Синонимы это для дошкольников

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
  1.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём…

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра «Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это… (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать  сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи  и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным  предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

 малыш –  штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект
ООД на тему по развитии речи

«Слова-друзья»
— синонимы

Подготовила:

воспитатель подготовительной
группы

Зиннатуллина Л.Р.

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей
с понятием «слова-друзья».

Деятельностная цель: формировать способности детей к
новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.

Задачи:

— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить
составлять предложения с заданными словами;

— развивающие: развивать фонематический слух,
связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные:воспитывать: умение
действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах,
коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь
подбирать слова близкие по значению.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране
новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания,
игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в
путешествие?

Дети: На автобусе!

Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов
начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически
готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут
себе в подарок интересные наклейки.

Педагог выносит смайлики плохого настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение
(сердится, обижается, злится.)

Педагог выносит смайлики
хорошего настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их
настроение

(Улыбается, радуется, смеётся)

Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках
расскажут…

(несколько детей у доски
рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например, большой человек — огромный человек –
громадный человек;

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

— Большой — огромный – громадный; маленькая —
крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово,
близкое по значению, а несколько.  – Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Зайкина
избушка»

Лиса обманщица.

Педагог: Кого обманула лиса?

Дети: Зайца

Педагог: Какими другими словами можно заменить слово
обманула?

Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

Педагог: Какая лиса?

Дети: Обманщица, врунья.

Педагог: а кто зайке помог?

Дети: Петушок

Педагог: Какой петушок?

Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный –
бесстрашный.

Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было
бы скучно говорить одними и теми же словами.

Послушайте: Человек бежит.
Река бежит.

Педагог: Давайте заменим слово «бежит» в
предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

Педагог: Как скучно звучало просто «река бежит»,
и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Физ. Минутка упражнение
лодочка.

Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно
перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

Словарная работа.

Ребята посмотрите: Кого мы видим?  

Дети: Медвежонка

Педагог: Медвежонок какой?

Педагог: Пришла осень, от того что закончилось
веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.

Педагог: Как еще можно про него сказать? Подберите к
слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому
зарядка для глаз нам не помешает.

Педагог: А сейчас я хочу послушайте  пословицы.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть
слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Назовите слова-синонимы.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

— А теперь пришло время найти друзей.

Игра «Найди друзей».

Педагог: Поиграть хотите? Игра называется «Найди
друзей»
. К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать,
пламя, кидать.

Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?

-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы
наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому
было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными,
получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.  Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.  Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья. 
И у слов есть друзья. 

Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. 

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса?  Какими другими словами можно заменить слово обманула? 
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог? 
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. 

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. 

Послушаем коротенькую историю.  Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. 

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья. 
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать. 

Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой. 

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

ДЗ:

  1. Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»

  2. выучить две скороговорки

  1. Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

  2. У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».

Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».

Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».

Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».

Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. 

Антонимы  – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Знание синонимов и антонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Обновлено: 04.05.2023

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Оборудование:

Ход занятия:

Первый:
— Не сердитесь на нас!

Второй:
— Не обижайтесь.

Третий:
— Не злитесь.

Воспитатель:
— Где вы были?

Первый:
— Недалеко.

Второй:
— Близко.

Третий:
— Рядом.

Воспитатель:
— Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

— А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

— В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

— Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …

(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка.

Вложение Размер
sinonimy._otkrytoe_zanyatie..doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

Закрепление правильного произношения.

Дружно, весело живём.

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

У детей на столах предметные картинки ( дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).

Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это. (дом, жилище)

Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

С подстриженной гривой

Чуть шпорами тронь.

Кто же это? (Конь, лошадь)

Здесь придётся подумать немного,

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

— Кого видим на картинке? ( Детей, малышей, ребят.)

— Где они находятся? ( Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

А теперь мы разомнёмся,

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Вы, ребята, не устали?

Все руками помахали

И на место побежали.

