Синонимы для детей объяснение

Из случайно услышанного сегодня на улице. Мама пыталась объяснить где-то 6-7-летней девочке что такое синонимы. Она взяла слово «классный», и сказала, что это все равно, что очень крутой, хороший, прекрасный. И все эти слова вместе называются синонимы. Девочка не поняла.

Маленькие дети так никогда не поймут. Чтобы такое понять, нужно сначала выделить общее и различное во всех указанных словах (чтобы сформировать обобщающее понятие, для этого нужно хорошо понимать точное значение этих итак абстрактных слов, а также владеть аналитико-синтетическими процессами), и потом тогда уж нужно привести еще пару подобных примеров, чтобы уже сравнить их между собой и выделить то общее между ними, что позволит уже наполнить содержанием само понятие «синоним».

Для маленьких детей это все чересчур. Мышление у них наглядно-действенное, в лучшем случае, наглядно-образное. Ну никак не словесно-логическое пока. Поэтому если уж зачем-то надо такое понятие дитенку впихнуть, нужны конкретные примеры, до которых ребенок бы дошел сам. То есть нужно, чтобы он сам их поискал, пощупал, подумал, а не просто пассивно восприял. Для этого используем какой-нибудь прикольный игровой формат. Например. Показываем на туфельку. Спрашиваем: как называется эта штука. Ребенок: «туфелька». Мы: «Здорово! А представь теперь, что ты по секрету узнала, что баба Яга написала такое заклинание, что все те, кто скажут слово «туфелька», будут 3 дня смешно чихать. Как мы ее обхитрим?» Ребенок: «Назовем башмачком». Мы: «А она подслушала, и теперь нельзя ее называть ни туфелькой, ни башмачком. Что же делать?» Ребенок: «Назовем ботиночком». И так далее. И дальше мы говорим, что баба Яга взяла книжечку, и записала, как дети называют эти штуки (показываем на туфли) — туфельки, башмачки, ботиночки. И все эти слова вместе она назвала одним смешным словом на своем непонятном языке. И это слово «синонимы». «Поймешь ли ты ее шифр? Вот, например, кружка и чашка между собой синонимы или нет (можно ли обмануть бабу Ягу, если нельзя будет говорить слово «чашка», назвав ее «кружкой», так, чтобы другие поняли о каком предмете ты говоришь?)? А сдоба, булочка и пышка — синонимы? А морковка и капуста? Нет? А почему? А теперь придумай сама 2 слова-синонима. Хм.. Кажется, ты научилась. Какая умница!»

И, конечно, если ребенок при этом отвечает на вопросы по-другому, не так, как вы ожидаете, но разумно, это тоже очень хорошо, и нужно это поощрять как проявление нестандартного мышления, которое сейчас в массовых школах часто задавливаятся (задачи плохо сформулированы, но в то же время ожидается единственный правильный на них ответ, который не всегда совпадает с самым логичным, очевидным или остроумным). Например, в нашей игре ребенок придумывает себе иммунитет от заклинаний или предлагает общаться жестами. Мы хвалим ребенка, поддерживаем в нахождении обходных неочевидных путей, но потом снова возвращаем к игровой ситуации с нахождением синонимов. Например, можно сказать, что на тех, кто придумывает 5 названий «башмачков», заклинания бабы Яги перестают действовать, потому что они становятся слишком знающими детьми ;0) Ну то есть при выполнении любого задания, можно еще учить ребенка думать и жить, например, уметь дать и ожидаемый ответ (понимать то, что от тебя хотят и ждут — учительница, авторы учебника и прочие), и свой оригинальный, творческий (не отождествляться с тем, что от тебя хотят и ждут, то есть не думать, что это и есть то, как нужно на самом деле себя проявлять или размышлять, не считать это чем-то однозначным и единственно верным).

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:

1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

2. Развитие языкового чутья.

3. Обогащение словаря детей синонимами.

4. Развитие образности и эмоциональности речи.

5.Развитие умения самостоятельно подбирать синоним к названному слову.

Общая последовательность работы может быть представлена следующим образом:

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания  детей к фактам  синонимии в языке.

