Синонимы простых предложений проект

Содержание:

  1. Синонимия простых предложений
  2. Синонимия между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений
  3. Что такое синтаксическая синонимичность?
  4. Заключение
Предмет: Русский язык
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.10.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Синонимия является наименее изученной областью языкознания как в лексике, так и в грамматике, а особенно в синтаксисе. Благодаря многочисленным работам, появившимся в последнее время и посвященным отдельным частным вопросам грамматической синонимии, в настоящее время можно сказать, что разработка этого вопроса дала многое как в теоретическом, так и в практическом планах.

Реферат посвящен исследованию синонимии простых предложений с точки зрения их когнитивных и синтаксических свойств в свете теории синтаксической изофункциональности. В работе анализируются как формальные и семантические параметры таких предложений, так и когнитивные ситуации, воплощенные в этих различных грамматических построениях.

Синонимия простых предложений

Синонимия­ -­ наименее­ изученная из всех областей­ языкознания как в синтаксисе, грамматике, так и в лексике.­ Разработка грамматической синонимии дает многое в практическом и теоретическом плане.

Синонимика, являясь одним из многочисленных­­ источников по обогащению­ языка различными выразительными средствами,­ представляет­ собой особый­ интерес в разработке таких проблем, как: борьба за речевую культуру речи, изучение­ стилей и языка, применяемых в современной­ художественной­ литературе, язык публичных­ выступлений.

Глубокие знания в синонимии, как науке, дает возможность­ не только объяснить, но и понять направления в развития русского языка, изучить более детально способы и пути изменения его сторон. Это облегчит широкий доступ к богатствам средств речи, называемых выразительными, позволит представить их в этой системе.

Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на:

  • односоставные, представленные несколькими разновидностями
  • двусоставные.

По цели высказывания предложения бывают:

  • повествовательными
  • вопросительными
  • побудительными

По модально-логическому признаку:

  • утвердительными
  • отрицательными.

Между разными типами предложений возможны синонимические отношения. Выбор конкретной разновидности зависит от контекста.

При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):

  • из синонимической пары

Предлагаю объявить перерыв (односоставное) – Я предлагаю объявить перерыв (двусоставное второе предложение используется в тех случаях, когда на подлежащее падает логическое ударение, это происходит при сопоставлении и противопоставлении разных деятелей, например: Я предлагаю объявить перерыв, а он – вообще отложить заседание; Я предлагаю объявить перерыв, а вы голосуйте и т.п. Во многих случаях конструкция двусоставного предложения является избыточной. Так, в заявлениях, где в «шапке» указан автор заявления (от кого оно или чье), достаточно односоставного предложения: Прошу разрешить мне …, аналогично в приказах, которые имеет право издавать ограниченное количество определенных лиц и которые всегда имеют подпись: Приказываю начать перерегистрацию…; но в доверенности, которая может быть оформлена без «шапки» и написана любым лицом, обязательно двусоставное: Я, Петрова Надежда Дмитриевна, доверяю…

  • из синонимической пары

Любишь кататься – люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе – назидательность;

  • в синонимических парах

Тебе звонили – Тебе кто-то звонил; Просят не курить – Руководство института просит вас не курить односоставное предложение акцентирует внимание на действии, а двусоставное – на том, кто его производит;

  • аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными

Мне хочется – Я хочу; Запрещается провозить – Руководство метрополитена запрещает провозить; Не нагнать тебе бешеной тройки – Не нагонишь ты бешеную тройку;

  • при синонимии

Утро. Берег реки. Колокольный звон – Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки. Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.

Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными.

Например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь; инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.

Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу – Крыша сорвана ураганом – Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором – о результате, в третьем – о стихийном событии.

Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трехчлена. Так, ненормативным будет предложение типа За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, – За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия.

Синонимия между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений

Последняя группа фигур – собственно риторические. Их цель – усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

К ним относится, прежде всего, риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, имеющее смысл усиленного утверждения или отрицания. Например: И разве в создании этой общественной атмосферы не сыграло свою роль поведение тех, пусть немногих, а на самом деле их было не так уж мало, особенно среди молодых, кого именно письмо-обращение Александра Солженицына заставило перевернуть свою жизнь, встать на путь решительного и твердого неучастия в вакханалии казенной Лжи? (И. Виноградов); Неужели же эта удивительная революция, вызванная похождениями Чичикова, менее невероятна, чем то происшествие, что нос майора Ковалева, исчезнув с лица своего обладателя, стал разъезжать по Петербургу, одетый в мундир с золотом? (В. Брюсов).

Синонимия простых предложений

В этих вопросительных по синтаксической структуре предложениях интонационно утверждается (сыграла – в первом случае) или отрицается (не менее невероятна – во втором) то, что подвергается вопросу. На этом несоответствии синтаксиса и интонации основывается воздействующая сила фигуры.

Риторический вопрос следует отличать от похожих конструкций, когда вопрос не требует ответа. Сюда относятся уже рассматривавшиеся вопросительные предложения, используемые для построения умолчания, и сегментированные конструкции. В других случаях вопрос и ответ могут быть разделены. Нередко текст или его фрагмент начинается с вопроса, формулирующего проблему, затем проблема рассматривается, а в конце, как итог, может быть дан ответ. Такая форма построения характерна для научных текстов и проблемных публицистических статей. В простейших учебных текстах вопрос и ответ следуют друг за другом, что придает тексту форму беседы и тем самым облегчает восприятие информации.

Перенесение этого приема за пределы учебных текстов ведет к подавлению мыслительной деятельности собеседника, не позволяя ему предположить какой-либо иной ответ, кроме предложенного автором. Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? – Государство обязано заботиться о своих гражданах; Неужели мы согласимся с этим предложением? – Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание.

Что такое синтаксическая синонимичность?

