Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.
_________ _______________________________________
Синонимы
1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.
путь |
страх |
работа |
дело |
метель |
дорога |
грусть |
вьюга |
тревога |
нищета |
бедность |
тоска |
родник |
лошадь |
тропинка |
несчастье |
друг |
противник |
враг |
приятель |
горе |
дорожка |
конь |
ключ |
2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.
- Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
- Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
- великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
- храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
Антонимы
1) Подберите антонимы к данным словам.
Тьма — _______ , вверх — _________, холодный — ___________, помогать__________.
2) Продолжите начатые предложения антонимами.
В поле холодно, а в доме _____________.
Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .
3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.
лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз — ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________
4) Найди в словаре антонимы к словам .
Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.
Омонимы
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,
запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! ____________ , ____________
2) Шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________
Какую соль не кладут в суп? _________________
Какой кистью не красят стену? ______________________
добрая- сердитая
добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная
5
класс
Самостоятельная работа по
русскому языку
«Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы»
1.
Закончите предложение. Слова, разные по звучанию, но
одинаковые по лексическому значению, называются _______________________________________.
2. Закончите
предложение. Слова, противоположные по лексическому значению, называются _______________________________________.
3. Заполнить таблицу, подобрав к данным словам по одному
синониму и одному антониму.
Антоним |
Синоним |
Слово |
грубый |
||
тёмный |
||
громко |
||
мудрость |
||
храбрость |
||
потерять |
||
одобрять |
4. Составьте с данными синонимами словосочетания (!).
1. Прекрасный – красивый. 2.
Большой – огромный. 3. Низкий
– невысокий. 4. Мокрый – влажный. 5. Слабый – хилый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Составьте с данными антонимами словосочетания (!).
1. Маленький – большой. 2. Черный – белый. 3.
Сильный – слабый. 4. Гладкий – шершавый. 5. Много – мало.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6.
Закончите предложение. Слова, сходные по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению, называются
______________________________.
7.
Закончите предложение. Однокоренные слова, близкие
по звучанию и значению, называются _______________________________________.
8. О чём (о ком) идёт речь в предложениях? Ответ запишите в
строке ниже.
1.Она пуще неволи. Если на «неё» ехать, то не надо собак
кормить.
___________________________________________________________.
2. Он может быть человеческий и грамматический.
___________________________________________________________.
3. Его встречаем мы в грамматике. На нём говорят в определённых
районах.
___________________________________________________________.
4.Они помогают улучшить зрение. Они служат для определения
победителя.
___________________________________________________________.
9. Выпишите
из текста паронимы (пример: Надел шапку. Одел
ребёнка. Выписываем «Надел – одел»).
Зубастая щука в зубном кабинете
Сыграла эффектно на старом кларнете.
А врач эффективно ей зубы лечил.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же
друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Подберите паронимы к словам (пример: жестокий — жесткий).
Драматический — ___________________.
Дружеский — ___________________.
Злой — ___________________.
Существо — ___________________.
Заглавный — ___________________.
Гнездовье — ___________________.
Подпись — ___________________.
Единственный — ___________________.
11.
Докажите, что данные слова являются омонимами. Для этого составьте
словосочетания и предложения с данными словами.
Свет, ручка, коса, клетка, лавка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ОЦЕНКА___________
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________.
6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый
Самостоятельная работа по теме: «Состав слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»
2 класс
1 вариант
Фамилия, имя ______________________________________________________________
1. Разбери слова по составу:
Козлёнок , грибок , придорожный , каменщик , творожный , бабушка , въезд .
2. Выбери правильный ответ:
Часть слова, которая стоит после корня, называется…
а) приставка;
б) суффикс;
в) окончание;
г) основа.
3. Допиши правило.
Окончание – это _________________________________________________ .
4. Продолжи правило.
__________________________________________ – это слова близкие по значению.
__________________________________ – это слова противоположные по значению.
5. Отметьте группу синонимов.
а) мороз, холод, жара;
б) говорить, произносить, шептать;
в) смех, смешной, смешить.
6. Отметьте группу омонимов.
а) рассвет – закат;
б) за´мок – замо´к;
в) вода – водичка.
7. Вставьте в предложения слова-антонимы.
____________________________ кормит, а ____________________________ портит.
Ученье — ___________________________, а неученье — ________________________ .
Слова для справок: труд, свет, лень, тьма.
Самостоятельная работа по теме: «Состав слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»
2 класс
2 вариант
Фамилия, имя ________________________________________________________
1. Разбери слова по составу:
Лисёнок , домик , пришкольный , садовник , мусорный , старушка , съезд .
2. Выбери правильный ответ:
Часть слова, которая стоит перед корнем, называется…
А) приставка;
Б) суффикс;
В) окончание;
Г) основа.
3. Допиши правило.
Основа – это ____________________________________________________ .
4. Продолжи правило.
_______________________________________ – это слова близкие по значению.
_______________________________ – это слова противоположные по значению.
5. Отметьте группу синонимов.
а) утро, день, ночь;
б) смелый, храбрый, отважный;
в) сочинять, писать, слушать.
6. Отметьте группу омонимов.
а) а´тлас — атла´с;
б) мороз – холод;
в) далеко – близко.
7. Вставьте в предложения слова-антонимы.
Делу ______________________________, а потехе _________________________ .
Лучше горькая _____________________, чем сладкая _______________________ .
Слова для справок: время, правда, ложь, час
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450625-samostojatelnaja-rabota-sostav-slova-sinonimy