Синонимы понятие 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тема
урока:

Что такое синонимы?

Тип
урока:

урок изучения нового материала.

Цель:

Дать
понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в
речи;

Задачи:

•        Сформировать
умение называть признаки синонимов;

•        наблюдать
за использованием синонимов;

•        расширить
словарный запас обучающихся.

Личностные:
осознание
алгоритма учебного действия;

Регулятивные:
умение
принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать
своё предположение.

Познавательные:
освоение
умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные:
формировать
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать
за действиями партнёра.

Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.
Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход
урока:

1.
Оргмомент.


Здравствуйте, ребята!


Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в
добрый час.

Присаживайтесь,
пожалуйста! Я предлагаю  вам отправиться в удивительный мир русского языка.
Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать,
видеть и запомнить.


Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме


Перед работой разогреем пальчики

                                            
Пальчиковая разминка

                                              Раз, два,
три, четыре, пять,
                                              Вышли пальчики  гулять.

                                              Будет все у
нас в прядке,

                                              Если
делаешь зарядку.


Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)


С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)


Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его
исследователями.


А что значит исследовать?  (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,
выполнять различные задания, делать выводы).

2.
Каллиграфическая минутка
: на доске запись С с Ос си


Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы
видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые
обозначает буква С


Что вы о них можете рассказать?       


Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
                                           


Напишите красиво по образцу.

3.
Словарная работа.

Я
вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно.
Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как
правильно его нужно писать?


Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук,
а в этом слове обозначается буквой О.


Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)


Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина».
Что это такое?? (
лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).


Как назвать её по-другому? (осинка)

Как
назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите
все слова и подчеркните букву.

4.
Актуализация знаний учащихся
. Постановка проблемы

Посмотрите
на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3)  (На доске
запись)

Пришла
поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

 Какие?
(Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые
страны.)

(Дети
по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)


Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у
доски)


Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)


Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,
настала, началась).  Что общего у этих слов? (слова с близким значением).


А кто знает, как называются эти слова?

Дети
предлагают разные варианты.


Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети:
потому что мы не знаем, как называются эти слова.


Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети:
со словами с близким значением.


Это будет тема урока.


Цель нашего урока?

Дети:
узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5.
Тема урока.

Откройте
содержание учебника стр 52.
Найдите название темы нашего урока
— Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом
нашего исследования.

— Ребята, чему мы
должны научиться на уроке?

Ø Узнаем, что такое
синонимы.

Ø Будем их
сравнивать, подбирать.

Ø Будем учиться
использовать их в речи.


Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В
этом нам поможет учебник

Исследуем
страницу учебника  стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.


Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)


Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы
– это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова
одинаковые или очень близкие по смыслу


Я,  готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам
из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для
чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему.
Я вам предлагаю прочитать два
текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте
текст, который  вам понравился больше? Почему?

1.
Зябнет осинка,

   
Дрожит на ветру,

  
Зябнет на солнышке,  

  
Зябнет в жару.

2.
Зябнет осинка,

   
Дрожит на ветру,

  
Стынет на солнышке,  

  
Мёрзнет  в жару.

 — Кто
готов, поднимите руку.

 -Какими словами синонимами заменили слово
зябнет?

Запишите
эти слова в тетрадь. Проверка


Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7.
Давайте
сделаем вывод, для чего нужны синонимы
?  (Ответы детей.
Вывод:
синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в
предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают
нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают
избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.


Засиделись
не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

                       
Человек

9.
Закрепление изученного.

1.— Итак,
что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.


Какую  роль играют синонимы в речи? (
Помогают
выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2.
Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно
объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться
в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер,
дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин,
крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать,
храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары
слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю
(электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

мороз

жёлтый

пламя

озорник

печаль

квакушка

блестеть

грусть

шалун

огонь

лягушка

холод

золотой

сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно,
поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10.
Самостоятельная работа. Тест
.


А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я
предлагаю вам тест.

1. 
Отметь галочкой синоним к слову красный

¨ алый

¨ красавец

¨ красота

2.
Отметь галочкой синоним к слову бежать

¨ сидеть

¨ мчаться

¨ лежать

3.
Отметь галочкой синоним к слову друг.

