Синонимы антонимы омонимы многозначные слова

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Оглавление

  1. 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
    1. 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
    2. 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
    3. 1.3 Фразеология
    4. 1.4 Лексика. Орфография

Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

 Лексикология изучает словарный состав языка.

    Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

    Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

    Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

    Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

    Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

    От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

    Существуют различные разновидности омонимов:

  • лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (леса – лиса);
  • омографы (мУка – мукА).

    Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

    Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

    Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

    Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).

Группы слов по происхождению и употреблению

    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

    Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

 Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

    Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

    Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

    Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

    По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

Упражнение № 1

    Укажите лексическое значение слов.

    Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Упражнение № 2

 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

    Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение № 3

 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

    Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

Упражнение № 4

 Подберите и запишите синонимы к данным словам.

    Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.

Упражнение № 5

    Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

    Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.

Упражнение № 6

 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

    1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)

Упражнение № 7

 Составьте предложения с данными словосочетаниями.

    Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.

Упражнение № 8

 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

    Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.

Упражнение № 9

    Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

    Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).

Упражнение № 10

    В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

  1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
  2. Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
  3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
  4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
  5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).

Упражнение № 11

 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

    Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.

Упражнение № 12

    В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

    Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

    Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.

    Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

    Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.

Фразеология

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

    С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

    1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

    2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

        а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

        б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

        в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

    Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.

Упражнение № 13

    Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

Упражнение № 14

    Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

  1. Мало.
  2. Притворяться несчастным.
  3. Прославиться, стать известным.
  4. Не думать о своей безопасности.
  5. Медлить, делать что-либо очень медленно.
  6. Выделяться отчетливо, ярко.
  7. В худшем случае.
  8. Чувствовать себя уверенно.
  9. Объективно, непредвзято. 
  10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

   Вид ошибки  Пример
1. Слово употребляется в несвойственном ему значении Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Из её глаз беззвучно текли слёзы. 
3. Анахронизм (внеисторическое употребление слова)  В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 
4. Тавтология (повторение однокоренных слов)  Это характеризует характерные черты нашего времени. 
5. Смешение паронимов  Ученик тоже соучастник учебного процесса. 
6. Речевая избыточность (плеоназм) Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 
7. Речевая недостаточность  Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 

Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

    Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

    1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

    2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

    Приставка ПРИ- обозначает:

    1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

    2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

    3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

    4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

    5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.

    Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать

    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упражнение № 20

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Упражнение № 21

    Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

    Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение № 22

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.

Проверь себя

 В каком ряду во всех словах пишется И?

    1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

    2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

    3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

    4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности

Русский язык

6 класс

Урок № 14

Слово и его лексическое значение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Что изучает лексикология.

2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.

Тезаурус

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.

Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.

Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.

Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.

Омонимы:

Норка – маленькая нора;

Норка – зверёк.

Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.

Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.

Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.

Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.

Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.

Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.

Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.

Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.

Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.

Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.

Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.

О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Примеры тренировочных заданий

Выделение цветом

Выделите цветом омонимы.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Правильные ответы:

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).

Мы посчитали точный хронометраж времени.

В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.

Наступил месяц март.

В стихотворении говорится о молодых детях.

В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.

Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.

В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.

Подсказка:

Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.

Правильные ответы:

Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.

Подборка
материала для ознакомления обучающихся с понятиями: многозначные слова,
синонимы, омонимы, антонимы.

Многозначные слова

И. Токмакова «В
чудной стране»

В чужой стране,

В чужой стране, е
бывать

Тебе и мне,
Ботинок черным язычком

С утра лакает
язычком

С утра лакает
молочко

И целый день в
окошко

Глазком глядит
картошка.
Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером
дает,

А стул на гнутых
ножках

Танцует под
гармошку.

В чужой стране,

В чужой стране…

Ты почему не
веришь мне?

А.Шибаев

— Не жалейте
пятачка,-

Говорит корова.-

Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут как
тут:

-Нам по целой
кружке!-

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки…

v
 

«Прощай, мой чуб,

Ты брошен в суп» —

От горьких мук

Стал горьким лук.

Е. Петрищева

Бросил палку кверху
Мишка:

-Падай в шапку с
ели, шишка!-

Шишка хлоп по
голове-

Сразу шишек стало
две.

Б. Рябинина
«Острые вещи»

-Гриша, не бери
нож. Обрежешься!

-Гриша, не бери
вилку. Уколешься!

— Зачем ты взял
стекляшку?  Видишь, она острая…

Когда сели
обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

— Я горчицы хочу,
— сказал Гриша.

— Нельзя тебе
горчицы, она острая, — сказала мама.

Засмеялся Гриша.

-Эх ты! Разве
горчица острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.

С.Я. Маршак. 
Загадка

Он всюду – в поле
и саду,

Он в дом не
попадет

Но никуда я не
иду,

Покуда он идет.

Ф. Бобылев

«Отчего ты
плачешь, друг?»-

Внука дедушка спросил.

«По письму, —
ответил внук,-

Тройку нынче
получил».-

«Ты нажми!

Не будь же
плаксой».-

«Нажимал я …сделал
кляксу!»

А.Власов.

