Синонимы предложения 2 класс

Ольга Новосельцева

В карточках включены задания на этап актуализации знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

__________________________________________Карточка 1.

  1. Запишите слова в алфавитном порядке.

Экскаватор, январь, яблоко, эскалатор, хоккей, февраль, эскалатор, четверг, хорошо, ягода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини парами слова синонимы.

Буря

Лекарь

Аромат

Чародей

Врач

Запах

Ветер

Ураган

Воин

Вихрь

волшебник

ратник

  1. В каждом ряду слов найди и зачеркни лишнее. Догадайтесь, как надо рассуждать.
  1. Застенчивый, стеснительный, смелый, стыдливый.
  2. Иногда, изредка, всегда, порой.
  3. Зябнуть, идти, стыть, мёрзнуть.
  4. Гора, холм, яма, возвышенность.
  1. Подчеркни синоним к слову одежда.

Ткань

Пальто

Наряд

обувь

__________________________________________Карточка 2. 

  1. Запиши слова в алфавитном порядке.

Яблоко, экскаватор, хоккей, январь, ягода, эскалатор, четверг, февраль, эскалатор,  хорошо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини парами слова синонимы.

бросать

заступник

солдат

гора

яма

швырять

роща

машина

автомобиль

ухаб

холм

лесок

  1. В каждом ряду слов найди и зачеркни лишнее.
  1. Комната, светлица, дом, горница.
  2. Использовать, применять, употреблять, скушать.
  3. Громкий, известный, знаменитый, прославленный.
  4. Тёмный, черный, ясный, тусклый, теневой.
  1. Подчеркни синоним к слову дом.

Здание

Театр

Кухня

магазин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку 4 класс.

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома….

Карточки по русскому языку 2 класс

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду…

Карточки по русскому языку в 1 классе.

Эти каарточки можно использовать для работы в классе и дома в конце букварного периода  в период изучения русского языка. В них включены узадания , способствующие развитию познавательных инт…

  • Мне нравится 

 

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Спиши
предложения. Подчеркни в предложениях слова синонимы.

      Где
дорога, там и путь. Лодырь да бездельник-им праздник и в понедельник. На лугу
расцвели синие колокольчики, а у речки – голубые незабудки.

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Синонимы в тексте  2 класс  21 век Составила: Кулиненко Н.И.

Синонимы в тексте 2 класс 21 век

Составила: Кулиненко Н.И.

Минутка чистописания Пища кушанье еда снедь яства  -что объединяет эти слова?  (имена сущ., синонимы)  -эта буква в трёхсложном слове, выделяет согласный, непарный, мягкий звук.

Минутка чистописания

  • Пища кушанье еда снедь яства

-что объединяет эти слова?

(имена сущ., синонимы)

-эта буква в трёхсложном слове, выделяет согласный, непарный, мягкий звук.

 Хозяйка приготовила разную снедь, поджидала прихода гостей.  -задание по выбору Раздели на слоги.  Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения. Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения, поставь ударение.

Хозяйка приготовила разную снедь, поджидала прихода гостей.

-задание по выбору

  • Раздели на слоги.
  • Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения.
  • Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения, поставь ударение.

Назовите слова близкие по значению . Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Назовите слова близкие по значению .

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Сформулируйте тему урока Синонимы

Сформулируйте тему урока

Синонимы

 Синонимы  — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. Примеры: ветер — вихрь — шквал — ураган... 

Синонимы  — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.

  • Примеры: ветер — вихрь — шквал — ураган… 

Имя существительное  Имя прилагательное  Глагол   труд работа дело занятие деятельность смелый храбрый отважный мужественный героический рыдать плакать реветь хныкать всхлипывать Распредели в 3 группы

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

  • труд
  • работа
  • дело
  • занятие
  • деятельность
  • смелый
  • храбрый
  • отважный
  • мужественный
  • героический
  • рыдать
  • плакать
  • реветь
  • хныкать
  • всхлипывать

Распредели в 3 группы

  Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся в одной части речи

  Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся в одной части речи

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют? Каплет, брызжет, Хлещет, льёт. Дождь на улице  идёт.   1. Замещение (неоправданные повторы) 2. Толкование (объясняет значение слова - идёт).

Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

  • Каплет, брызжет,
  • Хлещет, льёт.
  • Дождь на улице  идёт.

1. Замещение (неоправданные повторы)

2. Толкование (объясняет значение слова — идёт).

Чем непохожи синонимы? Идти – двигаться, переступая ногами. Бежать –  двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом. Лететь (перен.) – двигаться вперёд с очень большой скоростью (нестись, мчаться).

Чем непохожи синонимы?

Идти – двигаться,

переступая ногами.

Бежать – двигаться быстрым,

резко отталкивающимся от земли

шагом.

Лететь (перен.) – двигаться

вперёд с очень большой

скоростью (нестись, мчаться).

Для чего нужны синонимы? 1. Помогают избежать повторов. 2. Помогают передать мысль и чувство более ясно. 3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. 4. Объясняют значение неизвестных слов.

Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.

3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.

4. Объясняют значение неизвестных слов.

 С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

 С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

Запишите в тетрадь Ребята, дети, малыши, детвора.  -обведите мягкие согласные звуки

Запишите в тетрадь

Ребята, дети, малыши, детвора.

-обведите мягкие согласные звуки

Отгадайте слова После урока непременно Нужна ребятам   Перемена . На время что-то прекратив, Мы объявляем    Перерыв . В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим   Передышку .

Отгадайте слова

  • После урока непременно
  • Нужна ребятам

  Перемена .

  • На время что-то прекратив,
  • Мы объявляем

  Перерыв .

  • В борьбе, в труде устали слишком –
  • Дают уставшим 

Передышку .

Физ.минутка

Физ.минутка

Работа по вариантам.  (найди лишнее слово) 1 вариант. Красивый, миленький, ужасный, хорошенький, прекрасный. Бежать, спотыкаться, торопиться, спешить, мчаться. Вьюга, пурга, иней, метель, буран. Волшебство, колдун, маг, чародей, волшебник. 2 вариант. Путь, дорога, шоссе, путешествие, тропинка. Жаркий, горячий, жгучий, холодный, знойный. Врач, лечит, доктор, лекарь, медик. Разговаривать, общаться, диалог, беседовать, молвить.

Работа по вариантам. (найди лишнее слово)

  • 1 вариант.
  • Красивый, миленький, ужасный, хорошенький, прекрасный.
  • Бежать, спотыкаться, торопиться, спешить, мчаться.
  • Вьюга, пурга, иней, метель, буран.
  • Волшебство, колдун, маг, чародей, волшебник.
  • 2 вариант.
  • Путь, дорога, шоссе, путешествие, тропинка.
  • Жаркий, горячий, жгучий, холодный, знойный.
  • Врач, лечит, доктор, лекарь, медик.
  • Разговаривать, общаться, диалог, беседовать, молвить.

Вставь пропущенное слово Нам надо ________ школьное имущество. Часовые ___________ вход в штаб . Пётр Васильевич ________ сад. Охранять, сторожить, беречь

Вставь пропущенное слово

  • Нам надо ________ школьное имущество.
  • Часовые ___________ вход в штаб .
  • Пётр Васильевич ________ сад.
  • Охранять, сторожить, беречь

Распределите в 3 столбика  Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело. 1.Беда, горе, несчастье. 2.Буря, ураган, шторм. 3.Труд, работа, дела.

Распределите в 3 столбика

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

  • 1.Беда, горе, несчастье.
  • 2.Буря, ураган, шторм.
  • 3.Труд, работа, дела.

Рефлексия Я понял…………………… Мне понравилось…………………….. Было трудно……………………..

Рефлексия

  • Я понял……………………
  • Мне понравилось……………………..
  • Было трудно……………………..

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы предложений для антиплагиата
  • Синонимы прапорщик
  • Синонимы праздничный ужин
  • Синонимы празднично и шелковистые
  • Синонимы правящая элита