Синонимы обогащают нашу речь

Как синонимы разнообразят нашу речь

Синонимами называются слова, имеющие разное звучание и похожий смысл. Они демонстрируют богатство языка, поскольку одно и то же понятие может обозначаться множеством слов. Зачастую синонимы используются в различных стилях, например, слово «жена» является нейтральным, слово «супруга» – официальным, слово «жинка» – разговорным.

Благодаря использованию синонимов с помощью сревиса bezbukv.ru/synonym/ речь становится богаче, они позволяют обходиться без лексических повторений. В русском языке имеется колоссальное число синонимов, что свидетельствует о его богатстве. Синонимы разнообразят речь, позволяя избегать частого употребления одних и тех же слов, вследствие чего высказывания делаются скучными и звучат однообразно.

Лингвисты называют синонимами слова с одинаковым или сходным значением, однако имеющие разное написание и звучание. Так, синонимами являются следующие прилагательные:

  • тактичный;
  • вежливый;
  • учтивый;
  • услужливый;
  • внимательный;
  • предупредительный;
  • деликатный.

Они имеют общий смысл и образуют синонимический ряд. Оттенки значения у синонимов могут быть разными – от слабого до сильного проявления различий. Так, в ряду синонимов «фиолетовый, индиго, ультрамариновый, лазурный, синий» слова различаются оттенками значения, от насыщенных цветов до нейтрального цвета.

Синонимы могут различаться стилем, что означает наличие индивидуальной стилистической окраски и использование в различных стилях речи. Так, можно указать ряд синонимов, состоящий из слов разной стилистики:

  • рука (нейтральный стиль);
  • длань (возвышенный стиль);
  • пятерня (просторечный стиль).

Синонимы требуются для придания разнообразия письменной и устной речи. Помимо обычных слов в качестве синонимов могут служить фразеологизмы и словосочетания. Различающиеся написанием и звучанием, но имеющие близкий смысл слова требуются не только для придания уникальности текстам в целях их приведения в соответствие с требованиями программ, проверяющих оригинальность текстов.

С помощью синонимов можно точнее отразить нюансы, придать речи остроту и неповторимый колорит. Развитие языка идет так, что число синонимов постоянно увеличивается. Благодаря этому происходит обогащение речи. Однако синонимы используются не только для улучшения эстетических свойств текстов. В каждом синониме содержится набор определенных семантических оттенков. А потому использование синонимов позволяет говорить точнее и понятнее.

Пример:

слова МАЛЕНЬКИЙ, КРОХОТНЫЙ и МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ — синонимы, так как:

1) называют один и тот же признак предмета — «небольшого размера»;

2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные;

3) различаются оттенками значения: КРОХОТНЫЙ — «совсем маленький», МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ — «видимый только в микроскоп».

Синонимы могут различаться не только оттенками значений, но и употребляемостью в разных стилях речи.

Пример:

синонимы ВЕЩАТЬ, ГОВОРИТЬ, БОЛТАТЬ имеют одинаковое значение «сообщать что-то». Различаются они следующим:

ВЕЩАТЬ — слово имеет книжный характер, торжественный. Вещать на всю страну.

ГОВОРИТЬ — встречаем и в книжной, и в обычной речи, т. е. оно нейтральное. Он говорил о тебе.

БОЛТАТЬ — употребляется в разговорной речи. Сын часто болтает без умолку.

Некоторые синонимы очень близки по значению, но различаются своей сочетаемостью с другими словами.

Пример:

СЕРЫЙ и ПАСМУРНЫЙ — синонимы. Но серыми могут быть и день (серый день), и костюм (серый костюм), а пасмурным — только день.

Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают точнее выразить нашу мысль, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной.

Синонимы как ресурсы стилистики

Вопрос № 11. Синонимические средства языка как ресурсы стилистики

Проблема синонимии сложна и недостаточно разрабо­тана. Нет единообразия и в самом опре­делении синонима. Поскольку синонимия распространяется на все уровни языка, то этому понятию может быть дано следующее определение: «Си­нонимия (синонимика) — совпадение по основному значений слов, морфем, конструкций, фразеологических единиц и т.д.» Ахманова О.С. Как видно из этой формулировки, термины си­нонимика и синонимия существенно не различаются.

