Синонимы для первоклассников

Скачать материал

без ожидания

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • синонимы

  • Сино́нимы — слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, различные по нап...

    3 слайд

    Сино́нимы — слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, различные по написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

  • Гляди, поехала машина.Из под колес – фонтаном пыль.Машину можно звать МАШИН...

    5 слайд

    Гляди, поехала машина.
    Из под колес – фонтаном пыль.
    Машину можно звать МАШИНА,
    А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.
    Автомобиль не вроде клячи:
    Сто лошадиных сил мотор…
    ВОДИТЕЛЬ за рулем.
    Иначе
    Он называется ШОФЕР…

  • осинаЧто за дерево стоит –Ветра нет, а лист дрожит?

    6 слайд

    осина
    Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит?

  • осинаосинкаосинникподосиновик

    7 слайд

    осина
    осинка
    осинник
    подосиновик

  • Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мерзнет в жару.ПОДУМАЙ!!!

    8 слайд

    Зябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке,
    Мерзнет в жару.
    ПОДУМАЙ!!!

  • РЕБЕНОК 
дитя, дитятко, детище, чадо, ребятёнок, малыш, крошка, кроха, малоле...

    10 слайд

    РЕБЕНОК
    дитя, дитятко, детище, чадо, ребятёнок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

     Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

  • огоньшалунаккуратныйчистыйконницапрыгать скакатьпламякавалерия озорникНайди с...

    11 слайд

    огонь
    шалун
    аккуратный
    чистый
    конница
    прыгать
    скакать
    пламя
    кавалерия
    озорник
    Найди синонимы.

  • К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их по цвета...

    12 слайд

    К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их по цветам
    алфавит              аккуратный
    огонь                    алый
    чистый                 скакать
    прыгать                азбука
    бросать                пламя
    красный               кидать

  • Метель, пурга, буран, вьюга

    13 слайд

    Метель, пурга, буран, вьюга

  • ЗАНЯТИЕ   27




«СЛОВА
- 
 ПРИЯТЕЛИ»

    14 слайд

    ЗАНЯТИЕ 27

    «СЛОВА

    ПРИЯТЕЛИ»

  • РАБОТА   В   ТЕТРАДИ:

    15 слайд

    РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Краткое описание документа:

Тема » Синонимы » по рабочему пособию » Занимательный русский язык» , программа факультативного курса, автор Л.В.Мищенкова. Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамка ми школьной программы. Кроме того, данный курс направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к русскому языку.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 089 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.06.2020
  • 2415
  • 197

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 01.06.2020
  • 2496
  • 435
  • 01.06.2020
  • 602
  • 35
  • 01.06.2020
  • 191
  • 4

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 01.06.2020
  • 447
  • 12
  • 01.06.2020
  • 174
  • 3

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 01.06.2020
  • 222
  • 1

Рейтинг:
1 из 5

  • 01.06.2020
  • 2272
  • 270

«Алгебра», Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Тема урока: «Синонимы».

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»

Автор урока:  Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

           образовательные:

            научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

 развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления                                  

           метафор;   умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

  воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

        формировать навыки связной речи;  воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

 Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

  1. З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

2.Л.Т. Григорян «Язык мой — друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к                              учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1989.

  4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» — М.: Просвещение, 2008.

  5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» — М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

        Разве любы нам хмурые лица

Иль  чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

  Волшебная корзиночка.

Перед вами волшебная корзиночка.   «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, — не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в  игру «Подбери словечко» с учащимися.

— Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово,  но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры:  ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

— Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?  Проблема !!! Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

  Минутка чистописания  (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

 Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д,  и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Тема урока «Синонимы»

           Постановка цели урока:

— Сегодня мы расширим свои знания  о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

           Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

        Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

 на уроке

— Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

 — Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

(Слайд № 7) «Что ж,  – вздохнула Баба-яга, — справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай! 

(Слайд № 8)  — Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и  соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

 Алфавит                                            аккуратный

Огонь                                                  алый

Опрятный                                          скакать

Прыгать                                              азбука

Бросать                                              пламя

Красный                                            кидать

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

 Физминутка

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

 Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите,

А теперь все поднимайтесь

 И за дело принимайтесь.

