Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Дата: 01.10.2019 ФИО учителя: Ефстифеева Наталья Александровна
Школа: № 152 ФИО студента: Курушина Е.А.
Класс: 2-б ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет: 209
Конспект урока русского языка
Тема: «Что такое синонимы?»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о синонимах, их месте и роли в речи, создание условий для формирования навыка распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: значение термина «синонимы», способы их нахождения.
Уметь: подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, углубить знания о словах, близких по значению, работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы;
Личностные: понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека, стремиться пополнить свой словарный запас словами-синонимами разных частей речи.
Тип урока: «Открытие нового знания».
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||
1.Этап самоопределения к деятельности Словесный: подводящий диалог |
2 мин. |
Здравствуйте, меня зовут Елизавета Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Долгожданный дан звонок – |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
|||||||
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: показ правильной посадки, хоровое чтение слов Практический: Каллиграфическое упражнение, анализ соединений, самостоятельное письмо. Практический: Игра, разгадывание ребусов Словарная работа Практический: Игра, разгадывание ребусов |
5 мин. |
Минутка чистописания. — Я смотрю, кто соблюдает правила правильной посадки. — Покажите мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. — сейчас я буду называть слово ,а вы его пишите в тетради, соблюдая все соединения ,и подчеркиваете орфограммы. — Какая орфограммы вы заметили в этих словах? — Проверяем написание с эталоном на доске. Кто написал все правильно ставит «+», кто допустил ошибки ставит «-». — Теперь составим предложение со словом «ночной». — запишите это предложение. — Найдите главные члены предложения. — О чем говорится в предложении? — Что? Город -Город что делает? — Подчерните их одной и двумя чертами. Словарная работа. -Ребята, что мы делаем после минутки чистописания? -Верно. Сейчас внимательно смотрите на экран!
-Давайте прочитаем слова по слогам. -Какая орфограмма в первом слове? -Какая орфограмма во втором слове? -Какая орфограмма в слове спасибо? -Какая орфограмма в слове комната? -Молодцы. Подчеркните эти орфограммы. |
-с минутки чистописания -для формирования красивого почерка.
— Чк- чн, жи- ши Прописывают слова — Ночной город сверкает огнями. — о городе -светит Находят отгадки — Пальто -Пассажир -Спасибо -Комната.
Паль-то, па-сса-жир, спа-си-бо, ком-на-та. — удвоенная согласная в корне слова. — Безударная гласная «А» и «О» в корне слова. — Безударная гласная «А» в корне слова. Подчеркивают. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:построение речевого высказывания К:планирование учебного сотрудничества со сверстниками П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач П:построение речевого высказывания |
||||||
Пробное учебное действие: Словесный: беседа 3. Постановка учебной задачи
|
5 мин. |
-Откройте учебник страница 52 №66. Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — эти слова пишутся одинаково? Или по-разному? -О каких словах будем говорить на уроке? (Формулируем тему урока) |
Читают стихотворение.
— Ключ — да — источник, текущий их глубины земли — по-разному. |
Р: внесение необходимых дополнений П: поиск и выделение необходимой информаци П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
||||||
4. Открытие нового знания
Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительное, продуктивное) |
7 мин |
— Теперь посмотрите на правило на той же странице. Кто нам его прочитает вслух? — какие слова называют синонимами? — Посмотрите, это словарь синонимов. В нем можно найти близкие по значению слова.. В данном словаре к слову родник приводятся следующие синонимы: ключ, исток — Скажите, для чего нам нужно уметь подбирать синонимы к словам? — Синонимы обогащают наш язык, делают его более красочным, разнообразным. — Запишите слово «синонимы» к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы. — Теперь мы с вами поиграем в игру и определим у кого самый большой словарный запас. — Посмотрите на упражнение №67. К выделенным словам нужно подобрать синонимы. Отвечаем по руке. Называете все слова, близкие по значение, которые вы смогли подобрать. Посмотрим, кто сможет подобрать больше слов. — Первое слово «родина». — Второе слово «мир» — Третье слово «ловкий» — Четвёртое слово «разговаривать» — Мы нашли нашего победителя, у него самый большой словарный запас, т.к. он назвал больше всего синонимов к словам. Молодец! |
Читают задание. — Слова схожие по значению.
