Синонимы для подготовительной группы

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
  1.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём…

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра «Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это… (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать  сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи  и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным  предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

 малыш –  штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект
ООД на тему по развитии речи

«Слова-друзья»
— синонимы

Подготовила:

воспитатель подготовительной
группы

Зиннатуллина Л.Р.

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей
с понятием «слова-друзья».

Деятельностная цель: формировать способности детей к
новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.

Задачи:

— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить
составлять предложения с заданными словами;

— развивающие: развивать фонематический слух,
связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные:воспитывать: умение
действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах,
коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь
подбирать слова близкие по значению.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране
новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания,
игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в
путешествие?

Дети: На автобусе!

Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов
начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически
готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут
себе в подарок интересные наклейки.

Педагог выносит смайлики плохого настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение
(сердится, обижается, злится.)

Педагог выносит смайлики
хорошего настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их
настроение

(Улыбается, радуется, смеётся)

Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках
расскажут…

(несколько детей у доски
рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например, большой человек — огромный человек –
громадный человек;

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

— Большой — огромный – громадный; маленькая —
крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово,
близкое по значению, а несколько.  – Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Зайкина
избушка»

Лиса обманщица.

Педагог: Кого обманула лиса?

Дети: Зайца

Педагог: Какими другими словами можно заменить слово
обманула?

Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

Педагог: Какая лиса?

Дети: Обманщица, врунья.

Педагог: а кто зайке помог?

Дети: Петушок

Педагог: Какой петушок?

Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный –
бесстрашный.

Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было
бы скучно говорить одними и теми же словами.

Послушайте: Человек бежит.
Река бежит.

Педагог: Давайте заменим слово «бежит» в
предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

Педагог: Как скучно звучало просто «река бежит»,
и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Физ. Минутка упражнение
лодочка.

Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно
перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

Словарная работа.

Ребята посмотрите: Кого мы видим?  

Дети: Медвежонка

Педагог: Медвежонок какой?

Педагог: Пришла осень, от того что закончилось
веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.

Педагог: Как еще можно про него сказать? Подберите к
слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому
зарядка для глаз нам не помешает.

Педагог: А сейчас я хочу послушайте  пословицы.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть
слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Назовите слова-синонимы.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

— А теперь пришло время найти друзей.

Игра «Найди друзей».

Педагог: Поиграть хотите? Игра называется «Найди
друзей»
. К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать,
пламя, кидать.

Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?

-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы
наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому
было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными,
получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

Морина И.А, учитель-логопед, г. Хабаровск.



Направление: “Познавательно – речевое развитие”.

Цель: Дети научатся или получат возможность распространять

предложения, при помощи слов синонимов.

Задачи:

  1. Уточнить эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга,
  2. удивления.

  3. Формировать умения детей подбирать слова – синонимы.
  4. Учить детей распространять предложения, используя слова синонимы, применяя графический

    приём и приём цветообозначения.

  5. Формировать у детей умения передавать заданное эмоциональное состояние, используя

    мимические, пантомимические средства.

  6. Упражнять детей в построении предложения соблюдая его структуру.
  7. Развивать у детей самостоятельность, ответственность.

Оборудование:


  • Изображения на слайдах: котик — весёлый, грустный, испуганный, злой, удивлённый;

    котик и мяч; котик и сюжетная картинка; котик и животные, птицы, насекомые; котик и письмо;

    котик весёлый;

  • Пиктограммы для заданий: “Кто больше придумает слов приятелей”; “Составление предложения

    по картинке”; “Изображение в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями”;

    Задание “Сломанное предложение”;

  • Атрибуты для игры: “Кто больше придумает слов – приятелей (мяч);
  • Сюжетные картинки, пиктограммы, цветообозначения для задания:

    “Составление предложения по картинке”;

  • Атрибуты для задания: “Сломанное предложение” — конверт, письмо;
  • Атрибуты для сюрпризного момента: сундучок, мячики.

