Синонимы программа какого класса

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Дата: 01.10.2019                                                                                       ФИО учителя:  Ефстифеева Наталья Александровна
Школа:
№ 152                                                                                          ФИО студента: Курушина Е.А.
Класс:
2-б                                                                                                  ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет:
209

Конспект урока русского языка

Тема: «Что такое синонимы?»

Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о синонимах, их месте и роли в речи, создание условий для формирования навыка распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Планируемые результаты:

Предметные:  

Знать: значение термина «синонимы», способы их нахождения.

Уметь: подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, углубить знания о словах, близких по значению,  работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы;

Личностные: понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека, стремиться пополнить свой словарный запас словами-синонимами разных частей речи.

Тип урока: «Открытие нового знания».
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.

Этап урока Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте, меня зовут Елизавета Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: показ правильной посадки, хоровое чтение слов

Практический: Каллиграфическое упражнение, анализ соединений, самостоятельное письмо.

Практический: Игра, разгадывание ребусов

Словарная работа

Практический: Игра, разгадывание ребусов

5 мин.

Минутка чистописания.
-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?
-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?
-Откройте тетради, запишите число. Сегодня ___ сентября. Классная работа. Кто записал, ручку на локоток.

— Я смотрю, кто соблюдает правила правильной посадки.

— Покажите мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся.

— сейчас я буду называть слово ,а вы его пишите в тетради, соблюдая все соединения ,и подчеркиваете орфограммы.

— Какая орфограммы вы заметили в этих словах?

— Проверяем написание с эталоном на доске. Кто написал все правильно ставит «+», кто допустил ошибки ставит «-».

— Теперь составим предложение со словом «ночной».

— запишите это предложение.

— Найдите главные члены предложения.

— О чем говорится в предложении?

— Что? Город

-Город что делает?

— Подчерните их одной и двумя чертами.

Словарная работа.

 -Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно. Сейчас внимательно смотрите на экран!
Вам нужно разгадать ребусы, загадки, чтобы получить словарные слова.
Посмотрим какая группа справится быстрее.
palto.jpg
e84d15fa234f1677a4c594a6c9a137f2.png
slide_23.jpg

ребус комната.jpg
-Записали эти слова к себе в тетрадь.

 -Давайте прочитаем слова по слогам.

-Какая орфограмма в первом слове?

 -Какая орфограмма во втором слове?

 -Какая орфограмма в слове спасибо?

 -Какая орфограмма в слове комната?

-Молодцы. Подчеркните эти орфограммы.

-с минутки чистописания

-для формирования красивого почерка.


Повторяют правила правильной посадки.


-папочка, ночной, живой, шило, ручка, вечный.

— Чк- чн, жи-  ши

 Прописывают слова

— Ночной город сверкает огнями.

— о городе

-светит

Находят отгадки

— Пальто

-Пассажир

-Спасибо

-Комната.


Пишут отгадки

Паль-то, па-сса-жир, спа-си-бо, ком-на-та.
— Безударная гласн. «А»в корне слова

 — удвоенная согласная в корне слова.

— Безударная гласная «А» и «О» в корне слова.

— Безударная гласная «А» в корне слова.

 Подчеркивают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:построение речевого высказывания

К:планирование учебного сотрудничества со сверстниками

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач

П:построение речевого высказывания

Пробное учебное действие:
прочитать стихотворение.

Словесный: беседа

3. Постановка учебной задачи


Словесный: беседа

5 мин.

-Откройте учебник страница 52 №66. Прочитайте стихотворение.

— О чем это стихотворение?
— Как еще называют в этом стихотворении «родник»?
— Автор в словах «родник» и «ключ» закладывает одинаковое значение? Эти слова обозначают одно и тоже?
— Что они обозначают?

— эти слова пишутся одинаково? Или по-разному?

-О каких словах будем говорить на уроке? (Формулируем тему урока)
— Кто знает, как они называются?
-Какую цель мы поставим?

Читают стихотворение.


— О роднике.

