Синонимы как объяснить ребенку

Из случайно услышанного сегодня на улице. Мама пыталась объяснить где-то 6-7-летней девочке что такое синонимы. Она взяла слово «классный», и сказала, что это все равно, что очень крутой, хороший, прекрасный. И все эти слова вместе называются синонимы. Девочка не поняла.

Маленькие дети так никогда не поймут. Чтобы такое понять, нужно сначала выделить общее и различное во всех указанных словах (чтобы сформировать обобщающее понятие, для этого нужно хорошо понимать точное значение этих итак абстрактных слов, а также владеть аналитико-синтетическими процессами), и потом тогда уж нужно привести еще пару подобных примеров, чтобы уже сравнить их между собой и выделить то общее между ними, что позволит уже наполнить содержанием само понятие «синоним».

Для маленьких детей это все чересчур. Мышление у них наглядно-действенное, в лучшем случае, наглядно-образное. Ну никак не словесно-логическое пока. Поэтому если уж зачем-то надо такое понятие дитенку впихнуть, нужны конкретные примеры, до которых ребенок бы дошел сам. То есть нужно, чтобы он сам их поискал, пощупал, подумал, а не просто пассивно восприял. Для этого используем какой-нибудь прикольный игровой формат. Например. Показываем на туфельку. Спрашиваем: как называется эта штука. Ребенок: «туфелька». Мы: «Здорово! А представь теперь, что ты по секрету узнала, что баба Яга написала такое заклинание, что все те, кто скажут слово «туфелька», будут 3 дня смешно чихать. Как мы ее обхитрим?» Ребенок: «Назовем башмачком». Мы: «А она подслушала, и теперь нельзя ее называть ни туфелькой, ни башмачком. Что же делать?» Ребенок: «Назовем ботиночком». И так далее. И дальше мы говорим, что баба Яга взяла книжечку, и записала, как дети называют эти штуки (показываем на туфли) — туфельки, башмачки, ботиночки. И все эти слова вместе она назвала одним смешным словом на своем непонятном языке. И это слово «синонимы». «Поймешь ли ты ее шифр? Вот, например, кружка и чашка между собой синонимы или нет (можно ли обмануть бабу Ягу, если нельзя будет говорить слово «чашка», назвав ее «кружкой», так, чтобы другие поняли о каком предмете ты говоришь?)? А сдоба, булочка и пышка — синонимы? А морковка и капуста? Нет? А почему? А теперь придумай сама 2 слова-синонима. Хм.. Кажется, ты научилась. Какая умница!»

И, конечно, если ребенок при этом отвечает на вопросы по-другому, не так, как вы ожидаете, но разумно, это тоже очень хорошо, и нужно это поощрять как проявление нестандартного мышления, которое сейчас в массовых школах часто задавливаятся (задачи плохо сформулированы, но в то же время ожидается единственный правильный на них ответ, который не всегда совпадает с самым логичным, очевидным или остроумным). Например, в нашей игре ребенок придумывает себе иммунитет от заклинаний или предлагает общаться жестами. Мы хвалим ребенка, поддерживаем в нахождении обходных неочевидных путей, но потом снова возвращаем к игровой ситуации с нахождением синонимов. Например, можно сказать, что на тех, кто придумывает 5 названий «башмачков», заклинания бабы Яги перестают действовать, потому что они становятся слишком знающими детьми ;0) Ну то есть при выполнении любого задания, можно еще учить ребенка думать и жить, например, уметь дать и ожидаемый ответ (понимать то, что от тебя хотят и ждут — учительница, авторы учебника и прочие), и свой оригинальный, творческий (не отождествляться с тем, что от тебя хотят и ждут, то есть не думать, что это и есть то, как нужно на самом деле себя проявлять или размышлять, не считать это чем-то однозначным и единственно верным).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:

1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

2. Развитие языкового чутья.

3. Обогащение словаря детей синонимами.

4. Развитие образности и эмоциональности речи.

5.Развитие умения самостоятельно подбирать синоним к названному слову.

Общая последовательность работы может быть представлена следующим образом:

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания  детей к фактам  синонимии в языке.

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой)

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно подбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Все выделенные этапы проводятся последовательно. В процессе работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип сознательности и активности —  при усвоении материала ребенок должен сознательно усваивать знания, ясно понимать все задания, которые он выполняет.
  2. Принцип наглядности – необходимо при обучении использовать наглядные средства, так как у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
  3.  Принцип систематичности и последовательности – процесс обучения будет успешен только в том случае, если занятия проводятся систематично  и последовательно.
  4. Принцип доступности – доступность обучения определяется возрастными особенностями детей и зависит от их индивидуальных особенностей – весь материал, используемый в обучении, должен соответствовать возрасту и соответствовать индивидуальным особенностям детей.
  5. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – реализуется через знакомство детей с художественной литературой и формирование культуры речи.

