Синонимы антонимы омонимы урок

Урока
русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК
«Школа России)

Тип:
повторение изученного материала

Цель:
актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые
результаты

Предметные:

— определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать
синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к
словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

— понимать и
сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и
обосновывать свое мнение

—  осуществлять
продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ
действия и его результат с эталоном

Личностные:

— уважительно
относиться к русскому слову

Межпредметные
связи:

чтение(обогащение словарного запаса)

Ресурсы
урока:

учебникКанакина «Русский язык», ч. 1;  презентация, словарь синонимов,
антонимов.

I.                  
Организационный
момент

II.               
Проверка
домашнего задания

-С домашним заданием возникли у
кого-нибудь трудности? Объясните  мне лексическое значение слов: капель,
проталина, метель.

III.            
Чистописание.
Актуализация знаний.

 Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Лексическое царство, где живут все слова русского языка.

А
прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку.
Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения…

 И место, куда мы отправляемся в
путешествие… Лексическое царство.

На
одной из улиц этого большого царства стоит  дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд)
Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором
– слова-спорщики, а третий  этаж заняли слова-близнецы.

Понятно
ли вам, о каких словах идёт речь?

Конечно,
непонятно, потому что в Лексике эти группы слов имеют научные названия:

VI.     
Самоопределение к деятельности

-Попробуйте сами угадать о каких словах
идёт речь?

— Послушайтеотрывок из стихотворения И.
Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке
называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

— Отгадайте загадку
и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

   Слышится вокруг.

   Червякам я враг,

   А деревьям друг.  

(Это дятел.Враг –
друг)

— Как называются слова, противоположные по
значению? (Антонимы)

— Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.
(Ключ)(слайд 4)

— Какую особенность слова ключ раскрывает
загадка? (Оно имеет два значения). Какие?

— Есть ли между этими значениями что–то
общее? (Нет)

— Как называются слова, которые
произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

-Давайте посмотрим, правильно ли мы
назвали слова?

— Определите сами тему урока ()и задачи
урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать
их в речи)

Именно с синонимами, антонимами и
омонимами мы будем работать сегодня на уроке. Во время работы на уроке мы
(слайд)

Ø 
вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;

Ø 
выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;

Ø 
познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся
распознавать омонимы в толковом словаре.

Мотивация: ребята,
а кто может сказать, для чего мы изучаем синонимы, антонимы и омонимы? (в
течении урока мы ответим на этот вопрос)

IV.            
Работа по теме урока

Итак, идём в гости
к словам-друзьям.

А познакомиться
нам поможет следующее задание.

Задание

Прочитайте текст.

Старый
человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а
если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много
таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.


Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же
слово “старый”.


Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи
употребляете часто одно и тоже слово?

— Подумайте, что нужно предпринять,
чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

Чтобы избежать повторения в речи одних и
тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают
её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с
ними поближе.

Синонимы – слова
одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют
одинаковое или близкое значение.

Например: вьюга,
метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.

Вернёмся
к тексту. Попробуйте подобрать  синонимы к слову «старый».


Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним,
что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная
статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из
литературных произведений.

(показать
словарь синонимов)

 —
Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

Давний,
старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)

Откорректируйте
текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Проверь
себя

Старый человек
любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных
обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду.
Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их
было не меньше.

Задание “Найди друга”

Ребята,
слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего
интересного и занимательного, что  друзья не заметили, как потерялись. 
Давайте поможем словам найти своих близких по значению  друзей.  К словам
левой колонки подберите синонимы из правой колонки.

алфавит
огонь
опрятный

багаж
прыгать
бросать
сила

лес

оглавление

аккуратный

бор
мощь
скакать
азбука

содержание
пламя

вещи
кидать

 Проверь себя

алфавит – азбука

огонь – пламя

опрятный – аккуратный

багаж – вещи

прыгать – скакать

бросать – кидать

сила – мощь

лес – бор

оглавление – содержание

Ну вот, все друзья нашли свою пару —
синоним, поэтому самое время познакомиться с группой слов, которая
разместилась на  втором этаже. Это слова-спорщики. Они всё время о чём-то
спорят: одни говорят, что сейчас зима, а вторые утверждают, что  лето, третьи
доказывают, что всё кругом белым-бело, а четвёртые уверяют, что черным-черно.

Как вы думаете, как такие слова
называются в Лексике?

