Синонимы антонимы омонимы употребление

Синонимы

это слова, разные
по звучанию, но близкие по значению.
Пример: алфавит-азбука, бросить-кинуть.
Синонимы могут быть и устойчивые
словосочетания. Например: помочь-оказать
помощь, далеко — за тридевять земель.
Слова-синонимы могут различаться
оттенками значения. Например:
ходить-бродить-шагать. Слова-синонимы
могут обозначать одно и то же явление,
но употребляться в разных стилях речи
или иметь разную стилистическую окраску.
Например: глаза-очи, лицо-лик.

Паронимы-
это слова, разные
по значению, но сходные, близкие по
звучанию. Например: абонемент-абонент,
человечный-человеческий.

Омонимами-
называются слова,
разные по значению, но совпадающие по
звучанию. Например: чай-напиток, чай-
растение.

Омоформы
– слова, совпадающие по звучанию и
написанию в какой-либо одной или
нескольких грамматических формах.
Например: печь(сущ.)
печь(глаг.);
лечу(лечить)
лечу(лететь).

Омофоны
– слова, разные по написанию, но одинаковые
по произношению. Например:
луг – лук, пруд –
прут, гриб – грипп.

Омографы
– слова, которые пишутся одинаково, но
имеют ударение на разных слогах. Например:
мукА – мУка, зАмок
– замОк.

Антонимы-
это слова,
противоположные по значению. Например:
добро-зло, чисто-грязно.

4. Лексика. Исконно русские и заимствованные слова.

Заимствованные слова
— слова, который были взяты из другого
языка, т.к. подходящее слово для обозначения
чего-либо отсутствовало, например,
русское слово «спутник» (обозначающее
космический спутник) было заимствовано
во множество языков, когда СССР вывел
первый искусственный спутник на орбиту
Земли

Под исконно русской
лексикой понимаются те слова, которые
образовались непосредственно в русском
языке в разные периоды его развития.
Есть несколько групп исконно русских
слов.

1. Общеславянские слова, которые
вошли в русский язык из славянского
языка-основы. Это, например, названия
лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)]
названия некоторых орудий труда (соха,
плуг); наименования лиц по роду их занятий
(ткач, жнец); названия жилища (дом, двор);
названия продуктов питания, пищи (молоко,
каша, пирог, мед, квас); названия деревьев
(липа, дуб, сосна, береза).

2.
Восточнославянские (или древнерусские)
слова, которые возникли в русском языке
примерно в XI—XIV
вв. Таких слов очень много, они общие
для русского, украинского и белорусского
языков, составлявших единый
восточнославянский язык. Например:
дядя, племянник, коромысло, скатерть,
кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево,
мешок, зодчий и др.

3. Собственно
русские слова, появившиеся начиная с
XIV
в. после разделения восточнославянского
языка на украинский, белорусский и
русский. Сюда относятся все слова, кроме
заимствованных.

5. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

Основу
лексики современного русского языка
составляют общенародные
слова, но в ее состав входят также и
слова, сфера употребления которых
ограничена: диалектизмы, жаргонизмы,
профессионализмы.

Диалектизмы
— это слова, сфера употребления которых
ограничена определенной территорией.
Как правило они имеют соотносительное
по значению слово в литературном языке.
Например: говорить-разговаривать-балякать(
в северных городах)

Жаргонизмы
— это слова, используемые узким кругом
лиц, объединенных общностью интересов,
занятий и т.д. Например: салага-в речи
моряков, старик, законно( хорошо).

Профессионализмами
— называются люди, объединенные по роду
своей деятельности, часто употребляют
названия предметов, процессов, продуктов
труда, принятые лишь в их среде, не
ставшие общеупотребительными. Например:
кок- повар, шапка- заголовок.

6.Лексика.
Устаревшие слова и неологизмы.

Изменения в лексическом
составе языка происходят постоянно:
некоторые слова устаревают и уходят из
языка, другие появляются — заимствуются
или образуются по существующим моделям.
Те слова, которые вышли из активного
употребления, называются устаревшими;
новые слова, только появившиеся в языке,
носят название неологизмов.

Неологизмы
– новые слова ограниченного употребления,
новизна которых осознаётся носителями
языка.

Примеры неологизмов:
хит, компьютер, хакер, сайт, мегабайт,
биополе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема урока: « Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Их употребление»

Класс: 10

Тип урока: урок обобщения, закрепления, контроля.

Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Их употребление».

Задачи:

образовательные:

— повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

— совершенствовать навыки грамотного письма;

— формировать навык публичного выступления с применением презентации, обогащать словарный запас учащихся.

развивающие: 

— развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

воспитательные: 

— воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентации, видеофрагмент, карточки, раздаточный материал, рабочие листы.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть! Видео фрагмент.

2. Повторение пройденного материала. (2 минуты)

Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме «Лексика».

Введение в тему:

— Что такое лексика? (Словарный состав языка)

Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

— Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете? (оксЮморон, синЕкдоха, метонИмия, олицетворение, метафора)

— Для чего они используются? (помогают ярко и образно описать предметы и явления действительности).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. (3 минуты)

Игра «Узнай меня!» Посмотрите на слайд и скажите, как называются выделенные слова в каждой строке?

1.Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один — Петя. (Синонимы)

2. Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)

3. Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)

4. Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)

4. Определение темы урока. Целеполагание. (1 — 2 мин)

Подумайте и назовите тему нашего урока. (Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление в речи.)

— Какие цели мы поставим перед собой? (Сегодня мы обобщим и повторим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.)

5. Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся (25 мин)

Даётся задание по группам. Работа с учебником.

1группа: Что называется синонимами? К какой части речи принадлежат синонимы? Для чего употребляются в речи синонимы? Приведите примеры. (стр.44)

2 группа: Что называется антонимами? К какой части речи принадлежат антонимы? Для чего используют антонимы? Приведите примеры. (стр.47)

3группа: Что называется омонимами? Назовите виды омонимов. Приведите примеры. (стр.39)

4 группа: Что называется паронимами? Как пишутся паронимы? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов? (стр.42)

Выступление 1 группы учащихся по теме «Синонимы». Вопросы к выступающим.

Практическая деятельность учащихся

Тренировочные упражнения.

Задание: решите кроссворд.

Н

Е

Б

2Г

О

О

С

Р

3П

Р

О

З

В

И

Щ

Е

4В

О

И

Н

5Г

А

Р

Д

Е

Р

6О

Б

7Г

Н

Е

В

Н

Ы

Й

8А

Р

Т

И

С

Т

9М

О

Н

У

М

Е

Н

Т

10А

Р

О

М

А

Т

Н

Ы

Й

Н

Ы

Й

По горизонтали:

3. Кличка

4.Боец, солдат

5. Раздевалка

7. Яростный

8. Актёр

9. Памятник

10. Душистый

По вертикали:

1. Небо

2. Несчастье

6. Большой

Устная проверка.

Выступление 2 группы учащихся по теме «Антонимы». Вопросы к выступающим.

Практическая деятельность учащихся.

Тренировочные упражнения.

Задание: подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Взаимопроверка. Слайд 4

Занимательная Минутка. Игра «Перевертыши». Узнайте известное выражение, подбирая антонимы (устная работа)

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

2. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)

5. Курица — кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

Выступление 3 группы учащихся по теме «Омонимы». Вопросы к выступающим.

Практическая деятельность учащихся

Тренировочное упражнение.

Орфографическая пятиминутка.

Вставить пропущенные буквы, определяя лексическое значение слов. Подберите проверочные слова.

Ст…рожил нашего села – ст…рожил склад

Флаг разв…вается – ребенок разв…вается

Осв…тить комнату – осв…тить храм

Скр…пя сердце – скр…пя зубами во сне

Пол…скать ребёнка – пол…скать бельё Взаимопроверка. Слайд 5.

Выступление 4 группы учащихся по теме «Паронимы». Вопросы выступающим.

Практическая деятельность учащихся

Тренировочное упражнение «Лови ошибку»

Задание: найти и исправить ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым (сытным).

2) Шуба была сшита из искусного меха (искусственного).

3) Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге(гоночный.)

4) Учитель предоставил новенького классу (представил).

5) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание (Злостные).

Взаимопроверка (устно).

6.Закрепление новых знаний (4 минуты)

Контрольный тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».

1. Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко Д) Правильно, верно

2. В составе предложения есть антонимы.

А) Сытый голодного не разумеет.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

3. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

4. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

5. Укажите строку паронимов.