¨ ученик

¨ дети

¨ приятель

(Самопроверка
с интерактивной доски)

11.
Домашнее задание:


Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с
какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70

12.
Рефлексия.


Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!


Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный
билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый
– работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой
– если у вас не все получилось…

13.
Оценивание.

14.
Итог урока.

Сегодня
мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне
хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за
урок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сергиев Посад

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «А» классе

на тему

«Что такое синонимы».

Провела: учитель начальных классов

 Сорокина Н.В.

6 октября 2015 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Птицы улетают.

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Нераспространенное

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

У Д Г Р

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Друг

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

.

«Что такое синонимы»

(Что такое синонимы?)

(Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

вьюжный,

здоровый

милый

(Родник, ключ.)

(По- разному.)

V. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит:

— Тук-тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

— Заяц, заяц забегай!

Лапу подавай!

Учащиеся повторяют движения за учителем

VI . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность — (профессия).

Обучение животных – (дрессировка).

Асфальтированная дорога – (шоссе).

Игра на льду — (хоккей).

Помещения в школе – (класс).

Один из самых главных предметов – (русский язык)

— Упр. 69 (с. 53)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

— Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически.

-Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение несколько раз.

— А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Мерзнущую, ей очень холодно.

Он использовал синонимы зябнет, стынет, мерзнет, дрожит.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый.

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

— Что в работе показалось особенно трудным?

— Что вы выполняли с легкостью?

VIII. Подведение итогов

Расскажите что такое синонимы?

— Какова роль синонимов в речи? (

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте.

Список использованной литературы

1. В. Волина. Веселая грамматика. -М. Издательство «Знание» .1995.

2. Научно – методический журнал «Начальная школа» (№1, 1995 г.)

3. Научно – методический «Начальная школа» (№5 1994 г.)

2

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Для чего нужны синонимы? Презентацию подготовила: Конобеевская Александра Николаевна- учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4» г. Коломна

Для чего нужны синонимы?

Презентацию подготовила:

Конобеевская Александра Николаевна-

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4»

г. Коломна

Правильно сиди на уроке!

Правильно сиди на уроке!

Подбери слова близкие по значению РОДНИК

Подбери слова близкие по значению

РОДНИК

К словам в левом столбике подберите слова близкие по значению из правого столбика. АЛФАВИТ ПЛАМЯ ОГОНЬ АЗБУКА ДОКТОР ТОВАРИЩ ДРУГ ВРАЧ Как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения?

К словам в левом столбике подберите слова близкие по значению из правого столбика.

АЛФАВИТ

ПЛАМЯ

ОГОНЬ

АЗБУКА

ДОКТОР

ТОВАРИЩ

ДРУГ

ВРАЧ

Как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения?

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Прочитай пары слов. Объясни различия в значении слов в каждой паре. Если возникнут трудности, обратись за помощью к толковому словарю. друг – приятель темнота – мрак радость – восторг идти – плестись быстро – стремглав громкий - оглушительный Как называются такие слова? Подумай, для чего синонимы используются в речи?

Прочитай пары слов. Объясни различия в значении слов в каждой паре. Если возникнут трудности, обратись за помощью к толковому словарю.

друг – приятель

темнота – мрак

радость – восторг

идти – плестись

быстро – стремглав

громкий — оглушительный

Как называются такие слова?

Подумай, для чего синонимы используются в речи?

Правило Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Правило

Синонимы это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

В русском языке существует словарь синонимов .

В русском языке существует словарь синонимов .

Работа по учебнику стр. 80, задание 2

Работа по учебнику

стр. 80, задание 2

Прочитай и отгадай загадку Не пускает за порог, Бьёт, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая…

Прочитай и отгадай загадку

Не пускает за порог,

Бьёт, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга –

Белая и злая…

Проверь себя Не пускает за порог, Бьёт, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая (вьюга)

Проверь себя

Не пускает за порог,

Бьёт, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга –

Белая и злая (вьюга)

Подбери синонимы к слову вьюга

Подбери синонимы к слову вьюга

Синонимы Вьюга Пурга Метель

Синонимы

Вьюга

Пурга

Метель

Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? Слова - синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна, Как много в них священного для нас!

