Урока
русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
(УМК
«Школа России)
Тип:
повторение изученного материала
Цель:
актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Планируемые
результаты
Предметные:
— определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
— различать
синонимы, антонимы, омонимы
— подбирать к
словам синонимы, антонимы, омонимы
Метапредметные:
— понимать и
сохранять в памяти учебную задачу урока
— высказывать и
обосновывать свое мнение
— осуществлять
продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
— сличать способ
действия и его результат с эталоном
Личностные:
— уважительно
относиться к русскому слову
Межпредметные
связи:
чтение(обогащение словарного запаса)
Ресурсы
урока:
учебникКанакина «Русский язык», ч. 1; презентация, словарь синонимов,
антонимов.
I.
Организационный
момент
II.
Проверка
домашнего задания
-С домашним заданием возникли у
кого-нибудь трудности? Объясните мне лексическое значение слов: капель,
проталина, метель.
III.
Чистописание.
Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Лексическое царство, где живут все слова русского языка.
А
прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку.
Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…
И место, куда мы отправляемся в
путешествие… Лексическое царство.
На
одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд)
Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором
– слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.
Понятно
ли вам, о каких словах идёт речь?
Конечно,
непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:
VI.
Самоопределение к деятельности
-Попробуйте сами угадать о каких словах
идёт речь?
— Послушайтеотрывок из стихотворения И.
Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
— Кто вспомнит, как в русском языке
называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
— Отгадайте загадку
и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел.Враг –
друг)
— Как называются слова, противоположные по
значению? (Антонимы)
— Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок.
(Ключ)(слайд 4)
— Какую особенность слова ключ раскрывает
загадка? (Оно имеет два значения). Какие?
— Есть ли между этими значениями что–то
общее? (Нет)
— Как называются слова, которые
произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
-Давайте посмотрим, правильно ли мы
назвали слова?
— Определите сами тему урока ()и задачи
урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать
их в речи)
Именно с синонимами, антонимами и
омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы
(слайд)
Ø
вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;
Ø
выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;
Ø
познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся
распознавать омонимы в толковом словаре.
Мотивация: ребята,
а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в
течении урока мы ответим на этот вопрос)
IV.
Работа по теме урока
Итак, идём в гости
к словам-друзьям.
А познакомиться
нам поможет следующее задание.
Задание Прочитайте текст. Старый — — — Подумайте, что нужно предпринять, |
||||||||||
Чтобы избежать повторения в речи одних и Синонимы – слова Например: вьюга, |
||||||||||
Вернёмся — (показать — Давний, Откорректируйте Проверь Старый человек |
||||||||||
Задание “Найди друга” Ребята,
Проверь себя алфавит – азбука огонь – пламя опрятный – аккуратный багаж – вещи прыгать – скакать бросать – кидать сила – мощь лес – бор оглавление – содержание |
||||||||||
Ну вот, все друзья нашли свою пару — Как вы думаете, как такие слова Антонимы – слова Например: зима – |
||||||||||
Задание Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы. ЯБЛОКО У прохожих на виду В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – |
||||||||||
Работа При Сказать Далее Сказать Промолчать Также |
||||||||||
Задание Подберите Проверь Грязный Высокий Зима – Тяжёлый Чёрный – Бежать – Далёкий Сухой – Внутри – Тишина — — Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи? С помощью антонимов мы отличаем V.Физминутка Игра «Топайте – хлопайте» — Если я называю пару синонимов — вы Весёлый |
||||||||||
А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться Мы из одинаково ты смысл мы Как и настоящие близнецы, эти слова В Лексике их называют омонимами. Омонимы – слова Например: шишка – сосновая кран – подъёмный язык – орган в ключ – родник; ключ |
||||||||||
Работа Омонимы фиксируются в толковых словарях многозначных слов, у которых все Так в «Толковом словаре русского языка» соль — вещество, соль- нота. -Найдите в словарях омонимы.(в учебнике) |
||||||||||
Задание Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы. Проверь себя
V.Закрепление изученного: |
||||||||||
Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами, Задание Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите предложения, где употреблены: А) синонимы;(1 ряд) Б) антонимы;(2 ряд) В) омонимы.(3 ряд) Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы. Проверь а) · · б) антонимы · · · в) омонимы · На |
||||||||||
Во слова-друзья слова-спорщики слова-близнецы |
Работа
по учебнику
Упр. 72 (с. 48) по рядам (1
ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)
Взаимопроверка.Взаимооценка.
