_________ _______________________________________
Синонимы
1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.
путь |
страх |
работа |
дело |
метель |
дорога |
грусть |
вьюга |
тревога |
нищета |
бедность |
тоска |
родник |
лошадь |
тропинка |
несчастье |
друг |
противник |
враг |
приятель |
горе |
дорожка |
конь |
ключ |
2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.
- Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
- Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
- великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
- храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
Антонимы
1) Подберите антонимы к данным словам.
Тьма — _______ , вверх — _________, холодный — ___________, помогать__________.
2) Продолжите начатые предложения антонимами.
В поле холодно, а в доме _____________.
Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .
3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.
лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз — ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________
4) Найди в словаре антонимы к словам .
Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.
Омонимы
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,
запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! ____________ , ____________
2) Шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________
Какую соль не кладут в суп? _________________
Какой кистью не красят стену? ______________________
Проверочная
работа № 2 на тему: «Синонимы и антонимы»
Вариант
1
1. Слова,
которые пишутся и слышатся по-разному, но имеют одно и тоже лексическое
значение называются:
А) синонимы;
Б) антонимы;
В) омонимы.
2. Прочитай
текст. Подчеркни в нём слова синонимы.
Мы с приятелем
вдвоём
Дружно, весело
живём.
Я иду… и он
шагает,
Я смеюсь, хохочет
он.
Если грустно мне
бывает,
Он печалится со
мной.
3. Напишите
антонимы к словам:
Далеко — _____________________,
большой — _______________________,
высокий —
___________________, холод — __________________________.
4. Какое
слово имеет несколько значений?
А) дерево;
Б) язык;
В) платье.
5. Напишите
синонимы к словам:
Доктор — ______________________,
худой — ________________________,
весёлый — _____________________,
каникулы — _____________________.
Проверочная
работа № 2 на тему: «Синонимы и антонимы»
Вариант
2
1. Слова,
которые пишутся и слышатся по-разному и имеют противоположные значения
называются:
А) синонимы;
Б) антонимы;
В) омонимы.
2. Прочитай
текст. Подчеркни в нём слова синонимы.
Мы с приятелем
вдвоём
Дружно, весело
живём.
Я иду… и он
шагает,
Я смеюсь, хохочет
он.
Если грустно мне
бывает,
Он печалится со
мной.
3. Напишите
антонимы к словам:
Бежать — _____________________,
день — _______________________,
хороший —
___________________, длинный — _____________________.
4. Какое
слово имеет несколько значений?
А) земля;
Б) лук;
В) потолок.
5. Напишите
синонимы к словам:
Говорить — ______________________,
идти — ________________________,
товарищ — _____________________,
каникулы — _____________________.
Самостоятельная работа Вариант 1 ___________________________________
1. Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. ребята — дети вверх — вниз бежать — мчаться грустить — печалиться чёрный — белый |
3. Подчеркни слова-синонимы. добрый — злой красный — алый дорога — путь чистить — пачкать вьюга — метель |
4. Подбери синонимы к слову:
смелый ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
Горячий — ____________________ новый — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.
Самостоятельная работа Вариант 2 ___________________________________
1.Напиши, какое слово пропущено:
Слова, близкие по значению, называют _________________________________.
Слова, противоположные по значению, называют _____________________________.
2. Подчеркни слова-антонимы. жара — стужа трусливый — смелый дети — ребята начало – конец работа – труд |
3. Подчеркни слова-синонимы. Аккуратный – чистый Алфавит – азбука Мокрый – сухой Чистый – грязный Друг — товарищ |
4. Подбери синонимы к слову:
рисунок ___________________________________________________
Подбери антонимы к словам:
простой— ____________________ свет — ________________________
__________________________________________________________________________
5 * Прочитай текст. Исправь, заменяя необходимые слова антонимами. Подчеркни слова-антонимы.
Пришла холодная весна. Потекла вода. Дети положили дощечки и сломали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело молчали.
_________________________________
Тест Синонимы и Антонимы
1.Допиши, какое слово пропущено.
Слова, близкие по значению, называют
___________________
2. Допиши, какое слово пропущено.
Слова, противоположные по значению, называют ________________
3. Укажи слова-антонимы:
а) Ребята – дети
б) Вверх-вниз
в) Бежать-мчаться
г) Грустить- печалиться
д) Черный белый
е) Вьюга-метель
4.Укажи слова-синонимы:
а) Добрый –злой
б) Красный-алый
в) Дорога –путь
г) Жара – стужа
д) Трусливый – смелый
е) Чистить – пачкать
5.Укажи синонимы к слову
до свидания.