Предварительная работа: Изучение и уточнение с детьми эмоциональных состояний

радости, грусти, злости, испуга, удивления. Рассматривание предметных картинок,

пиктограмм, фотографий. Чтение стихотворений, потешек, пословиц, загадывание загадок.

Использование приёма соотнесения эмоционального состояния с определённым цветом (цветные

карточки). Игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Ознакомление с

эмоциональными состояниями через восприятие классической и популярной музыки. Задания,

направленные на дифференциацию эмоциональных состояний.

Интеграция образовательных областей:

“Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Социализация”.

Ход занятия:


1. Организационный момент:

(Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми, фланелеграф и доска).

Логопед: Давайте вспомним, какие эмоциональные состояния вы уже знаете? (радость, грусть,

злость, испуг, удивление).

(Логопед выкладывает на фланелеграфе пиктограммы с разными эмоциями после ответов

детей).

Логопед: Молодцы, правильно назвали и вспомнили эмоции.

2. Дети стоят полукругом перед экраном. (Слайд 1 “Котик весёлый”).

Логопед: Сегодня к нам в гости пришёл котик Тимка. У него тоже бывает разное настроение,

послушайте.

Ловит рыбку Тимка – кот:

— Ой! – кричит. – Клюёт! Клюёт!

Рад котёнок и не зря,

Ведь поймал он пескаря!

Логопед: Какое настроение у котёнка? ( У котёнка весёлое настроение.)

Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Радость)

Логопед: Почему он радуется? (Потому что поймал рыбку).

Логопед: Изобразите эмоцию радость. (Дети изображают радость).

Логопед: Молодцы, правильно изобразили эмоцию.

На экране (Слайд 2 “Котик грустный).

Логопед: Грустно Тим вздыхает: — Мяу!

Дома я сижу три дня – у …

Потому что день за днём

Льётся дождик за окном.

Логопед: Какое настроение у котёнка? (У котёнка грустное настроение).

Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Грусть).

Логопед: Почему он грустит? (Потому что идет три дня дождь, гулять на улице нельзя).

Логопед: Правильно, молодец. Изобразите ребята на своём лице эмоцию грусть. (Изображают

грусть).

Логопед: Молодцы.

На экране (Слайд 3 “Котик испуганный”).

Логопед:

— Ой! Зажмурил Тим глаза, —

Там, на улице, гроза!

Влез котёнок под кровать

И от страха стал дрожать.

Испугался Тимка, ждёт –

Ну, когда гроза пройдёт?

Логопед: Какой сейчас котёнок? (Котёнок испуганный).

Логопед: Какую эмоцию он выражает? (Испуг).

Логопед: Правильно испуг. Почему котёнок испуганный? ( Котёнок испуганный, потому что

боится грозы).

Логопед: Правильно, котёнок испугался грозы, ему страшно. Изобразите эмоцию испуг. (

Изображают эмоцию испуг).

Логопед: Молодцы.

На экране (Слайд 4 “ Котик злой”).

Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте.

На кого наш Тим шипит?

Почему он так сердит?

Дыбом шерсть и хвост трубой…

Тимка, что это с тобой?…

Он в ответ: — Щенок из миски

Хочет утащить сосиски!

Логопед: Какой теперь котёнок Тимка? (Злой, сердитый).

Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Злость (гнев)).

Логопед: Верно, молодец.

Логопед: Почему котёнок сердитый? ( Потому что щенок хотел из миски утащить его

сосиски).

Логопед: Правильно, молодец. Изобразите эмоцию гнев злость. (Изображают эмоцию злость).

Логопед: Молодцы.

На экране (Слайд 5 “Котик удивлённый”).

Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте дальше.

Как – то Тим гулял зимой,

Весь в снегу пришёл домой,

В зеркало глядится кот

И себя не узнаёт.

Удивлённо Тим сказал.

— Ой, снеговиком я стал!