VIII.
Рефлексия
Презентация (картинки) (Слайды)
-Определить, где слова синонимы, где
антонимы и омонимы.
— Коллективная проверка.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итога
Так для чего же нам нужны слова синонимы,
антонимы и омонимы?
Какие слова называются синонимами,
антонимами, омонимами? Приведите примеры.
X.
Домашнее задание
Упр. 73 (с. 48)
Самоанализ
урока русского
языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.
Тема
урока:
синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока :
повторение изученного материала
Данный урок 3 по
теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие
уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.
В ходе урока были
учтены возможности данного класса.
Выбранная мною
структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и
изучения заявленной темы.
Цель урока: актуализировать
знания о синонимах, антонимах, омонимах
Урок был направлен на выполнение
следующих задач:
Образовательные задачи:
— определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
— различать
синонимы, антонимы, омонимы
— подбирать к
словам синонимы, антонимы, омонимы
-воспитывать интерес к русскому языку,
творческую активность.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе.
Прививать любовь к русскому языку.
Развивающие задачи: развивать
орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями;
развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое
мышление.
В течение всего
урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес,
работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.
Задания носили развивающий,
творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и
использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся,
активизировало познавательную деятельность.
В классе 12
учеников: 9 мальчиков и 3 девочки. На уроках ребята активны, готовы сами
делать открытия, уровень самостоятельности — средний. Все ученики выполняют
домашнюю работу.
Структура урока
соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические
технологии: технология
проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.
Этапы урока:
1 этап: Организационный момент. Его цель
— создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.
Минута чистописания.
2 этап:
Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и
задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.
3 этап: Работа по
теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая.
Упражнения были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились
с ними работать.
На 3 этапе
применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки
учащиеся играли
в игру « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала
внимание и в то же время закрепляли тему урока .
Применяла метод
самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока
учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.
4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка
усвоения материала через картинный диктант (презентация).
На протяжении
всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
Для достижения цели урока было
использовано оборудование к уроку:
- Рабочее
место учителя (компьютер, проектор, экран); - Рабочее
место ученика; - Презентация
к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»; - Учебник
«Русский язык» 4класс; - Толковые
словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов - Карточки
для проведения рефлексии.
Учитель
Г.Н.Сергеева
Синонимы
—
это слова, разные
по звучанию, но близкие по значению.
Пример: алфавит-азбука, бросить-кинуть.
Синонимы могут быть и устойчивые
словосочетания. Например: помочь-оказать
помощь, далеко — за тридевять земель.
Слова-синонимы могут различаться
оттенками значения. Например:
ходить-бродить-шагать. Слова-синонимы
могут обозначать одно и то же явление,
но употребляться в разных стилях речи
или иметь разную стилистическую окраску.
Например: глаза-очи, лицо-лик.
Паронимы-
это слова, разные
по значению, но сходные, близкие по
звучанию. Например: абонемент-абонент,
человечный-человеческий.
Омонимами-
называются слова,
разные по значению, но совпадающие по
звучанию. Например: чай-напиток, чай-
растение.
Омоформы
– слова, совпадающие по звучанию и
написанию в какой-либо одной или
нескольких грамматических формах.
Например: печь(сущ.)
– печь(глаг.);
лечу(лечить)
– лечу(лететь).
Омофоны
– слова, разные по написанию, но одинаковые
по произношению. Например:
луг – лук, пруд –
прут, гриб – грипп.