Всегда ли синонимы могут заменять друг друга?

Слова — синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Прочитай правило Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются друг от друга тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

Прочитай правило

Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются друг от друга тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

Определи, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.  В этот миг раздался ( громкий, оглушительный ) треск.  Митя перешёл на ( громкий, оглушительный ) шёпот.  Пришлось ( идти, плестись ) на кухню и выключать чайник.  Мы с приятелями договорились ( идти, плестись ) на речку.

Определи, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

В этот миг раздался ( громкий, оглушительный ) треск.

Митя перешёл на ( громкий, оглушительный ) шёпот.

Пришлось ( идти, плестись ) на кухню и выключать чайник.

Мы с приятелями договорились ( идти, плестись ) на речку.

Проверь себя В этот миг раздался громкий, оглушительный треск.   Митя перешёл на громкий шёпот.   Пришлось идти, плестись на кухню и выключать чайник.   Мы с приятелями договорились идти на речку.

Проверь себя

В этот миг раздался громкий, оглушительный треск.

Митя перешёл на громкий шёпот.

Пришлось идти, плестись на кухню и выключать чайник.

Мы с приятелями договорились идти на речку.

Работа в группах Упражнение в подборе синонимов

Работа в группах

Упражнение в подборе синонимов

Подбери синонимы к выделенным словам. дремучий лес опытный врач известный писатель простая задача увлекательная книга опытный пилот опытный летчик труднопроходимый лес неглубокая лужа интересная книга меткий выстрел точный выстрел усталый странник неправильный ответ тяжелое сражение легкая задача знаменитый писатель усталый путник мелкая лужа спокойный малыш ошибочный ответ тяжелая битва опытный доктор спокойный ребенок

Подбери синонимы к выделенным словам.

дремучий лес

опытный врач

известный писатель

простая задача

увлекательная книга

опытный пилот

опытный летчик

труднопроходимый лес

неглубокая лужа

интересная книга

меткий выстрел

точный выстрел

усталый странник

неправильный ответ

тяжелое сражение

легкая задача

знаменитый писатель

усталый путник

мелкая лужа

спокойный малыш

ошибочный ответ

тяжелая битва

опытный доктор

спокойный ребенок

Проверь себя. опытный врач дремучий лес известный писатель простая задача увлекательная книга опытный пилот опытный летчик труднопроходимый лес неглубокая лужа интересная книга меткий выстрел точный выстрел неправильный ответ усталый странник легкая задача тяжелое сражение усталый путник знаменитый писатель спокойный малыш мелкая лужа тяжелая битва ошибочный ответ опытный доктор спокойный ребенок

Проверь себя.

опытный врач

дремучий лес

известный писатель

простая задача

увлекательная книга

опытный пилот

опытный летчик

труднопроходимый лес

неглубокая лужа

интересная книга

меткий выстрел

точный выстрел

неправильный ответ

усталый странник

легкая задача

тяжелое сражение

усталый путник

знаменитый писатель

спокойный малыш

мелкая лужа

тяжелая битва

ошибочный ответ

опытный доктор

спокойный ребенок

Составь все возможные сочетания слов Задуть, погасить Старый, древний свеча свет человек дом Вороно́й, чёрный костюм конь

Составь все возможные сочетания слов

Задуть, погасить

Старый, древний

свеча

свет

человек

дом

Вороно́й, чёрный

костюм

конь

Проверь себя Старый, древний Задуть, погасить свеча свет человек дом Вороно́й, чёрный конь костюм

Проверь себя

Старый, древний

Задуть, погасить

свеча

свет

человек

дом

Вороно́й, чёрный

конь

костюм

Вороно́й – так говорят о масти животных: чёрный.

Вороно́й – так говорят о масти животных: чёрный.

Чем определяется выбор синонимов в речи? Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например: слова глядеть , болтать , дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, балова́ться.

Чем определяется выбор синонимов в речи?

Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например: слова глядеть , болтать , дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, балова́ться.

