Синонимы для дошкольников задания

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь,  поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. 

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть  в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Материал. Мяч.

Ход игры.


Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово. 

Ход игры.


Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел).

— Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли).

— Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел).

— Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую.

— Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали).

«Веселые автомобили».  ( Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Ход игры.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения

выехал,

уехал,

 поехал,

отъехал,

покатился,

помчался и т.д.
Приехав в гараж, сказать: 

приехал,

подъехал,

заехал,

прибыл,

примчался и т.д.

«Родная природа в стихах и загадках»

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)

Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
черная….
большая….
темнеет….
скорее….

Найди слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.

«Пословицы и поговорки»

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Речевой материал:

— Ученье — свет, а неученье — тьма
— Меньше говори, а больше делай
— Труд кормит, а лень портит
— Готовь сани летом, а телегу зимой
— Большая работа лучше большого безделья
— Лето собирает, а зима подъедает
— Чужбина — калина, родина – малина

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.


Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
— Думать — ….(размышлять),

открыть — ….. (отворить),

отыскать — … (найти),

зябнуть — … (мерзнуть),

поразить — … (удивить),

шалить — … (баловаться),

забавлять — …. (развлекать),

прощать — …(извинять),

звать — … (приглашать),

реветь — … (плакать),

мчаться — … (нестись),

вертеться — … (крутиться),

опасаться — … (бояться),

бросать — …. (кидать).

Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
— Этот дом большой, а этот…. (огромный).

— Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное).

— Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое).

— Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая).

— Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).

«Подбери подходящее слово»


Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
— Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая).

— Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).
— Кашу варят густую, а суп …. (жидкий).

— Лес иногда густой, но иногда … (редкий).
— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая).

— Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).
В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
— Худое ведро, худое платье, худой человек.
— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Ход игры.

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.»
Т. Белозерова «Подснежники».
— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий ),

чистая вода (прозрачная),

чистая посуда (вымытая);

самолет сел (приземлился),

солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится),

мальчик бежит (мчится, несется ).

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Ход игры.


— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».

«Найди противоположное слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры.


— Сахар сладкий, а лимон …..(кислый).

— Луна видна ночью, а солнце ….(днем).

— Огонь горячий, а лед …..(холодный).

— Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий).

— Река широкая, а ручей ….(узкий).

— Камень тяжелый, а пух ….. (легкий).

— Редька горькая, а груша ….. (сладкая).
— Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

— Если в комнате не светло, то в ней …( темно).

— Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая).

— Если нож не тупой, то он ….( острый).

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.  Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.  Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья. 
И у слов есть друзья. 

Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. 

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса?  Какими другими словами можно заменить слово обманула? 
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог? 
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. 

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. 

Послушаем коротенькую историю.  Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. 

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья. 
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать. 

Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой. 

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

ДЗ:

  1. Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»

  2. выучить две скороговорки

  1. Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

  2. У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».

Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».

Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».

Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».

Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».

Игры

на обогащение

 и активизацию речи дошкольников

синонимами и антонимами

                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                                                                                   
«Все наоборот»

Цель игры: учить
детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две
обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в
упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две
дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все
делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если
сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель
стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет…
(оторвет),  вычистит… (испачкает), замолчит…  (заговорит), повесит…
(снимет) и т.д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие
мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч
ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с
противоположным значением:

веселый — грустный

быстрый — медленный

красивый —
безобразный

пустой
— полный

худой — толстый

умный — глупый

трудолюбивый —
ленивый

тяжелый — легкий

трусливый — храбрый

твердый — мягкий

светлый — темный

длинный — короткий

высокий — низкий

острый — тупой

горячий — холодный

больной — здоровый

широкий – узкий

«Я начну, а ты
закончи»

Цель: учить детей
составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным
значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает
предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение,
употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

 — Мальчик сначала
подошел к дому, а потом…  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а
вечером…  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он…  (вышел). Ребята
побежали по правой стороне, а потом…  (перебежали) на левую. Дети играли в
прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они …  (выбежали).

 

«Скажи похоже»

Цель: учить детей
подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и
прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель
передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя
синоним к глаголу.

 —  Думать —
….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть —
… (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять
— …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь
— … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться),
опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут
упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

 — Этот дом большой,
а этот….  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем ….
(изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ….. (мокрое).
Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а
сегодня ….. (жаркий).

» Подбери подходящее
слово»

Цель: учить подбирать
антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными
глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное
значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются
многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое
значение. К ним надо подобрать антонимы.

 —  Ручей мелкий, а
речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники …..
(крупные).

 —  Кашу варят
густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

 —  После дождя земля
сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим 
…. (вареный).

В качестве речевого
материала могут использоваться словосочетания:

 — Худое ведро, худое
платье, худой человек.

— Мальчик бежит,
лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

—  Растет цветок,
растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая
погода, жаркий спор.

                  «Надо
сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

   Послушайте
стихотворение:

  «Плакала
Снегурочка, зиму провожая,

   Шла за ней
печальная, всем в лесу чужая.

   Там, где шла и
плакала, трогая березы,

   Выросли
подснежники — Снегурочкины слезы.»

                                                               
Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках
и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная
подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка
печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я
назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово
повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет).
Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому?
(Наступает.) Машина идет …(едет).

      Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий
), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел
(приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет,
струится
), мальчик бежит (мчится, несется ).

