Тема: «Королевство синонимов, антонимов, омонимов».
Упражнения
-
Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Он стоит зеленый.
Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.
Страшно простудиться? Значит, закаленный!
-
Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.
Герой воюет, а трус — ….(грустит, горюет, печалится).
У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку …(замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).
-
В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.
На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
-
Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:
Проследить, как нарастает сила гнева:
Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.
Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:
Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.
— Составь с этими словами предложение.
Например:
В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.
— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:
Большой, громадный, колоссальный.
Стеречь, караулить, охранять.
Храбрый, мужественный, смелый, отважный.
-
Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок.
(смелый)
бесстрашный человек
(тихая)
безветренная погода
(чистое)
безоблачное небо
(тревожный)
беспокойный сон
И вот открыл глаза подснежник
вокруг
И озирается….(кругом)
-
Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.
-
А у нас на площади
Стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет,
Скажет: «Лошади – не кони!»
Улыбается отец:
«Лошадь – пахарь,
Конь – боец!»
И тихонько взрослые
Объясняют мне:
«Груз везут на лошади,
Скачут на коне».
(Р. Дышаленкова)
-
Снег идет, кружит метель –
Белой пыли карусель.
Вьюга всех взъерошила,
Стежки запорошила.
Это, может быть, пурга
Понасыпала снега?
Или так метелица
Под окошком стелется?
Вот когда буран начнется,
В нем никто не ошибется!
-
Ныть позорно и грешно.
Плакаться противно.
А скулить уже смешно,
Хныкать примитивно.
Стонать? Сетовать? Пенять?
Трудно нытика понять.
Жаловаться можно…
Только осторожно.
-
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много с ними шума, толкотни,
Как надоели мне они !
(В. Берестов)
-
Зябнет осина,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(И. Токмакова)
-
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый.
Значит, закаленный!
-
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?
— Спеши, не спеши, а поторапливайся.
— Приятелей много, а друга нет.
— Переливает из пустого в порожнее.
-
Замените высказывание одним словом.
— Очень сильно хотеть что-то. (Желать)
— Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)
— Хворать, быть нездоровым. (Болеть)
— Украсить, придать красивый вид. (Нарядит)
-
Продолжите высказывания словами – синонимами.
Перечень букв в определенном порядке – это … (алфавит, азбука)
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это… (градусник, термометр)
Человек на лошади – это… (всадник, наездник)
-
Подберите синонимы с удвоенными согласными.
Специальность — … (профессия)
Обучение животных — … (дрессировка)
Скорый поезд — … (экспресс)
Асфальтированная дорога — … (шоссе)
Популярная игра на льду — … (хоккей)
Помещение в школе — … (класс)
Вид плавания — … (брасс)
-
В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:
Большой, громадный, колоссальный.
Стеречь, караулить, охранять.
Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.
Игры
-
Игра «Эрудит»
Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.
Главный – с
Мощный – и
Иностранный – н
Жадный – л
Густой – а
Большой – г
Смышленый – о
Занимательный — н
Прекрасный — и
Кроткий – м
Скорый – ы
Отчетливый – п
Буйный – р
Притворный – и
Жгучий – а
Смелый – т
Выносливый – е
Гостеприимный – л
Заискивающий – ь
Жгучий – и
Роскошный – ы
Бесстрашный – е
Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.
-
Игра «Замени слово»
Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.
Журавли караваном летят – стаей
На солнце темный лес зардел — покраснел
После зимней стужи — холода
Запел в лазуре жаворонок – в голубом небе
Журавли курлычут – кричат
Ласточка щебечет – поет, заливается
Жаворонок летает – порхает, кружит, парит
Как называют такие слова?
-
Игра «Кто скажет иначе?»
Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.
Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;
Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;
Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;
Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;
Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;
Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.
-
Игра «Кто внимательнее?»
Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.
-
Игра «Охота за синонимами»
Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.
Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.
-
Игра «Раскрой цветок»
Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.
Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.
Школьник
Спешить
Говорить
Изба
Дождь
Ученик
Торопиться
Шептать
Дом
Ливень
-
Игра «Найдите лишнее слово»
Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.
Примерный набор слов:
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Умный, большой, громадный, крупный.
Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.
В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.
