Упражнение 1.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.
2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!
3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.
Упражнение 2.
Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.
Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.
Упражнение 3.
Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.
1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
2)Сказать, кричать, воскликнуть.
3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
Упражнение 4.
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.
1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был
весь охвачен огнем.
3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Упражнение 5.
Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.
Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).
Упражнение 6.
К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.
Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.
Упражнение 7.
Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.
Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.
Упражнение 8.
Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.
Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.
Упражнение 9.
Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.
Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.
Упражнение 10.
Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.
1) Ученье – свет, а неученье — …
-
Меньше говори, а …
-
Корень учения горек, а плод …
-
Мягко стелет, да …
-
В глаза не хвали, а …
-
Сытый … не разумеет.
-
Ласточка день начинает, а соловей …
-
За маленьким погнался, а …
-
Легко сказать, да….
-
Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 11.
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.
1) Звание … обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив … (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос … дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
Упражнение 12.
Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).
2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).
4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).
5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).
Упражнение 13.
Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.
1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.
Упражнение 14.
Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?
1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.
2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).
5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).
6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).
7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).
Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).
Упражнение 15.
Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.
1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).
2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.
3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).
5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).
6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).
У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).
Упражнение 16.
Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.
1) скосил траву – скосил глаза
2) косяк журавлей – дверной косяк
3) легкая задача – трудная задача
4) алфавит – азбука
5) старая квартира – новая квартира
6) старая квартира – новая квартира
7) суп из лука – стрелять из лука
метель – пурга
9) глухой голос – звонкий голос
10) свободное место – занятое место
Упражнение 17.
В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.
1) нездоровый, больной, хилый
2) умный, сообразительный, головастый
3) трудный, тяжелый, нелегкий
4) горевать, печалиться, плакать
Упражнение 18.
Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.
1) компания – кампания
2) расплачусь – расплачусь
3) мой (полы) – мой (портфель)
4) лук (растение) – лук (орудие)
5) ты мне дорога – дорога длинная
Упражнение 19.
К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.
а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;
б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;
Упражнение 20.
К данным словам подберите антонимы.
Большой
длинный
левый
горячий
скупой
сладкий
мир
друг
радоваться
труд
жар
рабство
опускать
начало
можно
Упражнение 21.
О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.
1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.
2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;
3) Он может быть человеческий и грамматический.
4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.
5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;
6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи
Упражнение 22.
Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.
Определите, что общего между данными словами:
Подушка, характер, требования;
Старик, вопрос, воображение;
Нитка, тетрадь, работа;
Проспект, архитектор, предложение;
Знаток, город, перемена;
Дуб, держава, талант;
Друг, ответ, выигрыш.
Упражнение 23.
Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
— Что вы? – шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.
Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?
Упражнение
24.
Найдите в предложениях омоформы, запишите их.
1) Каков ни есть, а хочет есть.
-
Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок.
3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».
4) Велели Поле полоть в поле.
5) Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит.
6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.
Упражнение 25
Из предложенных слов выпишите:
1) ряды однокоренных слов
2) ряды синонимов
Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.
Упражнение 26.
Подбери к подчеркнутым словам антонимы.
Будничный день
Веселая история
Интересный репертуар
Скрытный характер
Сказать правду
Большой оптимист
Сильно любить
Уехать на юг
Исчезнуть в волнах
В первую очередь
Заканчивать урок
Встретить карлика
Упражнение 27.
Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.
1) Ретивый – усердный, старательный, живой.
2) Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой.
3) Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
4) Лазоревый – тоже что и лазурный (небо, глаза).
5) Сувенир – памятный подарок.
6) Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н-р: янтарное ожерелье.
Упражнение 28.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1) Под корой тихонько рой: вдруг окажется там рой.
2) Я люблю ваш пятый класс, мне работать с вами класс.
3) Пироги хочу я печь, мне поможет в этом печь.
4) Не люблю я горький лук, для игры мне нужен лук.
5) Мой сосед – крутой боксёр, у него есть злой боксёр.
Упражнение 29.
Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?