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой)

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно подбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Все выделенные этапы проводятся последовательно. В процессе работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип сознательности и активности —  при усвоении материала ребенок должен сознательно усваивать знания, ясно понимать все задания, которые он выполняет.
  2. Принцип наглядности – необходимо при обучении использовать наглядные средства, так как у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
  3.  Принцип систематичности и последовательности – процесс обучения будет успешен только в том случае, если занятия проводятся систематично  и последовательно.
  4. Принцип доступности – доступность обучения определяется возрастными особенностями детей и зависит от их индивидуальных особенностей – весь материал, используемый в обучении, должен соответствовать возрасту и соответствовать индивидуальным особенностям детей.
  5. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – реализуется через знакомство детей с художественной литературой и формирование культуры речи.

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

Цель: развитие языкового чутья детей, привлечение внимания детей к наличию в языке различных видов синонимов.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.
  4. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами, между семантическими синонимами.

Всю работу по обогащению словаря детей синонимами необходимо проводить в игровой форме.

На подготовительном этапе работы необходимо привлечь внимание детей к фактам синонимии в языке. С этой целью можно предложить сказочный сюжет: на одной сказочной планете жил-был кот Васька. Он был очень любознательным котом и всегда мечтал попасть на планету людей. И за то, что он любил ходить в детский сад и потом хорошо учился в школе, жители сказочной планеты решили его отправить на планету людей. И сегодня кот Васька пришел к нам в детский сад, так как он никак не может разобраться и понять, что происходит на нашей планете. Ему очень понравилась наша планета. Он спешил все посмотреть вокруг. И вот однажды он бежал по улице и увидел другого кота, который лежал на травке под солнышком. «Куда ты так мчишься?», —  удивился кот. А рядом проходила кошечка в красивом наряде и спросила у кота: «Куда ты так несешься?». Кот остановился и задумался: «Я просто бежал. А про меня сказали, что я мчусь и несусь». И вот сегодня кот пришел к нам в  группу с, чтобы разобраться, почему про одно и то же на нашей планете можно сказать по-разному. Ребята, скажите, слова «бежать», «мчаться» и «нестись» — это одно и то же? Далее с детьми разбирается каждое из слов. Ребята, давайте договоримся с вами, что слова, которые называют что-то похожее, дружат между собой, мы будем называть «словами – друзьями».  Далее с кот вместе с детьми размышляют о том, что об одном и том же можно сказать по-разному. Например, «Глаза (нейтр.) – очи (народно-устаревшее, поэтическое, приподнятое) — гляделки (просторечн., презрит.). Необходимо обсудить с детьми особенности каждого слова: какое слово мы используем чаще всего в своей речи, какие слова грубые, «некрасивые».  При необходимости —  объяснить значение слова «очи», рассказать детям, что чаще всего это слово мы можем встретить при чтении книг.

Предлагаемый речевой материал:

  1. Смотреть (нейтр.), взирать (приподнят.), глазеть (прост.), таращить (прост.), пялить (прост.)
  2. Большой (нейтр.)- здоровенный (прост.), большущий (прост.)
  3. Спать (нейтр.) – почивать (устар.) – дрыхнуть (прост.)
  4. Надеть (нейтр.) – натянуть (разг.) – напялить (прост.)
  5. Идти (нейтр.) – шествовать (высок.) – переться (прост.)
  6. Лицо (нейтр.) – лик (трад. – поэт.) – рожа (прост.) – морда (прост.)
  7. Глупый (нейтр.) – безмозглый (разг.) – скудоумный (устар.)
  8. Есть (нейтр.) – жрать (груб.- прост.) – лопать (прост.) – уплетать (разг.)
  9. Рот (нейтр) – уста (устар.)
  10. Живот (нейтр.) – брюхо (разг.) – пузо (прост.) – чрево (приподн., устар.)
  11. Смеяться (нейтр.) – хохотать (разг.) – гоготать (прост.)
  12. Лгать (нейтр.) – врать (разг.) – брехать (грубо- прост.)
  13.  Врач (нейтр.) – лекарь (устар.)
  14.  Плакать (нейтр.) – реветь (разг.) – хныкать (прост.)
  15. Голова (нейтр.) – глава (устар., трад. – поэтическ.)
  16.  Лоб (нейтр.) – чело (устар.)
  17.  Палец (нейтр.) – перст (устар.)
  18. Ребенок (нейтр.) – дитя (устар., приподн.)
  19. Обмануть (нейтр.) – провести (разг.) – обдурить (прост.)
  20. Попробовать (нейтр.) – отведать (устар.)