А) Белый, черный В) Искусный, искусственный

С) Холодный, теплый Д) Горячий, обжигающий

6. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»

А) Родиться в рубашке, собраться с духом

В) Невелика птица, пустое место

С) Заткнуть за пояс, утереть нос

Д) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки

Ключ к тесту

1- Д 2- А 3- Д 4- С 5- В 6- Д

Самопроверка. Слайд 6

7. Итог урока. Оценивание. (2 минуты)

Подведем итоги.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать. Б.Слуцкий

В четверостишье Бориса Слуцкого очень верно говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

8. Рефлексия. (2 минуты) Слайд 7.hello_html_a7bb2a2.jpg

Техника «рефлексивная мишень».

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке своего результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

9.Дифференцированное домашнее задание. (1 минута) Слайд 8

Для всех: повторить теорию (§§ 8-10)

На выбор:

*Выполнить упражнение № 40 (по образцу)

**Творческое задание: составить синквейн на тему Синонимы», «Антонимы»,

«Омонимы», «Паронимы».

*** Написать сочинение — миниатюру на тему «Использование синонимов, антонимов,

омонимов, паронимов в речи».

Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример):

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример:

Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.

Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример:

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.

Смешение паронимов – это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.

Видео по теме

Всё для учебы » Русский язык » Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Синонимы антонимы омонимы паронимы: что это такое

Изучение русского языка – дело очень сложное и под силу оно только тем, кто действительно жаждет знать его. С малых лет мы слышим от родных русскую речь и стараемся запоминать, как и в каких случаях нужно произносить те или иные слова. Но русский язык не даром велик и могуч, и при его изучении открывается еще много всего нового и неизведанного. Одной из таких тем является лексическая красота языка, которую придают специальные лексические средства выразительности речи.

Понятие о лексической красоте речи

Давайте представим себе такую ситуацию: ваш собеседник рассказывает вам про выходные, проведенные с детьми в Диснейленде. «Когда мы приехали в Диснейленд, возле касс было очень много людей, а потом людей стало меньше, и мы купили билеты. Правда добирались мы до Диснейленда долго, а оказалось, что можно было купить билеты прямо в отеле в самом Диснейленде, даже дешевле бы вышло…» Согласитесь, такое повествование быстро вас утомит, даже если вы всегда хотели услышать отзывы об этом парке от очевидцев.

А теперь представьте, что история прозвучала примерно так. «Людей в Диснейленде, действительно, много, поэтому в очереди к кассам мы простояли очень долго. А зря! Ведь, если бы заранее все узнали, то сразу бы поселились в отеле на территории парка развлечений, и приобрели бы билеты прямо на ресепшине. И время сэкономили бы на дорогу, и деньги, и силы на прогулку…» Заметили? Совершенно по-другому звучит одна и та же история. А все потому, что во втором варианте собеседник украсил свой рассказ лексическими средствами выразительности речи.

К лексическим средствам выразительности речи относят такие слова, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Каждый из видов этих лексических средств несет в себе настоящие драгоценные камни, которыми украшается родная речь. Если же отказаться от их использования в языке, то речь будет скудной, бедной и абсолютно безэмоциональной, а люди, которые будут разговаривать в подобном ключе, больше будут напоминать роботов, выполняющих односложные команды.

Синонимы

Вспоминаем уроки русского языка в среднем звене и определяемся с тем, что же такое эти синонимы.

Синонимы представляют собой такие слова, которые имеют различное написание, но смысл их одинаков. Например, «дача» — «усадьба» — «огород», или «спешить» — «поспешать» — «торопиться» и другие. Из нескольких таких слов – синонимов – образуется так называемый синонимический ряд, слова в котором будут нести практически одно и то же значение, но иметь различную интонацию и эмоциональную окраску. Благодаря этому повествование будет более мелодичным по звучанию, а слова будут принимать различные лексические значения. Например, глагол «смотреть» несет нейтральный смысл, он употребляется чаще всего в информационном стиле повествования чего-либо. Но если перефразировать его в «глядеть», то мы получим лексическую форму того же глагола, которая чаще встречается в литературном жанре. Ну, а если мы выйдем во двор и прислушаемся к компании подростков, то скорее всего услышим этот же глагол, но в разговорной форме «зырить», что тем не менее тоже означает «смотреть». При этом все три формы имеют право существовать.

Но знать синонимы – это еще полбеды. Оказывается, в русском языке они еще делятся на типы.

Первую группу образуют абсолютные синонимы – слова, совершенно одинаковые и по своему значению, и по эмоциональной окраске (например, «лингвистика» — «языкознание», «город» — «мегаполис»).