1).Человек, задача, металл 2).Океан, бой, платье 3).Человек, голос, место 4).Чай, любовь, время 5).Стук, слова, имя 6).Тон, лицо, кожа 7).Трава, мёд, дым 8).Игра, сад, дом 9).Горох, ремонт, тарелка 10).Шум, выставка, взгляды 11).Ящик, человек, надежды 12).Воздух, журнал, рана 13).Время, копия, науки 14).Работа, хлеб, кофе |
1.Агрессивный 2.Благородный 3.Большой 4.Воздушный 5.Глубокий 6.Глухой 7.Горячий 8.Громкий 9.Грубый 10.Густой 11.Детский 12.Интересный 13.Крепкий 14.Ласковый |
15.Лёгкий 16.Мелкий 17.Новый 18.Последний 19.Постоянный 20.Родной 21.Свежий 22.Сильный 23.Сложный 24.Тонкий 25.Точный 26.Тревожный 27.Чёрный |
Например: время, копия, науки — 13); Точный – 25. Запись ответа: 13)-25 |
1 Слова с прямым и переносным значением
2. Омонимы
Со словом мышь составьте два предложения, различные по значению. Мышь1— небольшой грызун Мышь2-устройство координатного ввода информации в компьютер, курсор, предназначенный для позиционирования мышью _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом дрова составьте два предложения, различные по значению. Дрова1-древесина в виде брёвен и поленьев для топки, сжигания Дрова2-то же, что драйверы; набор программ, управляющих аппаратным обеспечением. Скачай в Интернете свежие дрова! ____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом боксёр составьте два предложения, различные по значению. Боксёр1-спортсмен, занимающийся боксом Боксёр2-короткошёрстная порода собак; собака этой породы _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом соль составьте два предложения, различные по значению. Соль1-то же, что поваренная соль; Соль2-один из музыкальных звуков. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом мир составьте два предложения, различные по значению. МИР1 – земной шар, Земля. МИР2 – отсутствие войны, согласие. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом бор составьте два предложения, различные по значению. БОР1 – хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте. БОР2 – зубоврачебный инструмент, стальное сверло. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом зуб составьте два предложения, различные по значению. ЗУБ1 – орган в ротовой полости для откусывания и разжевывания пищи. ЗУБ2 (ЗУБЕЦ) – острый выступ на инструменте, орудии, механизме. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом лавка составьте два предложения, различные по значению. ЛАВКА1 – магазин. Купить в лавке. ЛАВКА2 – скамья. Сидеть на лавке. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Со словом свет составьте два предложения, различные по значению. СВЕТ1 – источник освещения. СВЕТ2 – Земля со всем существующим на ней, мир. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
3. Синонимы
1.Напиши синонимы:
|
2.Напиши синонимы: 1. азбука-________________;
|
3.Напиши синонимы:
|
4.Напиши синонимы:
|
5.Напиши синонимы:
|
6.Напиши синонимы: 1. трасса -____________; 2. ненастный-_________; 3. искусный -_________; 4. неопрятный -_______; 5. соображать -_______; 6. разобраться -_______; 7. прочный -__________; 8. несмелый -_________; 9. занимательный -____; 10. шалить -___________; 11. несложный -_______; 13. лгать -____________; 14. тощий -___________; 15. нездоровый -______; 16. тревожный -_______; 17. громадный -________; 18. товарищ -__________; 19. неприятель -________; 20. спешить -__________ . |
7.Напиши синонимы:
|
8.Напиши синонимы: 1. сообщать -_____________; 2. машина -______________; 3. косой -________________; 4. изнемогать -___________; 5. шторм -_______________; 6. шествовать -___________; 7. пурпурный -___________; 8. неправда -_____________; 9. поддержка -___________; 10. безветрие -____________; 11. мощь -_______________; 12. грусть –_______________; 13. нестись -______________; 14. осилить -______________; 15. известие -_____________; 16. изумить -_____________; 17. фантазировать -_______; 18. идёт -________________; 19. храм -_______________;_ 20. аккуратный -_______ , |
9.Напиши синонимы: 1. видимо-невидимо-__________; 2. аплодировать-_____________; 3. давнишний -______________; 4. хотеть -__________________; 5. лётчик -__________________; 6. огненный -________________; 7. шустрый -________________; 8. сражение -________________; 9. сверкать -_________________; 10.судно -___________________; 11. аромат -_________________; 12. ливень –_________________; 13. армия -__________________; 14. содействовать -___________; 15. кара -___________________; 16. скорбь -_________________; 17. интеллект -______________; 18. медленно -_______________; 19. восторг -________________; 20. продукты -______________ . |
3. Антонимы
1 .юг-______________________;
|
|
3. Напиши антонимы: 1. лето-________________; 2. радость-_____________; 3. детский-_____________; 4. трудолюбие-__________; 5. жёсткий-_____________; 6. вверх-________________; 7. хорошо-______________; 8. мало-________________; 9. слабо-_______________; 10. тихо-________________; 11. справа-______________; 12. быстро-______________; 13. завтра-_______________; 14. сладкий-_____________; 15. полный-______________; 16. сытый-_______________; 17. много-_______________; 18. свет-_________________; 19. строит-______________; 20. нежность-____________ . |
4.Напиши антонимы:
|
5.Напиши антонимы: 1. весёлый-_________________; 2. прилетать-_______________; 3. будущий-________________; 4. сырой-___________________; 5. зима-____________________; 6. чёрный-__________________; 7. робкий-__________________; 8. вечером-_________________; 9. трусливый-_______________; 10. грустный -________________; 11. прощаться-______________; 12. скучный-_________________; 13. говорить-_________________; 14. враг-_____________________; 15. смеётся-__________________; 16. большой-_________________; 17. чёрный-__________________; 18. грустный-________________; 19. стынет-__________________; 20. утро-____________________ , |
