1 вариант
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Омонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Синонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Антонимы |
- Подбери синонимы
Веселый- дом-
Друг- умный-
Беречь- война-
- Подбери антонимы.
Горячий- быстрый-
Войти- трудно-
Открытый- огонь-
- Подчеркни омонимы.
Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.
2 вариант
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Синонимы |
- Подбери синонимы
Печальный- маленький-
Враг- умный-
Нести- война-
- Подбери антонимы.
Мокрый — быстрый-
Тихо— трудно-
Открытый- огонь-
- Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
__________________________________
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Омонимы – это
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова –
омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ ,
________________________
2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию
и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- _______________________
худой — _______________________ мудрый —
________________________
3.
Антонимы – это
слова с противоположным значением.
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый —
____________________________
добрый — _________________ стоять —
_____________________________
______________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Со словом коса
составьте два предложения, различные по значению.
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова
синонимами.
Стояло жаркое
лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
3.
Сравни два предмета
по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по
смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей
__________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а
плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар
_________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик
_______________________.
______________________
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Проверьте,
понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика
значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
Задирать
нос волноваться, нервничать
Сидеть как на
иголках бездельничать
Водой не
разольёшь зазнаваться, важничать
Бить
баклуши усердно, старательно
Кот
наплакал не работает
Взяться за
ум очень мало
Засучив
рукава неразлучные, очень дружные
Спустя
рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Валится из
рук кое-как
Бежать сломя голову очень
спешить, торопиться
______________________
Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Найди
соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные |
Синонимы |
2.
Подбери синонимы
печальный-
_________________ маленький-__________________
враг-
_____________ умный-______________________
отважный
— ___________ война-______________________
3.
Подбери антонимы.
мокрый
— ______________ быстрый-___________________
тихо-
_________________ трудно-____________________
открытый-______________
день- _____________________
4.
Подчеркни омонимы.
Ручка,
зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Карточка по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
-
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ , ________________________
-
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- ________________________
худой — _______________________ мудрый — ________________________ печальный- __________________ доктор-__________________________
отважный — ___________________ пилот-___________________________
-
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый — ____________________________
добрый — _________________ стоять — _____________________________
мокрый — _________________ быстрый-____________________________
тихо- ____________________ трудно-______________________________
открытый-________________ день- ________________________________
-
Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Синонимы |
-
Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, лист, телефон, кран, гранат, норка.
-
Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ________________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _____________________________.
Выполнил (а) _____________________________________________________
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
1 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
липкий шофёр
говорить краснеть
водитель болтать
красный клейкий
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
подъём спуск
храбрость плакать
смеяться трусость
крик кричать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети – ___________________ азбука – _______________________
узор – ___________________ воин – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
белый – ___________________ до свидания – ________________
завтрак – ___________________ юг – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. ________________ – это зверёк. ________________ – проявление нежного чувства.
2. ________________ – это пенка на молоке и название птицы. 3. _______________ –
это повар на корабле и вихор на голове. 4. ________________ – это вид спорта и
название стрижки. 5. ______________ – это огородное растение и оружие для
стрельбы. 6. ______________ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Самостоятельная работа по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
2 вариант
1. Найди и соедини линиями синонимы.
сиреневый учтивый
сторожить лиловый
вежливый охранять
белый белеть
2. Составь и запиши предложение с любой парой синонимов.
__________________________________________________________________________
3. Найди и соедини линиями антонимы.
восток поздний
безделье запад
ранний труд
бег бежать
4. Составь и запиши предложение с любой парой антонимов.
__________________________________________________________________________
5. Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря.
скоро – ___________________ друг – _______________________
луна – ___________________ путь – ________________________
6. Подчеркни слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным
словам.
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
7. Подбери и запиши к каждому слову антоним из орфографического словаря.
плохо – ___________________ прежде – ______________________
завтрак – ___________________ запад – ________________________
8. Прочитай.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Подчеркни в предложении омонимы. Объясни, что обозначают эти слова.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Прочитай. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный ____________ и __________ для часов. 2. Осенний ___________ и на
небе ___________. 3. Город _______________ , а дедушка ________________. 4.
Молоток_____________ , а пух ______________. 5. Волос _____________ , а карандаш
______________. 6. В руках ______________ , а на голове русая ________________.
Слова для справок: месяц, завод, коса, тяжёлый, лёгкий, древний, старый, каштановый,
коричневый.
Упражнение 1.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.
2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!
3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.
Упражнение 2.
Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.
Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.
Упражнение 3.
Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.
1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
2)Сказать, кричать, воскликнуть.
3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
Упражнение 4.
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.
1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был
весь охвачен огнем.
3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Упражнение 5.
Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.
Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).
Упражнение 6.
