Синонимы для детей 7 лет

ЗАДАНИЕ 1. 1. Кто летает? (Перечисли.) Кто порхает? Кто парит? 2. Кто скачет? Кто прыгает? 8. Кто кричит? Кто горланит? Кто ревет?

ПОКАЖИТЕ: как идут, … шагают, … ковыляют? Вывод: Синонимы обозначают в принципе одно и тоже явление, но с разными оттенками. Кричать — значит повышать громкость голоса, когда в этом есть необходимость. У слова горланить другой оттенок: гор-ланить — значит кричать с удовольствием, весело, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Вопить — выражать свои эмоции громко (обычно к неудовольствию окружающих). Слова вопить, орать потребляются, как правило, при негативной оценке того, кто повышает голос.

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать) Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-.. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь. Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се-годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода-ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

Что должны знать школьники о синонимах

Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.

Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.

К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.

Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.

Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.

Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.

Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

— Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали).

«Веселые автомобили«.

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

— Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

— Этот дом большой, а этот…. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

— Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).

— Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

— Худое ведро, худое платье, худой человек.

— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

Недостатки в обучении синонимам

В школе традиционно проводят много времени по работе с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.

Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.

М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.

Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.»

Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

Тестовые задания при изучении синонимов

Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.

Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:

а) слова, которые имеют отвлеченное значение;

б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;

в) архаизмы;

г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.

Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.

Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.

Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.

Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.

Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».

— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха».

Методы обучения синонимам

Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.

Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.

  1. Дети получают несколько слов, входящих в состав одной части речи. Список состоит из двух групп синонимов и одного или двух конфликтных слов. Задание заключается в том, чтобы дети смогли выделить из этого списка две группы синонимов и избавиться от конфликтных слов. Также в список может входить фразеологизм.
  2. Следующее задание – нужно расположить синонимы по возрастанию степени описываемого признака. Школьники получают группу слов, обозначающих размеры. Они должны составить синонимический ряд так, чтобы размеры возрастали от самого маленького до самого большого. Потом они должны составить предложения, использовав эти слова. Предложения нужно составить так, чтобы можно было уточнить значения этих понятий.
  3. Упражнение на подбор синонимов для заданного слова. Дети получают слово во время изучения прилагательных, глаголов или существительных. Они должны подобрать для этого слова подходящие синонимы. Затем с помощью этих синонимов нужно составить предложения.
  4. Замена слова внутри предложения на синоним. Дети получают для работы несколько предложений со списками синонимов. Нужно поочередно подставить вместо одного слова то один, то другой синоним. Путем перебора можно подобрать наиболее подходящее слово.
  5. Дети получают предложение с пропущенным словом. Вместо этого слова им предлагается на выбор несколько синонимов. И нужно подобрать тот из них, который больше всего подходит по смыслу.

Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.

Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.

«Игра с мячом»

— Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный — ….. короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — ….. тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — …… слабый.

Говорить — …… молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать — ….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать — ….. мешать

Игры

        Игры на развитие антонимии  и синонимии в речи старших дошкольников  5-7 лет

 Закончить предложение и назвать слова — «неприятели »

Слон большой комар…..

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Сажа черная, а снег…

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек…

Работать трудно, а отдыхать…

Днем светло, а ночью…

Сегодня весело, а вчера было…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает…

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом…

Кричат громко, а шепчут…

Я больна, но скоро буду…

Я живу близко от реки, а мой друг…

Продавец продает, а покупатель…

Друзья часто ссорятся, но легко…

Легко заболеть, но трудно…

Воспитатель спрашивает, а дети…

Утром дети приходят в детский сад, а вечером…

Сначала гостей встречают, а потом…

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечером ложатся в кровать, а утром…

     К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал (этот вариант упражнения предлагается в подготовительной группе с усложнением):

– имена существительные: день, весна, зима, добро, жара, мир, правда, радость.

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, нашел, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, помогать, залететь, закрывать, включать, входить, заснуть,

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

  Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать), поднять (опустить), спрятать (найти), дать (взять), налить (вылить).

  Упражнение в стихах «Противоположности» (автор Олеся Емельянова)

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.


Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря — он решил,
Что широкий заслужил.


Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите, какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)

Игра «Наоборот»

«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·  Веселый – грустный

·  Быстрый – медленный

·  Красивый – безобразный

·  Пустой – полный

·  Худой – толстый

·  Умный – глупый

·  Тяжелый – легкий

·  Твердый – мягкий

·  Шершавый – гладкий

Игра «Они такие разные»

Ход игры: Вы берете любую карточку, а ребенок подбирает к ней наиболее «непохожую». Например: лук — горький, торт — сладкий. Противоположности можно отыскивать по любым признакам предметов, а можно по роду.

·  Игра «Тайны двойного»

Если ребенок уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включится в эту игру. Если же нет, взрослый объясняет, что это такое, и предлагает с по-мощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берем два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т. д.).

Даем еще одну загадку (берем два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щетка, наждачная бумага и т. д.)

Далее предлагаем детям САМИМ придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т. д.)

Что может быть одновременно черным и белым? Легким и тяжелым?

6-7 лет

·  Игра «Выбери пару»

Выбрать из трех слов два слова — «неприятеля» Предлагаются слова существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

·  

Упражнение на подбор слов

К данным словам придумать слова-«неприятели». Предлагается следующий речевой материал:

– имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь;

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

·  Игра «Двойной противник»

Цель: научить подбирать антонимы к двум словам в словосочетании

Знаменитый смельчак

Выгодная покупка

Добрый друг

Радостная встреча

Неожиданный отъезд

Плавный вдох

Вспомнить радость

Светлый верх

Внешнее спокойствие

Извилистый спуск

Крутой подъем

Давняя обида

Мелкий недостаток

Отдать много

Взволнованный враг

Пустить сверху

Тёмное прошлое

Долгожданное богатство

Слабый мороз

Грустная старость

Тихий плач

Узкий въезд

Темное прошлое

Грустный конец

Счастливый конец

Огромная гора

Внезапная ссора

·  

Игра «Антонимы-синонимы»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

— с синонимами (веселый — радостный);

— с омонимами (клуб дыма — клуб собаководов);

— с отглагольными существительными (бег — бежать, стук — стучать);

— со словосочетаниями (красивый — дом, быстро -бежать);

-с государствами и их столицами (Германия — Берлин);

-с животными и их детенышами (лошадь — жеребенок) и многим, многим другим.

·  Игра «Антонимы для загадок»

Вначале игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает детям загадку, в которой все наоборот (допустим, тема «Животные»).

«Обитает в воде (значит, на суше).

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).

Хвост очень длинный (значит, короткий).

Всю зиму ведет активный образ жизни (значит, спит).

Очень любит соленое (значит, сладкое).

Кто это?

Для загадок можно выбрать любую другую тему.

·  “Игра. Перевертыши”.

Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.

Синонимы

Целенаправленную работу с детьми с ОНР по развитию синонимии рекомендуем начинать с шести лет. На одном из первых занятий по усвоению синонимов можем предложить детям небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто его вроде не видел с самого утра.

— Я думаю, что он снова улетел на Луну, — сказал Гурвинек. 
— Нет, нет! Я его недавно видела, — возразила Дюймовочка. 
— Безобразие! — кричал Буратино. — Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами из детского сада. 
— Подождем немного и пойдем без него, — решил Карандаш.

Минуты через три дверь распахнулась и в комнату ворвался Незнайка. За ним бежали Пончик и Сиропчик. Незнайка посмотрел на друзей и понял, что провинился:

— Не сердитесь на нас. 
— Не обижайтесь, — попросил Пончик. 
— Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик. 
— Где вы были? — строго сдвинул брови Карандаш.
— Тут, недалеко, — сообщил Незнайка. 
— Совсем близко, — подтвердил Пончик.
— Рядом, — пролепетал Сиропчик. 
— Что же вы делали? — заинтересовались веселые человечки. 
— Мы помогали донести сумку до дома одной бабушке. Она старенькая, — доложил Незнайка.
— Да, дряхлая, — произнес Пончик. 
— Совсем ветхая, прямо-таки древняя, — промолвил Сиропчик. 
— Как вы так странно отвечаете! Говорите об одном и том же, но каждый по-разному, — удивились друзья.

Просим детей найти в рассказе и назвать сходные по смыслу слова, которыми пользовались Незнайка, Сиропчик и Пончик, а затем объяснить веселым человечкам, в чем же их особенность. Рассказ перечитывается еще раз, и ребята находят в нем те синонимы, которые сразу они не заметили.