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

Цель: развитие языкового чутья детей, привлечение внимания детей к наличию в языке различных видов синонимов.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.
  4. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами, между семантическими синонимами.

Всю работу по обогащению словаря детей синонимами необходимо проводить в игровой форме.

На подготовительном этапе работы необходимо привлечь внимание детей к фактам синонимии в языке. С этой целью можно предложить сказочный сюжет: на одной сказочной планете жил-был кот Васька. Он был очень любознательным котом и всегда мечтал попасть на планету людей. И за то, что он любил ходить в детский сад и потом хорошо учился в школе, жители сказочной планеты решили его отправить на планету людей. И сегодня кот Васька пришел к нам в детский сад, так как он никак не может разобраться и понять, что происходит на нашей планете. Ему очень понравилась наша планета. Он спешил все посмотреть вокруг. И вот однажды он бежал по улице и увидел другого кота, который лежал на травке под солнышком. «Куда ты так мчишься?», —  удивился кот. А рядом проходила кошечка в красивом наряде и спросила у кота: «Куда ты так несешься?». Кот остановился и задумался: «Я просто бежал. А про меня сказали, что я мчусь и несусь». И вот сегодня кот пришел к нам в  группу с, чтобы разобраться, почему про одно и то же на нашей планете можно сказать по-разному. Ребята, скажите, слова «бежать», «мчаться» и «нестись» — это одно и то же? Далее с детьми разбирается каждое из слов. Ребята, давайте договоримся с вами, что слова, которые называют что-то похожее, дружат между собой, мы будем называть «словами – друзьями».  Далее с кот вместе с детьми размышляют о том, что об одном и том же можно сказать по-разному. Например, «Глаза (нейтр.) – очи (народно-устаревшее, поэтическое, приподнятое) — гляделки (просторечн., презрит.). Необходимо обсудить с детьми особенности каждого слова: какое слово мы используем чаще всего в своей речи, какие слова грубые, «некрасивые».  При необходимости —  объяснить значение слова «очи», рассказать детям, что чаще всего это слово мы можем встретить при чтении книг.

Предлагаемый речевой материал:

  1. Смотреть (нейтр.), взирать (приподнят.), глазеть (прост.), таращить (прост.), пялить (прост.)
  2. Большой (нейтр.)- здоровенный (прост.), большущий (прост.)
  3. Спать (нейтр.) – почивать (устар.) – дрыхнуть (прост.)
  4. Надеть (нейтр.) – натянуть (разг.) – напялить (прост.)
  5. Идти (нейтр.) – шествовать (высок.) – переться (прост.)
  6. Лицо (нейтр.) – лик (трад. – поэт.) – рожа (прост.) – морда (прост.)
  7. Глупый (нейтр.) – безмозглый (разг.) – скудоумный (устар.)
  8. Есть (нейтр.) – жрать (груб.- прост.) – лопать (прост.) – уплетать (разг.)
  9. Рот (нейтр) – уста (устар.)
  10. Живот (нейтр.) – брюхо (разг.) – пузо (прост.) – чрево (приподн., устар.)
  11. Смеяться (нейтр.) – хохотать (разг.) – гоготать (прост.)
  12. Лгать (нейтр.) – врать (разг.) – брехать (грубо- прост.)
  13.  Врач (нейтр.) – лекарь (устар.)
  14.  Плакать (нейтр.) – реветь (разг.) – хныкать (прост.)
  15. Голова (нейтр.) – глава (устар., трад. – поэтическ.)
  16.  Лоб (нейтр.) – чело (устар.)
  17.  Палец (нейтр.) – перст (устар.)
  18. Ребенок (нейтр.) – дитя (устар., приподн.)
  19. Обмануть (нейтр.) – провести (разг.) – обдурить (прост.)
  20. Попробовать (нейтр.) – отведать (устар.)

Подобные упражнения привлекут внимание детей к эмоциональной окрашенности речи, к наличию факта синонимии в языке. Необходимо также привлекать внимание детей и к устному народному творчеству, учить детей выделять слова с эмоционально окрашенной лексикой  в книгах, которые предлагаются им для прослушивания. Как правило, и об этом свидетельствуют экспериментальные данные, ребенок тонко чувствует различия между словами  нейтральными со стилистической точки зрения, и словами со стилистической окраской – со «сниженной» лексикой. В тоже  время,  разницу между нейтральным словами и словами с «высокой» лексикой дети практически не замечают, что связано, по всей вероятности,  с тем, что в словаре ребенка нет слов с «возвышенной» (книжной) лексикой, он не знает их значения. Поэтому очень важным является знакомство детей с произведениями детской литературы, откуда ребенок может почерпнуть слова со стилистически окрашенной лексикой.

Мы предлагаем использовать следующие произведения детской литературы для обогащения словаря детей стилистической лексикой.