Стилисти­ка имеет дело с функционированием языка; здесь основной функцией синонимов является функция замещения. Именно возможность взаимозаменяемости (слов, форм, конструкций) согласуется с принципом выбора как одним из основных принципов стилистики.

Говоря о возможности взаимозаменяемости, име­ют в виду одну из функций синонимов — функцию тождества (или близости значений). При этом нельзя забывать о второй, не менее важной их функции — дифференцирующей: синонимы почти всегда отличаются оттенками смысла, как и стилистическими окрасками.. Тем самым понятие взаимозаменяемости значительно ограничивается, сужается, оставаясь лишь как потенциальная воз­можность выбора в процессе порождения речи.

Традиционно различаются синонимы с повышением (при­поднятостью) стиля: родина — отчизна, лоб — чело, жаждатьалкать, говорить — вещать — и с понижением (прозаичностью, фамильярностью): лицорожа, рваныйдраный, украстьстибрить, ходить — шляться.

Использование синонимов в различных функциональных стилях неодинаково. Это связано с зада­чами общения в той или иной сфере и с другими экстралингви­стическими факторами.

Так, для официально-деловой и научной речи характерно стремление к предельной точности выражения. Это приводит к ограничению использования сино­нимов и даже отказу от них в этой сфере, поскольку синонимы почти всегда привносят в речь изменения оттенков смысла.

Совсем иное наблюдаем в публицистике, особенно в газете. Нацеленность на экспрессию выражения, стремление разнооб­разить речь, избегая надоедливых повторений, естественно, приводит публицистов к использованию всех возможных ресур­сов синонимии, изобретаются все новые и но­вые контекстуальные синонимы, разнообразные перифразы (нефтьчерное золото’, лесзеленое золото; врачи — люди в бе­лых халатах; медицинская помощь — служба здоровья и т.д.).

Разговорно-бытовой сфере синонимия не противопоказана. Однако ее использование в очень сильной степени зависит от индивидуальности говорящего и потому подвержено большим колебаниям.

Наиболее благодатную почву для развития и использования синонимики представляет эстетическая сфера общения.

Для художественной речи характерна индивидуально-автор­ская, контекстная синонимия. (пример про Гоголя – у Чичикова промокшего под дождем одежда назвалась сбруей и доспехами)

Кроме лексической синонимии, языку свойственна си­нонимия единиц и других уровней: словообразовательного, мор­фологического, синтаксического. Она, как правило, имеет не только смыслоразличительное значение, но и стилистическое.

Так, с помощью различных суффиксов или префиксов от од­ного и того же корня образуются слова близкой семантики, но различного экспрессивно-эмоционального и стилистического характера (суффиксы субъектив­ной оценки: человек, человечишка, человечище; мама, мамочка, мамуся, мамуля, мамка).

+ тоже про приставки чрез

/через-, из-/вы-, нис-/с-, воз-/вз-, со-/с- и др.

Синонимические варианты окончаний родительного и пред­ложного падежей -я (род. п.) и (пр. л.) традиционно квалифи­цируются как стилистически нейтральные или книжные фор­мы, а — как разговорная (иногда просторечная), например: стакан чаячаю, кусок сыра — сыру, кружка квасаквасу. Вторые варианты форм предложного падежа имеют либо архаичный, либо разговорный характер, но не обязательно.

Синонимия в морфологии касается также параллельных де­епричастий: придя — пришедши, взяв – взявши, вытерев – вы­терши, продумав – продумавши (вторые варианты с некоторым оттенком разговорности); она захватывает и формы превосход­ной степени прилагательных: самый глубокий – глубочайший, са­мый прекрасныйпрекраснейший, наиболее детальный — деталь­нейший (вторые варианты отличаются более экспрессивным ха­рактером и несколько ограниченным употреблением по сравнению с первыми).