Занимательный материал
-
Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне. (В. Остин)
-
По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.
Неправда |
л |
о |
ж |
ь |
Темнота |
||||
Зной |
||||
Ураган |
||||
Несчастье |
||||
Ребята |
||||
Товарищ |
||||
Недруг |
Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).
3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)
-
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).
-
Золотистые копны соломы
На токах колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу… (торопятся) (спешат).
-
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникшие ели
Зелень мрачную… (берегут) (хранят).
-
С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас… (мороз) (холод)
Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.
Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».
Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.
Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.
Необходимое оборудование:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер;
-
экран;
-
маркеры;
-
листы бумаги;
-
тесты;
-
словари.
КОНСПЕКТ
Внеурочного занятия по русскому языку
Учебник «Русский язык». Автор (ы)__________________
Класс 3 Часть __ . Стр. ____
Образовательная система (модель) УМК «Школа России»
ТЕМА «Игра-путешествие. Синонимы, антонимы и омонимы»
Составила Перемотина Есения Александровна (ФИО студента) Дата проведения урока. Начало урока _______час _____мин. ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Допущена к проведению урока: _________________, дата ________ (подпись преподавателя) _________________, дата ________ (подписьучителя) |
Цель урока: обобщить знания понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и закрепить умения находить их.
Задачи урока:
-
Личностные:
-
формировать положительную учебную мотивацию, готовность свободного выражения своих мыслей на уроке;
-
формировать осознание смысла своих учебных действий.
-
Предметные:
-
сформировать понятие об омонимах, синонимах, антонимах;
-
использовать омонимы, синонимы, антонимы в устной и письменной речи;
-
пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом;
-
показать детям лексическое богатство русского языка.
-
Метапредметные (УУД):
А) Познавательные:
-
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
-
формировать умение осознавать и формулировать проблему.
Б) Регулятивные:
-
развивать умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
-
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
В) Коммуникативные:
-
формировать умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;
-
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)
Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)
Оборудование.
-
У учителя: мультимедийная презентация.
-
У учащихся: лист, ручка, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала урока |
|
— Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Александровна. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте представим, что у уголков наших губ есть ниточки, сначала потянем за одну сторону, а теперь за другую. На нашем лице появилась улыбка, давайте завяжем наши ниточки за ушки и наша улыбка будет с нами во время всего занятия. |
Приветствуют учителя. Улыбаются. Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. |
Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения (нового) языкового материала |
|
— Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в страну Русского языка, а Даша-путешественница нам с этим поможет. — Она взяла с собой рюкзак со словами, но они рассыпались, давайте поможем ей собрать слова обратно в рюкзак. — Подумайте и по поднятой руке назовите слова, которые рассыпались у Даши. Если у вас возникли трудности, то посовещайтесь в парах. Можете написать на листочке, это ваш черновик. — Всё верно, а что же такое антонимы? Приведите примеры. — Что такое синонимы? Приведите к слову «красивый» синонимы. — А омонимы что такое? И примеры обязательно. — Теперь мы наконец-то можем отправиться в путешествие вместе с Дашей и её друзьями! |
Думают. — Антонимы, синонимы, омонимы. — Антонимы — слова, противоположные по смыслу. Храбрый – трусливый, большой – маленький. — Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. — Красивый – прекрасный, симпатичный, восхитительный, чудесный. — Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Лук – овощ и лук – старинное оружие для метания стрел. |
Основной этап урока |
|
— Перед нами несколько станций, посмотрите, как они называются. — А в конце станций у нас сундук, интересно, что же в нём? Может быть там настоящий клад? |
1 – Поле синонимов. 2 – Жулик, не балуй. 3 – Мост омонимов. |
