексических значений.
Стилистическое богатство русского
языка обеспечивает , прежде всего , его
лексическая , морфемная , и синтаксическая
синонимия. Наиболее представительной
и функционально разнообразной в языке
является лексическая синонимия. Языковой
единицей лексической синонимии является
слово.

Лексические
синонимы – сокровищница языка и речи.
Они позволяют выразить тончайшие оттенки
мысли и чувства.

Говоря
о морфемной синонимии , следует отметить
, что явление синонимичности прослеживается
только у приставок и суффиксов. Причём
одна морфема может полноценно заменить
другую только в редких случаях , и поэтому
они имеют конкретное значение и небольшое
число синонимов.

Например
, приставка по придаёт некоторым
приставочным глаголом народно —
поэтическую стилистическую окраску:
раскинуться – пораскинуться , надвинуться
– понадвинуться.

На 
морфемные  синонимы  не  влияет 
сфера  употребления,  они 
зависят  от  морфемного  состава 
слова,  который  сложился 
исторически.

Морфологические
синонимы – это такие синонимы , которые
представлены различными вариантными
морфологическими формами и различаются
стилистической окраской. В отличие от
лексических для них характерна не столь
эмоционально – экспрессивная , сколько
функциональная окраска. Например , люблю
рисовать – люблю рисование , ехать лесом
– по лесу , ярчайший – самый яркий.

Под
синтаксической синонимией подразумеваются
различные синтаксические единицы ,
разные по строению , но близкие по смыслу.
Примеры синтаксической синонимии:

1. 
В  словосочетании:  варенье 
из  клубники  —  клубничное 
варенье

2. 
В  простом  предложении: 

а) синонимы
– двусоставные и  односоставные 
предложения:  

Я 
люблю  рисовать./Люблю  рисовать.

б) синонимы
– разновидности односоставных 
предложений:  

В 
городе  решили  построить  новый 
спорткомплекс./В городе решено построить
новый спорткомплекс.

в)  синонимы
– разновидности двусоставных 
предложений:

Кто 
не  любил  в  детстве  бегать 
по  лужам?!/Все  любили  в 
детстве

бегать 
по  лужам.

3. 
В  сложном  предложении:  

Я 
люблю  осень:  в  ней  сочетаются 
самые  яркие  краски./Я  люблю 
осен,потому  что  в  ней 
сочетаются  самые  яркие  краски

(синонимы  — сложные  бессоюзные 
и  сложноподчинённые  предложения).

4. Синонимы 
  простые  предложения  и 
сложные:  

Увиденное 
поразило  меня./То,  что  я 
увидел,  поразило  меня.

5. Синонимы 
причастные,  деепричастные  и 
другие  обороты  и 

придаточные 
предложения:  Решив 
задачу, Максим  облегчённо 
вздохнул./Когда  Максим  решил 
задачу,  он  облегчённо  вздохнул.

6. 
Синонимы,  различающиеся  способами 
передачи  чужой  речи:

Мой 
тренер  по  баскетболу  сказал: 
«Лучшие  игроки  сегодняшнего

матча 
поедут  на  областные 
соревнования»./Мой  тренер  по 
баскетболу

сказал, 
что  лучшие  игроки  сегодняшнего 
матча  поедут  на  областные 

соревнования.

Таким 
образом,  можно  сделать  вывод, 
что  синонимы  —  универсальное 
явление,  так  как  характерны 
для  всех  единиц  языка. 
С их  помощью  можно  выразить 
различные  мысли,  разнообразить 
свою  речь,  сделать  её 
образной  и  более  выразительной.

Типы
синонимов выделяются по двум основаниям:
в зависимости от количества позиций, в
которых они могут совпадать или замещать
друг друга, и от их функций.

Семантической
сущностью синонимии и мерилом ее
проявления является эквивалентность
(равноценность)
содержания
лексических единиц. Эквивалентным может
быть все содержание слов и тогда такие
синонимы называются полными,
или
абсолютными.
Полные (абсолютные) синонимы совпадают
по всем значения и характерной
сочетаемости. Их количество вязыке
сравнительно невелико: языкознание

лингвистика,
бегемот

гиппопотам,
кавалерия

конница.

Объем
значений слов – синонимов может совпадать
не полностью, такие синонимы называются
неполными,
или
частичными.
У
частичных синонимов эквивалентно может
быть содержание отдельных значений,
такие

синонимы
не совпадают по значению и употреблению
полностью, напр.: синонимы пачка

«несколько
однородных предметов (обычно книг,
бумаг),

сложенных
или связанных вместе» и
кипа –
«обычно большое количество

книг,
бумаг, собранных вместе, но не обязательно
уложенных и связанных».

Степень
несовпадения может быть разной, поэтому
выделяют синонимы семантические
(идеографические), градационные,
стилистические, семантико-стилистические.