В последующей работе используем такие упражнения:

·  Поищите слова-друзья в стихотворениях:

Бураны, вьюги и метели — 
Как много с ними канители, 
Как много шума, толкотни, 
Как надоели мне они!- 
Так проворчал Мороз угрюмый.
Зябнет осинка, 
Дрожит на ветру, 
Стынет на солнышке, 
Мерзнет в жару. 
И до поздней осени 
Дуб стоит зеленый, 
Значит, дуб выносливый, 
Значит, закаленный

· 

 Найдите слова-друзья в рассказе:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пес у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень.

·  Отыщите слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл:

Спеши не спеши, а поторапливайся. 
Приятелей много, да друга нет. 
Переливает из пустого в порожнее.

Уяснив особенность слов-друзей, дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Для этой цели рекомендуем такие задания:

·  Прочитав Незнайкины стихотворения, подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало «складно».

С веселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод.

(Мороз)

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла.

Хлеб вкуснее от работы.

(Труда)

Работяги-дятла стук

Слышен далеко вокруг.

Червякам он враг,

А деревьям товарищ.

(Друг)

· 

 Подберите к выделенному слову дружащее с ним слово (сравните словосочетания по смыслу):

самолет сел (приземлился)

солнце село (зашло, закатилось)

мальчик бежит (мчится, несется)

ручеек бежит (течет, струится)

свежий ветер (прохладный)

свежая рыба (неиспортившаяся)

свежий хлеб (мягкий)

свежая рубашка (чистая, выстиранная)

свежие краски (яркие, незасохшие)

свежая газета (новая)

·

  Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек.

Человек должен быть:

аккуратным (чистоплотным, опрятным);

работящим (трудолюбивым, активным, энергичным);

вежливым (учтивым, обходительным, предупредительным, приветливым);

внимательным (чутким, сердечным, добрым);

верным (надежным, преданным);

жизнерадостным (веселым);

чистосердечным (правдивым, честным, искренним, откровенным);

выносливым (стойким, закаленным, крепким).

· 

 Игра «Аукцион»

Ведущий аукциона — педагог или кто-то из детей. Он предлагает «участникам» аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, «круглый». Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди — знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается «правил торгов» и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длительными, начинает отсчет: «Круглый… — раз! Круглый… — два! Круглый…». Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!». Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.

·  Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»

– среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

– среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;

– среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

·  Придумать слова-«приятели» к данным словам

– к именам существительным: здание (дом), хворостина (прут), печаль (грусть), конь (лошадь), солдат (боец), приятель (друг);

– к глаголам: льется (течет), глядеть (смотреть), торопиться (спешить);

– к прилагательным: крошечный (маленький), смелый (храбрый), прекрасный (красивый).

·  Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит у берега, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождинки текут по лицу, как…

· 

 Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) …

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

· 

 «Алиас» для детей

(“Alias” в переводе с английского значит “Иначе”, “Другими словами”.)

В обычный игровой комплект, в который входит игровое поле, песочные часы, кубик, фишки и карточки, на которых слова не только написаны, как во взрослой игре, но и нарисованы

_45032.jpg

Правила игры в Алиас

Это командная или семейная игра, чем больше человек, тем интереснее будет игра. Приготовьте игровое поле, разложите стопками карточки и можно начинать.

Игроки по очереди передвигают свои фишки по полю, на количество точек, показанных на кубике. При этом, на каждом ходе, игрокам необходимо вытащить карточку из стопки, и постараться объяснить окружающим, что там изображено. Объяснять нужно другими словами, слово с карточки говорить нельзя. Другие же игроки должны понять, какое слово им пытаются объяснить. При этом игрок может изображать слово звуками (Мяу, гав-гав), попробовать подобрать синонимы, или даже антонимы, главное, чтобы его все поняли.

Если слово угадано, то игрок сможет в свой следующий ход опять передвигать фишку и объяснять новые слова, если же нет, то в следующий свой ход игрок будет объяснять слова без передвижения фишки.
В этом и состоит идея игры: объяснить как можно больше слов и картинок партнерам по команде, пока бежит песок в песочных часах, и дойти до финиша первым.

