Синонимы и антонимы морфем

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.


#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Понятия «синоним»,
«антоним» и «омоним», которые используются
в лексике, применимы и к морфемам как
единицам языка, имеющим и значение, и
форму.

Словообразовательные
синонимы

это слова с одним корнем, но с разными
словообразовательными формантами.
Например: выбрать
избрать
(приставки),
горд
ость
– горд
ыня,
гололёд-# – гололед
ица
– гололедь-#, дом
ина
– дом
ище,
лимон
ный
– лимон
овый
(суффиксы).
Корнями-синонимами
называются такие корни, которые
встречаются у синонимических слов.
Например: храбрец
смельчак,
храбрый
смелый,
храбрость
смелость;
красный
алый
и др. Синонимия аффиксов обнаруживается,
как правило, при омонимии.

Омонимия
– это тождество формы, т.е. плана выражения
и несоотносительность семантики (плана
содержания). Например: корни (ласка,
балка),
суффиксы (соломина,
кирпич
ина
– сингулятивное значение; свинина,
говяд
ина
– мясо; глубина,
тиш
ина
– абстрактное значение; голосина,
дом
ина
– значение ауглентативное), флексии
(óзера
– озёр
а,
мн.ч и Р.п.; весну,
брат
у
– В.п. и Д.п.).
Словообразовательные омонимы

– слова, отличающиеся словообразовательной
структурой, но формально схожие. Например:
молочник
как ‘продавец’ и как ‘сосуд’; учитель-ств-о
(от учитель) – учи-тельств-о
(от учить), писатель-ств-о
(от писатель) – писа-тельств-о
(от писать); бумажник
– человек, который работает в бумажной
промышленности (-ик)
и ёмкость для бумаг (-ник);
физкультурник
– тот, кто занимается физкультурой
(-ник)
и студент физического института (-ик).

Аффиксы-антонимы
обнаруживают себя при словообразовательной
антонимии, т.е. в словах, образованных
от одной основы. Например: довоенный
послевоенный,
связать
развязать,
залезть
слезть,
приплыть
уплыть
(приставки),
дом
ик
– дом
ище
(суффиксы).
Аффиксальные антонимы выражают
противоположное, но соотносительное
значение.
Корни-антонимы

– это корневые морфемы, которые имеют
место в словах-антонимах. Например:
храбрец –
трус, храбрый – трусливый, храбриться
– трусить

и др.

17. Цель и принципы морфемного анализа.

Морфемный анализ
– это выделение в слове всех живых с
точки зрения синхронного словообразования
морфем. Его цель – установить, из каких
морфем состоит слово. Морфемный
анализ применим к любой части словоформы,
но от того, какая часть слова в данный
момент рассматривается, зависит выбор
метода, с помощью которого этот анализ
следует производить. Однако во всех
случаях методика морфемного анализа
предполагает сопоставительный метод,
ибо сама по себе членимость слова в
любой его реализации (словоформе)
является результатом отношения с другими
словами и формами. Для правильного
членения слова на морфемы необходимо
знать, что с чем сопоставлять и сравнивать,
многие ошибки при морфемном анализе
связаны с неправильным выбором объекта
сравнения.

В основе морфемного
анализа лежат четыре
принципа
:

1. Сопоставление
словоформ одного и того же слова для
выделения формообразующих формантов.

2. Выделение корневой
морфемы осуществляется путём подбора
родственных слов.

3. Выделение
аффиксальных морфем производится с
помощью подбора одноструктурных слов,
т.е. слов с одинаковыми аффиксами,
имеющими одинаковое значение.

4. Необходимость
учёта словообразовательной структуры
слова для уточнения морфемных границ
в слове.

Кроме названных
принципов нельзя забывать о правиле
йотированной буквы
,
которое гласит, что йотированные буквы
на стыке морфем в положении после гласной
буквы, разделительного мягкого знака
обозначают фонему /j/, которая принадлежит
предшествующей морфеме, и гласную
фонему, которая принадлежит последующей
морфеме. Например: веселье
– основа весельj-,
флексия —о.
Исключение составляет лишь окончание
творительного падежа множественного
числа -ю имён третьего склонения: печь-ю,
тень-ю
.

