- Соедини линией прилагательные – синонимы:
Любезный стеснительный
Дорогой знаменитый
Застенчивый приветливый
Известный драгоценный
Проворный шустрый
- Подбери синонимы к данным прилагательным:
Смешной______________________________________
Жаркий______________________________________
Тайный_______________________________________
Удивительный_________________________________
Худой ________________________________________
Слова для справок: забавный, секретный, изумительный, знойный, тощий.
- Замени прилагательные синонимами.
Верный друг ______________________________________________
Ароматное яблоко ____________________________________________
Скорая помощь ______________________________________________
Удивительные рассказы _________________________________________
Лёгкая задача ______________________________________________
Тихая езда ______________________________________________
Слова для справок: занимательные, душистые, быстрая, медленная, простая.
- Найди прилагательные-синонимы. Обведи кружком правильный ответ.
А) густой – частый
Б) длинный – короткий
В) сильный – мощный
Г) черный – тёмный
- Соедини линией прилагательные – синонимы:
Любезный стеснительный
Дорогой знаменитый
Застенчивый приветливый
Известный драгоценный
Проворный шустрый
- Подбери синонимы к данным прилагательным:
Смешной______________________________
Жаркий________________________________
Тайный_________________________________
Удивительный___________________________
Худой__________________________________
Слова для справок: забавный, секретный, изумительный, знойный, тощий.
- Замени прилагательные синонимами.
Верный друг __________________________________________
Ароматное яблоко __________________________________________
Скорая помощь __________________________________________
Удивительные рассказы _________________________________________
Лёгкая задача __________________________________________
Тихая езда __________________________________________
Слова для справок: занимательные, душистые, быстрая, медленная, простая.
- Найди прилагательные-синонимы. Обведи кружком правильный ответ.
А) густой – частый
Б) длинный – короткий
В) сильный – мощный
Г) черный — тёмный
Проверочная
работа для 2 класса
по
теме « Синонимы»
1. Запиши
как можно больше синонимов к слову
Дом —
___________________________________
2. Допиши
еще одно слово в ряду:
болтать, беседовать,
3. Подчеркни
в какой группе все многозначные слова
a) Цветок,
чашка, бабочка
b) Язык,
книга, стол
c) Лук,
иголка, звезда
4. Найди
лишнее слово в ряду:
a) Маленький
b) Мизерный
c) Крохотный
d) Небольшой
e) Пушистый
5. Найди
пару:
Приятель воин
Противник друг
Солдат враг
Шагать идти
Красный труд
Печаль труд
Работа алый
6. Подбери
однокоренные слова к слову: гриб –
7. Что
такое синонимы . Выбери правильный определение.
a) Слова,
близкие по значению, одинаковые по звучанию
b) Слова
близкие по значению разные по написанию
c) Слова
противоположные по значению близкие по написанию.
8. Найди
и подчеркни строчку синонимов.
a) Горячий,
теплый
b) Пурга,
буран
c) Рассвет,
полночь
d) Утро,
вечер
e) Жара,
холод
f) День,
ночь
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению
русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка;
развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);
обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки,
взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что
синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать
её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и
оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих
действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
за каждый правильный
ответ 1 балл
Отметки:
«5» — 23— 28 баллов
«4» — 17— 22 баллов
«3» — 11— 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва
«Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей
русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
(зной, жара, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М... (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
№ |
Баллы |
|
I |
6 |
за каждый правильный ответ 1 балл |
II |
4 |
|
Ш |
5 |
|
IV |
2 |
|
V |
3 |
|
VI |
4 |
|
VII |
2 |
|
VIII |
2 |
|
Всего |
28 |
Отметки:
«5» — 23- 28 баллов
«4» — 17- 22 баллов
«3» — 11- 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва «Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
( жара, зной, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М… (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Самостоятельная работа Вариант 1 ___________________________________
1. Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. ребята — дети вверх — вниз бежать — мчаться грустить — печалиться чёрный — белый |
3. Подчеркни слова-синонимы. добрый — злой красный — алый дорога — путь чистить — пачкать вьюга — метель |
4. Подбери синонимы к слову:
смелый ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
Горячий — ____________________ новый — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.
Самостоятельная работа Вариант 2 ___________________________________
1.Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. жара — стужа трусливый — смелый дети — ребята начало – конец работа – труд |
3. Подчеркни слова-синонимы. Аккуратный – чистый Алфавит – азбука Мокрый – сухой Чистый – грязный Друг — товарищ |
4. Подбери синонимы к слову:
рисунок ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
простой— ____________________ свет — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.