Привет!
Помнишь, как в парке аттракционов поссорились второклассники Женя и Алиса? Хорошо, что в этом парке гулял учёный-лингвист Аристарх Семёнович. Он и объяснил Алисе, что такое переносное значение слова. Учёный и Алиса отправились искать Женю. Мальчик стоял перед аттракционом «Синонимы и антонимы», но не решался туда войти.
— Женя! Извини меня, пожалуйста, за мои колючие слова, я ранила тебя ими в самое сердце! Больше не буду, — обещала Алиса.
— «Ранила колючими словами в сердце» — это ты сказала в переносном смысле, — удивился Женя. — Я тебя прощаю. А кто это рядом с тобой?
— Познакомься. Это учёный-лингвист на пенсии, Аристарх Семёнович. Он знает всё про слова, — сказала Алиса.
— Я могу помочь вам сыграть в аттракцион «Синонимы и антонимы», — пообещал учёный.
Синонимы — это разные слова, но они близки по значению.
Например, «бежать» — «мчаться». Это синонимы.
Значения слов-синонимов различаются оттенками.
Прочитай предложение, сравни синонимы «бежать» и «мчаться».
Женя не просто бежал, он мчался быстрее ветра.
Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению.
Например, «бежать» и «стоять» — антонимы.
Синонимы или антонимы можно подобрать не к каждому слову.
Нельзя подобрать синонимы или антонимы к названиям некоторых предметов (ведро, ложка), именам или фамилиям (Аня, Витя, Пушкин), географическим названиям (Москва, Волга).
Слова «синоним» и «антоним» происходят из греческого языка. Слово «синоним» можно перевести как «одноимённый», а слово «антоним» — «противоположный по имени».
Аристарх Семёнович и ребята стали играть. На табло высвечивалось слово, и надо было подобрать синонимы или антонимы. Учёный-лингвист быстро это делал и набрал много очков. А у ребят совсем не получалось подбирать слова.
— Ну вот, мы проиграли, — расстроилась Алиса.
— Вам легко, Аристарх Семёнович, вы все синонимы и антонимы наизусть знаете! А как быть нам? — спросил Женя.
— Я вам сейчас помогу. — Учёный достал свой смартфон и стал в нём что-то искать. — Ах, вот они! Словари! Словарь синонимов и словарь антонимов.
Существуют специальные книги, где собраны слова — словари.
Словарь синонимов — это словарь, где записаны синонимы к словам.
Словарь антонимов — словарь, где подобраны антонимы к словам.
Когда Алиса и Женя стали в словарях искать синонимы и антонимы, игра пошла намного веселее.
Ребята набрали много очков на этом аттракционе. Они устали и решили отдохнуть на скамейке.
Если тебе необходимо подобрать к слову синоним, то пользуйся словарём синонимов.
Если тебе необходимо подобрать к слову антоним, то пользуйся словарём антонимов.
Пример:
подбери синоним к слову «чуткий».
Открой словарь синонимов.
Найди букву «Ч». С этой буквы начинается слово «чуткий».
Рядом со словом «чуткий» записан его синоним — «отзывчивый».
Пример:
подбери антоним к слову «наказывать».
Открой словарь антонимов.
Найди букву «Н». С этой буквы начинается слово «наказывать».
Рядом со словом «наказывать» записан его антоним — «поощрять».
Теперь ты умеешь пользоваться словарём!
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно!
— Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-— Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
— Назовите осенние месяцы.
— Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
— Как называется это явление природы?
— Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?
II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные — составлять слова из слогов.
Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)
— Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
— Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
— Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
— Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова — антонимы.)
Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».
— А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
— Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
— Когда вы употребляете слово здравствуй?
— Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
— Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
— Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
— Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)
— Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
— Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
— Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)
— Как называются такие слова? (Синонимы.)
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.
— Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.
— Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?
— Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?
— Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.
— Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.
— Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)
Лист 5: проведите физминутку.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
Лист 6: подберите к словам антонимы.
— Устно подберите антонимы к словам:
вечер — добрый —
ночь — громкий —
радость — новый —
зима — слабый –
— Дополните предложения противоположными по смыслу словами.
Дерево высокое, а куст …(низкий).
Чай горячий, а мороженое …(холодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
— Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Послушные глазки.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закройте оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами нарисуйте букву О.)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)
Вправо-влево повернём.
(Посмотрите вправо-влево.)
Заниматься вновь начнём.
(Тихо сядьте на свой места.)
— Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
— Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
работа ураган
быстро труд
ветер скоро
узор рисунок
дети ребята
путь дорога
— Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
плюс сложение
вычитание минус
сумма больше
меньше разность
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).
— Чему научились на уроке?
— Что узнали нового?
— Понравился ли вам урок?
— Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
— Для чего нужны антонимы в речи?
— Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
— Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Антонимы, синонимы
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)
— Домашнее задание: упражнение 74.
— Прочитайте загадку.
— По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
— Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг — друг.)
— Найдите в загадке антоним к слову близко.
— Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
— Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.
Урок родного языка
«Синонимы и антонимы в речи».
2-й класс
Цель:
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, карточка «Спасательный круг», штурвалы красного и зелёного цвета, якоря.
