Синонимы для первого класса

Словарь синонимов

Август, жнивень,
серпень

Аккуратный, опрятный,
чистый

Апрель, снегогон,
цветень

Беззаботный, беспечный,
неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый,
уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный,
молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться,
волноваться

Благородный, аристократический,
рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять,
сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый,
лучистый, лучезарный

Близкий, ближний,
близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый,
многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный,
велеречивый

Большой, гигантский,
громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться,
страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный,
прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться,
хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный,
обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский,
благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный,
преданный

Вершина, верх,
верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный,
ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать,
примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный,
лакомый

Воевать, бороться,
драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун,
кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение,
ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель,
недруг

Враждебный, злобный,
злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать,
выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый,
запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить,
усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный,
несмышленый, тупой

Голубой, лазурный,
лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть,
сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать,
полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный,
хлебосольный

Граница, рубеж, черта,
линия, предел

Греметь, грохотать,
громыхать, рокотать

Грустить, печалиться,
унывать, кручиниться

Грустный, печальный,
невеселый, тоскливый

Декабрь, студень,
стужайло, студенец

Делать, мастерить,
сооружать, творить, создавать

Дело, занятие

Дерзкий, резкий,
грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный,
чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный,
очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Долгий, продолжительный

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия,
колея

Дремучий, глухой,
густой

Дрожать, трястись,
трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный,
пахучий

Жадный, алчный, ненасытный,
скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный,
жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой,
лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение,
потеха

Заглядеться, засмотреться,
залюбоваться

Задира, забияка,
драчун

Зеленый, изумрудный,
малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник,
сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный,
божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный,
живописный

Красный, румяный,
алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный,
нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь,
ленивец

Ласковый, любезный,
нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный,
неосмотрительный, неосторожный

Ленивый, нерадивый

Лентяй, лодырь,
ленивец

Лиловый, фиолетовый,
сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран,
пурга, ураган,

Миловидный, пригожий,
осанистый, видный

Мокрый, сырой,
влажный, волглый

Неловкий, неуклюжий

Ноябрь, листогной

Обрыв, круча,
крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник,
листопад

Осмеливаться, дерзать,
отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка,
заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный,
недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый,
искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный,
наивный

Отчаиваться, унывать,
терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь,
оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина,
жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза,
остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться,
выводить голосом, затягивать[песню}, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный,
беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный,
скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый,
сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать,
строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда,
яства

Плут, жулик, мошенник,
обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать,
осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный,
гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться,
смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под
игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под
чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить,
задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на
след

Половодье, разлив,
паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард,
трубадур, пиит

Править, управлять,
руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество,
триумф

Прежний, былой,
давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться,
подползать, подходить, подступать

Произведение, творение,
создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать,
молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль,
приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха,
пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок,
мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие,
безучастие

Радовать, веселить,
тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион,
лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять,
веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье,
беспутица

Распутица, бездорожье,
беспутица

Расставание, разлука,
прощание

Растеряться, оторопеть,
опешить

Робкий, несмелый,
малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник,
одногодок, однолеток

Родина, отечество,
отчизна

Родной, отчий,
отеческий

Светать, рассветать,
брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять,
сверкать

Свидание, встреча

Свобода, независимость,
воля

Сентябрь, хмурень

Сердиться, дуться,
злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого каления, рвать и
метать

Серый, стальной,
свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный,
могучий

Синий, кубовый,
васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить,
проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить,
прятать

Смелый, храбрый,
отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный,
бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть,
вечереть

Смешной, забавный,
комичный, потешный, уморительный

Событие, случай,
происшествие, приключение, эпизод

Спешить, торопиться                            

Старательный, прилежный,
усердный, ретивый

Старый, ветхий,
дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой,
престарелый

Страх, боязнь,
испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный,
жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла,
потемки

Тропинка, тропа,
дорожка, стежка

Трудный, сложный,
непростой, мудреный, хитрый

Трудолюбивый, работящий

Угасать, затухать,
переставать гореть

Угрюмый, мрачный,
хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье,
везение, фортуна

Умный, неглупый,
мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать,
упираться, артачиться

Февраль, снежень,
лютый

Холод, мороз, стужа

Холодный, морозный,
ледяной

Черный, вороной
(конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий,
восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник,
баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Январь, просинец

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №62

Тема: Слова, близкие и противоположные по значению. Что такое синонимы?

Цель:

научиться использовать в речи синонимы, подбирать их и объяснять их использование.

Задача:

изучить, что такое синонимы, и как их использовать.

