Синонимы как средство связи

Лексические средства связи синонимы

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание — 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Примеры связи в предложении: Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка — цветок; берёза — дерево; автомобиль — транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза. Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом.

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок.

3 Лексический повтор

Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом — «модель сказуемое — подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море.

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но.

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях, поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать, но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать. Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла. Ликованию, казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже, об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка. Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха. Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали. Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ.

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка — лев; дом — работа зелёный — спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак), её (работа), их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной );

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» — это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои.

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её. Какое из них является той скрепочкой, которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я, то что оно заменило в предложении 1? Ничего. А что заменяет местоимение её? Слово «школу» из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её.

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют. Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они.

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . ( Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии. Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе →Перейти к разделу «Сочинительные союзы»

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда. Или это мне так казалось...Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что. Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии. Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно — любить...

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне. Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

если это существительное — числе и падеже

если прилагательное — роде, числе и падеже

если местоимение — роде, числе и падеже в зависимости от разряда

если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана. С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник»: предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг»).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он»).

Подведём итог, процитировав автора «Методическом пособии для учителей (2016)», И.П. Цыбулько: «Лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей».

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором — одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы — это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы — это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Об этом подробно рассказано в справке к заданию 17 →Перейти к разделу «Вводные слова»

Его приняли на работу. К сожалению, Антон был слишком амбициозен. С одной стороны, компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её, которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её: «она» — это форма именительного падежа, «её» — это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже, вводное слово казалось, ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению.

Средства связи предложений в тексте

Содержание:

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
  • Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Лексические средства

  1. Лексические повторы
    • Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».

  2. Однокоренные слова
    • Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».

  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    • Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».

  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные
    • Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».

  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.
    • Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».

  6. Слова, связанные тематически
    • Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства

  1. Местоимения и местоименные наречия
    • Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».

  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    • Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».

  3. Наречия времени и места
    • Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».

  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    • Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».

  5. Степени сравнения прилагательных и наречий
    • Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме.
    • Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»

  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    • Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».

  3. Неполные предложения
    • Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!»

  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    • Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»

  5. Использование прямого и обратного порядка слов
    • Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

  • Сочинительные (и, а, или, сколько. столько и, а именно и др.)
  • Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.)

Самостоятельные части речи

Местоимения

  • Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
  • Возвратное: себя
  • Указательные: тот, те, этот и т.д.
  • Определительные: сам, весь, каждый и т.д.
  • Неопределенные: некто, нечто и т.д.
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д.
  • Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д.

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

  • Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор)
  • Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем)

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
Соответственно, можно выделить лексические и грамматические средства связи.
Лексические средства связи
1. Лексический повтор
Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
2. Однокоренные слова
Например: Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.
3. Синонимы.
Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта.
4. Антонимы.
Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
5. Описательные обороты.
Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.
Грамматические средства связи
1. Личные местоимения.
Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
4. Союзы (преимущественно сочинительные)
Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
5. Частицы
Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.)
Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
7. Единство видовременных форм глаголов
Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.
9. Синтаксический параллелизм
Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

источники:

http://bingoschool.ru/manual/192/

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/sredstva_svyazi_v_tekste_b

Скачать материал

без ожидания

Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекс...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 400 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 272 человека из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекс...

    1 слайд

    Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
    Учитель русского языка и литературы
    МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
    Рыжикова Р.Е.

  • Цели урока: Обучающая- повторить понятия о лексических и стилистических сино...

    2 слайд

    Цели урока: Обучающая

    — повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
    — дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
    — познакомить с градацией как средством выразительности речи.

  • Цели урока: Развивающая- создать условия для развития у обучающихся умений а...

    3 слайд

    Цели урока: Развивающая

    — создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
    — обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

  • Цели урока: Воспитывающая- воспитание любви к родному языку; стремления разв...

    4 слайд

    Цели урока: Воспитывающая

    — воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
    — воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  • Актуализация опорных знаний Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
С...

    5 слайд

    Актуализация опорных знаний
    Что такое синонимы?
    Виды синонимов:
    Лексические
    Стилистические
    Контекстные (контекстуальные)

  • Проверка усвоения сформированных умений Лексические синонимыЗадание №1
П...