Подобные упражнения привлекут внимание детей к эмоциональной окрашенности речи, к наличию факта синонимии в языке. Необходимо также привлекать внимание детей и к устному народному творчеству, учить детей выделять слова с эмоционально окрашенной лексикой  в книгах, которые предлагаются им для прослушивания. Как правило, и об этом свидетельствуют экспериментальные данные, ребенок тонко чувствует различия между словами  нейтральными со стилистической точки зрения, и словами со стилистической окраской – со «сниженной» лексикой. В тоже  время,  разницу между нейтральным словами и словами с «высокой» лексикой дети практически не замечают, что связано, по всей вероятности,  с тем, что в словаре ребенка нет слов с «возвышенной» (книжной) лексикой, он не знает их значения. Поэтому очень важным является знакомство детей с произведениями детской литературы, откуда ребенок может почерпнуть слова со стилистически окрашенной лексикой.

Мы предлагаем использовать следующие произведения детской литературы для обогащения словаря детей стилистической лексикой.

Младшая группа (4-5 лет)

«Лиса и кувшин» (баба (прост.) – женщина); «Козлятки и волк» (воротиться (прост.) – вернуться; детятушки (устар.) – дети; матушка (устар.) – мать); батюшки (прост.)  — употребляется в значении междометия при выражении изумления, испуга; несолоно хлебавши – уйти неудовлетворенным); «Маша и Медведь» (тужить (прост.) – горевать; гостинец (прост.) – подарок); «Рукавичка» (Обронить (разг.) – уронив, потерять; гдядь (разг.) – частица, употребляемая для выражения неожиданности какого-либо действия; А.Толстой «Три медведя» (отворить (устар.) – открыть; подле (книжн.) – рядом, около; горница (устар.) – комната; К. Ушинский «Коровка» (рожище (грубо-прост.) – большая морда у коровы; поноска (спец.)  — вещь, которую несет в зубах наученная собака).

Средняя группа (5-6 лет)

«Лисичка-сестричка и серый волк» (Русская сказка) (Поживиться (разг.) – попользоваться, за чужой счет что-нибудь получить для себя; швырять (разг.) – с силой бросать; смекать (прост.) – соображать; плестись (разг.) – идти медленно, вяло); «Гуси» (Русская сказка) (кликать (разг.) – сзывать, звать).

Старшая группа (6-7 лет)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (помереть (прост.) – умереть; хлебать (прост.) – есть жидкое, черпая ложкой или пить большими глотками, причмокивая; хворь (устар.) – болезнь; пригожая – в народной словесности красивая, миловидная; «Снегурочка» (чаять (устар.) – ожидать, надеяться на что-нибудь); «Хаврошечка» (смежить (устар.) – сомкнуть, закрыть (глаза); изодрать (разг.) – изорвать; поживать (разг.) – жить); «Сказка о рыбаке и рыбке» (молвить (устар.) – сказать; слыхивал (раз. –прост.) – слышал; воротиться(прост.) – вернуться; дурачина (разг.) – дурак; простофиля (разг.) – глуповатый, малосообразительный человек, разиня; стража (устар.) – охрана; очи (устар., поэт.) – глаза; перечить (разг.) – возражать; «Сказка о попе и работнике его Балде» (тятя(прост.) – папа; дитятя (устар.) – ребенок; приголубить (нар.-поэт. , разг.) – приласкать; невмочь (разг. – прост.) – невмоготу; потеха (разг.) – веселье, развлечение).

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Развитие образности речи.
  4. Привлечение внимания к тому, что одно слово можно заменить другим.

