Синонимы к слову футлярность

section

ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВА ФУТЛЯРНЫЙ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ФУТЛЯРНЫЙ


Значение слова футлярный в словаре русский языка

ФУТЛЯРНЫЙ прилагательное 1) см. футляр, связанный с ним. 2) Свойственный футляру, характерный для него. 3) Принадлежащий футляру.

СЛОВА, РИФМУЮЩИЕСЯ СО СЛОВОМ ФУТЛЯРНЫЙ

ПЕРЕВОД СЛОВА ФУТЛЯРНЫЙ

Посмотрите перевод слова футлярный на 25 языков с помощью нашего многоязыкового переводчика c русский языка.

Переводы слова футлярный с русский языка на другие языки, представленные в этом разделе, были выполнены с помощью автоматического перевода, в котором главным элементом перевода является слово «футлярный» на русский языке.

Переводчик с русский языка на китайский язык


futlyarnoy

1,325 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на испанский язык


futlyarnoy

570 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на английский язык


futlyarnoy

510 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на хинди язык


futlyarnoy

380 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на арабский язык


futlyarnoy

280 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на португальский язык


futlyarnoy

270 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на бенгальский язык


futlyarnoy

260 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на французский язык


futlyarnoy

220 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на малайский язык


futlyarnoy

190 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на немецкий язык


futlyarnoy

180 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на японский язык


futlyarnoy

130 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на корейский язык


futlyarnoy

85 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на яванский язык


Cilik

85 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на вьетнамский язык


futlyarnoy

80 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на тамильский язык


futlyarnoy

75 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на маратхи язык


futlyarnoy

75 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на турецкий язык


futlyarnoy

70 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на итальянский язык


futlyarnoy

65 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на польский язык


futlyarnoy

50 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на украинский язык


футлярно

40 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на румынский язык


futlyarnoy

30 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на греческий язык


futlyarnoy

15 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на африкаанс язык


futlyarnoy

14 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на шведский язык


futlyarnoy

10 миллионов дикторов

Переводчик с русский языка на норвежский язык


futlyarnoy

5 миллионов дикторов

ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНА «ФУТЛЯРНЫЙ»

Тенденции

На показанной выше карте показана частотность использования термина «футлярный» в разных странах.

Примеры использования в литературе на русский языке, цитаты и новости о слове футлярный

КНИГИ НА РУССКИЙ ЯЗЫКЕ, ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ «ФУТЛЯРНЫЙ»

Поиск случаев использования слова футлярный в следующих библиографических источниках. Книги, относящиеся к слову футлярный, и краткие выдержки из этих книг для получения представления о контексте использования этого слова в литературе на русский языке.

1

А. П. Чехов в жизни и творчестве: учебное пособие для …

Мотив «футлярной жизни» становится сквозным в чеховской трилогии; в каждом из рассказов представлена вполне определенная модификация жизни в футляре. Но сначала перед нами выступает сам «футлярный человек» и …

2

Трудовая школа — Страница 35

Тогда и школа перестанет быть орудием власти в руках немногих, перестанет служить интересам врагов просвещения… Тогда проснется и провреет и футлярный человек, потому что тогда не будет футлярного общества.

Самуил Анатольевич Левитин, 1919

3

Правда жизни и правда искусства — Страница 27

В Дьяконове «футлярность» едва намечена. В нем ощущается как бы первооснова ее: у него, пишет Чехов, «всякие… процессы остановились». Но Дьяконов со своими «коленкоровыми брючками» и «сковородой вместо картуза» …

Станислав Гаврилович Петров, 1965

4

Тайны творчества — Страница 73

Беликов же, по замыслу Чехова, — весь «футлярный». «Все у него в футляре»,— записывает Чехов на одной из страниц своего блокнота. Это — замысел образа, но еще отвлеченный, не облеченный живой плотью* Визит …

Станислав Гаврилович Петров, 1964

5

Отчет о научно-исследовательской работе — Страница 229

Рано проведенная новокаиновая блокада по типу футлярной анестезии конечности, снимая болевой синдром, способствовала предупреждению шока и уменьшала уже наступившие шоковые явления. Она позволяла в более …

