Синонимия словосочетаний
Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.
Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.
Например: город у моря — приморский город; держаться с достоинством — держаться достойно; идти лесом — идти через лес — идти по лесу; землетрясение в девять баллов — девятибальное землетрясение.
Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.
Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора — нора лисы, Петин карандаш — карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.
Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.
Сравните: ночная тишина — тишина ночи, дивизионный штаб — штаб дивизии, каменная плита — плита из камня, шерстяные носки — носки из шерсти, годовой отчет — отчет за год, молочный бидон — бидон для молока, школьный товарищ — товарищ по школе.
При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей — пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров — десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов — при тысячеградусной температуре.
Существуют синонимы и среди глагольных словосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне — рассказывать про сына, указать недостатки — указать на недостатки, платить рубль за килограмм — платить по рублю за килограмм и т. п.
Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами — работал по вечерам, летели самолетом — летели на самолёте, испытывать всхожесть семян — испытывать семена на всхожесть, нужный всем — нужный для всех и т. п.
Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными существительными (сравните: вопрос о кадрах не решён — вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве — совещание по животноводству и т. п.).
Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни — из-за болезни — по причине болезни, вошёл в кухню — на кухню, ушёл из кухни — с кухни, ехать на метро — в метро, просеять через сито — сквозь сито и т п.
Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн
2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.
Например: стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо;
2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.
Например: топот коня — топот (чей?) конский.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать;
2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.
Например: поехать работать — поехать на работу.
Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно.
2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
Синтаксические
синонимы (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)
Системное изучение словосочетания
начинается в 5 классе и продолжается в течение двух лет. В 8 классе изучается
тема «Связь слов в словосочетании», даются понятия «согласование»,
«управление», «примыкание», формируются умения определять вид связи в
словосочетании, заменять словосочетание синонимичным с другим видом связи. Навык отрабатывается на протяжении
реализации всей программы по русскому языку (включая 11 класс).
Несмотря на это, в проведенных в подготовительный период диагностическом
и тренировочных тестах 9 человек из
девятнадцати как минимум один раз допустили ошибки при выполнении задания по
замене словосочетания синонимичным с другим видом связи, т.е. 47% учащихся 9 а класса не обладают прочным навыком выполнения задания
№7 ОГЭ .
Предлагаемые материалы направлены на систематизацию и обобщение знаний
по этой теме и могут быть использованы на разных стадиях работы: объяснение
материала, закрепление изученного, контроль.
Планируемый результат: сформированность навыков определения вида связи в
словосочетании, замены синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Теория
Чтобы справиться с заданием
7, необходимо знать способы связи слов в словосочетании.
В русском
языке существует 3 способа (вида) связи слов в словосочетании:
1.
СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ
Способ связи можно определить по
зависимому слову.
Рассмотрим, какими частями речи
выражаются зависимые слова при каждом виде связи.
Согласование
При СОГЛАСОВАНИИ зависимое
слово может быть выражено:
1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг
2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на
прилагательное
Например: мой портфель
3.ПРИЧАСТИЕМ
Например: летящий шар
4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Например: второй этаж
Управление
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово
может быть выражено:
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Например: иду в школу
2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное
Например: письмо для меня
Примыкание
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. НАРЕЧИЕМ
Например: говорить тихо
2. ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Например: меняемся не глядя
3. НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ
ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
Например: уехал учиться
ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ
по главному, а только по
зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос
отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
словосочетанием!
4. Однородные члены предложения
словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
СОВЕТЫ, которые помогут вам
избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать
вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос
от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без
изменения (то есть не меняем его
грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и
оставляем).
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи
оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным,
при управлении — существительным.
4. Читаем в задании, какой тип
связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление,
значит, наречие заменяем
синонимичным существительным,
можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление,
то прилагательное заменяем
синонимичным существительным(например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно
может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД
главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а приуправлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
Тренировочные задания
Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости —
Задание 5 УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
(ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.
А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.
