Синонимы отвечают на разные вопросы

Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Что такое

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Определение синонимов

Определение синонимов

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

  1. Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
  2. Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
  3. Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.

Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.

Примеры синонимов к слову "еда"

Примеры синонимов к слову “еда”

Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

  1. Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
  2. Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
  3. Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
  4. Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
  5. Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
  6. Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).

Три основных вида синонимов

Три основных вида синонимов

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.

Семантико-стилистические

Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

Примеры дублетов

Примеры дублетов

В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

  1. Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
  2. Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
  3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
  4. Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).

Примеры синонимов

Примеры синонимов разных частей речи:

  • существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
  • глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
  • прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
  • наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
  • деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
  • междометие «ах» – ох, ух, ахти.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Пример разбора синонимичного ряда

Пример разбора синонимичного ряда

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Значение синонимов

Значение синонимов

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.

Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Примеры антонимов

Примеры антонимов

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о синонимах. Это один из инструментов лингвистики в русском языке, который позволяет сделать нашу речь (как устную, так и письменную) более выразительной.

Синонимы

Синонимы — это яркий пример многообразия русского языка

Попробуйте в англо-русском словаре посмотреть значение того или иного английского слова. В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите не один его аналог в русском языке, а сразу несколько (иногда даже десятки).

Это говорит не столько о сложности русского языка, сколько о его богатстве. На каждое иностранное слово у нас найдется как минимум несколько русских и в большинстве случаев это будут слова-синонимы.

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение.

Каждое из них передает свои оттенки и благодаря их наличию можно употреблять в разных случаях более подходящие слова, чтобы избежать тавтологии (что это?). Словарь синонимов — это настольная книга любого писателя, публициста, журналиста, да и обычного школьника.

Термин этот, естественно, пришел к нам из Древней Греции, как и многие другие в русском языке. Дословно он переводится как «одноименность».

Примеры синонимов

Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, определения определениями и так далее.

Рассмотрим на примерах:

  1. Путник (существительное) – странник, путешественник, паломник, пилигрим;
  2. Бежать (глагол) – торопиться, нестись, мчаться, спешить;
  3. Грустный (прилагательное) – печальный, понурый, мрачный, унылый;
  4. Рисуя (это деепричастие) – малюя, изображая, очерчивая, описывая;
  5. Медленно (наречие) – не спеша, долго, не торопясь, не скоро, еле-еле.

Причиной появления в языке множества синонимов называют видоизменение (устаревание) некоторых слов, а также наличие в русском языке множества диалектов (что такое диалектизмы), которые тоже вносят свое разнообразие.

Слова-синонимы с одинаковым лексическим значением образуют так называемые ряды (или их еще называют гнезда). Некоторые слова могут включаться в различные ряды. Все их можно найти в современных словарях синонимов (первый из них, кстати, был опубликован ровно 200 лет назад).

Сейчас, наверное, удобнее использовать онлайн-словари, но рекомендовать какой-то из них я затрудняюсь, ибо не было случая их полноценно протестировать. Можете просто ввести этот запрос в Яндексе или Гугле, чтобы получить список наиболее авторитетных из них

Виды синонимов (на примерах)

Знаменитый лингвист Дитмар Розенталь, по учебникам русского языка которого учились все советские дети, делил синонимы на три большие группы:

Педагог Дитмар Розенталь

  1. полные или абсолютные;
  2. семантические;
  3. экспрессивно-стилистические или стилевые.

Полные синонимы

Абсолютными синонимами он называл слова, значение которых полностью совпадают. А значит, при их перестановке смысл всего текста не меняется.

битва – сражение, огромный – громадный, кидать – бросать

Также подобными синонимами можно легко заменять научные термины, и они становятся более понятными:

Семантические синонимы

В данном случае речь идет уже о словах, которые не просто заменяют друг друга, но и придают речи большую глубину, делают ее богаче, насыщают ее нюансами.

красный – алый — пунцовый

В данном случае «красный» — это просто цвет, алый уже более светлый его оттенок, а пунцовый – наоборот, более темный.

ломать – громить – разрушать — крушить

Весь этот ряд синонимов означает, в принципе, одно и то же действие. Вот только интенсивность его различается (или, если проводить аналогию с цветом, можно сказать, что меняются оттенки). Так, «ломают» игрушки, «разрушают» здания, а «крушат» врагов.

Два мальчика

Примеры стилевых синонимов

Такие синонимы мы чаще всего употребляем в разговорной речи, когда литературные слова заменяются на жаргонные.