Младшая группа (4-5 лет)

«Лиса и кувшин» (баба (прост.) – женщина); «Козлятки и волк» (воротиться (прост.) – вернуться; детятушки (устар.) – дети; матушка (устар.) – мать); батюшки (прост.)  — употребляется в значении междометия при выражении изумления, испуга; несолоно хлебавши – уйти неудовлетворенным); «Маша и Медведь» (тужить (прост.) – горевать; гостинец (прост.) – подарок); «Рукавичка» (Обронить (разг.) – уронив, потерять; гдядь (разг.) – частица, употребляемая для выражения неожиданности какого-либо действия; А.Толстой «Три медведя» (отворить (устар.) – открыть; подле (книжн.) – рядом, около; горница (устар.) – комната; К. Ушинский «Коровка» (рожище (грубо-прост.) – большая морда у коровы; поноска (спец.)  — вещь, которую несет в зубах наученная собака).

Средняя группа (5-6 лет)

«Лисичка-сестричка и серый волк» (Русская сказка) (Поживиться (разг.) – попользоваться, за чужой счет что-нибудь получить для себя; швырять (разг.) – с силой бросать; смекать (прост.) – соображать; плестись (разг.) – идти медленно, вяло); «Гуси» (Русская сказка) (кликать (разг.) – сзывать, звать).

Старшая группа (6-7 лет)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (помереть (прост.) – умереть; хлебать (прост.) – есть жидкое, черпая ложкой или пить большими глотками, причмокивая; хворь (устар.) – болезнь; пригожая – в народной словесности красивая, миловидная; «Снегурочка» (чаять (устар.) – ожидать, надеяться на что-нибудь); «Хаврошечка» (смежить (устар.) – сомкнуть, закрыть (глаза); изодрать (разг.) – изорвать; поживать (разг.) – жить); «Сказка о рыбаке и рыбке» (молвить (устар.) – сказать; слыхивал (раз. –прост.) – слышал; воротиться(прост.) – вернуться; дурачина (разг.) – дурак; простофиля (разг.) – глуповатый, малосообразительный человек, разиня; стража (устар.) – охрана; очи (устар., поэт.) – глаза; перечить (разг.) – возражать; «Сказка о попе и работнике его Балде» (тятя(прост.) – папа; дитятя (устар.) – ребенок; приголубить (нар.-поэт. , разг.) – приласкать; невмочь (разг. – прост.) – невмоготу; потеха (разг.) – веселье, развлечение).

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Развитие образности речи.
  4. Привлечение внимания к тому, что одно слово можно заменить другим.

Очень полезным, на наш взгляд,  является привлечение внимания детей к образности речи, к функциям синонимов –  избеганию тавтологии и созданию красочности речи. Например, на материале сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» можно предложить детям целое ролевое занятие с элементами драматизации. В процессе занятия постоянно должно привлекаться внимание детей к явлению синонимии. Сначала необходимо ознакомить детей со сказкой. Дети должны хорошо знать текст сказки. Необходимо обсудить с детьми все устаревшие и книжные слова, которые встречаются в тексте («отворила», «подле», «горница»). Необходимо также привлекать внимание детей к тому, что одно и что же явление можно назвать разными словами. После прочтения сказки и обсуждения незнакомых для детей слов детям  можно предложить поиграть – вообразить, что семья медвежат жила в стране Запретия, и медвежата очень любили играть в запретные слова. Детям предлагается также поиграть вместе с медвежатами и заменить, например, следующие слова:

Слово «аппетитный» говорить нельзя. Скажи по-другому. «Мама приготовила аппетитный пирог». (Вкусный)

Слово «баюкает» говорить нельзя, скажи по-другому. «Мама баюкает маленького ребенка»  (укачивает, убаюкивает).

Слово «беспокоится» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медведица очень беспокоится за своих медвежат» (тревожится, волнуется, переживает).

Слово «веселый» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медвежата были очень веселые, когда увидели свою маму» (радостные).

Слово «грустная» говорить нельзя, скажи по-другому. «Девочка была очень грустная, потому что потеряла свой мячик» (печальная, невеселая).

Слово «злая» говорить нельзя, скажи по-другому. «Во дворе у соседей живет злая собака» (сердитая, грозная, свирепая).

Слово «наступила» говорить нельзя, скажи по-другому «Наступила зима» (Пришла, пожаловала, настала).

Слово «расцвела» говорить нельзя, скажи по-другому. «На поле расцвели красивые цветы» (Распустились)

Детям можно также  предложить следующую игру: 

«Мишутка – забывашка».

Однажды Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка пошли в лес собирать мед. Так как Мишутка был самый маленький, он полез на дерево собирать мед, но оступился и упал на землю, отчего Мишутка позабыл многие слова. Помоги Мишутке вернуть память – подскажи ему, как можно сказать по-другому: «Дверь была отворена..» Как можно сказать по-другому: Дверь была .. открыта..; «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну» Как можно сказать по-другому: «Девочка открыла глаза, увидела медведей и (кинулась) к окну; «Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала» Как можно сказать по-другому: «Окно было открыто, она (выпрыгнула) в окно и убежала.