Определи, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках красивый молвить   сказать сказывать   рассказывать пригожий

Определи, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках

красивый

молвить

сказать

сказывать

рассказывать

пригожий

Проверь себя красивый молвить   сказать сказывать   рассказывать пригожий

Проверь себя

красивый

молвить

сказать

сказывать

рассказывать

пригожий

Работа в парах

Работа в парах

Рассмотри рисунок, прочитай слова. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках? Бры Очи Чело Ланита Перст Уста

Рассмотри рисунок, прочитай слова. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

Бры

Очи

Чело

Ланита

Перст

Уста

Проверь себя Бровь Глаза Лоб Щека Палец Рот

Проверь себя

Бровь

Глаза

Лоб

Щека

Палец

Рот

Подведение итогов

Подведение итогов

Какой новый термин узнали на уроке?  Какие слова называются синонимами?  Какую роль играют синонимы в речи?  Что нам может помочь в подборе слов – синонимов?

Какой новый термин узнали на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Какую роль играют синонимы в речи?

Что нам может помочь в подборе слов – синонимов?

Домашнее задание стр. 83, задание 8

Домашнее задание

стр. 83, задание 8

ТЕМА: Слова, близкие по значению.

ЦЕЛЬ: Расширять представление учащихся о словах, близких по значению, ознакомить с термином синонимы, формировать умение находить синонимы в ряду слов, подбирать синонимы, соответствующие данной ситуации; развивать связную речь учащихся, воспитывать интерес к слову, его значению.

Предметные:

Владеть понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов

Метапредметные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации и материалом урока;

Личностные:

развивать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Фронтальный опрос.

  • Что такое значение слова?

  • Сколько значений может иметь слово? Приведите примеры многозначных слов.

  • Где можно уточнить или узнать значение слова? Как называются такие словари?

  • В каких значениях может употребляться слово? Приведите примеры.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Грамматическая сказка.

Давным-давно в древнем государстве Лексикологии жили бродячие слова. Много было у этих слов общего: они одинаково смотрели на мир и даже разговаривали на одном языке. Но все они были несчастны. Словно тени, бродили они по стране, одинокие и печальные, и никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды в стране появился добрый волшебник и решил помочь одиноким и неприкаянным словам. Он собрал их всех вместе и объединил в группы. И стали они друг друга величать названными братьями.

  1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названными братьями и побываем в их родном городе – Синонимии, а также узнаем, для чего нам нужны эти слова.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Формирование представления о синонимах.

а) Дом, здание, изба, постройка, жилище.

б) Отважный, смелый, бесстрашный, храбрый.

в) Победить, одолеть, разбить, разгромить.

г) Недалеко, близко, рядом.

  • Отличаются ли по значению слова, записанные в одном ряду?

  • Назовите общее значением для всех слов первой группы. (Строение).

  • Для слов второй группы? (Не знающий страха)

  • Для слов третьей группы? (Нанести поражение)

  • Для слов четвертой группы? (На незначительном расстоянии).

  1. Ознакомление с правилами (с.101) учебника.

  2. Работа с тетрадью.

  3. Ознакомление со словарем синонимов.

Мы можем выяснить значение слова с помощью толкового словаря. А как узнать, есть ли у слова синонимы? Для этого существуют словари синонимов. В таких словарях синонимы размещены в виде групп, рядов, а также приводятся значения всех синонимов в ряду и их отличия друг от друга.

  1. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Выполнение упражнения в тренажере с. 18 упр. №2 коллективно

  2. Физкультминутка

  3. Выборочный диктант.

Зябнет осинка, Солнце старалось пожарче гореть,

Дрожит на ветру, Чтобы озябшую землю согреть.

Стынет на солнышке, Солнце старалось поярче пылать,

Мерзнет в жару. Света побольше на землю послать.

И.Токмакова Е.Аксельрод

  1. Тренировка в подборе синонимов.

  • Чтение предложений. Запись предложений с использованием слов, наиболее точно соответствующих их содержанию

  1. Узенькая, извилистая (тропинка, дорога, трасса) вела через поле.

  2. За селом начиналась берёзовая (роща, посадка).

  3. Дети (путешествовали, шли) лесом и (искали, собирали) грибы.

  4. Семья Никитиных живёт в кирпичном (дворце, жилище, шалаша, доме).

  1. Обобщение и систематизация новых знаний.

  1. Выполнение упражнения в тренажере с. 19 №4 самостоятельно

  2. Проверка фронтальная.