Антонимы – слова
одной и той же части речи,  противоположные по значению.

Например: зима –
лето,  белый – чёрный, идти – стоять.

Задание

Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.

       ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко –
далеко, мало – велико, кислый – сладкий.

Работа
со словарём

При
затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление
вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья
представляет собой пару антонимов.

Сказать
—  смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по
алфавиту первого слова.

Далее
даны лексические значения слов – антонимов.

Сказать
– выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.

Промолчать
– не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в
разговоре.

Также
приведеныпримеры из литературных произведений.

Задание

Подберите
антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или
сами)

Проверь
себя!

Грязный
– чистый

Высокий
– низкий

Зима –
лето

Тяжёлый
– лёгкий

Чёрный –
белый

Бежать –
идти

Далёкий
– близкий

Сухой –
мокрый 

Внутри –
снаружи

Тишина —
шум

— Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?

 С помощью антонимов мы отличаем
предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой),
противопоставляем их.

V.Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

— Если я называю пару синонимов — вы
топаете, если услышите антонимы — хлопаете……

Весёлый
– радостный,  весёлый – грустный,   молодость – старость, нежный – ласковый,
тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

А слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться
сами.

Мы
слова из русской речи,

из
родного языка,
Одинаково нас пишут,

одинаково
нас слышат. 
Но важна не только внешность,

ты
до смысла доберись. 
Наподобие начинки

смысл
запрятан в серединке. 
Схожим лицам вопреки

мы
по смыслу далеки.

Как и настоящие близнецы, эти слова
одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.

В Лексике их называют омонимами.

Омонимы – слова
одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и
написанию.

Например:

шишка – сосновая
шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;

кран – подъёмный
кран; водопроводный кран;

язык – орган в
полости рта;  часть обуви у
ботинок;

ключ – родник; ключ
к замочной скважине, скрипичный ключ.

Работа
со словарем.

Омонимы фиксируются в толковых словарях
русского языка. В отличие от

многозначных слов, у которых все
значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в
разных словарных статьях.

Так в «Толковом словаре русского языка»
под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы:

соль — вещество, соль- нота.

-Найдите в словарях омонимы.(в учебнике)

Задание

Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания
со словами-омонимами.

Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.

Проверь себя

Лук

зелёный лук,
лук для стрельбы.

Очки

очки для
зрения, количество очков,

Гусеница

гусеница
бабочки, гусеница трактора 

Кисть

кисть руки,
кисть рябины, кисть для рисования

Месяц

первый месяц;
месяц на небе

V.Закрепление изученного:

Следующее задание поможет нам закрепить дружбу с синонимами,
антонимами, омонимами.

Задание

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Спишите предложения, где употреблены:

А) синонимы;(1 ряд)

Б) антонимы;(2 ряд)

В) омонимы.(3 ряд)

Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.

Проверь
себя

а)
синонимы

·        
Приятелей много, а друга нет.

·        
Спеши, не
спеши, а поторапливайся.

б) антонимы

·        
Любишь брать – люби и отдавать.

·        
Человек от лени болеет, а от труда  здоровеет.

·        
Корень учения горек, да плод его сладок.

в) омонимы

·        
Каков ни есть, а хочет есть.

На
мирном поле и на поле брани умей командовать без брани.

Во
время нашего путешествия по ЦАРСТВУ ЛЕКСИКИ мы запомнили, что в языке
есть

слова-друзья
– это синонимы,

слова-спорщики
– это антонимы,

слова-близнецы
– это омонимы.

Работа
по учебнику

Упр. 72 (с. 48) по рядам (1
ряд предложения с синонимами, 2 ряд с антонимами, 3 ряд с омонимами)

 Взаимопроверка.Взаимооценка.

VIII.
Рефлексия

 Презентация (картинки) (Слайды)

-Определить, где слова синонимы, где
антонимы и омонимы.

— Коллективная проверка.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итога

Так для чего же нам нужны слова синонимы,
антонимы и омонимы?

Какие слова называются синонимами,
антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X.
Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48)

Самоанализ
 

урока русского
языка, проведённого в 4 классе учителем Г.Н.Сергеевой 01.10.2014г.

Тема
урока:
 
синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока :
повторение изученного материала

Данный урок 3 по
теме « Лексика».  Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие
уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были
учтены возможности данного класса.

Выбранная мною
структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и
изучения заявленной темы.