В конце занятия можно предложить детям инсценировать сказку «Три медведя».

Также мы предлагаем следующие варианты упражнений (в форме сказок).

Упражнение (сказка) «Ежик и медвежонок»

В одно солнечное утро медвежонок и ежик пошли прогуляться в лес. Вдруг налетел сильный ветер! «Ой, какой ураган!- воскликнул ежик! «Ой, какой вихрь», — испугался медвежонок. «Медвежонок, мы называем с тобой разные слова, а говорим про ветер. Как такое может быть?», — удивился ежик. А медвежонок подумал и сказал: «Просто ветер, ураган и вихрь – это слова-друзья, поэтому они всегда вместе и можно одно заменить другим». Помоги медвежонку и ежику подобрать в предложениях такие слова.

Речевой материал:

Нам предстоял длинный путь. (Дорога)

Маша очень спешила в детский сад. (Торопилась)

Комната наполнилась очень вкусным запахом. (Ароматом)

В нашем дворе построили очень большой дом. (Огромный)

Мальчики в детском саду очень часто шалят. (Балуются)

Моя мама очень тревожится за меня. (Волнуется, беспокоится)

Около нашего дома установили новые качели. (Близко с, рядом с)

Все ребята мигом подбежали к воспитателю. (Быстро)

Упражнение (сказка) «Город слов-друзей»

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город. Город этот непростой – в нем живут слова-друзья. В этом городе все слова живут парами – каждое слово имеет свою пару. Всегда они ходят вместе и даже живут в одном доме. Но случилась страшная беда. В городе был сильный ураган, и все слова разлетелись в разные части города и не могут друг друга найти. Мы должны спасти с тобой слова и помочь им найти друг друга. Следующие слова ищут свои пары: врач; аромат; сильный ветер; штаны; зябнуть; торопиться; глядеть; очень большой; веселая; ласковый.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой).

Задачи:

  1. Привлечение внимание детей к наличию стилистических синонимов в языке.
  2. Обогащение словаря детей стилистическими синонимами.
  3. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.
  4. Развитие богатства и образности языка.

С этой целью также необходимо ознакомить детей с различными произведениями художественной литературы, обсудить с детьми встречающиеся в ней устаревшие, просторечные, разговорные  слова, объяснить, что раньше данное явление или вещь называли по-другому, но прошло время, и слово перестали использовать – оно осталось только в сказках и книгах.  Необходимо также с детьми обсудить, кто может использовать в своей речи просторечные, разговорные слова, а кто пользуется книжными, научными словами.

Выше давался список с произведениями художественной литературы, которые могут быть использованы в процессе работы.

Также можно предложить следующие варианты упражнений:

«Великая путаница»»

Цель: привлечение внимания ребенка к разнице между стилистическими синонимами (слова с нейтральной и сниженной лексикой).

В одной стране жили люди, которые говорили только обычные, вежливые слова, а в другой стране  жили люди, которые говорили только злые, грубые слова. Однажды наступил День великой путаницы и жители двух стран смешались между собой. Послушай и определи, жители какой страны могли сказать так:

Мальчик спит на диване.

Мальчик дрыхнет на диване.

Маша слопала очень вкусный обед.

Маша съела очень вкусный обед.

У куклы очень красивая рожа.

У куклы очень красивое лицо.

«Сегодня мы попремся в лес», — сообщил Коля маме.

«Сегодня мы пойдем в лес», — сообщил Коля маме.

«Исправь ошибку»

 Цель: привлечение детей к наличию в языке синонимов, объяснение детям того,  что в языке существуют как нейтральные слова, которые мы каждый день используем в речи, а также грубые, просторечные слова, которые используют невоспитанные люди, и устаревшие слова, которые практически в нашей речи не используются.

Детям предлагается поиграть с Исправляйкиным. Необходимо послушать и определить, правильно говорит Исправляйкин или нет.

Речевой материал:

У свиньи Машки необыкновенно красивый лик. (Лицо)

Принцесса напялила очень красивое платье. (Надела)

Мама приготовила вкусный ужин и позвала всех жрать. (Есть)        

Девочка играла в песочнице и испачкала свое чело. (Лоб)

Папа очень устал, поэтому дрыхнет на кровати. (Спит)

«В старинные времена»

Цель: привлечение внимания детей к стилистическим синонимам (словам устаревшим, принадлежащим к высокой лексике); обогащение словаря синонимов; развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.