Очень полезным, на наш взгляд,  является привлечение внимания детей к образности речи, к функциям синонимов –  избеганию тавтологии и созданию красочности речи. Например, на материале сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» можно предложить детям целое ролевое занятие с элементами драматизации. В процессе занятия постоянно должно привлекаться внимание детей к явлению синонимии. Сначала необходимо ознакомить детей со сказкой. Дети должны хорошо знать текст сказки. Необходимо обсудить с детьми все устаревшие и книжные слова, которые встречаются в тексте («отворила», «подле», «горница»). Необходимо также привлекать внимание детей к тому, что одно и что же явление можно назвать разными словами. После прочтения сказки и обсуждения незнакомых для детей слов детям  можно предложить поиграть – вообразить, что семья медвежат жила в стране Запретия, и медвежата очень любили играть в запретные слова. Детям предлагается также поиграть вместе с медвежатами и заменить, например, следующие слова:

Слово «аппетитный» говорить нельзя. Скажи по-другому. «Мама приготовила аппетитный пирог». (Вкусный)

Слово «баюкает» говорить нельзя, скажи по-другому. «Мама баюкает маленького ребенка»  (укачивает, убаюкивает).

Слово «беспокоится» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медведица очень беспокоится за своих медвежат» (тревожится, волнуется, переживает).

Слово «веселый» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медвежата были очень веселые, когда увидели свою маму» (радостные).

Слово «грустная» говорить нельзя, скажи по-другому. «Девочка была очень грустная, потому что потеряла свой мячик» (печальная, невеселая).

Слово «злая» говорить нельзя, скажи по-другому. «Во дворе у соседей живет злая собака» (сердитая, грозная, свирепая).

Слово «наступила» говорить нельзя, скажи по-другому «Наступила зима» (Пришла, пожаловала, настала).

Слово «расцвела» говорить нельзя, скажи по-другому. «На поле расцвели красивые цветы» (Распустились)

Детям можно также  предложить следующую игру: 

«Мишутка – забывашка».

Однажды Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка пошли в лес собирать мед. Так как Мишутка был самый маленький, он полез на дерево собирать мед, но оступился и упал на землю, отчего Мишутка позабыл многие слова. Помоги Мишутке вернуть память – подскажи ему, как можно сказать по-другому: «Дверь была отворена..» Как можно сказать по-другому: Дверь была .. открыта..; «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну» Как можно сказать по-другому: «Девочка открыла глаза, увидела медведей и (кинулась) к окну; «Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала» Как можно сказать по-другому: «Окно было открыто, она (выпрыгнула) в окно и убежала.

В конце занятия можно предложить детям инсценировать сказку «Три медведя».

Также мы предлагаем следующие варианты упражнений (в форме сказок).

Упражнение (сказка) «Ежик и медвежонок»

В одно солнечное утро медвежонок и ежик пошли прогуляться в лес. Вдруг налетел сильный ветер! «Ой, какой ураган!- воскликнул ежик! «Ой, какой вихрь», — испугался медвежонок. «Медвежонок, мы называем с тобой разные слова, а говорим про ветер. Как такое может быть?», — удивился ежик. А медвежонок подумал и сказал: «Просто ветер, ураган и вихрь – это слова-друзья, поэтому они всегда вместе и можно одно заменить другим». Помоги медвежонку и ежику подобрать в предложениях такие слова.

Речевой материал:

Нам предстоял длинный путь. (Дорога)

Маша очень спешила в детский сад. (Торопилась)

Комната наполнилась очень вкусным запахом. (Ароматом)

В нашем дворе построили очень большой дом. (Огромный)

Мальчики в детском саду очень часто шалят. (Балуются)

Моя мама очень тревожится за меня. (Волнуется, беспокоится)

Около нашего дома установили новые качели. (Близко с, рядом с)

Все ребята мигом подбежали к воспитателю. (Быстро)

Упражнение (сказка) «Город слов-друзей»

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город. Город этот непростой – в нем живут слова-друзья. В этом городе все слова живут парами – каждое слово имеет свою пару. Всегда они ходят вместе и даже живут в одном доме. Но случилась страшная беда. В городе был сильный ураган, и все слова разлетелись в разные части города и не могут друг друга найти. Мы должны спасти с тобой слова и помочь им найти друг друга. Следующие слова ищут свои пары: врач; аромат; сильный ветер; штаны; зябнуть; торопиться; глядеть; очень большой; веселая; ласковый.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой).

Задачи:

  1. Привлечение внимание детей к наличию стилистических синонимов в языке.
  2. Обогащение словаря детей стилистическими синонимами.
  3. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.
  4. Развитие богатства и образности языка.