    6 слайд

    Проверка усвоения сформированных умений
    Лексические синонимы
    Задание №1

    Подберите синонимы к данным словам:
    настоящий
    конечно
    Отечество
    красивый

  • Задание №2В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
каран...

    7 слайд

    Задание №2

    В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
    карандаш, стол, лампа
    ученик, школа, портфель
    сад, лес, берёза
    дом, изба, лачуга

  • Задание №3Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать...

    8 слайд

    Задание №3

    Какие слова НЕ являются синонимами?
    печально – грустно
    советовать – рекомендовать
    эффектный – эффективный
    отличный – великолепный

  • Задание №4Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений....

    9 слайд

    Задание №4

    Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
    Какова роль синонимов в этом тексте?
    Подчеркните синонимы в последнем предложении.
    ТЕКСТ:
    Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
    Из рассказа В.П. Астафьева

  • Задание №5О чём рассказывает автор? 
Каково лексическое значение слова «кедра...

    10 слайд

    Задание №5
    О чём рассказывает автор?
    Каково лексическое значение слова «кедрач»?
    А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
    Какова роль синонимов в последнем предложении?
    Какая картина возникает в нашем воображении?

  • Роль синонимов в текстеТочный подбор синонимов, умелое использование оттенков...

    11 слайд

    Роль синонимов в тексте
    Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
    Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.

  • Стилистические синонимыРасположите данные ниже синонимы согласно их стилистич...

    12 слайд

    Стилистические синонимы
    Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
    лицо, лик, рожа;
    ныть, жаловаться, стенать;
    идти, шествовать, брести;
    идти, шествовать, брести;
    постичь, понять, уразуметь.

  • Прочитайте текстДракон
В дверь диетической столовой 
Вошёл дракон семиголовый...

    13 слайд

    Прочитайте текст
    Дракон
    В дверь диетической столовой
    Вошёл дракон семиголовый.
    Он хором «Здравствуйте!» сказал
    И, улыбаясь, заказал:
    — Для этой головы,
    Пожалуйста, халвы.
    Для этой пасти –
    Прочие сласти.
    Для этой головки –
    Перловки.
    Для этой глотки –
    Селёдки.
    Для этой башки –
    Пирожки.
    Для этой рожи –
    То же.
    Для этого личика –
    Два сдобных куличика.
    Что ещё? Лимонада бутылку,
    Семь салфеток, ножик и вилку.
    В. Берестов.

  • Вопросы и задания к стихотворениюКакие ряды синонимов встретились в стихотвор...

    14 слайд

    Вопросы и задания к стихотворению
    Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
    Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
    Какую роль выполняют стилистические синонимы?

  • Роль стилистических синонимов позволяют определить стилистическую принадлежн...

    15 слайд

    Роль стилистических синонимов

    позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
    позволяют понять авторское отношение к описываемому

  • Контекстные синонимыВ стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова -...

    16 слайд

    Контекстные синонимы
    В стихотворении три ряда лексических синонимов:
    Голова — головка – башка;
    пасть – глотка;
    рожа – личико.
    В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.

  • Синонимы используются как средство выразительности   Градация (от латинского...

    17 слайд

    Синонимы используются как средство выразительности
    Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
    Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)

  • Синонимы – средство связи предложений в текстеСинонимы (в том числе и контекс...

    18 слайд

    Синонимы – средство связи предложений в тексте
    Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
    Например:
    Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.

  • Для чего нужны синонимы в речи?Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительне...

    19 слайд

    Для чего нужны синонимы
    в речи?
    Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
    Чтобы избежать повторов
    Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
    Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
    Или средство связи предложений

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 097 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.12.2020
  • 4606
  • 0
  • 08.12.2020
  • 4483
  • 0
  • 05.12.2020
  • 4308
  • 0
  • 03.12.2020
  • 1022
  • 0
  • 18.10.2020
  • 4635
  • 3
  • 04.08.2020
  • 5222
  • 0
  • 26.07.2020
  • 3968
  • 0
  • 29.06.2020
  • 1428
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Тема урока: «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора» 
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи. 
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов 
Ожидаемые результаты: 
А:ученик знает определение синонимов; 
В:ученик умеет подбирать синонимы, видоизменять материал 
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов. 

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

2.Актуализация

1.Проверка дом.зад Упр.—————
2.Лексическая пятиминутка (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. 
1.Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). 
2.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
3.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 
4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 
5.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). 