Логопед: Какой теперь Тимка? (Тимка удивлённый).

Логопед: Правильно, молодец. Какую эмоцию он выражает? (Удивление).

Логопед: Почему котёнок удивлённый? (Потому что котёнок пришёл с прогулки белый, как

снеговик).

Логопед: Молодец, правильно. Изобразите эмоцию удивление.

(Изображают удивление).

Логопед: Молодцы.

(Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре перед детьми стоит

фланелеграф и доска).

3. Логопед: Вы хотите узнать, чем мы будем заниматься на занятии? (Да).

Логопед: Мы будем продолжать подбирать слова – приятели к словам: грустный, весёлый,

удивлённый, злой, испуганный. (На доске логопед выкладывает пиктограмму с эмоциональными

состояниями радости, грусти, испуга, удивления, злости).

Будем учиться составлять предложения по картинке. Подбирать соответствующую пиктограмму,

выкладывать столько цветных полосок, сколько слов приятелей. ( Логопед выкладывает на доске

пиктограмму – схема предложения).

Будем изображать в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. (Логопед

выкладывает на доске пиктограмму с животными, птицами, насекомыми).

Будем выполнять задание “Сломанное предложение”. (Логопед выкладывает на доске

пиктограмму – схема предложения (расположенные слова не по порядку)).

Логопед: Котик Тим приготовил для вас интересные задания и игры.

На экране (Слайд 6 “Котик и мяч”). (Дети стоят в кругу).

Логопед: Посмотрите, Тимка принес для вас мяч, и предлагает поиграть в игру “Кто больше

придумает слов — приятелей”. Подберите как можно больше слов – приятелей (обращается к

первому ребёнку), к слову грустный. ( Печальный, унылый, расстроенный).

Логопед: (Обращается ко второму ребёнку) Весёлый. (Радостный, счастливый, задорный).

Логопед: (Обращается к третьему ребёнку) Испуганный. (Напуганный, перепуганный).

Логопед: (Обращается к четвёртому ребёнку). Злой. (Недобрый, недоброжелательный,

жестокий). Логопед:

(Обращается к пятому ребёнку). Удивлённый. (Ошеломлённый, изумлённый, потрясённый).

Логопед: Молодцы ребята, с заданием справились. Что мы с вами делали? (Подбирали слова –

приятели). Логопед: Даниил,

найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).

Логопед: Молодец, правильно нашёл карточку. Ребята, любимая игрушка котика – мячик. За

первое выполненное задание котик вам дарит его. (Логопед на полку кладёт мячик).

Посмотрите, Тим принёс для вас картинки.

На экране (слайд 7 “Котик и сюжетная картинка).

Логопед: Мы сегодня научимся составлять предложения по картинке со словами приятелями.

(На фланелеграфе сюжетная картинка).

Посмотрите на картинку, определите эмоциональное

состояние героев. Подберите пиктограмму и найдите соответствующую полоску по цвету. (Ребёнок

выполняет задание).

Логопед: Саша, какое эмоциональное состояние героев? (Грустное).

Логопед: Подбери как

можно больше слов приятелей к слову грустный, выложи столько цветных полосок, сколько слов

ты назовёшь. (Выкладывает 3 бирюзовые полоски). (Печальный, унылый,

расстроенный).

Логопед: Саша, молодец. Составь предложение по картинке с данными словами.

(Печальный, унылый, расстроенный щенок сидит на улице один).

Логопед: Молодец, красивое предложение.

(Логопед на фланелеграфе выкладывает 2- ю картинку). Алина, определи эмоциональное

состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму, найди соответствующую полоску по цвету.

Назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание). (Удивление, салатовый цвет).

Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову удивлённый, выложи столько

цветных полосок, сколько слов ты назовёшь. (Изумлённый, ошеломлённый,

потрясённый). (Выкладывает 3салатовые полоски).

Логопед: Составь предложение с данными словами. (Потрясённый, ошеломлённый, изумлённый

мальчик увидел на клумбе крота).