— отчизна, отечество и т.д. — Шустрый, юркий и т.д. |
П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
||||||
Динамическая пауза |
2 мин |
Видео разминка |
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
|||||||
5. Первичное закрепление во внешней речи Практический: игра Словесный: беседа |
5 мин |
-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу. — Один человек с каждого ряда выходит к доске и доказывает, что это синонимы, а также составляет предложение с каждым словом и записывает его на доске. Ряд, у которого карточка с этими словами записывают эти предложения к себе в тетрадь. Подчеркиваете главные члены предложения. 1) узор и рисунок 2)бежать и мчаться. 3) Красный и алый — Эти слова пишутся по-разному, а значение оно и тоже
|
Красный гранат лежит на столе. Алый закат покрыл небо. |
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкойПрактический: упражнение, подбор синонимов, проверка по эталону Словесный: беседа |
3мин |
Посмотрите на карточку №2
— Каждый выполняет задание самостоятельно. — В каких словах? |
-подобрать слова схожие по смыслу
Проверяют. |
Р: осуществление Итогового контроля; Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
||||||
7. Включение в систему знаний Словесный: беседа |
3 мин. |
— упражнение 69. Прочитайте задание. Что нужно сделать? — Прочитайте стихотворение. — Какие слова с одинаковым значением вы встретили? — для чего их использует автор? — спишите это стихотворение в тетрадь. Подчеркните синонимы. |
— найти в стихотворении синонимы. — зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. — для избежание повтора и полной передачи чувств. Выполняют задание |
Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
||||||
8. РефлексияСловесное: обобщение
|
2 мин. |
-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги. -Какую тему мы сегодня изучали? — Кто желает озвучить свою оценку? |
Анализируют свою работу на уроке. Заполняют лист самооценки Несколько учащихся читают свои ответы. |
Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения; П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
Технологическая
карта изучения темы
«Слова
синонимы» 2 класс
1.УМК
– Н.Ф. Виноградова , «Начальная школа XXI века».
2.Предмет
– русский язык
3.Тема «Слова синонимы».
4.Цель
урока:
Создать условие для открытия нового знания учащимися; формировать представления
о словах —
синонимах; учить находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Тип урока: урок
«Открытия нового знания». Проект урока составлен в соответствии с требованиями
ФГОС, образовательной программы, возрастных особенностей учащихся.
Ресурсы
урока:
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 класс,карточки с заданиями,
кластер, цветные карточки самооценки, мультимедийная доска, презентация
Задачи:
Общеобразовательные: Познакомиться со словами —
синонимами(лексической группой слов) формировать умение называть признаки
синонимов
Развивающие: развивать
критическое мышление, познавательную активность учащихся; Развивать интерес к
изучаемому предмету; Способствовать развитию самостоятельности, расширению
кругозора. развивать, внимание, мышление ;
обогащать лексический запас речи; Обогащать словарный запас учащихся.
Использовать слова синонимы в своей речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к культуре
русского языка, , воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать;
Планируемые результаты:
Предметные: уметь отличать синонимы от других
лексических групп слов, умение использовать синонимы в речи, находить в
тексте
Личностные УУД: Осознание алгоритма учебного действия.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной.
Учиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную
цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления; оценивать достигнутый
результат, высказывать своё предположение.
Коммуникативные
УУД: Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении
учебных задач; принимать на себя ответственность за результат своих действий;
учить наблюдать за действиями партнёра.
Познавательные УУД: Умения находить синонимы в тексте; умение, использовать
синонимы в речи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной
и письменной форме, выделять и формулировать проблему, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
1.Организационный |
— — Пожелаю За Присаживайтесь, — — |
— Чтобы Предположения |
|
2.Актуализация |
— — Вверх по Друга -Запишите -Посмотрите — — -Что -Вы -А -Подождите! Мне (слайд № -Интересно! Нам -Давайте С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят -Что -Понравился Почему -Что Что -Давайте -Какое -Запишите Это -Поставьте Вернемся Можем А Давайте Зачеркнем -Пишем -Посмотрите Что -Кто -Кто-нибудь |
-Открывают -Выполняют Записывают дату в тетрадь, копируют шифровку. Ответ: «Слово» Заполняют -Узнаем Рассматривают Прочитали Не Повторяется Это Выполняют -Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, друзья и др. Исправляют текст на доске. Записывают слова в словарь. -Они похожи. -Они близкие по значению -Это — |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