выговор – нагоняй, взбучка, головомойка
ходить – бродить, мотаться, шляться, слоняться
жадный – жмот, скупердяй, скряга, жадина
родители – предки, родаки, старики

Но речь, конечно, не только о жаргоне. К стилевым синонимам относятся все похожие слова, но которые принадлежат к разным стилям речи. Например, если сравнивать общеупотребляемые термины и официальные, то можно вспомнить:

Контекстные и фразеологические синонимы

Есть еще два вида, которые не были рассмотрены выше. Они довольно специфичные, но при этом и очень интересные.

Контекстные синонимы

Этим термином называются слова, которые не являются изначально синонимами, но могут в них превратиться в контексте конкретного предложения. Чтобы проще было объяснить, приведет пример:

«Ваня играл с Шариком во дворе. Он кидал мячик, а пес приносил его обратно мальчику».

В данном случае есть несколько наборов синонимов. Так, по отдельности слова «Ваня», «Он» и «мальчик» не имеют ничего общего друг с другом. Но в данном тексте они взаимозаменяемы, а потому их можно считать синонимами.

То же самое и с парами слов «Шарик — пес» и «мячик – его». И таким образом, можно сделать простой вывод – для чего нужны контекстные синонимы. Они помогают избавиться от тавтологии, делая любой текст более грамотным.

Контекстные синонимы

Фразеологические синонимы

Это отдельный вид синонимов, в котором одно слово заменяется сразу целой фразой (отсюда и название). Также и целая фраза будет являться синонимом для другой фразы. Причем это достаточно устойчивые выражения, которые мы используем постоянно.

Например, рассмотрим слово «МНОГО» и его фразеологические синонимы:

  1. хоть отбавляй;
  2. куры не клюют;
  3. полон рот;
  4. хоть пруд пруди;
  5. тьма-тьмущая.

Конечно, каждая из этих фраз применяется под конкретный подтекст. Так, «полон рот» обычно говорят о заботах, а «куры не клюют» — о деньгах.

Вот еще немного примеров:

Синонимами можно заменить и словосочетания. Например, фраза «БЕЖАТЬ БЫСТРО»:

  1. со всех ног;
  2. сломя голову;
  3. высунув язык;
  4. в мгновенье ока.

Слова синонимы

Более того, подобные фразы могут заменять не только отдельные слова, но и друг друга:

  1. спрятать концы в воду – замести следы;
  2. бить баклуши – сидеть сложа руки;
  3. мало каши ел – кожа да кости;
  4. овчинка выделки не стоит – игра не стоит свеч;
  5. водить за нос – втирать очки;
  6. молчит как партизан – воды в рот набрал;
  7. молоть чепуху – нести ахинею;
  8. тянуть канитель – черепашьим шагом.

Любые фразеологические синонимы служат для того, чтобы украсить речь или текст, сделать их более яркими и эмоциональными.

Примеры использование синонимов в речи и письме

Вспомним еще раз знаменитого Дитмара Розенталя. Он описывал это следующим образом:

«Синонимы выполняют в русском языке важнейшую функцию – выразительности речи. Благодаря им появляются неограниченные возможности более точного употребления слов. Работая над текстами, подбору синонимов нужно уделять особое внимание, чтобы избегать тавтологии. И употреблять то единственное слово, которое лучше подходит под конкретный момент».

На самом деле современные лингвисты выделяют несколько функций синонимов.

Функция уточнения. Синонимы служат, чтобы более точно описать понятия.

Это был простой человек – обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления. Синонимы употребляются вместе, но один из них усиливает другой.

Я верю в добро. И даже верую в него.

Функция противопоставления. Также синонимы используются вместе, но один одновременно и опровергает предыдущий, и уточняет его.

Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения. Это те самые контекстные синонимы, которые позволяют избежать тавтологии.

Мама подарила дочке шкатулку. Этот ларчик был такого же цвета, как и глаза девочки.

Функция усиления. Синонимы как бы «нанизываются» один на другой, усиливая первоначальное слово.

В бою солдаты были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.

Слова близкие по значению

В конце хочется отметить, что даже у синонимов бывают исключения. То есть не всегда похожие слова можно заменять друг на друга.

Для примера возьмем пару «жадный – скупой»:

  1. Он помогал бедным, а потому не считался жадным (здесь можно заменить на «скупой»).
  2. Он жадный, все время хочет захватить побольше (здесь «скупой» неприменимо).

