Синонимы кроссенс

ГУ
« Станционная средняя школа

отдела
образования акимата Карабалыкского         района»

Кроссенс

на уроках русского языка и литературы

с. Станционнное

Содержание

1. Пояснительная записка

2. История возникновения метода

3. Основной смысл создания кроссенса

4. Алгоритм создания кроссенса

5. Применение кроссенса

6. Виды кроссенса

7. Как работает кроссенс ученика

8. Применение кроссенса на уроках литературы

9. Применение кроссенса на уроках русского языка

10. Применение кроссенса на уроках способствует

Приложение 1

Образцы кроссенса на уроках русского языка

Приложение 2

Образцы кроссенса на уроках литературы

Пояснительная записка

Сегодня мы встречает всё больше технологий, которые
позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.

Использование нетрадиционных методов и приемов
обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению
мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные
коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.
Совсем недавно  учебные заведения
пытались дать своим ученикам образование на всю жизнь. Сейчас новый
образовательный стандарт ставит перед нами иные задачи: учителя  должны научить
своих учеников самим добывать знания, т. е образование на протяжении всей
жизни.

Как
же этого добиться?

Учитель
ищет разные приемы, технологии, методы и вот кроссенс как методический прием
помогает нам с вами в этом. Т. е применение кроссенса в учебном процессе
способствует логическому мышлению ученика, самостоятельности, инициативности и
развития творческих способностей.

      Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на
основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества,
коммуникации и критического мышления обучающихся.

История возникновения  метода.

«Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он
всегда будет только подражать, копировать…» Л. Н. Толстой

         Слово «кроссенс» означает «пересечение
смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым
— писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором
технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели
журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

Основной смысл создания
кроссенса

это загадка, головоломка, ребус,
задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом
качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная
форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и
логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае
правильный ответ один и тематика конкретна.

         Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку,
замкнутую в поле из  9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое
изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить
кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов

      Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться
нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут
связаны следующим образом: 1 — 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается
цепочка, завёрнутая «улиткой» ,Начать читать можно как с первой, так и с любой
узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная
картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения
кроссенса — по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5,
6-5, 8-5 и 4-5.

           Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо,
далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате.
Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с
первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с
номером 5. По желанию автора. Он может быть связан со всеми изображениями в
кроссенсе.

Картинки по запросу кроссенс это

Применение кроссенса

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы
на любом этапе урока:

— проверка
домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать  о материале прошлого урока,
функция опорной образной схемы);

— формулировка
темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и
определите тему урока);

— раскрытие
информационного блока темы, поиск  проблемы (виды, причины, черты, последствия
чего – либо в образах и символах);

— обобщение
материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые
появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал,
делают вывод);

— организация
групповой работы ( составление кроссенса на заданную тему из предложенных
изображений, сравнение кроссенсов групп);

— творческое
домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на
заданную тему);

— построение
структуры урока ( девять элементов кроссенса могут  содержать в себе
последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в
середине).

               Кроссенс
основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами.
Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами,
картами, диаграммами.

Такой прием
позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться 
от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют
заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними
изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и
перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на
пятой – создают свой кроссенс.

Виды
кроссенса

              
«Базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика —
объяснить кроссенс) кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками
глубинные на основе замены прямых образов косвенными, символическими, за­дача
ученика — разгадать кроссенс)

Как работает кроссенс ученика

 Ученический
кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем
. В
первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы,
способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и
развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то
организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет
ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь
отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал,
проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как
любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и
развивают воображение.

Не
стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они
могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия,
юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого
дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения
одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует
развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом
миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель
ОБРАЗования?… 

        Работать с кроссенсом лучше в микрогруппе или
парах. Деятельность

учителя здесь — это организация совместного
действия учащихся. Дети

помогают друг другу, осуществляют
взаимоконтроль, взаимопомощь. В

результате формируются регулятивные и
коммуникативные УУД. Но

некоторые учащиеся желают работать
самостоятельно. Тогда они сами

усваивают новые знания, формируют умения и
компетенции, что

совпадает с концепцией УУД.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал
«Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного
мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного
творческого дела.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/ppt_to_html/u282862/p148398/img11.jpg

                 Можно
убрать элементы из кроссенса и предложить учащимся самим решить, что должно
быть в 5 квадрате.

