Синонимы антонимы омонимы самостоятельная работа

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

1 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

липкий шофёр

говорить краснеть

водитель болтать

красный клейкий

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

подъём спуск

храбрость плакать

смеяться трусость

крик кричать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

дети – ___________________ азбука – _______________________

узор – ___________________ воин – ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).

Поучение (наставление, наказание, назидание).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

белый – ___________________ до свидания – ________________

завтрак – ___________________ юг – ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. ________________ это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.

2. ________________ это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________

это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и

название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для

стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.

Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

2 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

сиреневый учтивый

сторожить лиловый

вежливый охранять

белый белеть

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

восток поздний

безделье запад

ранний труд

бег бежать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

скоро ___________________ друг _______________________

луна ___________________ путь ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Душистый (пахучий, ароматный, душевный).

Думать (размышлять, объяснять, мыслить).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

плохо ___________________ прежде ______________________

завтрак – ___________________ запад ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на

небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.

Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш

______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.

Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,

коричневый.

_________           _______________________________________

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом  синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________             _______________

____________       _____________             _______________

          ____________       _____________             _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

    Пользуйтесь словами для справок.

           Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — _______ , вверх —  _________, холодный — ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз —  ___________,          мелкий   почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам .

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.

Омонимы   

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

      запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы  ели там?

— Лисички!              ____________   ,   ____________

2)   Шуточные вопросы.

 Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________

 Какую соль не кладут в суп? _________________

       Какой кистью   не  красят  стену? ______________________

добрая- сердитая  

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная


класс

Самостоятельная работа по
русскому языку

«Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы»

1.
Закончите предложение.
Слова, разные по звучанию, но
одинаковые по лексическому значению, называются _______________________________________.

2. Закончите
предложение.
Слова, противоположные по лексическому значению, называются _______________________________________.

3. Заполнить таблицу, подобрав к данным словам по одному
синониму и одному антониму.

Антоним

Синоним

Слово

грубый

тёмный

громко

мудрость

храбрость

потерять

одобрять

4. Составьте с данными синонимами словосочетания (!).

1. Прекрасный – красивый. 2.
Большой – огромный
. 3. Низкий
– невысокий
. 4. Мокрый – влажный. 5. Слабый – хилый
.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Составьте с данными антонимами словосочетания (!).

1. Маленький – большой. 2. Черный – белый. 3.
Сильный – слабый. 4. Гладкий – шершавый. 5. Много – мало
.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6.
Закончите предложение.
Слова, сходные по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению, называются
______________________________.

7.
Закончите предложение.
Однокоренные слова, близкие
по звучанию и значению, называются
_______________________________________.

8. О чём (о ком) идёт речь в предложениях? Ответ запишите в
строке ниже.

1.Она пуще неволи. Если на «неё» ехать, то не надо собак
кормить.

___________________________________________________________.

2. Он может быть человеческий и грамматический.

___________________________________________________________.

3. Его встречаем мы в грамматике. На нём говорят в определённых
районах.

___________________________________________________________.

4.Они помогают улучшить зрение. Они служат для определения
победителя.

___________________________________________________________.

9. Выпишите
из текста паронимы (
пример: Надел шапку. Одел
ребёнка
. Выписываем «Надел – одел»
).

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же
друзья за проступки ругают.

Порой осуждают, порой обсуждают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10. Подберите паронимы к словам (пример: жестокий — жесткий).

Драматический — ___________________.

Дружеский — ___________________.

Злой — ___________________.

Существо — ___________________.

Заглавный — ___________________.

Гнездовье — ___________________.

Подпись — ___________________.

Единственный — ___________________.

11.
Докажите, что данные слова являются омонимами. Для этого составьте
словосочетания и предложения с данными словами.

Свет, ручка, коса, клетка, лавка.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ОЦЕНКА___________

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

1 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

липкий шофёр

говорить краснеть

водитель болтать

красный клейкий

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

подъём спуск

храбрость плакать

смеяться трусость

крик кричать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

дети – ___________________ азбука – _______________________

узор – ___________________ воин – ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).

Поучение (наставление, наказание, назидание).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

белый – ___________________ до свидания – ________________

завтрак – ___________________ юг – ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.

2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –

это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и

название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для

стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.

Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.

Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

2 вариант

1. Найди и соедини линиями синонимы.

сиреневый учтивый

сторожить лиловый

вежливый охранять

белый белеть

2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.

__________________________________________________________________________

3. Найди и соедини линиями антонимы.

восток поздний

безделье запад

ранний труд

бег бежать

4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.

__________________________________________________________________________

5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.

скоро – ___________________ друг – _______________________

луна – ___________________ путь – ________________________

6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным

словам.

Душистый (пахучий, ароматный, душевный).

Думать (размышлять, объяснять, мыслить).

7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.

плохо – ___________________ прежде – ______________________

завтрак – ___________________ запад – ________________________

8. Прочитай.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на

небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.

Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш

______________.

6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.

Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,

коричневый

Самостоятельная работа по теме:  «Состав слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»

2 класс

1 вариант

Фамилия, имя ______________________________________________________________

1. Разбери слова по составу:

Козлёнок , грибок , придорожный , каменщик , творожный , бабушка , въезд .

2. Выбери правильный ответ:

Часть слова, которая стоит после корня, называется…

а) приставка;

б) суффикс;

в) окончание;

г) основа.

3. Допиши правило.

Окончание – это _________________________________________________ .

4. Продолжи правило.

__________________________________________ – это слова близкие  по значению.

__________________________________ – это слова противоположные по значению.

5. Отметьте группу синонимов.

а) мороз, холод, жара;

б) говорить, произносить, шептать;

в) смех, смешной, смешить.

6. Отметьте группу омонимов.

а) рассвет – закат;

б) за´мок – замо´к;

в) вода –  водичка.

7. Вставьте в предложения слова-антонимы.

____________________________ кормит, а ____________________________ портит.

Ученье — ___________________________, а неученье — ________________________ .

Слова для справок: труд, свет, лень, тьма.

Самостоятельная работа по теме:  «Состав слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»

2 класс

2 вариант

Фамилия, имя ________________________________________________________

1. Разбери слова по составу:

Лисёнок , домик , пришкольный , садовник , мусорный , старушка , съезд .

2. Выбери правильный ответ:

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется…

А) приставка;

Б) суффикс;

В) окончание;

Г) основа.

3. Допиши правило.

Основа – это ____________________________________________________ .

4. Продолжи правило.

_______________________________________ – это слова близкие  по значению.

_______________________________ – это слова противоположные по значению.

5. Отметьте группу синонимов.

а) утро, день, ночь;

б) смелый, храбрый, отважный;

в) сочинять, писать, слушать.

6. Отметьте группу омонимов.

а) а´тлас — атла´с;

б) мороз – холод;

в) далеко – близко.

7. Вставьте в предложения слова-антонимы.

Делу ______________________________, а потехе _________________________ .

Лучше горькая _____________________, чем сладкая _______________________ .

Слова для справок: время, правда, ложь, час

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450625-samostojatelnaja-rabota-sostav-slova-sinonimy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы антонимы омонимы памятка
  • Синонимы антонимы омонимы относятся
  • Синонимы антонимы омонимы ответы
  • Синонимы антонимы омонимы опальный
  • Синонимы антонимы омонимы неологизмы