Так что синонимами при всем их многообразии еще надо уметь пользоваться.

Синонимы Онлайн

Большой онлайн-словарь синонимов русского языка, база которого состоит более чем из 400 тыс.слов.

Словарь синонимов снабжен многофункциональным поисковиком, который позволяет осуществлять поиск по запросу, алфавиту, первому слогу и словам составного выражения.

Синонимы

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Результаты поиска подходящих слов отображаются в виде списка, в котором пользователь может проголосовать за тот или иной синоним. А также добавить собственный вариант.

Слова

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Для удобства внизу списка синонимическая выдача представлена в форме строкового перечисления.

Полученным перечнем слов можно поделиться в социальных сетях, распечатать или скачать в формате Word-документа.

Перечень слов

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Кроме этого сервис предоставляет большую коллекцию профессиональных словарей, которые можно скачать на свое устройство.

Словари

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Перечисленные выше характеристики ресурса говорят о том, что «Синонимы Онлайн» — это профессиональный инструмент для всех, кто работает с текстом, и который следует добавить в закладки своего браузера.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да в любом языке куча синонимов, я как начал читать английскую литературу в оригинале, так сразу почувствовал, что их не меньше чем в русском.

источники:

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Андрей *****

Андрей *****

Всё зависит от слова, к которому относится синоним. Например, если исходное слово *родник * , то его синоним *ключ* отвечает на вопрос * что? *. А если исходное слово *мудрый* , то его синоним *умный* отвечает на вопрос *какой? *. Если же исходное слово * балду гоняет*, то синоним *бездельничает* отвечает на вопрос * Что делает? *.

Скачать материал

без ожидания

14 марта.
Классная работа.

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 847 человек из 79 регионов

  • Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов

  • Сейчас обучается 230 человек из 59 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 14 марта.
Классная работа.

    1 слайд

    14 марта.
    Классная работа.

  • Девиз:Не страшны нам  любые испытания,...

    2 слайд

    Девиз:
    Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!

  • Слова, слушать, слышать, синоним.

    4 слайд

    Слова, слушать, слышать, синоним.

  • ОМ . РОЗ

  • О. ДЕЖДА

  • Р . БЯТАЕ

  • КАК   РАБОТАТЬ   В   ГРУППЕ
Слушайте каждого члена группы внимательно, не пер...

    8 слайд

    КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
    Говорите коротко, ясно.
    Поддерживайте друг друга.
    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте свою точку зрения.
    Выступать от имени группы почетно.

  • Задания на листочках: 1.Прочитайте  и сравните тексты.
2.Что заметили? Какой...

    9 слайд

    Задания на листочках:

    1.Прочитайте и сравните тексты.
    2.Что заметили? Какой текст интереснее? Почему? 
    3.Проанализируйте слова.
    4.Выпишите только те слова , которыми тексты различаются..

  • План отчёта:1.Какой текст интереснее? Почему? 
2.Какие слова выписали? На как...

    10 слайд

    План отчёта:
    1.Какой текст интереснее? Почему? 
    2.Какие слова выписали? На какой вопрос отвечают выписанные слова?

  • 1 группа1.Строители возвели дом. Дом расположен на центральной улице города....

    11 слайд

    1 группа
    1.Строители возвели дом. Дом расположен на центральной улице города.

    2.Строители возвели дом. Здание расположено на центральной улице города.
    .

  • ЧТО?Дом, здание.

    12 слайд

    ЧТО?
    Дом, здание.

  • 2 группа1.Врагов у зайчихи – хоть отбавляй. Страх она испытывает при любом шу...

    13 слайд

    2 группа
    1.Врагов у зайчихи – хоть отбавляй. Страх она испытывает при любом шуме и страх за своё потомство.

    2.Врагов у зайчихи– хоть отбавляй. Страх она испытывает при любом шуме и боязнь за своё потомство.

  • ЧТО?Страх, боязнь.

    14 слайд

    ЧТО?
    Страх, боязнь.

  • 3 группа1.В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в с...

    15 слайд

    3 группа
    1.В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку.

    2.В цирке выступал волшебник. Сначала чародей превратил кролика в собаку.

  • КТО?Волшебник,
чародей.

    16 слайд

    КТО?
    Волшебник,
    чародей.