6.Слова одной и той же части речи, часто однокоренные, похожие по звучанию, но различные по лексическому значению (паронимы)

7.Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы)
Новая тема

3.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка. 
Карточка 1 задание 1 
Лесная сказка 
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… 
— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? 
— И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! 
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.) 

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) 
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? Ответ найдете в ребусе. 

4. Работа с учебником. Чтение теории Стр. 123 Учебник Т.Н.Андрияновой

Учащиеся читают правило № 1 1.Лексический повтор в тексте используется как средство связи предложений, а также как изобразительное средство, усиливающее образное впечатление от предмета, явления.

Упр. № 285 устно

Чтение правила № 2 стр.123

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ!

В качестве средств связи предложений в тексте используются:

— лексический повтор: Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.

— местоимения: Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие.

Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

— однокоренные слова: В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.

— синонимы: В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

— антонимы: Один был высокого роста, другой – роста низкого.

— описательный оборот: Петр – человек с клетчатым зонтиком.

5. Выполнение упр.287 (в группах) ( 1-1гр., 2-2гр, 3-3гр. 4-4гр.) Используйте правило №2

1 предложение –лексический повтор;

2предложение— талантливый, даровитый, более способный, опытный –синонимы;

3 предложение – друзья –недруги , много — мало –антонимы;

4предложение –Шоссе — стремительная река жизни –описательный оборот;

5предложение— снегири – красногрудые красавцы- описательный оборот.

Чтение Правило №3

6. 3. ПРЕДЛЖЕНИЕ. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

В данном тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других текстах словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь – любое животное. Здесь слова лось и зверьтекстовые, или контекстуальные, синонимы. Они и являются связующими словами в данных предложениях.

Самостоятельная работа. Упр. 289 (распечатать) Обращаться к правилу №2

Выступление групп.

Выступление независимых экспертов.

7.Этап рефлексии

  • Сначала мы рассуждали так…

  • Потом мы столкнулись с проблемой…

  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

  • Мы увидели (поняли)…Значит…

  • Теперь мы будем…

8. Дом.зад. Выуч.правила, упр. 290 (распечатать), отвечать на вопросы стр.125.

Упр. 290

Прочитайте. Удалось ли ученику точно и выразительно описать свою собаку? Устраните неоправданные повторы, подобрав текстовые синонимы.

Мое любимое животное –собака. Собаки бывают разных пород. Я люблю собак породы колли. У моей собаки шерстка желтоватая, мордочка удлиненная, с виду похожа на морковину, хвост длинный, похожий на метлу, глазки голубые. Она очень любит ходить гулять. Спит она на коврике в просторном коридоре. Когда мы обедали, ей очень понравился куриный бульон. Вот так мы живем все дружно и весело.

Какие еще недостатки есть в сочинении ученика? Исправьте недочеты в построении текста и напишите свой вариант сочинения .

Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!

  • Тип файла:

    ppt / pptx (powerpoint)

  • Всего слайдов:

    19 слайдов

  • Для класса:

    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

  • Размер файла:

    78.00 kB

  • Просмотров:

    45

  • Скачиваний:

    2

  • Автор:

    неизвестен

Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд

Урок русского языка в классе

Содержание слайда: Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е.


№2 слайд

Цели урока Обучающая -

Содержание слайда: Цели урока: Обучающая

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.


№3 слайд

Цели урока Развивающая -

Содержание слайда: Цели урока: Развивающая

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.


№4 слайд

Цели урока Воспитывающая -

Содержание слайда: Цели урока: Воспитывающая

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.


№5 слайд

Актуализация опорных знаний

Содержание слайда: Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные)


№6 слайд

Проверка усвоения

Содержание слайда: Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый


№7 слайд

Задание В какой строке слова

Содержание слайда: Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга


№8 слайд

Задание Какие слова НЕ

Содержание слайда: Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный


№9 слайд

Задание Найдите синонимы к

Содержание слайда: Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева


№10 слайд

Задание О чём рассказывает

Содержание слайда: Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении?


№11 слайд

Роль синонимов в тексте

Содержание слайда: Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.


№12 слайд

Стилистические синонимы

Содержание слайда: Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик, рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь.


№13 слайд

Прочитайте текст Дракон В

Содержание слайда: Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.