1.
Синонимы, отличающиеся оттенками в
значениях, называются семантическими
(смысловыми, идеографическими) Например,
мокрый — влажный, сырой отражают различную
степень проявления признака — имеющий
значительную влажность, пропитанный
влагой; также: умирать — погибать,
пропадать — переставать существовать,
подвергаться уничтожению (в результате
бедствий, воздействия каких-либо сил,
условий).

Наличие
семантических синонимов в языке отражает
аналитическую глубину и точность
человеческого мышления. Окружающие
предметы, их свойства, действия, состояния
познаются человеком во всем своем
многообразии. Язык передает тончайшие
нюансы наблюдаемых фактов, подбирая
каждый раз новые слова для адекватного
выражения соответствующих представлений.
Так появляются синонимы, имеющие общий
смысловой стержень и позволяющие с
предельной ясностью детализировать
описываемые явления действительности.
Семантические синонимы обогащают речь,
делают ее прозрачной и выразительной
примеры из художественной литературы:
Блестит горлышко разбитой бутылки,
Сквозь туман кремнистый путь блестит
— Белый снег сверкает синим огоньком,
Онегин, взорами сверкая, из-за стола,
гремя, встает. Значение первого синонима
— ярко светиться, сверкать, значение
второго — ярко блестеть, сияя переливчатым
светом. Поэтому при описании статичных
картин уместнее использовать первое
слово, второе же чаще употребляется при
изображении мгновенного, стремительного
действия, ср. Сверкнул за строем строй.

2.
Синонимы, имеющие отличия в
экспрессивно-эмоциональной окраске и
употребляемые поэтому в разных стилях
речи, называются стилевыми; жена
(общеупотр.) — супруга (офиц.); молодые
(разг.) — новобрачные (кн.), глаза (нейтр.)
— очи (выc.),
лицо (нейтр.) — морда (сниж.) — лик.

Экспрессивные
особенности синонимов позволяют нам
каждый раз выбрать то слово, которое
наиболее уместно в конкретной речевой
ситуации, стилистически оправдано в
том или ином контексте. Богатство
стилистических оттенков у слов в русском
языке создает неограниченные возможности
для творчества, неожиданного их
сопоставления или противопоставления,
что ценят художники слова: Он подошел…
он жмет ей руку… смотрят его гляделки
в ясные глаза; Настанет день — печальный,
говорят!- Отцарствуют, оплачут, отгорят,-
остужены чужими пятаками,- мои глаза,
подвижные, как пламя.

3.
Синонимы, которые отличаются и оттенками
в значении, и стилистически, называются
семантико-стилистическими. Например,
блуждать — слово книжное, означающее
‘идти или ехать без определенного
направления, не имея цели, или в поисках
кого- или чего-либо’; кружить (кружиться)
— разговорное, означающее ‘меняя
направление движения, часто попадать
на одно и то же место’; плутать —
обиходно-разговорное, означающее ‘идти
или ехать в поисках верного направления,
нужной дороги’; с тем же значением:
путаться — разговорное, блудить —
просторечное.

Рассмотренные
случаи относятся к числу общеязыковых
(узуальных)синонимов,
когда
семантически сближенные слова,
обладающие
способностью взаимозаменяемости,
характеризуются
достаточной частотностью употребления,
нормативностью,
относительной
независимостью от контекста.
Такие
синонимы отражены в толковых и
синонимических словарях.

Кроме
общеязыковых (узуальных),
выделяются
индивидуально-авторские
(контекстуальные, речевые, окказиональные)
синонимы.
Семантическое
сближение таких слов происходит только
в единичных случаях,
в
ограниченном контексте,
зависит
от цели и задач автора,
особенностей
его языка,
стиля
и других причин.

Отличительной
чертой индивидуально-авторских синонимов
являются

их
контекстуальная обусловленность;
невоспроизводимость данного СР;
ограниченность употребления; единичность
семантики и отсутствие в словарях.
Помни,
что
ты дачник,
т.е.
дрянь,
раб,
мочалка.
(А.П.
Чехов «Один измногих»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синонимия в русском языке. Типы синонимов.Роль синонимов в организации речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

А.Ш.Мусиева.

Синонимия в русском языке. Типы синонимом. Роль синонимов в организации речи.

Синонимы (греч.- одноименный) — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие но различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Как правило, синонимы принадлежат одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания, одни и те же по значению слова, но по-разному звучащие, обозначающие одно понятие, но отличающиеся друг от друга семантически (оттенками значения) или стилистически, это слова не только с одинаковой предметной направленностью, но и близкие по своему значению, у них есть общее в самом значении слова, лексическом значении. Синонимами называют слова с равным значением, со сходным значением, слова, обозначающие одно и тоже понятие или понятия очень близкие между собой, слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием, слова, одинаковые по номинативной отнесённости, но, как правило, различающиеся стилистически, слова, способные в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга.

Между словами в языке наблюдаются различного рода связи. Связи эти действуют не изолированно друг от друга, а в той или иной степени обусловленности. Предметом рассмотрения в данном случае являются синонимические связи и слова — синонимы.

Еще древние греки, пришли к выводу, что в них заключается богатство языка: изобилие мыслей в словах и разнообразие выражений.