3.Постановка |
-Какая -Попробуйте -Как -Какие |
-Будем Читают тему в учебнике. -Узнать какие слова являются синонимами. Что такое синонимы? Зачем они нужны? |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные -общаться |
4.Открытие Работа Индивидуальная Физкультминутка |
-Давайте Вы Что -Посмотрите Что С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят (слайд -А -До -Если -Запишем Прочитайте — -Прочитайте -Что На -Давайте -Какой — -Кто -Сравните -Прочитайте -Молодцы! — — -А -Почему? -И -Прочитайте Молодцы, -А |
-Нам поможет учебник. Находят рубрику «Давай подумаем» -Тот же текст Дети читают и сравнивают тексты на доске -Это слова близкие по значению. -Это слова-синонимы, отвечают на вопрос Работают у доски Вопрос кто? Дополняют кластер: один вопрос Делают вывод: Сравнивают свой вывод с авторским Оценивают себя при помощи карточек -Да. -Нет. -Может Читают Выполняют |
Познавательные Коммуникативные |
5.Закрепление нового материала Работа в парах Работа над правилом Работа Работа |
-Поработаем -Выполняем -Мне Какие -Запишем -Какие -Как -Почему — -А -Прочитайте -Что — Что -Что -Надо -Ну -Посмотрите -Поднимите Все -А Упр.2. -Запишем 1-й 2-в. -Проверьте Оцените |
Работают в парах самостоятельно Соотносят картинки и слова, придумывают —Погасить-выключить, Нет. -Нельзя -Вывод: Читают -Что значения не всегда совпадают, что Записывают: различаются оттенками Делают вывод по кластеру: 1. Близкие по значению 2. Отвечают на один вопрос 3. Имеют оттенки значений Оценивают себя при помощи цветных Читают задание к упр.2 и выполняют Взаимопроверка по образцу. Оценивают карточкой |
Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
7. |
Итак, -Что -Осталось -Что -Что -Что -А 1 2 3строчка- 5строчка -Сегодня |
Высказывания |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
7.Рефлексия |
-Интересно -Изменилось -Всем -Вы |
. |
|
8.Домашнее |
Запишите |
Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ИМЕНИ И.С.МАЛЬКО»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?»
( 2 КЛАСС)
Подготовила:
Гуцул Л. В.
Луганск
2023
Тема: «Что такое синонимы?»
Цель :
-
познакомить учащихся с понятием синонимы;
-
научить использовать синонимы в речи;
-
обогатить речь детей;
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с понятием синонимы;
-
сформировать умение замечать синонимы в предложениях и умело использовать их в речи.
Развивающие:
-
развивать творческие способности учащихся;
-
орфографическую зоркость;
-
развивать память, внимание;
-
умение работать в парах.
Воспитательные:
-
воспитывать познавательный интерес к предмету;
-
самостоятельность;
-
доброе отношение друг к другу
Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс, часть 1 записи на доске, словарь синонимов, плакат «Синонимы», индивидуальные карточки, тренажер В.Ф. Базарного
Тип урока : ознакомление с новым материалом.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Начинается урок
Он пойдет ребята впрок!
Постарайтесь всё понять
Нужно грамотно писать!
-
Актуализация опорных знаний. Орфографическая минутка.
На доске записаны слова нужно исправить ошибки.
Б ир е з а, м а р о з , в а р о н а , р и с у н а к, к а н ь к и, в а р о б е й , д и ж у р н ы й, о с и н ь
Подберите к словам имена прилагательные.
Какое сейчас время года ?
— Составьте со словом осень предложение.
— Найдите главный члены предложения .
Пришла холодная осень
Каким, словом можно заменить слово пришла?
( наступила, настала, началась)
У этих слов близкие значения
Сегодня на уроке мы узнаем как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.
-
Работа по теме урока
Слова синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разняться лишь оттенками под час
Родимый край – Отечество – Отчизна
Как много в них знакомого для нас.
Где в стихотворении слова близкие по значению?.
А для вас, ребята, что они обозначают?
-
Физкультминутка
(Работа по тренажеру В.Ф. Базарного)
Зарядка для глаз
Всю недельку попорядку
Глазки делают зарядку
В понедельник как проснуться
Глазки солнцу улыбнуться
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
-
Работа со словарем
Подберите синонимы к словам, используя словарь синонимом в учебнике на стр 141.
Добрый …………….
Звонкий ……………..
Сильный …………….
Интересный …………
-
Работа в парах ( на карточках) выберите слова – синонимы
-
Вьюга, метель
-
Черный , белый
-
Играет, читает
( взаимопроверка)
-
Физкультминутка
А нам теперь пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «высоко» (руки вверх)
А ты ответишь низко ( руки вниз)
Скажу я слово далеко ( руки вперед)
А ты ответишь близко ( ладонями закрываешь глазки)
-
Замените слово
Замените одним словом из 4 букв- синонимом.
Приятель – друг
Солдат — боец
Шагать — идти
Работа — труд
Противник — враг
-
Рефлексия
Найти слово в слове с и н о н и м ы
Нос , сон, мины, носи, мыс
-
Подведение итогов
— Какой новый термин узнали на уроке?
— Что такое синонимы ?
— Что бы произошло , если бы синонимов не было?
11. Домашнее задание: упражнение 74 стр. 56 (подобрать к словам синонимы)