Что касается самого понятия «синонимия», то оно произошло из лексикологии,­ где­ подробно изучалось.­ В настоящее время­ этот­­ термин уже широко употребляется­ в таких сферах, как грамматика, фонетика и синтаксис.

Синтаксическими­ синонимами называют­ модели­­­­ синтаксической конструкции (предложения, обороты, словосочетания и различные­ предложенно-именные­ сочетания),­ имеющие близкое или тождественное смысловое значение, адекватное грамматическое значение, выражают­ одинаковые синтаксические отношения, а также те, которые способны к взаимозамене в контексте.

­На вопрос о критериях синонимичности нет однозначного ответа, так как учеными выдвигаются постоянно разные точки зрения по этой теме, они бывают полностью противоположными. Но в одном они согласны, что лексические синонимы являются настоящей­ сокровищницей­ русской речи и­ языка. Благодаря их использованию,­ возможно более полно выразить самые тонкие оттенки, чувства и мысли. Группы слов с одним и тем же понятием образуют ряд (синонимический). Слова этого ряда­ имеют как один корень, так и разные. Другие слова ряда могут расширить семантическую структуру, дополнить ее оценочным значением. В состав этих рядов входит (входят) только одна часть речи. Также в них мы видим наличие­ фразеологизмов,­­­ архаизмов,­ неологизмов,­ диалектизмов,­ профессионализмов,­ канцеляризмов. Такого рода слова­ выполняют­ в­ предложениях одинаковую синтаксическую функцию.

Что касается­ морфемной­ синонимии, то можно отметить,­ что это явление можно встретить­ только­ у­ суффиксов и приставок.­ Одна­ морфема­ полностью­­­ заменить­ другую в довольно редких­ случаях,­ именно по этой причине они обладают­ конкретным­ значением­ и­ малым­ числом­ синонимов.

Синтаксическая­ синонимия — это разные­ синтаксические­ единицы. Они различны по своему строению, но очень близкие по своему смыслу. Например:

  • в­ словосочетании:­ варенье­ из­ ежевики — ежевичное варенье;
  • в простом предложении:­ синонимы могут быть в односоставных и двусоставных предложениях, также могут быть разновидностями как односоставных, так и двусоставных предложений).

«Я­ люблю­ петь —­ Люблю­ петь». «В нашем аквапарке решили установить новый аттракцион. В аквапарке решено установить аттракцион».Следовательно, можно подытожить, и утверждать, что­ синонимы­ являются универсальным­ явлением, характерным для, всех без исключения единиц, имеющихся в русском языке. При их помощи­ выражаются в предложениях­ различные­ мысли, речь становится разнообразнее, выразительнее и образнее.

Заключение

Как можно увидеть, синонимы, называя одно и то же, всегда чем-нибудь различаются. Однако эти различия обязательно предполагают их номинативную общность, определяющую основное свойство синонимов,— возможность замены в определенных контекстах одного слова другим.

Нередко синонимы определяются как слова различного звучания, имеющие близкие значения. Такое определение неточно характеризует сущность синонимов как явления языковой системы. Можно подумать, что среди синонимов наблюдаются только такие слова, которые обязательно различаются между собой дополнительными оттенками в значении, хотя на самом деле есть и такие синонимы, различие между которыми заключается только в экспрессивно-стилистической окраске или употребляемости и т. д.

Можно также подумать, что нет синонимов, которые могут заменять друг друга (ведь значения-то синонимов лишь близкие, а не тождественные), хотя на самом деле это является важнейшим, наиболее характерным свойством синонимов, в отличие от сравнительно близких по значению, но все же не синонимичных слов.

Как уже отмечалось, синонимы среди слов знаменательных частей речи всегда выступают как лексические единицы, обозначающие одно и то же явление объективной действительности. Эта одинаковая номинативная функция и является тем стержнем, благодаря которому слова в лексической системе языка объединяются в незамкнутые синонимические ряды.

Природа синонимов двойственна: с одной стороны, это слова, которые обозначают одно и то же, а с другой стороны — это слова, чем-то различающиеся.

Эта двойственность природы синонимов лежит в основе их употребления в речи. В одних случаях используется, прежде всего, их смысловое тождество (или очень близкое сходство), в других основное внимание уделяется различию. И, наконец, в ряде случаев берутся обе стороны: и смысловая близость, и различие.

Наличие синонимов в речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из нескольких очень близких по смыслу слов выбрать самое нужное, единственно возможное для данного случая.

Синонимия простых предложений

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Синонимия простых предложений

Богатство языка проявляется в разнообразии его средств, которые могут быть использованы говорящим или пишущим в процессе речевой деятельности. Наряду с лексической синонимией важное место в системе языка занимает синтаксическая синонимия, проявляющаяся в том, что разные по типу синтаксические конструкции способны выполнять сходные коммуникативные смыслы, передавая определенное содержание.

Простые предложения – одна из основных разновидностей синтаксических единиц, классифицируемая по разным основаниям: по количеству членов в предикативной основе, по целеустановке, полноте структуру и так далее. Многие из этих типов конструкций выступают как синонимичные в зависимости от условий контекста.