№14 слайд

Вопросы и задания к

Содержание слайда: Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы?


№15 слайд

Роль стилистических синонимов

Содержание слайда: Роль стилистических синонимов

позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское отношение к описываемому


№16 слайд

Контекстные синонимы В

Содержание слайда: Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова — головка – башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.


№17 слайд

Синонимы используются как

Содержание слайда: Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)


№18 слайд

Синонимы средство связи

Содержание слайда: Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.


№19 слайд

Для чего нужны синонимы в

Содержание слайда: Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений


background image

Хорижий филология  

№2, 2019 йил 

34

СИНОНИМ СЎЗЛАР ЖУМЛАЛАРАРО БОҒЛАНИШНИ  

ТАЪМИНЛОВЧИ ВОСИТА СИФАТИДА 

Турниѐзова Шаҳноза Неъматовна, 

СамДЧТИ ўқитувчиси, филология фанлари номзоди 

Калит сўзлар: 

матн, синонимлар, абзац, фрейм, оператор, операнд, дериват.

Матн 

компонентларининг 

синтактик 

муносабати 

синонимик 

воситаларга  асосланганда  ҳам  узвий 
синтактик  боғланиш  вужудга  келади. 
Синтактик алоқанинг мазкур турида фақат 
лексик  синонимлар  эмас,  балки  бири 
иккинчисига  маъно  жиҳатдан  тўғри 
келадиган,  мазмунан  муштараклик  ҳосил 
этадиган воситалар ҳам фаол қўлланилади. 
Айни  пайтда,  лексик  такрордан  фарқли 
равишда, 

матн 

компонентларининг  

синтактик 

алоқаси 

узвийлик 

касб 

этишидан 

ташқари, 

жумлалар 

қўлланилишининг  услубий равонлиги ҳам 
таъминланади.  Зотан,  улар  таркибида 
айнан  бир  сўзнинг  такрор  қўлланилишига 
чек қўйилади: 
 

Гулноз  тугунни  бир  зумда  уйга 

ташлаб  чиқди.  Ажабки,  шу  бир  лаҳзада 
Йўлдош  олиб  келган  совғалардан  баланд 
пошнали  оқ  туфлини  оѐғига  илиб,ним 
пушти  шоҳи  дуррани  бошига  танғиб 
олибди (Ҳ.Ғулом. Тошкентликлар).

Келтирилган 

матн 

икки 

компонентли 

бўлиб, 

мазкур 

компонентларнинг 

биринчисида 

зум,  

иккинчисида 

эса 

лаҳза 

сўзлари  

синонимлар (луғавий синонимлар) тарзида 
фаоллик  кўрсатмоқда.  Бу  ўринда  том 
маъноли 

синонимларни 

қайд 

этиш 

мумкин.  Лекин  аксарият  пайтларда  матн 
компонентлари 

ўртасидаги 

синтактик 

муносабат  бир-бирига  мазмунан  яқин 
сўзлар иштирокида шаклланади. 
 

Одатда  дам  олиш  кунлари  бундай 

соатларда  бўм-бўш  бўладиган  гузарга 
одам  сиғмасди.Кўприк  ѐнидаги  толзорда  — 
чойхона  сўриларида  эркаклар  тўп-тўп 
ўтиришиб 

радиодан 

диктор 

қайта 

ўқиѐтган  мурожаатни  бошларини  эгиб 
тинглашарди.  Толзорнинг  бери  ѐнида  бир 
тўп  хотин-халаж  ва  қизчалар   ташвишли 
бир  қиѐфада  тик  туришар,  тўдадан 

Қумрининг  алланима  деб  гапираѐтгани 
қулоққа 

чалинар 

эди 

(Ҳ.Ғулом. 

Тошкентликлар). 
 

