Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.
— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал учёный.
Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.
Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».
Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.
Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.
Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).
Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».
Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.
Существуют специальные книги, где собраны слова — словари.
Словарь синонимов — это словарь, где записаны синонимы к словам.
Словарь антонимов — словарь, где подобраны антонимы к словам.
Когда Алиса и Женя стали в словарях искать синонимы и антонимы, игра пошла намного веселее.
Ребята набрали много очков на этом аттракционе. Они устали и решили отдохнуть на скамейке.
Если тебе необходимо подобрать к слову синоним, то пользуйся словарём синонимов.
Если тебе необходимо подобрать к слову антоним, то пользуйся словарём антонимов.
Пример:
подбери синоним к слову «чуткий».
Открой словарь синонимов.
Найди букву «Ч». С этой буквы начинается слово «чуткий».
Рядом со словом «чуткий» записан его синоним — «отзывчивый».
Пример:
подбери антоним к слову «наказывать».
Открой словарь антонимов.
Найди букву «Н». С этой буквы начинается слово «наказывать».
Рядом со словом «наказывать» записан его антоним — «поощрять».
Теперь ты умеешь пользоваться словарём!
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сергиев Посад
ОТКРЫТЫЙ УРОК
во 2 «А» классе
на тему
«Что такое синонимы».
Провела: учитель начальных классов
Сорокина Н.В.
6 октября 2015 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. —Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный ?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест.
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
13. Оценивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
Обновлено: 04.05.2023
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс закрепление на тему «Синонимы,антонимы» | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10 г Вязьма Смоленской области
Захарова Юлия Руслановна.
- закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об п редложение, грамматической основе предложения;
- обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
- расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
- учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
- развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
- развивать интерес детей к предмету;
- развивать общеучебные навыки;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;
Коммуникативные : уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование: магнитная доска.
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки для парной работы (словосочетания).
1. Организационный момент:
— Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.
— Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой
Закрыли глазки (звучит музыка) .Открыли глазки.
2 Актуализация знаний .
На Поляне растет дерево. Как оно называется?(клен)На полянке сейчас осень. Что происходит с листочками на деревьях осенью?(Листочки желтеют и опадают )Деревья готовятся к зиме. Если оно не сбросит листики то оно замерзнет зимой и погибнет. Но на нашем дереве есть несколько листочков . Поможем деревцу сбросить последние листочки ?.(ДА)
- Ветер принес вам на парту листочек клена. Какая буква написана?(К-а)А какой звук(к).Расскажите какой это звук? (согласный, твердый или мягкий если есть е ,е,ю,я).Мы читаем буквы, а произносим слоги.
Запишем строчку заглавной буквы К-а. Сели ровно, спина прямо , ноги на полу, проверили кулачком расстояние между животом и партой. Пишем. Отложили ручку и взяли карандаш и нашли самую красивую букву среди тех ,что вы написали.
Подведение к теме урока
(впомним какие виды звуков вы знаете?( гласные и согласные звуки ) 1уч-ся
- Задание из слогов составь слова (лис-ток, ка -мыш, шиш-ка,чаш-ка,мыш-ка).(фронтальная работа 5 уч-ся по очереди) Словесная оценка МОЛОДЦЫ
-Самостоятельно запишите в тетрадь, поставьте ударение.Пишем с новой строки с большой буквы ,через запятую в конце поставим точку.
Задание на кленовом листочке
- 1вариант укажите только согласные звуки в словах (листок, шишка) 1ученик .(характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ
- 2 вариант только гласные звуки (камыш, чашка)
1ученик (характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ
3 Работа по теме урока
Задание разминка Игра “Скажи наоборот”
(надо “досказать словечко”).
И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ….(низко)
Скажу я слово далеко.
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол)
Скажу, что слово потерял,
И скажешь ты: …(нашел)
-Скажите , а что за слова вы использовали при игре наоборот?(антонимы)
-Какие знания вам пригодились? (надо знать что такое слова антонимы?)
-Что такое слова антонимы?
Работа со словами — антонимами. (Устно)
а) дополните пословицу:
Осенью дни ненастные, а весной -…
Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные — ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?
б) прочитай и дополни пословицы антонимами.
Ученье — свет, а неученье -…
Платье лучше новое, а друг лучше -…
В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.
Наши нежные цветы(сидим на корточках руки внизу)
Раз цветок, два цветок(поднялись рука правая вверх, рука левая вверх)
Раскрывают лепесток(руки округлили в форме цветка).
-Спасибо! сели .Продолжим наше путешествие по поляна знаний.
-Следующий кленовый листок вот с каким заданием.
Задание3 (упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам).
— Что такое предложение?
— Какие бывают предложения по интонации?
-С какой буквы начинают писать предложение?
-Что ставим в конце?
— Что такое грамматическая основа предложения?
задание 4 Принес ветер кленовый листок
— Составьте предложения, используя слова – антонимы.
-Что такое слова антонимы?
(на доске 3 уч. по очереди составляют, читаем)(Коллективная проверка)(оцениваю работу уч-ся)
Дерево ________________, а куст _________________.
Чай ___________________, а мороженое ____________________.
Грач ___________________, а снег ______________________.