Образец: бак для мусора (У) – мусорный бак (С)
1.варенье из груш –
2. тьма без просвета –
3. командир дивизии –
4. стол из дерева –
5. соревнования по шахматам –
6. утро сентября –
7. заболевания сердца –
8. работа вручную –
Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным
Образец: обиженно ответить (П) – ответить с обидой (У)
1.узнать беседуя –
2. радостно согласиться –
3. журавлиный клин –
4. станционный буфет –
5. напряжённо всматриваясь –
6. бесцельно бродить –
7. уважительно относиться –
8. травяной отвар –
В) Замените зависимое слово однокоренным наречием
Образец: сибирские пельмени (С) – пельмени по-сибирски (П)
1. корейский салат –
2. выслушать с вниманием –
3. относиться с заботой –
4. работал с упорством –
5. сделанный с умом –
6. покраснеть от смущения –
7. исчезнуть без следа –
8. заниматься без системы —
Ответы
Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель — портфель для школы
5. плюшевый медвежонок — медвежонок из плюша
6. приморский парк — парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол — стол учителя
5. конское ржание — ржание коня
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору — горная тропинка
4. человек без совести — бессовестный человек
5. вопрос по литературе — литературный вопрос
6. гостиница при вокзале — привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью — гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами — двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами — рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет — двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил — жил без забот
7. бесшумно едет — едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука — беззвучно плакал
9. поступил без жалости — безжалостно поступил
Задание
5.
УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
(ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.
А) Замените зависимое слово
однокоренным прилагательным.
1.варенье из груш
(У) – грушевое варенье (С)
2.тьма без
просвета (У) – беспросветная тьма (С)
3.командир дивизии
(У) – дивизионный командир (С)
4.стол из дерева
(У) – деревянный стол (С)
5.соревнования по
шахматам (У) – шахматные соревнования (С)
6.утро сентября
(У) – сентябрьское утро (С)
7.заболевания
сердца (У) – сердечные заболевания (С)
8.работа вручную
(П) – ручная работа (С)
Б) Замените зависимое слово
однокоренным существительным
1.узнать беседуя (П) – узнать в беседе (У)
2. радостно согласиться (П) – согласиться с радостью (У)
3. журавлиный клин (С) – клин журавлей (У)
4. станционный буфет (С) – буфет на станции (У)
5. напряжённо всматриваясь (П) – всматриваясь с напряжением
(У)
6. бесцельно бродить (П) – бродить без цели (У)
7. уважительно относиться (П) – относиться с уважением (У)
8. травяной отвар (С) – отвар из трав (У)
В) Замените зависимое слово
однокоренным наречием
1. корейский салат (С) – салат по-корейски (П)
2. выслушать с вниманием (У) – внимательно выслушать (П)
3. относиться с заботой (У) – заботливо относиться (П)
4. работал с упорством (У) – упорно работал (П)
5. сделанный с умом (У) – умно сделанный (П)
6. покраснеть от смущения (У) – смущённо покраснеть (П)
7. исчезнуть без следа (У) – исчезнуть бесследно (П)
8. заниматься без системы (У) – заниматься бессистемно (П)
Используемые
материалы:
М.В.Козулина.
Подготовка к экзамену по русскому языку. Саратов. Издательство «Лицей»,2013
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/1.html#more
Образовательный
блог Крюковой Марины Анатольевны
В нее входят синтаксические конструкции, которые очень близки по смыслу и значению, но могут иметь разную форму выражения и оттенок значения. Благодаря синонимии говорящий может выбрать для себя соответствующие языковые средства. Одним из главных видов синонимии принято считать сложные и простые предложения. Сложное предложение является своеобразным доказательством литературной и развитой речи говорящего.
Проводя анализ синтаксических синонимов рассматривают предложения с различным порядком слов. Это может быть инверсия, разнообразные позиции у членов предложения, словосочетания с дополнительными компонентами.
Явление синтаксической синонимии
Явление синтаксической синонимии базируется на взаимности синтаксических связей и отражаемых при помощи информации о предметах. Яркими примерами могут послужить следующие словосочетания:
-
Золотой кубок – Кубок из золота
-
Вишневое варенье – Варенье из вишни
-
Отцовское письмо – Письмо отца
-
Шерстяной свитер – Свитер из шерсти
-
Фруктовый джем – Джем из фруктов
Иногда явление синонимии может проявляться в предметных ситуациях или синтаксическая синонимия предложения:
-
Было холодно – Был холод.