Вторая группа синонимов – это стилистические синонимы. Они по своему лексическому значению представляют собой одинаковые значения, а по стилю изложения – разные (например, в нейтральном значении «опыт», в книжном значении «эксперимент»).

Следующая группа – это смысловые синонимы. Они близки друг другу по смысловой нагрузке (например, «ярость» — «гнев»).

Заключительной группой являются однокоренные синонимы, т.е. слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень (например, «неграмотный» — безграмотный») и разнокоренные синонимы т.е. слова близкие по значению и имеющие разные корни (например, «красный» — «алый»).

Какую же функцию несут эти слова в русском языке, спросите вы. Именно украшение речи, ведь синонимы – это одно из средства лексической выразительности. С помощью этих слов можно добиться следующих приемов в повествовании:

  • замена однозначных слов в рассказе, с целью избежания многократных повторов (например, Саша, он, школьник, мальчик);
  • уточнение деталей в повествовании (например, от Луны исходил холодный, голубоватый свет);
  • экспрессивная стилистика – используется в литературных жанрах. С ее помощью можно использовать синонимы нейтральных слов в различных стилях изложения (как литературном, так и разговорном), одно и то же слово можно подать как в современной интерпретации, так и в устаревшем значении (например, «губы» — «уста»), а также подобрать слово, более эмоциональное по интонации, подходящее той или иной ситуации (например, «наказание» — «возмездие»).

Антонимы

Антонимы же представляют собой совершенно противоположение по значению слова, например, «холодный» — «горячий», «ложь» — «истина» и т.д.

В русском языке антонимам отводится почетная и важная роль, они лежат в основе противопоставлений, что носит название антитезы.

Эти слова тоже делят на группы в зависимости от того, что они обозначают. Рассмотрим эти группы.

  • Антонимы, передающие качественные признаки («добрый» – «злой», «низкий» — «высокий»).
  • Антонимы, передающие количественные признаки («много» – «мало).
  • Антонимы, передающие признаки состояния, оценивания или каких-либо действия («пришел» – «ушел», «плохо» — «хорошо»).
  • Антонимы, передающие пространственные или временные признаки («день» – «ночь», «север» — «юг»).

Главным отличием антонимов от синонимов является то, что антономический ряд их состоит только из пары слов («плохой» – «хороший», «большой» — «маленький» и т.д.). С точки зрения морфологии, антонимы могут быть как однокоренными («грамотный» — «безграмотный»), так и разнокоренными («красивый» — «уродливый»).

Какова же функция антонимов в русском языке?

Прежде всего они являются средствам выразительности речи, которое используются в художественной литературе, журналистике, и прочих видах повествования («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин). В литературе часто прибегают к понятию оксюморона, т.е. к сочетанию в одной фразе или словосочетании несочетаемых по значению понятий, и антонимы выступают при этом главным звеном («скупой рыцарь», «трусливый лев» и прочее). Незаменимы антонимы при составлении пословиц и поговорок («мягко стелет, да жестко спать»), а также в заголовках литературных произведений и журналистских публикаций («Война и мир», «Отцы и дети»).

Омонимы

Следующей, не менее важной составляющей лексической выразительности речи, являются омонимы – слова, которые совершенно одинаковы по звучанию и написанию (исключение омофоны), но при этом они несут совершенно разный смысл. Все мы сталкивались с подобными словами еще в начальной школе, если не раньше. Помните слово «коса»? Сколько значений оно имеет? Первое – девичья коса, второе – коса для сенокоса, третье – коса, отмель, где можно купаться. И таких слов очень много: кок (повар на корабле и название прически), кран (подъемный и рукомойный) и т.д.

Важно! Омонимы нужно уметь отличать от многозначных слов, значения которых взаимосвязаны друг с другом (например, «шляпка» — может употребляться в качестве дамского головного убора, а может быть шляпкой гриба. Но общее в этих словах то, что и в одном, и в другом значении это шляпка). В омонимах такого нет, и все слова по значению разные и связи друг с другом никакой не имеют.