                Конечно,
не у всех учащихся получится составить самостоятельно кроссенс с первого раза,
особенно, если у ребёнка слабо развито логическое мышление, если возникают
трудности понимания причинно – следственных связей понятия и образа или
ассоциации с ним. Но, несмотря на это, даже слабые ребята с удовольствием
включаются в работу.

Пример кроссенса
«слабого»  учащегося.

Работа
с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы.

 Применение
кроссенса  на уроках способствует:

1. Развитию
логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;

2. Проявлению
креативности;

3. Развитию
коммуникативных и регулятивных умений;

4. Формированию
навыков работы с информацией;

5. Повышению
интереса к предмету.

        Таким
образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить
в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного
образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого
поиска ученика.

            Приложение 1

Образцы использования кроссенса на уроках
русского языка

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/ppt_to_html/u282862/p148398/img9.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/ppt_to_html/u282862/p148398/img10.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d36/0003a32d-91a64773/img12.jpg

https://fsd.compedu.ru/html/2017/10/12/i_59df1c029d4c3/img_phpSPxfdj_prezentaciya-Krossens_30.jpg

https://theslide.ru/img/thumbs/65eb78fd3094fcee91896793bd090006-800x.jpg

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=5a2ca175907f8911e656b3c170ccbe9d&n=13

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=609x10000:format=jpg/path/sb2c5a7db32a23b1a/image/if3e9a72283bd033b/version/1532546691/image.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10ea/0002d009-2a2449c0/1/img8.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03dc/0003c0e3-8d268a46/img11.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0684/0017ad33-b95c8f07/hello_html_m2a35f81f.jpg

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/ZHivaja-voda-v-prirode/0003-003-Dlja-chego-nuzhna-voda.jpg

1.
Носить воду в решете 
2. Молчал, будто воды в рот набрал 
3. Водить вилами по воде 
4. Как в воду глядел 
5. Основная тема- вода 
6. Выйти сухим из воды 
7. Вода путь найдёт 
8. Вода о воде не плачет 
9. Вода плотину рвёт

https://sun9-69.userapi.com/c834200/v834200177/13a3b8/x_w3GAFewgA.jpg

             Приложение
2

Образцы
кроссенса на уроках литературы

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d36/0003a32d-91a64773/img11.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1261/0004f460-c69527e4/img15.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1261/0004f460-c69527e4/img16.jpg

     

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=642x10000:format=jpg/path/sb2c5a7db32a23b1a/image/i96c3dbae1dcee747/version/1532545508/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=576x10000:format=jpg/path/sb2c5a7db32a23b1a/image/ia0248843035d0827/version/1532546638/image.jpg

                   

                    

                Манилов из поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1.     «…черты
лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур
было передано сахару…»

2.     «Дом
господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам,
каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета
подстриженным дерном»

3.    
Под
двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми
колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»

4.    
Иногда,
глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если
бы вдруг от дома провести подземный ход…

5.    
…или
чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки,
и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для
крестьян.

6.    
В
его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на
четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.

7.    
В
доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель,
обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево;
но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею;
впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего
гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы»

8.    
Хозяйка
села за свою суповую чашку; гость был посажен между хозяином и хозяйкою, слуга
завязал детям на шею салфетки. Фемистоклюс  и Алкид

Маргарита
из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.    
«Она несла в руках отвратительные, тревожные
желтые цветы… Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в
Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.

2.    
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли
выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

3.    
Так поражает молния, так поражает финский нож!

4.    
Булгаков перефразировал известную пословицу «Что
написано пером – не вырубишь топором», сказав устами Воланда великую фразу:
«Рукописи не горят».

5.    
Мистический мир Воланда

6.    
Маргарита сделала еще один рывок, и тогда все скопище
крыш провалилось под землю, а вместо него появилось внизу озеро дрожащих
электрических огней, и это озеро внезапно поднялось вертикально, а затем
появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула луна.

