Синонимы правильно 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

                         Тема урока: «Слова-синонимы».

Цель урока:   дать
понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи: 


обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений;


развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову,
использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;


воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. Планируемые
результаты:

личностные:
формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные:
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки
самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально, в паре и группе,
находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты.

предметные: 
расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с
помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с
различными оттенками значения.

Тип
урока:
изучение нового материала.

Формы
работы:
индивидуальная,
работа в парах, группах, коллективная.

Оборудование:
презентация, компьютер, раздаточный материал.

Базовый
учебник
:Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова
М. И. Русский язык: 2 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: Вентана-Граф, 2015.

                                              
Ход урока

1.Организационный  момент.

Мы пришли сюда
учиться,

Не лениться, а
трудиться.

Работаем
старательно,

Слушаем
внимательно.

— Начнём наш урок (проверка
готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания
учащихся).

2.Введение в тему урока.

Язык и стар и
вечно нов!

И это так
прекрасно:

В огромном море –
море слов

Купаться ежечасно!

— Сегодня на уроке
мы попробуем окунуться в бездонное море слов.

Предлагаю вам
загадку,

Чтоб пошло все по
порядку.

Если буду я
молчать,

 Как вы сможете
меня понять?

А выручить меня
готово

Любимое
родное….(слово).

-А для чего служат
слова? Что они обозначают? (Называют понятия, обозначают предметы, признаки,
действия).

-Давайте вспомним:
как называется раздел русского языка, изучающий его состав?(Лексика).

-Обратите внимание
на слайд. Среди букв спряталось слово, давайте найдем его и вы узнаете тему
сегодняшнего урока. (На слайде: КЛЮЬСИНОНИМЫПРТЪВ)

3. Формулировка
темы и задач урока.

Правильно,
синонимы.  Значит так звучит тема нашего урока.  Это слово для нас незнакомо.  Давайте
попробуем предположить: на какие вопросы мы сможем ответить в течение урока. На
слайде: Какие слова называются синонимами?

                                             
Какие сказки сочинил А. С. Пушкин?

                                             
Какой частью речи могут быть синонимы?

                                             
Какое предложение называется повествовательным?

                                             
Для чего нужны синонимы?

-Посовещайтесь в
паре или группе и выберите нужные вопросы. Прочитаем их еще раз. Это и есть
задачи нашего урока.

4.Работа над новым
материалом.

-Разобраться во
всем нам поможет учебник. Откроем его и заглянем в рубрику «Давай подумаем».

-Прочитайте и
сравните два текста. Пометьте карандашом те слова, которыми эти тексты
различаются.(Работать можно в паре или группе). На слайде появляются слова: Малыши,
ребята, дети, детвора.

-Что обозначают
эти слова?

-На какой вопрос
отвечают?

-Близки ли эти
слова по значению?

-Какой текст
показался вам более выразительным?

Вывод: об одном и том же можно сказать
разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
Как называются эти слова?

 (синонимы)

5. Работа со словарями.

-Давайте больше
узнаем о синонимах, в этом нам поможет учебник. Где еще мы можем прочитать о
синонимах? (В словарях и справочниках).

Чтение определения
в учебнике, словаре Ожегова, Ушакова.

-Откуда пришло в
наш язык это слово? Заглянем в этимологический словарь и послушаем сообщение,
которое подготовила моя помощница:

 Слово
«Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos — «одинаковый,
одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» Греческая
приставка СИН — (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия,
синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала
выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения –
«общность, совместимость»

6.Работа над
понятиями «синонимы».

Я
предлагаю снова поработать в парах и выполнить задание  «Найди друга».  Перед
вами конверты с карточками-словами, разного цвета. Составьте пары близких по
значению слов.

К -1(зеленый цвет)

 Темнота, отметка, дом, школа.

 Здание, весна, оценка, сумерки.

К какой части речи относятся слова?

Какие слова «лишние»? Почему?                     

К-2. (желтый
цвет)

   Скорый, аккуратный, трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный, ленивый,
медленный.

К какой части речи относятся слова?

Какие слова «лишние»? Почему?

К- 3. (красный цвет)

   Говорить, спешить, прыгать. 