(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)
- Составьте предложение и запиши (укажи грамматическую основу предложения)
Загрустил, серый, кормушки, у, воробьишка , пустой. (Загрустил у пустой кормушки серый воробьишка .) 1уч-ся на доске записывает.(находим подлежащее и сказуемое).
-О ком или о чем говорится в предложении (о воробьишке) -Задаем вопрос( кто ? воробьишка ,а почему кто ? (это одушевленный предмет) подлежащее подчеркиваем одной чертой)Воробьишка что сделал? загрустил –это сказуемое подчеркиваем двумя чертами). (оцениваю работу уч-ся)
Задание 5 Подбери антонимы к словам (устно)Учитель читает
Подбери антонимы к словам:
6 на парте лежит листок клена
Заглянем в корзинку вопросов Что такое синонимы?
1в Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками: (работа по карточкам )
2в Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками :
(2 у доски)проверяем. –Ручку положили ,взяли простой карандаш если верно ставим + неверно –
Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого есть (оцените свою работу ) (!+?)
Все из рук убрали глазки закрыли(звучит музыка )Мы с вами вернулись обратно но ко мне прилетел последний листочек.
5 ДЗ Вам дома надо придумать по картинке 4 предложения и записать их в тетрадь.
6.Итог: Где мы побывали на уроке русского языка? Что мы делали на полянке Знаний? Какие слова мы искали ? (синонимы и антонимы) Какие знания нам помогли справится с заданиями? Кому было сложно? Помогли дереву подготовится к зиме? Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению». 2 класс
Конспект урока русского языка по программе «Школа России».
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы.
конспект урока по русскому языку на тему: «Имена прилагательные близкие и противоположные по значению»
Цели: 1. Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2. Познакомить с понятием синоним и антоним.3.
Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе «Школа 2100» для 2 класса
Открытый урок по русскому языку в коррекционной школе 8 вида
Урок по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением».
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа «Школа России»(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: «Перенос слов».
Технологическая карта открытого урока.Тема урока «Перенос слов». Русский язык. 2 класс. Программа»Школа России». Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Синонимы и антонимы.
умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебник, тетрадь на печатной основе.
Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. «Школа развития речи», индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета.
Тип урока: закрепление знаний
Перед уроком дети делятся на 4 команды по 6 — 7 человек. В каждой команде выбирается эксперт, который в ходе занятия может воспользоваться словарём синонимов или антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация, некоторые задания выполняются на интерактивной доске.
Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
I Организационный момент
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом» (см. Приложение №1)
- Кто хочет много знать, тому надо мало . (СПАТЬ)
- Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
- Правда в огне не горит и в воде не . (ТОНЕТ)
- Корень учения горек, да плод его . (СЛАДОК)
- Один за всех и все за . (ОДНОГО)
- Нет друга — ищи, а нашёл — . (БЕРЕГИ)
- Родная сторона — мать, а чужая — . (МАЧЕХА)
- Худой мир лучше доброй . (ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»
Мы продолжим знакомство с этими понятиями.
Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке)
III Путешествие на остров Синонимов.
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы — 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
- РЕБЁНОК
- ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
- ДЕЛАТЬ
- ХОРОШО
Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.
РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
-
На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: «Какие слова называются синонимами?»
Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской, дети подписывают картины)
ЛУНА — МЕСЯЦ | СОБАКА — ПЁС | ДОКТОР — ВРАЧ |
ЛОШАДЬ — КОНЬ | БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ |
— Полученные подписи — это слова — . (синонимы)
— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
- Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
- Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
— Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
— Для чего синонимы нужны в речи?
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)
— Что такое синонимы?
Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
— Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
IV Динамическая пауза «Игра наоборот»
Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима.)Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? — Это : (плач).Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус — плюс, огонь — вода,
Дерзкий — осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру «Противоположные слова»
Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик — называет антоним этого слова.
1 группа: Враг — друг, холод — жара.
— К какой части речи относятся данные слова?
2 группа: Старый — новый, злой — добрый.
— А эти слова, какой части речи?
3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.
— Какой частью речи являются ваши слова?
4 группа: Далеко — близко, высоко — низко.
— Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.
У одних антонимами были имена существительные, у других — глаголы, вы встретились с антонимами — прилагательными, а вам достались антонимы — наречия.
— Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
- Худой (человек) — ________________, (толстый)
- Худой (карман) — _________________, (целый)
- Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
- Близкий (человек) — _______________, (чужой)
- Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
- Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
- Высокий (голос) — _________________, (низкий)
- Высокий (человек) — _______________. (невысокий)
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
(на интерактивной доске)
— Что такое антонимы?
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
— Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI Бухта Творчества
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы — слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
VII Пристань «Вопрос — ответ»
Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос — ответ»
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)
— Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?
— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз. (По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово — ЛЕКСИКА.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.
Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
VIII Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки:
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу:
храбрый — трусливый,
крошечный — огромный.
Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения.
Внимание!
Каждый омоним представлен отдельной словарной статьёй, где даётся толкование лексического значения слова.
Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы: лайка 1 , лайка 2 .
Обратите внимание! Синонимы, антонимы и омонимы -это слова чаще всего одной и той же части речи.
Читайте также:
- Основные труды менделеева кратко
- Школа интернат спортивного профиля краснодар условия приема
- Школа 1416 лианозово рейтинг
- Юридические факты примеры в школе
- История развития психиатрии кратко