Синонимы определение для 2 класса

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 33»

 г. Тайга

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «В» классе

на тему

«Что такое синонимы?»

Подготовила: учитель начальных классов

 Небогатова К.А.

2019 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: знакомство с  синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)

13. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Конспект урока
русского языка во 2-м классе по теме «Синонимы»

Методы обучения:
проблемный, иллюстративно-словесный.

Форма работы
—  фронтальная.

Целевые установки
урока

Предметные:

·                  
Углубить знания о словах, близких по
значению;

·                  
Знать значение термина синонимы;

·                  
Понимать возможности различных синонимов (
по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной
окрашенности);

·                  
Уметь подбирать синонимы в зависимости от
ситуации общения;

Метапредметные:

·                  
Использовать
синонимы в речи для более точного и образного выражения  мысли;

·                  
Уметь
сравнивать слова по  значению и звучанию;

·                  
Развивать
речь при составлении предложений со словами-синонимами.

Личностные:

·                  
Понимать
значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;

·                  
Понимать
нежелательность повтора слов в речи;

·                  
Стремиться
пополнять свой словарный запас словами-синонимами.

Ход
урока:

1. Оргмомент.

         Раз, два,
три, четыре, пять-

         Прозвенел
звонок опять.

         Перемена
пролетела,

         Снова нам
пора за дело!

         Начинаем
мы урок,

         Где
получим знанья впрок.

2. Словарная
работа

         Упражнение
из электронного приложения

Воробей,
город, комната, понедельник, хорошо.

3. Актуализация
знаний.

4. Самоопределение
к деятельности.

Создание
проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.

Почему
поругались пёс и кот

Кот сказал
псу: «какой же ты токовый пёс!» Пёс стал спорить:»Нет, я не толковый, я умный!»
Кот говорит : «Как ты, пёс любезно разговариваешь!» А пёс знай себе не
соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора.
Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пёс и кот, вам не из-за чего ругаться,
потому что…»

         —Что
сказала сорока? (Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса
действительно не было причин, потому что слова:  умный –толковый, любезно –
вежливо очень близки по значению.

         — О каких
словах будем говорить сегодня на уроке? (Словах близких по значению).

         —
Определите тему урока? (Слова близкие по значению).

         — Какую
цель поставим на уроке? (Узнать как называются такие слова, научиться находить их
в словаре синонимов и использовать их в тексте).

         — Как
называются слова, которые сходны по своему значению, но разные по написанию?
(Синонимы)

        
Что мы знаем о синонимах?

         — Что
хотели бы узнать?

         — Почему
так называются? (Синоним, от греческого — одноимённый, т.е. одно имя) Вот это
нам предстоит узнать.

         — Какие
есть  особенности синонимов? (Слова отвечают на один и тот же вопрос)

         — Для
чего нужны слова-синонимы? (
Слова-синонимы делают нашу речь богаче,
помогают выразить мысль, избежать  повторений одного и того же слова
).

         5. Открытие
нового знания

         Внимательно
посмотрим на экран и послушаем, какие же сведения о таких слова
х сообщит
профессор Самоваров:

          Слова, близкие по
значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Например:
солдат-воин.  Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос:

Кто? — солдат,
воин;

Какой? – смелый,
храбрый;

Какой – отважный,
мужественный.

         Слова-синонимы
делают нашу речь богаче, помогают выразить мысль, избежать  повторений одного и
того же слова.

         Перед
вами лежат карточки с текстом. Прочитайте его. (читают)

Во дворе
слышны весёлые крики ребят.
Ребята строят
ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет ребятам
на горке.

Интересно ли было
его читать? Почему?(повторяется слово ребята). Как можно исправить текст, чтобы
он стал интересным и выразительным? (Заменить повторы словами-синонимами) Какие
слова можем подобрать? Чем надо воспользоваться при затруднении? (словарём 
синонимов)

          —
Замените в предложениях слово ребята, словами -синонимами, впишите эти
слова, чтобы получился интересный  и выразительный текст)

         — Воспользуемся
словарём: ребята- дети, малыши, ребятня, школьники, детвора, ребятня.