6.Напиши антонимы: 1. весёлый-_____________; 2. хороший-____________; 3. старость-_____________; 4. мир-_________________; 5. верх-________________; 6. лето-________________; 7. сила-________________; 8. добро-_______________; 9. отдавать-_____________; 10. скучный -____________; 11. праздник-____________; 12. счастье-______________; 13. тяжёлый-_____________; 14. подъём-______________; 15. поздний-_____________; 16. уменьшить-__________; 17. мириться-____________; 18. ложь-________________; 19. исчезать-____________; 20. узкий-_______________ . |
7.Напиши антонимы: 1. белый-___________________; 2. горе-_____________________; 3. найти-___________________; 4. глупый-__________________; 5. горек-____________________; 6. узкий-____________________; 7. старый-__________________; 8. шершавый-_______________; 9. трудный-_________________; 10. сзади -___________________; 11. далеко-__________________; 12. уходить-__________________; 13. расцветать-_______________; 14. смеяться-_________________; 15. любить-__________________; 16. работать-________________; 17. рано-____________________; 18. большой-________________; 19. близкий-_______________ . 20. весёлый-_______________ |
8.Напиши антонимы: 1. грустно-_________________; 2. близко-__________________; 3. богатство-_______________; 4. грязь-___________________; 5. правда-__________________; 6. тепло-___________________; 7. редко-___________________; 8 чистота__________________; 9. чёрный-__________________; 10. за -______________________; 11. открыть-_________________; 12. холодно-__________________; 13. помогать-_________________; 14. толстый-__________________; 15. прохлада-________________; 16. бежать-__________________; 17. спускается-_______________; 18. маленький-_______________; 19. тёмные-_________________ . 20. новая-_______________ |
9.Напиши антонимы: 1. весёлый-____________ 2. спуск-____________ 3. ранний-_____________ 4. загадка-______________ 5. плохо-_______________ 6. запад-______________ 7. север-_____________ 8. вчера-_____________ 9. сел-__________ 10. низко -____________ 11. часто-__________ 12. светло-_____________ 13. медленно-___________ 14. белый-______________ 15. стужа-____________ 16. здравствуйте-________ 17. мир -____________ 18. раньше-___________ 19. теплее-____________ 20. короткий-______________ |
4. Паронимы
1.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: понятливый – понятный. Понятливый-легко схватывающий смысл, быстро понимающий, усваивающий что-либо Понятный.1. Доступный пониманию, восприятию. 2. Справедливый, обоснованный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
2.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: обидный – обидчивый Обидный.1) Содержащий в себе обиду, оскорбительный. 2) а) Причиняющий обиду. б) перен. разг. Досадный, неприятный. Обидчивый — склонный к обиде, легко и часто обижающийся. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
3.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: зачинатель – зачинщик. Зачинатель – тот, кто зачинает что-нибудь, кладет начало чему-то. Зачинщик – тот, кто подстрекает начать, начинает что-то неблаговидное. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
4.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежественный – невежливый. Невежественный -необразованный, несведущий, мало знающий. Невежливый. 1)Нарушающий правила приличия; неучтивый, невоспитанный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
5.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: оплатить- заплатить Оплатить – отдать плату за что-либо. Примеры употребления: оплатить расходы, оплатить счет, оплатить услуги. Заплатить.1) отдать плату за что-либо, 2) отплатить (ответить). Примеры употребления: заплатить за покупки, за работу, за услуги, за билет, за проезд; заплатить добром за добро _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
6.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: безответный – безответственный. Безответный-1. Не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо. 2. Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий. Безответственный-не несущий или не сознающий ответственности. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
7.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: удачный — удачливый. Удачливый – счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь). Удачный – успешный (удачный день). _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ____________________________ |
8.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: скрытый- скрытный. Скрытный – не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный. Скрытый – тайный, не обнаруживающийся явно. ___________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ____________________________ |
9.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежа-невежда. Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный, несведущий человек. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
10.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: соседний – соседский. Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству. Соседский – относящийся к соседу, принадлежащий ему. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