Стилистические возможности синтаксической синонимии значительно шире. Приведем примеры.

1. Стилистическая синонимия предлогов (и создающихся с ними оборотов): для улучшения (нейтр.) – в целях улучшения (кн., офиц.); из-за аварии (нейтр. или устно-разг.) — вслед­ствие (по случаю, в силу) аварии (кн., офиц.).; за грибами
(нейтр.) – по грибы (разг.-простореч.); из-за тебя (нейтр.) – через тебя (простореч.).

2. Стилистическая синонимия союзов, а также образующихся с их помощью словосочетаний и предложений: если согла­сен. (нейтр.) — ежели согласен. (устар., разг.) — коли согла­сен. (устар., разг.-просторен.) — раз согласен. (устно-разг.); решил, потому что. (нейтр.) – решил, ибо. (кн.) – решил вследствие того, что (кн., офиц.); блестит какснег (нейтр.) – блестит словноснег (кн., поэт.) – блестит будтоснег (устно-разг.); вместо того чтобы ссориться. (нейтр.) — чем ссо­риться. (устно-разг.).

3. Соотношение обособленных оборотов и придаточных пред­ложений: Увидев поезд, человек остановился (кн.). — Когда че­ловек увидел поезд, он остановился (нейтр.). — Человек, уви­девший поезд, остановился (кн.).

4. Необособленные члены и придаточные предложения: Я по­шел, чтобы сшзать (нейтр. с оттенком кн.). – Я пошел ска­зать (устно-разг.).

В предложениях с видоизменением порядка слов и без него: Я пришел домой рано. — Рано я пришел домой!;

Полные и неполные предложения: Идите сюда скорей. – Сюда! Скорей!; Откуда ты идешь ? — Откуда ? или Откуда идешь?(Вторые варианты разговорные и экспрессивные.)

ТЕМА 16. СИНОНИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА КАК РЕСУРСЫ СТИЛИСТИКИ

Практическое занятие 22.

Тема. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

Цель:научить студентов избегать в своих высказываниях синтаксического монотона, стремиться к точности, ясности, богатству, чистоте, выразительности продуцируемой речи.

Практическое занятие направлено на формирование следующих компетенций:

– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

– способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15).

Организационная форма:беседа, опрос

Вопросы для обсуждения

1. Стилистические функции синонимов.

2. Синтаксическая синонимика.

3. Словообразовательная и морфологическая синонимия.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо сказать, что важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли; синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления.

Отвечая на второй вопрос, нужно рассмотреть тождество или близость параллельных, вариантных синтаксических конструкций и установить их различия, обнаруживаемые в смысловых оттенках, в эмоционально-экспрессивной окраске или стилистической дифференциации синонимов.

При анализе третьего вопроса следует сказать, что словообразовательная синонимия проявляется в области суффиксальных образований (соседний – соседский, ширь – ширина – широта), префиксальных (обогнать – перегнать, выбрать – избрать), конфиксальных (заглавие – заголовок, безлистный – безлистый). Синонимия может быть связана с взаимодействием заимствованных и русских словообразовательных средств: трагизм – трагичность, адаптация – адаптирование. Наблюдается семантическое сближение слов, приводящее к синонимии: каланча – верста – жердь (высокий человек), бездна – воз – вагон – ворох – гора – куча – масса – прорва (очень много), загораться – вспыхнуть (покраснеть). Для этого типа характерна стилистическая маркированность: сморозить – отколоть – отмочить, квашня – кисель – тюря – размазня.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи); Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 1. Речь в межличностных и общественных отношениях), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 3. Кровля была выполнена плохо. 4. С оттепелью придут для нас главные заботы. 5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ. 6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно. 7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 8. Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону. 9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение. 10. С изумлением мы узнавали свою группу крови. 11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться. 12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 13. Это препятствие нелегко одолеть. 14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

Задание 2. Сопоставьте параллельные конструкции и установите их структурные различия. Какое из приведенных предложений вам кажется наиболее удачным? Обоснуйте свой ответ.