Сходные в смысловом отношении одно- и двусоставные конструкции используются в речи в зависимости от коммуникативных намерений говорящего или пишущего. Так, назывные предложения могут заменить двусоставные, если адресанту важно подчеркнуть семантическую роль подлежащего, безличные конструкции, наоборот, выбираются в том случае, когда значимость подлежащего невелика, а основной смысл выражен глагольным сказуемым. Рассмотрим наиболее частые случаи синонимии односоставных и двусоставных предложений:

  1. Использование определенно-личных конструкций вместо двусоставных: Предлагаю вам подкрепиться (вместо: Я предлагаю вам подкрепиться). Прошу назначить меня на должность (вместо: Я прошу назначить меня на должность). Приказываю организовать проверку (вместо: Я приказываю организовать проверку). Как видно из примеров, во всех конструкциях подлежащее семантически избыточно, поскольку значение лица уже выражено глагольным сказуемым. В последних двух примерах представлены стандартные речевые клише официально-делового стиля, используемые в заявлениях и приказах. В таких предложениях указание на субъект действия избыточно, так как информация о заявителе или должностном лице, издающем приказ, уде содержится в реквизитах документов.
  2. Использование обобщенно-личных предложений в различных поговорках, паремиях подчеркивается афористичность высказывания: Тише едешь – дальше будешь. Не хвались словами, а хвались делами.
  3. Использование неопределенно-личных конструкций вместо двусоставных предложений показывает, что для автора сообщения важен акцент на производимом действии, а не на его субъекте: Тебя искали. Вас спрашивают. Их просят подойти к стойке регистрации. Сравни эти конструкции со следующими двусоставными синонимичными предложениями: Тебя искали товарищи. Вас спрашивают родители. Организаторы конференции просят их подойти к стойке регистрации. Во втором случае смысловой акцент переносится с самого действия, на его производителей.
  4. Акцент на смысловую значимость сказуемого выражают и безличные предложения: Мне неможется (вместо: Я недомогаю). Запрещается провозить в троллейбусе животных без намордников (вместо: Троллейбусное депо запрещает провозить в троллейбусе животных без намордников).
  5. Использование назывных предложений в описательных и повествовательных текстах придает им выразительность, динамизм: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека … (А. Блок). Утро. Берег озера. Красные полосы зари на небе. Гаснущие в облаках звезды.

«Синонимия простых предложений» 👇

Разновидности синонимии простых предложений

Синонимичные отношения возможны и между односоставными предложениями:

  1. Разумом этого не понять. Здесь нельзя шуметь. Синонимичные конструкции: Разумом этого не поймешь. Здесь не пошумишь. В первом случае выбор безличной конструкции предполагает большую категоричность высказывания.
  2. Рассвет. Запах полыни в степи. – Рассветает. Пахнет полынью в степи. Первая конструкция носит более яркий образный характер.

Возможны также синонимичные конструкции на уровне использования активных и пассивных структур: Ветер сломал березу. – Ветром сломало березу. – Береза сломана ветром. Данные варианты показывают постановку смыслового акцента на разных аспектах высказываниях: в первом подчеркивается о ветре и его последствиях, во втором – о событии, а в третьем – о результатах произошедшего события. При этом в русском синтаксисе пассивные конструкции ограничены по употреблению и чаще встречаются в научном и официально-деловом стиле.

Синонимия на уровне целевой установке предложений возможна в следующих случаях:

  1. Использование риторических конструкций вместо повествовательных предложений с утвердительной семантикой: Разве мы не должны соблюдать правила поведения? – Мы должны соблюдать правила поведения. – Кто не бывал на юге! – Все были на юге.
  2. Использование косвенного вопроса: Интересно, как они это сделали. – Как они это сделали?
  3. Выражение побуждения через вопросительное предложение: Не желаешь ли присоединиться? – Присоединяйся!

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2023

Похожие материалы по теме

Автор(ы):
Алена Пайтылова

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Языкознание и филология

#Статья

Автор(ы):
Людмила Юрьевна Ушенко

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация на тему «Синтаксическая синонимия простого предложения»

Презентация на тему «Синтаксическая синонимия простого предложения»

Скачать материал

без ожидания

Синтаксическая синонимия простого предложения

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Синтаксическая синонимия простого предложения

    1 слайд

    Синтаксическая синонимия простого предложения

  • Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по...

    2 слайд

    Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

  • Определите способ связи и средства ее выражения:1) наш класс;
 2) чей-то взгл...

    3 слайд

    Определите способ связи и средства ее выражения:
    1) наш класс;
    2) чей-то взгляд;
    3) несколько человек;
    4) один из нас;
    5)любить рыбалку;
    6) очень любя;
    7) весело шагать;
    8) шагать по пригоркам;
    9) по крутым пригоркам;
    10) не слишком крутым.

  • Сравните два отрывка. Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отл...

    4 слайд

    Сравните два отрывка. Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?
    1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
    2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

  • Посмотрите на предложения, чем отличаются эти предложения? О какой синонимии...

    5 слайд

    Посмотрите на предложения, чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения?
    Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.
    Ср: Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня. 
    Или Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.

  • Замените сложноподчиненные предложения синонимическими конструкциями. 1. Когд...

    6 слайд

    Замените сложноподчиненные предложения синонимическими конструкциями. 
    1. Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. (В. Кондратьев). 

    2. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся,  что его рассказы сделают людей лучше.

  • Сравните предложенияНаступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.
 Не...

    7 слайд

    Сравните предложения
    Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.
    Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

  • В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя...

    8 слайд

    В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

    1. Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
    2. Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
    3. Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
    4. Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

  • Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного...

    9 слайд

    Обратите внимание!
    Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

  • Например: Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радо...

    10 слайд

    Например:
    Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.
    Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
    Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
    Трудно забыть места, где прошло твое детство.

  • Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями....

    11 слайд

    Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.
    В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

  • Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отд...