11.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: сытный – сытый. Сытный.1. Питательный, хорошо насыщающий, калорийный. 2. перен. Доходный, прибыльный (разг.). Сытый.1. Вполне утоливший свой голод _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
12.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: адресат – адресант. Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель). Адресант – лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
13.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: одеть – надеть. Надеть – покрывать одеждой тело (т.е. надеть на самого себя): надеть пальто, шапку; с предлогом «на» надеть на себя и на кого-либо: надеть на спину рюкзак, надеты чехлы на мебель. Одеть – покрыть кого-нибудь одеждой: одеть ребенка _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
14.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: практический -практичный. Практический – относящийся к области практики; нужный для практики; прививающий умение, навыки; относящийся к области реальных потребностей. Практичный – опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
15.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: искусный, искусственный. Искусный – умелый, хорошо знающий своё дело; умело, хорошо выполненный. Искусственный – не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного, неестественный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
16.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: глиняный-глинистый Глиняный – сделанный из глины. Глиняный горшок. Глинистый – содержащий глину. Глинистая почва. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
17.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: жесткий – жестокий, Жестокий.1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый, 2) слишком сильный Жёсткий.1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный, 2) суровый, резкий, 3) не допускающий отклонений _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
18.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: праздный – праздничный. Праздничный.1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный.1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
5
класс
Самостоятельная работа по
русскому языку
«Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы»
1.
Закончите предложение. Слова, разные по звучанию, но
одинаковые по лексическому значению, называются _______________________________________.
2. Закончите
предложение. Слова, противоположные по лексическому значению, называются _______________________________________.
3. Заполнить таблицу, подобрав к данным словам по одному
синониму и одному антониму.
Антоним |
Синоним |
Слово |
грубый |
||
тёмный |
||
громко |
||
мудрость |
||
храбрость |
||
потерять |
||
одобрять |
4. Составьте с данными синонимами словосочетания (!).
1. Прекрасный – красивый. 2.
Большой – огромный. 3. Низкий
– невысокий. 4. Мокрый – влажный. 5. Слабый – хилый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Составьте с данными антонимами словосочетания (!).
1. Маленький – большой. 2. Черный – белый. 3.
Сильный – слабый. 4. Гладкий – шершавый. 5. Много – мало.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6.
Закончите предложение. Слова, сходные по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению, называются
______________________________.
7.
Закончите предложение. Однокоренные слова, близкие
по звучанию и значению, называются _______________________________________.
8. О чём (о ком) идёт речь в предложениях? Ответ запишите в
строке ниже.
1.Она пуще неволи. Если на «неё» ехать, то не надо собак
кормить.
___________________________________________________________.
2. Он может быть человеческий и грамматический.
___________________________________________________________.
3. Его встречаем мы в грамматике. На нём говорят в определённых
районах.
___________________________________________________________.
4.Они помогают улучшить зрение. Они служат для определения
победителя.
___________________________________________________________.
9. Выпишите
из текста паронимы (пример: Надел шапку. Одел
ребёнка. Выписываем «Надел – одел»).
Зубастая щука в зубном кабинете
Сыграла эффектно на старом кларнете.
А врач эффективно ей зубы лечил.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же
друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Подберите паронимы к словам (пример: жестокий — жесткий).
Драматический — ___________________.
Дружеский — ___________________.
Злой — ___________________.
Существо — ___________________.
Заглавный — ___________________.
Гнездовье — ___________________.
Подпись — ___________________.
Единственный — ___________________.
11.
Докажите, что данные слова являются омонимами. Для этого составьте
словосочетания и предложения с данными словами.
Свет, ручка, коса, клетка, лавка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ОЦЕНКА___________
Карточки по русскому языку на тему
«Лексика. Омонимы.Синонимы.Антонимы»
5 класс
№ 1.
Задание: найдите в предложениях разновидности омонимов.
1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы
с ели, когда семечки съели. 2)Злато! Злато! Сколько через
тебя зла—то! 3)Приятно поласкать дитя или собаку, но
всего необходимее полоскать рот.4) Зависело б от мыла,
веснушки б я отмыла.
№ 2.
Задание: подберите синонимы к словам и составьте с ними
словосочетания или предложения.
Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть,
блестеть.
№ 3.
Задание: расположите синонимы в порядке усиления
действия/признака.
1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
2)Сказать, воскликнуть, кричать.