Мосцоw (Руссиа). Всесоюзный институт експериментальной медицины, 1938

6

Закрытые травмы конечностей: рук. для врачей — Страница 24

Футлярная блокада (рис. 2-2) предпринимается при переломах костей конечностей, синдроме длительного раздавливания, перед снятием жгута, наложенного в течение 1–2 ч. Выполняется в области бедра и плеча. Место вкола …

Геннадий Петрович Котельников, 2009

7

Большой энциклопедический словарь медицинских терминов: …

… практике компартмент-синдрбм а синдром футлярный компаунд [англ сотроипа— смесь, соединение] генотип, гетерозиготный по двум мутантным аллелям одного локуса компенсатбрный заместительный, приспособительный; …

Эрнст Галимович Улумбеков, 2013

8

Baṙaran i haykakan lezowê i ṙowsac’ barbaṙ: H — K’

Г. вернуть, обвернуть; опоясать, окружить, охватить, обвести, обнести, огородить’, aanmoчнть. см. ‘IllumunLlIxS ‘IlmmL-îmìlîï., np. нескл. Вооруженный. ‘IlmmL-îuuph, пр. нескл. Hannoщйй шелуховатыя’ крылья. Y Футлярный мастеръ.

Aleksandr M. Chudobašev, 1838

9

Практическое руководство по топографической анатомии

… которая довольно тесно соединена с сухожилием и не образует, как на других мышцах, свободного футляра. Сбоку над мышечной порцией медиальной головки ее фасциальный (футлярный) характер более выражен. Отделяя …

В.В. Кованов, ‎Ю.М. Бомаш, 2013

10

Dictionnaire français-russe, rédigé d’après les autorités …

маленькія перебойки па меляхъ; — Испанская сода. Рourreler, s. m. футлярный мастеръ. Рourrer, v. а. засунуть;— запустить; — вложить: — запрятать; всунуть; вклеить; вплесть; — сунуть что кому тайно; — втереть кого въ чей домъ; …

НОВОСТИ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ТЕРМИН «ФУТЛЯРНЫЙ»

Здесь показано, как национальная и международная пресса использует термин футлярный в контексте приведенных ниже новостных статей.

Одежда, которая притягивает деньги и успех

… которые и призван подчеркивать «футлярный» покрой. Когда футляр тесноват в проймах или провисает складкой на спине, лучше не рисковать. «Правда.Ру, Сен 12»

Цели:


Обучающая:

  • продолжить формирование понимания путей перерождения интеллигентного
    человека в человека пошлого;
  • систематизировать понятия «инерции» и «инертности»

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к литературе и физике;
  • развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его
    смысл и аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развивать техническое и логическое мышление;
  • развитие наблюдательности на основе изучения физических явлений.

Воспитывающая:

  • воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле,
    главных жизненных ценностей.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

Вид урока: Семинар.

Методы обучения: Диалогическое изложение, наблюдение и сравнение.

Внутрипредметные связи:

  • анализ понятия «футлярность» в рассказах А.П.Чехова, фразеологии и
    повседневной жизни;
  • сопоставление понятий «инерция» и «инертность».

Межпредметные связи: Русский язык, литература, физика, история.

Оборудование: Демонстрационный материал: набор коробочек разной массы;
набор шашек прямоугольной формы одинакового размера.

Раздаточный материал: хрестоматия по литературе.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания: Викторина по рассказам А.П.
Чехова


I. Вступительное слово преподавателя.

На сегодняшнем уроке мы проведем занимательную викторину по творчеству
А.П.Чехова. Таким образом, мы продолжим изучение творчества писателя, проверим,
насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. На дом было заданно прочитать
как можно больше рассказов писателя. Ребята, какие рассказы вам показались
самыми интересными и смешными? (Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях от
прочитанного.)

II. Основная проверка домашнего задания.

Конкурс 1. «Разминка»

(Обучающимся требуется ответить на задаваемые преподавателем вопросы).

  1. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)
  2. Благодаря кому у Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору
    из университета).
  3. Кем был по профессии Чехов? (Врачом)
  4. Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? (Мелихово).
  5. Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

А) Н.А. Некрасов –
Б) Л.Н. Толстой +
В) И.С. Тургенев –

Традиции какого знаменитого писателя продолжил в своем творчестве Чехов?