1) Он не смог прийти на тренировку: заболел гриппом. – Так как он заболел гриппом, не смог прийти на тренировку. – Он не смог прийти на тренировку потому, что заболел гриппом. – Заболев гриппом, он не смог прийти на тренировку. – Из-за болезни он не смог прийти на тренировку.

2) Рекомендуют нам вести здоровый образ жизни. – Нам рекомендуют, чтобы мы вели здоровый образ жизни. – Ведите здоровый образ жизни – вот что хочется рекомендовать вам.

3) За чужим погонишься – свое потеряешь. – Коль за чужим погонишься, так свое потеряешь. – За чужим погонишься – и свое потеряешь. – За чужим погонишься, а свое потеряешь.

4) После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда (И. Соколов-Микитов). – Прилетают скворцы и начинают устраивать свои гнезда. – Когда скворцы прилетают, они начинают устраивать свои гнезда.

5) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял воздух. – Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. – Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский).

Задание 3. Простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, заменив выделенные дополнения придаточными изъяснительными.

1. Нам объяснили причину неисправности газопровода. 2. Я убежден в правоте своего дела. 3. Нас попросили помочь ветерану заготовить дрова на зиму. 4. Друзья познаются в беде. 5. Вы вправе требовать от него раскрытия этого секрета. 6. Соседи забыли предупредить нас об отказе в подаче воды на дачном участке. 7. Брату было досадно за отмену денежных довольствий.

Задание 4. Подберите словообразовательные синонимы к следующим словам:

обогнать, теплота, жизнь, приветствие, безголосье, бедняга, беззаконие, просушка, бедность, подлесье, высота, читальня, темнота, гнилье, вымучиться, пересилить, стройка, бездумье, караулка, простонародье, выпить, братец, холодище, докупить, мольба, владетель, подсказка, перевоз, прибавление, мужественность, сушь, атомник, тишина, мелкота, раскрашивание.

Образец: темн-от(а): темень – темн(ый) – тьма

Задание 5. Выявите различия (семантические, стилистические, по степени употребительности) между синонимами, образованными

а) морфемным способом: строжка – строгание, привет – приветствие – приветствование, гром – гремение, бросок – бросание, затыкание – затычка, вытерпеть – стерпеть – утерпеть, издевательство – издевка, глумливость – глумление;

б) семантическим путем: светило – известность – звезда – знаменитость, капать – доносить – стучать, ничтожество – гнусь – тля – нуль, булькать – клюкать – лакать – заливать, давить – затирать – воздействовать – подавлять, выкачать – вытянуть – вырвать (деньги), слинять – чесать – рвануть – удрать ретироваться.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики.

Любая лексическая категория может стать источником выразительности, стилистическим средством.

Одним из них является синонимия.

1. Лексические синонимы – это слова близкие, но не тождественные по значению, обозначающие одно и то же понятие, но отличаются друг от друга оттенками: огромный и громадный.

2. Стилистические синонимы – отличаются сферой употребления, стилистической и экспрессивной окраской: бегемот и гиппопотам.

3. Семантико-стилистические синонимы – отличаются значением и стилистической окраской: огромный и колоссальный.

4. Индивидуально-стилистические синонимы (окказионализмы) – это контекстуальные синонимы, которые становятся синонимами только в контексте: отцарствуют, отплачут, отгорят (мои глаза) (Цветаева).

5. Абсолютные синонимы (дублеты) – слова, которые не разделяются ни семантически, ни стилистически: спешить, торопиться.

Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантических слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. У Салтыкова0Щедрина более 100 вариантов глаголов говорить.

Синонимы могут выполнять функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль.

Синонимы используются и в функции разъяснения. Особенно часто при употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю.

Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых им понятий; в этом случае автор обращает внимание на различие в их семантики. (Врача пригласить, а фельдшера позвать)

Функция замещения для избегания повторов.

Синонимы выстраиваясь в ряд, так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию.