С этой целью также необходимо ознакомить детей с различными произведениями художественной литературы, обсудить с детьми встречающиеся в ней устаревшие, просторечные, разговорные  слова, объяснить, что раньше данное явление или вещь называли по-другому, но прошло время, и слово перестали использовать – оно осталось только в сказках и книгах.  Необходимо также с детьми обсудить, кто может использовать в своей речи просторечные, разговорные слова, а кто пользуется книжными, научными словами.

Выше давался список с произведениями художественной литературы, которые могут быть использованы в процессе работы.

Также можно предложить следующие варианты упражнений:

«Великая путаница»»

Цель: привлечение внимания ребенка к разнице между стилистическими синонимами (слова с нейтральной и сниженной лексикой).

В одной стране жили люди, которые говорили только обычные, вежливые слова, а в другой стране  жили люди, которые говорили только злые, грубые слова. Однажды наступил День великой путаницы и жители двух стран смешались между собой. Послушай и определи, жители какой страны могли сказать так:

Мальчик спит на диване.

Мальчик дрыхнет на диване.

Маша слопала очень вкусный обед.

Маша съела очень вкусный обед.

У куклы очень красивая рожа.

У куклы очень красивое лицо.

«Сегодня мы попремся в лес», — сообщил Коля маме.

«Сегодня мы пойдем в лес», — сообщил Коля маме.

«Исправь ошибку»

 Цель: привлечение детей к наличию в языке синонимов, объяснение детям того,  что в языке существуют как нейтральные слова, которые мы каждый день используем в речи, а также грубые, просторечные слова, которые используют невоспитанные люди, и устаревшие слова, которые практически в нашей речи не используются.

Детям предлагается поиграть с Исправляйкиным. Необходимо послушать и определить, правильно говорит Исправляйкин или нет.

Речевой материал:

У свиньи Машки необыкновенно красивый лик. (Лицо)

Принцесса напялила очень красивое платье. (Надела)

Мама приготовила вкусный ужин и позвала всех жрать. (Есть)        

Девочка играла в песочнице и испачкала свое чело. (Лоб)

Папа очень устал, поэтому дрыхнет на кровати. (Спит)

«В старинные времена»

Цель: привлечение внимания детей к стилистическим синонимам (словам устаревшим, принадлежащим к высокой лексике); обогащение словаря синонимов; развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.

Однажды дети гуляли в детском саду на участке. Вдруг светлое облако озарило все вокруг. Дети зажмурили глаза от солнца, а когда их открыли, то увидели, что одеты они в красивые старинные наряды и гуляют они в красивом саду в окружении незнакомых детей. И все дети говорили очень странно, как будто по-старинному. Дети не могли понять, что говорят их ровесники. Давай поможем детям и объясним, что значит:

Речевой материал: очи, уста, почивать, шествовать, лик, чело, перст, дитя, отведать.

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Задачи:

  1. Привлечение внимания детей к явлению синонимии в языке.
  2. Знакомство детей с многозначными словами.
  3. Обогащение словаря детей синонимами.

Работа по обогащению словаря синонимов тесно связано с работой по привлечению внимания детей к тому, что в языке существуют многозначные слова. Дети постоянно сталкиваются с многозначностью, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности чаще всего дети приходят через знакомство с переносными значениями слов. (Например, «Часы идут»). Необходимо порассуждать с детьми о том, что одно и то же слово может иметь разные значения. Например, слово «Ключ» в словаре С. И. Ожегова имеет следующие значения:

  1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.
  2. Приспособление для отвинчивания и завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь.
  3. Перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.
  4. Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот.

Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного слова или словосочетания, следует подобрать синоним. Большое значение в этом плане приобретают фразеологизмы – устойчивые сочетания, с которыми необходимо начинать знакомить детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Так, например, устойчивое сочетание «золотые руки», которое довольно часто встречается в детской художественной литературе. Необходимо объяснить детям значение данного словосочетания, а затем дети должны еще раз повторить вслед за педагогом, как можно сказать по-другому (трудолюбивые, умелые руки). Объяснить, что данные слова являются между собой друзьями и свободно могут заменять друг друга. В тоже  время, следует объяснить, что в словосочетании «золотая цепочка» мы не можем заменить слово «золотая» на слова «трудолюбивая» или «умелая». Далее детям необходимо объяснить, что в языке существует много слов, которые между собой в одних предложениях дружат, могут заменить друг друга, а в других предложениях не могут. Так, например, в предложении «У папы был очень трудный день», мы можем заменить слово «трудный» словом «тяжелый», в то время, как в предложении «Девочка несла тяжелый чемодан», мы не можем заменить слово «тяжелый» словом «трудный».