А) М.Е. Салтыкова-Щедрина +
Б) А.С. Пушкина –
В) Л.Н. Толстого —

Конкурс 2

(Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов,
записанные на доске.).

1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть ………….» (чиновника).
3. «Толстый и ….…….» (тонкий).
4. «Скучная …..……….» (история).
5. «Палата № ……….» (шесть).
6. «Дом ……………….» (с мезонином).
7. «Человек в ……….» (футляре).
8. «Дама …………….» (с собачкой).

Конкурс 3. «Ассоциации» (Учитель называет ассоциацию, учащиеся,
опираясь на нее, узнают рассказ.).

Ящерица («Хамелеон»)
Дворняжка («Каштанка»)
Гайка («Злоумышленник»)
Рыбалка («Налим»)
Зубы («Хирургия»)
Извозчик («Тоска»)
Соль («Пересолил»)
Овес («Лошадиная фамилия»)

Конкурс 4. «Конкурс чтецов». (Учащимся предлагается выразительно
прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа).

1 команда – «Злоумышленник »
2 команда – «Лошадиная фамилия»

Конкурс 5 (Требуется определить, о каком понятии, которое описывает
Чехов во многих рассказах, идет речь. Назвать рассказы)

«Человек в футляре»;
«Крыжовник»;
«О любви».

Актуализация опорных знаний и совершенствование знаний, умений и навыков:

Вступительное слово учителя литературы. Сегодня на уроке мы более подробно
познакомимся с понятием «футлярность» на примере рассказа «Человек в футляре».
Постараемся доказать, что слово «инертность» можно считать синонимом слова «футлярность».
Еще раз убедимся, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем
высказывание М.Горького о писательской манере А.П.Чехова.

<Приложение 1. Слайды
1, 2, 3
>

<Приложение 2. Экспозиция (Приложение можно
посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Как вы его понимаете? (Обсуждение.)

Сегодня на примере рассказа «Человек в футляре» мы еще раз удостоверимся в
том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несет
определенный смысл. Дома вы прочитали рассказ, а теперь послушаем ваши
сообщения.

Заслушивание сообщений обучающихся.

В 1989 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви». Сюжетной рамкой, в которую вписаны все три
истории – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», – стала охота, на которую
отправились «высокий, худощавый старик с длинными усами» Иван Иванович
Чишма-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин,
«небольшого роста, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс».
Охотники рассказывают друг другу истории, причем все вполне охотничьего
свойства; один сюжет цепляется задругой, так возникает цикл рассказов.
повествование о центральном событии ведется не автором, а рассказчиком, причем
каждый из трех персонажей попеременно являются то слушателем, то рассказчиком,
то действующим лицом. Таким образом, в рассказах дан как бы обмен жизненным
опытом В центре каждого из них стоит любовная история, но о любви ли они?

Рассказ «человек в футляре», как и два последующих рассказа этого цикла имеет
своеобразную конструкцию: это рассказ в рассказе. История о Беликове помещена в
обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем
привале, т.е. автор дает героям возможность самим сделать вывод.

Беседа по вопросам.

– Понравился ли вам рассказ?
– Как построен рассказ?
– Кто эти запоздавшие охотники?
– Кто рассказывает о Беликове?
– Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности,
ироничности?
– Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра?

Работа с текстом рассказа.

«Мавра, женщина здоровая и не глупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше
своего родительского села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в
последние десять лет все сидела за печью и только по ночам вы ходила на улицу».

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти
в свою скорлупу – ключ к рассказу. Такие люди – явление нередкое и в
современности.

– Что говорится о Беликове?

Работа с текстом рассказа.

Вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов,
учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был
замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с
зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и
часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить
карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле,
так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки,
фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал
поднимать верх.
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и
непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать,
футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних. Действительность
раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге,
и, быть может, для
того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда
хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он
преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался
от действительной жизни.

Лексическая работа. (Выписать ключевые слова и выражения, характеризующие
Беликова)

<Слайд 4>


Пересказ текста обучающимся.
Живой манекен.
Пересказ текста обучающимся.
(Выступление на педсоветах, хождение по
квартирам, особенности поведения, когда Беликов укладывался спать)

– Как Беликов вел себя? Каковы особенности его поведения?