Однажды дети гуляли в детском саду на участке. Вдруг светлое облако озарило все вокруг. Дети зажмурили глаза от солнца, а когда их открыли, то увидели, что одеты они в красивые старинные наряды и гуляют они в красивом саду в окружении незнакомых детей. И все дети говорили очень странно, как будто по-старинному. Дети не могли понять, что говорят их ровесники. Давай поможем детям и объясним, что значит:

Речевой материал: очи, уста, почивать, шествовать, лик, чело, перст, дитя, отведать.

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Задачи:

  1. Привлечение внимания детей к явлению синонимии в языке.
  2. Знакомство детей с многозначными словами.
  3. Обогащение словаря детей синонимами.

Работа по обогащению словаря синонимов тесно связано с работой по привлечению внимания детей к тому, что в языке существуют многозначные слова. Дети постоянно сталкиваются с многозначностью, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности чаще всего дети приходят через знакомство с переносными значениями слов. (Например, «Часы идут»). Необходимо порассуждать с детьми о том, что одно и то же слово может иметь разные значения. Например, слово «Ключ» в словаре С. И. Ожегова имеет следующие значения:

  1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.
  2. Приспособление для отвинчивания и завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь.
  3. Перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.
  4. Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот.

Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного слова или словосочетания, следует подобрать синоним. Большое значение в этом плане приобретают фразеологизмы – устойчивые сочетания, с которыми необходимо начинать знакомить детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Так, например, устойчивое сочетание «золотые руки», которое довольно часто встречается в детской художественной литературе. Необходимо объяснить детям значение данного словосочетания, а затем дети должны еще раз повторить вслед за педагогом, как можно сказать по-другому (трудолюбивые, умелые руки). Объяснить, что данные слова являются между собой друзьями и свободно могут заменять друг друга. В тоже  время, следует объяснить, что в словосочетании «золотая цепочка» мы не можем заменить слово «золотая» на слова «трудолюбивая» или «умелая». Далее детям необходимо объяснить, что в языке существует много слов, которые между собой в одних предложениях дружат, могут заменить друг друга, а в других предложениях не могут. Так, например, в предложении «У папы был очень трудный день», мы можем заменить слово «трудный» словом «тяжелый», в то время, как в предложении «Девочка несла тяжелый чемодан», мы не можем заменить слово «тяжелый» словом «трудный».

При знакомстве детей с многозначными словами особенно важно использовать наглядность и интересные игровые упражнения. Например, можно использовать следующее стихотворение:

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно
шишек.

          Необходимо обсудить с детьми, о каких шишках идет речь.

Для работы с детьми мы предлагаем использовать следующие многозначные слова: ключ, идет, свежий, шишки, ручка, ножка, иголки, кисть и т.д.

Для привлечения внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова, можно предложить следующую игру:

«Исправь ошибку»

Цель: привлечение детей к явлению синонимии в языке, обучение пониманию детьми того, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Дети снова попадают в страну Исправляйкина и встречают там Исправляйкина, с которым играют в игру, суть которой — исправить Исправляйкина.

Речевой материал (предлагаемые предложения взяты из констатирующего эксперимента):

  1. У этого сапога резкий носок.
  2. Мальчик нес трудный чемодан.
  3. Внезапно стукнула молния.
  4. В зале заиграла слабая музыка.
  5. Карандаш давно не затачивали, поэтому он стал глупый.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно выбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Задачи:

  1. Развитие языкового чутья детей дошкольного возраста.
  2. Развитие интереса к языку, метаязыковой деятельности (умения обнаруживать синонимы в речи, объяснять различия между ними)
  3. Развитие умения самостоятельно подбирать синонимы.
  4. Развитие связной речи (составление предложений с синонимами).
  5. Обогащение словаря детей синонимами.

На последнем, заключительном этапе дети упражняются в подборе синонимов к названным словам, составлении предложений с предложенными словами. По-прежнему большое внимание необходимо уделять чтению детской художественной литературы, обсуждать, почему именно это слово употребляет герой в своей речи.

Такая целенаправленная, систематическая работа по обогащению словаря детей синонимами позволит сделать их речь намного образнее, богаче, что является очень важным условием для успешного обучения в школе. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке развивает их языковое чутье, делает более чуткими и внимательными к языку, что способствует грамотному и осмысленному употреблению синонимов в речи.

Студент/учитель

Чуклова
Виктория Юрьевна

Тема
урока

Что
такое синонимы?

Технология

Здоровьесберегающая

Тип
урока

Урок «открытия»
нового знания

Цель
урока

Ознакомление
обучающихся с термином «синоним»

Задачи:  

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Познакомить
со словами – синонимами; формировать
умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие
в их лексическом значении; подбирать синонимы к определенному
слову.

Развивать умение
формулировать и доказывать свою точку зрения; умение анализировать,
сравнивать, обобщать; применять новые знания; развивать творческие и речевые способностей
учащихся.

Способствовать формированию
интереса и уважения к родному языку; ценностного отношения к слову, бережного
отношения к своему здоровью.