3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
№ 4.
Задание: исправьте предложения; используя синонимы,
устраните повторение однокоренных слов.
1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был
весь охвачен огнем.
3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
№ 5
Задание: придумайте два предложения, сцепленных между
собой синонимами.
Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).
Когда и как слова находят общий язык и
когда они спорят.
(4 урока изучения синонимов и антонимов в 5
классе.)
I урок.
Тип урока: урок сообщения новых
знаний.
1. Мобилизирующее начало урока.
Урок начинается с чтения учителем
стихотворения Б.Бобылевой.
Гиппопотама бегемот
однажды — Вы кто? – спросил. — Я бегемот, — Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот: |
— Кто ж я тогда такой?!
— А вы, — ему Гиппопотам простой. Гиппопотаму бегемот Сказал: «Вы просто лжец!» С гиппопотамом бегемот |
рассорился вконец.
Они уже который год И здесь шумят и там – Все не решат: Кто бегемот, А кто гиппопотам. |
— Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух
персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?
II. Объяснение новой темы.
1. Слово учителя.
Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в
русском языке, которые очень дружны между собой,
а называют их синонимы.
«Синоним» – слово очень древнее, оно
пришло в русский язык из греческого и в переводе
обозначает «соименный», то есть синонимы
– это слова одинаковые или близкие по
лексическому значению, но различные по звучанию.
Синонимы нам необходимы, так как делают нашу
речь более яркой, образной и выразительной,
помогают избегать повторов, поэтому очень важно
познакомиться с ними поближе.
2. Работа с лингвистическим текстом.
1) Откроем учебник и посмотрим, что еще
интересного мы узнаем о словах-друзьях.
Работа в группах. Предлагаю вам следующую
работу: на доске записан тезисный план этого
параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на
части соответственно пунктам плана.
На доске. План § 60. (Учебный комплекс под
редакцией Бабайцевой В.В.)
- Синонимы – это…
- Синонимы не всегда могут свободно заменять друг
друга. - Синонимы образуются из слов одной части речи.
- Синонимы делают нашу речь более точной и
образной. - Некоторые слова могут быть синонимами только
внутри одного текста.
2) – Что у нас получилось? Прочитаем.
(Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к
нему, после прочтения каждой части весь класс
старается привести свои примеры, которые
записываются в тетради, получается «план из
примеров».)
- Луна, месяц; бегемот, гиппопотам.
- Лошадь, конь.
- Прилагательные: красный, алый, пурпурный;
глаголы: идти, шагать. - Ошибка, ляпсус…
А этот пункт плана пока оставим без примеров и
обратимся к нему позже.
3) Какой пункт плана параграфа
учебника раскрывает и дополняет этот материал?
Главное достоинство синонимов – способность
обозначать небольшие различия, а это значит, что
синонимы позволяют более точно, более ярко
выразить мысль. Если каждого человека, который не
поддается чувству страха и умеет преодолевать
его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет
приблизительным. Человека активно смелого, не
боящегося опасности, идущего навстречу ей,
следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет
присутствия духа перед лицом большой опасности, —
МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого
ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА,
звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий
по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ
– тот, с кем сложились хорошие, но не очень
близкие отношения.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь
точной и выразительной. Одни передают тонкие
оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды
синонимов позволяют нам говорить возвышенно или
грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ),
доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ –
СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально
(ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить
в любом случае, а слово ПАЦАН – только в
непринужденном, фамильярном разговоре.
4) — Докажите, что этот текст раскрывает
именно 4 пункт плана.
— Выпишем в тетради синонимы, которые
использованы в тексте:
1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.
3. Друг, приятель.
— Может быть, кто-то знает еще один синоним к
этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей
строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.
— Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.
III. Закрепление новых знаний.
5)Попробуйте найти синонимы в
следующем отрывке. Работа с доской.
Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может,
пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле,
а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А
хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи,
мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но,
конечно, не к зною).
Учащиеся выписывают синонимические ряды.
6) – Как мы поняли, слова могут дружить,
сближаться по смыслу, но в начале урока мы
упоминали о том, что они могут и спорить,
ссориться или, другими словами,
противопоставляться друг другу по смыслу.
1. Слово учителя.
Посмотрите, какие слова из нашего отрывка
никогда не помирятся, слова, которые всегда будут
противопоставлены друг другу? Работа с доской.
зима – лето
холод – жара
стужа – зной
2. Работа с лингвистическим текстом.
7) – Откройте учебник, найдите и
прочитайте, как называются слова,
противоположные по лексическому значению.