Прыгун, разговориться, молвить, скакать,
торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

К какой части речи относятся пары
синонимов?

Вывод: синонимы
– это слова одной и той же части речи, близкие по значению.

7. Игра «Лови –
назови».

Я вам называю
слово, а вы подбираете синоним и бросаете мне мяч обратно.

Огонь-…, шалун — …, конница — …, помидор —
…, смеяться — …, плакать — ….

Всегда ли легко подбирать синонимы? Для
этого существует словарь синонимов.  Знакомство со словарем. Сколько
может быть синонимов у слова?

8.Наблюдение за синонимами в предложении и
тексте.

Прочитайте
стихотворение:

Бураны,
вьюги и метели,
                                                   Как много с ними канители,
                                                    Как много шума, толкотни,
                                                    Как надоели мне они! –

-Найдите синонимы. К какой части речи они
относятся? Чем отличаются эти слова как природные явления? (Силой ветра).
Каково общее значение этих слов? (Ветер, вихрь со снегом)  Чем различаются
слова? (Оттенками лексического значения)

Слова-синонимы живут в словарях, 
предложениях и тексте. Давайте понаблюдаем за ними, выполнив задания. Работа
в группах, парах и индивидуально
.

1) Индивидуальное задание(
учащийся выполняет у доски): найти синонимы к словам из слов правого столбика:

     
               трус                                                                         
храбрый
     
               хвастун                                                                   
честный
Враг            противник                         
       Смелый                мудрый
     
               болтун                                                                     
добрый
     
               неприятель                                                             
отважный


2)Задания для работы в парах: Выбери из скобок пропущенные слова, запиши
их в     нужной форме. Объясни свой выбор.  (Зеленые свитки)

Прочитай текст. Выпиши синонимы. Устно
попробуй определить их общее значение. (Желтые свитки)

3)Задания для работы в группах:

I группа.
Прочитайте текст. Найдите синонимы. Выпишите их в порядке усиления действия.

 Собрались старые
зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают,
как хвастается заяц…

— Эй, ты, косой
глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не
боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило
совсем  забавно.  Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки
зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.  

II группа.
Соотнесите картинки со словами. Составьте коллаж. Устно продолжите синонимичный
ряд.( Дом, хата, изба, терем, вилла, здание….)

         III
группа.
Реши кроссворд.

п

е

м

ж

ч

о

с

а

а

р

д

м

р

л

о

у

е

к

ь

г

з

ш

у

л

с

и

н

о

н

и

м

ы

ы

й

ы

л

ы

с

н

й

р

й

у

й

т

ы

о

б

ы

й

й

о

й

й

                                  1.Мокрый,
влажный.

                                 
2. Знойный, жгучий, палящий.

                                 
3. Грустный, тоскливый.

                                 
4. Небесный, лазурный.

                                 
5. Холодный, ледяной, студёный.

                                 
6. Ароматный, пахучий.

                                 
7. Неглупый, разумный.

                                  8.
Мужественный, отважный, храбрый

Вывод: Синонимы
разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее

9.Закрепление пройденного.
Просмотр видеоролика.

10.Самостоятельная работа.
Задание по выбору.

-Перед вами листы с заданиями. Каждое
задание отмечено цветом. Вы выбираете ту дорожку, на которой будете чувствовать
себя комфортно.

Зеленая дорожка. Найди  лишнее  слово. Зачеркни.

1.     
Радостный, весёлый,  вежливый

2.     
Малыши,  дети,  мальчик,  детвора

3.     
  Лошадь,  животное,  конь,  жеребец

    
 4.  Друг,  товарищ,  приятель, сосед
        

Желтая
дорожка.

Подбери
как можно больше синонимов к словам:

Мечта-….

Большой
— …

Грустить
— …

Красная
дорожка.

Задание: даны русские
пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.

Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать (русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец
(вьетнамская
)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь (русская)
11.Подведение итогов урока
— Интересно ли было вам окунуться в мир
синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Наше погружение в
море слов завершается. Давайте проверим, нашли ли мы ответы на вопросы,
поставленные в начале урока.

Мы познакомились 
с новыми словами, а живут они в большом море слов под названием ….лексика
(хором).
А завершим
урок словами из стихотворения поэта Н. Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками.