Планируемые
результаты

Предметные
результаты

Метапредметные
результаты

Личностные
результаты

Умеют находить
синонимы в устном и письменном тексте, определять их лексическое значение;
подбирают синонимы к определенному слову.

Регулятивные: умеют определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника;
планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей.

Проявляют познавательный интерес
и готовность к сотрудничеству; уважение к родному языку; осознают потребность
в обогащении своей речи синонимами.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной
форме;
 слушают и понимают речь других; работают
в группе, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: ориентируются в своей системе
знаний:
 отличают новое от уже известного с
помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные
понятия, изучаемые на уроке

Синоним, осина, слово,
предложение, звук, буква.

ИОС
урока

Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение

Вид
используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое
аппаратное и программное обеспечение

Учебник «Русский
язык», 2 класс, 1 часть; индивидуальные карточки.

Презентация
Power
point
.

Компьютер,
интерактивная доска, документ- камера,
тренажер LearningApps.org.

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

УУД

Время

1
Организационный момент

  — Здравствуйте, ребята!

  — Сегодня нас с
вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам
всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего
настроения?

 — Конечно же, самый
лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.

 — Улыбнитесь
друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает
нас весь урок.

  Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к
уроку, эмоционально настраиваются на урок.

  Регулятивные: самостоятельно организовывать свое
рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.

1
мин

2.
Актуализация знаний

Цель.

Использование
имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового
знания»

 1.Каллиграфическая минутка

— Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.

Нашу руку разогнём,

Вверх ладонью повернём,

Пальцы на себя потянем —

Выгибать запястье станем.

Дети сгибают правую руку в локте, поворачивают ладонью вверх и
левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое
запястье. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют
упражнение несколько раз.

— Сегодня мы пишем буквы строчную и заглавную
буквы С и с

— Назовите элементы букв. (словесные методы)

— Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине –
строчную букву. Перед тем, как вы начнете писать, давайте вспомнить о
правильной осанке. Как вы должны располагаться за партой?

— Дайте характеристику звука, которая обозначается буквой «С».

2. Орфографическая минутка

(работа по индивидуальным карточкам)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели
в тёплые страны.

— Определите, сколько предложений в тексте. Исправьте в тексте
ошибки, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В предложениях подчеркните основу.

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

Ученики выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.

 — Элементы строчной буквы с – малый левый
полуовал. Элементы заглавной буквы С – большой левый полуовал.

 -Плечи должны быть развернуты, ноги согнуты в коленях
под прямым углом, предплечья свободно лежат на столе. Расстояние от глаз до
тетради – 30 см.

Учащиеся прописывают буквы, контролируют
последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

Ученики дают характеристику букве «С»:
обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук.

— В тексте 3 предложения.

Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно
и холодно. Птицы улетают в тёплые страны.

 — Пришла

Познавательные:
ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: слушать
и понимать речь других, высказывать свою точку зрения.

6   мин

3. 
Самоопределение к деятельности (Мотивация)

Цель.

Включение
детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

—  Прочитайте
еще раз первое предложение.(фронтальная беседа)

 — Каким
словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)


Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла близкие
значения?

Обучающиеся читают предложение, отвечают на вопросы, высказывают
свою точку зрения.

Коммуникативные:
формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.

2 мин

4.
Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке.

Цель.

Формулирование
темы урока.


Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению
слова?(фронтальная беседа)


Какова же тема урока?


Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие
лексические значения.

Обучающиеся
отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

3  мин

5. «Открытие»
учащимися новых знаний

 — А чтобы
узнать, как называются близкие по значению слова, посмотрите, пожалуйста, на
экран.

 — На
экране нам представлено стихотворение А. Барто. Давайте его прочитаем (по
желанию).

 —
Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже: источник,
текущий из глубины земли.


Одинаково или по- разному они произносятся?

— Спишите.
Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.

 —
Ребята у нас в учебнике есть правило, с помощью которого мы и узнаем, как
называются слова, называющие один и тот же предмет. Давайте его прочитаем.(работа
с учебником)

— Обратите
внимание на то, что слово «синоним» — словарное. Его правописание нужно
запомнить: синонимы.

— В
конце учебника на странице 141 помещен словарь близких по значению слов –
синонимов. В процессе выполнения упражнений вы можете обращаться к этому
словарю.

Физкультминутка

Бабочка.
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие
цветы:
  Спал цветок и вдруг проснулся,
  Больше спать не захотел.
  Шевельнулся, потянулся,
  Взвился вверх и полетел.
  Солнце утром лишь проснётся,
  Бабочка кружит и вьётся.

Обучающиеся
читают стихотворение (по желанию).

Обучающиеся
ищут слова, обозначающие одно и тоже: ключ и родник.

— Слова
произносятся по – разному.