Конспект занятия по стилистике “Синонимы”

План-конспект факультативного занятия по русскому языку по теме

«Синонимы, их виды, использование в речи».

формирование понятия семантических и стилистических синонимов;

формирование умения правильно использовать их в речи;

привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;

обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

Ход занятия :

I .Организация учащихся на работу.

Вступительное слово учителя .

Здравствуйте, дети! Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня наше очередное занятие факультатива по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте за её действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.

Звучит отрывок из вальса Свиридова «Метель», ученица танцует вальс.

Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.

Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).

Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)

Итак, тема сегодняшнего занятия «Синонимы… (их виды, использование в речи)».

Запись на доске (закрыта)

1)При повторении одних и тех же слов.

2)При толковании лексического значения слова.

3)При необходимости использования стилистически окрашенные слова.

Synonymos – (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи

II .Повторение изученного ранее.

Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)

Игра «Лексическое лото».

Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).

Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот, у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.

Карточки со словами : ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.

III .Объяснение нового материала.

Обратимся к определению синонимов. В переводе с греческого – «одноимённый», но всё-таки синонимы отличаются друг от друга.

Чем? (1)Оттенками лексического значения.

Чтобы в этом убедиться, обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Мы подбирали синонимы к слову «смелый». Слушаем (смелый –

Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические. (открыть)

(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).

Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях и называются стилистические.

Это отражается в «Словаре синонимов», (например: глаза – стр. 105).

IV . Закрепление новых понятий.

Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.

Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.

Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);

тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);

семант. стилист.

устать – изнемочь – вымотаться;

лицо – облик – харя.

Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы употребляются в разных стилях, то нужно быть осторожным при их употреблении.

Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его принадлежности к определённому стилю.

Теперь хочу убедиться в вашей самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор: (карточки желающим)

1.В результате наводнения многие остались без ….. .

2.Тургенев часто посещал убогое ….. бедняка.

1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой.

2.Взял с собой ружьё, …… попадётся заяц.

(может быть, авось)

1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….

V .Использование синонимов в речи.

Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.

А когда мы используем синонимы в речи?

1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)

Перед вами текст (№1)

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

Конечно, – сказал я.

Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, – сказал я.

Скажи, – сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал я», – сказал я ему.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», – сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, – сказал я.

Я сказал всё, что хотел сказать, – сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, – сказал я.

Это диалог, в котором в словах автора повторяется слово «сказал», исправим эту речевую ошибку.

Обратимся к словарю синонимов и прочитаем синонимы к слову «сказал».

В словах автора при диалоге мы можем использовать и другие. Предлагаю вам выбрать из предложенных мною слов, заменить слово «сказал» и обосновать свой выбор.

согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.

Итог: я не случайно выбрала для редактирования именно этот случай, потому что в ваших письменных работах и в устных ответах часто встречается такая ошибка. (слова Горького на стенде: «Надо избегать частого повторения однообразных слов в близком соседстве одно от другого… Частое повторение одного и того же слова, как бы оно ни было приятно лично вам, – читателю должно наскучить».)

2.Когда ещё вы используете синонимы в речи? При лексическом толковании слова.

Например: антракт – перерыв

3.Синонимы обогащают нашу речь, делают её выразительной, правильной, они помогают дать яркую характеристику человеку, явлению. Я предлагаю вам интересную работу с текстом. На примере отрывка из рассказа Паустовского «Заячьи лапы» мы убедимся в том, как необходимо выбрать писателю нужное слово, для того чтобы передать своё отношение к описываемому и выдержать определённый стиль речи. ( приём лексической деформации )

« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца . Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…

Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

А вы не лайтесь , это заяц особенный, – хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал , велел лечить

От чего лечить-то?

Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

Валяй, валяй ! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

Ты чего , малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди , умреть .

Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота выходить, пущай несёт его в город в Карлу Петровичу.»

-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.

(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).

Какова его основная мысль?

Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).

Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.

И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.

Что нужно иметь в виду?

Может быть, вам приходилось встретить брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.