    12 слайд

    Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения.
    Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 098 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.03.2017
  • 627
  • 1
  • 23.03.2017
  • 1596
  • 6
  • 23.03.2017
  • 1963
  • 0
  • 23.03.2017
  • 2131
  • 6
  • 23.03.2017
  • 965
  • 1
  • 23.03.2017
  • 1917
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Миронычева Лариса Анатольевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Миронычева Лариса Анатольевна

    • На сайте: 7 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31739
    • Всего материалов:

      21

Обновлено: 04.05.2023

1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):

б) из синонимической пары Любишь кататься – люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе – назидательность;

в) в синонимических парах Тебе звонили – Тебе кто-то звонил; Просят не курить – Руководство института просит вас не курить односоставное предложение акцентирует внимание на действии, а двусоставное – на том, кто его производит;

г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: Ср.: Мне хочется – Я хочу; Запрещается провозить – Руководство метрополитена запрещает провозить; Не нагнать тебе бешеной тройки – Не нагонишь ты бешеную тройку;

д) при синонимии Утро. Берег реки. Колокольный звон – Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки. Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.

2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными. Ср., например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь. ; инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.

3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу – Крыша сорвана ураганом – Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором – о результате, в третьем – о стихийном событии.

Примечание. Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трехчлена. Так, ненормативным будет предложение типа За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, – За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия.

4. Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений (см. также §222, п. 1). Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? – Государство обязано заботиться о своих гражданах; Неужели мы согласимся с этим предложением? – Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание.

· односоставные, представленные несколькими разновидностями

По цели высказывания предложения бывают:

По модально-логическому признаку:

Между разными типами предложений возможны синонимические отношения. Выбор конкретной разновидности зависит от контекста.

1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):

а) из синонимической пары

б) из синонимической пары

Любишь кататься – люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе – назидательность;

в) в синонимических парах

Тебе звонили – Тебе кто-то звонил; Просят не курить – Руководство института просит вас не курить односоставное предложение акцентирует внимание на действии, а двусоставное – на том, кто его производит;

г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: Ср.: Мне хочется – Я хочу; Запрещается провозить – Руководство метрополитена запрещает провозить; Не нагнать тебе бешеной тройки – Не нагонишь ты бешеную тройку;

д) при синонимии

Утро. Берег реки. Колокольный звон – Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки. Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.

2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными.

Ср., например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь. ; инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.

3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу – Крыша сорвана ураганом – Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором – о результате, в третьем – о стихийном событии.

Примечание. Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трехчлена. Так, ненормативным будет предложение типа За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, – За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия.

4. Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений

Последняя группа фигур – собственно риторические. Их цель – усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

К ним относится, прежде всего, риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, имеющее смысл усиленного утверждения или отрицания. Например: И разве в создании этой общественной атмосферы не сыграло свою роль поведение тех, пусть немногих, а на самом деле их было не так уж мало, особенно среди молодых, кого именно письмо-обращение Александра Солженицына заставило перевернуть свою жизнь, встать на путь решительного и твердого неучастия в вакханалии казенной Лжи? (И. Виноградов); Неужели же эта удивительная революция, вызванная похождениями Чичикова, менее невероятна, чем то происшествие, что нос майора Ковалева, исчезнув с лица своего обладателя, стал разъезжать по Петербургу, одетый в мундир с золотом? (В. Брюсов).

В этих вопросительных по синтаксической структуре предложениях интонационно утверждается (сыграла – в первом случае) или отрицается (не менее невероятна – во втором) то, что подвергается вопросу. На этом несоответствии синтаксиса и интонации основывается воздействующая сила фигуры.

Примечание. Риторический вопрос следует отличать от похожих конструкций, когда вопрос не требует ответа. Сюда относятся уже рассматривавшиеся вопросительные предложения, используемые для построения умолчания, и сегментированные конструкции. В других случаях вопрос и ответ могут быть разделены. Нередко текст или его фрагмент начинается с вопроса, формулирующего проблему, затем проблема рассматривается, а в конце, как итог, может быть дан ответ. Такая форма построения характерна для научных текстов и проблемных публицистических статей. В простейших учебных текстах вопрос и ответ следуют друг за другом, что придает тексту форму беседы и тем самым облегчает восприятие информации. Перенесение этого приема за пределы учебных текстов ведет к подавлению мыслительной деятельности собеседника, не позволяя ему предположить какой-либо иной ответ, кроме предложенного автором. Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? – Государство обязано заботиться о своих гражданах; Неужели мы согласимся с этим предложением? – Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание.

1) Назывное. Главный член предложения — существительное в И.п.,форма – подлежащее. Красота! Весна.

2) Определенно-личное. Сказуемое- глагол в форме изъявительного и повелительного наклонения 1 или 2 лица настоящего и будущего времени. Люблю тебя, Петра творенье!

3) Неопределенно-личные. Сказуемое — глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени. В Сибири не любят горячку и спешку.

4) Обобщенно-личные . Сказуемое. Действие относится к обобщенному лицу. Любишь кататься – люби и саночки возить. (Поговорки, пословицы и т.д.)

5) Безличное. Сказуемое: Безличный глагол / Инфинитив /Личный глагол в значении безличного. / Краткая форма причастия. / Слово НЕТ, форма глагола БЫТЬ
Светает. За плохих детей следует наказывать. В лесу гудело, шуршало, шевелилось. У вас открыто.

Значительные стилистические ресурсы заключает в себе синонимика односоставных и двусоставныхпредложений. В целом односоставные предложения шире используются в разговорной и художественной речи. Деловая и научная речь предпочитают двусоставные предложения. Но это самое общее различие. Внутри него можно выделить несколько соотносительных пар. Одна из них: личные двусоставные (или определенно-личные односоставные) — безличные предложения — Я работаю — Мне работается.

Первые обозначают констатирование факта, действия, вторые указывают на тягу к выполнению этого действия, непроизвольное влечение к нему. Безличные глаголы с частицей -ся, образованные от невозвратных глаголов, приобретают особый оттенок легкости действия: мне читается, работается, пишется.

Безличные предложения вступают в синонимические отношения с неопределенно-личными: Его сбило машиной — Его сбили машиной.