7.    
Полночь приближалась, пришлось спешить. Маргарита
смутно видела что-нибудь. Запомнились свечи и самоцветный какой-то бассейн

8.    
Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед
зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец

Татьяна
Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1.    
Сэмюэл
Ри́чардсон — английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы
XVIII и начала XIX вв

2.    
Ей
рано нравились романы;

Они
ей заменяли всё;

Она
влюблялася в обманы

И
Ричардсона и Руссо

3.    
Дика,
печальна, молчалива,

Как
лань лесная боязлива,

Она
в семье своей родной

Казалась
девочкой чужой

4.    
Татьяна
(русская душою,

Сама
не зная, почему)

С
ее холодною красою

Любила
русскую зиму…

5.    
Татьяна
верила преданьям

Простонародной
старины,

И
снам, и карточным гаданьям,

И
предсказаниям луны…

Татьяна
любопытным взором

На
воск потопленный глядит:

Он
чудно вылитым узором

Ей
что-то чудное гласит…

6.    
И
снится чудный сон Татьяне.

Ей
снится, будто бы она

Идет
по снеговой поляне,

Печальной
мглой окружена…

7.    
Упала
в снег; медведь проворно

Ее
хватает и несет;

Она
бесчувственно-покорна,

Не
шевельнется, не дохнет;

Он
мчит ее лесной дорогой;

Вдруг
меж дерев шалаш убогой;

Кругом
все глушь; отвсюду он

Пустынным
снегом занесен,

И
ярко светится окошко,

И
в шалаше и крик и шум…

8.    
Тут
был, однако, цвет столицы,

И
знать, и моды образцы,

Везде
встречаемые лица,

Необходимые
глупцы…

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/ppt_to_html/u282862/p148398/img15.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/ppt_to_html/u282862/p148398/img16.jpg

В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повседневные задачи. Инновационное образование актуализирует запрос на раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Креативность, мобильность, инициативность требуются от каждого.

Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума. Каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и её исправлением и занимается логопед.

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносит неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребёнка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, накопление и активация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа , и, конечно, коррекция произношения.

А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один использовать инновационные педагогические технологии.

Предлагаем рассмотреть развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Технология «Кроссенс» позволяет:

  • упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
  • развивать зрительное восприятие;
  • учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
  • развивать логику;
  • развивать образное мышление;
  • учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
  • учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
  • учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
  • учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
  • развивать смекалку, тренировать внимание.

Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.

Наша задача — объяснить кроссенс, составить рассказ — ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления.

Существует три способа решения кроссенса.

Первый способ — это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.

Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Во втором варианте центральное изображение со всеми картинками.

В третьем случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем — из четырёх квадратиков. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.

Такого рода игры — хороший способ тренировки памяти. И когда хочется понять, на каком уровне находится ребёнок, это задание помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать.

Использование данной технологии вызывает интерес не только у педагогов и детей, но и у родителей воспитанников, которые помогают логопеду создать кроссенсы, делая это вместе со своими детьми. Данная работа показывает, что использовать интернет возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещённых в таблицах, которые будут использоваться при проведении НОД. Родители становятся участниками проведения НОД, что в значительной мере повышает их родительскую компетентность и умение заниматься со своими детьми продуктивной деятельностью. Родители больше уделяют времени и внимания своему ребёнку. Их общение становится продуктивным, интересным, развивающим, творческим. Родители также могут увидеть трудности ребёнка в обучении, понять причины, помочь педагогу в своевременном их устранении.

Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:

  • необходимо определить тематику, общую идею;
  • подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;
  • найти связи между элементами, определить последовательность;
  • сконцентрировать смысл в одном элементе(центр);
  • подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

  • Конкретность образов — чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;
  • Всеобщность — чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
  • Полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
  • Краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

Таким образом, «Кроссенс» — это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.

Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.

Всё это способствует оптимизации логопедического взаимодействия, превращает занятия с детьми из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.
  2. Гомзяк О.С. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма «Я буду писать правильно» Приложение к учебно-методическому комплекту «Говорим правильно. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» ООО «Издательство Гном» 2014
  3. Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003.
  4. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет. «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.
  5. Нищева Н.В., Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
  6. Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.