— Ключ

— да

— источник, текущий их глубины земли

— по-разному.
Предлагают варианты предложения
-Тема: Что такое синонимы?.
Цель: узнать для чего нужны слова- синонимы, где они пригодятся.

Р: внесение необходимых дополнений
К: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информаци

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Л: установление связи между целью и ее мотивом.
Р: целеполагание

4. Открытие нового знания


Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительно-слуховое, продуктивное)
Практический:Конструирование, составление предложений и обобщение

Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительное, продуктивное)

7 мин

— Теперь посмотрите на правило на той же странице. Кто нам его прочитает вслух?

— какие слова называют синонимами?

— Посмотрите, это словарь синонимов. В нем можно найти близкие по значению слова..
— Совпадает ли правило учебника с нашим определением? Как его можно дополнить?

В данном словаре к слову родник приводятся следующие синонимы: ключ, исток

— Скажите, для чего нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

— Синонимы обогащают наш язык, делают его более красочным, разнообразным.
без синонимов наш язык и наша речь были бы серыми, ограниченными узкими рамками.

Запишите слово «синонимы» к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы.

— Теперь мы с вами поиграем в игру и определим у кого самый большой словарный запас.

— Посмотрите на упражнение №67. К выделенным словам нужно подобрать синонимы. Отвечаем по руке. Называете все слова, близкие по значение, которые вы смогли подобрать. Посмотрим, кто сможет подобрать больше слов.

— Первое слово «родина».

— Второе слово «мир»

— Третье слово «ловкий»

— Четвёртое слово «разговаривать»

— Мы нашли нашего победителя, у него самый большой словарный запас, т.к. он назвал больше всего синонимов к словам. Молодец!

Читают задание.

— Слова схожие по значению.


— Да, синонимы различны по звучанию.
 Синонимы делают речь разнообразной, дают возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов. 
— Также они помогают уточнить, более четко и ярко передать мысль. 

— отчизна, отечество и т.д.
— спокойствие, дружба,

— Шустрый, юркий и т.д.
— Болтать, беседовать и т.д.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

2 мин

Видео разминка

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: игра

Словесный: беседа

5 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.
— Каждому ряду я раздаю карточки с заданием. Рассмотрите ее.

— Один человек с каждого ряда выходит к доске и доказывает, что это синонимы, а также составляет предложение с каждым словом и записывает его на доске. Ряд, у которого карточка с этими словами записывают эти предложения к себе в тетрадь. Подчеркиваете главные члены предложения.

1) узор и рисунок

2)бежать и мчаться.

3) Красный и алый

— Эти слова пишутся по-разному, а значение оно и тоже


— Еще раз скажите мне, как называются такие слова?
-Молодцы.


— На стекле красивый узор. Ребенок нарисовал рисунок.
— Мы не смогли убежать. Поезд мчался.

 Красный гранат лежит на столе. Алый закат покрыл небо.
— синонимы.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

6. Самостоятельная работа с самопроверкойПрактический: упражнение, подбор синонимов, проверка по эталону

Словесный: беседа

3мин

Посмотрите на карточку №2
Как вы думаете, что нужно сделать?

Несложный

Несерьезный

Неправильный

— Каждый выполняет задание самостоятельно.
Теперь поменяйтесь карточками с соседом и сверьте с эталоном на доске.
— Верните карточки друг другу. У кого есть ошибки?

— В каких словах?
— Молодцы.

-подобрать слова схожие по смыслу


Выполняют задание

Проверяют.

Р: осуществление Итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

7. Включение в систему знаний
Практический: упражнение

Словесный: беседа

3 мин.

— упражнение 69. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

— Прочитайте стихотворение.

— Какие слова с одинаковым значением вы встретили?

— для чего их использует автор?

— спишите это стихотворение в тетрадь. Подчеркните синонимы.

— найти в стихотворении синонимы.

— зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

для избежание повтора и полной передачи чувств.

Выполняют задание

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

8. РефлексияСловесное: обобщение


Практический: самооценка с использованием словесных опор

2 мин.