Обсуждение героя по вопросам.

– Как к Беликову относятся коллеги? Почему? (Угнетая всех своей
осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. «Наши учителя
народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине,
однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиками, держал в
руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию! Весь город!»)

– В чем причина власти Беликова над городом? (В его правильности, с
которой невозможно спорить.)
– Почему именно учителя, человека призванного нести доброе, светлое, Чехов
делает «футлярным»?
– Почему Беликов, влюбленный в свой предмет, не приносит никому пользы?
– Почему он преподает именно древние языки?
– Чем стал Беликов для всего города?
– Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
– Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

<Слайд 5>

– Какое участие приняли окружающие в этом событии?

<Приложение 3. (отрывок из художественного фильма) (Приложение можно
посмотреть, связавшись с автором статьи) >

– Как отнесся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
– По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зеленый, мрачнее тучи?»

<Приложение 2.Экспозиция>

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушел с
занятий?

<Слайд 6>

Чтение диалога Беликова с Коваленко по ролям.

– Какое слово находит Михаил Савич?

Работа со словарем по слову «фискал».

– Чем заканчивается разговор?

<Слайд 7>


Чем закончилось сватовство?
– Чего достиг Беликов?
– Что изменилось в жизни города?

Работа с текстом рассказа.

Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иванович?
Как реагирует Буркин?

Подведение итогов обсуждения Вывод.

Сообщение преподавателя о том, что выражение «человек в футляре» стало
устойчивым сочетанием слов, т.е. фразеологическим оборотом.

<Приложение 4. Рисунки учащихся (Приложение можно посмотреть, связавшись с
автором статьи)>

Можно ли назвать слова «футлярность» и «инертность» синонимами? Подберите к
этим словам другие синонимы.

Учитель физики:

Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут
Инертностью это упрямство зовут.

Инертность – это свойство тел сохранять ту скорость, которую они уже имеют,
при отсутствии внешних воздействий. Это понятие как бы определяет «характер»
тела.

Опыт 1. Попробуйте сдвинуть с места тяжелый шкаф. (Приглашается ученик
из класса)

Опыт 2. Две внешне одинаковые коробочки подвешены на нитях к
стержню. Одна из них пустая, а вторая заполнена чем-нибудь тяжелым (речным
песком, пластилином и т. п). К нижней части коробок привязаны такие же нити, как
те на которых они висят. Если с силой дернуть за нижнюю нитку, привязанную к
пустой коробке, то может оборваться любая из ниток, та на которой висит коробка,
или же та, за которую дернули. Инертность пустой коробки не велика, поэтому
рывок воспринимается обеими нитками одинаково. Иное произойдет со второй
коробкой, заполненной. При резком рывке – порвется нижняя нитка, т.к. коробка
обладает большой инертностью, она не успевает передать усилие рывка верхней
нитке.

Чтобы тело могло изменить свое поведение нужно время.

А что произойдет, если этого времени недостаточно?

Опыт с шашками одинаковой формы. Шашки сложить в ровный столбик. Быстрым
скользящим ударом деревянной линейки по нижней шашке выбить ее из столбика.
(предложить провести обучающимся). Столбик остался на месте – проявилась
инертность. Выскользнувшая из-под столбика шашка «не успела» передать всему
столбику сообщенную ей скорость.

Инерция – это явление.
Инертность – это свойство тел.
Массивные тела более инертны, чем легкие.

Показ видеоролика с опытами.
Песня из кинофильма «Земля Санникова».

3. Применение знаний, умений, навыков.

Фразеологические обороты, вошедшие в жизнь.

Применение физического явления инертности на практике. Учащимся дается топор
и топорище. И предлагается насадить топор на топорище используя свойство
инертности. При этом прокомментировать свои действия.

Составление презентаций.

4. Домашнее задание – выписать из литературных произведений, кинофильмов,
мультипликационных фильмов героев, которые обладали свойствами инертности и
футлярности.

5. Подведение итогов.

– обобщение учебного материала, рассмотренного на уроке.
– выставление оценок с комментариями.

Футлярный

Футлярный
футля́рный
прил.

1.