Омографы
– слова, которые пишутся одинаково, но
имеют ударение на разных слогах. Например:
мукА – мУка, зАмок
– замОк.
Антонимы-
это слова,
противоположные по значению. Например:
добро-зло, чисто-грязно.
4. Лексика. Исконно русские и заимствованные слова.
Заимствованные слова
— слова, который были взяты из другого
языка, т.к. подходящее слово для обозначения
чего-либо отсутствовало, например,
русское слово «спутник» (обозначающее
космический спутник) было заимствовано
во множество языков, когда СССР вывел
первый искусственный спутник на орбиту
Земли
Под исконно русской
лексикой понимаются те слова, которые
образовались непосредственно в русском
языке в разные периоды его развития.
Есть несколько групп исконно русских
слов.
1. Общеславянские слова, которые
вошли в русский язык из славянского
языка-основы. Это, например, названия
лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)]
названия некоторых орудий труда (соха,
плуг); наименования лиц по роду их занятий
(ткач, жнец); названия жилища (дом, двор);
названия продуктов питания, пищи (молоко,
каша, пирог, мед, квас); названия деревьев
(липа, дуб, сосна, береза).
2.
Восточнославянские (или древнерусские)
слова, которые возникли в русском языке
примерно в XI—XIV
вв. Таких слов очень много, они общие
для русского, украинского и белорусского
языков, составлявших единый
восточнославянский язык. Например:
дядя, племянник, коромысло, скатерть,
кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево,
мешок, зодчий и др.
3. Собственно
русские слова, появившиеся начиная с
XIV
в. после разделения восточнославянского
языка на украинский, белорусский и
русский. Сюда относятся все слова, кроме
заимствованных.
5. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
Основу
лексики современного русского языка
составляют общенародные
слова, но в ее состав входят также и
слова, сфера употребления которых
ограничена: диалектизмы, жаргонизмы,
профессионализмы.
Диалектизмы
— это слова, сфера употребления которых
ограничена определенной территорией.
Как правило они имеют соотносительное
по значению слово в литературном языке.
Например: говорить-разговаривать-балякать(
в северных городах)
Жаргонизмы
— это слова, используемые узким кругом
лиц, объединенных общностью интересов,
занятий и т.д. Например: салага-в речи
моряков, старик, законно( хорошо).
Профессионализмами
— называются люди, объединенные по роду
своей деятельности, часто употребляют
названия предметов, процессов, продуктов
труда, принятые лишь в их среде, не
ставшие общеупотребительными. Например:
кок- повар, шапка- заголовок.
6.Лексика.
Устаревшие слова и неологизмы.
Изменения в лексическом
составе языка происходят постоянно:
некоторые слова устаревают и уходят из
языка, другие появляются — заимствуются
или образуются по существующим моделям.
Те слова, которые вышли из активного
употребления, называются устаревшими;
новые слова, только появившиеся в языке,
носят название неологизмов.
Неологизмы
– новые слова ограниченного употребления,
новизна которых осознаётся носителями
языка.
Примеры неологизмов:
хит, компьютер, хакер, сайт, мегабайт,
биополе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример):
Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)
Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.
Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример:
Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy — uchim.org
Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.
Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример:
Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)
Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.
Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.
Смешение паронимов – это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.
Видео по теме
Всё для учебы » Русский язык » Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы
План урока:
Слово, лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы
Слово, лексическое значение слова
Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.
Вспомни, что могут обозначать слова?
Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.
Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.
Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.
Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.
Однозначные и многозначные слова
Примеры посмотри на картинке.
Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?
Если затрудняешься, давай потренируемся.
Распредели слова в два столбика.
Проверь себя:
Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.
Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?
Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.
Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы
В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.
Давай разберемся.
В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.
Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.
Подбери синонимы к следующим словам:
Вот что у тебя должно было получиться:
Подбери недостающее слово.
Верно, теплая.
Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.
Подбери антонимы к словам:
Проверь себя:
А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?
Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.
Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.
Например:
Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.
Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.
Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.
Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.
Источник
Например, фразеологизмы могут быть такими:
Источник
Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.
Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.
1. Выберите слово, которое характерно для детской речи:
а) Изъясняться.
б) Молоть.
в) Лепетать.+
г) Говорить.
д) Плести.
2. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.+
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.
3. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.+
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.
4. Определите пару омонимов:
а) Утренняя заря – заря свободы.
б) Десятичная дробь – барабанная дробь.+
в) Тяжёлая дума – приятная дума.
г) Пшеничное зерно- жемчужное зерно.
д) Мраморная доска – школьная доска.
5. Ряд, в котором слова — омонимы к выделенному:
а) Ввести лекарство – ввести в курс дела – ввести в заблуждение.
б) Войти в дом – войти в моду – войти в роль.
в) Чинить обувь – чинить карандаш – чинить препятствие.+
г) Брать книгу – брать преступника – брать крепость.
д) Встретить поезд – встретить знакомого – встретить новый год.
6. Ряд, в котором слова — омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.+
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.
7. Определите строку с омонимом слова лицо (внешность).
а) Красивое лицо.
б) Лицом к лицу.
в) На тебе лица нет.
г) Приятное лицо.
д) Изменение глагола по лицам.+
8. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.+
д) Безукоризненный.
9. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.+
д) Влияние.
10. Определите строку с омонимом слова секрет (тайна).
а) Держать в секрете.
б) Секрет щитовидной железы.+
в) Секреты производства.
г) Замок с секретом.
д) Узнать секрет.
11. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.+
12. Определите словосочетание с омонимом слова правая (сторона).
а) Правая стена.
б) Правая рука.
в) Правое дело.+
г) Правый глаз.
д) Правый берег.
13. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.+
д) Красивый-привлекательный.
14. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.+
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.
15. Ряд, в котором слова — омонимы к выделенному.
а) Партия (скрипки) – партия(товара) – партия (демократов).
б) Корень (яблони) – корень (зла) – корень (слова).
в) Фаланга (пальца) – фаланга (шеренга) – фаланга (животное).+
г) Крыло (птицы) – крыло (самолёта) – крыло (здания).
д) Линия (руки) – линия (горизонта) – линия (поведения).
16. Слова-омонимы.
а) Станция-остановка-привал.
б) Богатство-состояние-капитал.
в) Осень-весна-зима.
г) Бокс (вид спорта)-бокс (причёска)-бокс (палата в больнице).+
д) Болезнь-слабость- нездоровье.
17. В составе предложения есть антонимы:
а) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
б) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
в) Сытый голодного не разумеет.+
г) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.
д) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами лица.
18. Подберите синоним к слову идентичный:
а) ординарный.
б) Тождественный.+
в) Рентабельный.
г) Ориентировочный.
д) Привилегированный.
19. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.+
20. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.+
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.
21. Синоним, который является нейтральным по стилистическому употреблению:
а) Клянчить.
б) Взывать.
в) Ходатайствовать.
г) Умолять.
д) Просить.+
22. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.+
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.
23. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.+
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.
24. Выберите ряд антонимов:
а) Без оглядки-без просыпу.
б) В обрез-в обтяжку.
в) Тихо-медленно.
г) Хорошо-качественно.
д) Мало-много.+
25. Отметьте пословицу с антонимом:
а) И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
б) Чем богаты тем и рады.
в) Грибы ищут- по лесу рыщут.
г) Ученье- свет, а неученье-тьма.+
д) Гром не грянет- мужик не перекрестится.
26. Определите ряд антонимов.
а) Любить, ненавидеть.+
б) Верность, преданность.
в) Мёрзнуть, дрожать.
г) Смотреть, глядеть.
д) Дремлет, спит.
27. Определите ряд антонимов.
а) Вражда, ненависть.
б) Добро, сочувствие.
в) Соединение, разъединение.+
г) Горячий, тёплый.
д) Истина, правда.
28. Антонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.
в) Имеющие противоположные значения.+
г) Вошедшие в русский язык из других языков.
д) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.
29. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.
30. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.