Во дворе
слышны весёлые крики
_________.     ____________
строят ледяную горку. _____________сделали
холмик и залили его водой. Весело будет
_______ на горке.

(Проверка
текстов).  На какой вопрос отвечают слова-синонимы? Сделаем вывод: должны
отвечать на один и тот же вопрос.

6.
Физкультминутка.

( Повторяй за
мной)

7. Основной
этап урока.

·       
Первичное
закрепление. Какое настроение вызвала у вас физкультминутка?

( Радостное,
весёлое, бодрое). Найдём в словаре синонимы к слову радостный: ликующий, торжествующий…
Запишем несколько слов на доске. Радостный, весёлый, бодрый, ликующий.

Составим схему
слова радостный.

·       
Повышение
уровня  формируемых знаний. Учебник № 36 – выполняется устно.

Прочитайте слова,
которые подобрали Аня и Ваня. Сравните звучание и значение слов. Близки ли эти
слова по значению?

Комната-
горница – светлица – каморка.

Звать –
кричать – кликать – призывать.

         — Какие из
этих слов мы используем в обычной речи, а какие можно встретить только в стихах,
сказках, пословицах?

·       
Выполнение
упражнения 124 из Рабочей тетради № 2.( выполнение упражнения сопровождается 
видео на экране)

·       
Подбери
к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством звуков. Запиши
их.

Лес
-_________________ ,

стужа
—     ______________,

зной —
______________,

базар
-__________________.

Слова для выбора:
рынок, бор, мороз, жара.

( проверка по
слайду)

·       
Задания
на карточке:

Установите
соответствие между словами. Соедините пары -синонимы (Выполняется на экране с
использованием электронного приложения)

ребята                 волшебный

бежать              путь

азбука                
печалиться

чудесный          
метель

дорога               
мчаться

грустить             
дети

         вьюга                  
алфавит
     ( проверка
по слайду)

8.
Рефлексия.

— Что нового вы
узнали сегодня на уроке?

— С чем
познакомились?

— Какие
особенности синонимов узнали?

— Для чего нужны
слова-синонимы?

— Какую цель
ставили на уроке?

— Достигли мы
цели?

— Оцените себя. А
свои карточки подпишите и сдайте мне.

9.
Домашнее задание.

         стр.27
правило, р.т. упр. 125

Ф.И.________________________________________________________________

     1.Замените в предложениях слово ребята,
словами — синонимами, впишите эти слова, чтобы получился интересный  и
выразительный текст

         Во дворе слышны
весёлые крики ребят.
Ребята
строят ледяную горку. Ребята  сделали холмик и залили его водой. Весело будет
ребятам на горке.

         Во дворе слышны
весёлые крики _________________. ______________ строят ледяную горку.  
__________________
сделали холмик и залили его водой. Весело
будет______________________ на горке.

2. Установите
соответствие между словами. Соедините пары — синонимы

ребята
                          волшебный

бежать                        путь

азбука                
           печалиться

чудесный         
              метель                                       

дорога               
            мчаться

грустить            
           дети

         вьюга                 
             алфавит
  

3.Оцените
себя

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Слова близкие по смыслу.

  1.Почему так называются?

  2.Какие есть  особенности синонимов?

  3.Для чего нужны слова-синонимы?                        

Определение слова «синоним» в русском языке

Синонимами называют слова, имеющие одинаковое значение, принадлежащие к одной части речи, но разные по написанию и звучанию. Слово «синоним», определение которого пришло к нам из греческого языка, означает два обращения — «σύν» (вместе, плюс, сложить, скрепить) и «ὄνομα» (имя, слово, понятие). При соединении их получается фраза — «совместимые понятия», то есть одинаковые. Рассмотрим подробнее использование таких тождеств.