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги.

-Какую тему мы сегодня изучали?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Мы достигли эту цель?
— Возьмите лист самооценки и допишите предложение.
Сегодня я узнал…
Было трудно усвоить…
Я научился…
Я понял…
Было интересно узнать…
Меня удивило…
Мне захотелось…

— Кто желает озвучить свою оценку?
Спасибо за урок, до свидания.

Анализируют свою работу на уроке.
Что такое синонимы?
— Узнать, для чего нужны слова- синонимы, где они пригодятся.

Заполняют лист самооценки

Несколько учащихся читают свои ответы.

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Технологическая
карта изучения темы

«Слова
синонимы» 2 класс

1.УМК
– Н.Ф. Виноградова , «Начальная школа XXI века».

2.Предмет
– русский язык

3.Тема «Слова синонимы».

4.Цель
урока
:
Создать условие для открытия нового знания учащимися; формировать представления

 о словах —
синонимах; учить  находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Тип урока: урок
«Открытия нового знания». Проект урока составлен в соответствии с требованиями
ФГОС, образовательной программы, возрастных особенностей учащихся.

Ресурсы
урока
:
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 класс,карточки с заданиями,
кластер, цветные карточки самооценки, мультимедийная доска, презентация

Задачи:

Общеобразовательные: Познакомиться со словами —
синонимами(лексической группой слов) формировать умение называть признаки
синонимов

Развивающие: развивать
критическое  мышление, познавательную  активность учащихся; Развивать интерес к
изучаемому предмету; Способствовать развитию самостоятельности,  расширению
кругозора.
развивать,  внимание,  мышление ; 
обогащать  лексический  запас  речи;  Обогащать  словарный  запас  учащихся. 
Использовать  слова  синонимы  в  своей  речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к культуре
русского языка, , воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь отличать синонимы  от других
лексических групп слов, умение использовать  синонимы  в речи, находить в
тексте

Личностные УУД: Осознание алгоритма учебного действия.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной.
Учиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную
цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления; оценивать  достигнутый 
результат, высказывать своё предположение.

    Коммуникативные
УУД: Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении
учебных задач; принимать на себя ответственность за результат своих действий;
учить наблюдать за действиями партнёра.

  
Познавательные УУД: Умения находить синонимы в тексте; умение, использовать
синонимы в речи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной
и письменной форме, выделять и формулировать проблему, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

УУД

1.Организационный
момент


Здравствуйте, ребята! Посмотрите на гостей, поприветствуйте их кивком головы.


Я улыбнусь вам,  а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю
вам удачи-

За
работу, в добрый час.

Присаживайтесь,
пожалуйста! Я предлагаю  вам отправиться в удивительный мир русского языка.
Поэтому будьте внимательны, чтобы на уроке всё слышать, видеть и запомнить.

 —
С какой целью нам нужно изучать русский язык? Молодцы! Все вы, как я вижу,
хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.


А что значит исследовать?  Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,
выполнять различные задания, делать выводы.

Чтобы
стать грамотными людьми

Предположения
детей

2.Актуализация
знаний


Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме


Перед работой разогреем пальчики (показывает упражнения)

Вверх по
лесенке пойдем (соединяем пальцы рук по очереди)

Друга
верного найдем (соединяем пальцы свои и соседа по парте Дальше вместе мы
пойдем (замок)

-Запишите
число-14 марта. Классная работа.

-Посмотрите
на эту запись. Это шифровка. Скопируйте ее к себе в тетрадь и расшифруйте.


Какое слово зашифровано?


Давайте составим с ним кластер.

-Что
вы знаете о словах? 

-Вы
будете называть, а я запишу их в кластер.


почему я поставила знак вопроса?

-Подождите!

Мне
пришло какое-то письмо.

(слайд №
1 )

 -Интересно!
От кого же оно?

Нам
пишет ученик 2 класса  из соседней школы.                       

-Давайте
прочитаем его письмо. (слайд №2)

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят
ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело
будет ребятам кататься с горки

-Что
вы прочитали?

