Упражнение 1.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.
2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!
3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.
Упражнение 2.
Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.
Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.
Упражнение 3.
Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.
1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
2)Сказать, кричать, воскликнуть.
3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
Упражнение 4.
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.
1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был
весь охвачен огнем.
3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Упражнение 5.
Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.
Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).
Упражнение 6.
К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.
Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.
Упражнение 7.
Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.
Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.
Упражнение 8.
Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.
Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.
Упражнение 9.
Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.
Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.
Упражнение 10.
Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.
1) Ученье – свет, а неученье — …
-
Меньше говори, а …
-
Корень учения горек, а плод …
-
Мягко стелет, да …
-
В глаза не хвали, а …
-
Сытый … не разумеет.
-
Ласточка день начинает, а соловей …
-
За маленьким погнался, а …
-
Легко сказать, да….
-
Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 11.
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.
1) Звание … обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив … (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос … дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
Упражнение 12.
Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).
2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).
4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).
5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).
Упражнение 13.
Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.
1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.
Упражнение 14.
Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?
1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.
2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).
5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).
6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).
7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).
Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).
Упражнение 15.
Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.
1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).
2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.
3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).
5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).
6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).
У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).
Упражнение 16.
Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.
1) скосил траву – скосил глаза
2) косяк журавлей – дверной косяк
3) легкая задача – трудная задача
4) алфавит – азбука
5) старая квартира – новая квартира
6) старая квартира – новая квартира
7) суп из лука – стрелять из лука
метель – пурга
9) глухой голос – звонкий голос
10) свободное место – занятое место
Упражнение 17.
В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.
1) нездоровый, больной, хилый
2) умный, сообразительный, головастый
3) трудный, тяжелый, нелегкий
4) горевать, печалиться, плакать
Упражнение 18.
Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.
1) компания – кампания
2) расплачусь – расплачусь
3) мой (полы) – мой (портфель)
4) лук (растение) – лук (орудие)
5) ты мне дорога – дорога длинная
Упражнение 19.
К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.
а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;
б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;
Упражнение 20.
К данным словам подберите антонимы.
Большой
длинный
левый
горячий
скупой
сладкий
мир
друг
радоваться
труд
жар
рабство
опускать
начало
можно
Упражнение 21.
О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.
1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.
2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;
3) Он может быть человеческий и грамматический.
4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.
5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;
6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи
Упражнение 22.
Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.
Определите, что общего между данными словами:
Подушка, характер, требования;
Старик, вопрос, воображение;
Нитка, тетрадь, работа;
Проспект, архитектор, предложение;
Знаток, город, перемена;
Дуб, держава, талант;
Друг, ответ, выигрыш.
Упражнение 23.
Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
— Что вы? – шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.
Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?
Упражнение
24.
Найдите в предложениях омоформы, запишите их.
1) Каков ни есть, а хочет есть.
-
Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок.
3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».
4) Велели Поле полоть в поле.
5) Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит.
6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.
Упражнение 25
Из предложенных слов выпишите:
1) ряды однокоренных слов
2) ряды синонимов
Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.
Упражнение 26.
Подбери к подчеркнутым словам антонимы.
Будничный день
Веселая история
Интересный репертуар
Скрытный характер
Сказать правду
Большой оптимист
Сильно любить
Уехать на юг
Исчезнуть в волнах
В первую очередь
Заканчивать урок
Встретить карлика
Упражнение 27.
Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.
1) Ретивый – усердный, старательный, живой.
2) Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой.
3) Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
4) Лазоревый – тоже что и лазурный (небо, глаза).
5) Сувенир – памятный подарок.
6) Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н-р: янтарное ожерелье.
Упражнение 28.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1) Под корой тихонько рой: вдруг окажется там рой.
2) Я люблю ваш пятый класс, мне работать с вами класс.
3) Пироги хочу я печь, мне поможет в этом печь.
4) Не люблю я горький лук, для игры мне нужен лук.
5) Мой сосед – крутой боксёр, у него есть злой боксёр.
Упражнение 29.
Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?