Мазкур  матн  уч  компонентли 

бўлиб, 

уларнинг 

биринчисида 

қатнашаѐтган 

одам 

сўзининг 

кейингиларида  эркаклар  ва  хотин-халаж 
сўзлари  синонимик  ифодаларини  ташкил 
этмоқда 

ва 

улар 

орқали 

матн 

компонентларининг синтактик муносабати 
шаклланмоқда. Бу ўринда, албатта, лексик 
(луғавий)  синонимлар  эмас,  балки  кенг 
маънода 

мазмуний 

муштараклик 

ифодалаѐтган синонимик воситалар ҳақида 
сўз  юритиш  мумкин.  Қизиғи  шундаки, 
айни  пайтда  бир  —  бири  билан  антонимик 
муносабатда 

бўлган 

сўзлар 

ҳам 

функционал  қийматларига  кўра  бир 
хилликни  ташкил  этмоқда.  Буни  эркаклар 
ва Хотин — халаж сўзларида кўрамиз. Улар 
ички  маъноларига  кўра  антонимлар  бўлса 
ҳам,  одам  сўзига  нисбатан  синонимик 
маъно касб этмоқда. Синонимик воситалар 
ўзлари 

иштирок 

этаѐтган 

жумлалар 

таркибида 

турли 

хил 

синтактик 

вазифаларда  келиши  мумкин.  Аммо 
уларнинг  мазкур  синтактик  фаолликлари 
шу жумлалар доирасидагина аҳамият касб 
этади.  Фикр  далили  учун  қуйидаги 
мисолга мурожаат қилайлик: 
 

Мирзо  Улуғбек  нечундир  юраги 

увушиб,  отининг  жиловини  тортди. 
Қуюндай  учиб  келган  суворийлар  кўпикка 
чўмилган 

арғумоқларини 

аранг 

тўхтатишди.  Бўлиқ  қорабайир  минган, 
кўзлари    қисиқ,  мўғилбашара  суворий 
камоли  эҳтиром  билан  қўл  қовуштириб, 
салом берди(О. Ёқубов. Улуғбек хазинаси).

Берилган  матн  доирасида 

от, 

арғумоқ,  қорабайир    каби  сўзлар  бир-
бирлари 

билан 

синонимик 

ҳолатда 

келмоқда.Матннинг  биринчи  жумласи 
таркибида  от  сўзи  қаратқич  аниқловчи, 

background image

Хорижий филология  

№2, 2019 йил 

35

иккинчи жумла сатҳида  арғумоқ(лар)  сўзи 
воситасиз  тўлдирувчи,  учинчи  жумлада 
қорабайир  сўзи  ҳам  воситасиз  тулдирувчи 
вазифаларида  фаоллик  кўрсатмоқда.Бироқ 
уларнинг  мазкур  синтактик  функциялари 
фақат  ўзлари  қатнашган  жумлалардагина 
аҳамиятлидир,  зотан,  жумлалараро  бўлган 
синтактик  ҳудудда  уларнинг  алоҳида  гап 
(жумла) 

доирасидаги 

синтактик 

вазифалари  ўз  кучини  йўқотади.Бошқача 
айтганда, 

матн 

компонентларининг 

синтактик  муносабатлари  одатдаги  «гап 
бўлаклари» 

терминига 

асосланмайди. 

Бунда  гап  бўлакларининг  эмас,  балки 
гапларнинг  ўзаро  синтактик  боғланиши 
устувор аҳамият касб этади. 

Юқоридаги  билан  бир  қаторда 

шуни 

ҳам 

айтиш 

керакки, 

матн 

компонентларининг  синонимик  воситалар 
билан  боғланиши  семантик  жиҳатдан 
олдинги  саҳифаларимизда  кўриб  чиққан 
лексик  такрор  приѐмидан  анча  фарқ 
қилади.  Иккинчи  ҳолатда  такрорланаѐтган 
сўз  матннинг  мазмуний  салмоғига  путр 
етказмайди.  Балки  матн  марказида  турган 
тушунчани  ажратиб  кўрсатади,  шу  билан 
бирга  матн  компонентларининг  синтактик 
жиҳатдан  ҳам  боғланишини  таъминлайди. 
Синонимик  воситаларнинг  ҳам  матн 
деривациясидаги 

синтактик 

вазифаси 

худди  шундай  бўлса-да,  унда  лексик 
такрордан 

фарқли 

ўлароқ 

матннинг 

марказидаги  тушунча  айнан  бир  хил  сўз 
билан 

ифодаланмай, 

балки 

унинг 

маънодоши  билан  алмашиниб  келади.  Бу 
жиҳатдан 

синонимик 

воситалар 

олмошларга яқин туради: 

Шу  тирик 

одам 

мурдага  айланиши 

керак. Бобур шунга фармон бериши керак. 
Нечун?  Беклар  бу 

Дарвеш  говни

  гуноҳкор 

деб  билиб,  Бобурни  ишонтиришгани 
учунми.  Балки  улар  чиндан  ҳам    Бобурни 
алдашаѐтгандир.  Балки  бу  бечора 

мироб 

чиндан  ҳам  гуноҳсиздир  (П.Қодиров. 
Юлдузли тунлар). 