соотн. с сущ. футляр, связанный с ним

2.

Свойственный футляру, характерный для него.

3.

Принадлежащий футляру.

Толковый словарь Ефремовой.

2000.

.

Смотреть что такое «Футлярный» в других словарях:

  • ФУТЛЯРНЫЙ — ФУТЛЯРНЫЙ, футлярная, футлярное. прил. к футляр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • футлярный — ФУТЛЯР, а, м. Вместилище для хранения, для предохранения чего н. Ф. для очков. Ф. для скрипки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • футлярный — футлярный, футлярная, футлярное, футлярные, футлярного, футлярной, футлярного, футлярных, футлярному, футлярной, футлярному, футлярным, футлярный, футлярную, футлярное, футлярные, футлярного, футлярную, футлярное, футлярных, футлярным, футлярной …   Формы слов

  • футлярный — футл ярный …   Русский орфографический словарь

  • футлярный — см. футляр; ая, ое. Ф ая коробка …   Словарь многих выражений

  • ФУТЛЯР — ФУТЛЯР, а, муж. Вместилище для хранения, для предохранения чего н. Ф. для очков. Ф. для скрипки. • Человек в футляре человек, к рый замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений [по названию рассказа А. П. Чехова]. | уменьш …   Толковый словарь Ожегова

  • ФУТЛЯР — муж., нем. коробочка, ларчик, трубка, укладочка, чехолок, куда вкладывается сберегаемая вещь. Футляр подзорной трубы. Шляпный футляр, шляпник; очечный, очечник. Футлярный мастер или футлярщик. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ФУТЛЯР — (нем. Futteral). Ящичек, коробочка или чехол для сбережения вещи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФУТЛЯР колобка для хранения дорогих вещей, главн. образом драгоценностей. Полный словарь иностранных …   Словарь иностранных слов русского языка

  • футляр — Немецкое – Futteral (коробочка для хранения вещей). В русский язык слово «футляр» пришло из немецкого языка в начале XVIII в. Футляр – это «коробочка или ящичек, куда кладут для хранения какие либо веши, например очки». В некоторых славянских… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • футляр — а; м. (нем. Futteral) см. тж. футлярчик, футлярный Коробка, ящик или жёсткий чехол, куда кладётся какая л. вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т.п. Замшевый футля/р. Футля/р для очков. Часы в красном футляре …   Словарь многих выражений

Цели:

Обучающая:

продолжить формирование понимания путей перерождения интеллигентного человека в человека пошлого;

систематизировать понятия «инерции» и «инертности».

Развивающая:

развивать познавательный интерес к литературе и физике;

развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл и аргументировано доказывать свою точку зрения;

развивать техническое и логическое мышление;

развитие наблюдательности на основе изучения физических явлений.

Воспитывающая:

воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

Вид урока: Семинар.

Методы обучения: Диалогическое изложение, наблюдение и сравнение.

Внутрипредметные связи:

анализ понятия «футлярность» в рассказах А.П.Чехова, фразеологии и повседневной жизни;

сопоставление понятий «инерция» и «инертность».

Межпредметные связи: Русский язык, литература, физика, история.

Оборудование: Демонстрационный материал: набор коробочек разной массы; набор шашек прямоугольной формы одинакового размера.

Раздаточный материал: хрестоматия по литературе.

Технические средства обучения:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

экран.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания: Викторина по рассказам А.П. Чехова

I. Вступительное слово преподавателя.

На сегодняшнем уроке мы проведем занимательную викторину по творчеству А.П.Чехова. Таким образом, мы продолжим изучение творчества писателя, проверим, насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. На дом было заданно прочитать как можно больше рассказов писателя. Ребята, какие рассказы вам показались самыми интересными и смешными? (Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях от прочитанного.)

II. Основная проверка домашнего задания.

Конкурс 1. «Разминка»

(Обучающимся требуется ответить на задаваемые преподавателем вопросы).

Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)

Благодаря кому у Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).

Кем был по профессии Чехов? (Врачом)

Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? (Мелихово).

Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

А) Н.А. Некрасов –
Б) Л.Н. Толстой +
В) И.С. Тургенев –

Традиции какого знаменитого писателя продолжил в своем творчестве Чехов?