Логопед: Алина, молодец.

(На фланелеграфе 3 –я сюжетная картинка).

Логопед: Лида, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери пиктограмму и

найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет. (Ребёнок выполняет задание).

(Эмоция радость, цвет синий).

Логопед: Ребята, Лида правильно

выполнила задание? (Да).

Логопед: Какие дети на картинке? (Радостные).

Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову радостные, выложи столько цветных

полосок, сколько слов ты назовёшь. (Весёлые, счастливые, задорные).

(Выкладывает 3синие полоски на фланелеграфе).

Логопед: Молодец, составь предложение с

данными словами. (Весёлые, счастливые, задорные ребята танцуют на

новогоднем празднике).

Логопед: Очень красивое предложение Лида

составила, молодец.

(На фланелеграфе 4 – я сюжетная картинка).

Логопед: Андрей, определи эмоциональное состояние

героев на картинке. Подбери соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по

цвету, назови эмоцию и цвет.

(Ребёнок выкладывает на доске цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция

злость, цвет красный).

Логопед: Молодец, какой мальчик на картинке изображён? (Злой).

Логопед:

Подбери как можно больше слов приятелей к слову злой, выложи столько цветных полосок,

сколько слов ты назовёшь. (Разгневанный, недобрый, жестокий). (Выкладывает 3 красные

полоски).

Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке. (Жестокий,

недобрый, разгневанный мальчик бьёт котёнка).

Логопед: Молодец, хорошее предложение составил Андрей. Ребята, можно обижать животных?

(Нет).

Логопед: Конечно, животных обижать нельзя, они наши братья

меньшие. Все дети справились с заданием.

(На фланелеграфе 5 – я сюжетная картинка).

Логопед: Артём, определи эмоциональное состояние героев на картинке. Подбери

соответствующую пиктограмму и найди соответствующую полоску по цвету, назови эмоцию и цвет.

(Ребёнок выкладывает

на фланелеграфе цветную полоску и пиктограмму). (Эмоция испуг, цвет оранжевый).

Логопед: Молодец, какие дети на картинке изображены? (Дети испуганные).

Логопед: Подбери как можно больше слов приятелей к слову испуганные, выложи столько цветных

полосок, сколько слов ты назовёшь.

(Напуганные, перепуганные). (Выкладывает 2 оранжевые полоски).

Логопед: Молодец, составь предложение с данными словами по картинке.

(Напуганные, перепуганные дети смотрят на молнию).

Логопед: Артём, молодец.

Все дети справились с заданием. Что вы сейчас делали? (Составляли предложения со словами

приятелями). Саша, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).

Логопед: За второе задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 2-й

мячик).

4. Дети стоят полукругом перед экраном. На экране (слайд 7 “Котик Тимка и

картинки: животные, птицы, насекомые”).

Логопед: Посмотрите, Тим придумал для вас ещё интересное задание. И он мне сказал, что

это задание вас научит выполнять Лида. Слушайте её внимательно. Сейчас вы будите изображать

в движении животных, птиц, насекомых с разными эмоциями. ( “Ребёнок — учитель” проводит

задание). (Встаньте в

круг, повернитесь друг за другом). (Дети выполняют команду).

(Изобразите печального ослика). (Дети изображают в движении печального ослика). (Молодцы,

справились с заданием. Покажите весёлую бабочку). (Дети изображают весёлую бабочку).

(Молодцы, правильно выполнили задание. Покажите испуганного зайчика). (Дети изображают

испуганного зайчика). (Молодцы ребята, справились с заданием. Покажите злого волка).

(Дети изображают злого волка). (Молодцы, правильно изобразили.

Покажите удивлённую сову). (Дети изображают удивлённую сову).

(Молодцы, все старались, выполняли правильно).

Логопед: Что вы делали? (Изображали животных, птиц, насекомых в движении).

Логопед: Андрей, найди карточку с таким заданием и покажи. (Ребёнок

находит карточку).