Различие весьма существенное: первый вариант (безличное предложение) означает простую констатацию действия без указания причин; это происшествие, несчастный случай. Второй вариант (неопределенно-личное предложение) означает действие преднамеренное, злоумышленное, относящееся к уголовным делам.

Неопределенно-личные предложения соотносительны также с двусоставными личными. Особенность неопределенно-личных предложений (по сравнению с личными) заключается в том, что в них все внимание сосредоточивается на факте, событии, действии, а субъект действия остается в тени. Например: Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который наполнялся водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть. нечего было опасаться, что они убегут, но боялись акул (И.А. Гончаров).

Большой интерес представляет синонимика предложений типа Я работаю — Работаю (двусоставных и определенно-личных односоставных).

Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения: перегруженность сложных предложений придаточными, разнотипность частей, смещение конструкции, неправильное употребление союзов, союзных слов и соотносительных слов, нарушение порядка следования предикативных частей.

Сложное предложение – имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.

Сложносочиненное предложение (ССП) – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Сложноподчиненное сложное предложение (СПП) – сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

Ошибки в сложных предложениях:

Р а з н о т и п н о с т ь ч а с т е й с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я проявляется в различной форме:

Н е п р а в и л ь н о е у п о т р е б л е н и е с о ю з о в и с о ю з н ы х с л о в проявляется в различных случаях:

Правка в одних случаях достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом. Ср.: 1) …в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2) в одном из цехов завода, недавно реконструированного.

В других случаях в главное предложение вводится указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который или какой, например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Значение связи действия и косвенного объекта выражается 1) эллиптическим предложением (Стрельба по полю), 2) двусоставным предложением (Стрельба была по полю), 3) словосочетанием, в котором действие выражено инфинитивом ( Читать ещё >

Синонимия простого предложения и словосочетания в современном русском языке ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

Настоящая диссертация посвящена исследованию синонимии словосочетаний и простых предложений в рамках учения о логических и семантических формах мышления.

В диссертации рассматриваются синонимичные словосочетания и простые предложения, выражающие следующие типы значений: предмет и действие» (например, крик перепелов (. с полей доносился крик перепелов (А. П. Чехов), Перепела кричат), предмет и признак» (например, неясность легенды, Легенда не отличается ясностью (А. П. Чехов), действие и признак» (например, твердо возразить,. с твердостью возразил Куприян (И. С. Тургенев), действие и обьект» (например, заманивание луны,-Луну заманим. (М. И. Цветаева), субъект, действие, объект» (например, переход моста эскадроном, Эскадрон перешел мост (Л. Н. Толстой).

В объективной действительности предметы, действия, признаки, объекты действия не существуют отдельно друг от друга. Действия всегда выполняются предметами, предметы и действия характеризуются определенными признаками, а признаки невозможны без их носителей. Кроме того, предметы могут не только выполнять действия (т. е. выступать в качестве субъектов действия), но и испытывать их на себе (т.е. быть объектами действия). При отражении окружающей реальности в сознании и последующей вербализации мыслей наблюдаются раздельно представленные единицы языка, обозначающие, например, отдельно связь предмета и действия, действия и объекта или же одновременно субъекта, действия и объекта. Т. о., при отражении действительности в сознании происходит актуализация более значимого в тот или иной момент аспекта объективной ситуации.

Актуальность исследования обусловлена следующим. Синтаксическая синонимия играет важную роль в системе русского языка. В ней проявляется языковое богатство. Изучению проблем синонимии посвящены многие научные работы. Вместе с тем в сфере синтаксической синонимии остается много неисследованных проблем. Так, область изучения разнос! руктурных синтаксических синонимов, какими являются простое предложение и словосочетание, представляется недостаточно исследованной. Нет работ, которые бы охватывали синонимию синтаксических конструкций, выражающих все типы значений.

Цель исследования: описать синонимию простого предложения и словосочетания, выражающих основные типовые значения в русском языке, в рамках учения о семантических формах мышления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— определить параметры семантических форм мышления, релевантные для разграничения синонимичных простых предложений и словосочетаний, выражающих разные типовые значения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синтаксические конструкции разных уровней (словосочетание и простое предложение), отражающие одно и то же содержание объективной действительности (имеющие общее типовое значение) и различающиеся формой мысли (логической или семантической), являются синтаксическими синонимами.

2. С точки зрения роли в познавательном процессе, в русском языке различаются онтологические и гносеологические синонимы. Онтологические синонимы, отражая одно и то же содержание, различаются, прежде всего, выражаемыми логическими формами мышления, а также так называемыми семантическими формами мысли, носящими национальный характер и зависящими от грамматического строя конкретного языка. Гносеологическими синонимами являются синтаксические конструкции, которые выражают мысли, обладающие одной логической формой мышления (и, следовательно, играющие одну роль в мыслительном процессе), которым свойственна взаимозаменяемость.

3. Онтологическими синонимами являются словосочетание и простое предложение. Гносеологическими синонимами являются либо простые предложения разного типа, либо словосочетания, имеющие в качестве главного один и тот же компонент.

4. Для разграничения синонимичных простых предложений и словосочетаний релевантны следующие параметры семантических форм мышления:

— степень расчлененности содержания при отражении действительности,.

— степень самостоятельности отражаемого содержания, распределение совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

— характер охвата отражаемого содержания,.

— система отношений между компонентами мысли,.

— направленность отношений между компонентами мысли,.

— собственно отношения между компонентами мысли.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы содействуют расширению представления о связи языка и мышленияспособствуют дальнейшему развитию теории синтаксической синонимиипозволяют глубже понять специфику словосочетаний и простых предложений русского языка.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в курсах синтаксиса современного русского языка, стилистики, лингвистического анализа текста, для проведения спецкурсов и спецсеминаров по проблеме синтаксической синонимии. Основные положения и материалы исследования могут найти применение при подготовке учебных пособий к указанным спецкурсам и спецсеминарам, а также в школьных факультативах по русскому языку.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обеспечивается тем, что они опираются на большой иллюстративный материал. При его анализе использовались следующие методы исследования:

— метод лингвистического наблюдения и описания,.