Что
касается порядка, в котором следует
проводить морфемный анализ, то предлагается
начинать с грамматической части слова
(с конца), но
при
переходе к анализу лексической основы
удобней начинать с выделения корня и
дальнейшего последовательного
поморфемного членения.

Таким образом, при
морфемном анализе состава слова нужно:

1)
установить принадлежность данного
слова к определенной части речи, выделить
окончание и определить его значение;

2) найти
и охарактеризовать основу слова по
степени ее членимости;

3)
определить корень слова, приведя два-три
родственных слова;

4)
выделить в основе слова суффикс; привести
одно-два одноструктурных слова с тем
же суффиксом, охарактеризовать его
значение;

5)
выделить в основе слова приставку;
привести одно-два одноструктурных слова
с той же приставкой, охарактеризовать
ее значение.

Определение
производящей основы слова и способа
словообразования не входит в задачи
морфемного анализа. Это уже область
словообразовательного анализа состава
слова, характеристика которого будет
дана несколько позже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Oksana-Nekrasova

Oksana-Nekrasova Эксперт

1040

90 подписчиков

+ Филолог   + Блогер

Вопрос на форуме эксперта

спросил(а) 21 апреля 2015 г.

Омонимия, антонимия и синонимия морфем. Что это такое?

Омонимы, синонимы, антонимы, все это понятно. А как могут быть эти явления у суффиксов, приставок и окончаний?

Ответ эксперта

Oksana-Nekrasova

Oksana-Nekrasova ответилa 28 апреля 2015 г.

Явления синонимии, антонимии, омонимии могут быть и у морфем.

При синонимии морфемы различаются по фонемному составу, но схожи по значению.

выбрать – избрать (приставки вы-, из-)
домина – домище (суффиксы -ин-, -ищ-)
стола – занавески (окончания родительного падежа единственного числа -а, -и)

При антонимии морфемы различаются по фонемному составу и имеют противоположные значения.

связать – развязать (приставки с-, раз-)
домик – домище (суффиксы -ик-, -ищ-)

При омонимии морфемы совпадают по фонемному составу, но различаются по значению.

скатиться с горы – сходить в магазин (приставка с- в первом случае обозначает движение вниз, во втором – движение в пространстве туда-обратно)
домина – горошина (суффикс -ин- в первом слове имеет увеличительное значение, во втором — единичное)
из двери – к двери – о двери (одинаковое окончание -и имеет три разных значения)

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Обновлено: 04.05.2023

Омонимия – это тождество формы, т.е. плана выражения и несоотносительность семантики (плана содержания). Например: корни (ласка, балка), суффиксы (соломина, кирпичина – сингулятивное значение; свинина, говядина – мясо; глубина, тишина – абстрактное значение; голосина, домина – значение ауглентативное), флексии (óзера – озёра, мн.ч и Р.п.; весну, брату – В.п. и Д.п.). Словообразовательные омонимы – слова, отличающиеся словообразовательной структурой, но формально схожие. Например: молочник как ‘продавец’ и как ‘сосуд’; учитель-ств-о (от учитель) – учи-тельств-о (от учить), писатель-ств-о (от писатель) – писа-тельств-о (от писать); бумажник – человек, который работает в бумажной промышленности (-ик) и ёмкость для бумаг (-ник); физкультурник – тот, кто занимается физкультурой (-ник) и студент физического института (-ик).

Аффиксы-антонимы обнаруживают себя при словообразовательной антонимии, т.е. в словах, образованных от одной основы. Например: довоенный – послевоенный, связать – развязать, залезть – слезть, приплыть – уплыть (приставки), домик – домище (суффиксы). Аффиксальные антонимы выражают противоположное, но соотносительное значение. Корни-антонимы – это корневые морфемы, которые имеют место в словах-антонимах. Например: храбрец – трус, храбрый – трусливый, храбриться – трусить и др.