VI .Итог занятия.

Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её. (дописываю)

Какие новые понятия вы сегодня узнали?

Какое впечатление осталось?

На факультативе нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.

Слова Белинского (на стенде): «Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления…».

Слова Вольтера: «Любой иностранный язык можно выучить в шесть лет, но всю жизнь нужно изучать свой родной».

УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ

Введение

. Синонимы и их типы

. Употребление синонимов в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Синонимы являются основой такой стилистической фигуры речи, как градация — расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Цель написания  — рассмотрение правил употребления синонимов и привести примеры из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

В рамках поставленной цели выявлены следующие задачи:

изучить правила употребления синонимов;

привести примеры употребления синонимов из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Объект исследования синонимы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

. Синонимы и их типы

Синонимы (от греч. Synonimos — одноименность) — слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки, например:

Миг — момент (существительные);

Бранить — ругать (глаголы);

Огромный — громадный (прилагательные);

Напрасно — зря (наречия); Возле — около (предлоги).

В современном русском языке различаются следующие группы синонимов:

) Семантические (идеографические) синонимы, которые различаются оттенком значения:

Молодость — юность (юность — первый этап молодости);

Красный — алый — пунцовый (общий смысл этих слов одинаков, но красный — это цвет крови, алый — более светлый, пунцовый — более темный).

) Стилистические синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, но обозначают одно и то же явление действительности:

Лоб (нейтральное) — чело (возвышенно-поэтическое);

Отрывок (нейтральное) — фрагмент (книжное);

Отрезать (нейтральное) — отхватить, оттяпать (просторечие).

) Семантико-стилистические синонимы различаются лексическими значениями и стилистической окраской:

сердиться (нейтральное)

злиться (разговорное, то есть сердиться в значительной степени)

беситься (разговорное, сердиться в очень сильной степени)

серчать (просторечие, сердиться незначительно).

) Особую группу составляют так называемые абсолютные синонимы (дублеты). Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий:

В течение = в продолжение (предлоги);

Лингвистика = языкознание = языковедение (существительные)

Слов-дублетов в русском языке немного. Как правило, в процессе исторического развития подобные слова или начинают различаться по смыслу, то есть становятся семантическими синонимами, или изменяется их стилистическая окраска и сфера употребления. Например:

Азбука = алфавит; Забастовка = стачка; Самолет = аэроплан,

От общеязыковых синонимов необходимо отличать контекстуальные синонимы (иногда их называют индивидуально-авторскими).

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами. Контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно окрашены, так как основная их задача — не называние явления, а его характеристика. Например, очень богат контекстуальными синонимами глагол говорить (сказать): Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал (Шитик.) Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.)

Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает общим значением, нейтрально по стилистической окраске и входит в общеупотребительный пласт лексики. Стержневое слово всегда стоит в начале синонимического ряда и называется доминантой (от лат. Domi-nans — господствующий). Таков, например, глагол упасть среди синонимичных ему слов:

Упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться, загреметь и др.

Также как и омонимы, синонимы связаны с явлением многозначности следующим образом: многозначное слово может входить в разные синонимические ряды. Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова:

СВЕЖИЙ- > свежая рыба (неиспорченная)-> свежий хлеб (мягкий)- > свежая газета (сегодняшняя)- > свежее белье (чистое)-> свежий ветер (прохладный)- > свежий человек (новый)

Синонимы возникают в результате различных процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

) «Расщепление» одного лексического значения слова на два и более, то есть превращение однозначного слова в новое, многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке. Так, в послереволюционное время у слова прослойка помимо прямого значения «тонкий слой, полоска между слоями чего-нибудь» (прослойка крема в торте), развилось переносное значение — «общественная группа, часть общества, организации». В этом новом значении слово прослойка вступило в синонимические отношения со словами группа, слой.