— Антоним, слово греческое, как и синоним, и в
переводе обозначает «противоположное имя».
— Как вы думаете, для чего нужно использовать
антонимы в своей речи?
— Посмотрите, что об этом говорится в тексте
параграфа.
— Приведите примеры использования антонимов,
смотрите в учебнике.
V. Закрепление новых знаний.
– А сейчас попробуйте найти
антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной, Бывает он добрый,
Бывает он злой. |
В открытые окна
Нежданно влетит, То что-то прошепчет,
То вдруг загудит, |
Притихнет, умчится,
Примчится опять, То вздумает по морю
Волны гонять… (Ветер). |
— Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).
— Посмотрите внимательно на пары антонимов и
скажите, чем последняя пара отличается от
предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а
в первых двух – разнокорневые).
— Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся
– при-мчит-ся).
— Найдите, что по этому поводу говорится в
тексте учебника?
9) – Мы много узнали о синонимах и
антонимах. А сейчас посмотрим, как они
используются в сказках. Я буду читать вам
маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать
антонимы в два столбика: однокорневые и
разнокорневые.
- – Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?
Волей или неволей? - Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше
жить – кривдой или правдой? - Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли –
скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается… - Не мириться я пришел, — говорит Фролка, —
драться! - Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич
подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
кушачок и спрятал за пазуху. - Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе
два чана воды – одна вода сильная, а другая
малосильная; переставь их с места на место и
напейся сильной воды.
— Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках
использованы антонимы?
10) – А в следующих отрывках найдите синонимы,
выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они
играют в этих отрывках?
- Сел Иван-царевич на коня и вслед за
Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали
биться, рубиться, изводить силу змеиную. - Едут они степями, едут лугами. А день такой
жаркий, такой знойный.
— Синонимами могут быть не только слова, но и
сочетания слов. Найдите такие синонимы.
- а) — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь
пригожусь тебе.
б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я
тебе пригожусь. - а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему
человеческим голосом.
б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в
селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему
по-человечески. - а) Только подумал, а медведь тут как тут…
б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…
VI. Итог урока. С какими лексическими
явлениями мы сегодня познакомились?
Урок 2.
Тип урока: урок закрепления.
I. Организационный момент.
II. Мобилизующее начало урока.
1) Разделите страницу на три колонки. Я
буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1
колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а
если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов,
то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и
синонимы подчеркивайте.
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
Жди горя от моря, а беды от воды. Где умному горе, там глупому веселье.
Добрый плачет от радости, а злой – |
Знать не знаю, ведать не ведаю.
Солнце
Лодырь и бездельник – им праздник и в
Ученье – свет, а неученье – тьма. |
III. Повторение теоретического материала.
— Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке?
— На каком лексическом явлении она построена?
— Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите
синонимы.
— Какие слова называются синонимами?
— Как вы думаете, с какой елью они используются в
пословицах?
— Какие пословицы у вас оказались во 2-ой
колонке?
— Какие слова называются антонимами?
— Есть ли в выписанных пословицах однокоренные
антонимы?
— Что достигается благодаря использованию
антонимов в пословицах?
2) Еще немного потренируемся в
нахождении синонимов и антонимов и в определении
их роли.
В данном тексте найдите синонимы, выпишите их.
И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как
за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на
ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали,
ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали,
лопали, жрали … Н. Носов
— Почему их так много в отрывке? Для чего их
использует автор? (Автор передает чувство голода
у мальчика через синонимический ряд слов, каждое
из которых передает оттенок процесса насыщения: есть
– просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать
– жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать
– торопиться принимать пищу; рубать — есть
поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать
употребляются с целью подчеркнуть поспешность в
еде, неприятное впечатление от процесса
насыщения. Подкрепляться – принимать пищу
для подкрепления своих сил; заправляться –
такое же значение, но с шутливым оттенком.)
3)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь
И днем и ночью кот ученый |
Все ходит по цепи кругом;
Идет
Налево – сказку говорит. |
— Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор
строк?
— Подумайте, какое лексическое явление
используется в тексте?
— Найдите антонимы.
— Попробуйте определить их значение и роль (И
днем и ночью, то есть на протяжении суток
(временное значение)), можно было бы сказать так:
все время ходит кот ученый, но в таком случае
трудно представить ученого кота в светлое время
дня и темной ночью. Направо и налево
(пространственное значение) – кот совершает
движение по кругу сначала в одну сторону, а затем
в другую. Антонимы используются в качестве
выразительного средства.