Омонимы, так же, как и синонимы с антонимами, делятся на типы:

  • первый тип – лексические, как раз «косы», «краны» и прочие как раз относятся к этому типу омонимов;
  • второй тип – омофоны – слова которые отличаются в написании одной буквой, но по звучанию одинаковы (например, «леса» — «лиса», «лук» — «луг»).
  • третий тип – омоформы – это слова, которые одинаковы по написанию и звучанию, но имеют не только разный смысл, но и относятся к разным частям речи. Например, «мой руки» («мой» — это глагол), «мой пиджак» («мой» — это местоимение), «лечу в Питер» — «лечу рану» (в обоих случаях это «лечу» — это глаголы, но они имеют разные значения).
  • и четвертый тип – омографы – это слова, которые имеют совершенно одинаковое написание, но из-за того, что в них ударение падает на разные слоги, эти слова произносятся по-разному и имеют различное знчение («пшеничная мука» — ударение на второй слог, «тяжкая мука» — ударение на первый слог, «древний замок» — «открыть замок»).

Каково же значение в русском языке таких слов, как омонимы?

  • прежде всего, они используются для придания речи лексической выразительности;
  • широко применяются при составлении различного рода каламбуров и эпиграмм («Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.» (С.Я. Маршак);
  • а также используется многими поэтами и авторами при написании детских стихотворений, например, часто встречается у Корнея Чуковского.

Паронимы

Четвертым средством для придания речи лексической выразительности выступают паронимы – слова, которые имеют одинаковое звучание, но пишутся по-разному. К таким примерам можно отнести следующие: «рассвет» — «расцвет», «желаю провести время весело» — «оно мало весило».

В русском языке есть такое понятие, как парономазия. Оно означает стилистическую фигуру, в которой в предложении рядом размещаются слова, близкие друг другу по звучанию, но разные по своему смысловому значению (например, «тот не глуп, кто на слова скуп»).

Стоит отметить, что паронимы в некоторым смысле являются своего рода производными омонимов. Причина того, что их выделили в отдельную группу, состоит в том, что существует необходимость пополнения лексического состава однокоренных слов с нетипичными смысловыми оттенками, т.е. для уточнения их смысловых характеристик.

Паронимы делят на типы:

  • синонимические – т.е. похожие по значению («проводить опыты» — «производить опыты»);
  • стилистические («встать» — «стать»).

Функции паронимов состоят в следующем:

  • для лексической выразительности речи;
  • для уточнения значений слов («мне знакомо его лицо» или «мне знакома его личность»);
  • для характеристик персонажей или создания комических образов в литературе.

Важно!
Иногда паронимы могут быть употреблены неправильно из-за схожего их написания или звучания. Это порой становится причиной грубейших лексических ошибок: «Принять эффективную позу» вместо «эффектной».

Вместо заключения

Да, учить языки очень сложно, в том числе и иностранные. Но довольно часто учителя русского языка и словесности сталкиваются с тем, что школьники не уделяют должного внимания изучению родного языка. Ведь мало уметь говорить на языке, только потому, что каждый день мы слышим его ото всюду. Нужно уметь правильно говорить и не только правильно, но и красиво. В русском языке есть выражение «Молчание – золото!» Но если человек красиво и грамотно выражает свои мысли, то это тоже Золотые Слова.

План-конспект занятия на тему «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний ,совершенствования навыков и умений.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов. Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

I . Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1) Индивидуально
2) Фронтальный опрос по теме самостоятельной работы:

« Функционирование звуков языка в тексте»

— Что такое звукозапись?

— Что такое анафора?

— Что такое аллитерация?

III . Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.

IV . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

1) Фронтальный опрос.

— Что такое лексика?

-Что такое слово?

-Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

-Какими значениями обладает слово?

-Что такое лексическое значение слова?

-Что такое грамматическое значение слова?

-Что такое лексема?

-Назовите лексему, относящиеся к разряду имен существительных и определите его лексическое и грамматическое значения.

-Какие грамматические значения имеют лексемы, относящиеся к разряду имен прилагательных? Приведите примеры.

-Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значениями?

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Эпигон).

6.Антоним к слову “идентичный” (Различный).

7. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

8. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный).

9. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха

10. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).

3.Лексика: основные понятия.

Лексика — это словарный состав языка.

Лексикология — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

Синонимы — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы — это слова, противоположные по значению.

Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы– слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

— представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;

— оплатить проезд – заплатить за проезд;

— одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;

— эффективный метод – эффектный вид.

V . Работа по повторению материала.

1. Работа у доски

Задание . По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Суть, сущность (квинтэссенция).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Определенно, предметно (конкретно) .

Установление, утверждение (констатация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Задание . Составьте синонимические пары

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Задание. Подберите к данным словам антонимы сгруппируйте антонимические пары по частям речи

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.