-
Снег покрыл крыши домов – Снегом покрыло крыши домов.
Основанием для применения синонимии являются следующие показатели:
-
Сходство содержания или понятия.
-
Сходство лексической направленности в предложении.
-
Общность или схожесть главного грамматического понятия.
Синтаксические синонимы могут различаться по таким видам, как одноуровневые и многоуровневые. В одноуровневые входят значения из одной синтаксической конструкции (например, синонимичные сочетания яблочный сок – сок яблока).
К многоуровневой, или как её еще называют, разноуровневой синонимии относят комбинирование предложений, как простых, так и сложных: Атласное платье – Платье, сшитое из атласа – Платье, которое сшито из атласного материала. В данном случае могут встречаться различные модельные конструкции.
Синонимические конструкции и их примеры
Те речевые конструкции, которые схожи по смыслу при различном построении словоформы, выраженные одинаковым синтаксическим уровнем, принято считать синонимическими. Они могут относится к словосочетаниям, членам предложения и придаточным предложениям.
Их схожесть значений не всегда обозначает абсолютное единство в этом значении. Они могут быть различными по оттенкам значения, стилистической окраске, уровнем употребительностью и образностью. Некоторые конструкции подчеркивают признак предмета, например, помощь сестры – сестринская помощь, настенная краска – краска для стены, кошачье урчание – урчание кошки.
Также конструкции синонимического формата могут обозначать переносное значение, основанные на терминологическом характере или метафорическом сравнении. Например, черепаший шаг, куриная слепота, волчий аппетит. В данных примерах приводится сравнительный оборот. Сравнивается предмет, имеющий аналогичные признаки.
Синонимическая конструкция имеет следующие главные отличительные особенности:
-
схожесть по смыслу, которая совпадает с лексическим понятием большинства фраз, из которых и состоит сама конструкция;
-
способность взаимозамены на основе смысловой схожести;
-
разнообразное грамматическое оформление не только к различным формам частей речи, но и разных частей речи.
Изученность данной категории речи позволяет осуществлять различные квалификации синтаксических синонимов в разных планах и с разнообразных точек зрения. Например, Л. Ю. Максимов предлагает посмотреть на синтаксические синониме через сложное предложение, где он различает однотипные и разнотипные виды. Это могут быть синонимы на морфологическом уровне, на уровне словосочетаний, простого и сложного предложения.
Также Максимов утверждал, что синонимия может возникать между следующими предикативными компонентами в предложении:
-
Простые предложения с различной конструкцией. Мне весело. – Я весела.
-
Сложноподчиненное построение. Дети съели торт, приготовленный мамой. – Дети съели торт, который приготовила мама.
-
Придаточные предикативы. Разговор не состоялся, так как была прервана связь. – Разговор не состоялся, потому что связь была прервана.
Средства синонимической трансформации
Главным средством трансформации синонимии является перефразировка. Довольно часто данный прием используется в переводческих работах. Перед автором стоит главная задача перефразировать предложение, но при этом максимально сохранить смысл. Например, Радио было изобретено Поповым. – Попов создал радио. – Попов – изобретатель радио. – Попов – создатель радио. – Радио было создано Поповым.
Синонимическая трансформация может проходить при помощи разных частей речи. Все зависит от того, какая словоформа будет наилучшим образом подходить для максимального сохранения смысла в предложении.
Синтаксическая синонимия примеры перефразировки можно заметить в работах переводчиках с иностранного языка. Они не занимаются прямым переводом, так как зачастую прямой перевод может нагрузить предложения из-за конструкционных различий языков. Задачей переводчика является сделать такую трансформацию, чтобы во время перевода не потерялся смысл исконного предложение, а также было легко воспринимать на другом языке.
Существует огромное количество различных трансформаций при переводе. Переводчики активно используют подходящую трансформацию-перефразировку с сохранением смысла.