На уроке

мы узнаем:

о синонимах;

мы научимся:

подбирать синонимы и находить их в тексте, работать со словарём;

мы сможем:

подбирать подходящие синонимы.

Тезаурус

Синонимы – слова, близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. 2018.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. 1989.

Ход урока

Прочитайте пары слов:

Автомобиль- машина

Азбука-алфавит

Блестеть-сиять

Врач- доктор

Грустный-печальный

Дети- ребята

Друг- товарищ

Думать- размышлять

Красивый- прекрасный

Ласковый- нежный

Мокрый-влажный

Смелый-храбрый

Холодный-морозный

Это – слова-синонимы. Синонимами называются близкие по значению слова.

Синонимы помогают точно передать мысль и чувства.

Откройте учебник на стр. 28. Прочитайте текст из упр.19 «Ленивый и прилежный».

• Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют? Найдите в словаре (с. 141) слово, близкое по значению к слову прилежный.

• Ленивый и прилежный — это слова близкие или противоположные по значению? Найдите в этом тексте другие противоположные по значению слова.

• Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный.

Прочитайте текст:

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью трусливый зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у пугливого зайчика врагов. За ним охотится и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Придумайте и впишите название текста _______________.

Подчеркните синонимы, которые Вы нашли в тексте.

_____________ ____________ ___________

Прочитайте текст. Найдите в этом тексте одинаковые слова. Замените их на слова-синонимы.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.

Вот одна мышка и сказала:

— Я вам скажу, как от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

— Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

5.

Прочитайте загадки. Впишите слова-отгадки.

1)

В языке родном, богатом 

Много сходных слов, ребята. 

Как врача назвать иначе? 

Я желаю вам удачи. 

Ответ: ______________

2)

Ясен здесь ответ любому: 

Пища, только по-другому. 

Не составит вам труда 

Отгадать, что то — …

Ответ: _______________

  1. Найдите каждому слову пару-синоним. Соедините их линиями.

большой

храбрый

веселый

говорить

смелый

труд

работа

товарищ

сказать

огромный

друг

радостный

  1. Напишите короткий рассказ о своем питомце, используя синонимы на стр. 141 учебника.
  2. Вы уже знаете, что есть слова синонимы и антонимы. Синонимы – слова, близкие по значению, а антонимы – противоположные. Они все перепутались. Наведите порядок в словаре. В левую колонку выпишите синонимы, а в правую – антонимы. (Подсказку можно найти на стр. 141,142 учебника).

автомобиль, лёгкий, машина, тяжёлый, азбука, алфавит, блестеть, сиять, близкий, далёкий, вежливый, грубый, воин, боец, врач, доктор, грустный, печальный, дети, ребята, друг, товарищ, думать, размышлять, новый, старый, хвалить, бранить, красивый, прекрасный, ласковый, нежный, мокрый, влажный, плохо, хорошо, робкий, смелый , широкий, узкий, глубокий, мелкий, ложь, правда

Слова-синонимы

Слова-антонимы

Автомобиль-машина

  1. Прочитайте. К каким словам синонимы указаны верно (поставьте галочку слева)? Правильно подберите синонимы к этим словам там, где это необходимо, впишите их.

прилежный – неряшливый ________________________;

прекрасный – некрасивый ________________________;

веселый – радостный_____________________________;

добрый – умный_________________________________;

положительный – хороший________________________;

большой – маленький_____________________________.

10. Заполните кроссворд

По горизонтали:

По вертикали:

1. Синоним слова «друг»

3. Синоним слова «забавный»

7. Синоним слова «работа»

2. Синоним слова «врач»

4. Синоним слова «ребята»

5. Синоним слова «золотой»

6. Синоним слова «актер»

5

4

3

2

1

6

7

Тема урока: Слова, близкие по значению (синонимы)   Цель урока: Познакомится со словами схожими по значению.   Составила: Кулиненко Н.И.

Тема урока: Слова, близкие по значению (синонимы) Цель урока: Познакомится со словами схожими по значению.

Составила: Кулиненко Н.И.

Что общего в этих словах? Дети, малыши, ребята, детвора.

Что общего в этих словах?

  • Дети, малыши, ребята, детвора.

В каком ряду записаны слова синонимы? 1.бояться, биться, сбиться. 2.сражаться, сражение, сразиться. 3.мужество, смелость, храбрость. 4.врач, терапевт, медсестра.  -запиши эти слова. -раздели на слоги, поставь ударение.

В каком ряду записаны слова синонимы?

1.бояться, биться, сбиться.

2.сражаться, сражение, сразиться.

3.мужество, смелость, храбрость.

4.врач, терапевт, медсестра.

-запиши эти слова.

-раздели на слоги, поставь ударение.

Слова-синонимы Всегда близки по смыслу. Разнится лишь оттенками подчас. Родимый край-Отечество-Отчизна, Как много в них священного для нас.

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу.

Разнится лишь оттенками подчас.

Родимый край-Отечество-Отчизна,

Как много в них священного для нас.