Келтирилган 

матн 

олти 

компонентдан 

иборат 

бўлиб, 

унинг 

биринчисида  одам,  тўртинчисида  Дарвеш 
гов, олтинчисида мироб сўзлари матннинг 
синтактик  боғланишини  таъминлаяпти. 
Деривацион 

нуқтаи 

назардан 

олиб 

қарайдиган  бўлсак,  матндаги  биринчи  гап 
таянч  гап  ҳисобланиб,  ундаги  одам  сўзи 
мазкур  абзац  қолипидаги  матнда  оператор 
вазифасини бажараяпти. 

Айтиш  жоизки,  синоним  сўзлар 

нафақат 

бир 

абзац 

доирасидаги 

жумлаларни, 

балки 

макроматнлар 

таркибидаги  абзацларни  ҳам  синтактик 
жиҳатдан 

боғлаши 

мумкин. 

Бундай 

ҳолатда  биз  жумлалараро  боғланишни 
эмас,  балки  абзацлараро  боғланишни 
кузатамиз: 

Бу  ерда  икки  дарѐ  кесишарди. 

Маҳаллий  аҳоли  бундай  мавсумда    бу  ерга 
келишга ҳайиқарди. Уч томони пишқирган 
дарѐ 

билан 

ўралган, 

фақат 

бир 

томондангина  кириш  мумкин  булган  бу 
жойни  ҳиндлар  хосиятсиз  дейишарди. 
Бобурнинг  қўшини  ана  шу  икки  дарѐ 
кесишадиган жойда қўним топганди. 

Аскарлар  анча  ҳолдан  тойган 

бўлишига 

қарамай 

подшоҳларидаги 

шижоат  уларга  куч  бағишлаб  турарди 
(П.Қодиров. Авлодлар довони). 

Келтирилган 

матнниг 

биринчи 

абзацида 

бу ер, бу жой

 каби бирикмаларни 

учратамиз.  Мазкур  абзацнинг  марказида 
икки  дарѐ  кесишадиган,  уч  томони  дарѐ 
билан  ўралган,  ҳиндлар  хосиятсиз  деб 
санайдиган жой турибди.  Агар биз матнни 
фақат  шу  абзац  доирасида  таҳлил 
қиладиган  бўлсак,  биринчи  гап  таянч  гап, 
унинг  таркибидаги 

бу  ер

  бирикмаси  эса 

матн  деривациясининг  оператори  бўлиб 
хизмат  қиляпти  ҳамда  мана  шу  сўзлар 
абзац  таркибидаги  жумлаларни  синтактик 
жиҳатдан  боғлаяпти.  Демак,  биз  бу 
вазиятда 

синонимик 

воситалар 

жумлалараро 

боғланишни 

таъминлаѐтганини кузатамиз. Агар биз ҳар 
иккала  абзацга  эътиборимизни  қаратсак, 
матннинг  марказида  Бобурнинг  қўшини 
турганининг  гувоҳи  бўламиз.  Бу  ҳолатда 
эса  деривация  операндлари  икки  абзац, 
оператори  эса  биринчи  абзацда 

қўшин

сўзи билан ифодаланаѐтган, иккинчи абзац 
бошида  келган 

аскарлар

  сўзи  саналади. 

Кўринадики, 

мазкур 

мисолда 

матн 

деривациясини  синоним  сўзлар  юзага 
келтираяпти. 

Иккинчи 

вазиятда 

эса 

background image

Хорижий филология  

№2, 2019 йил 

36

синоним  сўзлар  абзацлараро  боғланишни 
таъминлаяпти. 