А) М.Е. Салтыкова-Щедрина +
Б) А.С. Пушкина –
В) Л.Н. Толстого —

Конкурс 2

(Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.).

1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть ………….» (чиновника).
3. «Толстый и ….…….» (тонкий).
4. «Скучная …..……….» (история).
5. «Палата № ……….» (шесть).
6. «Дом ……………….» (с мезонином).
7. «Человек в ……….» (футляре).
8. «Дама …………….» (с собачкой).

Конкурс 3. «Ассоциации» (Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.).

Ящерица («Хамелеон»)
Дворняжка («Каштанка»)
Гайка («Злоумышленник»)
Рыбалка («Налим»)
Зубы («Хирургия»)
Извозчик («Тоска»)
Соль («Пересолил»)
Овес («Лошадиная фамилия»)

Конкурс 4. «Конкурс чтецов». (Учащимся предлагается выразительно прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа).

1 команда – «Злоумышленник»
2 команда – «Лошадиная фамилия»

Конкурс 5 (Требуется определить, о каком понятии, которое описывает Чехов во многих рассказах, идет речь. Назвать рассказы)

«Человек в футляре»;
«Крыжовник»;
«О любви».

Актуализация опорных знаний и совершенствование знаний, умений и навыков:

Вступительное слово учителя литературы. Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с понятием «футлярность» на примере рассказа «Человек в футляре». Постараемся доказать, что слово «инертность» можно считать синонимом слова «футлярность». Еще раз убедимся, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А.П.Чехова.

<Приложение 2. Экспозиция (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Как вы его понимаете? (Обсуждение.)

Сегодня на примере рассказа «Человек в футляре» мы еще раз удостоверимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несет определенный смысл. Дома вы прочитали рассказ, а теперь послушаем ваши сообщения.

Заслушивание сообщений обучающихся.

В 1989 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», – стала охота, на которую отправились «высокий, худощавый старик с длинными усами» Иван Иванович Чишма-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, «небольшого роста, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Охотники рассказывают друг другу истории, причем все вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется задругой, так возникает цикл рассказов. повествование о центральном событии ведется не автором, а рассказчиком, причем каждый из трех персонажей попеременно являются то слушателем, то рассказчиком, то действующим лицом. Таким образом, в рассказах дан как бы обмен жизненным опытом В центре каждого из них стоит любовная история, но о любви ли они?

Рассказ «человек в футляре», как и два последующих рассказа этого цикла имеет своеобразную конструкцию: это рассказ в рассказе. История о Беликове помещена в обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем привале, т.е. автор дает героям возможность самим сделать вывод.

Беседа по вопросам.

– Понравился ли вам рассказ?
– Как построен рассказ?
– Кто эти запоздавшие охотники?
– Кто рассказывает о Беликове?
– Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
– Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра?

Работа с текстом рассказа.

«Мавра, женщина здоровая и не глупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше своего родительского села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет все сидела за печью и только по ночам вы ходила на улицу».

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу – ключ к рассказу. Такие люди – явление нередкое и в современности.

– Что говорится о Беликове?

Работа с текстом рассказа.

Вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

Лексическая работа. (Выписать ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова)

<Слайд 4>

Пересказ текста обучающимся.
Живой манекен.
Пересказ текста обучающимся.
(Выступление на педсоветах, хождение по квартирам, особенности поведения, когда Беликов укладывался спать)

– Как Беликов вел себя? Каковы особенности его поведения?

Обсуждение героя по вопросам.

– Как к Беликову относятся коллеги? Почему? (Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. «Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиками, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию! Весь город!»)

– В чем причина власти Беликова над городом? (В его правильности, с которой невозможно спорить.)
– Почему именно учителя, человека призванного нести доброе, светлое, Чехов делает «футлярным»?
– Почему Беликов, влюбленный в свой предмет, не приносит никому пользы?
– Почему он преподает именно древние языки?
– Чем стал Беликов для всего города?
– Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
– Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

<Слайд 5>

– Какое участие приняли окружающие в этом событии?

<Приложение 3. (отрывок из художественного фильма) (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи) >

– Как отнесся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
– По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зеленый, мрачнее тучи?»

<Приложение 2.Экспозиция>

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушел с занятий?