(Слайд № 9) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» — отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, — согласился медведь.  Снова Ивану-царевичу нужна помощь!  Творческая работа.  Учащиеся делятся на 3 группы.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку — помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте  предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

 (Слайд № 10) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич:  « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, — отвечает заяц, — только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову.  -Придумайте  и запишите в тетрадь самый длинный  ряд синонимов  к данному слову:

1-я группа: труд  2-я группа: чудный   3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами. 

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 11) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

 Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.  

 (Слайд № 12) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 13) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 14) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи,  что ты узнал о синонимах сегодня.

 (Слайд № 15) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания  – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод  и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.

        Я научился:        

Работать в группе

Подбирать синонимы к словам

Самостоятельно добывать знания из учебника

Выступать перед классом

Просить помощи, когда возникают трудности

Слушать активно других

Дарить хорошее настроение людям

(Слайд № 16) Постарался Иван- царевич, и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал изучать тему о синонимах, подбирать синонимы – молодец!»

 Заключительное слово учителя

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие помощники. Синонимы — могучее средство, с помощью которого можно разнообразить,  выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

Рефлексия:

1.Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства.2. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

3.Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему

Тема урока: «Синонимы».

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»

Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

образовательные:

научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

  1. З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

2.Л.Т. Григорян «Язык мой — друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1989.

4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» — М.: Просвещение, 2008.

5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» — М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Иль чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

 Волшебная корзиночка.

Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, — не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в игру «Подбери словечко» с учащимися.

— Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

— Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Проблема !!! Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

Минутка чистописания (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Тема урока «Синонимы»

Постановка цели урока:

— Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

на уроке

— Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

— Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

(Слайд № 7) «Что ж, – вздохнула Баба-яга, — справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!

(Слайд № 8) — Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

Алфавит аккуратный

Огонь алый

Опрятный скакать

Прыгать азбука

Бросать пламя

Красный кидать

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

Физминутка (Привал) (Слайд 10)

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите,

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

(Слайд №11) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» — отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, — согласился медведь. — Снова Ивану-царевичу нужна помощь! Творческая работа. Учащиеся делятся на 3 группы.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку — помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

Говорить по очереди

Активно слушать

Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

Помогать и просить о помощи

Давать и просить пояснения

Пояснять и оценивать идеи

Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

Подводить итоги обсуждения

Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

(Слайд № 12) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, — отвечает заяц, — только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову. -Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный ряд синонимов к данному слову:

1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами.

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 13) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.

(Слайд № 14) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 15) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 16) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи, что ты узнал о синонимах сегодня.

(Слайд № 17) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.

Я научился:

Работать в группе

Подбирать синонимы к словам

Самостоятельно добывать знания из учебника

Выступать перед классом

Просить помощи, когда возникают трудности

Слушать активно других

Дарить хорошее настроение людям

(Слайд № 18) Постарался Иван- царевич, и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал изучать тему о синонимах, подбирать синонимы – молодец!»

Заключительное слово учителя

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие помощники. Синонимы — могучее средство, с помощью которого можно разнообразить, выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

Рефлексия:

1.Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства.2. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

3.Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему

(Слайд 19) – Благодарю за активную работу на уроке!

автомобиль, машина

азбука,  алфавит

актер,  артист

бежать, мчаться

благодарю,  спасибо

большой,   огромный

быстро, скоро

внезапно,  вдруг

воин,  боец

врач,  доктор

говорить,  сказать

грустный, печальный

густой, частый

дети,  ребята, малыши

дорога, путь

думать, размышлять

жаркий, горячий

жёлтый, золотой

задира, забияка

злой, жестокий

ключ, родник

красивый,  прекрасный

красный, алый

ласковый, нежный

маленький, крошечный, небольшой

метель, вьюга

мечта, желание, фантазия

мокрый, влажный

невежа, грубиян

правильный, верный

прозвище, кличка

простите,   извините

прощайте,  до свидания

работа, труд

смелый, храбрый

смешной, забавный

товарищ, друг, приятель

учитель, преподаватель

учтивый,  уважительный

холодный, морозный

чуткий, отзывчивый

шалить,  баловаться, озорничать

Синонимы к слову «первоклассник»