  3. Объясните значение слов, данных в упражнении.

  4. Творческая работа.

  • Составьте и запишите предложения с синонимами весёлый, радостный; шелест, шорох.

  • Чем различаются значения этих синонимов?

  1. Итог урока.

Беседа:

  • Какие слова живут в городе Синонимии? Чем они интересны?

  • Для чего в нашей речи нужны синонимы?

  • Прочитайте слова-синонимы. Подумайте, чем различаются их значения. Расположите синонимы в порядке увеличения скорости движения.

Нестись, бежать, лететь, мчаться, идти, плестись, ползти.

  1. Домашнее задание. С. 54 упр. 70, правило

Конспект урока Русский язык.

Пояснительная записка. Учитель: Кузьменко Галина Фёдоровна, класс 2 «А». Система учебников «Начальная школа XXI

века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Тема: «Слова синонимы». (Урок 97 в учебнике)

Цели урока:

Обучающие: Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Логически вывести алгоритм определения слова синоним, дать понятие

«слова синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов синонимов;

2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать

мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества,

культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше

узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и

ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким)

признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия

способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного

образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Универсальные учебные действия

1.Организационны

й этап.

Мобилизация

внимания.

Самоопределение

к деятельности.

Слайд

Взаимное приветствие:

Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас

в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним улыбнёмся

и поприветствуем.

Друзья мои, я очень рада

Войдя в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте сочиним урок!?

Ребята, вы хотите узнать, чем интересным мы будем

заниматься на уроке? Попробуйте определить задания на

уроке. А подсказкой вам послужит следующий слайд.

Девиз:

Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы

мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы

будем …… работать со словами, анализировать,

сравнивать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи.

а тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие

ключ, перо, «КУНЯ»

(надпись на доске)

Сегодня мы будем

говорить о том, как

устроен наш язык

(«КУНЯ»), откроем

«Тайну языка» (ключ),

познакомимся с новым

словарными словами

(перо), (АБ) из истории

языка.

Девиз: Не страшны нам

любые испытания,

Вперёд друзья откроем новые

знания!

Личностные: самоопределение;

умение выражать положительное

отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление,

желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное

отношение друг другу.

2. Каллиграфическая

минутка

(исп. Слайд — 4

Прежде чем приступать к письму разомнем

пальчики.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали,

Покрутили, покружили

Потянули, потянули (вверх) И открыли!

(не расцепляя пальцев,

постучать ладонями)

(покрутить сцепленными

пальцами),

(расцепить пальцы,

развести руки в стороны)

Регулятивные: корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

способы их устранения.

Открыли тетради, записали:

15 февраля.

Классная работа.

У доски по карточкам работают 4 ученика.

Давайте поработаем над красотой письменной речи.

Вспомним каллиграфическое написание строчной

буквы С с.

3 слайд. Элементы букв

1. Назовите элементы.(полуовал, )

2. Письмо буквы.

3. Дайте характеристику буквы .(обозначает 2

звука[с],[с], согласный, звонкий парный)

Назовите пару.(зс)

К-1Раскрыть скобки

(В) летелел (в ) окно, (за) бежал, (за) дом.

К-2 В каком слове пишется суффикс

«ёнок», «онок» или «ик», «ек».

Волч..нок листоч..к

Ут..нок глаз..к

Индюш..нок лист..к

К3 Разбери слова по составу:

Рыбка, переход, бесполезный.

К4 Какое имя прилагательное не

подходит подходит к существительному

сон?

Крепкий, сладкий, кислый, чуткий.

3. Подведение к

теме.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности.

НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ: 1.Как называется

холодная зимняя погода, холода, стужа?

Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз) (мороз) Пишу на доске слова «мороз».

2. Совокупность предметов ( из ткани, меха,

которыми покрывают тело человека? «одежда».

3. Молодые люди, парни ( употребляется также в

обращение.) Приятели, свои люди. «ребята»

Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

Проверяем работу учеников на доске

Назовите правило, над которым работали.

(Записывают в тетрадь

слова «мороз» и

«одежда», «ребята»).

.

К-1 Правописание предлогов и

приставок.