) Расхождение разных значений одного и того же слова, приводящее к потере семантической связи между ними. В результате у каждого из возникающих таким путем омонимов появляются свои собственные синонимические ряды. Так, прилагательное лихой, уже в древнерусском языке имевшее несколько значений, постепенно стало обозначать два совершенно различных качества:

а) «плохой, трудный, опасный» (лихая година);

б) «смелый, самоотверженный» (лихой кавалерист).

Возникшие таким образом омонимы лихой (1) и лихой (2) входят в разные синонимические ряды:

Лихой (1) — злой, тяжкий;

Лихой (2) — смелый,удалой, молодецкий.

) Заимствование иноязычных слов, близких по смыслу к исконным словам русского языка, в результате чего могут возникать синонимические ряды и пары слов:

Область — сфера;

Всеобщий — глобальный;

Предварительный — превентивный;

Преобладать — превалировать.

) Появление синонимических пар в результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке:

Копание — копка;

Пилотирование — пилотаж;

Хронометрирование — хронометраж;

Гранение — огранка;

Оснащение — оснастка.

Синонимы — это богатство языка. Синонимы употребляются в языке со следующими целями:

) Для уточнения мысли;

) Для выделения наиболее важных смысловых оттенков;

) Для повышения образности и художественной изобразительности речи;

) Для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок.

Сравните, например, синонимы бой и битва в приведенном отрывке:

Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии (М.Г.)

Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации:

Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое.. Оно — синее-пресинее… Самое синее на свете. (Б. Заходер) стилистический семантический контекстуальный синоним

Синонимы являются основой для создания антитезы — стилистического приема контраста, противопоставления. Вот как, например, синонимические цепочки грядущее — будущее, грядущий — завтрашний; жалок — ничтожен использованы в следующих отрывках.

Цели:


  • повторить понятие “синонимы”, продолжить
    знакомство учащихся с функциями синонимов в речи;
  • формировать умение подбирать
    синонимы к данным словам, выяснять смысловые и стилистические отличия слов –
    синонимов, определять цель использования синонимов в тексте;
  • обогащать словарный
    запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оформление урока

На доске – тема и эпиграфы.

С русским языком можно творить чудеса.
К.Г. Паустовский

Кто не искал мучительно нужное слово, тот никогда не испытал радости открытия
самого меткого, самого точного, единственного слова.
В.И. Кодухов

Вступление

– Только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, только тот ощутит
радость свободного владения ею. Детство каждого из нас, школьные годы несут все
новые и новые потоки слов и выражений родного языка. Мы их узнаем все больше и
больше, мы любим свой русский язык, учимся владеть им и боремся против шаблона,
невыразительных фраз и пустых слов.

Язык – наш верный друг, когда мы его знаем ; он же наш неприятель, если мы
плохо владеем им или мысль наша неясна.

В.И. Кодухов, знаменитый лингвист, подчеркивал: [см. эпиграф]

Не раз на уроках мы отмечали, что язык наш велик и могуч. Сегодня, вновь
обращаясь к синонимам и их использованию в речи, мы убедимся, что синонимические
богатства русского языка огромны, будем продолжать учиться чуткому, осторожному
отношению к словам, умению избегать назойливого повторения одного и того же
слова.

Начнем с разминки “Кто быстрее?”

Подберите синонимы к словам (можно работать в парах):

рубеж – …
дорога – …
спешить – …
сказать – …
смелый – …
грустный – …

Обратим внимание на то, что к некоторым словам вы нашли несколько синонимов.
Получился синонимический ряд.

А сейчас задание “Кто больше?”

Подберите в течение 1 минуты как можно больше синонимов к слову МАЛЕНЬКИЙ
(небольшой, крошечный, крохотный, малюсенький, махонький, малый, невеликий,
миниатюрный, микроскопический – на обратной стороне доски)..

– Чем различаются эти синонимы? (Оттенками значения.)

Да, НЕБОЛЬШОЙ – “такой , который не является большим , хотя и несколько
больше маленького”. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”)

– А КРОШЕЧНЫЙ, КРОХОТНЫЙ, МАЛЮСЕНЬКИЙ? Общее лексическое значение этих
синонимов? (Очень, совсем маленький. )

МИНИАТЮРНЫЙ указывает не только на небольшой размер, но и на изящество чего –
либо. (Эту информацию можно попросить найти в толковом словаре кого-нибудь из
учеников.)