  • школьник, второклассник, пятиклассник
  • школьник, третьеклассник, четвероклассник
  • школьник, третьеклассник, пятиклассник, старшеклассник, девятиклассник
  • школьник, третьеклассник, пятиклассник, старшеклассник, десятиклассник, восьмиклассник, октябрёнок
  • первоклассница
  • первоклашка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перебелять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • первоклассник, школьник, школьница, первоклассница, четвероклассник, ученик, мальчишка, шпаргалка, домашка, природоведение, гимназист, вожатый, мальчик, чистописание, успеваемость
  • детсадовец, переэкзаменовка, тетрадка, одноклассница, продлёнка, троечник, урок, педсовет, учительская, парта, шестиклассник
  • зубрила, троечница, двойка, физичка, двоечница, неуспевающий, училка, двоечник, второгодник
  • дошколёнок, третьеклассник, пятиклассница, старшеклассница, пятиклассник, второклассник, восьмилеток, семиклассница, пионервожатый, военрук, биологичка, приготовишка, химичка, руководительница, шестиклассница
  • решать примеры
  • задавал домашнее задание
  • родительское собрание
  • проверочная работа
  • девочка и мальчик
  • мальчишки и девчонки
  • опытный педагог
  • круглый отличник
  • дошкольный возраст
  • младшие классы
  • сосед по парте
  • отвечать урок
  • группа детского сада
  • ставить двойку
  • классный руководитель
  • задача по математике
  • таблица умножения
  • пионерский отряд
  • плохие отметки
  • учительский стол
  • молодая учительница
  • устный счёт
  • торжественная линейка
  • писать сочинение
  • параграф учебника

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: первоклассник, школьник, старшеклассник, завуч, учительница
  • Места: учительская, школа, продлёнка, гимназия, семилетка
  • Предметы: парта, задачник, учебник, букварь, тетрадка
  • Действия: диктант, переменка, урок, арифметик, педсовет
  • Абстрактные понятия: класс, природоведение, семилетка, арифметика, математика

Ассоциации к слову «первоклассник»

Предложения со словом «первоклассник»

  • Эта книга написана для того, чтобы родители будущих первоклассников могли избежать ряда проблем, преодолеть трудности с наименьшими потерями.
  • Малыш, с которым ни у мамы с папой, ни у воспитательницы, ни у бабушки проблем не было, став первоклассником, порой превращается в одну огромную проблему.
  • Любое число, умноженное на ноль, даёт ноль – это каждый первоклассник знает!
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «первоклассник»

  • Гораздо страшнее для первоклассников (кроме второгодних: этих не только не трогали, но, в память прошлого года, позволяли им даже заходить во второй класс) были «забывалы».
  • До глубокой ночи шныряли старички между кроватями первоклассников, подслушивая и подглядывая, не едят ли они что-нибудь тайком. Некоторые действовали партиями, другие — в одиночку. Если новичок отказывался «угостить», то его вещи, шкафчик, кровать и его самого подвергали тщательному обыску, наказывая за сопротивление тумаками.
  • Если он не ел, то непременно спал где-нибудь: или под лавкой в «Камчатке», или в нише коридора под ворохом шинелей. Он был развращен действительно уж «до мозга костей». Невозможно описать всех тех гадостей, какие он проделывал с некоторыми из первоклассников, проделывал открыто, так сказать, всенародно, нимало не смущаясь вниманием собравшейся публики.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Каким бывает «первоклассник»

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ПЕРВОКЛА́ССНИК, -а, м. Ученик первого класса.

Все значения слова «первоклассник»

  • Эта книга написана для того, чтобы родители будущих первоклассников могли избежать ряда проблем, преодолеть трудности с наименьшими потерями.

  • Малыш, с которым ни у мамы с папой, ни у воспитательницы, ни у бабушки проблем не было, став первоклассником, порой превращается в одну огромную проблему.

  • Любое число, умноженное на ноль, даёт ноль – это каждый первоклассник знает!

  • (все предложения)
  • алфавит
  • букварь
  • азбука
  • школьник
  • школьники
  • (ещё ассоциации…)
  • будущий первоклассник
  • на уровне первоклассника
  • чувствовать себя первоклассником
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • любой
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «первоклассник»
  • Разбор по составу слова «первоклассник»
  • Как правильно пишется слово «первоклассник»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для слова компания
  • Синонимы для слова книга
  • Синонимы для слова интеграция
  • Синонимы для слова злой
  • Синонимы для слова дружба