Появление синонимов

Синонимы появляются в нашем лексиконе по разным причинам:

  1. Из-за того, что человек стремится описать предмет или явление, придав им новые, более яркие и эмоциональные черты (жестокий — лютый).
  2. Пытаясь употребить в беседе модные заимствованные обороты, близкие к русским по смыслу (проводник — гид; зародыш — эмбрион; введение — преамбула).
  3. Приукрашивая свою речь, ведь одно и то же слово в разных ситуациях может звучать очень по-разному (глаза — очи).

Урок русского языка - синонимы

Обогащение русского языка новыми терминами происходит непрерывно и разными путями. Одним из них считается скрещение говоров национального языка. Ведь каждая народность нашей многонациональной страны имеет особенности диалекта. Каждый говор располагает отдельным запасом слов, обозначающих те или иные явления. Особенно дублирование значений захватывает разговорную речь, связанную с обиходом.

Перекрестно происходит проникновение слов из устной речи в письменную и наоборот, что создает многочисленные стилистические изменения слов, обозначающих одно и то же: враг — ворог, злато — золото.

Приведенные тождества еще называют славянизмами.

Книги и словари

Значение

Лексический запас терминов в разговорной речи каждого человека очень разный. Это зависит от возраста, образования, сферы общения, культурных традиций и многих других социальных факторов. Но все мы, независимо от окружающих условий, любим хорошую литературу и с удовольствием пересматриваем фильмы и передачи, относящиеся к золотому фонду советского и русского кино.

Мы порой не можем оторваться от понравившейся книги, а иногда нам неинтересно общаться с собеседником и мы спешим от него скорее ретироваться. А ведь именно элементы речи, к коим мы прибегаем при общении, а к ним относится и применение синонимов, позволяют нам быть хорошим и интересным беседчиком. Слова очень влияют на красочность речи, повышают выразительность, помогают избежать речевого однообразия.

Примеры синонимов в русском языке

Синонимы используют для:

  1. Более точного выражения мыслей.
  2. Придания эмоциональной окраски словам.
  3. Избегания повторений (тавтологии).
  4. Связи смежных предложений.

Примеры синонимов в русском языке, относящихся к одной и той же части речи:

  1. Враг (сущ.) — противник, недруг, неприятель, ворог.
  2. Радостный (прил.) — веселый, ликующий, праздничный, счастливый, радужный.
  3. Идти (гл.) — брести, шагать, двигаться, шествовать.

Использование тождеств в предложениях:

  1. «Свой хлеб всегда слаще чужого каравая» — синонимы «хлеб» и «каравай».
  2. «Приятелей у меня много, а друзей нет» — синонимы «приятели» и «друзья».

Установить, к примеру, что слова «друг» и «приятель» синонимы, несложно. Гораздо сложнее, когда требуется определить принадлежность этих слов к тому или иному виду тождеств. Об этом мы расскажем ниже.

Бегемот и гиппопотам

Классификация

Тождественные слова по своей принадлежности дифференцируются на многочисленные виды. Употребляемые в русском языке, они могут быть разнообразны по своему значению. Рассмотрим их разновидности и примеры употребления в разговорной и литературной речи.

Синонимы бывают:

1. Абсолютные (дублеты) — одинаковые по употреблению, но различные по сочетаемости: бегемот — гиппопотам, лингвистика — языковедение. Слов-дублетов в русском языке немного.

2. Лексические — различающиеся лишь некоторыми незначительными оттенками: «Смеяться, право, не грешно» (смеяться, хохотать, хихикать, веселиться).

3. Стилистические — употребляющиеся в разных стилях, имеющие экспрессивно-эмоциональную окрашенность.

Пример 1.

Лицо — лик — рожа.

Лицо — нейтральное употребление слова.

Лик — книжное употребление возвышенного отношения к герою.

Рожа — разговорное применение в просторечных вариантах.

Пример 2.

«Растратить отцовское наследство» или «Растранжирить отцовское наследство».

Растратить — общепринятое выражение.

Растранжирить — с приданием эмоционального окраса.

Пример 3.

«Они понесли заслуженное наказание» или «Они понесли заслуженное возмездие».