Омонимия – это тождество формы, т.е. плана выражения и несоотносительность семантики (плана содержания). Например: корни (ласка, балка), суффиксы (соломина, кирпичина – сингулятивное значение; свинина, говядина – мясо; глубина, тишина – абстрактное значение; голосина, домина – значение ауглентативное), флексии (óзера – озёра, мн.ч и Р.п.; весну, брату – В.п. и Д.п.). Словообразовательные омонимы – слова, отличающиеся словообразовательной структурой, но формально схожие. Например: молочник как ‘продавец’ и как ‘сосуд’; учитель-ств-о (от учитель) – учи-тельств-о (от учить), писатель-ств-о (от писатель) – писа-тельств-о (от писать); бумажник – человек, который работает в бумажной промышленности (-ик) и ёмкость для бумаг (-ник); физкультурник – тот, кто занимается физкультурой (-ник) и студент физического института (-ик).

Аффиксы-антонимы обнаруживают себя при словообразовательной антонимии, т.е. в словах, образованных от одной основы. Например: довоенный – послевоенный, связать – развязать, залезть – слезть, приплыть – уплыть (приставки), домик – домище (суффиксы). Аффиксальные антонимы выражают противоположное, но соотносительное значение. Корни-антонимы – это корневые морфемы, которые имеют место в словах-антонимах. Например: храбрец – трус, храбрый – трусливый, храбриться – трусить и др.

Омонимы, синонимы, антонимы, все это понятно. А как могут быть эти явления у суффиксов, приставок и окончаний?

Явления синонимии, антонимии, омонимии могут быть и у морфем.

При синонимии морфемы различаются по фонемному составу, но схожи по значению.

выбрать – избрать (приставки вы-, из-)
домина – домище (суффиксы -ин-, -ищ-)
стола – занавески (окончания родительного падежа единственного числа -а, -и)

При антонимии морфемы различаются по фонемному составу и имеют противоположные значения.

связать – развязать (приставки с-, раз-)
домик – домище (суффиксы -ик-, -ищ-)

При омонимии морфемы совпадают по фонемному составу, но различаются по значению.

скатиться с горы – сходить в магазин (приставка с- в первом случае обозначает движение вниз, во втором – движение в пространстве туда-обратно)
домина – горошина (суффикс -ин- в первом слове имеет увеличительное значение, во втором — единичное)
из двери – к двери – о двери (одинаковое окончание -и имеет три разных значения)

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Курс лекций для дисциплины

Минимальная часть слова (лексемы) — звук, но звук не имеет собственного значения. Минимальная единица слова, имеющая значение (смысл), — морфема. Состав слова изучается морфемикой разделом языкознании, изучающим типы и структуру зна­чимых частей слова — морфем, их отношения друг к кругу и к слову в целом.

Морфема — минимальная значимая часть слова: корень, аф­фиксы — приставка, суффикс, соединительный гласный, возврат­ная частица, как вы это называли в школе, служат для образова­ния новых слов, а окончание — для образования новых форм од­ной лексемы.

Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов называется основой. Основа выражает лексическое значение сло­ва. Окончание и формообразующие суффиксы указывают на грам­матические категории, свойственные конкретному слову: напри­мер, суффикс обозначает в глагольной форме прошедшее вре­мя, окончание -ет — глагол 3-го л. ед. ч. в настоящем и/или будущем времени.

Обязательной частью основы является корень. Помимо корня в основу могут входить приставка и суффикс. Основа выделяется путем отсечения окончания.

Морфемы классифицируются следующим образом (табл. 14):

Словообразующие (служат для образования новых слов)

Формообразующие (служат для образования форм слова)

окончание (флексия); формообразующий; суффикс Л

· Корень — это общая часть родственных (однокоренных) слов.

Его можно выделить путем сопоставления слов, относящихся к одному смысловому гнезду, — однокоренных: засильесила, сильный, сшовой, усиливать, бессильное, силушка.

Аффиксы, входящие в основу:

· префикс (приставка: от лат. ргае ‘перед’, fixus ‘прикреплен­ный’) —

словообразовательная морфема, стоящая перед корнем, обозначающая пространственные отношения, наличие/отсутствие или меру того, что в корне: отплыть, входить, заокеанский, бездумно;

· суффикс (от лат. suffixus ‘прикрепленный’) — словообразова­тельная

морфема, стоящая после корня перед окончанием, обо­значающая оценку, качество, отношение, размер того, что назва­но в корне, называющая носителя или деятеля: банка, кузовок, носище, маленький, чайник, грузчик, учительница.

