Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Конспект урока
русского языка во 2-м классе по теме «Синонимы»
Методы обучения:
проблемный, иллюстративно-словесный.
Форма работы
— фронтальная.
Целевые установки
урока
Предметные:
·
Углубить знания о словах, близких по
значению;
·
Знать значение термина синонимы;
·
Понимать возможности различных синонимов (
по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной
окрашенности);
·
Уметь подбирать синонимы в зависимости от
ситуации общения;
Метапредметные:
·
Использовать
синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
·
Уметь
сравнивать слова по значению и звучанию;
·
Развивать
речь при составлении предложений со словами-синонимами.
Личностные:
·
Понимать
значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
·
Понимать
нежелательность повтора слов в речи;
·
Стремиться
пополнять свой словарный запас словами-синонимами.
Ход
урока:
1. Оргмомент.
Раз, два,
три, четыре, пять-
Прозвенел
звонок опять.
Перемена
пролетела,
Снова нам
пора за дело!
Начинаем
мы урок,
Где
получим знанья впрок.
2. Словарная
работа
Упражнение
из электронного приложения
Воробей,
город, комната, понедельник, хорошо.
3. Актуализация
знаний.
4. Самоопределение
к деятельности.
Создание
проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.
Почему
поругались пёс и кот
Кот сказал
псу: «какой же ты токовый пёс!» Пёс стал спорить:»Нет, я не толковый, я умный!»
Кот говорит : «Как ты, пёс любезно разговариваешь!» А пёс знай себе не
соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора.
Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пёс и кот, вам не из-за чего ругаться,
потому что…»
—Что
сказала сорока? (Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса
действительно не было причин, потому что слова: умный –толковый, любезно –
вежливо очень близки по значению.
— О каких
словах будем говорить сегодня на уроке? (Словах близких по значению).
—
Определите тему урока? (Слова близкие по значению).
— Какую
цель поставим на уроке? (Узнать как называются такие слова, научиться находить их
в словаре синонимов и использовать их в тексте).
— Как
называются слова, которые сходны по своему значению, но разные по написанию?
(Синонимы)
—
Что мы знаем о синонимах?
— Что
хотели бы узнать?
— Почему
так называются? (Синоним, от греческого — одноимённый, т.е. одно имя) Вот это
нам предстоит узнать.
— Какие
есть особенности синонимов? (Слова отвечают на один и тот же вопрос)
— Для
чего нужны слова-синонимы? (Слова-синонимы делают нашу речь богаче,
помогают выразить мысль, избежать повторений одного и того же слова).
5. Открытие
нового знания
Внимательно
посмотрим на экран и послушаем, какие же сведения о таких словах сообщит
профессор Самоваров:
Слова, близкие по
значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Например:
солдат-воин. Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос:
Кто? — солдат,
воин;
Какой? – смелый,
храбрый;
Какой – отважный,
мужественный.
Слова-синонимы
делают нашу речь богаче, помогают выразить мысль, избежать повторений одного и
того же слова.
Перед
вами лежат карточки с текстом. Прочитайте его. (читают)
Во дворе
слышны весёлые крики ребят. Ребята строят
ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет ребятам
на горке.
Интересно ли было
его читать? Почему?(повторяется слово ребята). Как можно исправить текст, чтобы
он стал интересным и выразительным? (Заменить повторы словами-синонимами) Какие
слова можем подобрать? Чем надо воспользоваться при затруднении? (словарём
синонимов)
—
Замените в предложениях слово ребята, словами -синонимами, впишите эти
слова, чтобы получился интересный и выразительный текст)
— Воспользуемся
словарём: ребята- дети, малыши, ребятня, школьники, детвора, ребятня.
Во дворе
слышны весёлые крики _________. ____________
строят ледяную горку. _____________сделали
холмик и залили его водой. Весело будет _______ на горке.
(Проверка
текстов). На какой вопрос отвечают слова-синонимы? Сделаем вывод: должны
отвечать на один и тот же вопрос.
6.
Физкультминутка.
( Повторяй за
мной)
7. Основной
этап урока.
·
Первичное
закрепление. Какое настроение вызвала у вас физкультминутка?