                            «Найди
другое слово»

Цель: развивать у
детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить
подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать
детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не
годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за
что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

 — Послушайте два
предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами
крепкий лед».

— Что значит слово
крепкий
? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте
предложение со словом крепкий.

Аналогично
рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит
от страха».

«Игра с мячом»

      — Я буду
бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря
противоположное.

  Длинный — …..
короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — …..
тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — ……
слабый.

   Говорить — ……
молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать —
….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать —
….. мешать

» Веселые автомобили«.

( Подвижная игра со
словами).

Цель: активизация в
речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу,
каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал,
уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж,
сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

 

               «Найди
противоположное слово»

Цель: развивать у
детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

  — Сахар сладкий, а
лимон …..(кислый). Луна видна ночью, а солнце ….(днем). Огонь
горячий, а лед …..(холодный). Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий).
Река широкая, а ручей ….(узкий). Камень тяжелый, а пух ….. (легкий).
Редька горькая, а груша ….. (сладкая).

— Если суп не
горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в
ней …( темно). Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая). Если
нож не тупой, то он ….( острый)

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Антонимы и Синонимы»

Тема: «Слова — неприятели» (антонимы – противоположные по значению)

1. Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели)

  • Осенью птицы улетают, а весной …….. (прилетают)
  • На дерево залезают, а с дерева…………
  • Воду в стакан наливают, а из стакана ………

2. Назови противоположные признаки предметов:

Старый — …………, черный — ….., светлый — ……., большой — …….., длинный — …….., высокий — ……., широкий — …….., толстый — ……..,
острый — ……, веселый — ….., смелый — ……., быстрый — ……., горячий — ……., больной — …….

3. Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. ( не менее 4 – 5)
Что бывает круглым?
Что бывает высоким?
Что бывает холодным?
Что бывает тяжелым?
Что бывает колючим?

4. Продолжи:

  • Сахар сладкий, а лимон …..
  • Мяч большой, а мячик……..
  • Дорога широкая, а тропинка………
  • Дерево высокое, а куст ……….
  • Чай горячий, а мороженое ……
  • Перышко легкое, а кирпич ……
  • 5. Выбрать из 3 слов 2 слова – неприятеля.
  • Друг, печаль, враг
  • Длинный, большой, короткий
  • Поднимать, опускать, брать
  • Ночь, сутки, день

6. К данным словам придумай слова – неприятели:

  • Добро –
  • Друг –
  • Радость –
  • Широкий –
  • Твердый –
  • Рано –
  • Сухо –



Тема: «Слова – приятели. Синонимы»

Знать! — Синонимы – слова похожие по смыслу.

1. Подбери похожее по смыслу слово:

  • Большой дуб – огромный дуб
  • Веселая девочка –
  • Горячий день –
  • Интересная книга –
  • Душистый ландыш –

2. Подумай, какое слово не подходит:

  • Грустный, печальный, глубокий
  • Храбрый, отважный, звонкий
  • Крепкий, далекий, прочный
  • Дряхлый, старый, маленький
  • Прочный, надежный, хрупкий

3. Придумай слова – «приятели» к данному слову:

  • Здание — ……. (Дом)
  • Печаль –
  • Солдат –
  • Конь –
  • Приятель –
  • Глядеть –
  • Торопиться –
  • Смелый –

4. Выбери из трех слов два слова – «приятеля»

  • Дом, солдат, маршал
  • Конь, собака, лошадь
  • Слабый, неловкий, неуклюжий
  • Веселый, крепкий, прочный
  • Большой, красивый, огромный
  • Думать, ехать, соображать

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет),  вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый — грустный

быстрый — медленный

красивый — безобразный

пустой — полный

худой — толстый

умный — глупый

трудолюбивый — ленивый

тяжелый — легкий

трусливый — храбрый

твердый — мягкий

светлый — темный

длинный — короткий

высокий — низкий

острый — тупой

горячий — холодный

больной — здоровый

широкий — узкий

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

— Мальчик сначала подошел к дому, а потом…  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером…  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он…  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом…  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они …  (выбежали).

«Веселые автомобили«.

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч».

«Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

под ворота

Добежал

До поворота

Там попал

под колесо ….»

«Родная природа в стихах и загадках»

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.   (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная….

большая….

темнеет….

скорее….

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

—  Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

— Этот дом большой, а этот….  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

—  Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).

—  Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

—  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  …. (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

— Худое ведро, худое платье, худой человек.

— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

—  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.»

Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».

— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха».

«Игра с мячом»

— Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный — ….. короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — ….. тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — …… слабый.

Говорить — …… молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать — ….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать — ….. мешать

«Найди противоположное слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

— Сахар сладкий, а лимон …..(кислый). Луна видна ночью, а солнце ….(днем). Огонь горячий, а лед …..(холодный). Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий). Река широкая, а ручей ….(узкий). Камень тяжелый, а пух ….. (легкий). Редька горькая, а груша ….. (сладкая).

— Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней …(темно). Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая). Если нож не тупой, то он ….( острый).

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Речевой материал:

» Ученье — свет, а неученье — тьма.»

» Меньше говори, а больше делай.»

» Труд кормит, а лень портит.»

» Готовь сани летом, а телегу зимой.»

» Большая работа лучше большого безделья»

» Лето собирает, а зима подъедает».

» Чужбина — калина, родина — малина».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для детей объяснение
  • Синонимы для детей дошкольников
  • Синонимы для детей 7 лет
  • Синонимы для детей 2 класс
  • Синонимы для делового общения