· постфикс (от лат. post ‘после’, fixus ‘прикрепить’) — словооб­разовательная

морфема, стоящая после окончания, при его отсут­ствии — на конце слова, обозначающая возвратность глагольной формы: убедишься, заглядевшись, питаемся;

· интерфикс (соединительный гласный: от. лат. inter ‘между, fixus

‘прикрепленный’) — морфема, соединяющая два корня в одной основе: паровоз. быстроходный, вездеход. Интерфиксами называют и звуки (буквы), появляющиеся в словах для благозву­чия., например, между корнем и суффиксом: жить — живет, жи­вой, петьпевец, плытьплывут.

· Окончание (флексия) — морфема, не входящая в основу, так как служит

для образования форм слова и выражает грамматичес­кое значение слова: зимние вечера — окончания указывают на мн. ч. имен существительного и прилагательного; строгают окончание -ют указывает на форму глагола строгать в мн. ч. 3-го л. настоящего времени.

Окончания могут быть только у изменяемых слов. Окончаний не имеют:

˗ наречия: сильно, умышленно, зря, наверху:

˗ слова категории состояния: душно, противно, больно, приятно;

˗ деепричастия: заснув, придумывая, присмотревшись;

˗ неизменяемые имена существительные: кофе, такси, пальто;

˗ неизменяемые имена прилагательные: хаки, беж, бордо:

˗ служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия,

˗ звукоподражательные и модальные слова): около, пока, же, ба­тюшки, кряк, можно.

Существуют разные точки зрения на неопределенную форму глагола (инфинитив), где, по мнению одних ученых, -ть, -ти являются окончаниями, а по мнению других — формообразую­щими суффиксами. В данном учебнике мы не выделяем инфини­тив в неизменяемые части речи, а рассматриваем его как началь­ную форму глагола — изменяемой части речи, поэтому принима­ем точку зрения, по которой -ть. -ти в инфинитиве являются окончаниями.

Морфемный анализ слова .

Запись плана морфемного анализа слова:

1. выписать слово в той форме, в которой оно представлено в предложении. Определить часть речи.

2. указать окончание и его значение (род, число, падеж)

3. выделить основу слова.

4. выделить корень слова. Подобрать однокоренное слово.

5. выделить приставку, суффикс, постфикс, интерфикс (если они есть). Подобрать другое слово с такой же приставкой, суффиксом, постфиксом, интерфиксом.

ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

1. Бессердечный – прилагательное

2. Окончание –ый (м.р., Им.пад, ед.ч)

3. Основа – бессердечн-

4. Корень –сердеч-. Сердце

5. Приставка бес-, суффикс –н. бессовестный

2. Многозначность морфем

Многозначность — это свойство морфем иметь несколько значений.

Например, корневые морфемы:

1. большой океанский пароход;

2. большой самолет (воздушное судно).

1. нахождение поверх чего-либо, выше чего-либо (лампа над столом);

2. направленность действия на что-либо (работать над дипломом).

2. полнота, завершенность действия (наврать).

2. Z предмета (леденец);

3. Z орудия действия (резец).

При синонимии морфемы различаются по фонемному составу, но схожи по значению. Выбрать – избрать (приставки вы-, из-); домина – домище (суффиксы -ин-, -ищ-).

При антонимии морфемы различаются по фонемному составу и имеют противоположные значения.

Читайте также:

      

  • Глава 28 коап кратко
  •   

  • Континентально европейская модель электронного правительства кратко
  •   

  • Функциональная анатомия больших пищеварительных желез кратко
  •   

  • Революция значение слова кратко
  •   

  • Чарльз сандерс пирс биография кратко

Технологическая карта урока № 21-22

Тема урока. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Дисциплина: БД.1 Русский язык

Преподаватель: Хоменко Л.Н.