Цель урока:  актуализировать
знания о синонимах, антонимах, омонимах

     Урок был направлен на выполнение
следующих задач:

Образовательные задачи:

 — определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать
синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к
словам синонимы, антонимы, омонимы

-воспитывать интерес к русскому языку,
творческую активность.

Воспитательные задачи:
способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе.
Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать
орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями;
развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое
мышление.

В течение всего
урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес,
работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

    Задания носили развивающий,
творческий  характер, что способствовало чувству успешности у детей       и
использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся,  
активизировало познавательную деятельность.

В классе  12
учеников: 9 мальчиков и  3 девочки.   На уроках ребята активны, готовы сами
делать открытия, уровень самостоятельности — средний. Все ученики выполняют
домашнюю работу.

Структура урока
соответствует его целям. На уроке применены современные  педагогические
технологии:
технология
проблемного обучения,  здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент.  Его цель
— создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.
Минута чистописания.

2 этап:
Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и
задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по
теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая.
Упражнения  были в форме игры «Найди друга». Знакомились со словарями и учились
с ними работать. 

  На 3 этапе
применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки

  учащиеся играли
в игру   « Хлопайте и топайте». В ходе этой физминутки у детей развивала
внимание и в то же время закрепляли тему урока  .

  Применяла  метод
самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока
учащиеся  сами проверяли и  оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа –  проверка
усвоения материала через картинный диктант (презентация).

На протяжении
всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было
использовано оборудование к уроку:

  • Рабочее
    место учителя (компьютер, проектор, экран);
  • Рабочее
    место ученика;
  • Презентация
    к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;
  • Учебник 
    «Русский язык» 4класс;
  • Толковые
    словари Ожегова С.И; словарь синонимов и антонимов
  • Карточки
    для проведения рефлексии.

Учитель                                                  
Г.Н.Сергеева

Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы. 

ЦЕЛИ  урока:

образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари 

Ход урока. 

  1. Организационный момент. Прозвенел звонок.
    Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.
  2. Эпиграф

Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.

                                                                             К. Паустовский  

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

 Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения,  самостоятельно пополнять свои знания.

На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)

Слайд:  Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.

Учитель: Как же называются такие слова, вы сейчас догадаетесь сами

Ученик: …Разобраться с ним не сложно —

«анти» — противоположно;

«Оним» — «имя», нам известно,-

привести пример уместно…

«Добрый» — «злой» наоборот…

«сладкий», значит — «горький», вот!

грустно — «ВЕСЕЛО», конечно,

Так как справились успешно!

-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.(Слайд)

Учитель: А сейчас , чтобы узнать как вы понимаете слова антонимы, мы поиграем в игру «Дополни слово»

Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем?(словарь антонимов)

Физминутка

-Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске? (оттенками лексического значения)

 — Как называются такие слова, вы сейчас узнаете?

Ученик: Имена не схожи, но

Их значение равно.

Погляди: гиппопотам

Головой кивает нам.

Где? Там только бегемот

Из болот сюда идёт!

Подожди-ка, не кричи,

Здесь для спора нет причин:

Пусть слова не схожи, но

Их значение равно –

Верная примета,

Что синоним это!

«Сино» обозначает- одинаковое значение

 (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

-Учитель: Подберите и  запишите в тетради синонимы к слову картина, слайд)

Учитель:  Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

 (Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей
.(индивидуально у доски)

Задание по карточкам 2 ученикам.

Учитель:

— Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. Работа по словарю(выставка)

(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

Учитель: Что у меня в руке, как называются эти предметы? Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, сейчас –то мы и узнаем как же называются эти слова.

Ученик: Оказалось сложным дело?

Всех зови «омоним» смело!

«Одинаковое имя» —

и чего возиться с ними!

Вот омонимы «КЛЮЧи» —

Почини и подКЛЮЧи,

Или дверь открой скорей,

Ну а хочешь – воду пей!

(Как же не напиться

КЛЮЧевой водицы…)

КЛЮЧ — «родник» и «код» к двери,

На ремонт его бери;

Ключ железный, цифровой —

Виртуальный, игровой, —

Ах, омоним, ну, актёр, —

Так на превращенья скор!

 — Учитель: А что такое омонимы?

3.Закрепление изученного.