К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.
Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.
Упражнение 7.
Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.
Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.
Упражнение 8.
Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.
Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.
Упражнение 9.
Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.
Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.
Упражнение 10.
Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.
1) Ученье – свет, а неученье — …
-
Меньше говори, а …
-
Корень учения горек, а плод …
-
Мягко стелет, да …
-
В глаза не хвали, а …
-
Сытый … не разумеет.
-
Ласточка день начинает, а соловей …
-
За маленьким погнался, а …
-
Легко сказать, да….
-
Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 11.
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.
1) Звание … обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив … (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос … дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
Упражнение 12.
Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).
2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).
4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).
5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).
Упражнение 13.
Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.
1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.
Упражнение 14.
Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?
1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.
2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).
5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).
6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).
7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).
Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).
Упражнение 15.
Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.
1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).
2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.
3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).
5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).
6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).
У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).
Упражнение 16.
Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.
1) скосил траву – скосил глаза
2) косяк журавлей – дверной косяк
3) легкая задача – трудная задача
4) алфавит – азбука
5) старая квартира – новая квартира
6) старая квартира – новая квартира
7) суп из лука – стрелять из лука
метель – пурга
9) глухой голос – звонкий голос
10) свободное место – занятое место
Упражнение 17.
В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.
1) нездоровый, больной, хилый
2) умный, сообразительный, головастый
3) трудный, тяжелый, нелегкий
4) горевать, печалиться, плакать
Упражнение 18.
Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.
1) компания – кампания
2) расплачусь – расплачусь
3) мой (полы) – мой (портфель)
4) лук (растение) – лук (орудие)
5) ты мне дорога – дорога длинная
Упражнение 19.
К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.
а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;
б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;
Упражнение 20.
К данным словам подберите антонимы.
Большой
длинный
левый
горячий
скупой
сладкий
мир
друг
радоваться
труд
жар
рабство
опускать
начало
можно
Упражнение 21.
О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.
1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.
2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;
3) Он может быть человеческий и грамматический.
4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.
5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;
6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи
Упражнение 22.
Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.
Определите, что общего между данными словами:
Подушка, характер, требования;
Старик, вопрос, воображение;
Нитка, тетрадь, работа;
Проспект, архитектор, предложение;
Знаток, город, перемена;
Дуб, держава, талант;
Друг, ответ, выигрыш.
Упражнение 23.
Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
— Что вы? – шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.
Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?
Упражнение
24.
Найдите в предложениях омоформы, запишите их.
1) Каков ни есть, а хочет есть.
-
Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок.
3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».
4) Велели Поле полоть в поле.
5) Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит.
6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.
Упражнение 25
Из предложенных слов выпишите:
1) ряды однокоренных слов
2) ряды синонимов
Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.
Упражнение 26.
Подбери к подчеркнутым словам антонимы.
Будничный день
Веселая история
Интересный репертуар
Скрытный характер
Сказать правду
Большой оптимист
Сильно любить
Уехать на юг
Исчезнуть в волнах
В первую очередь
Заканчивать урок
Встретить карлика
Упражнение 27.
Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.
1) Ретивый – усердный, старательный, живой.
2) Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой.
3) Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
4) Лазоревый – тоже что и лазурный (небо, глаза).
5) Сувенир – памятный подарок.
6) Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н-р: янтарное ожерелье.
Упражнение 28.
Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.
1) Под корой тихонько рой: вдруг окажется там рой.
2) Я люблю ваш пятый класс, мне работать с вами класс.
3) Пироги хочу я печь, мне поможет в этом печь.
4) Не люблю я горький лук, для игры мне нужен лук.
5) Мой сосед – крутой боксёр, у него есть злой боксёр.
Упражнение 29.
Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?
1).Человек, задача, металл 2).Океан, бой, платье 3).Человек, голос, место 4).Чай, любовь, время 5).Стук, слова, имя 6).Тон, лицо, кожа 7).Трава, мёд, дым 8).Игра, сад, дом 9).Горох, ремонт, тарелка 10).Шум, выставка, взгляды 11).Ящик, человек, надежды 12).Воздух, журнал, рана 13).Время, копия, науки 14).Работа, хлеб, кофе |
1.Агрессивный 2.Благородный 3.Большой 4.Воздушный 5.Глубокий 6.Глухой 7.Горячий 8.Громкий 9.Грубый 10.Густой 11.Детский 12.Интересный 13.Крепкий 14.Ласковый |
15.Лёгкий 16.Мелкий 17.Новый 18.Последний 19.Постоянный 20.Родной 21.Свежий 22.Сильный 23.Сложный 24.Тонкий 25.Точный 26.Тревожный 27.Чёрный |
Например: время, копия, науки — 13); Точный – 25. Запись ответа: 13)-25 |