— метод интерпретации фактов языка в рамках основных параметров семантических форм мышления,.

— метод трансформационного анализа,.

— метод структурно-семантического анализа.

Теоретические положения и практические результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

3. Простое предложение и словосочетание, отражающие связь предмета и признака, как онтологические синонимы // Язык. Дискурс. Текст: Материалы III международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. — С. 249 — 251.

5. Онтологическая синонимия простого предложения и словосочетания, отражающих связь действия и объекта // Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков: Сборник трудов Международной научной конференции. Ч. 1., Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та- 2007. — С. 93 — 95.

6. Синонимия простого предложения и словосочетания // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 52. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — С. 100 — 105.

Итоги отдельных этапов работы были апробированы в выступлениях на следующих конференциях:

Гносеологическими синонимами в данном исследовании называются синтаксические конструкции, которые выражают мысли, обладающие одной логической формой мышления и, следовательно, играющие одну роль в мыслительном процессе. Гносеологическим синонимам свойственна взаимозаменяемость.

Гносеологические синонимы различаются семантическими формами мышления, т. е. специфическими национальными формами мышления, зависящими от грамматического строя конкретного языка, имеющими национальный характер и наслаивающимися на универсальные логические формы мышления в качестве частных форм. Для различения разных типов ‘ синтаксических гносеологических синонимов оказываются релевантными разные параметры семантических форм мышления.

Рассматриваемые нами гносеологические синонимы одновременно являются и синонимами онтологическими, т. е. обозначают один и тот же факт действительности.

В данной главе описывается гносеологическая синонимия в сфере словосочетаний и гносеологическая синонимия в сфере простых предложений.

Гносеологическая синонимия на уровне словосочетаний представлена конструкциями, которые в качестве главного имеют один и тот же компонент и называют одно и то же понятие. Для таких словосочетаний характерна взаимозаменяемость.

• степень расчлененности содержания при отражении действительности,.

• степень самостоятельности отражаемого содержания,.

• распределение совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

• характер охвата отражаемого содержания.

Названный синонимический ряд не является типичным, поскольку словосочетание типа альбом коричневой кожи редко употребляется для обозначения изделия и материала, из которого оно изготовлено. Гораздо чаще для этой цели используются словосочетания с согласованным определением, выраженным прилагательным (кожаное снаряжение), и с несогласованным определением, выраженным предложно-падежной формой существительного (рубаха из ситца).

Типичный синонимичный ряд словосочетаний со значением связи предмета и признака представлен словосочетаниями типа красота женщины, женская красота. Различия между этими конструкциями связаны с характером охвата отражаемого содержания («https://referat.bookap.info», 12).

Синонимичные в гносеологическом аспекте словосочетания со значением связи действия и признака типа гордо ответить, ответить с гордостью различаются с точки зрения.

• степени расчлененности содержания при отражении действительности,.

• степени самостоятельности отражаемого содержания,.

• распределения совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

• характера охвата отражаемого содержания.

Словосочетание, выражающее связь действия и признака, побежать быстро не имеет гносеологического синонима, поскольку конструкция *побежать с быстротой не используется в языке. Однако признак быстроты, связанный с действием побежать, может выражаться предложно-падежной формой существительного при условии наличия определения при признаке: Иван Евсеич. побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака (А. П. Чехов). Синонимичным данной конструкции является словосочетание побежать очень быстро. Не имеет гносеологического синонима и словосочетание глядеть с усмешкой, что связано с невозможностью образования соответствующего наречия,.

В качестве гносеологических синонимов в сфере простых предложений выступают предложения с общим типовым значением. Предложение по своей природе отражает целую ситуацию, имеющую место в реальности. В связи с этим предложениям, выражающим одно и то же объективное содержание, присуща взаимозаменяемость.

В главе представлен анализ следующих типов синонимичных в плане гносеологии простых предложений:

1) простые предложения, выражающие связь предмета и признака,.

2) простые предложения, выражающие связь действия и признака,.

• степень расчлененности содержания при отражении действительности,.

• степень самостоятельности отражаемого содержания,.

• распределение совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

• характер охвата отражаемого содержания,.

• система отношений между компонентами мысли,.

• направленность отношений между компонентами мысли,.

Синонимичные предложения со значением связи действия и признака типа Он улыбнулся равнодушно, Его улыбка равнодушна, Его улыбка отличалась равнодушием, Равнодушие свойственно его улыбке различаются.

• степенью расчлененности содержания при отражении действительности,.

• степенью самостоятельности отражаемого содержания,.

• распределением совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

• характером охвата отражаемого содержания,.

• системой отношений между компонентами мысли,.

• направленностью отношения между компонентами мысли,.

• собственно отношениями между компонентами мысли.

Гносеологическая синонимия простых предложений со структурой субъект — действие — объект» может быть представлена конструкциями типа Луна освещала спящий сад (субъект — существительное в им. пад., действие — переходный глагол, объект — существительное в вин. пад.), Спящий сад освещался луной (субъект — существительное в тв. пад., действие — возвратный глагол, объект — существительное в им. пад.), Освещение спящего сада луной (субъект — существительное в тв. пад., действие — отглагольное существительное в им. пад., объект — существительное в вин. пад.) и Коврин получил самостоятельную кафедру (субъект — существительное в им. пад., действие — переходный глагол, объект — существительное в вин. пад.), Самостоятельная кафедра получена Ковриным (субъект — существительное в тв. пад., действие — страдательное причастие прошедшего времени, объект — существительное в им. пад.), Получение самостоятельной кафедры Ковриным (субъект — существительное в тв. пад., действие — отглагольное существительное в им. пад, объект — существительное в вин. пад.).