    Работа по рядам.(слайд)

    Таблица

Учитель:

— А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

     Горят, как жар, слова

     Иль стынут, словно камни,-

     Зависит от того,

     Чем наделил их ты,

     Какими к ним в свой час

    Притронулся руками

     И сколько отдал им

     Душевной теплоты

4.Рефлексия( если вам понравился урок, поднимите красный шарик, а если нет, то синий)

5.Выставление оценок

6.Домашнее задание

УМК: «Школа России», 4 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.47-48)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы».

Тип урока: закрепление полученных знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для обобщения и систематизации знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы , находить их в тексте , применять их в речи.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи; находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства:

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, Горецкий.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: — На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?

Д: Учёба и труд к победам ведут.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

Д: Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели.

У: Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Минутка чистописания

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай.

У: Назовите эту букву?
Д: Буква «тэ».

У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется.

3. Словарно-орфографическая работа

1) Поток воздуха. (Ветер)

2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

У: К какой части речи относятся все слова?

Д: Имя существительное

У: Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «обед». (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

о — [а] — гласный, безударный

б — [б’] — согласный, звонкий мягкий

е — [э] — гласный, ударный

д — [т] — согласный, глухой твёрдый

В слове 4 буквы и 4 звука.

У: Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение.

У: Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

У: Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

Д: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет

У: Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?

Д: Синонимы.

У: Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

У: А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?

Д: Глагол

У: Почему вы так считаете?

Д: Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»

У: Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Д: Это дятел. Враг – друг

У: Как называются слова, противоположные по значению?

Д: Антонимы

У: Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

У: Какой частью речи являются эти слова враг-друг?

Д: Имя существительное

У: Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.

Д: Ключ

У: Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

Д: Оно имеет два значения

У: Какие два значения?

Д: ключ- дверной; ключ- где бьет родник.

У: Есть ли между этими значениями что–то общее?

Д: Нет

У: Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

Д: Омонимы

У: Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

Упр. 70 (с.47)

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

У: При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

У: Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

длительный тёмный

храбрый скупой

искусственный медлительный

светлый иностранный

расторопный трусливый

отечественный натуральный

ошибочный кратковременный

щедрый правильный

(выполняют задание)

У: Давайте проверим, что у нас получилось?

Д: длинный-кратковременный; храбрый- трусливый; искусственный- натуральный; светлый- темный; расторопный- медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой.

У: Хорошо. Как вы понимаете значение слов «расторопный», «скупой»?

Д: Расторопный- очень быстрый, подвижный. Скупой- жадный.

Работа с учебником

Упр. 69 (с. 47) – устно

(Работа в парах. Коллективная проверка)

У: Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка.

У: Для чего в языке нужны слова синонимы?

Д: Синонимы нужны для того, чтобы обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли.

У: Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

Д: В первом ряду лиишнее слово- мудрый; во втором ряду- огромный.

1.Определить синонимический ряд (знаком +)

1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый

2. Смелый, храбрый, мужественный

3. Добрый, жадный, щедрый

4. Вечный, бессмертный, временный

5. Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

3.Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а — антонимы, о – омонимы.)

1.Жди горе от моря, а беды от воды.

2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием?

Д: 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: Вам необходимо подобрать к словам синонимы, антонимы, омонимы.

Подбери синонимы

печальный- ___________ маленький-______________

враг- _____________ умный-____________________

отважный — ___________ война-_________________

Подбери антонимы.

мокрый — ______________ быстрый-________________

тихо- _________________ трудно-__________________

открытый-______________ день- ___________________

Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

Д: Ручка, зебра, мышка, кран.

У: Почему именно эти слова вы подчеркнули?
Д:
Эти слова имеют несколько значений.

У: Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам.

Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа.

Работа в парах

У: Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.

  1. Ученье- свет, а неученье -….

  2. Меньше говори, а ….

  3. Корень учения горек, а плод…

  4. В глаза не хвали, а …

  5. Правой рукой строит, а левой…

У: Из предложенных слов выпишите: 1)Ряды однородных слов; 2)Ряды синонимов.

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

Д: Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение.

У: Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

Д: Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

У: Приведите по 2-3 примера.

Д: Синонимы: идти-брести; мчаться-плестись; глаза-зенки. Омонимы: лисичка- лесной житель; лисичка- гриб. Антонимы: добрый- злой; приехал- уехал; красивый-некрасивый.

У: Молодцы, вы все усвоили тему нашего урока.