-Понравился
он вам?

Почему
не понравился?

-Что
в нем не так?

Что
вы заметили? Верно. Повторяется слово «ребята».

-Давайте
выпишем это слово.

-Какое
оно?

 -Запишите
с новой строчки слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слово «
ребята»

Это
словарное слово, верно, а как мы работаем со словарными словами?

-Поставьте
ударение, разделите  на слоги,  найдите опасное место и подчеркните 
(вызывает одного ученика к доске)

Вернемся
к тексту письма.(слайд №2)

Можем
ли мы его изменить?

А
какие слова помогут изменить текст?

Давайте
исправим текст.

Зачеркнем
слово ребята и сверху напишем слова: дети, детвора…

 
Допишем в словарной работе, какими словами  заменили слово ребята.

-Пишем
рядом со словом ребята, через запятую: дети,  детвора

-Посмотрите
на эти слова, прочитайте их. Что можете о них сказать?

Что
их объединяет?

-Кто
скажет, почему мы можем заменить слово  «ребята» другими словами?

-Кто-нибудь 
из вас знает, как называются слова в русском языке близкие по значению?

-Открывают
тетради

-Выполняют
пальчиковую гимнастику

Записывают дату в тетрадь, копируют шифровку.

Ответ: «Слово»

Заполняют
кластер

-Узнаем
что-то новое о словах

Рассматривают
и читают письмо.

Прочитали
текст.

Не
понравился, т.к. в нем есть повторы.

Повторяется
слово «ребята» в каждом предложении.

Это
слово словарное.

Выполняют
словарную работу-выписывают слово, делят на слоги, ставят ударение.

-Подбирают синонимы к слову ребята: дети,
детвора, малыши

детвора, друзья и др.

Исправляют текст на доске.

Записывают слова в словарь.

-Они похожи.

-Они близкие по значению

-Это
синонимы
.

Личностные
УУД –

приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность,
использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные
УУД

– выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Познавательные
УУД

– Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их
обоснование.

Коммуникативные
УУД

– умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка
темы и задач урока -выдвижение гипотез

-Какая
же тема урока у нас сегодня? Кто догадался?

-Попробуйте
найти тему в учебнике.

-Как
вы думаете, какая будет цель у нас на уроке сегодня?

-Какие
вопросы можем поставить к теме урока

-Будем
говорить о словах-синонимах.

 Читают тему в учебнике.

-Узнать какие слова являются синонимами.

 Что такое синонимы? Зачем они нужны?

Познавательные
УУД
–умение
отличать новое от уже известного.

Регулятивные
УУД –

определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные
УУД:

-общаться
и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, высказывать свое
мнение

4.Открытие
новых знаний

Работа
в парах

Индивидуальная
работа

Физкультминутка

-Давайте
выясним.

Вы
готовы быть исследователями?

Что
нам поможет в исследовании?

-Посмотрите
упр. 1 Рубрика «Давай подумаем»

Что
вы видите?

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят
ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело
будет детворе кататься с горки

(слайд
№3)


как мы  изменили текст?  Прочитайте. Сравните. Надо исправить ещё
какие-нибудь слова?…

-До
конца справились с заданием?

-Если
нет, то, как еще можно изменить?

-Запишем
еще слово «малыши» в строку рядом со словами ребята и дети. (словарная
работа)

Прочитайте
слова. Что вы о них можете сказать?


Кто уже сможет сказать, что это за слова такие синонимы?

-Прочитайте
еще раз слова: ребята, дети, малыши

-Что
еще можно сказать об этих словах?

На
какой вопрос они отвечают?

-Давайте
запишем  сверху над словами вопрос, на который они отвечают.

 -Какой
вопрос задаем ко всем  этим словам?


Что можем записать  в кластер?

-Кто
сделает вывод по кластеру, что же такое синонимы?

-Сравните
свой вывод с авторским.

-Прочитайте
и скажите, что еще не сказали?