При знакомстве детей с многозначными словами особенно важно использовать наглядность и интересные игровые упражнения. Например, можно использовать следующее стихотворение:

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно
шишек.

          Необходимо обсудить с детьми, о каких шишках идет речь.

Для работы с детьми мы предлагаем использовать следующие многозначные слова: ключ, идет, свежий, шишки, ручка, ножка, иголки, кисть и т.д.

Для привлечения внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова, можно предложить следующую игру:

«Исправь ошибку»

Цель: привлечение детей к явлению синонимии в языке, обучение пониманию детьми того, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Дети снова попадают в страну Исправляйкина и встречают там Исправляйкина, с которым играют в игру, суть которой — исправить Исправляйкина.

Речевой материал (предлагаемые предложения взяты из констатирующего эксперимента):

  1. У этого сапога резкий носок.
  2. Мальчик нес трудный чемодан.
  3. Внезапно стукнула молния.
  4. В зале заиграла слабая музыка.
  5. Карандаш давно не затачивали, поэтому он стал глупый.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно выбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Задачи:

  1. Развитие языкового чутья детей дошкольного возраста.
  2. Развитие интереса к языку, метаязыковой деятельности (умения обнаруживать синонимы в речи, объяснять различия между ними)
  3. Развитие умения самостоятельно подбирать синонимы.
  4. Развитие связной речи (составление предложений с синонимами).
  5. Обогащение словаря детей синонимами.

На последнем, заключительном этапе дети упражняются в подборе синонимов к названным словам, составлении предложений с предложенными словами. По-прежнему большое внимание необходимо уделять чтению детской художественной литературы, обсуждать, почему именно это слово употребляет герой в своей речи.

Такая целенаправленная, систематическая работа по обогащению словаря детей синонимами позволит сделать их речь намного образнее, богаче, что является очень важным условием для успешного обучения в школе. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке развивает их языковое чутье, делает более чуткими и внимательными к языку, что способствует грамотному и осмысленному употреблению синонимов в речи.

Конспект
занятия
для
дисциплины

«Развитие
речи
»

с
использованием здоровьесберегающих технологий  в студии развития «Почемучки».

Тема:
«
Синонимы».

Изучение нового материала по данной теме
проводится в системе занятий на основе КТП.

Область
применения:
студия развития «Почемучки».

Возраст:
6-7 лет.

Тип
занятия:
изучение нового материала.

Форма:
групповая.

Цель: познакомить детей
с понятием «синонимы».

Задачи

Образовательные:

·     учить
подбирать слова сходные по смыслу
;

·     формировать
умение составлять предложения с заданными словами.

Развивающие:

·         
развивать
фонематический слух, память, вни­мание;

·         
развивать
словарный запас, связную речь.

Воспитательные:     

·       воспитывать
умение детей действовать согласно словесной инструкции;

·       воспитывать
умение работать  в коллективе;

·       воспитывать
трудолюбие.

Методические
приёмы:

·       
наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);

·       
словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);

·       
игровые (интеллектуальные);

·       
практические (упражнения);

·       
поощрение (сюрпризный момент).

Здоровьесберегающие
технологии
: зарядка
для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.

Оборудование: ноутбук.

Для детей:

Наглядный
материал

Иллюстрации: набор
картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение».

Раздаточный материал:

Дидактический
материал:
касса букв, лента букв.

Словарная
работа:
зябнет,
стынет.

Аудиозапись:
весёлый детский смех.

Ход занятия

1.
Организационный этап. 
Проверка готовности к занятию.

—  У кого хорошее настроение похлопайте в
ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в
конце занятия у всех будет хорошее настроение.  

— Наша речь очень богата
красивыми  словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем
интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться.
Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

2. Постановка
цели.

— Сегодня  мы совершим
путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна.  Нас
ожидают веселые задания, игры и головоломки.  