И сколько отдал им
душевной теплоты.

Слова – синонимы 2 класс. Урок – открытие новых знаний.

  1. Орг. Момент

= Здравствуйте, ребята! Мы с вами начинаем урок русского языка, и я предлагаю вам провести его в форме философского клуба и открыть наше заседание. Слайд 1

Послушайте, пожалуйста, очень интересную фразу: слайд 2

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научитесь.

       = Какие слова можно выделить как главные слова урока? (слушать, видеть, действовать)

Для этого я посвящаю вас в роли юных философов. Как вы уже заметили, что у каждого из вас есть на груди этому подтверждение. Позвольте руководить заседанием сегодня мне Юлии Сергеевне.  А присутствующим гостям желаем приятного общения с маленькими философами 2 класса.

= Для начала я предлагаю вам узнать кто же такие философы. В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича я нашла вот такое определение, Слайд 3 (на доске) Философ – это учёный, мыслитель, занятый разработкой вопросов.

но существует множество изданий этого словаря. У председателя нашего клуба Евгении на парте есть словарь Ожегова, и я попрошу её найти это определение и дополнить то, что нашла я.

= слайд 4 Начнём же. Чтобы зафиксировать все то, что мы узнаем на заседании нам понадобится документ для записи. На партах у вас лежат рабочие листы, в которых мы будем сегодня все записывать. Прошу всех философов взять этот документ, подписать Имя и Фамилию, класс и зарегистрировать сегодняшнее число и месяц. _20 января______

(пройти по классу и проверить) Все заседатели клуба справились с первый этапом, поэтому смело можем переходить к следующему.

  1.   Слайд 5 открываем рабочие листы. Перед нами находится Минутка чистописания. Уважаемые философы, обратите внимание на соединения элементов. Кто увидел какая буква спряталась в соединении? – буква е. пропишите эти элементы до конца строки.

 = Слайд 6 справится со следующим заданием нам поможет интерактивная доска. На слайде записаны слова

Путь, дорога, шоссе, тропинка, вьюга.

= Прочитайте слова.

В РЛ найдите задание №1 Запишите слова и разделите их для переноса.  

(устно проверяют несколько учеников)

  • Слайд 7 Посмотрите на поля. Здесь каждый заседатель клуба будете отображать свои успехи. Если задание вы выполнили верно, то кружок нужно закрасить зеленым цветом, если допустили ошибку – жёлтым, если не справились с задание — красным.
  • Посмотрите на эти слова внимательно. Как вы думаете какое слово из этого ряда можно назвать лишним? (вьюга – потому что остальные слова близкие по значению) подчеркните его.

Уважаемые философы, предположите, пожалуйста, тему нашего заседания?  (слова близкие по значению – синонимы) тема заседания – что такое СИНОНИМЫ Слайд8 (Вы отличные мыслите)

Правильно. И цель сегодняшнего заседания. (Научиться определять цепочку слов – синонимов.)

  1.  Слайд 9 Приглашаю Вас в «Книгу законов» откройте по закладке стр. 52 О чем нам гласит эта книга?

Обратим внимание на правило мудрой совы. (а вас, юный философ я попрошу озвучить это правило для всего заседания) дома этот документ нужно выучить наизусть!

В РЛ найдите задание №2. Здесь нужно вставить пропущенное слово. 1 ученик читает, а остальные думают какое же слово пропущено. – синонимы

= Ребята, это слово является словарным, его написание нельзя проверить, а нужно только запомнить. Спишите его внимательно из «книги законов» в РЛ в задание №2.  (на полях оцениваем свою работы в данном задании) (выключить презентацию)

  1. Теперь находим документ под №67.

В РЛ находим задание №3   Переписываем сюда 3  ряд синонимов и составляем предложение с одним из данных слов. Проверяем, оцениваем работу на полях.