К2 Правописание суффиксов.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками; Познавательные:

логические анализ объектов с

целью выделения признаков;

сопоставлять характеристики

объектов по одному (нескольким)

признакам; выявлять сходство и

различия объектов. Личностные:

применять правила делового

сотрудничества

К3 Разбор слова по составу

К-4 Определение части речи

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.

Слайд -8

Слайд — 910 11

Что такое текст? Что ещё знаете?

Открыли учебник на стр. 42. /Прочитайте рублику

«Давай подумаем» /

Какие возникли затруднения?

Вам понравился этот текст?

Что портит этот текст?

Сегодня мы узнаем, как называются слова,

близкие по значению и оттенки его значения.

Тема урока: СИНОНИМЫ.

Подчеркните название новой для нас темы.

Какую цель перед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ

Будем УЧИТЬСЯ

МОГУ работать

Откройте учебник на стр. 42, прочитайте материал

рубрики «Тайна языка».

Что необходимо сделать, чтобы данный текст

стал более выразительным? Как избежать подобных

повторов?

ПРАВИЛА

(Повторяющееся слово

«РЕБЯТА».)

Проблема

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

деятельность учащихся

Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Подбирать синонимы?

Употреблять их речи.

Различать схожесть и

различие…

Активно, получать

удовольствие от труда.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка

вопросов. Познавательные:

самостоятельное выделение

формулирование познавательной

цели; логические – формулирование

проблемы.

5. Построение проекта

выхода из

затруднения.

Новая тема.

Использование на экране

ЭОР «Роль синонима»

(исп. Слайд – 12 13 14)

Физминутка для глаз

(исп. Слайд – 1518)

Что необходимо сделать, чтобы данный текст

стал более выразительным? Как избежать подобных

повторов?

Давайте попробуем исправить этот текст,

используя слова для справок.

Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.

Ребята, дети, малыши, детвора

Посмотрите на экран, выделите в услышанном

материале роль синонимов.

Обратить внимание на значок «ИЗ ИСТОРИИ

ЯЗЫКА»

Синонимы.

1. Близкие по значению.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. «Называют одно и тоже поразному».

4. Значение не всегда совпадает, разлучается

оттенками и значением.

Как мы это определили?

еобходимо заменить

слово «РЕБЯТА» близкими по

значению словами

синонимами.)

(однокорен)

(Синонимы)

Читают, называют

близкие по значению

отвечают на один и тот

же вопрос;

ВЫВОД

Алгоритм

1. Прочитать текст.

2.Найти или подобрать

синонимы.

3.Применить определение

(правило).

4.Сделать вывод

Регулятивные: планирование,

прогнозирование. Познавательные:

моделирование; логические

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство. Коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Чтение алгоритм.

6. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

Исп. Слайд19

(иллюстрации к упр. 2 на

Рассмотри картинки. Назовите слова

обозначающее действие на рисунке, (используя

слова погасить потушить выключить

Регулятивное: контроль, оценка,

коррекция; корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

стр. 43 учебника)

(на стр. 44 учебника)

(исп. Слайд – 20 21

затушить.)

Вывод:

Как можно назвать эти слова?

Что объединяет слова?

Чем они различаются?

Понаблюдай за употреблением синонимов в

речи.

Приятелей много – а друга нет.

Вывод:

Близкие по значению.

Значения не всегда

совпадают,

различаются

оттенками

значения.

Свечи задувают,

Свет погасить,

Утюг выключить,

Пожар потушить

ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

близостью, схожестью

значения

РАЗЛИЧАЮТСЯ

не могут одинаково сочетаться

с другими словами, так как

называют только сходство, но

не одинаковые действия

Значения слов

синонимов не всегда

совпадают. Часто

синонимы различаются

оттенками значений

способы их устранения.

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задач; рефлексия способов и

условий действия.

Коммуникативные: управление

поведением партнера контроль,

коррекция, оценка действий

партнера.

Физминутка,

снятие утомления

с глаз и рук

Чтобы лучше нам размяться

будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед,

а потом наоборот.

Вот еще одно заданье выполняем приседанья. Не ленитесь

приседайте. 1 2 3 4 5 .

Выполняют задания,

стараясь повторить.

Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик

снова на замок. Продолжается урок

7. Введение нового

материала в

систему знаний.

Словесное обобщение по теме «Синонимы»

Распределение на группы, поручение членам

группы.

Выполнения задания…

Работа в группах,

презентация своего

проекта выхода из

затруднения.

Регулятивные: планировать решение

учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых

операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать

подготовленную информацию в

наглядном и вербальном виде;

8.

Самостоятельная

работа в группах с

взаимопроверкой.

(дифференцированн

ая по уровню

сложности, На

слайде 4 слова по

вариантам)

(исп. Слайд – 2229

Разделитесь на 4группы (по человек).

К 1. Имя существительное

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами,

близкие по значению словам: Темнота, отметка, дом,

школа.

Здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова «лишние»? Почему?

К2. Имя прилагательное.

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами ,

близкие по значению словам: Скорый, аккуратный,

трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный,

ленивый, медленный.

Какие слова «лишние»? Почему?

К3. Глаголы

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами,

близкие по значению словам: Сказать,

спешить, прыгать. Читать, мыть,

говорить, скакать, торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о

возникших

затруднениях.

Что слова

обозначают?

Какой частью речи

являются?

Регулятивные: контроль, коррекция,

выделение и осознание того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и

уровня усвоения; корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

способы их устранения;

Личностные: самоопределение,

идентифицировать себя с

принадлежностью к народу, стране,

государству

«Вновь у нас

физкультминутка»

4 группа Составляет синквейн по теме урока..

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, нука, нука,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

9.

Самостоятельная

работа

(индивидуально

ТЕСТ)

(исп. Слайд 30 32

Проверка усвоения нового материала.

Самостоятельная работа.

1.Найди пары синонимов. Поставь

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой _____________; косолапый — _________________;

серый_____________; сохатый — ___________________.

3.Допиши предложения:

Слова, которые имеют два или несколько значений

называются______________________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое

значение называются ______________________.

Для чего нужны синонимы? Вывод:

У кого все ответы выбраны

верно – поставьте себе “5”.

У кого четыре правильных

ответа – поставьте “4”.

Благодаря

использованию

синонимов речь

Личностные: применять правила

делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать

объект: импровизировать, изменять,

творчески переделывать.

«Кто больше подберёт слов близких по

значению?»

становится богатой,

яркой, выразительной,

без повторов.

10. рекомендации по

выполнению

домашнего задания

дифференцированног

о характера.

Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал параграфа

«Синонимы»;

2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя);

3) индивидуальное задание: написать любой

синонимическим ряд слов.

Рассматривают

упражнения, изучают

задание. в упр. 3

слова, составить и

записать предложения.

Регулятивные: контроль ,

коррекция;

Личностные: самоопределение.

11. Рефлексия

деятельности. Итог

урока.

2-3 мин.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Что такое синонимический ряд?

Был ли для вас урок полезным? Почему?

Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними

справиться?

Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат

фамилии учеников).

Рефлексия, самооценка.

Принятие оценки

учителя.

Регулятивные: анализировать

эмоциональные состояния,

полученные от успешной

(неуспешной) деятельности,

оценивать их влияние на настроение

человека; формирование контрольно

оценочной деятельности: оценивать

уровень владения тем или иным

учебным действием (отвечать на

вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

1.Синквейн.

Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее

определенное строение.

Первая строка тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной

форме).

Пример синквейна:

2.Близкие, с греческого «одноимённый»

2.Общие, различные оттенки

значений.

3.Подобрать, применить, сделать вывод.

3. Называют, отвечают, не

совпадают.

4.Речь становится богатой без повторов.

4. Научиться подбирать

синонимы.

1.Синквейн.

Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее

определенное строение.

Первая строка тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной

форме).

СИНОНИМЫ

Близкие, с греческого «одноимённый»

Научиться подбирать синонимы. Подобрать, применить, сделать вывод.

Речь становится богатой без повторов.

Общие, различные оттенки значений.

Научиться подбирать синонимы.

ТЕКСТ Речь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы помощник по хозяйству
  • Синонимы помочь родина труд
  • Синонимы поморье
  • Синонимы помогают точно
  • Синонимы помешенный