Мастер — класс на тему:

«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся  на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.

Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие гости! Я, Агасбекова Мадина Салимовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №10 им. Б.М. Карданова г. Баксана» рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.

Как известно, на сегодняшний  день к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением ученика не только  ориентироваться в потоке информации, но и творчески решать возникающие вопросы, применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое  мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

     При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать учеников?  Как развивать нестандартное мышление и креативность? Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся , вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни. Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее.

СЛАЙДЫ 1-2 Тема моего мастер-класса – «Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления на уроках русского языка и литературы».

СЛАЙД 3. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

— Уважаемые коллеги, с чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.) 

СЛАЙД 4. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?… В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук — это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 5. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А.С. Пушкина.)

СЛАЙД 6. На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 8. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

СЛАЙД 9.

 А сейчас я предлагаю поработать над разгадкой следующего кроссенса.

 Наша задача — найти связь между соседствующими картинками и определить тему  кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.  

Итак, какая связь между короной и сорокой? орона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше… («Соловей» и «Огниво» — это сказки  Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».) 

СЛАЙД 10. В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 11. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

— Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

— Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

— Найти связи между элементами, определить последовательность.

— Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

— Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

— Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

СЛАЙД 12. Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

— на стадии определения темы занятия,

— для определения и постановки проблемы,

— для закрепления материала,

— как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

— как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Слайды 13, 14, 15 листаем

Подведем итог. «Кроссенс» — это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.    

Работа с данным приёмом  способствует развитию и формированию следующих образовательных результатов:

     Личностные: принятие новых ценностей и нравственных норм; мотивация к изучению предмета; умение взаимодействовать с окружающими.

     Метапредметные: освоение новых способов деятельности, развитие способностей к самоорганизации и самовыражению; приобретение навыков работы с информацией разных видов; умение осознанно и произвольно строить высказывания; умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи; оценивание своей и общей деятельности.

    Предметные: приобретение знаний и умений;  развитие умения понимать   обучающимися глубину изучаемой темы.

Свой мастер-класс хочу закончить словами Сократа: «Я не могу  научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит». 

     Желаю всем участникам конкурса профессиональных успехов, пусть всё задуманное обязательно исполнится, и всем присутствующим  самого главного в жизни – ЗДОРОВЬЯ!

Спасибо за внимание!

Сегодня я хочу поделиться своими эффективными , на мой взгляд, двумя приемами визуализации , которые я использую на уроке.

1.Первый прием — это «облако слов»

Облако слов – это визуальное представление списка ключевых слов. (Слайд 8).

Суть методики: исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов, которые особым образом вписываются в графическую фигуру словами.

(Слайд 9,10). При работе с облаком слов детям нужно объяснить, что чем больше шрифт у слов, чем чаще оно в силуэте, тем слово важнее.

-Давайте обратимся к этому изображению. (Слайд 11). Какие слова вы здесь видите, проговорите. Сказка –быль, Михаил Пришвин, «Кладовая солнца». А теперь на этапе целеполагания, на этапе, когда нужно озвучить тему на уроке не нам, а ученикам, дети могут сделать это сами. Давайте определим тему урока.

Приведу несколько конкретных примеров использования облака на уроках русского языка и литературы:

  • задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст (Слайд 12). ;

    • задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст. (Слайд 12);

    • задание «Найди лишнее слово»: на любом уроке и любом этапе урока — задание для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки. (Слайд 13);

    • «Восстанови определение» — На этапе закрепления или контроля знаний предлагаю облако слов, содержащие основные понятия по изученной теме. Учащимся предлагаю раскрыть суть этих понятий. (Слайд 14);

    • «Облако слов» позволяет организовать дидактические игры «Найди пару», «Исключи лишнее», Игра «Задай вопрос другу», «Установи соответствие». (Слайд 15);

    • на этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова —  эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось. (Слайд 16);

  • Это — удивительное упражнение для развития творческой фантазию. «Составьте предложения или рассказ» — используется как можно больше слов из облака; «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака слов. (Слайд 17)

Вариантов использования данного приема на уроках – множество. Каждый учитель может найти свое применение. (Слайды 18, 19)

Практическая часть. Работа в группах

Задание «Создание облако слов»

(Слайд 20). Сервисов для создания «облака слов» много, они отличаются набором функций, но все сервисы автоматически генерируют облако-рисунок из введенных слов.