Римские ученые осознали не только сходство слов-синонимов, но и различие между ними.

Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимическим рядом.

Синонимический ряд может быть образован и из однокорневых слов: забыть -позабыть, обогнать — перегнать, отчизна — отечество, туристический — туристский, тишь — тишина и т. п.

Синонимия — явление всегда глубоко национальное, она создается в разных языках различными путями. Синонимы появились в русском литературном языке или в результате образования новых слов на базе существующего строительного материала, или в результате пополнения словаря русского литературного языка за счет лексики территориальных и профессиональных диалектов, а отчасти жаргонов, или в результате усвоения иноязычных слов из лексики других языков.

Основываясь на различиях в семантике и стилистической окраске, представляется правомерным выделить три наиболее общих разряда синонимов:

1. Синонимы семантические: смелый — храбрый — отважный — бесстрашный — безбоязненный; бездомный — бесприютный.

2. Синонимы стилистические: глаза — очи — гляделки — зенки — буркалы; город — град.

3. Синонимы семантико-стилистические:

есть — кушать — жрать — лопать — уплетать; громко — благим матом — во все горло — во всю ивановскую.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам.

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того, что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник — гид, чичероне; зародыш — эмбрион; введение — преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи — глаза; вотще — напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий — безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Действительно, установить, что, например, слова «друг» и «товарищ» являются синонимами, несложно, сложнее определить тип синонимов.

Абсолютные синонимы (дублеты) – это слова, которые одинаковы по значению и употреблению, но различны по сочетаемости. Например, бегемот и гиппопотам; в течение и в продолжение (предлоги); лингвистика, и языковедение, и языкознание и др. Слов-дублетов в русском зыке не так много: вследствие тенденции к экономии языковых средств такие синонимы либо начинают различаться по смыслу, либо приобретают новую стилистическую окраску. Например, уже сейчас наиболее часто мы можем услышать термин «лингвистика», более редко – «языкознание» и почти никогда – «языковедение».

Идеографические (семантические) синонимы – это слова, одинаковые по значению, но отличающиеся оттенками значений. Например, в «триаде» палящий – жгучий – жаркий палящий – это очень жаркий, обжигающий; жгучий – это горячий, обжигающий, палящий; жаркий – это дающий сильный жар, очень горячий.

Примерами семантических синонимов также являются слова: молодость – юность; красный – пунцовый – алый и др.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка.

Однокоренные синонимы – это однокоренные слова, имеющие одинаковое значение, но употребляющиеся чаще всего в разных стилях. Слово «борьба» нейтральное: у него равные шансы встретиться нам как в художественном, так и в научном стиле. Его же синоним «борение» имеет ярко выраженную «высокую» окраску и встретиться нам может в художественной речи.

Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик. Слово «рожа» явно разговорное, которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо» нейтральное: у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик» книжное: скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.

Семантико- стилистические синонимы – это синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилистической окраской: будущий (нейтральное) – грядущий (книжное) – наступающий (нейтральное) – предстоящий (деловая сфера) – следующий (нейтральное).

Нередко мы можем столкнуться с так называемым окказиональным употреблением синонимов, когда слова, не являющиеся синонимами в принципе, с подачи автора становятся таковыми: стукнуть на стол самовар — поставить на стол самовар.

Синонимы отличаются друг от друга употребительностью. Более употребительное слово обладает общим значением. Вокруг него объединяются синонимы, имеющие частное значение. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встретиться неодинаковая речевая синонимия.