— Давайте приступим. Вот наша первая остановка – поле синонимов. Вам нужно подобрать синоним так, чтобы он поместился в ячейки. — Самостоятельно подумайте, какие же слова спрятались в поле. Как только у вас появится ответ – поднимите руку. Смешной – весёлый (7), жаркий – горячий (7), печаль – грусть (6), работа – труд (4). — Нам пора идти дальше, что же за остановка будет следующей? — Всё верно. Жулик решил подшутить над нами и попытаться нас запутать. Давайте исправим ошибки в предложениях, чтобы не допускать их в будущем. Нам нужно подобрать слова антонимы так, чтобы получилось верное предложение. — Давайте первое попробуем вместе. Что не так с этим предложением? — Всё верно, кто прочитает, что получилось? — Хорошо, теперь на карточках вам нужно в скобках написать верное слово. 1. Лев – очень трусливое (храброе) животное. 2. В дождливую (сухую) погоду часто случаются пожары. 3. Злость (доброта) украшает человека. 4. В светлом (тёмном) небе мелькнула первая молния. 5. Слабое землетрясение может построить (разрушить) город. 6. В магазине покупались (продавались) красочные книги для детей. 7. Отважные спасатели быстро разожгли (потушили) огонь. — Заканчиваем, давайте немножко отдохнем, сильно зажмурьте глазки, а теперь расслабьте, сделайте так 5 раз. Сжимаем, разжимаем, сжимаем, разжимаем. — А теперь каждый по цепочке прочитает одно предложение. — У кого получилось так же, как на экране? Умнички! — Нам осталось совсем немного. И перед нами огромный мост, чтобы его пройти, составьте два предложения со словом «коса», которые различаются по значению. Коса – инструмент, коса – волосы. Например, я иду по лесу и вдруг перед собой вижу зАмок. Или «замОк на двери висел очень долго, никто не мог найти ключ». — На листочках запишите сегодняшнее число посередине первой строки, сегодня – одиннадцатое октября, обратите внимание на написание. Одиннадцатое пишется с двумя НН. Под числом записываем «Классная работа», слово «Классная» пишется с двумя СС. Под числом запишите два предложения. Начинаем писать свои предложения. — Кто готов прочитать свои предложения? — С этим заданием тоже справились! — Теперь нам с вами нужно проверить, насколько хорошо мы умеем различать синонимы, антонимы и омонимы друг от друга. — Посмотрите на экран. Вам нужно соотнести, что относится к синонимам, антонимам, омонимам. На карточке отметьте галочкой, куда относится запись. 1. скосил траву – скосил глаза. О |
Слушают, выполняют указания учителя. Думают. Поднимают руки. Отвечают. — Жулик, не балуй! — Лев не трусливый, а наоборот очень храбрый. — Лев – очень храброе животное. Выполняют задание. Выполняют физ. минутку. Читают. Выполняют задание. Читают. Выполняют задание. — Антонимы — слова, противоположные по смыслу. Храбрый – трусливый, большой – маленький. — Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. — Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Лук – овощ и лук – старинное оружие для метания стрел. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|
— Все задания позади и у нас остался наш долгожданный сундук, но для начала давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались? — А какие задания у нас были? Они были сложные? — Что вам было легче всего сделать, а что труднее? |
— Мы отправились в путешествие вместе с Дашей. — Были задания, в которых мы искали синонимы, исправляли ошибки, составляли предложения. |
9. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание |
|
— Давайте же наконец откроем наш сундук и узнаем, что же в нём! Это же Даша-путешественница и её друзья, теперь мы сможете путешествовать вместе с Дашей всегда, на всех уроках и занятиях, обязательно её раскрасьте и носите в своём рюкзаке. — А я хочу поблагодарить вас за это занятие, я очень надеюсь, что я подняла вам настроение! Занятие закончено. |
Получают раскраски. |
Задания на случай, если не будет работать эл.доска.
Но для начала нам нужно размяться и разгадать 3 ребуса.
— Что за слово зашифровано в ребусе? (Мы видим ноту, в ед.ч.)
— Как мы с вами получили это слово? (Переставили буквы в слове нота и получили «анто», соединили пару «н» и «мы»)
— Что же такое антонимы? Приведите примеры.
— С первым ребусом вы справились, а сможете ли со вторым? Можете в пол голоса посовещаться в парах.
Хорошо, а что же такое синонимы?
А какое слово зашифровано в этом ребусе? (Омонимы) Что такое омонимы? Приведите пример.
Синонимы |
Антонимы |
Омонимы |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
|||
8. |
|||
9. |
1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.
Синонимы |
Антонимы |
Омонимы |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
|||
8. |
|||
9. |
1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.