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

опасается (боится, остерегается)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект ООД на тему по развитии речи

воспитатель подготовительной группы

Деятельностная цель : формировать способности детей к новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.

— обучающие : учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;

— развивающие : развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные :воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.

Планируемый результат :знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.

Основные понятия : слова-друзья (синонимы).

Словарная работа : улей, приятель.

Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?

Дети: На автобусе!

Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.

Педагог выносит смайлики плохого настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (сердится, обижается, злится.)

Педагог выносит смайлики хорошего настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (Улыбается, радуется, смеётся)

Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…

(несколько детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например, большой человек — огромный человек – громадный человек;

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

Педагог: Кого обманула лиса?

Педагог: Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

Педагог: Какая лиса?

Дети: Обманщица, врунья.

Педагог: а кто зайке помог?

Педагог: Какой петушок?

Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.

Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

Физ. Минутка упражнение лодочка.

Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

Ребята посмотрите: Кого мы видим?

Педагог: Медвежонок какой?

Педагог: Пришла осень, от того что закончилось веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Педагог: А сейчас я хочу послушайте пословицы.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

— А теперь пришло время найти друзей.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?

-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Подведение итогов занятия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для дошкольников на тему «Слова-друзья (синонимы)». Веселые и интересные упражнения для развития речи, логического мышления, фантазии.

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?


Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

выучить две скороговорки

Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

Цель: расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

  1. Развить лексический строй речи;
  2. Выработать умения составлять рассказ по картине;
  3. Привить любовь к русскому языку.

1. Организационный момент (2 мин)
ЛОГОПЕД: у нас занятие по развитию речи, а тут сплошные цифры! Но мы знаем, что и за цифрами могут прятаться слова.

Расшифруй слово, пользуясь табличкой.

7 3 5 10 5 3 1 12

2. Основная часть:

1. Понятие СИНОНИМЫ, и для чего они нужны. (5 мин)

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

— Как живешь? – спрашиваю.
— Нормально, — отвечает.
— А с учебой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю — нормально.
— Странно ты говоришь…
— Почему? Нормально говорю.
— Ты считаешь, нормально?
— Нормально.

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

— Как живешь? – спрашиваю.
— Хорошо, — отвечает.
— А с учебой как?
— Все отлично.
— Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
— Сейчас я здоров.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю – хорошо себя чувствую.
— Странно ты говоришь…
— Почему? Правильно говорю.
— Ты считаешь, нормально?
— Нормально.

2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика. (5 мин)

ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями.
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.

4. Физкульт. минутка (упражнение на развитие внимания и ориентировки в схеме собственного тела). (1 мин)

1. Дотронься правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяй руки: левой рукой — до кончика носа, а правой – до левого уха.
2. Гимнастика для глаз: следить за карандашом – вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, вблизи, зажмурить глаза на несколько секунд, нарисовать взглядом цифру 8.
3. Работа с текстом. Замена повторяющихся слов синонимами. (10 мин)
ЛОГОПЕД: прочитай текст, замени повторяющиеся слова синонимами + показ презентации.
РЕБЕНОК: читает текст, находит повторяющиеся слова, заменяет синонимами.

Был (Выпал) первый снег. Лес и теперь хорош. На березе еще были (остались) желтые листья. Ели и сосны были (стали, казались) еще зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега. Мертвая тишина была (царила, сгущалась) в лесу. Была (потемнела, успокоилась, отстоялась, уснула, покрылась льдом, замерзла) прозрачная вода в озере.

4. Заключительная часть.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия в 1 младшей группе по математике на тему найди свой домик
  •   

  • Легенда о граде китеже конспект урока 4 класс презентация
  •   

  • Постперестройка в россии конспект
  •   

  • Конспект по развитию речи зоопарк
  •   

  • Конспект урока музыки 6 класс 3 четверть

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы это видео
  • Синонимы это для детей
  • Синонимы это в литературе
  • Синонимы это для 2 класса
  • Синонимы это в крации