Синонимы возникают потому, что предметы имеют не один, а несколько отличительных признаков и по каждому признаку могут быть названы. Если признаки наименования сходны, то слова могут стать синонимами. Близость значения у синонимов возникает потому, что каждый из синонимов уточняет — какой именно из признаков общего значения имеется в виду. Синонимические богатства языка дают возможность говорящему или пишущему выразить свою мысль более точно и ясно, более ярко и доступно для собеседника или читателя.
Наша речь – это не только знание языка, его норм и правил, это не только речевые умения и навыки, но и творчество. Речевая деятельность человека в городской среде требует активного отношения к знанию языка, к умениям и навыкам в области чтения и говорения, в области восприятия речи и письма.
Знания человека всё время пополняются, его умения и навыки постоянно совершенствуются, отсюда речь становится всё более понятной и выразительной, всё более культурной.
Культурой речи называется уровень использования богатств языка тем или иным человеком, степень владения языком в разных условиях общения.
Чем лучше человек знает язык, чем свободнее он владеет его богатствами, тем большее влияние оказывает его речь на окружающих. Как бы ни был убеждён человек, какую бы страстную речь не произносил, — её действенность снизится, если он будет говорить «докýмент», «взад», «лóжить», «хотит», «ехай», «указал о том, что», «двухтыщшестой год». А типичное для Москвы слово-паразит «как бы», рождающее изумительную по своему идиотизму, но нередкую фразу: «Мы как бы рады, что вы к нам как бы приехали». Такие ошибки не только отвлекают слушателей от содержания высказывания, но и подрывают доверие к самому говорящему.
Культура речи – это правильность, точность, выразительность и разнообразие речи.
Правильность речи – это соблюдение норм русского литературного языка и адекватное использование полунормативных и ненормативных лексико-семантических конструкций. Любая нация имеет литературную норму языка, которая характеризуется устойчивостью (то есть воспроизводимостью в речи большинства говорящих на данном языке).
Неправильность речи может возникать под влиянием неправильной адаптации и ассимиляции местных говоров и жаргонов, а также в результате сохранения архаических элементов языка (при условии изменения их семантики в речи данного говорящего).
Общелитературная лексика составляет основу русской синонимики. Разговорная и поэтическая речь отклоняются от такой правильности. Современность, адекватность и литературность – одни из важнейших критериев правильного словоупотребления.
3. Синонимическое уподобление новых слов
С 1917 года русский литературный язык подвёргся сильному влиянию городского просторечий, языка улицы и преступников. Просторечие широко проникло в художественную литературу и в поэтическую речь.
«С величайшим огорчением, — писал в 1934 году Алексей Горький в статье «О языке», — приходится указать, что в стране, которая так успешно – в общем – восходит на высшую ступень культуры, язык речевой обогатился такими нелепыми словечками и поговорками, как, например: мура, буза, волынить, шамать, дай пять, на большой палец с присыпкой, на ять и так далее и тому подобное».
Наталья Крандиевская-Толстая записала в первую блокадную зиму Ленинграда:
За спиной свистит шрапнель,
Каждый кончик нерва взвинчен.
Бабий голос сквозь метель:
«А у Льва Толстого нынче
Выдавали мервишель!»
Мервишель? У Льва Толстого?
Снится, что ли, этот бред? …»
Бред не снился, он был явью.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.)
Это и определяет актуальность данной работы, ведь без речи человек просто бы ни был человеком.
Цель работы – познакомится с видами речи и ролью синонимов в речи, осознать значение данных лексических понятий в русском языке.

Содержимое публикации

Понятие о синонимии в русском языке

Синонимия – это совокупность синонимов языка, возникших в результате многократных синонимических сближений слов в прошлом. Созданная на протяжении ряда веков, синонимика литературного языка регулирует синонимию, делает понятными индивидуальные синонимические сближения и замены, умножая точность и выразительность речи.

Виды синонимов

Синонимы отличаются друг от друга многими компонентами содержания слова. Однако более заметным и актуальным может быть один из компонентов. По преобладанию того или иного вида различительного признака выделяются три вида синонимов:

1) Синонимы понятийные, или идеографические. Они отличаются друг от друга прежде всего лексическим значением. Это различие проявляется и в разной степени обозначаемого признака (мороз — стужа, сильный — мощный и могучий, здоровенный и здоровущий), и в характере его обозначения (ватник — стеганка — телогрейка, багровый — пурпурный — кровавый), и в объеме выражаемого понятия (знамя и флаг, основы и начатки, дерзкий и смелый), и в степени связанности лексического значения (коричневый и карий, черный и вороной). Например, прилагательное черный обозначает цвет волос, тогда как вороной обозначает черную масть лошади.

2) Синонимы стилевые, или функциональные. Они отличаются друг от друга сферой употребления. Прежде всего — это слова разных стилей литературного языка; среди стилевых синонимов противостоят друг другу синонимы- поэтизмы и синонимы- просторечные слова. Например, поэтическими синонимами прилагательного боевой выступают традиционно-поэтические слова бранный и ратный, а существительного деньги — просторечное слово гроши.

Среди функциональных синонимов имеются также диалектизмы, архаизмы и варваризмы (иноязычные слова). Иноязычные слова, как уже было отмечено, особенно часты среди терминологической и технической лексики: китаист (китаевед) — синолог, самолет — аэроплан, вакантный — свободный, классифицировать (систематизировать) — группировать.

Среди синонимов-диалектизмов надо отличать общеупотребительные диалектизмы и узкообластные слова. К первой группе относятся такие слова, как кочет (петух), баской (красивый), шибко (очень). Областными словами являются пимы (валенки), орать (пахать), кохать (любить), зараз (тотчас).

3) Синонимы эмоционально-оценочные. Своеобразие эмоционально-оценочных синонимов состоит в том, что, отличаясь от нейтральных синонимов оттенком значения и сферой употребления, они открыто выражают отношение говорящего к обозначаемому лицу, предмету или явлению. Оценка эта бывает положительной или отрицательной, причем сопровождается, как правило, эмоциональной экспрессией. Например, ребенка можно торжественно назвать дитя, ласкательно мальчуган и мальчонка, презрительно мальчишка и молокосос, а также усилительно-презрительно щенок. Но эти формы слов преимущественно воспроизводятся лишь в разговорной речи.

Словари синонимов в русском языке. Структура.