У: Ребята, я раздала вам кружки и теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке, для этого вам будет необходимо раскрасить ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

У: — Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Упр. 72 (с. 48). Вам необходимо прочитать пословицы, объяснить их значение- устно, после чего, выписать их в тетрадь и подчеркнуть синонимы, антонимы и омонимы.

Разработано

учителем начальных классов

Донской М.В.

МОАУ СОШ №13

г. Благовещенска Амурская обл.

УМК «Перспектива»

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок закрепление

Цель:

1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Формирование УУД

Личностные результаты усвоения урока:

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

— интерес к изучению языка;

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

— пользоваться словарями.

— строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Предметные результаты усвоения урока:

— пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.

Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. -Поговорим?

Д. — Поговорим.

У. — О разном и о прочем.

Д. — О том, что в жизни хорошо:

У. — И хорошо не очень.

Д. -Ведь что-то знаем мы:

У. — а что-то мне известно.

Д. — Поговорим?

У. — Поговорим.

Д. — Нам будет интересно.

У. — Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.

  1. Актуализация знаний

У. — Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?

(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни. 

Я горжусь тем, что русский – это мой родной язык. 

Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию. 

Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге. 

На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно! 

Русский язык считается одним из самых сложных языков мира, но и одновременно самым красивейшим языком. На нём разговаривают и творят великие люди. Я горжусь, что я тоже разговариваю на этом прекрасном языке, с радостью познаю его. Люблю читать книги, слушать песни на русском языке. Я и дальше буду стремиться изучать и продолжать любить этот замечательный, древний, с богатой историей русский язык. 

Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)

У. — Какой раздел мы с вами изучаем?

Д. — Слово и его значение.

У. — О чём говорили на прошлом уроке?

Д. — О значении слов, о многозначных словах.

  1. Самоопределение к деятельности

У. – Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?

Д. – Нет.

У.- Может ли один предмет, одно понятие называться разными словами? Например: МЕДВЕДЬ (СЛАЙД 2)

Д. – Может. Медведь – косолапый, млекопитающее, зверь.

У. – А одно слово может называть совершенно различные предметы? Примером для вас будет слово КЛЮЧ (СЛАЙД 3)

Д. – Может. Ключ – приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их значения?

Д. – СИНОНИМЫ

У. – назовите мне синонимы к слову солдат СЛАЙД 4 солдат-воин, защитник, боец

Назовите синонимы к слову метель СЛАЙД 4 — щелчок метель-вьюга

У. – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения?

Д. – АНТОНИМЫ

У. – назовите антонимы к словам, правда, горький, добрый, свет. СЛАЙД 5

(правда-ложь; горький-сладкий; добрый-злой, свет — тьма) СЛАЙД 5-щелчок

У. – какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания

Д. – ОМОНИМЫ

У. – Приведите примеры (ответы детей)

(коса, ключ, ) СЛАЙД 6

У. – Какова же тема нашего урока?

Д. — Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 7

У. – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока.

У. -Какие задачи поставим перед собой на урок?

Д. – продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи. СЛАЙД 8

У. – откройте тетради, запишите число, классная работа

  1. Работа по теме урока

1. У. — Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86, Прочитаем группу слов в пункте 2 (читаю сильные дети). Как назвать эти слова?

Д. — Синонимы.

У. — Вы знаете, что такое близнецы?

Д. — Близнецы – это всегда двое, иногда трое. Они родились в один день и они только по отношению друг к другу близнецы. СЛАЙД 9

У. — Но и у близнецов бывают небольшие отличия. Вот и синонимы это своего рода близнецы.

-Давайте подберём слова – близнецы к слову «смелый»

-Запишите самостоятельно в тетради слова-близнецы.

-Какие слова у вас получились?

— Я воспользовалась толковым словарем, и вот что получилось у меня

(Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный). СЛАЙД 10

У. – А теперь к слову «маленький» найдём синонимы из словаря синонимов учебника на странице 122. , и запишем в тетрадь (один ученик диктует)

Д. – маленький, крошечный, небольшой, с ноготок отрок, мальчик-подросток.

У. – Давайте прочитаем в учебнике определение синонимов. Стр. 87.

2. У. — А теперь послушайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

— Кислое, зачем оно?

— Что вы? – шепчет червячок

— Сладкий у него бочок.

-Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке)

Низко – высоко.

Близко – далеко.

Мало – велико.