— И так, наше путешествие в
страну новых слов начинается.  А самые активные получат смайлики.

3.
Новый материал. Знакомство с синонимами.


Рассмотрите картинки и определите настроение.


Сердится.


Обижается.


Злится.

— Мы говорим об одном и том
же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Например:

большой человек —  огромный
человек – громадный человек;

— Кстати, в какой сказке  был
большой человек? (Гулливер)

— Маленькая девочка — крошечная
— малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке
мы говорим? (Дюймовочка)

— А вы помните, кто спас 
Дюймовочку? (Ласточка)

—  Конечно, её друзья.

— И у слов есть друзья. 

Большой —  огромный –
громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая —
слова-друзья, «слова
близкие по значению» или «слова-синонимы».

— К некоторым словам можно
подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

— Вспомним сказку «Зайкина
избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово
обманула?

Обманула – перехитрила –
одурачила – провела.

— А кто зайке помог?  Какой
петушок?

— Храбрый – смелый – отважный
– мужественный – бесстрашный.

— Если бы слов-друзей
было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

— Давайте заменим слово
«бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

— Как
скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы
использовали слова, близкие по значению.

— А
теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.


Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы
садимся  по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом,  взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

— А теперь мы оказались возле
леса. Сделаем привал  и послушаем коротенькую историю: «Пошли два
медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и
пришел он к маме грустный».

— Как еще можно про него
сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый,
унылый, тоскливый.

Физкультминутка
«Веселая разминка»

А
теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

— А теперь послушайте
стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет
осинка

Дрожит
на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.


В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не
помешает.

Зарядка
для глаз.

 


Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?

— А
сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы

1.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.


Назовите слова-синонимы.

— Что
обозначает пословица?
2. Приятелей много, а друга нет.


Назовите слова-синонимы.

— Как
ты понимаешь эти слова?

Физкультминутка. 

— Поочерёдно
сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки
выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены,
пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить
темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая
движения, ритмично проговариваемыми строчками:

-Мы
фонарики зажжём,

А
потом гулять пойдём!

Вот
фонарики сияют,

Нам
дорогу освещают!

— А
теперь пришло время найти друзей.

Дидактическая
игра «Найди друзей».

— Поиграем в игру «Найди
друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать
Прыгать Бросать Пламя Кидать

— Когда мы используем
слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

— И нам теперь не страшно идти
по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать
картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)

— Лиса и заяц друзья?  Нет, недруги.
На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.

4.
Подведение итогов.

— Вам
понравилось путешествие? 

— С
какими словами вы познакомились?


Назовите слова – синонимы.

— Похлопайте, кому было
интересно.

— А теперь выберите себе
смайлик.

Список используемой литературы:

1. Уроки для будущих первоклассников. О.С.
Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);

2.
Развитие речи. Подготовка к школе./Р.М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен»,
2009. (Серия «Дошкольное образование»).

В начальной школе не дают детям представлений о том, что такое синонимы. Не рассматриваются в этом возрасте и иные лексико-семантические словесные группы. Однако на практике работа с синонимами все же проводится. И дети получают возможность наблюдать за этим лексическим явлениям родного языка.

Поэтому у них формируется правильное понятие о синонимах.

Содержание

  1. Виды упражнений на синонимы
  2. Методы обучения синонимам
  3. Что должны знать школьники о синонимах
  4. Недостатки в обучении синонимам
  5. Тестовые задания при изучении синонимов
  6. Изучение синонимов на уроках русского языка
  7. Комплекс упражнений
  8. Подбор синонимов

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Методы обучения синонимам

Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.

Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.