  • 4 группа1.Учитель провёл беседу о культуре поведения. Беседа была долгой. 

2...

    17 слайд

    4 группа
    1.Учитель провёл беседу о культуре поведения. Беседа была долгой.

    2.Учитель провёл беседу о культуре поведения. Разговор был долгим.

  • ЧТО?Беседа, разговор.

    18 слайд

    ЧТО?
    Беседа, разговор.

  • 5 группа1.Лентяй Саша ещё долго валялся на диване. Лентяй должен был помочь м...

    19 слайд

    5 группа
    1.Лентяй Саша ещё долго валялся на диване. Лентяй должен был помочь маме по дому.

    2.Лентяй Саша ещё долго валялся на диване. Бездельник должен был помочь маме по дому.

  • КТО?Лентяй, бездельник.

  • 1 группа :  Дом, здание.
2 группа: Страх, боязнь.3 группа: Волшебник, чароде...

    21 слайд

    1 группа : Дом, здание.
    2 группа: Страх, боязнь.
    3 группа: Волшебник, чародей.
    4 группа: Беседа, разговор.
    5 группа: Лентяй, бездельник.

  • Тема урока:Cлова- синонимы.

    22 слайд

    Тема урока:
    Cлова- синонимы.

  • Задачи урокаУзнать, что такое ………… Уметь находить  ………  Использовать Уметь на...

    23 слайд

    Задачи урока
    Узнать, что такое …………
    Уметь находить ………
    Использовать
    Уметь находить синонимы среди других слов.
    Выяснить роль…
    Узнать, что такое синонимы?
    Использовать в речи слова-синонимы.
    Выяснить роль синонимов в предложении.

  • Цели:Я хочу узнать, что……..
Я хочу научится находить…..
Я хочу узнать роль…
М...

    24 слайд

    Цели:
    Я хочу узнать, что……..
    Я хочу научится находить…..
    Я хочу узнать роль…
    Мы будем учится……..

  • Подумай!     С самого утра во дворе слышны весёлые крики    ребят.         Ре...

    27 слайд

    Подумай!
    С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
    Дети
    малышей.
    детворе

  • Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются с...

    28 слайд

    Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.
    Например: дети – ребята – детвора – малыши

  • ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.помогают передать
 мысль...

    29 слайд

    ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?
    ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.
    помогают передать
    мысль и чувство
    более точно
    помогают сделать
    нашу речь
    красивой
    помогают
    расширить
    словарный
    состав языка

  • Работа со словарем

    31 слайд

    Работа со словарем

  • Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.

Ребята, дети, малыши, детвора.

    32 слайд

    Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.

    Ребята, дети, малыши, детвора.

  • Вывод :Родственные слова и синонимы 
не одно и то же.

    33 слайд

    Вывод :
    Родственные слова и синонимы
    не одно и то же.

  • Отдых, труд, дело, работа.
Победить,одолеть, драка, разгромить, разбить.
Жарк...

    34 слайд

    Отдых, труд, дело, работа.
    Победить,одолеть, драка, разгромить, разбить.
    Жаркий,горячий, целый, жгучий, знойный.

    ЧТО?
    Что сделать?
    Какой?

  • Найди синонимы.Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.Приятелей много...

    35 слайд

    Найди синонимы.
    Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.
    Приятелей много – а друга нет.

  • Вывод :Слова-синонимы различаются 
оттенками значений.

    36 слайд

    Вывод :
    Слова-синонимы различаются
    оттенками значений.

  • Задуть, потушить, погасить, выключить

    37 слайд

    Задуть, потушить, погасить, выключить

  • Потушить пожар.

  • Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.Баской -
Моряна -
Сиверко-
Водейка-
Ул...

    43 слайд

    Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
    Баской —
    Моряна —
    Сиверко-
    Водейка-
    Ульнуть-

    красивый.
    ветер.
    ветер.
    ведро, сосуд.
    сбежать.

  • Задачи урокаУметь находить синонимы среди других слов.Узнать, что такое синон...

    44 слайд

    Задачи урока
    Уметь находить синонимы среди других слов.
    Узнать, что такое синонимы?
    Использовать в речи слова-синонимы.
    Выяснить роль синонимов в предложении.

  • Тест1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …
а) омонимыб...

    45 слайд

    Тест
    1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …
    а) омонимы
    б) синонимы
    в) омографы

    2. Синонимы близки …
    а) по написанию
    б) по звучанию
    в) по смыслу, значению

  • 3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопросб) на разные вопросыв) все...

