Синонимы это детям

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
  1.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём…

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра «Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это… (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать  сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи  и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным  предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

 малыш –  штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

начальная
школа-детский сад №82 города  Тюмени

урок
во 2 «Б» классе для обучающихся с ЗПР

«Что
такое синонимы»

Учитель:
Л.Ю. Лупенкова

5
октября 2018 г.

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,
использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного
действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять
учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать
и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения
находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать
на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за
действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина
 для 2 класса.

Ход
урока:

I.                  
Психологический
настрой.

Прозвенел
и смолк звонок,

Начинаем
наш урок.

Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые
знания.

II.               
Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку: у вас на парте  должны быть
учебник, тетрадь, пенал. Сядьте так, как сидят ученики на демонстрационном
плакате.

III.            
Каллиграфическая
минутка.

5 октября.

Классная работа.

Ученик даёт детям
задание: «Пропишите красиво и аккуратно заглавную и строчную букву.

С, с,  дети дают
характеристику звуков, которые обозначает буква.

Один ученик
работает у доски. Другой ученик проверяет его работу.

[ с] – согласн. 
глух. парн.

Остальные дети
выполняют самопроверку, оценивают свою работу знаками.

+  — работа
выполнена верно.

V
есть ошибки.

—   — работу не
смог выполнить.

 се, со,
сы,  су

Запишите
соединения, подчеркните те из них, где звук  [ с] звучит твёрдо.

Самопроверка по
экрану и самооценка.

IV.           
Словарная
работа.

— Прочитайте.

КАБОСА  (слово
составлено из магнитных букв на доске )

— Является ли
данная запись словом?  (Нет)

Почему? (Не имеет
лексического значения)

— Какое задание вы
бы предложили выполнить, чтобы получилось слово?

(Поменять местами
буквы)

СОБАКА (ученик
меняет местами буквы)

Слайд 3

Объясните
лексическое значение слова СОБАКА

1.     Собака –
это домашнее животное.

Слайд 4

— Какую букву в
слове нужно запомнить?

— Запишите слово,
подчеркните орфограмму, определите ударение.

V.              
 Физминутка.

1)Для
глаз.

Посмотрите
влево, вверх, вниз, вправо, поморгайте быстро-быстро, зажмурьте глаза.

2)
Двигательная

 Найдите
слово. (Дети встают, ходят по кабинету, находят карточку со словом ПЁС, с
иллюстрацией, как на слайде № 3)

VI.           
Введение
в новую тему.


Объясните лексическое значение слова пёс.

— Схоже ли
данное слово по смыслу со словом собака? А по написанию?

 СОБАКА   
ПЁС 

—  Вы
хотите узнать, как в русском языке называются такие слова?

Где вы
можете узнать эту информацию? (в учебнике, Интернете, у знающего человека)

Дети
делятся на группы: узнают информацию из разных источников.

(в классе
есть тьютор, к нему обращаются за помощью)

       Назовите
тему урока.  (синонимы).

Запишите это слово
в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого
языка и обозначает        «одноименный».

Сделаем вывод,
какие слова являются синонимами? (ответы детей)

VII.        
Работа
над новой темой.

Помогите
найти каждому слову найти пару.

быстро                               
жёлтый

ребята                                
смотрит

ложь                                  
скоро

золотой                             
отдых

видит                                   дети

перемена                            неправда

Запишите
образовавшиеся пары.

VIII.      Физминутка.

IV.
Закрепление изученного.

Смелый

Смешной

Синий

К
данным словам нужно подобрать синонимы. (дети предлагают варианты, вызывает
затруднение подобрать синоним к слову синий).

У
вас в учебнике имеется словарь синонимов, откройте его стр 141, прикрепите
закладку.

Используя
словарь, напишите синонимы к данным словам.

Вывод. Что нужно делать, если вы не знаете
синоним? (обратиться к словарю синонимов)

X. Применение знаний.

Работа в парах. Найдите в предложении синонимы.

После дождя блестела трава, сверкала река, сияла листва.

Взаимопроверка по слайду.

Послушайте, как бы звучало предложение, если бы в нём не было
синонимов.

Вывод. Для чего
нужны синонимы? (делают нашу речь красивой, выразительной, помогают избежать
повторов)

XI
Рефлексия.

} 
Сегодня я узнал …    

} 
Было интересно…            

} 
 Было трудно …

} 
Теперь я могу …        

} 
Я научился …           

} 
 У меня получилось..

XII.
Оцените себя.
(считают плюсы, говорят, на какую
оценку работали)

XIII.
Домашняя работа.

 Подобрать
синонимы к слову игра.

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Урок русского языка по программе развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 класс

Автор учебника Нечаева Н.В.

Тема урока: Синонимы. Использование синонимов в речи.

Цель: дать понятия о синонимах, учить подбирать синонимы.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать умения находить синонимы, Различать синонимы и родственные слова.
  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
  4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты урока: развивать умение находить синонимы в тексте.

Цели:

• развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.

• способствовать более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала.

• развивать грамотную , правильную речь , мышление , внимание , кругозор ;

Цель урока: учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

Задачи:

• формирование представлений о многозначности слов русского языка;

• формировать умение находить синонимы ;

•развивать монологическую речь учащихся, интерес к предмету;

• формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.

Ход урока.

I Актуализация знаний.

На доске написаны слова: студеный, дети, сияет, сверкает, ребята, морозный. Слайд 2

Учитель: Что вы можете сказать о данной записи?

Дети: Это слова.

Учитель: Зачем в речи нужны слова?

Дети: Они называют предметы, признаки, действия, количество и пр.