Тип урока. изучение нового материала

Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формируемые на уроке ПК и ОК: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные:  эвристическая беседа 

Практические:  наблюдение, анализ

Информационно-методическое обеспечение: Русский язык и культура речи: учебное пособие / В.Н. Руднев. — 6-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 255 с. — (Среднее профессиональное образование).  Антонова Е. С., Воителеева Т.М Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.образования.- М.,2014. (раздаточный материал).

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.

Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

-создание благоприятной психологической атмосферы;

-проверка организации рабочих мест обучающихся;

-проверка внешнего вида;

-проверка списочного состава обучающихся и заполнение журнала, рапорта и рапортички.

  1. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по теме «Фонетика, фонетические единицы, понятие звук»

  2. Актуализация знаний. Вступительное слово (5 мин): Послушайте слова известного филолога Асеева.

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова, особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Запишите в рабочие листы.

-Посмотрите на тему и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на уроке.

1.Углубить знания о значимых морфемах русского языка.

2.Вспомнить план морфемного разбора.

3.Развивать навык грамотного письма.

4. Совершенствовать речевую культуру.

5. Оценивать свою работу.

-Итак, мы поставили перед собой цели, чтобы их выполнить, нужно работать очень внимательно.

Сегодня мы вспомним, по каким законам в русском языке работают слова, из чего они состоят, как образуются новые слова, поэтому приглашаю вас в мастерскую русского язык.

На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своём творчестве, попытаемся понять, как и для чего они создают новые слова, действительно ли так значимы морфемы.

  1. Мотивация учебной деятельности по теме

Вы знакомы с морфемикой еще со школы, так как эта тема изучается в 5 классе. Соответственно, она является актуальна и на сегодняшний день, потому что из чего состоит слова является самым главным, а выполнение морфемного разбора послужит Вам для сдачи государственной итоговой аттестации хорошим подспорьем.

4.Формирование новых знаний. Чтение. Беседа.

— Сейчас я прочту удивительное стихотворение М. Цветаевой, посвящённое поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели. Распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – расслоили,

Расслоили …

стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – рас теряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

Каким чувством наполнено стихотворение?

-Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадёжность.

— С помощью каких языковых средств передаётся это чувство разъединенности?

-С помощью существительных и глаголов с приставками раз-(рас-):

рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли.

-Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова. Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.

— Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова рас-стояние?

-Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты.

И для того, чтобы подчеркнуть её, выразить и донести до читателя, она

обращается к графическому средству: отрывает приставку,

как бы показывая тем самым авторское неприятие той части слова,

которая несёт значение утраты, разъединения, деления на части,

движения в разные стороны.

— Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное ( морфемное) значение рас- (раз-).

-Итак, первый путь создания индивидуально-авторского слова — нарочитое членение слов : рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.( записать в тетради.

урока

5.Основная часть:

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых

непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

6. Работа в листах. Повторение основных понятий раздела. (5-7 мин)

  • Что такое морфемика?

  • Назовите основные понятия раздела.

  • Что такое окончание?

  • Что можно определить по окончанию?

  • Каким частям речи принадлежат эти окончания ешь, ут, ая?

  • Бывают ли части речи без окончания?

  • Как найти окончание?

  • Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ (слово записано на доске)

  • Что такое основа слова?

  • Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.

  • Что такое корень слова?

  • Как найти корень слова?

  • Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

  • Что такое суффикс?

  • Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

  • Что обозначает этот суффикс?

  • Что такое приставка?

  • Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.

  • Что обозначает приставка? (движение наружу).

  • Что такое постфикс?

  • Определите постфикс в слове НАСЛАЖДАЛИСЬ.

Подведение итога этапа урока: Достигли ли первой цели? Оцените свои знания в листке самооценки. (1 мин)

7.Морфемный разбор (15мин).

-Когда мы повторяли понятия, что еще мы повторили? (нахождение морфем).

Скажите, каков план морфемного разбора слова? (сначала указываем часть речи, затем окончание, основу, корень, все остальное).