    46 слайд

    3. Синонимы отвечают …
    а) на один и тот же вопрос
    б) на разные вопросы
    в) всегда на вопрос «кто?»

    4. Найди группу синонимов:
    а) мама, папа, сестра
    б) бросить, кинуть, швырнуть
    в) веселый, грустный

  • 5. Подберите ещё один синоним к группе: храбрый , смелый, отважный,
а) спокой...

    47 слайд

    5. Подберите ещё один синоним к группе: храбрый , смелый, отважный,
    а) спокойный
    б) шумный
    в) бесстрашный

  • Сегодня на уроке Я узнал ,что такое….
Я  научился находить…
Мы  научились с...

    48 слайд

    Сегодня на уроке
    Я узнал ,что такое….
    Я научился находить…
    Мы научились сравнивать….
    Мы научились употреблять в речи…….

  • Домашнее задание1.Выучить правило  стр.43.

2.По выбору: 
учебник стр.45 у.3...

    49 слайд

    Домашнее задание
    1.Выучить правило стр.43.

    2.По выбору:
    учебник стр.45 у.3 или у.4.

  • Молодцы!
     Спасибо за урок.

    50 слайд

    Молодцы!
    Спасибо за урок.

  • http://whttp://www.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.htmlww.audiobooks.ua/t...

    51 слайд

    http://whttp://www.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.htmlww.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.html — толковый словарь

    http://www.bookin.org.ru/book/230750
    http://www.bookin.org.ru/book/230750
    http://www.bookin.org.ru/book/2307 — орфографический словарь
    http://www.booksiti.net.ru/books/6811975 — словообразовательный словарь
    http://pedsovet.su/load/321-3-2 — Шаблоны для презентации
    Электронные физминутки для глаз автор Галкина Инна Анатольевна,

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 098 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.04.2017
  • 1000
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 23.04.2017
  • 3171
  • 34
  • 23.04.2017
  • 1400
  • 0
  • 23.04.2017
  • 518
  • 0
  • 23.04.2017
  • 802
  • 0
  • 23.04.2017
  • 3987
  • 20
  • 23.04.2017
  • 1851
  • 9

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Тема: Сочетание синонимов с другими словами.

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цели деятельности педагога:

  • создать условия для наблюдения за значением синонимов;
  • способствовать развитию умения использовать синонимы в речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

— определять роль синонимов в речи;

— находить слова-синонимы в тексте;

— определять группу синонимов опираясь на правило: это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос;

-правильно употреблять синонимы  в речи.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Познавательные: -уметь анализировать объекты;

-выделять общие признаки;

-формулировать понятие;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия);

-обобщать;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование: учебники «Русский язык», карточки для самостоятельной и парной работы, модели цветов, стикеры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный настрой

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!          

Проверяют готовность к уроку.

Слушают и анализируют прослушанное, определяют свою позицию на уроке

Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Каллиграфическая минутка

2.Словарная работа.

— Откройте тетради,  запишите число и классная работа.

—  Я предлагаю начать урок с минутки чистописания.

— Прочтите слоги, которые даны для показа.

— Запишите их.

— Сегодня на уроке я предлагаю оценивать нашу работу при помощи…?

И первое, что вы должны оценить, это аккуратность и правильность написания слогов, сравнивая с показом учителя.

Словарная работа по картинкам на слайде.

1.Комната в школе, в которой проходят учебные занятия ( класс)

2.Одиннадцатый месяц календарного года ( ноябрь)

3.Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при резком охлаждении ( иней)

4.Белая питательная жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу. ( молоко)

5.Замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара с добавлением вкусовых и ароматических веществ ( мороженое)

6.Название первого месяца календарного года. ( январь)

— А теперь предлагаю проверить и оценить правильность выполнения задания.

— Однажды я услышала такое высказывание ученика: У меня богатая мечта.

— Нравится ли вам, как сочетаются слова в предложении?

— Какое близкое по значению слово вы бы поставили вместо слова «мечта»

— Что мы можем сказать о словах мечта и фантазия?

— Докажите.

— Почему же нам не подошло слово мечта?

— Итак, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Какими будут задачи нашего урока? Продолжите мою фразу: «Сегодня на уроке я буду учиться …»

— С задачами урока мы определились. Что мы должны сделать теперь?