Синонимы |
Антонимы |
Омонимы |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
|||
8. |
|||
9. |
1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.
1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.
2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.
3. Злость (__________________) украшает человека.
4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.
5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.
6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.
7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.
1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.
2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.
3. Злость (__________________) украшает человека.
4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.
5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.
6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.
7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.
1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.
2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.
3. Злость (__________________) украшает человека.
4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.
5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.
6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.
7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.
Интеллектуальный клуб «Почемучка».
Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».
Цель: — познакомить с такими явлениями в русском языке, как синонимия, антонимия, омонимия;
— Расширить словарный запас детей, учить точному употреблению слов в речи;
— Развивать мышление, речь, логику, воображение;
-Воспитывать любовь и уважительное отношение к языку.
Заседание первое — «Синонимы».
В стране Языкознании, где правила царица Лексика, жили- были разные слова. Много было слов, со счету можно сбиться. И были они, то там, то здесь, по всей стране были раскиданы. Бродили слова по дорогам страны, как неприкаянные — невеселые, недружелюбные. Решила тогда царица порядок навести в своей стране, мир устроить, слова подружить. Позвала она главного волшебника страны Языковеда. И велела она построить города и поселить там слова разные, но так, чтобы жили дружно, весело, правилам и законам подчинялись. И решил Языковед, что первый должны были занять слова . очень близкие по значению, почти родственники, объединил он их под флагом Синонимики. И дал название этому городу — «Друзья».
Посреди второго города текла река Антоновка. И поселил мудрый языковед слова по разным ее берегам. Потому что ссорились и ругались слова постоянно. Дал он название этому городу «Спорщики».
Тогда пришли к мудрому языковеду оставшиеся слова- подданные страны Лексикологии. Взглянул на них мудрец и решил, что в глазах у него двоится, потому что были они одинаковые, похожие как близнецы, но в то же время разные, как незнакомые люди. И придумал тогда Языковед поселить их в одном городе «Двойники», только на разных улицах, напротив друг друга, чтобы хоть как-то их различать.
— с тех пор, как языковед расселил слова, все стали жить в мире и согласии: каждое слово в своем городе, на своей улице, в своем доме. И найти их стало совсем просто. Надо лишь было знать. Каким являлось слово: другом, спорщиком или двойником. Итак, перед вами слова из трех городов. Познакомьтесь с ними поближе.
Слова – «Друзья».
- Первый город, в который мы с вами попали – это город друзей. Слова, которые живут в этом городе, называются синонимы. Синонимы — это слово или выражение, совпадающее или близкое по значению. Например: путь-дорога, повесить голову или понурить голову.
- Жители этого города приготовили для вас. уважаемые игроки испытания.
- – Если правильно подобрать слова, близкие по значению данным, то вторые буквы придуманных слов «скажут» вам, как называются слова «друзья».
осмотрительный – осторожный
опрятный — чистый
наблюдательный — внимательный
громадный — большой
умелый — сноровистый
могучий — сильный
емкий — вместительный
мокрый — сырой
главный – основной
мощный основной
иноземный — иностранный
смышленый – сообразительный
занимательный – интересный
аккуратный – чистый
кроткий – смирный
скорый — быстрый
Синонимы в стихах.
Подбери в рифму синонимы к словам, данным в скобках:
-Луч скользит веселой рыбкой,
За окном звенит капель.
Кто же, кто глядит с улыбкой
Утром к сыну в (кроватку) колыбель
— просыпаюсь утром рано:
вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (гимнастику) зарядку
— О чем мы ни мечтали!
Какой ни велся спор!
До ночи на привале
Потрескивал ( огонь) костер
— иголка и нитка-
большие дружки
смотри, получились
какие (швы) стежки.
- Поговорки и синонимы.
— найди в поговорках синонимы.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Ходит вокруг да около.
Ум за разум заходит.
Остался цел и невредим.
Спеши — не спеши, а поторапливайся.
- Назови одним словом.
Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными согласными.