Шуни 

ҳам 

айтиш 

керакки, 

синонимик  восита  ўзи  алмаштираѐтган 
сўзнинг  ҳеч  қачон  айнан  муқобили  бўла 
олмайди.  Буни  энг  аввал  синонимлар 
ўртасидаги 

прагматик 

жиҳатдан 

кузатиладиган фарқда кўришимиз мумкин: 

Сиҳат-саломат 

инсон 

ишдан 

чарчамайди.  Баъзан  эса  бақувват  одам 
ҳам салгинага толиқади, иши юришмайди, 
ҳатто  икки  оғиз  сўз  айтгани  ярамайди, 
тўғрироғи, 

биров 

билан 

гаплашгиси 

келмай,  танҳоликни  хоҳлайди  (И.Раҳим. 
Оқибат). 

Келтирилган 

матн 

таркибида 

қўлланилган 

инсон

  ва 

одам 

сўзлари 

синонимлар 

бўлиб, 

улар 

ўртасида, 

биринчидан, 

семантик 

тафовут, 

иккинчидан, 

прагматик 

тафовут 

мавжудлигини 

кўрамиз. 

Бу 

ўринда 

семантик тафовут шундан иборатки, 

инсон

сўзининг  маъноси  кенглиги  билан 

одам 

сўзидан 

фарқланади. 

Шунинг 

учун 

уларнинг  қўлланишида  ўзига  хос  фарқ 
мавжуд.  Масалан, 

инсон  тафаккури

  ва 

одам тафаккури

  тарзидаги  бирикмаларни 

олайлик.  Айни  пайтда  инсон  тафаккури 
бирикмасининг  қўлланишида  бирор  бир 
нуқсон сезилмайди. Бироқ одам тафаккури 
бирикмаси 

инсон 

тафаккури 

бирикмасининг 

бенуқсон 

ўринбосари 

бўлолмайди.  Ёки

  одам  бўлиш  қийин

жумласининг  семантик  жиҳатдан  ҳам, 
синтактик  жиҳатдан  ҳам  камчилиги 
кузатилмайди.  Лекин  унинг  ўрнига 

инсон 

бўлиш 

қийин

дея 

олмаймиз. 

Бу 

тафовутларнинг 

барчаси 

прагматик 

жиҳатдан аҳамият касб этади. Чунки айни 
пайтда  биз  сўзловчининг  тил  белгиларига 
бўлган муносабати билан тўқнаш келамиз.  

Берилган  мисолда 

биров

  сўзи  ҳам 

бўлиб, у ҳам кенг маънода 

инсон 

сўзининг 

синоними  бўлиб  келмоқда.  Бироқ  мазкур 
сўз 

инсон 

сўзига  нисбатан  синонимик 

восита  сифатида  кенг  контекстадагина 
қўлланила олади. 

Кўринадики,  берилган  матнда  учта 

сўз ўртасида синонимик муносабат мавжуд 
бўлиб,  уларнинг  биринчиси  (инсон)  бу 
ўринда  деривация  оператори  вазифасини 

бажармоқда.  Чунки  матн  деривациясида 
унинг  биринчи  компоненти  аксарият 
ҳолларда  етакчи  мавқега  эга  бўлади. 
Матннинг  бошқа  компонентлари  эса 
биринчи 

компонент 

замирида 

шаклланмоқда.  Улар  синтактик  деривация 
операндларининг  таркибий  қисмларини 
ташкил 

этади. 

Бундай 

деривацион 

вазиятни 

синонимик 

воситалар 

қўлланилган ҳар қандай матнда ҳам кузата 
оламиз: 

Аравакаш 

тўриқни 

эгарлаб, 

юганлаб,  устига  гулли  тўқим  бостириб 
олган эди. Тўриқ бутун бошли арава йўлини 
бир  ўзи  банд  қилиб,йўрғалаб,қалин  ѐлини 
силкитиб келарди.От минган чавандоз эса 
чапани  улоқчилардай…  ўз-ўзича  мамнун 
келарди (И.Раҳим.Оқибат). 

Берилган  мисолда,  асосан,  лексик 

такрорни  кўрамиз.Бундан  ташқари,  бунда 

тўриқ 

ва 

от

  сўзлари  ҳам  бўлиб,  бунда 

синонимик  воситалар  ҳақида  сўз  юрита 
оламиз. 