Самый простой, на мой взгляд, сервис для создания «облака» — это https://wordscloud.pythonanywhere.com. (Слайд 21);

На рабочем столе ваших компьютеров открыт документ «Рабочий лист участника мастер-класса». Пройдите по ссылочке в документе.

Сервис русскоязычный, не требует регистрации, имеются примитивные примеры и шаблоны. Можно выбрать цвет фона и шрифта, форму «облака». Созданное «облако» можно сохранить и использовать в распечатанном виде или вставить в презентацию. Можно рекомендовать учащимся .

Найдем задание №1 «Создать облако слов»

Условия выполнения задания:

  1. урок русского языка в 8 классе по теме: «Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства»;

  2. этап урока « Актуализация знаний»

Учебная ситуация к заданию:

«Изучите ключевые слова «облака» и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите второстепенные члены предложения. Назовите части речи».

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ДОПОЛНЕНИЕ КОСВЕННОЕ ПРЯМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

существительное наречие глагол прилагательное союз частица междометие числительное местоимение предлог

-Обратите внимание, что в предложенном варианте набора ключевых понятий, важных для темы урока, я их выделила шрифтом и поместила их на первое место. Таким образом, в учебном облаке отмечается наиболее удачное расположение терминов, на которых вы бы хотели акцентировать внимание учащихся

Копируйте выделенные слова.

В поле Text вставьте скопированный элемент.

Выберите цвет фона.

Выберите цвет текста.

Выберите трафарет облака слов

Нажмите кнопку «создать»

Сервис сгенерирует «облако слов»

Сохраните итоговые продукты в виде jpg

Опубликуйте свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса» в колонке «Результат». Вы можете сохранить изменения, если получившаяся картина Вам нравится. Также можно вернуться к предыдущей версии, отменив изменения, создать

копию или удалить дизайн. Обновляя дизайн, можно получить несколько вариантов «словарных облаков».   На их основе можно подготовить дидактические карточки.

Задание №2 для групп

 Ваша задача составить задание на основе «Облако слов» и смоделировать учебные ситуации к ним по использованию их на уроках русского языка и литературы.

Затем один участник группы демонстрирует готовое задание и возможность применения его на определенном этапе урока.

Задание группам:

1-я и 3 группы. Составить задание по теме «Синонимы»
2-я  и 4 группы. Составить задание по теме «Басня как эпический жанр» .
5-я и 7  группы. Составить задание по теме «Глагол»

6-я и 8  группы. Составить задание по теме «М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

На работу отводится 10 минут.

На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности. Выберите тему, придумайте текст, воспользуйтесь готовым шаблоном, а сервис красиво оформит облако слов. Все это способствует созданию оригинального задания за минимальное время.

2. (Слайд 23). Второй приём визуализации, который я использую на уроках – это кроссенс.

(слайд 24). Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

(Слайд 25). Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Задача учащегося – объяснить кроссенс, составить рассказ –

ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Это очень простые примеры. А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?.. В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук — это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

(Слайд 27). Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?

(С.Я. Маршак. Сказка –пьеса «Двенадцать месяцев»)

(Слайд 28). На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

(Слайд 29). Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

(Слайд 30). Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

(Слайд 31). Наша задача — найти связь между соседствующими картинками и определить тему  кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.  

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше… («Соловей» и «Огниво» — это сказки  Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».) 

(Слайд 32). В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

(Слайд 33). А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. ( демонстрируется задание, идёт работа в парах.)

(Слайд 33). Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

«Улыбка» — результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

(Слайд 34). О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…  Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

(Слайд 35). Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.

— Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

— Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

— Найти связи между элементами, определить последовательность.

— Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

— Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

— Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

(Слайд 36). Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

(Слайд 37).

(Слайд 38 -45). Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

(Слайд 46). Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

— на стадии определения темы занятия,

— для определения и постановки проблемы,

— для закрепления материала,

— как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

— как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

(Слайд 47). Подведем итог. «Кроссенс» — это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!..