Разбор слов по составу в рабочих листах:

  1. БЕСЦВЕТНЫЙ

  2. ВСКРИКНУТЬ

  3. ПРЕДЛАГАЛОСЬ

  4. ПОЛОЖЕНИЕ

  5. ВЫРАСТИТЬ

  6. РАЗРОСЛИСЬ

  7. КАСАТЬСЯ

  8. СКАЧОК

  9. ОЗАРЯЕШЬ

  10. ВОЗГОРАЮТСЯ

  11. НАШЕПТЫВАЮ

  12. СЕСТРИЦЫНА

Подведение итогов этапа (1-2мин): Достигли ли мы цель? Что еще мы повторили?(орфограммы) Оцените свои умения в листке самооценки.

8.Работа с текстом. (15мин).

ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы

а

с

л

о

ё

о

а

е

о

о

ё

С

е

с

ё

а

е

о

с

а

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите тему текста. (восход)

  3. Озаглавьте текст. (Восход)

  4. Определите стиль текста. (художественный)

  5. Определите тип речи. (описание)

  6. Какая часть речи помогла определить тип речи. (прилагательное)

  7. Какой художественный прием использован в тексте? (олицетворение)

  8. Среди предложений 1-4 найдите сложное, выпишите из него грамматические основы. Укажите тип сложного предложения. (2предл.)

  9. Заполните таблицу.

  10. Взаимная проверка.

  11. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания. (снова)

  12. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием. (крыжовник)

  13. Из текста выпишите слова исключения. (крыжовник, росточек)

  14. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (росточек)

  15. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем» (длинноватые)

  16. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия. (загорелись, заблестели)

  17. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание (заблестели).

  18. Разберите по составу слова бесшумный.

9.Итог урока (1мин): Ребята, давайте подведем итог уроку: все ли мы успели, что запланировали? Сделайте вывод нашему уроку:морфема – значимая часть слова!!!

Посмотрите внимательно на свой листок самооценки и определите, что вам нужно сделать к завтрашнему уроку, кроме домашнего задания.

10. Домашнее задание (дано на карточке).

1. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

2. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение)

бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Преподаватель______________Хоменко Л.Н.

Рабочий лист студента Ф.И._________________________________

ТЕМА:_____________________________________________________

ЦЕЛИ:1.Углубить___________________________________________________

2.Вспомнить_______________________________________________________

3.Развивать________________________________________________________

4.Совершенствовать_________________________________________________

5.Оценить_________________________________________________________

1.Актуализация.Словотворчество(М.И.Цветаева)___________________________________

2.Работа с понятиями. 1 группа.(5 мин.)

1.Назовите основные понятия раздела.

2.Что такое окончание? Что можно определить по окончанию?

3.Каким частям речи принадлежат окончания- ешь,- ут, -ая?

4.Бывают ли части речи без окончания? Назовите.

5.Как найти окончание?

2 группа

6.Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ

7.Что такое основа слова?

8.Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.

9.Что такое корень слова? Как найти корень слова?

10.Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

3 группа

11.Что такое суффикс? Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.Что обозначает этот суффикс?

12.Что такое приставка?

13.Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.

14.Что обозначает приставка?

15.Что такое постфикс? Приведите примеры:

3.Морфемный разбор.

1группа. БЕСЦВЕТНЫЙ ВСКРИКНУТЬ ПРЕДЛАГАЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ

2группа. ВЫРАСТИТЬ РАЗРОСЛИСЬ КАСАТЬСЯ СКАЧОК

3 группа. ВОЗГОРАЮТСЯ НАШЕПТЫВАЮ СЕСТРИЦЫНА ОЗАРЯЕШЬ

4ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы

  1. Заполните таблицу.

  2. Взаимная проверка.

  3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания.

  4. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием.

  5. Из текста выпишите слова исключения.

  6. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  7. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем»

  8. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия.

  9. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

  10. Разберите по составу словобесшумный.

Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы

Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»

Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы

Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»

Тема:  Понятие морфемы;  многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.
  2. Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.
  3. Совершенствование навыков правописания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Проверка внеаудиторного задания. Написание словарного диктанта. Комментированное письмо, работа по цепочке  с графическим обозначением орфограмм.

Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность, самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер, целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.

  1. Повторение и систематизация ранее изученного теоретического  

материала. Фронтальный опрос-беседа с обучающимися по вопросам.