Логопед: Молодец. За третье задание Тим нам ещё дарит мячик. (Логопед на полку кладёт 3-й

мячик).

5. На экране (слайд 8 “Тимка и конверт”).

Логопед:

Посмотрите ребята, Тимка принёс письмо. (Логопед открывает конверт с письмом). Но по

дороге что – то случилось и слова рассыпались. Предложения прочитать невозможно. Помогите

составить правильно предложения. ( Логопед зачитывает письмо).

Ребята, весёлый, выбежать, на, улица. (Весёлые ребята выбежали на улицу).

Логопед: Молодец, правильно составила Саша предложение.

Грустный, львица, сидеть, озеро, около. (Грустная львица сидит около озера).

Логопед: Молодец, правильно составила Лида предложение.

Щенок, видеть, удивлённый, бабочка. (Удивлённый щенок увидел бабочку).

Логопед: Молодец, правильно составил Андрей предложение.

За, бежать, волк, злой, заяц. (За зайцем бежал злой волк).

Логопед: Молодец, правильно составил Артём предложение. Что вы сейчас делали? ( Мы

составляли правильное предложение).

Логопед: Лида, найди карточку с таким заданием. (Ребёнок находит карточку).

Логопед: Молодец, правильно нашла карточку. За то, что вы правильно выполнили задание.

Тимка подарил вам ещё мячик. (Логопед на полку кладёт 4-й мячик).

6. Итог занятия

Логопед: Что вы делали сегодня на занятии сначала? (Подбирали слова приятели к словам

грустный, весёлый, злой, удивлённый, испуганный).

( Логопед показывает на доске пиктограмму с эмоциями).

Логопед: Правильно, молодец Саша. Ребята что вы делали потом? (Учились составлять

предложения по картинке со словами приятелями).

Логопед: (Показывает на доске пиктограмму схема предложения). Молодец Лида, сегодня на

занятии вы учились составлять предложения по картинке со словами приятелями. Что вы потом

делали на занятии? (Выполняли в движении

животных, птиц, насекомых с разными эмоциями). (Логопед показывает на доске пиктограмму

“Животные, птицы”).

Логопед: Молодец Андрей. Что вы делали потом? (Мы играли в игру “Сломанное

предложение”).

(Логопед показывает на доске пиктограмму — схема предложения (расположенные слова не по

порядку).

Логопед: Правильно, молодец Артём. Вы составляли правильное предложение. Что вам

понравилось на занятии? (Ответы детей). Логопед: Что было

трудным для вас? (Ответы детей).

(На экране слайд 9 “Котик Тимка улыбается).

Логопед: Тимка вас благодарит, всем спасибо говорит.

Давайте посчитаем, сколько мячей вам подарил Тим за выполненные задания. (Дети считают

мячики). (4-е мячика).

Логопед: Мы с вами тоже поиграем с мячиками в группе и на занятии. Спасибо Тим тебе за

интересные задания и подарки. Спасибо вам ребята.

Желаем успеха!

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.  Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.  Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья. 
И у слов есть друзья. 

Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. 

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса?  Какими другими словами можно заменить слово обманула? 
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог? 
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. 

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. 

Послушаем коротенькую историю.  Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. 

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья. 
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать. 

Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой. 

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

ДЗ:

  1. Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»

  2. выучить две скороговорки

  1. Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

  2. У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».

Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».

Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».

Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».

Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».

Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры

Объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.

Лексический материал:

Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.

Плохое настроение — грустное, печальное.

Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.

Хорошее настроение — радостное, веселое.

На улице холодно — зябко, морозно.

Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:

Мы с утра в лесу гуляем,       В парке целый день хожу,

За жучками наблюдаем.        Целый день я там брожу.

Мы устали, утомились,          Все хожу, все брожу,

А потом и заблудились.         Но грибов не нахожу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для писателей книг
  • Синонимы для первоклассников
  • Синонимы для слова компания
  • Синонимы для слова книга
  • Синонимы для слова интеграция