Стилистический вид синонимов ещё включает в себя семантико—стилистические фразеологизмы, передающие особую силу признака: тайный — потаенный, безупречный — безукоризненный; будущий — грядущий; жаркий — палящий.

4.Синтаксические (или грамматические) — это параллельные конструкции, имеющие разные построения, но совпадающие по значению.

«Дерево, растущее у дороги» или «Дерево, которое растёт у дороги».

5. Контекстные — это слова, сближающиеся по значению в условиях одного определённого контекста.

«Платон был человеком беззаботным — скорее всего, не любящим никого» (беззаботный — не любящий никого).

6. Однокоренныеслова одинакового значения, но употребляющиеся в разных стилях: борьба — борение, вар — варево.

Синоним виды - синтаксические

Другие виды

Нередко можно столкнуться с окказиональным применением синонимов, когда слова, кажется, не могут являться тождественными в принципе, но с легкой руки автора становятся таковыми.

«Стукнуть на стол самовар» или «Поставить на стол самовар» (стукнуть — поставить).

«Карты скинуть игрокам» или «Карты раздать игрокам» (скинуть — раздать).

Синонимы могут отражать разный временной период: актер — лицедей — скоморох.

А иногда подразумевают тот или иной оборот речи, и могут быть необратимы. Например, «конь» и «лошадь», конечно, синонимы. Но можно сказать «гордый конь», и совершенно с другим смыслом будет звучать — «гордая лошадь».

Слова-синонимы могут отличаться по отсутствию или наличию переносного значения. Слово «крыша» — в современном лексиконе это уже не только навес или кровля над домом, но еще связи и покровительство. А также — голова, башка, репа, чердак, кумпол и т. п.

Пример 1.

«Над крышей дома твоего» (здесь крыша — кровля).

«Нам крышу обещали ребята из братвы…» (крыша — покровительство).

«Снесло мне крышу от обиды и я ушёл в глухую ночь» (крыша — голова).

В этих предложениях видно присутствие переносного значения между словами: крыша — связи — голова.

Пример 2.

Эпиграмма К. Н. Батюшкова «Совет эпическому стихотворцу» звучит так:

«Какое хочешь имя дай своей поэме полудикой,

Петр Длинный, Петр Большой, но только Петр Великий

Здесь подразумевается отсутствие переносного значения у синонимов «Большой» и «Великий».

Современный сервис онлайн синонимайзеров, коих можно найти великое множество на страницах интернета, предоставляют потребителю не только слова-синонимы, но и целые фразы:

  1. Япония — страна восходящего солнца;
  2. Пусто — шаром покати;
  3. Далеко — у черта на куличках.

Прибегнуть к такому помощнику — это очень удобно для работы писателей или копирайтеров, поскольку немало облегчает поиск оригинальных словосочетаний, а также исключает подбор заимствований по словарю.

Видео

Все о синонимах вы узнаете из этого видео.

Из этого видео вы узнаете о стилистически нейтральных синонимах.

Что такое омонимы, синонимы и антонимы? Ответ вы найдете в этом видео.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Что такое синонимы? Определение и примеры

Синонимы — это сло­ва одной части речи, раз­лич­ные по напи­са­нию и зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по значению.

Узнаем, что такое сино­ни­мы в рус­ском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь поль­зо­вать­ся лек­си­че­ским богат­ством рус­ско­го язы­ка, хоро­шо вла­деть речью, важ­но зна­ние и пра­виль­ное упо­треб­ле­ние линг­ви­сти­че­ских средств, созда­ю­щих точ­ную и логич­ную речь. Такими лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми язы­ка явля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы, омо­ни­мы.

Определение

Греческим тер­ми­ном сино­ни­мы, что пере­во­дит­ся как одно­имён­ность, назы­ва­ют­ся сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют одно и то же поня­тие, но раз­ли­ча­ют­ся по напи­са­нию и зву­ча­нию, а так­же оттен­ка­ми зна­че­ния или сти­ли­сти­че­ской окраской.