• системой отношений между компонентами мысли,.

• направленностью отношений между компонентами мысли,.

• собственно отношениями между компонентами мысли.

Кроме того, данные конструкции различаются.

• распределением совокупного содержания мысли между ее компонентами,.

• характером охвата отражаемого содержания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под синтаксическими синонимами в данном исследовании понимаются такие синтаксические конструкции, которые отражают одно и то же содержание объективной действительности (имеют общее типовое значение) и различаются формой мысли (логической или семантической).

Теоретической основой научного исследования синонимии предложения и словосочетания является теория семантических форм мышления, детально представленная в трудах П. В. Чеснокова .

С точки зрения роли в познавательном процессе, в русском языке выделяются два типа синтаксических синонимов: гносеологические и онтологические. Гносеологические синонимы представляют собой такие синтаксические конструкции, которые выражают мысли, обладающие одной логической формой мышления (и, следовательно, играющие одну роль в мыслительном процессе), и которым свойственна взаимозаменяемость. Онтологические синонимы, отражая одно и то же содержание, различаются, прежде всего, выражаемыми логическими формами мышления, а также так называемыми семантическими формами мысли, т. е. специфическими национальными формами мышления, зависящими от грамматического строя конкретного языка.

Все предложения, объединенные общим типовым значением, являются одновременно и онтологическими, и гносеологическими синонимами. Предложение по своей природе отражает целую ситуацию, имеющую место в реальности. В связи с этим предложениям, выражающим одно и то же объективное содержание, присуща взаимозаменяемость. Таким образом, синонимичные предложения выражают одну и ту же логическую форму мысли (логему в терминологии П. В. Чеснокова , или логико-психологическое суждение по терминологии В. В. Бабайцевой) и различаются с точки зрения семантических форм мышления.

Особенности синонимии словосочетаний связаны с тем, что одни словосочетания по отношению друг к другу могут выступать только как онтологические синонимы, другие же выступают как гносеологические синонимы, которые, естественно, представляют собой одновременно и онтологические синонимы. Гносеологическая синонимия на уровне словосочетаний представлена конструкциями, которые в качестве главного имеют один и тот же компонент и называют одно и то же понятие. Для таких словосочетаний характерна взаимозаменяемость.

Предложения: не всегда способны трансформироваться в словосочетания. Ограничения не касаются определенных типов предложений, выражающих то или иное типовое значение, а представляют собой частные случаи. Так, не имеют синонимичных словосочетаний предложения, от глагола-сказуемого которых не образуются отглагольные существительные. Кроме того, важна способность отглагольного существительного сочетаться с тем или иным словом. Так, возможно сочетание несение службы, но нельзя сказать * несение молока, ввиду этого предложение Хозяйка несет молоко’ (И. С. Тургенев) не имеет синонимичного словосочетания.

Значение связи действия и прямого объекта выражается 1) предложением, в котором действие выражено спрягаемым глаголом, а объект — существительным в вин. пад. (Принимаю споры) — 2) словосочетанием, в котором действие выражено инфинитивом, а объект — существительным (принимать споры) — 3) словосочетанием, в котором и действие, и объект выражены существительным (принятие споров). Различия между данными конструкциями связаны с характером охвата о гражаемого содержания.

Значение связи действия и косвенного объекта выражается 1) эллиптическим предложением (Стрельба по полю), 2) двусоставным предложением (Стрельба была по полю), 3) словосочетанием, в котором действие выражено инфинитивом ( Показать весь текст Стоимость уникальной работы

Синонимия­ -­ наименее­ изученная из всех областей­ языкознания как в синтаксисе, грамматике, так и в лексике.­ Разработка грамматической синонимии дает многое в практическом и теоретическом плане.

Синонимика, являясь одним из многочисленных­­ источников по обогащению­ языка различными выразительными средствами,­ представляет­ собой особый­ интерес в разработке таких проблем, как: борьба за речевую культуру речи, изучение­ стилей и языка, применяемых в современной­ художественной­ литературе, язык публичных­ выступлений.

Глубокие знания в синонимии, как науке, дает возможность­ не только объяснить, но и понять направления в развития русского языка, изучить более детально способы и пути изменения его сторон. Это облегчит широкий доступ к богатствам средств речи, называемых выразительными, позволит представить их в этой системе.

Синтаксическими­ синонимами называют­ модели­­­­ синтаксической конструкции (предложения, обороты, словосочетания и различные­ предложенно-именные­ сочетания),­ имеющие близкое или тождественное смысловое значение, адекватное грамматическое значение, выражают­ одинаковые синтаксические отношения, а также те, которые способны к взаимозамене в контексте.

­На вопрос о критериях синонимичности нет однозначного ответа, так как учеными выдвигаются постоянно разные точки зрения по этой теме, они бывают полностью противоположными. Но в одном они согласны, что лексические синонимы являются настоящей­ сокровищницей­ русской речи и­ языка. Благодаря их использованию,­ возможно более полно выразить самые тонкие оттенки, чувства и мысли. Группы слов с одним и тем же понятием образуют ряд (синонимический). Слова этого ряда­ имеют как один корень, так и разные. Другие слова ряда могут расширить семантическую структуру, дополнить ее оценочным значением. В состав этих рядов входит (входят) только одна часть речи. Также в них мы видим наличие­ фразеологизмов,­­­ архаизмов,­ неологизмов,­ диалектизмов,­ профессионализмов,­ канцеляризмов. Такого рода слова­ выполняют­ в­ предложениях одинаковую синтаксическую функцию.