Тип урока: закрепление знаний
Перед уроком дети делятся на 2 команды. На столах заранее разложены карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация
Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (слайд 1)
Ход урока.
I Организационный момент
II Сообщение темы занятия.
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море — море слов –
Купаться ежечасно!
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали.
В нашем путешествии участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков.
Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»
Дети по очереди зачитывают пословицы, капитаны команд записывают их в кроссворды. (слайд 2)
Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (слайд 3,4)
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» (слайд 5,6)
Мы продолжим знакомство с этими понятиями.
III Путешествие на остров Синонимов. (слайд 7)
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).
Задание 1. Подбери синонимы. (слайд 8)
огонь шалун чистый озорник красный конница алфавит бросать |
алый скакать азбука озорник кавалерия кидать пламя аккуратный |
Задание 2. Скажите кому подходят следующие синонимы. (слайд 9)
Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок. (слайд 10)
На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: «Какие слова называются синонимами?» (слайд 11)
Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).
Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать синонимы?
ЛУНА — МЕСЯЦ |
СОБАКА — ПЁС |
ДОКТОР — ВРАЧ |
ЛОШАДЬ — КОНЬ |
БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ |
Продолжите фразу:
— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
(слайд 12)- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).
Подъём на гору Находок (слайд 13)
Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
Задание для 1 команды. (слайд 14)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 команды.
Кот ходил, бродил, набрёл на избушку.
Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил.
Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 1 команды.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 2 команды.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
— Для чего синонимы нужны в речи? (слайд 15)
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
— Что такое синонимы?
Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
— Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. (слайд 16)
IV Динамическая пауза «Игра наоборот»
Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.
Вперед – назад
Вниз — вверх
Назад – вперед
Присел – подпрыгнул
Подпрыгнул – присел (слайд 17)
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов. (слайд 18)
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ. (слайд 19)
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима.)
Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? — Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус — плюс, огонь — вода,
Дерзкий — осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру «Противоположные слова» (слайд 20)
Учащиеся по очереди читают слова и подбирают противоположные. (слайд 21)
Отправляемся дальше.
В пещере Тайн (слайд 22)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты) (слайд 23)
Худой (человек) — ________________, (толстый)
Худой (карман) — _________________, (целый)
Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
Близкий (человек) — _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) — _________________, (низкий)
Высокий (человек) — _______________. (невысокий)
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (слайд 24
)
— Что такое антонимы?
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
— Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI Бухта Творчества (слайд 25)
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. (слайд 26). Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Прочитайте текст. (слайд 27)
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
Проверка.
А) Получившийся текст читают. (слайд 28)
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы — слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают. (слайд 29)
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду! (слайд 30)
VII Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать, возьмите штурвал зелёного цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! (слайд 31)
Работа с электронными словарями синонимов и антонимов
Необходимо запомнить
ВАЖНО!
Чтобы найти синоним или антоним к слову, можно воспользоваться словарями синонимов или антонимов. Для этого необходимо найти слово по алфавиту и прочитать записанный рядом синоним (ряд синонимов) или антоним.
Синонимы
Выберите синонимы к словам обозначающим цвета.
Синонимы к словам
Распределите синонимы по группам.
Синонимы к слову «Стройный» |
Синонимы к слову «Красивый» |
---|---|
Худой
Подтянутый
Тощий
Симпатичный
Привлекательный
Радующий глаз
Русский яз. 2 кл.
Синонимы и антонимы. Работа со словарями.
Цель: Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Задачи:
— Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
— Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
— Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой
II. Сообщение темы урока..
— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
— Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.
Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные.
— Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
— Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.
— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление»
Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.
III. Путешествие на остров Синонимов.
-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
— ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
РЕБЁНОК ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЛАТЬ ХОРОШО
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.
РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
— Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
«Какие слова называются синонимами?»
устроена выставка слов — луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
— Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ
ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ
— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
— Путешествие продолжается.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
IV. Работа в группах.
Задание для 1 группы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 группы.
Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 3 группы.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 4 группы.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Проверка.
— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
— Какой частью речи они являются?
— Для чего синонимы нужны в речи?
Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы
— Что такое синонимы?
Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
— Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
V. физминутка.
VI. На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима.)
Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? — Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус — плюс, огонь — вода,
Дерзкий — осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Игра «Противоположные слова»
Блиц – опрос . Ученик — называет антоним этого слова.
1 группа: Враг — друг, холод — жара.
— К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение
2 группа: Старый — новый, злой — добрый.
— А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение
3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.
— Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение
4 группа: Далеко — близко, высоко — низко. (наречия.) –дайте определение
— Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)
VIII. Динамическая пауза
IX. В пещере Тайн Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
взаимопроверка
Худой (человек) — ________________, (толстый)
Худой (карман) — _________________, (целый)
Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
Близкий (человек) — _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) — _________________, (низкий)
Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
— Что такое антонимы?
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
— Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
X. Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы — слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)
XI. Пристань «Вопрос — ответ»
Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос — ответ»
— Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?
— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.
Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
XII. Рефлексия
— Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.
— Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!