В детском Алиасе слова очень простые: части тела, объекты, мебель, игрушки, еда…

Способ изготовления карточек

Как вы сами видите в готовой игре — поле достаточно примитивное, и нарисовать его своими руками не составит большого труда. В некоторых вариантах игр Алиас, вообще поле не предусмотрено. Можно просто засчитывать очки, или рисовать галочки: у кого больше галочек или длиннее столбик с правильными ответами, тот и выиграл. Самое главное, в этой игре – карточки

 _4506.jpg

·  «Закончи предложение»

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повтори получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая)

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось
(зеркало, багажник, руль)

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё 
( прутик, камни, крошки)

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую
(металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

·  «Что общего»

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет. https://pandia.ru/text/78/228/images/image005_89.jpg

Съедобно в сыром виде (земляника, орехи, морковь, яблоко).

https://pandia.ru/text/78/228/images/image004_98.jpg

·

  Упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»

Коляска и санки.

Столб и дерево.

Нож и ножницы.

Ваза и банка.

Платье и сарафан. _

Шкаф и тумбочка.

Наволочка и пододеяльник.

Топор и молоток.

Гвоздь и шуруп.

Половник и ложка.

Вилка и грабли.

Дом и теплица.

Будка и клетка.

·  

Словесная игра «Концовки».

Дети продолжают начатое предложение.

Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой… Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик… Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой… Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом птицы поют громче, чем осенью, значит, осенью…

· 

 Словесная игра «Родственники».

Снежинка — родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что….

Нельзя, работая над синонимами, не уделить внимания многозначности слова. Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл.

Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, следует подобрать синоним. Так, прочитав стихотворение В. Коркина:

Золотые руки –

руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете, —

·  Спрашивают детей:

Как вы понимаете слова золотые руки? Как можно сказать иначе? (Умелые, трудолюбивые, работящие.)

Есть еще другие выражения со словом золотые, объясните их:

золотая голова (умная, рассудительная);

золотое сердце (доброе, справедливое);

золотая рожь (спелая, созревшая);

золотые волосы (цвета золота).

·  Найдите в паре предложений одинаковые слова. Что означает одно и то же слово в каждом предложении?

На улице сегодня пасмурная погода (серая, мрачная, хмурая). Дима сегодня целый день ходит с пасмурным видом (недовольный, угрюмый, неприветливый).

На скамейке сидит глухой старик (неслышащий). Ребята хотели первыми прибежать в детский сад, сократили дорогу, но наткнулись на глухую стену (сплошную, высокую, непроходимую, без отверстий).

·  После такой подготовки переходим к подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Поначалу проводится обучающее занятие. Говорим о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано точное слово. Читаю рассказ и спрашиваю, чем он плох?

Наш огород

Сухая и хорошая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос хороший урожай овощей. Вот на грядках большие кочаны капусты. У забора большие красные помидоры. Есть сочная и большая морковка. Пора убирать урожай.

Дети замечают повторы одних и тех же слов. Предлагаю изменить рассказ, подобрав другие, но передающие тот же смысл слова. Работа идет над каждым предложением (читаю и спрашиваю, стоит ли здесь что-либо изменить). Предлагаю сравнить овощи по величине при подборе к ним слов-друзей. В результате получается такой текст:

Наш огород

Сухая и теплая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос (уродился) богатый урожай. Вот на грядках огромные кочаны капусты. У забора крупные красные помидоры. Есть и сочная большая морковка. Пора убирать урожай.

Читаю оба текста. Сравниваем их и пересказываем лучший.

·  В дальнейшем при пересказе любого текста предлагаю заменить некоторые слова автора своими. Эта работа увлекает детей, и я, конечно же, поощряю их. Например, вот как можно изменить авторский текст В. Бианки (в скобках — вариант детей):

Открыли весну (принесли) грачи. На всех проталинах появились их темные (черные) стаи. Зиму грачи (птицы) провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны. По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели. Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути. Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи. Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

·  Рекомендуется составить синонимические ряды на каждую лексическую тему. Личные наблюдения ребенка над лексической стороной слова дают ему возможность понять, как живет слово в тексте.

Словарик синонимов для детей



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 176 человек из 51 региона

  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 089 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.12.2021
  • 236
  • 0
  • 23.12.2021
  • 200
  • 0

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 603
  • 32

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 173
  • 0

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Анастасия Андреевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Крылова Анастасия Андреевна

    • На сайте: 1 год и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65189
    • Всего материалов:

      235

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы для делового общения
  • Синонимы для девушки прилагательные
  • Синонимы для девушки комплименты
  • Синонимы для грудь
  • Синонимы для главного героя