1).Человек, задача, металл 2).Океан, бой, платье 3).Человек, голос, место 4).Чай, любовь, время 5).Стук, слова, имя 6).Тон, лицо, кожа 7).Трава, мёд, дым 8).Игра, сад, дом 9).Горох, ремонт, тарелка 10).Шум, выставка, взгляды 11).Ящик, человек, надежды 12).Воздух, журнал, рана 13).Время, копия, науки 14).Работа, хлеб, кофе |
1.Агрессивный 2.Благородный 3.Большой 4.Воздушный 5.Глубокий 6.Глухой 7.Горячий 8.Громкий 9.Грубый 10.Густой 11.Детский 12.Интересный 13.Крепкий 14.Ласковый |
15.Лёгкий 16.Мелкий 17.Новый 18.Последний 19.Постоянный 20.Родной 21.Свежий 22.Сильный 23.Сложный 24.Тонкий 25.Точный 26.Тревожный 27.Чёрный |
Например: время, копия, науки — 13); Точный – 25. Запись ответа: 13)-25 |
__________________________________
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Омонимы – это
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова –
омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ ,
________________________
2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию
и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- _______________________
худой — _______________________ мудрый —
________________________
3.
Антонимы – это
слова с противоположным значением.
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый —
____________________________
добрый — _________________ стоять —
_____________________________
______________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Со словом коса
составьте два предложения, различные по значению.
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова
синонимами.
Стояло жаркое
лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
3.
Сравни два предмета
по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по
смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей
__________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а
плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар
_________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик
_______________________.
______________________
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Проверьте,
понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика
значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
Задирать
нос волноваться, нервничать
Сидеть как на
иголках бездельничать
Водой не
разольёшь зазнаваться, важничать
Бить
баклуши усердно, старательно
Кот
наплакал не работает
Взяться за
ум очень мало
Засучив
рукава неразлучные, очень дружные
Спустя
рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Валится из
рук кое-как
Бежать сломя голову очень
спешить, торопиться
______________________
Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Найди
соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные |
Синонимы |
2.
Подбери синонимы
печальный-
_________________ маленький-__________________
враг-
_____________ умный-______________________
отважный
— ___________ война-______________________
3.
Подбери антонимы.
мокрый
— ______________ быстрый-___________________
тихо-
_________________ трудно-____________________
открытый-______________
день- _____________________
4.
Подчеркни омонимы.
Ручка,
зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.
Тренировочные упражнения
Тест с ответами: “Синонимы, антонимы, омонимы”
1. Выберите слово, которое характерно для детской речи:
а) Изъясняться.
б) Молоть.
в) Лепетать.+
г) Говорить.
д) Плести.
2. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.+
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.
3. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.+
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.
4. Определите пару омонимов:
а) Утренняя заря – заря свободы.
б) Десятичная дробь – барабанная дробь.+
в) Тяжёлая дума – приятная дума.
г) Пшеничное зерно- жемчужное зерно.
д) Мраморная доска – школьная доска.
5. Ряд, в котором слова – омонимы к выделенному:
а) Ввести лекарство – ввести в курс дела – ввести в заблуждение.
б) Войти в дом – войти в моду – войти в роль.
в) Чинить обувь – чинить карандаш – чинить препятствие.+
г) Брать книгу – брать преступника – брать крепость.
д) Встретить поезд – встретить знакомого – встретить новый год.
6. Ряд, в котором слова – омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.+
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.
7. Определите строку с омонимом слова лицо (внешность).
а) Красивое лицо.
б) Лицом к лицу.
в) На тебе лица нет.
г) Приятное лицо.
д) Изменение глагола по лицам.+
8. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.+
д) Безукоризненный.
9. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.+
д) Влияние.
10. Определите строку с омонимом слова секрет (тайна).
а) Держать в секрете.
б) Секрет щитовидной железы.+
в) Секреты производства.
г) Замок с секретом.
д) Узнать секрет.
11. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.+
12. Определите словосочетание с омонимом слова правая (сторона).
а) Правая стена.
б) Правая рука.
в) Правое дело.+
г) Правый глаз.
д) Правый берег.
13. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.+
д) Красивый-привлекательный.
14. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.+
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.
15. Ряд, в котором слова – омонимы к выделенному.
а) Партия (скрипки) – партия(товара) – партия (демократов).
б) Корень (яблони) – корень (зла) – корень (слова).
в) Фаланга (пальца) – фаланга (шеренга) – фаланга (животное).+
г) Крыло (птицы) – крыло (самолёта) – крыло (здания).
д) Линия (руки) – линия (горизонта) – линия (поведения).
16. Слова-омонимы.
а) Станция-остановка-привал.
б) Богатство-состояние-капитал.
в) Осень-весна-зима.
г) Бокс (вид спорта)-бокс (причёска)-бокс (палата в больнице).+
д) Болезнь-слабость- нездоровье.