Что касается­ морфемной­ синонимии, то можно отметить,­ что это явление можно встретить­ только­ у­ суффиксов и приставок.­ Одна­ морфема­ полностью­­­ заменить­ другую в довольно редких­ случаях,­ именно по этой причине они обладают­ конкретным­ значением­ и­ малым­ числом­ синонимов.

Читайте также:

      

  • Жировое перерождение печени биохимия реферат
  •   

  • Реферат сахарный диабет в полости рта
  •   

  • Государственное регулирование экономики темы рефератов
  •   

  • Санитарные нормы в медицинских учреждениях реферат
  •   

  • Фонд региональных социальных программ наше будущее реферат

Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством синонимических оборотов, как русский язык.  В.В. Виноградов.

Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством синонимических оборотов, как русский язык.

В.В. Виноградов.

Синтаксические синонимы - это конструкции ( словосочетания и предложения ), разные по строению, но близкие по смыслу.

Синтаксические синонимы — это конструкции ( словосочетания и предложения ), разные по строению, но близкие по смыслу.

Некоторые случаи синтаксической  синонимии: I . В словосочетании:  варенье из черники --- черничное варенье  чемодан из кожи --- кожаный чемодан  стайка воробьёв --- воробьиная стайка  II . В простом предложении: ---синонимы – двусоставные и односоставные предложения : Я люблю читать. --- Люблю читать. (определённо-личное пр-е) Пахнет сирень. --- Пахнет сиренью. (безличное пр-е) Госпиталь спал. --- В госпитале спали. (неопределённо-личное пр-е)  ---синонимы - разновидности односоставных предложений: Здесь просят не курить. --- Здесь запрещается курить. Всех не переспоришь. --- Всех не переспорить. III . В сложном предложении. IV . Синонимы - простые и сложные предложения. V .Синонимы - причастные, деепричастные и другие обороты и придаточные предложения. VI . Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи.

Некоторые случаи синтаксической синонимии:

  • I . В словосочетании:
  • варенье из черники — черничное варенье
  • чемодан из кожи — кожаный чемодан
  • стайка воробьёв — воробьиная стайка
  • II . В простом предложении:
  • —синонимы – двусоставные и односоставные предложения :
  • Я люблю читать. — Люблю читать. (определённо-личное пр-е)
  • Пахнет сирень. — Пахнет сиренью. (безличное пр-е)
  • Госпиталь спал. — В госпитале спали. (неопределённо-личное пр-е)
  • —синонимы — разновидности односоставных предложений:
  • Здесь просят не курить. — Здесь запрещается курить.
  • Всех не переспоришь. — Всех не переспорить.
  • III . В сложном предложении.
  • IV . Синонимы — простые и сложные предложения.
  • V .Синонимы — причастные, деепричастные и другие обороты и придаточные предложения.
  • VI . Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи.

Перестройте предложения, заменяя распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными. 1) Сознание опасности, грозившей сыну, придало матери новые силы. 2)Машины задержались на большом мосту, перекинутом через широкую реку. 3) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой учёным. 4) Часть картин, предназначенных для выставки, уже получена. 5) Иллюстрации к рассказам, присланные на конкурс, исполнены мастерски.

Перестройте предложения, заменяя распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными.

  • 1) Сознание опасности, грозившей сыну, придало матери новые силы.
  • 2)Машины задержались на большом мосту, перекинутом через широкую реку.
  • 3) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой учёным.
  • 4) Часть картин, предназначенных для выставки, уже получена.
  • 5) Иллюстрации к рассказам, присланные на конкурс, исполнены мастерски.

Замена придаточной определительной части СПП причастным оборотом невозможна : -- если глагол-сказуемое в придаточной части употреблён в форме будущего времени, т.к. причастия не образуют формы будущего времени;  -- если глагол-сказуемое в придаточной части употреблён в условном наклонении, т.к. в литературном языке не существует формы причастия с частицей бы ;  -- если союзное слово который имеет при себе предлог или стоит в форме косвенного падежа (кроме формы винительного падежа без предлога).

Замена придаточной определительной части СПП причастным оборотом невозможна :

  • — если глагол-сказуемое в придаточной части употреблён в форме будущего времени, т.к. причастия не образуют формы будущего времени;
  • — если глагол-сказуемое в придаточной части употреблён в условном наклонении, т.к. в литературном языке не существует формы причастия с частицей бы ;
  • — если союзное слово который имеет при себе предлог или стоит в форме косвенного падежа (кроме формы винительного падежа без предлога).

Перестройте предложения, заменяя, где это возможно, придаточные определительные распространёнными определениями(причастными оборотами ) 1) С самолёта не совсем ясно виднелся город, который был окутан серым дымом. 2)Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 3)Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд публичных лекций. 4)Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5)Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 6) Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Перестройте предложения, заменяя, где это возможно, придаточные определительные распространёнными определениями(причастными оборотами )

  • 1) С самолёта не совсем ясно виднелся город, который был окутан серым дымом.
  • 2)Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду.
  • 3)Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд публичных лекций.
  • 4)Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой.
  • 5)Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект.
  • 6) Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Итоги урока. Синтаксические синонимы.  Некоторые случаи синтаксических синонимов.  Целесообразность замены придаточной определительной части СПП причастным оборотом. В каких ситуациях замена невозможна?

Итоги урока.

  • Синтаксические синонимы.
  • Некоторые случаи синтаксических синонимов.
  • Целесообразность замены придаточной определительной части СПП причастным оборотом.
  • В каких ситуациях замена невозможна?

Домашнее задание: Выучить теорию, подобрать 6 примеров синонимической замены.

Домашнее задание:

  • Выучить теорию, подобрать 6 примеров синонимической замены.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы просторная кухня
  • Синонимы просторная большая
  • Синонимы простое определение
  • Синонимы просим прощения
  • Синонимы прорезывание зубов