Ключ: Существительные: радость — грусть, друг — враг, зло — добро, тьма — свет, земля — небо, начало — конец.
Прилагательные: смелый — трусливый, горький — сладкий, горячий — холодный, узкий — широкий, больной — здоровый, длинный — короткий, чистый — грязный
Наречия: много — мало, вверху — внизу
Глаголы: найти — потерять, говорить — молчать, любить — ненавидеть, смеяться — плакать, вспомнить — забыть.

Задание. Подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

2.Работа по карточкам .

Карточка№1.

Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Карточка№2.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный — исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка№3.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Карточка№4

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.“Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, — сказал старик.

Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. В политике двойные стандарты неприменимы. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Карточка№5

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости. Собаки встретили путешественников злобным лаем. Этот человек производит двойное впечатление. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Карточка№6

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Карточка№7

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ: 1. ( иголочныеигольчатые ). 2. ( лесистомулесному ).
3. ( памятливоепамятное ).5. ( рискованныйрисковый ).7. ( сборочномсборном ).

Работа с учебником: с. 51-55 упр. № 49, 52, 55, 59.

VI . Подведение итогов урока. Выводы (рефлексия).

источники:

http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/sinonimyi-antonimyi-omonimyi-paronimyi-chto-eto-takoe.html

http://infourok.ru/plankonspekt-zanyatiya-na-temu-slovo-v-leksicheskoy-sisteme-yazika-omonimi-sinonimi-antonimi-paronimi-i-ih-upotreblenie-1762499.html

Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Синонимы объединяют в синонимические ряды. Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта — это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный, отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

Антонимы

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет1 и Свет2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания.
  3. Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.


Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«

Синонимы, антонимы, омонимы

Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы

Вернуться в раздел «Лексика и фразеология».

Оглавление

  1. 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
    1. 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
    2. 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
    3. 1.3 Фразеология
    4. 1.4 Лексика. Орфография

Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

 Лексикология изучает словарный состав языка.

    Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

    Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

    Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

    Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

    Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

    От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

    Существуют различные разновидности омонимов:

  • лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (леса – лиса);
  • омографы (мУка – мукА).

    Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

    Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

    Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

    Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).

Группы слов по происхождению и употреблению

    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

    Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

 Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

    Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

    Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

    Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

    По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

Упражнение № 1

    Укажите лексическое значение слов.

    Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Упражнение № 2

 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

    Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение № 3

 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

    Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

Упражнение № 4

 Подберите и запишите синонимы к данным словам.

    Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.

Упражнение № 5

    Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

    Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.

Упражнение № 6

 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

    1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)

Упражнение № 7

 Составьте предложения с данными словосочетаниями.

    Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.

Упражнение № 8

 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

    Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.

Упражнение № 9

    Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

    Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).

Упражнение № 10

    В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

  1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
  2. Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
  3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
  4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
  5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).

Упражнение № 11

 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

    Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.

Упражнение № 12

    В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

    Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

    Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.

    Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

    Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.

Фразеология

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

    С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

    1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

    2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

        а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

        б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

        в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

    Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.

Упражнение № 13

    Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

Упражнение № 14

    Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

  1. Мало.
  2. Притворяться несчастным.
  3. Прославиться, стать известным.
  4. Не думать о своей безопасности.
  5. Медлить, делать что-либо очень медленно.
  6. Выделяться отчетливо, ярко.
  7. В худшем случае.
  8. Чувствовать себя уверенно.
  9. Объективно, непредвзято. 
  10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

   Вид ошибки  Пример
1. Слово употребляется в несвойственном ему значении Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Из её глаз беззвучно текли слёзы. 
3. Анахронизм (внеисторическое употребление слова)  В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 
4. Тавтология (повторение однокоренных слов)  Это характеризует характерные черты нашего времени. 
5. Смешение паронимов  Ученик тоже соучастник учебного процесса. 
6. Речевая избыточность (плеоназм) Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 
7. Речевая недостаточность  Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 

Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

    Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

    1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

    2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

    Приставка ПРИ- обозначает:

    1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

    2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

    3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

    4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

    5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.

    Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать

    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упражнение № 20

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Упражнение № 21

    Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

    Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение № 22

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.

Проверь себя

 В каком ряду во всех словах пишется И?

    1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

    2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

    3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

    4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы антонимы омонимы стих
  • Синонимы английского языка таблица
  • Синонимы английского языка примеры
  • Синонимы антонимы омонимы сообщение
  • Синонимы антонимы омонимы слова беречь