17. В составе предложения есть антонимы:
а) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
б) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
в) Сытый голодного не разумеет.+
г) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.
д) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами лица.
18. Подберите синоним к слову идентичный:
а) ординарный.
б) Тождественный.+
в) Рентабельный.
г) Ориентировочный.
д) Привилегированный.
19. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.+
20. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.+
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.
21. Синоним, который является нейтральным по стилистическому употреблению:
а) Клянчить.
б) Взывать.
в) Ходатайствовать.
г) Умолять.
д) Просить.+
22. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.+
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.
23. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.+
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.
24. Выберите ряд антонимов:
а) Без оглядки-без просыпу.
б) В обрез-в обтяжку.
в) Тихо-медленно.
г) Хорошо-качественно.
д) Мало-много.+
25. Отметьте пословицу с антонимом:
а) И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
б) Чем богаты тем и рады.
в) Грибы ищут- по лесу рыщут.
г) Ученье- свет, а неученье-тьма.+
д) Гром не грянет- мужик не перекрестится.
26. Определите ряд антонимов.
а) Любить, ненавидеть.+
б) Верность, преданность.
в) Мёрзнуть, дрожать.
г) Смотреть, глядеть.
д) Дремлет, спит.
27. Определите ряд антонимов.
а) Вражда, ненависть.
б) Добро, сочувствие.
в) Соединение, разъединение.+
г) Горячий, тёплый.
д) Истина, правда.
28. Антонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.
в) Имеющие противоположные значения.+
г) Вошедшие в русский язык из других языков.
д) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.
29. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.
30. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.
Источник: Тест с ответами: “Синонимы, антонимы, омонимы” | Образовательные тесты с ответами (liketest.ru)
Упражнения на различения паронимов, антонимов, синонимов и омонимов в тексте
Паронимы
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
Герой все время находится в подвесном состоянии.
Любой поступок заслуживает осуждения.
Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
Ему была представлена возможность поехать на юг.
На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Командировочные должны получить командировочные удостоверения
Он сказал обидчивое слово.
Обед был сытым и веселым.
Она одела шубу , потому что на улице холодно.
Упражнение 2. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.
В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый)лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.
На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.
Омонимы
Упражнение 3. Ответьте на вопросы-шутки (устно).
Какой ячмень нельзя молотит?
Какую соль нельзя положить в суп?
Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Всякий ли пар способен подниматься к верху?
У каких башмаков не бывает каблуков?
Каким гребнем голову не расчешешь?
Из какого крана нельзя напиться?
В какой клетке не держат птиц и зверей?
В каких лесах не водится дичь?
Каким поясом нельзя подпоясаться?
Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?
Упражнение 4. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Упражнение 5. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
1) Муза мне чаек мешает,
Помогает и мешает (Вознесенский).
2) А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)
3) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав (Пушкин).
4) Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари…
Как бьется сердце – злей и чаще!…
Меня проищут до зари (Блок).
5) Ноги давит узкий хром –
В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).
6) …Ваши принципы просты:
Вы очень любите остроты,
Но Вы боитесь остроты (Безыменский).
7) Область рифм моя стихия
И легко пишу стихи я (Минаев).
Упражнение 6. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся, и составьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.
Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Синонимы и антонимы
Упражнение 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.
Упражнение 8. Допишите пословицу, используя антонимы:
Корень учения горек, а плод его …
Ласточка день начинает, а соловей …
Ученье – свет, а неученье — …
Мягко стелет, да жестко …
Не бойся врага умного, а бойся друга …
Знай больше, говори ….
Лучшая вещь новая, лучший друг –
Легко сказать, да…
Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 9. Проверьте, активно ли вы знаете лексику. Подберите антонимы к следующим словам (думать — не более секунды), (устно).
да —
родиться —
хорошо —
начинать —
много —
начало —
большой —
громко —
можно —
вперёд —
светлый —
свободен —
далеко —
войти —
слева —
вход —
налево —
чистый —
Упражнение 10. Подберите антонимы к следующим словам.
вверх —
живой —
всегда —
одетый —
любить —
трудолюбивый —
первый —
сухой —
сильный —
смеяться —
весёлый —
вместе —
дорогой —
умный —
дорого —
встречать —
дороже —
уснуть —
вспомнить —
выиграть —
старший —
тяжёлый —
ругать —
мягкий —
друг —
крупный —
правда —
специально —
ссориться —
разрешать —
продавать —
повышаться —