а) До встречи
б) Спокойной ночи
в) Милости просим
г) Прощайте
д) Всего хорошего
е) Пока
_____________________________
Тест Синонимы и Антонимы
1.Допиши, какое слово пропущено.
Слова, близкие по значению, называют
___________________
2. Допиши, какое слово пропущено.
Слова, противоположные по значению, называют ________________
3. Укажи слова-антонимы:
а) Ребята – дети
б) Вверх-вниз
в) Бежать-мчаться
г) Грустить- печалиться
д) Черный белый
е) Вьюга-метель
4.Укажи слова-синонимы:
а) Добрый –злой
б) Красный-алый
в) Дорога –путь
г) Жара – стужа
д) Трусливый – смелый
е) Чистить – пачкать
5.Укажи синонимы к слову
до свидания.
а) До встречи
б) Спокойной ночи
в) Милости просим
г) Прощайте
д) Всего хорошего
е) Пока
_________________________________
Тест Синонимы и Антонимы
1.Допиши, какое слово пропущено.
Слова, близкие по значению, называют
___________________
2. Допиши, какое слово пропущено.
Слова, противоположные по значению, называют ________________
3. Укажи слова-антонимы:
а) Ребята – дети
б) Вверх-вниз
в) Бежать-мчаться
г) Грустить- печалиться
д) Черный белый
е) Вьюга-метель
4.Укажи слова-синонимы:
а) Добрый –злой
б) Красный-алый
в) Дорога –путь
г) Жара – стужа
д) Трусливый – смелый
е) Чистить – пачкать
5.Укажи синонимы к слову
до свидания.
а) До встречи
б) Спокойной ночи
в) Милости просим
г) Прощайте
д) Всего хорошего
е) Пока
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.
Фамилия, имя
___________________________________
Проверь себя по теме «Лексическое
значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы».
3 класс
1 вариант
1. Продолжи правило.
________________ – это слова близкие по
значению.
________________ – это слова
противоположные по значению.
2. Отметьте
группу синонимов.
а) мороз, холод, жара
б) грустный, печальный, скучный
в) говорить, произносить, думать
г) смех, смешной, смешить
3. Отметьте
группу антонимов.
а) рассвет – закат
б) тепло – жарко
в) кино – артист
г) вода – водичка
4. Подберите
слова-синонимы.
Тихая езда — _______________________ езда
Тихая речь — ______________________ речь
5. Вставьте в
предложения слова-антонимы.
________________ кормит, а
____________________ портит.
Ученье — ______________, а неученье —
_________________ .
Слова для справок: труд, свет, лень, тьма.
Фамилия, имя
___________________________________
Проверь себя по теме «Лексическое
значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы».
3 класс
2 вариант
1. Продолжи правило.
________________ – это слова близкие по
значению.
________________ – это слова
противоположные по значению.
2. Отметьте
группу синонимов.
а) утро, день, ночь
б) смелый, храбрый, отважный
в) сочинять, писать, слушать
г) звон, звонкий, звонить
3. Отметьте
группу антонимов.
а) газета — журналист
б) мороз – холод
в) далеко – близко
г) трава – травинка
4. Подберите
слова-синонимы.
Верный друг — ______________________ друг
Верный ответ — ______________________ ответ
5. Вставьте в предложения слова-антонимы.
Делу ___________________, а потехе
_________________ .
Лучше горькая ______________, чем красивая
_____________ .
Слова для справок: время, правда, ложь, час
6. В каком значении употреблено слово МЕЛКИЙ в предложении.
Речка около деревни была очень мелкой.
а) состоит из маленьких частиц
б) небольшая глубина
в) небольшая по величине
7. Прочитай.
Найди и подчеркни слова-омонимы.
Маленький рысёнок
Изо всех силёнок
Поспевает рысью
Вслед за мамой рысью.
*Выпиши эти слова, объясни их значение.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
8. Соедините фразеологические обороты с их значениями:
В час по чайной ложке
Далеко
Сломя
голову Медленно
За тридевять
земель Быстро
9*. Найдите фразеологизмы-синонимы. Соедини их линией.
В двух Водить за Работать |
Обвести вокруг пальца Рукой подать Сидеть |
6. В каком значении употреблено слово КИСТЬ в предложении.
Новая скатерть была украшена яркими кистями.
а) часть руки
б) украшение из пучка ниток
в) пучок ровных щетинок для нанесения красок
7. Прочитай.
Найди и подчеркни слова-омонимы.
Отрываясь от Земли
На большой ракете,
Взяли горсточку земли
На память о
планете.