Каждый раздел лексики имеет отражение в словарях русского языка. Синонимы и их толкование производится в словарях синонимов русского языка. Самыми популярными среди них являются словарь Абрамов и словарь Александровой, последний из которых включает в себя около 9000синонимических рядов.

Целью любого словаря синонимов является дать более или менее полный выбор русских синонимов, т. е. слов, сходных по общему значению, но различных по оттенкам. Книга должна служить пособием при отыскании забытых выражений. Предназначая свой «Словарь» исключительно для практического употребления лиц, знающих русский язык, автор заботился не столько о точных определениях оттенков у различных синонимов, сколько о полноте синонимических гнезд, предоставляя чутью пользующегося угадать потребное: язык редко считается с философскими определениями и разграничениями, особенно в области синонимов, обыкновенно и возникающих именно из неточных, фигуральных оборотов.

Если вообще наш язык в грамматическом и лексическом отношении разработан довольно слабо, то на синонимы до сих пор, насколько нам известно, никто из ученых не обратил должного внимания. Даль в предисловии к своему «Толковому словарю живого великорусского языка», правда, говорит, что в словаре он «желал бы видеть, какие есть тождественные или близкие друг ко другу выражения, для обозначения различных оттенков одного и того же понятия», но сколько-нибудь значительного выбора синонимов он не дает. Превосходный во многих отношениях «Словарь русского языка», издаваемый в настоящее время Императорской Академией наук, совсем игнорирует синонимы. Что же касается опытов разработки отдельных русских синонимов, печатавшихся в разных журналах в начале прошлого столетия, то их практическое значение ничтожно (как ничтожно значение русского перевода синонимов в немецком «Synonymisches Handworterbuch der deutschen Sprache» Eberhard’а, где гнезда состоят большею частью из двух слов, редко переходя за четыре). Между тем за границей значение синонимов давно уже сознано; там имеется немало синонимических словарей, – немецких, английских, французских, – из коих некоторые успели уже выдержать до двадцати и более изданий. В Западной Европе и Америке словари синонимов давно уже занимают почетное место среди необходимейших для каждого пишущего справочных книг. Там изучение синонимов давно уже входит, как один из важнейших предметов, в программу школьного изучения родного языка, ибо нельзя не видеть, что нигде так резко не сказывается богаство и гибкость языка, как именно в синонимах. Выступая теперь перед русской публикой с первым опытом более или менее полного «Словаря русских синонимов», поставившего себе практические цели, мы верим, что идем навстречу насущной потребности.

Словарь синонимов кроме главного значения, как справочной книги, дающей возможность быстро и без всякого напряжения памяти найти требуемое слово, имеет еще другие достоинства. Во-первых, он расширяет знакомство с языком, открывая массу слов, забытых или неупотребляемых нами по незнанию, и часто заменяемых совершенно ненужными, вымученными описаниями, перифразами. Вместе с тем словарь синонимов расширяет и умственный кругозор, знакомя с множеством новых понятий, ибо каждому слову соответствует понятие. Сопоставляя рядом слова, весьма мало отличающиеся по значению, словарь изощряет ум, приучает его к точному мышлению.

Со словарем в руках умелый учитель словесности может чрезвычайно разнообразить свои уроки, делая их в высшей степени интересными для детей. Разбор синонимов, выяснение точек соприкосновения и различия между родственными по значению словами, подыскивание примеров на синонимы, – такие упражнения, вполне доступные детским силам, не только легко заинтересовывают весь класс и дают всем здоровую пищу для ума, но в то же время знакомят детей с самым духом языка, вводят их, так сказать, в «Святая святых» народной души.

Словарь синонимов необходим при изучении иностранного языка и при переводе с иностранных языков. Все те чудовищные и совершенно лишние иностранные слова, которые так портят родной язык, особенно журнальный, и которыми так справедливо возмущаются Даль и другие ревнители русского слова, все они обязаны своим происхождением только незнакомству с русскими синонимами. Синонимы дают возможность передать вполне точно, настоящими русскими словами, многие из тех варваризмов, которые получили права гражданства в нашем языке.

Наконец, словарь синонимов доставляет немалое удовольствие читающему, открывая перед ним неожиданные оттенки слов и давая рядом с наиболее серьезными и важными понятиями их низменные синонимы.

Список литературы

Александрова З. Е. словарь синонимов русского языка. Ок. 9000 синонимических рядов/ Под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд. – М., 1986. – 600с.

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход.М., 2007.- 310с.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии. М., 1988.

Богдасорова С. К., Сарамыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология и педогогика. — Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. — 320 с. (Серия «начальное профессиональное образование).

Придникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. М., 1990.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню солнца «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ!»