Создает условия для получения участниками теоретических знаний

Предлагает своё задание «облако слов»

Приводит примеры использования «облака слов» на уроках русского языка и литературы, комментирует их

Организует обзорное знакомство с веб-сервисом для создания «облако слов»

Участникам мастер-класса предлагает инструкцию по работе с сервисом

Информирует о содержании заданий и условиях их выполнения:

Организует работу в группах по разработке заданий с применением приема «облако слов»

Выполняет роль консультанта, объясняя, что при создании первыми записываются ключевые понятия по теме урока, можно напечатать или вставить уже готовый текст с выделенными словами в открывшееся окно.

Организует самостоятельную работу участников мастер-класса

Организует обмен мнениями совместное обсуждение разработанных заданий участниками мастер-класса.

Создает условия для получения участниками теоретических знаний

Предлагает выявить ассоциативную связь между картинками

Просит найти общее между понятиями

Демонстрирует модель кроссенса.

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Демонстрирует схему чтения кроссенса

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Демонстрирует еще одну схему чтения кроссенса

Вовлекает в процесс чтения кроссенса

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Организует работу в группах по разгадыванию кроссенса и определению его темы

Предлагает алгоритм создания кроссенса

Предлагает ответить на вопрос, на каких этапах занятия можно использовать прием «кроссенс»? 

Обосновывает педагогическую эффективность

демонстрируемого приема

Знакомятся с презентацией теоретического материала

Принимают участие в беседе.

Анализируют, предложенные примеры, задают вопросы

Переходят на сайт.

Знакомятся с инструкцией

( 5 минут)

Работают в группах по предложенным заданиям, создают итоговые продукты, сохраняют в виде jpg

публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».

Выполняют самостоятельную работу в группах по созданию собственных моделей заданий в режиме освоенного приема «облако слов» технологии визуализации

Готовые продукты сохраняют в виде jpg, публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».

Один участник озвучивает результаты работы.

Знакомятся с презентацией теоретического материала

Слушают, включаются в беседу

Находят общее между понятиями

Отвечают на вопросы

Знакомятся с авторской моделью кроссенса

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Знакомятся со схемой чтения кроссенса

Знакомятся с авторской моделью кроссенса

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Представление результатов работы

Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию

Слушают, включаются в беседу

Принимают участие в беседе.

Определяют, на каких этапах занятия можно использовать кроссенс

Кроссенс — метод развивающей технологии на уроках русского языка и литературы.

Кроссенс —
метод
развивающей технологии
на уроках русского языка и литературы Сазанковой Татьяны Владимировны.
МАОУ СОШ №8

Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся, вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни?

Использование развивающего метода “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией, способствует достижению планируемых результатов

Название «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд»,  которое в переводе с английского означает «пересечение слов»

Авторы
писатель,
педагог и математик
Сергей Федин

доктор технических наук,
художник и философ
Владимир Бусленко

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Способы чтения кроссенса

«базовый» кроссенс
(связи между картинками поверхностные, задача ученика — объяснить кроссенс)
кроссенс
«высокого уровня»
(связи между картинками глубинные на основе замены прямых образов косвенными, символическими, за­дача ученика — разгадать кроссенс)

Формулировка темы урока, постановка цели
Творческое домашнее задание
Построение структуры
Раскрытие информационного блока темы
Организация групповой работы
Обобщение и закрепление материала
Проверка
домашнего задания
Как работает кроссенс учителя

Пример использования кроссенса на уроке русского языка
Тема: Общение устное и письменное (5 класс)

Тема урока в 5 классе:
О-Е после шипящих и Ц в окончании существительного
Пример использования кроссенса на уроке русского языка

Отражает глубину понимания темы
Способствует развитию образного и логического мышления
Повышает мотивацию
Развивает способность самовыражения
Повышает инициативность
Проявляют нестандартное мышление
Повышает уровень собственной эрудиции
Развивает креативность и воображение
Как работает кроссенс ученика

Разгадайте
русскую пословицу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы криминальный преступный уголовный
  • Синонимы криминалистического
  • Синонимы крига
  • Синонимы крепкий здоровый
  • Синонимы креон 10000