Больничный лист-бюллетень
скорый поезд- экспресс
помещение в школе – класс
обучение животных — дрессура
день недели — суббота
змеиный дом террариум
вид плавания — брасс
дачная пристройка- терраса
игра на льду — хоккей
асфальтированная дорога- шоссе
— вы справились с первыми испытаниями. Жюри подводит итоги первого тура. А я предлагаю музыкальную паузу……. в исполнении ….. ученицы 1 В класса.
Заседание второе – «Антонимы».
— А теперь мы оказались в городе «спорщиков». Антонимы — это слова , противоположные по значению, например: светлый- темный. Первое испытание, которое приготовили для вас слова «спорщики» заключается в том . чтобы к каждому слову подобрать другое слово противоположное по значению.
1.Подберите к каждому из данных слов, слова противоположные по значению.
Равнодушный — внимательный общительный — замкнутый
вечерний – утренний новый — старый
толстый — тонкий молодой — пожилой
скучный — интересный северный — южный
слабый — сильный грязный — чистый
глупый — умный трусливый — смелый
низкий — высокий медленный — быстрый
2. Антонимы и пословицы.
—вставьте антонимы в пословицы.
Помни добро, а зло забывай.
Будет день, будет и ночь.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Больше думай меньше говори.
Мир строит, а война разрушает.
Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.
Человек от лени болеет, а от труда выздоравливает.
У короткого ума длинный язык.
3. Найди пару.
Найди к каждому устойчивому сочетанию (фразеологизму) в левой колонке антоним в правой.
Сидеть сложа руки. — Работать не покладая рук.
Держать в ежовых рукавицах.- Отбиться от рук.
Сидеть на чужой шее.- Своим горбом жить.
Лясы точить.- Воды в рот набрать.
Рукой подать. – У черта на куличках.
Не ударить в грязь лицом.- Сесть в калошу.
Заседание третье — «Омонимы».
Слова – «Двойники».
— Последний город, который стоит перед нами – это город «двойников».Слова , которые в нем живут, как вы уже слышали, совпадают по звучанию, но полностью расходятся по значению.
— Если вы правильно отгадаете слова , одинаковые по написанию, но разные по значению, то вторые буквы скажут вам. как называются слова «двойники».
Девушка из Польши – веселый танец.
Большая змея- детская игрушка из бумаги.
Военный корабль — компьютерный экран.
День пути (устаревшее)- нижняя стенка основания сосуда.
Розыгрыш в лотерее — количество экземпляров печатного издания.
Палочка для скрипки — веревка для связки гончих собак.
Ласковое название мыши — составляющая компьютера.
- Найди пару.
— Найдите и подчеркните попарно слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Объясните эти слова синонимами или определениями.
1команда: Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички.
-Что вы ели там?
-Лисички!
2 команда: Девчонка с длинною косой
В полях, с не скошенных косой,
Ох, скосит розовую кашку,
Своим козлятам сварит «кашку».
3. Загадки «омонимки»
1 команда: — Его имеют пиджаки,
бывает он и у реки.
-Есть всегда он у людей
есть всегда у кораблей.
-Короткая мужская стрижка
и зверь колючий, даже слишком.
2 команда:- Ею травы косят,
в ней и бантик носят
— Это птичий тесный дом,
Есть всегда во всем живом.
— Растет на дереве она
или на лбу у драчуна.
— Пока жюри подводит итоги сегодняшней игры, я предлагаю провести музыкальную паузу. « «Чему учат в школе».
— На этом наша игра подошла к концу, и мы говорим друг другу до свидания. До новых встреч.
С воя
игра
Синонимы
10
Антонимы
Омонимы
20
10
30
20
Лексика
10
Примеры
10
20
40
30
30
10
20
50
40
20
50
30
40
40
50
30
40
50
50
Назовите не менее трёх синонимов слову «смелый»
Узнать ответ
Назовите не менее трёх синонимов слову «смелый» Ответ: храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный.
Вопросы
Замените одним словом «пустой разговор».
Узнать ответ
Замените одним словом «пустой разговор». Ответ: болтовня
Вопросы
Подберите современный синоним слову «робеть».
Узнать ответ
Подберите современный синоним слову «робеть». Ответ: бояться, трусить
Вопросы
Синонимом какого слова могут быть все эти прилагательные: мягкий, новый, прохладный, сегодняшний?