Конкурсы

18 работ

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню солнца «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ!
»

01 Апреля – 25 Мая

Всероссийская интеллектуальная викторина «СИЯНИЕ ВЕСНЫ»


Викторины

132 работы

Всероссийская интеллектуальная викторина «СИЯНИЕ ВЕСНЫ
»

01 Марта – 25 Мая

Международный конкурс художественной авторской фотографии «ИСКУССТВО СОЗЕРЦАТЬ»



30 работ

Международный конкурс художественной авторской фотографии «ИСКУССТВО СОЗЕРЦАТЬ
»

10 Января – 25 Мая


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по русскому языку для 1 класса «Урок родного русского языка по теме «Вежливые слова»»
    Русский язык


  • Презентации по русскому языку для 4 класса «»Многозначные слова»»
    Русский язык


  • Оценка знаний по русскому языку для 5 класса «Тестовая контрольная работа по теме «Лексика»»
    Русский язык


  • Разное по русскому языку для «Русские школы Турции расскажут о своей работе в виртуальном формате»
    Русский язык


  • Уроки по русскому языку для 3 класса «Конспект урока — путешествия «Обобщение знаний об именах прилагательных».»
    Русский язык

Что такое синонимы – простое и правильное объяснение с примерами

Пишутся по-разному, а означают примерно одно и то же.

5 517

Что такое синонимы простыми словами

Синонимы – это слова, которые обозначают примерно одно и то же, а пишутся по-разному. Например, сконцентрироваться – сосредоточиться, красивый – обворожительный, ковер – палас.

Синонимы – это всегда слова одной части речи. Наука, которая их изучает, называется лексика. Слова, противоположные синонимам – это антонимы.

Типы синонимов

Полные. Когда значение двух слов абсолютно одинаковое: Я бросил камень = Я кинул камень. Работать над правописанием = Работать над орфографией.

Семантические. Когда есть разница в значении, слова обозначают не совсем одно и то же. Можно сказать «синий», а можно – «голубой»: «Синее небо» – «Голубое небо». Разница все-таки есть: голубой – это светло-синий.

«Ковер» и «Палас» тоже не совсем одно и то же, палас – это ковер без ворса, причем двусторонний.

Стилевые. Когда два слова означают одно и то же, но используются в разных стилях речи. Можно сказать «лицо», а можно «рожа», «харя», «морда». «Лицо» – нейтральное слово по стилю, а остальные три – разговорные, в них есть даже что-то оскорбительное.

Что поет НЮ

У NY в песне «Веснушки» есть такие строки: «По съемным хатам вдвоем без бабла, // Но и тогда мы не были бедны».

«Хаты» = «квартиры», «бабло» = «деньги». Это стилевые синонимы, которые сразу делают его песню более «молодежной».

Контекстуальные. Когда несколько слов сближаются по значению в контексте. Например: «Дом мне казался каким-то мрачным, холодным, леденящим душу». Все три слова: «мрачный», «холодный», «леденящий душу» – можно заменить одним словом «неприветливый».

Другие названия этой группы:

  • окказиональные – выдуманные автором;
  • авторские – кстати, синоним к слову «окказиональные»;
  • индивидуальные – в текстах других авторов таких сочетаний слов может быть или они могут там оказаться случайно;
  • ситуативные – синонимия возникла только в данном контексте, в данной «ситуации».

Фразеологические. Когда слово можно заменить на фразеологизм или даже на несколько фразеологизмов: «Хватит бездельничать» – «Хватит дурака валять» – «Хватит балду пинать».

Зачем нужны синонимы

Чтобы избегать тавтологии, то есть повторения одних и тех же слов. В статье про лингвистику я могу использовать синоним «языкознание», чтобы не говорить по сто раз «лингвистика, лингвистика, лингвистика».

Для уточнения. «Я чувствовал себя подавленным, разбитым, брошенным, забытым всеми». Используется не просто причастие «подавленный», а несколько его контекстуальных синонимов – и «разбитый», и «брошенный», и «забытый». Все они помогают выразить то, как мне было плохо.

Для усиления значения. «Я ему задам трепку. Нет, я с него шкуру спущу!» Фразеологизм «спустить шкуру» более сильный и эмоциональный, чем «задать трепку». Теперь вы точно понимаете, что кому-то там капец как плохо будет.

Что Флобер говорил Мопассану

Ги де Мопассан учился писать книги. И учил его этому Гюстав Флобер. И Флобер всегда говорил, что какой бы предмет ни описывал автор, есть только одно существительное, чтобы его назвать, только один глагол, чтобы обозначить его действие и только одно прилагательное, чтобы указать на его признак. И писатель должен искать их до тех пор, пока не найдет.

Суть в том, что синонимов, конечно, много. Но всегда есть среди них только одно слово, которое будет наиболее точным, метким и выразительным. Талантливый писатель – тот, кто умеет это слово найти.

Спасибо тем, кто дочитал статью до конца. Если что не так – покритикуйте в комментариях, буду править. Всем хороших оценок, высоких баллов на ОГЭ и ЕГЭ.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Урок
по родному языку(русскому) :

Синонимы
и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Тема
: Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления
синонимов

Задачи
урока:

знать понятия «синоним», «синонимический
ряд»;

уметь подбирать синонимы к предложенным
словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Цели:

обучающие – познакомить
учащихся с понятиями синоним и синонимический ряд;

сформировать умение подбирать синонимы к
словам;

формировать умение использовать синонимы в
устной и письменной речи;

развивающие – развивать
речевую и мыслительную деятельность учащихся;

воспитательные – воспитывать
интерес к русскому языку. 