 -Молодцы!


Поднимите карточку, кто  понял, что такое синонимы. Оцените свой ответ карточкой.


Скажите, мы всё узнали о синонимах?


я убрала знак вопроса из кластера?

-Почему?
Как вы думаете?


что нам поможет узнать? 

-Прочитайте
вывод в учебнике.

Молодцы,
вы хорошо потрудились.

 -А
сейчас музыкальная пауза.

-Нам поможет учебник.

Находят рубрику «Давай подумаем»

 -Тот же текст

Дети читают и сравнивают тексты на доске
и в учебнике.

-Это слова близкие по значению.

-Это слова-синонимы, отвечают на вопрос
кто?

Работают у доски

Вопрос кто?

Дополняют кластер: один вопрос

Делают вывод:
слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос

Сравнивают свой вывод с авторским

Оценивают себя при помощи карточек

-Да.

-Нет.

-Может
быть мы еще что – то узнаем?

Читают
вывод в учебнике.

Выполняют
упражнения под музыку

Познавательные
УУД

— уметь обобщать полученную
информацию, делать вывод 

Коммуникативные
УУД

уметь оформлять свои мысли в
письменной форме 

5.Закрепление нового материала

Работа в парах

Работа над правилом

Работа
в парах

Работа
по вариантам

-Поработаем
в парах.

-Выполняем
задание  к упр.1 в парах.

-Мне
интересно, какие слова с какой картинкой вы соотнесли.

Какие
предложения вы составили?

-Запишем
предложения.

-Какие
слова здесь являются синонимами?

-Как
вы считаете, можно ли заменить слова в предложении синонимами?

-Почему
нельзя?

— 
Попробуйте сделать вывод сами о том, когда можно, когда нельзя заменить слова
синонимами.


теперь сравните свой вывод с учебником.

-Прочитайте
первое предложение вывода в учебнике.

-Что
вы поняли из него?


Прочитайте второе предложение.

 Что
поняли?

-Что
можем записать в кластер?

-Надо
запомнить, что с синонимами нужно быть осторожными и внимательными к смыслу.

-Ну
а теперь, кто сможет сделать вывод о том, что такое слова-синонимы?

-Посмотрите
на кластер.

-Поднимите
карточки, оцените себя.

Все
всё поняли?


сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Упр.2.
Обсудите, что нужно делать.

-Запишем
в тетрадь текст, который вы отредактировали.

1-й
в. Списывает первый текст

2-в.
Списывает второй текст

-Проверьте
друг друга по образцу на доске.

Оцените
соседа, поднимите карточку

Работают в парах самостоятельно

Соотносят картинки и слова, придумывают
предложения Записывают предложения в тетрадь

Погасить-выключить,
задуть-потушить

Нет.

-Нельзя
сказать выключить пожар

 -Вывод:
не всегда можно заменить слова синонимами, т.к. значения слов не всегда
совпадают

Читают
вывод в учебнике, сравнивают

-Что значения не всегда совпадают, что
синонимы  различаются оттенками значений.

Записывают: различаются оттенками
значений

Делают вывод по кластеру:

1. Близкие по значению

2. Отвечают на один вопрос

3. Имеют оттенки значений

Оценивают себя при помощи цветных
карточек

Читают задание к упр.2 и выполняют
карандашом в учебнике, з
аписывают в тетрадь
отредактированные тексты по вариантам.

Взаимопроверка по образцу.

Оценивают карточкой

Личностные
УУД

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.

Познавательные
УУД –

понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;
; уметь
ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять
анализ

Регулятивные
УУД

– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,.

Коммуникативные
УУД

– высказывать и обосновывать свою точку зрения

7.
Итог урока

Итак,
на какие вопросы вы получили сегодня ответы?

-Что
нас интересовало в начале урока?

-Осталось
ли у вас что-то невыясненным?

-Что
с этим делать, как вы думаете?

-Что
помогло достигнуть цели?

-Что
же за слова такие — синонимы?


сейчас я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока.