Что такое синонимы

Дополнительный мате­ри­ал
А вот какое опре­де­ле­ние сино­ни­мам дает Википедия.

Например, паде­ние сне­га в вет­ре­ную пого­ду мож­но обо­зна­чить словами-синонимами:

По сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му соста­ву выде­ля­ют сино­ни­мы одно­кор­не­вые (след­ствие — рас­сле­до­ва­ние) и раз­но­кор­не­вые (сле­пойнезря­чий).

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют виды синонимов:

  • семан­ти­че­ские
  • сти­ли­сти­че­ские
  • абсо­лют­ные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические сино­ни­мы раз­ли­ча­ют­ся толь­ко оттен­ка­ми зна­че­ния и обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд.

Семантический ряд

Синонимами явля­ют­ся слова:

Они обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд, в кото­ром сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное и наи­бо­лее общее по смыс­лу сло­во «бой» высту­па­ет в каче­стве глав­но­го. Существительные «бит­ва» и «сра­же­ние» при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю. Слово «сеча» носит арха­ич­ный оттенок.

Синонимами быва­ют сло­ва одной части речи, напри­мер:

  • высо­ко­мер­ный, гор­дый, над­мен­ный, важ­ный, спе­си­вый;
  • раз­ру­шать, ломать, гро­мить, крушить;
  • печаль­но, груст­но, неве­се­ло, тоск­ли­во, нерадостно.

В сино­ни­мич­ном ряду «ломать», «раз­ру­шать», «гро­мить», «кру­шить» отме­ча­ет­ся нарас­та­ние дей­ствия по его интен­сив­но­сти (ломать — кру­шить). Эти сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния, назы­ва­ют­ся семан­ти­че­ски­ми сино­ни­ма­ми.

Слова, состав­ля­ю­щие семан­ти­че­ский ряд, могут иметь тон­чай­шие оттен­ки в зна­че­ни­ях, кото­рые без кон­тек­ста, как пра­ви­ло, не раз­ли­ча­ют­ся. Вот, напри­мер, как Д. Фонвизин объ­яс­ня­ет сло­ва «вет­хий», «древ­ний», «ста­рин­ный», «ста­рый»:

Старо то, что дав­но было ново, ста­рин­ным назы­ва­ет­ся то, что ведет­ся издав­на. Давно то, чему мно­го вре­ме­ни про­шло. В насто­я­щем упо­треб­ле­нии вет­хим назы­ва­ет­ся то, что от ста­ро­сти истле­ло или обва­ли­лось. Древне то, что про­ис­хо­ди­ло в отда­лен­ных веках… Старый чело­век обык­но­вен­но любит вспо­ми­нать дав­ние про­ис­ше­ствия и рас­ска­зы­вать о ста­рин­ных обы­ча­ях; а если скуп, то в сун­ду­ках его най­дёшь мно­го ветхого.

Стилистические сино­ни­мы при­над­ле­жат раз­ным сти­лям речи, начи­ная со сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го и закан­чи­вая про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми, например:

  • ходить, бро­дить, шатать­ся, сло­нять­ся, шлять­ся, таскаться;
  • ску­пой, скря­га, ску­пер­дяй, сква­лы­га, ска­ред, жадина;
  • выго­вор, заме­ча­ние, вну­ше­ние, пори­ца­ние, голо­во­мой­ка, наго­няй, нахло­буч­ка, взбучка.

Очень важ­но чув­ство­вать тон­чай­шие смыс­ло­вые и эмоционально- экс­прес­сив­ные оттен­ки сино­ни­мов, что­бы наи­бо­лее точ­но выбрать сло­во и тем самым достичь точ­но­сти выра­же­ния. Например, гла­гол «узнать» име­ет боль­шое коли­че­ство сти­ли­сти­че­ских вариантов:

  • испы­тать, под­верг­нуть­ся, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попро­бо­вать, испы­тать на соб­ствен­ной шку­ре (разг.);
  • изжить (уст.)