Узнать ответ
Синонимом какого слова могут быть все эти прилагательные: мягкий, новый, прохладный, сегодняшний? Ответ: свежий
Вопросы
Соотнесите синонимы из первого и второго столбиков я
огонь шалун конь конница
озорник скакун пламя кавалерия
Узнать ответ
Соотнесите синонимы из первого и второго столбиков Ответ: огонь — пламя шалун – озорник конь – скакун конница — кавалерия
Вопросы
Выберите антоним слову «вверх»: — низ — снизу — вниз — нижний
Узнать ответ
Выберите антоним слову «вверх»: — низ — снизу — вниз — нижний Ответ: вниз
Вопросы
Отгадайте загадку: Я антоним слову «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …
Узнать ответ
Отгадайте загадку: Я антоним слову «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … Ответ: зима
Вопросы
Отгадайте загадку: Я антоним слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, Потому что я …
Узнать ответ
Отгадайте загадку: Я антоним слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, Потому что я … Ответ: прохлада
Вопросы
Вставьте пропущенный антоним в пословицу: Большому уму и в … голове не тесно.
Узнать ответ
Вставьте пропущенный антоним в пословицу: Большому уму и в … голове не тесно. Ответ: маленькой
Вопросы
Подберите к словам антонимы. Из первых букв этих слов составьте новое слово. ночь – раздеться – старый –
Узнать ответ
Подберите к словам антонимы. Из первых букв этих слов составьте новое слово. ночь – раздеться – старый – Ответ: ночь – Д ень раздеться – О деться старый – М олодой загаданное слово «ДОМ»
Вопросы
Назовите омоним. Растение и оружие
Узнать ответ
Назовите омоним. Растение и оружие Ответ: лук
Вопросы
Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает?
Узнать ответ
Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает? Ответ: коса
Вопросы
Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый И даже детским он бывает, кто это слово знает?
Узнать ответ
Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый И даже детским он бывает, кто это слово знает? Ответ: сад
Вопросы
Из какого крана воды не набрать?
Узнать ответ
Из какого крана воды не набрать? Ответ: из подъёмного
Вопросы
Оружие, камни, самоцветы, фрукты. Одно название — разные предметы.
Узнать ответ
Оружие, камни, самоцветы, фрукты. Одно название — разные предметы. Ответ: гранаты
Вопросы
Угадайте слово по его лексическому значению: Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
Узнать ответ
Угадайте слово по его лексическому значению: Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. Ответ: айсберг
Вопросы
Угадайте слово по его лексическому значению: Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.
Узнать ответ
Угадайте слово по его лексическому значению: Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. Ответ: маяк
Вопросы
Скажите о какой лексической группе идет речь? Слова-неприятели спорят весь день Один скажет: «Солнце!» Другой скажет: «Тень!» Один скажет: «Близко!» Другой: «Далеко!» Один скажет: «Низко!» Другой: «Высоко!»
Узнать ответ
Скажите о какой лексической группе идет речь? Слова-неприятели спорят весь день Один скажет: «Солнце!» Другой скажет: «Тень!» Один скажет: «Близко!» Другой: «Далеко!» Один скажет: «Низко!» Другой: «Высоко!» Ответ: антонимы
Вопросы
Найдите в стихотворении слово по «приметам»: Это прилагательное, его синоним – темно-красный. Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Узнать ответ
Найдите в стихотворении слово по «приметам»: Это прилагательное, его синоним – темно-красный. Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Ответ: багряный
Вопросы
Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении: Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.
Узнать ответ
Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении: Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Ответ: поёт, аукает, мохнатый, баюкает, стозвоном (5 слов)
Вопросы
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема . «Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители».
Узнать ответ
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители». Ответ: синонимы
Вопросы
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «К добру и злу повсюду равнодушны».
Узнать ответ
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «К добру и злу повсюду равнодушны». Ответ: антонимы добро – зло
Вопросы
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Мне грустно, потому что весело тебе».
Узнать ответ
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Мне грустно, потому что весело тебе». Ответ: антонимы грустно — весело
Вопросы
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. « Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать».