Физ.минутка.

Физ.минутка.

синонимы антонимы омонимы (греческого)

синонимы

антонимы

омонимы

(греческого)

Работа в паре.

Работа в паре.

печаль луна азбука доктор месяц врач прут конь лошадь распорядок режим алфавит хворостина грусть

печаль

луна

азбука

доктор

месяц

врач

прут

конь

лошадь

распорядок

режим

алфавит

хворостина

грусть

Проверочная работа.

Проверочная работа.

1.Составь пары слов, близких по значению. Мороз-______________,ветер-____________,печаль-_________ 2. Составь пары слов, противоположных по значению. Черный-____________, твердый-______________, добро-______ 3.Выдели в словах корень. Слон, слониха, слоненок, слонята. Белый, белеть, беленький. 4. Раздели слова на слоги вертикальной чертой. Бабушка, стена, дорога, слоненок, хорошо, молоко, школа, мама, 5. Обозначь в словах ударение. Кошка, пенал, книга, тетрадь, домик, телефон, моряк, дерево. 6. Раздели слова для переноса. Море, сток, дом, яма, деньки, чайка, ванна.

1.Составь пары слов, близких по значению.

Мороз-______________,ветер-____________,печаль-_________

2. Составь пары слов, противоположных по значению.

Черный-____________, твердый-______________, добро-______

3.Выдели в словах корень.

Слон, слониха, слоненок, слонята. Белый, белеть, беленький.

4. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Бабушка, стена, дорога, слоненок, хорошо, молоко, школа, мама,

5. Обозначь в словах ударение.

Кошка, пенал, книга, тетрадь, домик, телефон, моряк, дерево.

6. Раздели слова для переноса.

Море, сток, дом, яма, деньки, чайка, ванна.

Рефлексия.

Рефлексия.

автомобиль, машина

азбука,  алфавит

актер,  артист

бежать, мчаться

благодарю,  спасибо

большой,   огромный

быстро, скоро

внезапно,  вдруг

воин,  боец

врач,  доктор

говорить,  сказать

грустный, печальный

густой, частый

дети,  ребята, малыши

дорога, путь

думать, размышлять

жаркий, горячий

жёлтый, золотой

задира, забияка

злой, жестокий

ключ, родник

красивый,  прекрасный

красный, алый

ласковый, нежный

маленький, крошечный, небольшой

метель, вьюга

мечта, желание, фантазия

мокрый, влажный

невежа, грубиян

правильный, верный

прозвище, кличка

простите,   извините

прощайте,  до свидания

работа, труд

смелый, храбрый

смешной, забавный

товарищ, друг, приятель

учитель, преподаватель

учтивый,  уважительный

холодный, морозный

чуткий, отзывчивый

шалить,  баловаться, озорничать

Тема урока: «Синонимы».

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»

Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

образовательные:

научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

  1. З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

2.Л.Т. Григорян «Язык мой — друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1989.

4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» — М.: Просвещение, 2008.

5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» — М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Иль чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

 Волшебная корзиночка.

Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, — не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в игру «Подбери словечко» с учащимися.

— Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

— Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Проблема !!! Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

Минутка чистописания (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Тема урока «Синонимы»

Постановка цели урока:

— Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

на уроке

— Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

— Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

(Слайд № 7) «Что ж, – вздохнула Баба-яга, — справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!

(Слайд № 8) — Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

Алфавит аккуратный

Огонь алый

Опрятный скакать

Прыгать азбука

Бросать пламя

Красный кидать

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

Физминутка (Привал) (Слайд 10)

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите,

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

(Слайд №11) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» — отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, — согласился медведь. — Снова Ивану-царевичу нужна помощь! Творческая работа. Учащиеся делятся на 3 группы.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку — помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

Говорить по очереди

Активно слушать

Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

Помогать и просить о помощи

Давать и просить пояснения

Пояснять и оценивать идеи

Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

Подводить итоги обсуждения

Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

(Слайд № 12) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, — отвечает заяц, — только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову. -Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный ряд синонимов к данному слову:

1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами.

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 13) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.

(Слайд № 14) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 15) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 16) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи, что ты узнал о синонимах сегодня.

(Слайд № 17) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.

Я научился:

Работать в группе

Подбирать синонимы к словам

Самостоятельно добывать знания из учебника

Выступать перед классом

Просить помощи, когда возникают трудности

Слушать активно других

Дарить хорошее настроение людям

(Слайд № 18) Постарался Иван- царевич, и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал изучать тему о синонимах, подбирать синонимы – молодец!»

Заключительное слово учителя

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие помощники. Синонимы — могучее средство, с помощью которого можно разнообразить, выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

Рефлексия:

1.Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства.2. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

3.Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему

(Слайд 19) – Благодарю за активную работу на уроке!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для папы
  • Синонимы для описания человека
  • Синонимы для описания парня
  • Синонимы для описания красоты
  • Синонимы для описания картины