«Расшумелся
самовар,

Поднимает крышку
пар,

В потолок и стену
бьет.

Ване мать кричит:

-Уйдет!

-Не уйдет, —
сказал сынок,-

Дверь я запер на
крючок!

Про
хвосты и головы.

В одной сказке
говорится о том, что животные когда-то не имели хвостов. Однажды все узнали,
что в магазине продаются хвосты. Слон и две его дочери прибежали последними и
встали в хвост очереди. Им достались лишь маленькие хвостики.

?Какие
значения имеет слово хвост? Может ли быть хвост у колонны? А голова?
Когда мы еще употребляем слово голова?

Два
значения

За столом сказала
мать:

-Хватит языком
болтать!

А сынишка
осторожно:

— А болтать ногами
можно?     Г. Бойко

? Что
значит болтать языком? болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?

Что
делают часы?

Говорят: часы
стоят,

Говорят: часы
спешат,

Говорят: часы
идут,

Но немножко
отстают.

Мы смотрели с
Мишкой вместе,

А часы висят на
месте.   В.Орлов

?В каких
случаях говорят: «Часы бегут»?

                                                      
О гребешке.

Встав на цыпочки,
лисица

За плетень во двор
косится:

— Петушок,
петушок,

Дай на время
гребешок!

Расчешу я только
хвост!-

А петух не так уж
прост,

Знает: что возьмет
лисица,

То назад не воротится!

Молоко
убежало.

Услышала
Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы
оно не убежало»,- и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле
варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает,
когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», -решила она.

И
захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с
горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула ее на огонь.

Постояла
она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась
Нина и стала с кошкой играть.

А
молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось да края кастрюли,
выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало,
полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в
кастрюльке пусто, на полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

?Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно
заменить слово бежит в предложениях: Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит
из комбайна в машину?

Баранка.

Вот шофер, какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?-

Лучше взял бы, да и съел.           А. Шибаев

Сходство предметов может быть не только по внешнему виду, но и по
какому-то признаку.

Морж.

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря,

Он спортсмен. Приятель мой,

Он купается зимой.          А. Стойло.

? –что общего у моржа – северного животного и человека-моржа? По
какому признаку человека называют моржом? За что человека называют  медведем,
лисой, зайцем?

Барометр упал

-Мама, сегодня дождь пойдет?

-Почему ты так думаешь?

-Барометр упал.

-А ты откуда знаешь?

-Да я же его сам уронил.

? Значения, какого слова не понимал мальчик?

Не достал!

Выстирала мама рубашки и говорит Мише:

-Неси сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.

 Ушел Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.

-Почему ты не повесил? – спросила мать.

-Не достал до солнца.

Омонимы

— Кто вы?

-Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

-Мы лисички тоже!

-как с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой… А. Шибаев

В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса.

Цвета белого овса.             Б. Гольдберг

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?            В. Лифшиц

Дай краткое объяснение словам:

Найди омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.  Я.Козловский

Ответь на вопросы:

1.    
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

2.    
Какую ноту кладут в суп?

3.    
Из каких ноготков нельзя собрать букет?

4.    
Из какого крана нельзя набрать воды?

5.    
Какой лук не кладут в суп?

Храбрая мушка.

Села мушка на ружье,

Не спугнуть ничем ее!

Дали выстрел, дали сто!

Все сидит,

И – хоть бы что…             А. Шибаев

Лисичка.

Доброй летнею порой

Бродим по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы,

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

-Глянь —  под елкою лисичка!

Я от елки без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел, в стороне за пень присел.

Громко сердце бьется, а сестра смеется:

-Нас не съест она поверь,

То грибок такой не зверь.                   Г.Шмань

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный

Ключ дверной.

Скажи: «Родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут не при чем!) А.Барто

                                                 Синонимы

Бураны, вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они.       В. Берестов

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.        И. Токмакова

Найди пару:

Найди синонимы:

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

          И старые сосны,

И острые ели

Встают. Как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают?

Не сдаются!             М.Дудин

Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.

Подбери синонимы к словам:

Приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа (друг,
враг, воин, идти, алый, горе, труд)

Назвать предметы, которым можно дать по два названия:

Например: собака-пес

Антонимы.

Далеко
мой стук

Слышится
вокруг.

Червякам
я враг,

А
деревьям друг.   Б. Тимофеев

Как
столкнутся – стук да стук!

Тишину
вспугнут вокруг.

Толстый
тонкого побьет –

Тонкий
что-нибудь прибьет. А. Рождественский

Вьется
синяя река,

Убегает
к морю.

Говорит
отец:

-Мелка!

-Глубока!
— я спорю.

Так
мелка иль глубока?

Как
же быть нам с нею?

До
колен отцу река,

Ну,
а мне —  по шею.       П. Ребро

        Яблоко.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы антонимы омонимы корень
  • Синонимы антонимы омонимы карточки
  • Синонимы антонимы омонимы инфоурок
  • Синонимы антонимы омонимы вопросы
  • Синонимы антонимы омонимы викторина