Тип
урока:
изучение
нового материала.

Технология: урок-диалог с
элементами урока-практикума.

Формы
работы:
индивидуальная,
групповая, фронтальная.

Планируемый
результат:
в
ходе урока

учащиеся
получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании
синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи;
научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать
выводы.

Оборудование
к уроку:

мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов,
раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный
момент.

Приветствие. Запись числа и классной
работы в тетради.

1.     
Актуализация
прежних знаний.

1.1 Терминологический диктант

1. Слова,
одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому
значению , — это…

2. Слова одной
части речи, противоположные по лексическому значению, — это…

3. Словарный
состав языка – это…

4. Раздел науки, в
котором изучается словарный состав языка, — это…

5. Словарный
запас  конкретного человека – это…

6. Слова, которые
имеют два или более лексических значения называются…

7. Слова,
употребляемые жителями той или иной местности, называются — ….

8. Устаревшие
слова – это…

9. Новые слова
называются ….

     
10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, — это…

1.2
Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.

n  Сила,
мощь, могущество, слабый.

n  Большой,
великий, огромный, громадный, счастливый.

n  Блестеть,
сверкать, сиять, снимать.

n  Смелый,
храбрый, мужественный, трусливый.

— Чем различаются данные
слова?

— Что же такое синонимы? (Синонимы
– это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению.  Синонимы,
как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как
взаимозаменяемые элементы высказывания).

2.       Подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала

        
3. Изучение нового материала

3.1 Виды
синонимов

Лексические

Стилистические

Синтаксические

Относятся
к одной и той же части речи, различаются оттенками значения

Отличаются
сферой употребления

Разное
построение, но одинаковое значение

Сердиться, злиться, беситься, серчать

Лик – лицо — мордашка

Начать работу – приступить к работе

3.2 Роль
синонимов в речи

— придают речи
красочность и выразительность;

— делают речь
яркой и разнообразной;

— помогают точнее
выразить мысли и избежать повтора одного и того же слова

3.3 Синонимический
ряд
– это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

Могут
быть синонимические ряды:

n  существительных
(работа, труд, дело, занятие);

n  прилагательных
(влажный, мокрый, сырой);

n  глаголов
(бежать, спешить, торопиться);

n  наречий
(тут, здесь);

n  фразеологизмов
(переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).

4. Закрепление материала.

При выполнении
каждого самостоятельного выполненного задания ставьте себе оценку.

1. Прочитаем
стихотворение и найдем синонимы

Мы с приятелем
вдвоём

Дружно, весело
живём.

Я  иду, и он
шагает.

Я смеюсь,  хохочет
он

Если  стану я
грустить,

То печалится и он.

Мы спросить хотим
у вас,

Где синонимы у
нас?

 (иду, шагает,
смеюсь, хохочет, грустить, печалится)

2. Теперь выполните
подобное задание самостоятельно. На это вам отводится 3 минуты.

1.Зябнет
осинка,                                 2. Метели, бураны и вьюги

Дрожит
на ветру,                                   Зимой устают от них люди.

Стынет
на солнышке,                          Нам хочется солнца и снега,

Мерзнет
в жару.                                     И чистого звёздного неба.

3.
Спешит, торопится весна,                4. Лето — жаркая пора!

И
солнце светит ярко.                              Знойная погода.

Бегут
ручьи, звенит капель.                   И не прохладней вечера,

И
скоро будет жарко.                                Чему рада детвора.

Проверь
себя!

1.     
Зябнет,
дрожит, стынет, мерзнет;

2.     
Метели,
бураны, вьюги;

     
3.   Спешит, торопится;

     
4.   Жаркая, знойная.

3.
Найди лишнее.

а)
ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.

б)
отлично, хорошо, потрясающе, тряска.

в)
хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.                           

г)
жаркий, палящий, знойный, холодный.

4.
Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:
   
 

трусливый,
храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

3.
Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.

n 
Просить,
умолять, говорить   (говорить, просить, умолять)

n 
Нестись,
бежать, мчаться     (бежать, мчаться, нестись)

4.
Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий
или признаков.

n 
Кричать,
шептать, говорить        (шептать, говорить, кричать)

5.
Подберите к данным словам синонимы.

n 
Родина,
смелый, друг, блестеть.

Проверь
себя:

Родина,
Отчизна, Отечество

Смелый,
храбрый, мужественный

Друг,
товарищ

Блестеть,
сверкать, искриться

6.
Составь синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков

Волшебник                   еда                            
коченеть

пища
                            мерзнуть                    питание

зябнуть
                        кудесник                     мешковатый

использовать              
ошибочный              
 маг

неуклюжий
                  употреблять              применять

неправильный           
нескладный               
неверный

7. Какие из данных
синонимов разговорные и просторечные?