( Радостное,
весёлое, бодрое). Найдём в словаре синонимы к слову радостный: ликующий, торжествующий…
Запишем несколько слов на доске. Радостный, весёлый, бодрый, ликующий.
Составим схему
слова радостный.
·
Повышение
уровня формируемых знаний. Учебник № 36 – выполняется устно.
Прочитайте слова,
которые подобрали Аня и Ваня. Сравните звучание и значение слов. Близки ли эти
слова по значению?
Комната-
горница – светлица – каморка.
Звать –
кричать – кликать – призывать.
— Какие из
этих слов мы используем в обычной речи, а какие можно встретить только в стихах,
сказках, пословицах?
·
Выполнение
упражнения 124 из Рабочей тетради № 2.( выполнение упражнения сопровождается
видео на экране)
·
Подбери
к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством звуков. Запиши
их.
Лес
-_________________ ,
стужа
— ______________,
зной —
______________,
базар
-__________________.
Слова для выбора:
рынок, бор, мороз, жара.
( проверка по
слайду)
·
Задания
на карточке:
Установите
соответствие между словами. Соедините пары -синонимы (Выполняется на экране с
использованием электронного приложения)
ребята волшебный
бежать путь
азбука
печалиться
чудесный
метель
дорога
мчаться
грустить
дети
вьюга
алфавит ( проверка
по слайду)
8.
Рефлексия.
— Что нового вы
узнали сегодня на уроке?
— С чем
познакомились?
— Какие
особенности синонимов узнали?
— Для чего нужны
слова-синонимы?
— Какую цель
ставили на уроке?
— Достигли мы
цели?
— Оцените себя. А
свои карточки подпишите и сдайте мне.
9.
Домашнее задание.
стр.27
правило, р.т. упр. 125
Ф.И.________________________________________________________________
1.Замените в предложениях слово ребята,
словами — синонимами, впишите эти слова, чтобы получился интересный и
выразительный текст
Во дворе слышны
весёлые крики ребят. Ребята
строят ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет
ребятам на горке.
Во дворе слышны
весёлые крики _________________. ______________ строят ледяную горку. __________________
сделали холмик и залили его водой. Весело
будет______________________ на горке.
2. Установите
соответствие между словами. Соедините пары — синонимы
ребята
волшебный
бежать путь
азбука
печалиться
чудесный
метель
дорога
мчаться
грустить
дети
вьюга
алфавит
3.Оцените
себя
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Слова близкие по смыслу. |
1.Почему так называются? 2.Какие есть особенности синонимов? 3.Для чего нужны слова-синонимы? |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
г. Тайга
ОТКРЫТЫЙ УРОК
во 2 «В» классе
на тему
«Что такое синонимы?»
Подготовила: учитель начальных классов
Небогатова К.А.
2019 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: знакомство с синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. —Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный ?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест.
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)
13. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Конструкт урока по русскому языку
тема «Синонимы»
2 КЛАСС
технология проблемного обучения
Разработал:
Костюк Илья Юрьевич
Екатеринбург, 2018
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Синонимы».
Тип урока: открытие нового знания
Цели: создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»; формирование умения работать со словарём синонимов, освоение способа нахождения синонимов в тексте, подбора к словам синонимов.
Задачи:
1.Обучить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
2.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
3.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, экран, проектор, электронная презентация.