V. Работа с лингвистическим текстом.
4) О чем же говорят герои этого диалога?
Вслух читает учитель; это может быть сценка,
представленная двумя учениками.
Встретились Копченый с Моченым, разговорились.
— Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым
не поделили?
— Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый
считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между
прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока
речь шла о хлебе.
— Теплый в любом хлебном деле на стороне
Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его
многолетний опыт.
— Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об
атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился
на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает
теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, —
сказал Теплый, — пока дело идет о насущном хлебе.
Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит:
тут я его антоним».
— Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то
антоним.
— Но самое интересное: когда речь зашла об
атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь
кто? Черствый!
— Он же был против него?
— Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об
атмосфере, об отношении к товарищам … В этом
отношении, между нами говоря, Черствый – синоним
Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним
Прохладного …
— А Прохладный – синоним Свежего? Ну и
обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь,
кто тебе синоним, кто антоним …
Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на
Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам:
один по моченым делам, другой – по копченым.
— Давайте подумаем, если речь идет о «хлебном
деле», кто войдет в «группу поддержки»
Свежего?
— А в группу его антагониста Черствого?
— Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое
лексическое значение или имеют отличия?
— Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их
в синонимическом ряду по мере нарастания
признака. Вчерашний, старый, залежавшийся,
сухой, черствый, затхлый.
— А если речь идет об «атмосфере в
коллективе»? Кто будет синонимом свежего? Прохладный,
холодный, натянутый, черствый.
— А кто же будет ему антонимом? Теплый,
дружеский, отзывчивый, неравнодушный.
— Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли.
Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются
отношения между словами?
Синонимы Свежего: прохладный, холодный,
освежающий.
Антонимы Свежему: теплый, душный,
застоявшийся.
— Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от
значения многозначного слова (например, свежий)
его синонимы и антонимы могут быть разными и даже
меняться местами.
На прошлом уроке мы оставили без внимания, без
примеров последний пункт плана о текстовых
синонимах, а сейчас мы можем привести такие
примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы
можем сказать .., а о плохих отношениях в
коллективе …
VI. Лингвистический эксперимент (устно).
5) Посмотрите, какое многообразие
синонимов и антонимов, и очень важно уметь
правильно выбрать слово, нужно осмысленно
подходить к выбору слов.
Работа в парах.(Текст на партах. Словари
синонимов, толковые словари).
Давайте проведем лингвистический эксперимент.
Перед вами текст.
Узкими горными тропами … пробиралась вдоль
южного берега Крыма маленькая бродячая труппа.
Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго …
За собакой шел двенадцатилетний мальчик
Сергей, который держал под левым локтем
свернутый ковер для акробатических выступлений
…
Наконец, сзади ( …) старший член труппы –
дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на
скрюченной спине … (А.Куприн).
— Вместо скобок нужно вставить подходящий по
смыслу, передающий движения именно Мартына
Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд
глаголов брести – ползти – тянуться –
тащиться – плестись.
По словарям определите лексическое значение
каждого глагола и выберите самый подходящий
(ползти – идти, передвигаться очень
медленно, тянуться – двигаться один за
другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись
– идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои
варианты, объясняют выбор).
Вывод: плестись – передвигаться с трудом
по какой-то причине: из-за болезни, усталости …
Это слово наиболее точно и полно передает
состояние дедушки Мартына, а писатель использует
его, чтобы сказать о трудной участи своего героя,
жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая
таким образом себе на жизнь
6) И в завершении выполним еще одно
упражнение. В тексте вставьте антонимы и
попробуйте объяснить их роль (задание
выполняется учащимися самостоятельно, цель
объясняется устно).
Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …
(А.П.Чехов)
Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще
бывает добр, чем …, умен, чем(Л.Н.Толстой)
VII. Итог. Что нового об отношениях
синонимов и антонимов мы узнали на уроке?
Урок 3.
Тип урока: урок закрепления.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (устно,
задание на доске)
1) Нерадивый ученик выполнил задание и
наделал ошибок, поможем ему все исправить.
1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва,
новостройки, город, старая Москва.
2. Исправьте ошибки и недочеты:
свежий хлеб – старый хлеб;
свежий
свежий ветер – теплый ветер; |
легкий труд – трудный труд;
легкий
легкий ветер – сильный ветер. |
III. Выполнение тренировочных упражнений
2) Я предлагаю Вам выполнить два
задания для того, чтобы потренироваться в
правильном и точном подборе слов.
— Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем
напутал. Художественная миниатюра называется «Февраль»,
но речь в ней идет непонятно о чем.