Болтать, разговаривать
бродить, болтаться
дуться, сердиться
несется, бежит

Устно
составьте с ними предложения.

8.
Заменить синонимом фразеологический оборот:

n 
На
скорую руку —    быстро

n 
Куда
глаза глядят – неизвестно куда

n 
Спустя
рукава – плохо работать

n 
Хоть
шаром покати – ничего нет

n 
Повесить
нос —  расстроиться

n 
Рукой
подать – близко

9. Цифровой
диктант.
Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не
согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.

1.
Синонимы отвечают на один и тот же вопрос.

2.
Синонимы относятся к разным частям речи.

3.
Синонимический ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

4.
Синонимы помогают избегать повторов в речи

5.
Синонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое
значение

6.
Синонимы  — это слова, близкие по значению, но разные по написанию

Сверьте
свои ответы с доской.

1. 1

2. 0

3. 1

4. 1

5. 0

6. 1

10.
Работа с текстом.

Задание: прочитайте
диалог.

Ученики
пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал
ногу, играя в футбол.


Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.


Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.

— У нас для
тебя много хороших новостей, — сказали ребята.


Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — сказал Толя.

— К нам в
класс пришёл новый ученик, — сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость
сообщит кто-то другой.

— А ещё мы
всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, — сказала Надя.

— Жаль, что
я не был там вместе с вами, — грустно сказал Толя.

— Ничего,
вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — сказали ребята.

— Вам
понравился этот текст?

— Что
портит этот текст? 
(Повторяющееся слово «сказал».)

— Что
необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать
подобных повторов? 
(Необходимо заменить слово «сказал» близкими по значению
словами — синонимами)

5.
Рефлексия

6. Домашнее задание:  исправите этот текст, используя слова для справок, текст
запишите в тетрадь, соблюдая знаки препинания при диалоге. Синонимы подчеркните.

Ученики
пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал
ногу, играя в футбол.
— Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
— Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – ………….. Толя.
— У нас для тебя много хороших новостей, — ………………….ребята.
— Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — ………………………..
Толя.
— К нам в класс пришёл новый ученик, — ………………….. Саша, не дожидаясь, когда эту
новость сообщит кто-то другой.
— А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, —
……………………. Надя.
— Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно ……………. Толя.
— Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — ……………………..
ребята.
Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться, выпалить,
сообщить, произнести, ответить.

Спасибо всем за
урок. До свидания.

Задания
на урок (распечатка)

Мы с приятелем
вдвоём

Дружно, весело
живём.

Я  иду, и он
шагает.

Я смеюсь,  хохочет
он

Если  стану я
грустить,

То печалится и он.

Мы спросить хотим у
вас,

Где синонимы у нас?

1.Зябнет
осинка,                                 2. Метели, бураны и вьюги

Дрожит на
ветру,                                   Зимой устают от них люди.

Стынет на
солнышке,                          Нам хочется солнца и снега,

Мерзнет в
жару.                                     И чистого звёздного неба.

3. Спешит,
торопится весна,                4. Лето — жаркая пора!

И солнце светит
ярко.                              Знойная погода.

Бегут ручьи, звенит
капель.                   И не прохладней вечера,

И скоро будет
жарко.                                Чему рада детвора.

Найди лишнее.

а) ежеминутно,
ежесекундно, ежедневно, ежевика.

б) отлично, хорошо,
потрясающе, тряска.

в) хохотать,
улыбаться, смеяться, одеваться.                           

г) жаркий, палящий,
знойный, холодный.

Выписать имена
прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:     

трусливый, храбрый,
робкий, смелый, нерешительный, отважный.

Расположите по
возрастающей градации смысловые синонимы.

         Просить,
умолять, говорить               Нестись, бежать, мчаться  

Расположите
синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или
признаков.

Кричать, шептать,
говорить  

Подберите к
данным словам синонимы.

n 
Родина,
смелый, друг, блестеть.

Составь
синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков

Волшебник                  
еда                            
коченеть

пища
                            мерзнуть                    питание

зябнуть
                        кудесник                     мешковатый

использовать              
ошибочный              
 маг

неуклюжий
                  употреблять              применять

неправильный           
нескладный               
неверный

Д/з
(текст в электронном дневнике) исправите этот текст, используя слова для справок, текст
запишите в тетрадь, соблюдая знаки препинания при диалоге. Синонимы подчеркните.

Ученики
пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал
ногу, играя в футбол.
— Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
— Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – ………….. Толя.
— У нас для тебя много хороших новостей, — ………………….ребята.
— Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — ………………………..
Толя.
— К нам в класс пришёл новый ученик, — ………………….. Саша, не дожидаясь, когда эту
новость сообщит кто-то другой.
— А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, —
……………………. Надя.
— Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно ……………. Толя.
— Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — ……………………..
ребята.
Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться,
выпалить, сообщить, произнести, ответить.

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы рецензия на книгу
  • Синонимы реформатский
  • Синонимы реформа обсуждение
  • Синонимы реферат скачать
  • Синонимы редкий уникальный