  1. Слайд 10-11 Физминутка

— Все философы отлично поработали, а после любой работы нужно немножко передохнуть) прошу всех заседателей клуба встать со своих мест. Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я буду называть. А вы будете слова сопровождать движением:

идти – шагать;

скакать – прыгать;

грустить – печалиться;

размышлять – думать;

зябнуть – мерзнуть;

улыбаться – смеяться

  • Мини итог: что можно сказать о всех словах? – они относятся к теме урока
  1. Слайд 12 Мне на почту пришла неожиданная телеграмма на заседание

философского клуба от Старца, и я заранее перенесла это письмо к вам в РЛ в задание №4. Как вы думаете, что нужно сделать? – соединить слова по парам.

Все слова перепутались. И только самые мудрые знатоки, смогут помочь Старцу соединить слова –синонимы по парам.

— назовите пары, которые относятся к профессиям

— относятся к цветам

— относятся к действиям

А какие слова мы не назвали?

(проверка на доске) оцениваем свои результаты.

  1. Слайд 13 Следующее задание под №5 мы выполним в паре. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения работы в паре.

Старец настолько торопился, что забыл написать под картинками подписи, т.е. синонимы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картинки и определите, какие синонимы могут подойти к их названию.

Слайд 14 Для этого нам нужно обратиться в «книгу законов» на стр.141,     

 1 пара посмотрит в словаре синонимов. А я готовясь к уроку заранее посмотрела в сети интернет. Мы сверим все ответы и запишем самые подходящие.

Слайд 15    

 Бежать, мчаться, торопиться, двигаться, нестись.

Друзья, товарищи, приятели.

А что еще у вас находится в 5 задании? —  пословица. Отсюда вытекает следующий вопрос – что же такое пословица? Это мудрое высказывание.

 Прочитайте её и определите к какой картинке она подходит и почему?

 (Ответы детей)

Нет друга — ищи, а нашел — береги. (оценка результатов)

  1.  Давайте вспомним над какой темой мы трудились всё заседание?
  2. Рефлексия   Слайд 16

А теперь юные философы прошу подвести итог заседания клуба, для опишите свои впечатления с помощью синонимов. А теперь в рл   выберите картинку, соответствующую вашим знаниям.

  1.  Слайд 17 прошу всех философов перевернуть лист и зафиксировать задание для закрепления полученных знаний уже дома с. 54 документ  №70.
  1.  Слайд 18 Давайте вернёмся к девизу нашего заседания. Какие главные слова были в него заложены?  Скажите, пожалуйста, справились ли мы с ним? – да!
  2. Слайд 19. В таком случае, попрошу всех встать, и я объявляю заседание клуба юных философов – закрытым.
  3.  На память о нашем заседании прошу вас открыть конверт, который лежит у вас на столе и предлагаю из слов-синонимов составить облако слов о сегодняшнем заседании юных философов, каким оно для вас было? Все слова, которые по вашему мнению подходят нужно приклеить на наше облако.
  4.  Юные мыслители, вы сегодня все показали свои знания и умения. Я благодарю каждого из вас, вы большие молодцы!

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Птицы улетают.

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Нераспространенное

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

У Д Г Р

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Друг

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

.

«Что такое синонимы»

(Что такое синонимы?)

(Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

вьюжный,

здоровый

милый

(Родник, ключ.)

(По- разному.)

V. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит:

— Тук-тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

— Заяц, заяц забегай!

Лапу подавай!

Учащиеся повторяют движения за учителем

VI . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность — (профессия).

Обучение животных – (дрессировка).

Асфальтированная дорога – (шоссе).

Игра на льду — (хоккей).

Помещения в школе – (класс).

Один из самых главных предметов – (русский язык)

— Упр. 69 (с. 53)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

— Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически.

-Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение несколько раз.

— А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Мерзнущую, ей очень холодно.

Он использовал синонимы зябнет, стынет, мерзнет, дрожит.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый.

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

— Что в работе показалось особенно трудным?

— Что вы выполняли с легкостью?

VIII. Подведение итогов

Расскажите что такое синонимы?

— Какова роль синонимов в речи? (

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте.

Список использованной литературы

1. В. Волина. Веселая грамматика. -М. Издательство «Знание» .1995.

2. Научно – методический журнал «Начальная школа» (№1, 1995 г.)

3. Научно – методический «Начальная школа» (№5 1994 г.)

2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы правило своими словами
  • Синонимы правило для 2 класса
  • Синонимы правило видео
  • Синонимы правило в картинках
  • Синонимы правило 2 класс школа