Узнать ответ
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать». Ответ: сининимы бродить — блуждать
Вопросы
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю…»
Узнать ответ
Определите слово какой лексической группы использовано в качестве литературного приема. «Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю…» Ответ: омонимы попугаю — попугаю
Вопросы
Спасибо за игру!
1. Выберите слово, которое характерно для детской речи:
а) Изъясняться.
б) Молоть.
в) Лепетать.+
г) Говорить.
д) Плести.
2. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.+
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.
3. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.+
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.
4. Определите пару омонимов:
а) Утренняя заря – заря свободы.
б) Десятичная дробь – барабанная дробь.+
в) Тяжёлая дума – приятная дума.
г) Пшеничное зерно- жемчужное зерно.
д) Мраморная доска – школьная доска.
5. Ряд, в котором слова — омонимы к выделенному:
а) Ввести лекарство – ввести в курс дела – ввести в заблуждение.
б) Войти в дом – войти в моду – войти в роль.
в) Чинить обувь – чинить карандаш – чинить препятствие.+
г) Брать книгу – брать преступника – брать крепость.
д) Встретить поезд – встретить знакомого – встретить новый год.
6. Ряд, в котором слова — омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.+
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.
7. Определите строку с омонимом слова лицо (внешность).
а) Красивое лицо.
б) Лицом к лицу.
в) На тебе лица нет.
г) Приятное лицо.
д) Изменение глагола по лицам.+
8. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.+
д) Безукоризненный.
9. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.+
д) Влияние.
10. Определите строку с омонимом слова секрет (тайна).
а) Держать в секрете.
б) Секрет щитовидной железы.+
в) Секреты производства.
г) Замок с секретом.
д) Узнать секрет.
11. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.+
12. Определите словосочетание с омонимом слова правая (сторона).
а) Правая стена.
б) Правая рука.
в) Правое дело.+
г) Правый глаз.
д) Правый берег.
13. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.+
д) Красивый-привлекательный.
14. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.+
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.
15. Ряд, в котором слова — омонимы к выделенному.
а) Партия (скрипки) – партия(товара) – партия (демократов).
б) Корень (яблони) – корень (зла) – корень (слова).
в) Фаланга (пальца) – фаланга (шеренга) – фаланга (животное).+
г) Крыло (птицы) – крыло (самолёта) – крыло (здания).
д) Линия (руки) – линия (горизонта) – линия (поведения).
16. Слова-омонимы.
а) Станция-остановка-привал.
б) Богатство-состояние-капитал.
в) Осень-весна-зима.
г) Бокс (вид спорта)-бокс (причёска)-бокс (палата в больнице).+
д) Болезнь-слабость- нездоровье.
17. В составе предложения есть антонимы:
а) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
б) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
в) Сытый голодного не разумеет.+
г) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.
д) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами лица.
18. Подберите синоним к слову идентичный:
а) ординарный.
б) Тождественный.+
в) Рентабельный.
г) Ориентировочный.
д) Привилегированный.
19. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.+
20. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.+
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.
21. Синоним, который является нейтральным по стилистическому употреблению:
а) Клянчить.
б) Взывать.
в) Ходатайствовать.
г) Умолять.
д) Просить.+
22. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.+
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.
23. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.+
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.
24. Выберите ряд антонимов:
а) Без оглядки-без просыпу.
б) В обрез-в обтяжку.
в) Тихо-медленно.
г) Хорошо-качественно.
д) Мало-много.+
25. Отметьте пословицу с антонимом:
а) И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
б) Чем богаты тем и рады.
в) Грибы ищут- по лесу рыщут.
г) Ученье- свет, а неученье-тьма.+
д) Гром не грянет- мужик не перекрестится.
26. Определите ряд антонимов.
а) Любить, ненавидеть.+
б) Верность, преданность.
в) Мёрзнуть, дрожать.
г) Смотреть, глядеть.
д) Дремлет, спит.
27. Определите ряд антонимов.
а) Вражда, ненависть.
б) Добро, сочувствие.
в) Соединение, разъединение.+
г) Горячий, тёплый.
д) Истина, правда.
28. Антонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.
в) Имеющие противоположные значения.+
г) Вошедшие в русский язык из других языков.
д) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.
29. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.
30. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.