Давайте заменим выделенные слова антонимами и
попытаемся восстановить текст, но нужно найти то
слово, которое было у автора Федора Абрамова.
В конце февраля осень сделала свой последний
налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять
повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим
кедром (начало, весна, первый, зазеленели,
радостно, оттаявший).
3) Ну а в этом тексте нужно из
синонимического ряда выбрать единственно
правильное слово и восстановить еще одну
художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу
записи подбираем синоним, обращаемся к словарю).
Почему автор выбрал «бронзовый»,
«лимонный»?
(Брусничный, густо-розовый, красноватый)
соком стала наливаться листва черемухи. Желтые
зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки
осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая
листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными
березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый,
янтарный) кустарники. Поле капустное.
Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо
расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов)
— Одной чертой подчеркните слова из
синонимического ряда к слову «желтый», двумя
чертами – к слову «красный».
— С какой целью автор использует синонимы?
— Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь)
IV. Лексический разбор
4) Попробуем сделать лексический
разбор некоторых слов этого текста.
Бронзовая.
В словаре указано существительное бронза,
это слово многозначное: бронза 1. сплав меди с
оловом, а также с некоторыми другими металлами; 2.
собират. Художественные изделия из такого
сплава. Бронзовая статуя. 3. Золотисто-коричневый,
цвета бронзы. Бронзовый загар.
В данном тексте слово бронзовый
употреблено в переносном значении. В этом случае
к нему можно подобрать синонимы: коричневый,
коричневатый, желто-коричневый.
В зарисовке Ф.Абрамова это слово наиболее точно
передает цвет листвы дуба, так как листва не
просто коричневая, а от солнечных лучей и под
влиянием шелеста, она кажется
золотисто-коричневой, то есть бронзовой.
— Прочитаем пункты плана.
Работа в группах по 4 человека, работа со
словарем
5) А сейчас попробуйте сами
проанализировать слова: брусничный,
наливаться, зонтики, прошитые, лимонные (Группы
читают свой лексический разбор).
— Как вы думаете, с какой целью в тексте
использовано так много слов, употребленных в
переносном значении?
6) Вставьте антонимы в пословицы.
(Пословицы записаны на доске)
Тяжело в ученье — … в бою.
Сытый … не |
Старый друг лучше … двух.
Не бойся |
Спишите, вставляя антонимы самостоятельно.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание Дома еще раз
прочитайте зарисовки о феврале и сентябре и
попробуйте сами написать небольшое сочинение
(полстраницы) о марте, мартовском дне.
Используйте в своем описании синонимы и
антонимы.
Урок 4.
Тип урока: урок закрепления.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания с
обучающим компонентом (редактирование текста)
1) Редактирование одного, двух
сочинений, написанных дома. (Эту работу
необходимо провести подробно, показать образец
работы над каждым словом)
III. Тренировочные упражнения.
2) А сейчас напишем свободный диктант.
Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом
кончился ливень. Опять стало светло, и на небе
ослепительно засверкало солнце. Дышать было
легко и радостно. И все кругом: трава, кусты, сено
в скирде – все сияло неисчислимыми звездочками
дождевых капель. (В.В.Бианки)
б) – Как бы вы озаглавили текст? (После
дождя).
— Каким словом можно заменить слово «ливень«?
Как вы думаете, почему автор выбрал именно ливень,
а не дождь?
— Каким синонимом можно заменить слово светло?
— А слово засверкало?
— Почему, на ваш взгляд, у Бианки засверкало,
а не засияло или заблестело?
— Определите лексическое значение слова «скирда«?
— Для орфографического анализа (пронесло,
ослепительно, засверкало, радостно, неисчислимым,
сердце)
в) Второе чтение текста.
г) Самостоятельная работа учащихся.
IV. Мини-сочинение. Учитель читает
стихотворение С.Есенина «Береза».
— Какой вы представили себе есенинскую березу?
Попробуйте описать ее или березу, которая стоит у
нас за окном. Напишите полстраницы.
В качестве зачина возьмите строчку из
стихотворения С.Есенина:
Белая береза под моим окном.
б) Работа учащихся.
в) После написания читают 2-3 работы.
Редактируют их.
V. Итог и домашнее задание
4) На последних четырех уроках мы много
узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам
дома немного пофантазировать и написать
забавную историю, сказку или стихотворение на
одну из тем: «Грустная история о
словах-врагах»; «Сказка о том, как правда
превратилась в неправду»;
«История о том, как два слова постоянно между
собой ссорились».
А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов,
оформите свою сказку или стихотворение.