Учитель: Распределите слова по группам. Дети самостоятельно записывают слова в 3 колонки.

Учитель: По какому принципу распределили слова?

Дети: В одной колонке – слова, отвечающие на вопрос кто?, в другой – какой?, в третьей – что делает?

-Да . 1 группа —  существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.        Слайд 3

-Кстати, в 1 группе слова одинаковые по смыслу.

-И во 2 – близкие по смыслу слова, и в 3-ей тоже.

-Мы с такими словами работали в 1 классе. Они называются синонимами.

Учитель: Это и есть тема сегодняшнего урока

II Новый материал.

Учитель: Предлагаю ответить на несколько проблемных вопросов:       Слайд 4.

  1. Что такое слова – синонимы?
  2. Какие особенности у синонимов?
  3. Почему так называются?
  4. Для чего нужны синонимы?
  5. Какие части речи имеют синонимы?

Учитель: Что такое слова – синонимы?

Дети: Это слова близкие по смыслу.   

Учитель: Согласны ли вы со мной, что синонимы – это родственные слова.

Дети: Да.

— Нет. Родственные слова – это такие слова, у которых есть общая часть и они близки по смыслу. А у наших слов нет общей части. Значит, они не родственные.

Учитель: Что еще заметили?

Дети: Синонимы  — это слова одной и той же части речи.        Слайд 5.

Учитель: Дополните каждую группу еще 1 словом.    

Дети предлагают варианты  синонимов для каждой группы. Среди синонимов для существительных звучат слова: детвора, ребятишки, малыши, ребятки…(Ребята, малыши, ребятишки, дети, детвора, ребятня. Сверкает, горит, блестит, светится, сияет, пылает, мерцает, переливается, искрится. Морозный, холодный, ледянящий, студеный, мерзлый, ледяной.)

Учитель: Что вы можете сказать про слова  «ребята – ребятишки» и   «дети – детвора».

Дети: Это пары родственных слов.

Учитель: А что, эти слова не обозначают одно и то же , но по-разному?

Дети: Обозначают.

Учитель: Они не являются одной и той же частью речи?

Дети: Являются.

Учитель: Так это родственные слова или синонимы. Дети: отвечают. Наконец, один ребенок говорит, что может быть они и синонимы и родственные слова.

Слайд 6

Учитель: Откройте учебник и прочитайте правило.

Дети читают.

Учитель: Так почему эти слова так называются?

Дети: «Синонимы – в переводе с греческого языка обозначает одноименные, т.е. одно имя.

(Один смысл и одна часть речи)                Слайд 7.

Учитель:  Мы ответили еще на один вопрос.

На доске написан текст: С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки

Учитель: Что вам не нравится в тексте?

Дети : Много раз повторяется слово «ребята».

-Текст не красивый.

-Как будто слов других нет.

Учитель: Верно. Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Дети:  Нужно слово «ребята» заменить синонимами.

-Кстати, в начале урока мы с этими синонимами познакомились.

Учитель: И это не все синонимы к слову «ребята». Полный перечень синонимов  можно найти в словаре синонимов. С ним мы познакомимся на следующем уроке. А теперь спишите текст, заменяя слово «ребята» синонимами, где это необходимо.

Дети пишут.

Учитель: Для чего же нам нужны синонимы?

Дети: Речь будет красивой и богатой.

-Чтобы не было повторов. Сказать про одно по-разному.

-Чтобы точнее выражать мысли.            Слайд 8.

Учитель: Ф.И.Тютчев в  своем стихотворении первоначально написал: «С горы бежит ручей проворный…»

А позже он заменил слово»ручей» словом «поток». Являются ли эти слова синонимами?

Дети: Да.

Учитель: Зачем заменил?

Дети: Поток – это сильное, быстрое, стремительное течение. А раз  с горы, то когда тает снег, поток сильный, а не ручей.

Учитель: Мы ответили еще на один вопрос.  А  какие части речи имеют синонимы?

Дети: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и другие части речи. Мы пока не со всеми частями речи знакомы  .    Слайд 9

Учитель: Синонимы имеют даже пословицы .  Сейчас я вам буду читать пословицы, а вы будете выбирать пословицы с таким же смыслом с доски.

Группа получает задание.

На доске: Труд кормит, а лень портит.

У ленивого что на дворе, то и на столе.

Не мил и свет, коли друга нет.

Лень мужика не кормит.

Кто не учен, тот глуп.

Учиться всегда пригодится.

Учитель: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Не потопаешь, не полопаешь.

Без друга на сердце вьюга.

Учитель: А сейчас отчитается группа.

На доске: оставить с носом –

                  сидеть сложа руки —

Учитель: Что написано на доске?

Группа: Фразеологизмы.

Учитель: Из предложенных фразеологизмов требовалось выбрать  фразеологизмы со схожим значением.

Группа читает: За тридевять земель (нет)

-замереть от страха (нет)

— обвести вокруг пальца (соотнесли с «оставить с носом»)

-замести следы (нет)

-бить баклуши (соотнесли с «сидеть сложа руки»)

III Закрепление изученного.

Учитель: Все выполняют задание из учебника, а 2 группы и 4 пары выполняют другие задания.

Проверка упражнения из учебника и парных и групповых заданий.

IV Итог.

-Мне было интересно…

— Я научился…

-Мне особенно понравилось…

-Оказалось неожиданным…

 V Домашнее задание

Подобрать по три синонима к словам: друг, красивый, бежать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы это богатство языка
  • Синонимы это близкие по значению
  • Синонимы это 2 класс примеры
  • Синонимы это 2 класс правило
  • Синонимы это 2 класс определение