*Выпиши эти слова, объясни их значение.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
8. Соедините фразеологические обороты с их значениями:
Знать на зубок Дремать
Прикусить язык
Выучить
Клевать носом Молчать
9*. Найдите фразеологизмы-синонимы. Соедини их линией.
За С гулькин Ворон |
Кот Летать в облаках На краю |
Фамилия, имя______________________________________
Проверочная работа по теме «Слово» 2 класс
1. Подчеркни многозначные слова.
Ручка, радуга, шуба, январь, лес, кисть, дерево, коса, стол, плитка, ель.
2. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.
На морозе щёки горят.
Плачут на крышах сосульки.
Улыбнулись сонные берёзки.
3. Подчеркни в предложениях синонимы.
Где дорога, там и путь.
Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.
4.Подчеркни в предложениях антонимы.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Умей взять, умей и отдать.
Труд кормит, а лень портит.
5. Подбери к каждому слову синонимы.
Храбрый-
Доктор —
Товарищ –
6. Подбери к каждому слову антонимы.
Чёрный-
Добрый —
Говорить –
7. Подчеркни в каждой строке «лишнее» слово.
А) море, морс, морской, моряк;
Б) водитель, вода, водный, водичка;
В) гора, горка, горе, гористый
8.Подбери и запиши однокоренные слова к слову гриб.
9.Обозначь в словах ударение:
Магазин, договор, сантиметр, творог, звонит, торты, банты, инструмент.
10.Раздели слова вертикальной чертой на слоги.
Осень, морковь, урожай, капуста, ива, огурец, сойка, ворона, заяц.
11.Раздели слова горизонтальной чертой для переноса.
Зима, мороз, метель, улица, Россия, город, мальчик.
_________________________________________________________
Имя_____________________ Дата_______________
Проверочная работа по теме:«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова».
1. Допиши слова, значения которых приведены ниже:
а) Перерыв между уроками — ____________________________________________
б) Предмет мебели для хранения вещей – _________________________________
2. Укажи словосочетание, которое употребляется в переносном значении, является фразеологизмом:
а) колючий еж б) колючий взгляд в) колючая проволока
3.Объясните смысл фразеологизмов:
Ловить мух — ______________________________________________________
За тридевять земель — _______________________________________________
Бросать слова на ветер — ____________________________________________
Волосы встали дыбом — _____________________________________________
4. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, близкие по значению – это:
а) омонимы б) синонимы в) антонимы
5. Отметь, какие группы слов являются синонимами:
а) бежать, мчаться, нестись б) бежать, бегун, беглец
в)быстрый, скорый, стремительный
6. Соедини синонимы:
смелый беда
горе исчезнуть
радость отважный
скрыться счастье
7. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, противоположные по значению – это:
а) омонимы б) антонимы в) синонимы
8. Найди правильную пару антонимов:
а) жара — зной б) белый – розовый в) вперёд – назад
9.Соедини линиями антонимы:
Грязный жёсткий лёгкий редкий
чистый
Больной нашёл низкий высокий
Тяжёлый частый мягкий
Здоровый потерял
10.Подчеркни многозначные слова:
Книга, ключ, язык, фломастер, молния, тетрадь
11* Творческая работа.
Замени повторяющиеся слова синонимами. Запиши предложение.
На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.
Слова для справок: огромные, милые, мощные, нежные.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12*Что такое омонимы? Приведи примеры: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать оригинальный файл
41 Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
ФИ _________________________________________________________
Повторяем тему: « Синонимы. Антонимы. Омонимы.»
1. Допишите предложение:
· Синонимы – это слова, __________________________ по значению, но ______________________ по написанию.
2. Подчеркни синонимы в тексте:
Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле.
3. Определите лишнее слово, подчеркните:
· Алфавит, азбука, чистописание.
· Маленький, крошечный, небольшой, миниатюрный, незаметный
4. Допишите предложение:
· Антонимы – это слова, которые ____________________________по смыслу.
5. Впиши антонимы в текст пословиц:
1) Тяжело в ученье — ………………………… в бою.
2) Сытый ………………………… не товарищ.
3) Старый друг лучше ………………………двух.
6. Соедини пары антонимов:
Труженик нарочно солнечно
Нечаянно пасмурно лежебока
7. Допишите предложение:
· Омонимы – это слова, которые имеют __________________________ звучание, но ___________________________________ значение.
8. Подчеркните омонимы.
Месяц.
Отражённый в каплях рос,
Кто на тёмном небе рос?
Ясный лунный месяц.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Первый зимний месяц.
С целью комплексного повторения пройденного, обобщения знаний учащихся по предмету последние пять работ данного раздела посвящены теме «Повторение».