Кислое – сладкое. СЛАЙД 11

-Проверьте, вот что должно у вас быть записано. Оцените себя с помощью сигнальных карточек

-Что это за слова?

Д. — Антонимы

У. – Прочитаем определение в учебнике на стр. 87.

Выполним упражнение 144 на с. 89.

Работаем в парах, а проверим выполненную работу по цепочке. Прочтем полученные пары слов.

  1. Физминутка

Физкультминутка с использованием антонимов.

  1. Продолжение работы по теме урока

У. — Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите антонимы в предложенных вам пословицах, и запишите их. СЛАЙД 12

Утро вечера мудренее.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Любишь взять – люби отдать.

Д. — Сравните вашу работу и оцените с помощью сигнальных карточек СЛАЙД 13

Утро – вечер.

Встречают – провожают.

Взять – отдать.

У. -Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.

3. У. -А теперь ответьте на такие вопросы:

— Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (КЛЮЧ) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок

— Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) СЛАЙД 14 щелчок, щелчок, щелчок

У. — Что это за слова?

Д. — Омонимы.

У. — Или слова – тёзки. Прочитаем определение на стр. 89

Д. — (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.)

У. — Отгадайте загадки. СЛАЙД 15

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Д. — Лук. Щелчок Объяснения детей. Щелчок

У. — Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.

Д. — Перо. Щелчок Объяснения детей щелчок

У. — Прочитайте определение в учебнике на стр. 87.

Д. – Чтение правила сильным учеником

У. — Молодцы ребята! Давайте в заключении обратимся опять к рабочим листам, а именно к таблице №1. Заполните недостающие ячейки таблицы.

Таким образом мы проверим, как вы усвоили этот урок.

  1. Рефлексия

У. — Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам — небольшое сочинение в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли? 

За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.

  1. Итог урока.

У. — Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)

Удалось нам их решить?

  1. Домашнее задание

У. — Для всех. Стр.86, упр.139

А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы СЛАЙД

Лист для работы на уроке

Фамилия, Имя

Дата

Тема урока

Таблица №1

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Значение слов

Звучание слов

Примеры

Тема урока помогла мне. Я узнал(а)…..

Еще я хочу задать вопрос …

по теме

Провела

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые результаты

Предметные:

— определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и обосновывать свое мнение

— осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

— уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч.

Ход урока

Организационный момент

У. — Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть тетради для работы на уроке. Подпишите их.

II. Актуализация знаний

— Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

Поток воздуха. (Ветер)

Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

— К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

— выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

— Составьте с любым из слов предложение.

— Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

— К какой части речи они относятся? ( Глагол)

— Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

— Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

— Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

— Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

— Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 70 (с.47)

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

— При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

— Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный

 тёмный

храбрый

 скупой

искусственный

медлительный

светлый

иностранный

расторопный

трусливый

отечественный

 натуральный

ошибочный

 кратковременный

щедрый

 правильный

Упр. 69 (с. 47) – устно

(Работа в парах. Коллективная проверка)

— Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

слава лежит, а … бежит.

дело лучше …безделья.

всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

2. Беседа

— Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

— Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

— Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

Определить синонимический ряд (знаком +)

Бездушный, чёрствый, отзывчивый

Смелый, храбрый, мужественный

Добрый, жадный, щедрый

Вечный, бессмертный, временный

Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

Подбери к словам антонимы и синонимы:

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а — антонимы, о – омонимы.)

1.Жди горе от моря, а беды от воды.

2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

— Коллективная проверка.

— Оцените специальным знаком свою работу на уроке.

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

YI.Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

— Если я называю пару синонимов — вы топаете, если услышите антонимы — хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

VII.Закрепление изученного материала

5. Работа капитанов

— Составьте из слов синонимические рядыСобрать цветок)

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы]

— Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)

Прочитать стихотворение и найти в нём слова- омонимы и записать их.

Работа в группах:

Дети получают карточки со словами .Дети должны их распределить по домикам.

Самостоятельная работа, один человек работает на откидной доске. Коллективная проверка. Взаимооценка.

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итога

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

Оценивание.

— закрасьте ту часть круга , которая . (слайд 21)

X. Домашнее задание

Упр. 72 (с. 48)

1 уровень — выполнить задание по странице учебника;

2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;

3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы антонимы омонимы употребление
  • Синонимы анемичный
  • Синонимы англиский
  • Синонимы антонимы омонимы теория
  • Синонимы антонимы омонимы стих