<Слайд 6>

Чтение диалога Беликова с Коваленко по ролям.

– Какое слово находит Михаил Савич?

Работа со словарем по слову «фискал».

– Чем заканчивается разговор?

<Слайд 7>

– Чем закончилось сватовство?
– Чего достиг Беликов?
– Что изменилось в жизни города?

Работа с текстом рассказа.

Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иванович?
Как реагирует Буркин?

Подведение итогов обсуждения Вывод.

Сообщение преподавателя о том, что выражение «человек в футляре» стало устойчивым сочетанием слов, т.е. фразеологическим оборотом.

<Приложение 4. Рисунки учащихся (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Можно ли назвать слова «футлярность» и «инертность» синонимами? Подберите к этим словам другие синонимы.

Учитель физики:

Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут
Инертностью это упрямство зовут.

Инертность – это свойство тел сохранять ту скорость, которую они уже имеют, при отсутствии внешних воздействий. Это понятие как бы определяет «характер» тела.

Опыт 1. Попробуйте сдвинуть с места тяжелый шкаф. (Приглашается ученик из класса)

Опыт 2. Две внешне одинаковые коробочки подвешены на нитях к стержню. Одна из них пустая, а вторая заполнена чем-нибудь тяжелым (речным песком, пластилином и т. п). К нижней части коробок привязаны такие же нити, как те на которых они висят. Если с силой дернуть за нижнюю нитку, привязанную к пустой коробке, то может оборваться любая из ниток, та на которой висит коробка, или же та, за которую дернули. Инертность пустой коробки не велика, поэтому рывок воспринимается обеими нитками одинаково. Иное произойдет со второй коробкой, заполненной. При резком рывке – порвется нижняя нитка, т.к. коробка обладает большой инертностью, она не успевает передать усилие рывка верхней нитке.

Чтобы тело могло изменить свое поведение нужно время.

А что произойдет, если этого времени недостаточно?

Опыт с шашками одинаковой формы. Шашки сложить в ровный столбик. Быстрым скользящим ударом деревянной линейки по нижней шашке выбить ее из столбика. (предложить провести обучающимся). Столбик остался на месте – проявилась инертность. Выскользнувшая из-под столбика шашка «не успела» передать всему столбику сообщенную ей скорость.

Инерция – это явление.
Инертность – это свойство тел.
Массивные тела более инертны, чем легкие.

Показ видеоролика с опытами.
Песня из кинофильма «Земля Санникова».

3. Применение знаний, умений, навыков.

Фразеологические обороты, вошедшие в жизнь.

Применение физического явления инертности на практике. Учащимся дается топор и топорище. И предлагается насадить топор на топорище используя свойство инертности. При этом прокомментировать свои действия.

Составление презентаций.

4. Домашнее задание – выписать из литературных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов героев, которые обладали свойствами инертности и футлярности.

5. Подведение итогов.

– обобщение учебного материала, рассмотренного на уроке.
– выставление оценок с комментариями.

21 синонимов к слову «ФУТЛЯР» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — горит — коробка — ящик — ножны — германизм — чехол — колчан — нагалище…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 горит[124]00 0
2 коробка[52]00 0
3 ящик[69]00 0
4 ножны[5]00 0
5 германизм[176]00 0
6 чехол[39]00 0
7 колчан[7]00 0
8 нагалище[3]00 0
9 кассета[25]00 0
10 кожух[16]00 0
11 щеточница[3]00 0
12 вымпел[7]00 0
13 мыльница[11]00 0
14 джерид[3]00 0
15 кобура[6]00 0
16 портбукет[2]00 0
17 подчасник[2]00 0
18 спичечница[3]00 0
19 налучье[1]00 0
20 футлярчик[5]00 0
21 очечник[4]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «футляр»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «футляр», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: горит, коробка, ящик. Всего в словаре 21 синонимов.

Слово «футляр» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «футляр» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву ф

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «футляр» 94. Количество букв: 6.
  • Искалась форма слова «футляр»
  • Поиск «футляр» занял 0.008 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы к слову фунфырик
  • Синонимы к слову фулл
  • Синонимы к слову фугас
  • Синонимы к слову фрикативный
  • Синонимы к слову френдзонить