«Скажи родник»

И вот
возник,

Бежит в
зеленой чаще

Веселый ключ
журчащий.

                         
А. Барто

Читают
правило (по желанию)

Обращают
внимание на правописание слова «синонимы»

Участвуют
ф физкульминутке.

Познавательные: устанавливать
причинно – следственные связи; строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность; работать под
руководством учителя; делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:
слушать
и понимать речь других; формировать собственную точку зрения.

10 мин

6.
Первичное закрепление

Работа с
тренажером
LearningApps.org: найди
пару.

 —
Ребята, прочитайте слова, которые вы видите на экране.

 —
Теперь вам необходимо соединить друг с другом слова, близкие по лексическому
значению (приглашается желающий ученик).

Работают
с тренажером на интерактивной доске: подбирают пары синонимов.

Познавательные:
использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять
действие по заданному правилу.

3 мин

7.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

Работа по карточкам. (работа в парах)

Задание на карточке: соединить синонимы парами

бежать              
   товарищ

жаркий              
  врач

друг              
       мчаться

доктор              
   горячий

— Давайте проверим, что же у вас
получилось? Для этого я сейчас возьму ваши карточки и мы оценим вашу работу
вместе. (показ нескольких работ обучающихся с помощью документ – камеры,
коллективное оценивание выполнения работ)

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх — влево и вверх — вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

Соединяют
синонимы парами:

Бежать –
мчаться

Жаркий –
горячий

Друг –
товарищ

Доктор –
врач

Осуществляют
оценку деятельности своих товарищей.

Делают гимнастику
для глаз

Познавательные:
осуществлять актуализацию полученных знаний.

Регулятивные:
осуществлять взаимоконтроль; оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.

5  мин

8.
Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение
нового
знания в систему изученного материала.

 — Ребята,
давайте выполним упражнение 68 на странице 53 учебника.

 — Прочитайте
слова.

 —
Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

 — Запишите
одно из них.

Упражнение
69.

 —
прочитайте стихотворение И. Токмаковой:

Зябнет
осинка,

Дрожит
на ветру,

Стынет
на солнышке,

Мерзнет
в жару.

 —
Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в данном
предложении?


Ребята, обратите внимание, что слово «осина», словарное, его правописание
необходимо запомнить: осина.

 — Спишите
предложение. Подчеркните в предложении синонимы.

Читают
слова из упражнения 68 учебника, доказывают, что данные слова являются
синонимами. Записывают одно из них.

Читают
стихотворение И. Токмаковой (по желанию):

Зябнет осинка,

Дрожит на
ветру,

Стынет на
солнышке,

Мерзнет в жару.

Синонимы:
зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Листья осины обладают удивительным
свойством: они приходят в движение от малейшего дуновения ветерка. И.
Токмакова дает ряд синонимов, чтобы усилить, обратить наше внимание на это
свойство дерева.

 Обращают
внимание на правописание словарного слова.

Записывают
предложение, подчеркивая синонимы.

Познавательные:
систематизировать, обобщать изученное.

6 мин

9. Подведение
итога урока:

Что
узнал?

Чему
научился?

С какими
трудностями встретился?

Достиг
ли поставленной цели урока?

— Вот и подходит к концу наш урок.

— Какую цель мы ставили в начале
урока, достигли мы ее?

Оцените результат своей работы
на уроке:

Я узнал …..

Я запомнил….

Я смог …

— Что на уроке хорошо
получилось?

— Над чем надо ещё поработать?

-Узнать, что такое синонимы.

 — Достигли.

Несколько учеников оценивают свою работу
на уроке.

Регулятивные:
умение
оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей.

2 мин

10.
Рефлексия

Цель.

размышление
о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Осознание
учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
своей и всего класса.

«Цветные
карточки»

У обучающихся
две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале и в конце урока.

Оценивают
свое настроение по цветным карточкам.

Личностные: умение
адекватно судить о собственных успехах.

1 мин

IX. Д/з.

   Детям
раздаются карточки с заданиями на выбор.

 — Ребята,
сейчас я раздам карточки с домашним заданием. Выберите то задание, которые вы
сможете сделать и запишите его в рабочую тетрадь.

1.
Задание.
 Подбери к данным словам синонимы, используя слова для
справок.

Друг,
доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова
для справок:
 мощь,
ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

2.
Задание.
 Найди и подчеркни в предложениях каждой пары
синонимы.

1.
Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый
рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался
наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Записывают
домашнее задание, внимательно слушают инструктаж по его выполнению.

Регулятивные: умение
планировать самостоятельную деятельность.

1

мин

X

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Человек всю жизнь совершенствует свою
речь, овладевая богатствами языка. Каждый
возрастной этап вносит что-то новое в его речевое
развитие. Наиболее важные ступени в овладении
речью приходятся на детский возраст – его
дошкольный и школьный периоды.