  1. Дети получают несколько слов, входящих в состав одной части речи. Список состоит из двух групп синонимов и одного или двух конфликтных слов. Задание заключается в том, чтобы дети смогли выделить из этого списка две группы синонимов и избавиться от конфликтных слов. Также в список может входить фразеологизм.
  2. Следующее задание – нужно расположить синонимы по возрастанию степени описываемого признака. Школьники получают группу слов, обозначающих размеры. Они должны составить синонимический ряд так, чтобы размеры возрастали от самого маленького до самого большого. Потом они должны составить предложения, использовав эти слова. Предложения нужно составить так, чтобы можно было уточнить значения этих понятий.
  3. Упражнение на подбор синонимов для заданного слова. Дети получают слово во время изучения прилагательных, глаголов или существительных. Они должны подобрать для этого слова подходящие синонимы. Затем с помощью этих синонимов нужно составить предложения.
  4. Замена слова внутри предложения на синоним. Дети получают для работы несколько предложений со списками синонимов. Нужно поочередно подставить вместо одного слова то один, то другой синоним. Путем перебора можно подобрать наиболее подходящее слово.
  5. Дети получают предложение с пропущенным словом. Вместо этого слова им предлагается на выбор несколько синонимов. И нужно подобрать тот из них, который больше всего подходит по смыслу.

Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.

Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.

Что должны знать школьники о синонимах

Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.

Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.

К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.

Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.

Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.

Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.

Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.

Недостатки в обучении синонимам

В школе традиционно проводят много времени по работе  с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.

Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.

М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.

Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.

Тестовые задания при изучении синонимов

Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.

Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:

а) слова, которые имеют отвлеченное значение;

б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;

в) архаизмы;

г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.

Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.

Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов  в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.

Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.

Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.

Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.

Изучение синонимов на уроках русского языка

Самый удачный предмет для работы с синонимами – это русский язык. И больше всего подходит для этой работы учебник для четвертого класса под редакцией Т.Г. Рамзаевой. Он содержит много текстов, которые позволяют не просто привлечь материал, но и проводить эффективную работу по поиску синонимов для существительных.

Работая над синонимами-существительными, нужно уточнять и расширять запас слов. Это способствует формированию вариативности мыслительных процессов школьников, что очень важно для их дальнейшего развития.

Межпредметные связи раскрывают большие возможности для того, чтобы развивать у детей потребность выражать свои мысли более четко и использовать синонимы.

Благодаря работе над синонимами ученики первого класса получают представления о них, как о слова, имеющих близкое значение. В это же время у школьников развивается понимание того, что эти слова имеют иные оттенки значений.

Во втором классе работу по развития понимания синонимии становится более глубокой и широкой. Ученики приобретают знания о новых синонимических рядах, закрепляют в памяти прежние, учатся определять, какие слова являются синонимами, а какие просто однокоренные. Также они учатся сочетать синонимы и использовать их в своей речи.

Также в этом возрасте уделяется достаточно много внимания функции синонимов. Дети наблюдают их в тексте художественных книг. Также развивается способность учеников наиболее точно подбирать слова для выражения своей мысли.

В третьем классе при анализе языковых материалов во время изучения частей речи у учеников происходит осознание того, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.

Поэтому мы должны быть более внимательными к тому, как выбирать слова, чтобы выражать свои мысли точно. Работая с синонимами в младших классах, нужно раскрывать лексическое богатство родного языка. Усваивая синонимические ряды, а также упражняясь в использовании синонимов, мы учимся овладевать этим богатством.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

Подбор синонимов

Задания на подбор синонимов полезны для формирования точности речи детей. Для этого иногда нужно брать отдельные слова.

Лучше всего, конечно, работу с синонимами проводить в рамках целых словосочетаний и предложений, а также с небольшими связными текстами. Ведь это позволит детям лучше понять связь слова с другими словами, учитывать контекст при подборе наиболее точного слова.

На самом деле, слово «чистый» имеет множество разных синонимов в зависимости от того, к какому существительному оно относится. Чистое полотенце – это белое полотенце. А вот чистая сделка – это честная сделка. Или, к примеру, слово «горячий». При использовании со словом «хлеб» оно имеет один список синонимов. Но при использовании со словом «человек» список синонимов значительно меняется.

Сначала, чтобы объяснить детям, что такое синонимы, можно брать отдельные слова и подбирать для них синоним. Но со временем, особенно во время упражнений, работать над синонимами нужно в рамках контекста. Дети должны научиться не просто подбирать синоним для заданного слова, находить наиболее подходящие к контексту слова с нужными оттенками значения и стилистики.  Это уже полноценная словарная стилистическая работа.

Таким образом, в младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах. Учащиеся начальных классов узнают, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для детей 7 лет
  • Синонимы для детей 2 класс
  • Синонимы для делового общения
  • Синонимы для девушки прилагательные
  • Синонимы для девушки комплименты