Синонимы правило 2 класс учебник

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Лексикология и фразеология
  5. Синонимы

Синонимы — это слова, которые являются одной и той же частью речи, близкие по своему лексическому значению, но пишутся они по-разному.

Синонимами могут быть разные части речи:

  • имена существительные: вьюга — пурга.
  • имена прилагательные: интересный — занимательный.
  • глаголы: бежать — мчаться, нестись.
  • наречия: мгновенно — быстро.

Синонимы могут быть полными и неполными.

Полные синонимы — совпадают по значению и по характеру употребления: автомобиль = машина, пилот = лётчик.

Неполные синонимы — могут отличаться или оттенками своего значения (красивый — прекрасный) или характером употребления (спать — почевать (устаревш.)).

Слова синонимы объединяются в синонимические ряды. Одно слово в ряду является главным, оно выражает общий элемент значения всех членов ряда и является нейтральным с точки зрения употребления.

В русском языке есть специальные словари синонимов, в них даны синонимические ряды и есть стилистические пометки: Спать: дремать, почевать (устар.).

В словаре в синонимическом ряду главное слово стоит первым. (Скорый. Быстрый, проворный, стремительный).

Синонимы помогают определить значение слова, объяснить свою мысль и более точно передать свои чувства.

Советуем посмотреть:

Слово и лексическое значение слова

Антонимы

Омонимы

Паронимы

Устаревшие и новые слова

Фразеологизмы

Лексикология и фразеология


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 40,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 42,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 54,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 99,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 132,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 19,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 195,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 214,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 74,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 113,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 175,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 116,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 99,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 16,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 171,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 67,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 277,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 85,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 139,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 90,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 135,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Полякова, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 361,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 391,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 241,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 177,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 178,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 179,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 185,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 260,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 431,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 295,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 350,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 351,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 475,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 534,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 145,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 191,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 492,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 80,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 200-201,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 14,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 231,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 356,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 210,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 577,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 592,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 75,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 265,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 309,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 401,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 32,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 42,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 237,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 300,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.

СинАнт.png

— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал  учёный.

Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.

Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».

Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.

школьники Asset 2.svg        

Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.

ученик Asset 2.svg    ученица Asset 1.svg

Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).

Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».

Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.

Книга (1).svg

Существуют специальные книги, где собраны слова — словари.

Словарь синонимов — это словарь, где записаны синонимы к словам.
Словарь антонимов — словарь, где подобраны антонимы к словам.

Когда Алиса и Женя стали в словарях искать синонимы и антонимы, игра пошла намного веселее.

Ребята набрали много очков на этом аттракционе. Они устали и решили отдохнуть на скамейке.

Если тебе необходимо подобрать к слову синоним, то пользуйся словарём синонимов.

Если тебе необходимо подобрать к слову антоним, то пользуйся словарём антонимов.

Пример:

подбери синоним к слову «чуткий».
Открой словарь синонимов.
Найди букву «Ч». С этой буквы начинается слово «чуткий».
Рядом со словом «чуткий» записан его синоним — «отзывчивый».

Пример:

подбери антоним к слову «наказывать».
Открой словарь антонимов.
Найди букву «Н». С этой буквы начинается слово «наказывать».
Рядом со словом «наказывать» записан его антоним — «поощрять».

Теперь ты умеешь пользоваться словарём!

1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка  завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Слова

   Одозначные                                                          Многозначные

имеют

   Одно                                                                               Два и более

лексическое   значение:                                         лексических значений

берёза, ландыш                                                       звезда, язык, `иглы

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.

В предложении «Плывут облака».  Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.

Такие слова называются синонимами.

        В языке есть слова, противоположные по значению: большой –

маленький, плакать – смеяться, день – ночь.

Такие слова называются антонимами.

        В русском языке есть слова – «родственники», родственные

слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

        Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому

родственные слова называются однокоренными.

        Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено

общее лексическое значение всех однокоренных слов.

        Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

        Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

         Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

        Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться

 на любом слоге слова.

        Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим

 и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в

написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот.

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Отличия гласного звука от согласного:

  • Гласный звук состоит только из голоса;
  • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
  • Гласный звук образует слог.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.

            Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный — зелень)

так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы – слеза, пчёлка – пчела.

В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

Отличия согласного звука от гласного:

  • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.

Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.

2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся:

  • жи-ши пишется с буквой и;
  • ча-ша – с буквой а;
  • чу-щу – с буквой у.

Согласные звуки

Звонкие согласные

твёрдые

 [б]  [в]   [г]  [д] [ж] [з]

[л]  [м]   [н]  [р]

мягкие

[б’]  [в’]  [г’] [д’]       [з’]

[л’] [м’] [н’] [р’] [й’]

Глухие согласные

твёрдые

[п]  [ф]  [к]   [т]  [ш]  [с]

[х]   [ц]

мягкие

[п’] [ф’] [к’] [т’]         [с’]

[х‘]           [ч‘] [щ‘]

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(дубо́к) дубки ́            (луга́) луг

(стрижи) стриж           (снежный) снежинки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берёз, берёза, берёзка.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

  • или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
  • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

Части речи

Слова-названия

   предметов                             признаков                         действий

                                                      предметов                       предметов        

    кто?                                          какой?                              что делает?

    что?                                          какая?                              что сделает?

                                                      какое?                             что делают?

                                                     какие?                             что сделают?

Имя существи-                    Имя прилага-                                 Глагол

 Тельное                                тельное

    прил.        сущ.                гл.                     прил.                 сущ.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.


Заглавная буква в именах собственных – это
орфограмма: Ольга Петровна Соколова.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

                  рассказ Н.Н.Носова «Затейники»

Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.

Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.

Имена существительные изменяются по числам:

книга – книги,

машина – машины,

письмо – письма.

При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

      ед. ч.     ед.ч.              мн.ч.          мн.ч.

Самолёт летит.      Самолёты летят.

Глаголы изменяются по числам: читает – читают, играет – играют.

При изменении числа глагола меняется его форма.

Слово не – это частица.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Слова, которые обозначают признаки предметов  и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький — большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.

К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи.

Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

Перед глаголами предлогов не бывает.

у

с

к

о

из

без

на

над

в

при

по

до

через

перед

за

под

для

между

про

около

Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы правда 3 класс
  • Синонимы ппш
  • Синонимы поэтическая речь
  • Синонимы пошлого
  • Синонимы пошел густой снег