— Составление планы работы на уроке:

изучение нового, применение знаний, проверка знаний, самооценка

Учащиеся записывают дату, классная работа

Учащиеся записывают показ в тетради.

Учащиеся называют приём оценивания своей работы на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу (правильность начертания слогов, соединений, аккуратность) по заданным критериям.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Самостоятельно сверяют свою работу с образцом (на экране), оценивают свою работу

— Мечта не может быть богатой.

— Эти слова вместе не должны употребляться

— Фантазия

— Это синонимы.

— Эти слова близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.

— Не сочетаются в предложении с другим словом.

Формулировка темы. Ставят личностно значимые цели на урок.

— Составить план работы

Составляют план работы по теме урока.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Этап реализации построенного проекта

1.Наблюдение  над языковым материалом. Выяснение роли синонимов в речи.

Этап закрепления знаний и способов действия

1.Упражнение в выделении лишнего слова из ряда синонимов.

2.Упражнение в выборе правильных синонимов.

3.Тест по теме «Синонимы»

Этап рефлексии деятельности на уроке.

— Я предлагаю поработать с загадками ( на слайде).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

— Что будет отгадкой к первой загадке.

— Найдите в тексте загадки слова – синонимы.

— Докажите.

— Что является отгадкой ко второй загадке?

Вот по небу мчится конь,

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

— Найдите в тексте загадки слова – синонимы.

— Докажите.

— Как вы думаете, какую роль в нашей речи играют синонимы?

— Как нам узнать, правы ли мы?

— Учебник стр. 47

— Мы узнали, какую роль в нашей речи выполняют синонимы, что мы должны сделать теперь?

Физминутка

Вверх рука

И вниз рука

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки

нам сегодня не до скуки

Выполняем приседанье

Это трудное заданье

Тренируем мышцы ног

сколько раз присел дружок.

Головой вращаем плавно

Смотрим влево. Смотрим вправо.

Рассмотрели потолок

И за парты все вернулись

Продолжается урок

Отдохнули и переходим к следующему этапу нашего урока.

На столах лежат карточки, изучите задание.

КАРТОЧКА 1

Найди и выдели лишнее слово среди синонимов.

1) Сила, мощный, могучий.

2) Интересный, увлекательный, молодой, захватывающий.

— Это задание вы будете выполнять в парах.

— Проверьте работу и оцените.

— Продолжаем работу по теме нашего урока.

— Учебник: стр. 48 упр. 2. Изучите задание.

— Я предлагаю поработать в группах.

Выполняют задание в группе.

— Ребята, так зачем нам нужно изучать тему «Сочетание синонимов с другими словами»?

— Хотели бы вы проверить, как вы усвоили тему урока?

— Тогда я предлагаю вам перейти к следующему этапу урока и проверить свои знания при помощи теста.

— Возьмите тест и изучите задание.

ТЕСТ

Укажи верные высказывания:

  1. Синонимы –это слова близкие по значению.
  2. Синонимы  отвечают на разные вопросы.
  3. В переводе с греческого «синоним» означает «одноимённый».
  4. Синонимы помогают разнообразить нашу речь.
  5. Слова «друг- подруга» -синонимы.

-Проверьте и оцените вашу работу.

— Ребята, какой была тема нашего урока?

— Дома я предлагаю вам продолжите работу над темой  и на выбор выполнить упражнение 3 стр. 48 или упр. 4 стр. 49. Откройте учебники  и изучите задания.

— Ваши вопросы по выполнению работы?

— Все ли этапы урока мы выполнили?

Выполнение самооценки.

— Я благодарю Вас за активную работу на уроке.

— Дождь

— Пути – дороги

 — Молния .

— Мчится — бежит

— Делают её разнообразнее.

— Посмотреть в учебнике

— Научить применять новые знания.

Выполняют работу у доски, объясняют выбор синонимов.

Выполняют работу в парах.

Сверяют свою работу с образцом на экране.

Анализируют и оценивают свою работу

— Читают задание, анализируют его.

Выполняют работу в группах.

— Наша речь становится разнообразнее, красивее.

Выполняют задания теста.

Сверяют свою работу с образцом на экране.

Анализируют и оценивают свою работу

Изучают домашнее задание

— Нет самооценки.

Высказывают своё мнение, анализируют свою работу на уроке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы ответственный добросовестный
  • Синонимы ответственность за результат
  • Синонимы отважный человек
  • Синонимы от имени владислав
  • Синонимы остался без изменений