Для обучающихся: учебник «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, словари синонимов
Ход урока
Компонент структуры урока |
Содержание программы / урока |
Образовательная деятельность |
Критерии и показатели результата |
|||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (1 мин) |
Приветствие! Проверка готовности к уроку. Мы — умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Продолжим увлекательное путешествие по стране слов и откроем тайны русского языка. |
Проверяют свою готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Настраиваются на выполнение работы. |
Готовность к работе по теме урока. Положительный настрой обучающихся к уроку. |
|||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний (5 мин) |
1. Выпиши слово в переносном значении: « Тяжёлые тучи неслись по небу». 2. Найди лишнее слово: чайник, диван, стакан, чашка. 3. Слово имеет лексическое… 4. Расшифруй загадку. Напиши отгадку. «белаяморковкаизимойрастёт». 5. Отгадай загадку: Между двух светил в середине я один. 6. Так по-другому называют фиолетовый. 7. Так по – другому называют автомобиль. Коллективная, парная. Словесный, проблемный, практический, чтение, мозговой штурм, письмо. |
Разгадайте кроссворд. В группах объясните лексическое значение слов-отгадок. Спишите в тетрадь словарные слова, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения |
Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания в микрогруппе. Выписывают словарные слова, подчёркивают орфограммы, доказывают правильность выполнения. Объясняют лексическое значение слов. |
Актуализируют имеющиеся знания о словах |
||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4 мин) |
Фронтальная, словесный, беседа, проблемный. |
Подумайте, какими словами можно заменить слово «неслись»? Что общего между этими словами? У слов мчались, уносились близкие значения. А как по-другому называют фиолетовый цвет? Какое словарное слово вы ещё не выписали? Чтобы найти ответ на эти вопросы, что нам нужно сделать? Где найти ответ на эти вопросы? Предположите тему сегодняшнего урока, прочитав ключевое слово кроссворда. |
Мчались, уносились, скакали. Они близкие по значению. Затрудняемся ответить. В словаре. Узнать, что такое синонимы? Научиться находить синонимы в тексте. Познакомиться с новым словарём, узнать синоним слова фиолетовый и другие синонимы. |
Ставят цели и задачи урока, пути выхода из затруднения |
||||||||||||||||||||||||||
Освоение нового знания (13 мин) |
Упр. 66 (стр. 52). Фронтальная. Словесная, проблемный, практический. Чтение, беседа со словарём, письмо. |
Откройте учебник на стр. 52, прочитайте тему урока. Кто уже может ответить на этот вопрос? Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? Одинаково или по-разному они произносятся? Запишите слова ключ, родник, источник. Прочитайте правило, подчеркните главные слова, заполните схему. Какие слова называются синонимами? В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.). У нас в учебнике есть словарь синонимов на стр. 141. Откройте его, посмотрите синоним слова фиолетовый; посмотрите, какие слова в нём записаны. Слово синонимы – словарное. Запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Запомните правописание. |
Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Родник, ключ. По-разному. Пишут слова: ключ, родник, источник. Читают правило, подчеркивают главные слова. Заполняют схему в группе. Вписывают в схему понятие «синонимы» и примеры слов-синонимов. Находят в словаре синонимов слово фиолетовый и его синонимы (лиловый, сиреневый) и вписывают в кроссворд. В группе работают со словарём. Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо. |
Ознакомление с понятием «синонимы», умение находить синонимы в тексте, уметь пользоваться словарём синонимов, обозначать ударение. |
||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (1 мин) |
видеофрагмент |
Выполняют движения вместе с героем мультфильма. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного образа жизни. |
Правильное выполнение движений. |
|||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (14 мин) |
Упр. 67, 68 (стр. 53). Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. Упр. 69 (стр. 53) Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. |
Объясните значение выделенных слов. Выполните письменное задание. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Докажите правильность выполнения. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу. Докажите, являются ли слова каждой пары синонимами? Синонимы близки по смыслу, но всё же отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении? Выполните задание. Оцените себя по критериям, предложенным на доске. |
Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов (Родина – место, где человек родился; мир – отсутствие войны; ловкий – обладающий физической сноровкой; разговаривать – общаться с кем-то), списывают любую группу слов, обозначают ударение, составляют предложения. Да. Это слова разные по написанию, но разные по смыслу. (Рисунок –это то, что нарисовали; узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться – очень быстро бежать; алый – ярко-красный цвет. Читают. Отвечают на вопросы. Находят синонимы. Списывают по памяти. Оценивают работу. |
Объясняют лексическое значение слов, обозначают ударение, умеют находить синонимы в тексте. Взаимопроверка Самооценка по образцу |
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (4 мин) |
Карточка «Найди слова синонимы и соедини стрелками»
|
Поставьте !, если все получилось. Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. Поставьте — , если ничего не поняли. |
Отвечают на вопросы |
Беседа по вопросам. Саморегуляция. Взаимопроверка. |
||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (3 мин) |
Упр. 70 (стр.54) (списать, подчеркнуть синонимы) Инд. карты (подбор синонимов) Упр. 73 (стр.55) (работа со словарём) |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет записи в дневнике. |
Слушают объяснение учителя, делают записи в дневнике. Выбирают задание из ряда предложенных учителем в зависимости от уровня. |