  1. Что такое морфема?
  2. Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
  3. В чем отличие корня от других морфем?
  4. Как называются все морфемы, кроме корня?
  5. Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
  6. Что такое приставка, суффикс, постфикс?
  7. Что такое основа слова?
  8. Для чего нужны служебные морфемы?
  9. В какой части слова заключено лексическое значение?
  10. Какие части слова выражают грамматическое значение?
  11. Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие)  и словообразовательные?
  12. Какие части речи не имеют окончания?
  13. Что такое нулевое окончание? Как его определить?
  14. В какой части речи в слове можно выделить два окончания?
  15. Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?
  1. Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.

А) Распределительный диктант с обозначением части речи,  графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.

Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч,

конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.

Б)  Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

                           1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами;

                           2) слова со словообразовательными морфемами.

Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый,

крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый,

де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.

В)  «Две  минуты  на ответ».

         1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

          -ЕШЬ  ,   -ИТ  ,  -ОГО  ,  -Л- ,  -ИЕ  ,  -И И .

  1. Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова   СТЕКЛО, КРАСИВО?  Почему?  Объясните графически.

Г)  В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?  

  1. Любить, любой, любовь, любитель;
  2. духовность, духовный, духи;
  3. долина, доля, обездолить, бездольный;
  4. долгий, долго, долгота, долг;
  5. плен, пленник, пленарный, пленить;
  6. липа, липкий, липняк, липовый;
  7. клад, кладоискатель, укладка;
  8. город, городской, горожанин, загородка;
  9. бурить, бурильщик, буря;

        10)  воротник, воротить, возврат;  

        11)  мель, отмель, мельник;

        12)  носить, носовой, носильщик;

        13)  дорога, железнодорожный, дороговат;

        14)  направо, правопорядок, (уголовное) право;

        15)  делимое, подельник, делитель;

        16)  молитва, молить, моль;

      17)  сель, сельский, односельчане;

      18)  гулять, с гулькин нос, гулянка;

        19)  мина, миновать, заминировать;

        20)  манная (крупа), манок, заманить.

  1. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.
  1. В каком ряду все слова однокоренные?
  1. Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
  2. кусать, закуска, вкусный;
  3. воспитать, питание, подписка;
  4. утроить, третий, трефовый.
  1. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?
  1. Вбок, вброд, ввысь;
  2. вверх, вдаль, взлет;
  3. ввоз, вдох, взгляд;
  4. вниз, вдоль, взмах.
  1. В каком ряду все слова не имеют окончания?
  1. Крюк, номер, насквозь;
  2. мышь, здесь, четверо;
  3. издавна, заново, лишь;
  4. напрокат, самокат, вдоволь.
  1. В каком слове выделяются два окончания?
  1. Кареглазый;
  2. что-либо;
  3. семьдесят;
  4. кафе-бар.
  1. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?
  1. Наи-меньший, от-плыть, напева-я;
  2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
  3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;
  4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
  1. Надпись, надуманный, надоедать;
  2. надрез, надомница, надувной;
  3. надломленный, надкусить, надсечка;
  4. надрубка, надрываться, надежность.

     7.  В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1)  Искалеченный, исколесить, искрометный;

2)  искореженный, искоса, искательница;

 3)  искривленный, искуситель, исключительный;

 4)  искупление, исклеванный, ископаемые.

               8.   В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

                       1)  Тратите, поднесите, толкните;

                       2)   хотите, красите, согните;

                       3)   строите, караулите, позволите;

                       4)   берегите, подчеркните, соберите.

              9.   В каком слове есть суффикс -чик-?

                        1)   Пончик;

                        2)   зайчик;

                        3)   ключик;

                        4)   грузчик.

  Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

1

3

3

3

2

3

4

3

4

  1. Подведение итогов урока.
  1. Внеаудиторное задание: составить словарный диктант (30-40 слов) на тему «Искусство», повторить правила  правописания приставок (пре/при;

на  -с-/-з-)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы и антонимы коротко
  • Синонимы и антонимы исчезал
  • Синонимы и антонимы заключение
  • Синонимы и антонимы думать
  • Синонимы и антонимы дошкольники