Стилистические сино­ни­мы, обо­зна­чая одно и то же явле­ние дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­ную сфе­ру употребления:

  • про­вин­ция (нейтр.) — глу­хо­мань (разг.);
  • отец (лит.) — батюш­ка ( устар.);
  • печаль­ный (нейтр.) — кру­чин­ный (нар.-поэт.).

Синонимы назы­ва­ют­ся абсо­лют­ны­ми, если раз­ные сло­ва обо­зна­ча­ют одно и то же и не име­ют ни семан­ти­че­ских, ни сти­ли­сти­че­ских различий:

  • беге­мот — гиппопотам;
  • пото­му что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую груп­пу состав­ля­ют кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы. Контекстуальные сино­ни­мы — это сло­ва, сбли­же­ние кото­рых по зна­че­нию про­ис­хо­дит толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Вне это­го кон­тек­ста они не явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы име­ют экс­прес­сив­ную окрас­ку. Их зада­чей явля­ет­ся не назвать явле­ние, при­знак или про­цесс, а оха­рак­те­ри­зо­вать его. Например, в опре­де­лен­ных кон­текстах гла­гол «гово­рить» (ска­зать) име­ет синонимы:

Значение синонимов в речи

Синонимы при­зва­ны раз­но­об­ра­зить нашу речь. Чтобы не повто­рять­ся, мы исполь­зу­ем сло­во с тем же зна­че­ни­ем, но зву­ча­щее по-другому, то есть сино­ним. Иногда сино­ним нужен, что­бы под­черк­нуть тон­кое раз­ли­чие оттен­ка смыс­ла, для более точ­но­го назва­ния близ­ких, но все же раз­ли­ча­ю­щих­ся пред­ме­тов, их свойств или действий.

Итак, сино­ни­мы исполь­зу­ют­ся в речи:

  1. для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли (влаж­ный и мок­рый);
  2. для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки (упал и бряк­нул­ся, шмяк­нул­ся, шлеп­нул­ся);
  3. как сред­ство для пре­одо­ле­ния неоправ­дан­но­го повто­ра одно­го и того же слова;
  4. как спо­соб свя­зи сосед­них пред­ло­же­ний в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взвол­но­вать — тро­нуть — потрясти;
  • кле­ве­та — наго­вор — поклеп — напрас­ли­на — навет;
  • понят­но — тол­ко­во — вразумительно;
  • зна­ме­ни­тый — при­знан­ный — попу­ляр­ный — прославленный;
  • близ­кий — ближ­ний — сосед­ний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, но и сло­во­со­че­та­ния и устой­чи­вые обо­ро­ты речи — фра­зео­ло­гиз­мы.

Сочетания «хоть пруд пру­ди», «тьма-тьмущая», «куры не клю­ют», «полон рот», «хоть отбав­ляй», «девать неку­да» сино­ни­мич­ны наре­чию «мно­го».

Слову «быст­ро» экви­ва­лент­но зна­че­ние сино­ни­мич­ных устой­чи­вых словосочетаний:

Укажем при­ме­ры сино­ни­мич­ных пар фразеологизмов:

  • сидеть сло­жа руки — бить баклуши;
  • тянуть кани­тель — чере­па­шьим шагом;
  • намы­лить шею — про­драть с песочком;
  • водить за нос — вти­рать очки;
  • стре­ля­ный воро­бей — тер­тый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сло­жить голо­ву — сыг­рать в ящик;
  • не раз­мы­кать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же пес­ню — кру­тить шарманку;
  • дать импульс — вне­сти све­жую струю.

Благодаря сино­ни­мам, наша речь ста­но­вит­ся образ­ной, выра­зи­тель­ной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

источники:

https://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/opredelenie-slova-sinonim-v-russkom-yazyke

https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-sinonimyi.html

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы оплатить заплатить
  • Синонимы описывающие человека
  • Синонимы описывающие девушку
  • Синонимы описания характера
  • Синонимы описания девушки