1
строчка — тема:  синонимы

2
строчка- 2 прилагательных:  близкие, родственные

3строчка-
3 глагола:  разнообразить, находить, заменить  4строчка — предложение:
Синонимы имеют оттенки.

5строчка
— свое отношение: Мне понравилось тема. Ура!

-Сегодня
мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне
хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи.

Высказывания
детей.

Личностные
УУД

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.

Регулятивные
УУД

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные
УУД
–осознанное
и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные
УУД

– высказывать и обосновывать свою точку зрения

7.Рефлексия

-Интересно
ли было на уроке?

-Изменилось
ли ваше настроение к концу урока?

-Всем
спасибо за урок!

-Вы
молодцы!

.

8.Домашнее
задание

Запишите
домашнее задание: составить три предложения используя синонимы.

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ИМЕНИ И.С.МАЛЬКО»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?»

( 2 КЛАСС)

Подготовила:

Гуцул Л. В.

Луганск

2023

Тема: «Что такое синонимы?»

Цель :

  • познакомить учащихся с понятием синонимы;

  • научить использовать синонимы в речи;

  • обогатить речь детей;

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием синонимы;

  • сформировать умение замечать синонимы в предложениях и умело использовать их в речи.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • орфографическую зоркость;

  • развивать память, внимание;

  • умение работать в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету;

  • самостоятельность;

  • доброе отношение друг к другу

Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс, часть 1 записи на доске, словарь синонимов, плакат «Синонимы», индивидуальные карточки, тренажер В.Ф. Базарного

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Начинается урок

Он пойдет ребята впрок!

Постарайтесь всё понять

Нужно грамотно писать!

  1. Актуализация опорных знаний. Орфографическая минутка.

На доске записаны слова нужно исправить ошибки.

Б ир е з а, м а р о з , в а р о н а , р и с у н а к, к а н ь к и, в а р о б е й , д и ж у р н ы й, о с и н ь

Подберите к словам имена прилагательные.

Какое сейчас время года ?

— Составьте со словом осень предложение.

— Найдите главный члены предложения .

Пришла холодная осень

Каким, словом можно заменить слово пришла?

( наступила, настала, началась)

У этих слов близкие значения

Сегодня на уроке мы узнаем как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

  1. Работа по теме урока

Слова синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разняться лишь оттенками под час

Родимый край – Отечество – Отчизна

Как много в них знакомого для нас.

Где в стихотворении слова близкие по значению?.

А для вас, ребята, что они обозначают?

  1. Физкультминутка

(Работа по тренажеру В.Ф. Базарного)

Зарядка для глаз

Всю недельку попорядку

Глазки делают зарядку

В понедельник как проснуться

Глазки солнцу улыбнуться

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту

  1. Работа со словарем

Подберите синонимы к словам, используя словарь синонимом в учебнике на стр 141.

Добрый …………….

Звонкий ……………..

Сильный …………….

Интересный …………

  1. Работа в парах ( на карточках) выберите слова – синонимы

  • Вьюга, метель

  • Черный , белый

  • Играет, читает

( взаимопроверка)

  1. Физкультминутка

А нам теперь пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «высоко» (руки вверх)

А ты ответишь низко ( руки вниз)

Скажу я слово далеко ( руки вперед)

А ты ответишь близко ( ладонями закрываешь глазки)

  1. Замените слово

Замените одним словом из 4 букв- синонимом.

Приятель – друг

Солдат — боец

Шагать — идти

Работа — труд

Противник — враг

  1. Рефлексия

Найти слово в слове с и н о н и м ы

Нос , сон, мины, носи, мыс

  1. Подведение итогов

— Какой новый термин узнали на уроке?

— Что такое синонимы ?

— Что бы произошло , если бы синонимов не было?

11. Домашнее задание: упражнение 74 стр. 56 (подобрать к словам синонимы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы проворства
  • Синонимы проводник слова проводник
  • Синонимы проверочная работа 2 класс
  • Синонимы проблемы замечания
  • Синонимы про школу