Одним из самых распространенных критериев оценки перевода текста является типология соответствий В. Н. Комиссарова, согласно которой они классифицируются на: вариантные -когда в языке перевода несколько слов имеют одно значение. К примеру, в русском языке такие слова, как военный, военнослужащий, рядовой, солдат в английском называются одним существительным soldier; окказиональные:
-
словосочетания и слова, подобранные переводчиком для передачи смысла посредством калькирования — точного воспроизведения структуры слова;
-
описательные обороты, что не являются в переводимом языке постоянными;
-
постоянные — значения слов, одинаковые в обоих языках.
Вышеперечисленные типы соответствий делятся на адекватные, аналоги и определенные эквиваленты. Каждый из них анализируется отдельно. И все данные форматы относятся к синтаксической трансформации.
Экспликация еще одно средство трансформации где лексическая единица может быть заменена на словосочетание, которое содержит в себе полное совпадение по смыслу или значению. При средстве компенсации автор может для полного понимания добавить необходимые элементы другими средствами, которые утрачиваются при переводе.
Обновлено: 04.05.2023
Синонимичные словосочетания — это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но выражаются различными грамматическими формами.
Хрустальная ваза — ваза из хрусталя.
Цветочный сад — сад, полный цветов.
Говорить громким голосом — громко говорить — говорить на повышенных тонах.
Красная машина — машина из метала, красного цвета.
Маша пришла в школу в красивом черном платье — Маша пришла в школу в красивом платье черного цвета.
Саша нашел на улице грязного кота — Саша нашел на улице кота, который испачкался/ был грязным.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
- Бессоюзных и сложносочиненных:
- Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
- Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.
- БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
- ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Синонимия словосочетаний. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими. Например: город у моря — приморский город; держаться с достоинством — держаться достойно; идти лесом — идти через лес — идти по лесу; землетрясение в девять баллов — девятибальное землетрясение.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня — топот (чей?) конский.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать — поехать на работу.
Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать — поехать на работу.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня — топот (чей?) конский.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.
Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. Без предлога. Уровень А. 1.Лесной запах – Уровень Б. 1.Преподавательский стол — стол преподавателя запах леса
С предлогом: Уровень А. 2.бессонная ночь – Уровень Б. 2.алгебраическая задача – ночь без сна задача по алгебре ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: Уровень А 3.голубоглазая девочка – Уровень Б 3.белоствольная берёза — ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. девочка с голубыми глазами берёза с белым стволом
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ Уровень А. 4.бесшумно едет — Уровень Б. 4.осторожно слез – едет без шума слез с осторожностью
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ Уровень А 5.уезжал со спокойствием — Уровень Б 5.отзывался с гордостью – спокойно уезжал гордо отзывался
№ слайда 1
№ слайда 2
Например: город у моря — приморский город; держаться с достоинством — держаться достойно; идти лесом — идти через лес — идти по лесу; землетрясение в девять баллов — девятибальное землетрясение. Например: город у моря — приморский город; держаться с достоинством — держаться достойно; идти лесом — идти через лес — идти по лесу; землетрясение в девять баллов — девятибальное землетрясение.
№ слайда 3
1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.
№ слайда 4
1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо; 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня — топот (чей?) конский.
№ слайда 5
1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать; 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать — поехать на работу.
№ слайда 6
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
№ слайда 7
Читайте также:
- Сообщение о словаре иностранных слов
- Сообщение средостения с клетчаточными пространствами
- Сообщение по теме трудовые династии кузбасса
- Сообщение на тему нпф сургутнефтегаз
- Сонник сообщение о беременности
Значение слова «уровень»
У́РОВЕНЬ, —вня, м. 1. Условная горизонтальная линия или плоскость, являющаяся границей высоты чего-л.
Все значения слова «уровень»
Предложения со словосочетанием «на уровне»
-
Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз наблюдателя.
-
Я поднимаюсь с его помощью и понимаю, что мой, предположительно, сломанный нос находится где-то на уровне груди этого здоровяка.
-
В зависимости от уровня личностного развития и склонности к анализу себя, своих мыслей и эмоций у кого-то это осознанная позиция, а у кого-то остаётся на уровне подсознания.
- (все предложения)
Ассоциации к словосочетанию «на уровне»
- уровень
- (ещё ассоциации…)
Морфология
- Разбор по составу слова «уровень»
Правописание
- Как правильно пишется слово «уровень»