С самого начала речь возникает как
социальное явление, как средство общения.
Несколько позднее она станет также средством
познания окружающего мира, планирования
действий. Развиваясь, ребенок пользуется все
более сложными языковыми единицами. Обогащается
словарь, усваивается фразеология, ребенок
овладевает закономерностями словообразования,
словоизменения и словосочетания ,многообразными
синтаксическими конструкциями. Это огромный
объем материала, который дети совсем не
употребляли в своей устной дошкольной речевой
практике. Бывает , что взрослые и даже учителя
недопонимают ,насколько обширен этот материал, и
полагают, будто он может быть усвоен ребенком
походя, в повседневном общении со взрослыми и с
книгой. Но этого недостаточно: необходима
система обогащения и развития речи детей, нужна
планомерная работа, четко и определенно
дозирующая материал, словарь, синтаксические
конструкции, умения по составлению связного
текста.

Одной из основных задач в 1-м классе
является уточнение и обогащение словаря младших
школьников. В этом смысле значение синонимии
огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его
богатстве и выразительных возможностях.

Работа над синонимами расширяет,
уточняет словарь учащихся с общим недоразвитием
речи, способствует точному выражению мысли,
предупреждает повторы одного и того же слова.
Русский язык очень богат синонимами. Конечно, это
не значит, что все эти синонимы должны быть
усвоены учащимися в начальных классах.

Для работы над темой “Синонимы”
выделяется два занятия

Младшие школьники владеют
определенным запасов синонимов, чаще всего это
пары типа врач-доктор, лошадь-конь,
большой-огромный
и т.п. Материал первого
занятия дает возможность не только
воспроизвести знакомые детям синонимические
ряды, но и расширить их перечень за счет новых. На
второе занятие привлекается более сложный
материал: отвлеченные существительные
,прилагательные ,глаголы ,наречия.

Вся работа по данной теме включает в
себя следующие этапы:

1) подбор слов, близких по смыслу;
2) выделение слов (синонимов) в тексте;
3) выяснение понимания слов учащимися;
4) введение слова в другой контекст-составление
предложения;
5) использование слов-синонимов в связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с
синонимами.

I. Подбор слов, близких по смыслу.

1. Выбор и группировка слов, близких по
значению. В задании даются слова какой-то одной
части речи. Из этого списка надо выбрать две
группы близких по смыслу слов; иногда в этот
список можно включить одно-два лишних
слова(“конфликтное слово”), например: бежит,
глядит, спит, мчится, смотрит, несется, не сводит
глаз.

В зависимости от уровня
подготовленности детей задание может
облегчаться или усложняться. Так, для усложнения
могут быть даны не два, а три синонимических ряда,
введено два-три “конфликтных слова”, могут быть
даны разные части речи.

2. В двух столбиках даны прилагательные. Нужно к
словам левого столбика подобрать слова из
правого столбика, близкие им по значению.

старый

старательный

прилежный

грузная

тяжелая

смелая

храбрая

дряхлый

веселый

смешной

Здесь же можно дать задание, связанное
с лексической сочетаемостью прилагательного с
существительным.

3.Заменить в словосочетаниях
прилагательные синонимами с приставками бес- или
без-.

Смелый человек

бесстрашный

Ясное небо

безоблачное.

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в
стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!

В.Берестов

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

И.Токмакова

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.й
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!

И.Токмакова

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и
поговорках?

Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.

III. Выяснение понимания слов учащимися.

1. Замена синонима в предложении. Цель такого
задания состоит в выборе более точного, удачного
слова.

Я читал интересную (увлекательную,
захватывающую) книгу.

Лиса обманула медведя(косолапого).

2. Замена высказывания одним словом.

Хворать, быть нездоровым.(Болеть)

Украсить, придать красивый
вид.(Нарядить)

IV. Введение слова в другой контекст.

1. Чтение четверостиший, в которых последнее
слово заменено синонимом. Необходимо
восстановить авторский текст, указав нужное
слово.

С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас холод(мороз)

2. Выбор наиболее подходящего слова-синонима в
предложении.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.
Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Учащиеся должны обосновать свой выбор
синонима.

V. Использование слов-синонимов в связной речи.

1.В тексте нужно избежать повторов
слова, т.е. заменить повторяющееся слово
синонимами.

На опушке леса показался медведь. …
подошел к зарослям малины и стал есть ягоды.
Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился
назад, в лес.

Слова для вставок: косолапый, зверь.

В заключение можно добавить, что
систематическая и целенаправленная работа с
младшими школьниками по теме “Синонимы”
развивает у них внимание и интерес к слову,
делает их речь более точной и выразительной,
активизирует умственную деятельность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы как объяснить детям
  • Синонимы как на пожар
  • Синонимы как богатство языка
  • Синонимы казахских слов онлайн
  • Синонимы каз рус