Когнитив-прагматик 

нуқтаи 

назардан  айни  пайтда  тўриқ  сўзи  матн 
шаклланишининг 

семантик 

марказида 

турибди  ва  шу  боис  мазкур  сўз  фрейм 
мақомида  келмоқда.  Кейинги  гапдаги  от 
сўзи  фрейм  бўла  олмайди,  чунки  кейинги 
гапнинг  олдингилари  билан  боғланишида, 
асосан,  когерентлик  ҳодисаси  устувор 
аҳамият касб этмоқда. тўғри, бу ўринда от 
сўзи  олдинги  гапдаги  тўриқ  сўзи  билан 
когезия  доирасида  боғланмоқда.  бироқ 
айни  пайтда  когерентликнинг  мавкеи 
баландроқ кўринади. 

Шуни  ҳам  айтиш  керакки,  баъзи 

нутқ муҳитида матн шаклланишида асосий 
фреймдан 

ташқари 

тагфреймлар 

(субфреймлар)  ҳам  қатнашади,  бундай 
вазиятда,  албатта,  тагфреймлар  масала 
тавсифига янада кўпроқ аниқлик киритади: 

Жавонларга  жажжилар  учун  қуш 

патидан  бошқа  ҳамма  нарса  бежирим 
қилиб териб қўйилганди. Худди қўғирчоққа 
тикилгандай  кўйлакча-ю,  костюмчалар, 
қулоқчинли,  гул  ҳошияли  кийимчалар 
(И.Раҳим.Оқибат). 

Кўринадики,  мазкур  матн  синтактик 
шаклланишида асосий фрейм 

ҳамма нарса

бирикмаси  ҳисобланади.  Лекин  унга 

background image

Хорижий филология  

№2, 2019 йил 

37

синонимик  воситалар  мақомида  келаѐтган 

кўйлакча, 

костюмча, 

қулоқчинли 

кийимлар,  гул  ҳошияли  кийимлар 

тагфреймлар  саналади.  Аслини  олганда 
луғат 

таркибидаги 

барча 

сўзлар 

фреймлардир

[Қаранг:  Касевич  В.Б. 

Семантика.Синтаксис.  Морфология.  –  М., 
1988.-  С.20],  аммо  бу  ўринда  биз  масала 
тавсифига 

глобал 

нуқтаи 

назардан 

ѐндашмоқдамиз.  В.Б.  Касевичнинг  тўғри 

таъкидлашига 

кўра, 

тил 

хабар 

ифодасининг асосий унсурларидан бирини 
(эҳтимол,  энг  муҳимини)  ташкил  этади. 
Шунинг  учун  тил  системаси  фреймлар 
системасини ҳам тақозо этади, дейишимиз 
учун  барча  далилларга  эгамиз.  Чунки 
юқорида 

ҳам 

айтиб 

ўтганимиздек, 

фреймлар ўзаро муносабат тўрини ташкил 
этади

[Қаранг: ўша асар, ўша бет.]  

Адабиѐтлар: 

1.

Қаранг: Касевич В.Б. Семантика.Синтаксис. Морфология. – М., 1988.- 309 с.  

2.

Минский М. Фреймы для представления знаний.- М., 1981.152 с.   

3.

Сафаров Ш. Когнитив тилшунослик. – Жиззах, 2006. 92 с. 

Турниязова  Ш.  Синонимы  как  средства  межфразовой  связи. 

В  статье 

анализируются  синонимические  средства  как  один  из  главных  атрибутов  образующие 
межфразовую связь. А также рассматривается теория о том, что в порождении текста 
эти  средства  функционируют  в  роли  оператора.  Кроме  того,  автор  подчѐркивает,  что 
синонимические  средства  могут  связывать  не  только  предложения  в  микротексте,  но  и 
абзацы в макротексте. 

Turniyazova Sh.

The synonyms as facility interphrase connection.

 Synonymous facilities are 

analysed  in  article  as  one  of  the  main  attribute  forming  interphrase  connection.  But  in  the  same 
way  theory  is  considered  about  that  that  in  product  of  the  text  of  this  facility  function  in  dug  the 
operator.  Besides,  the  author  emphasizes  that  synonymous  facilities  can  link  not  only  offers  in 
microtext, but also paragraphs in macrotext. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы как средство выразительности
  • Синонимы как средства выразительности
  • Синонимы как они подчеркиваются
  • Синонимы как объяснить ребенку
  • Синонимы как объяснить детям