– Составьте и запишите в тетрадь 1–2 словосочетания с этим словом.

(Миниатюрная статуэтка, вазочка, чашка и т.п.)

– А например, РЕКА, ВЕРАНДА могут сочетаться со словом МИНИАТЮРНЫЙ? Почему?

– Каково лексическое значение слова МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ? Сверьтесь со словарем.
(С.И. Ожегов: “предельно маленький, еле видимый”.)

Таким образом, мы еще раз убедились, что синонимы отличаются друг от друга
оттенками лексического значения.

Следующее задание: используя синонимы, данные в предложениях,
составьте синонимический ряд со значением “сильно нагретый, очень теплый”.

  1. Горячий летний день. Река точно застыла. (Д.Н. Мамин – Сибиряк)
  2. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигающейся грозы. (Д.Н.
    Мамин–Сибиряк)
  3. Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льется
    жгучая струя. (И.С. Тургенев)
  4. Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами. (В.К. Арсеньев)

Проведем лингвистический эксперимент.

Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.

– Попробуем заменить слово ИЗУМРУДНАЯ на ЗЕЛЕНАЯ. Что получится?

(Капля и ладошка ольхи сольются, появится речевой повтор и т. д.)

– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова ИЗУМРУДНЫЙ. Что дает
употребление этого синонима в данном тексте?

Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексического
значения, но и употреблением в речи.

Наша речь, как вы помните, делится на книжную, разговорную и нейтральную.

– О каких синонимах сейчас пойдет речь? (Стилистических.)

Задание: найдите и исправьте ошибки в примерах из школьных
сочинений.

  1. Миша встал, умылся, приволок портфель и стал собираться в школу.
  2. – Ну ты даешь! Какой ты неустрашимый! – крикнул брат.

Сравним 2 текста о медвежатах.

  1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши
    хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и
    обучению шалунов.
  2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку,
    мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в
    косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим
    дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это
скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые,
контекстуальные.)

– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных?
(Школьники устно переделывают текст.)

– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его
приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)

– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов,
соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их
повадки.)

Беседа по второму тексту.

– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ
использовать здесь? (Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там
берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в
трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ;
МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы,
содержания текста, его основного замысла.)

Индивидуальное сообщение “Три основных правила выбора синонимов”

(Из книги В.И. Кодухова “ Рассказы о синонимах» / М., Просвещение, 1984.)

Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее
характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную
тебе сторону. Например , слово ОШИБКА означает : НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОСТУПОК или
ДЕЙСТВИЕ. Однако ошибки бывают разные – ОШИБКА может быть незначительной (тогда
лучше сказать ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят ЛЯПСУС ), случайной
(это ОПЛОШНОСТЬ ), неумышленной (ПРОМАХ ).

Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше
всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа твоего выступления.

Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события,
но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним.
Отрицательным смыслом наполнено, например, слово ТРУС, шуткой и иронией – ВОЯКА,
одобрением и восхищением – ОРЕЛ (о человеке отважном и смелом).

Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.

Найдите в загадке синонимы.

Простое слово ПРОМЕЖУТОК:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все …;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем …;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим …;
После урока непременно
Нужна ребятам… .

Подведем итог.

– Чему мы научились на уроке?

Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимические богатства русского
языка и как необходимо правильное обращение со словами – синонимами.

Помните: слова – одежда ваших мыслей. И пусть же слова ваши всегда
будут красивыми и ясными.

Домашнее задание. Составьте предложения или придумайте рассказ
(стихотворение), используя синонимический ряд на ваш выбор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы обладают следующими признаками
  • Синонимы обеспечить организовать
  • Синонимы обеспечение экологической безопасности
  • Синонимы обеденного перерыва
  • Синонимы о красоте девушки