Синонимы антонимы однозначные многозначные

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Скачать материал

без ожидания

Лексика. Однозначные  и многозначные слова, синонимы, антонимы

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 27 человек из 12 регионов

  • Сейчас обучается 57 человек из 27 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лексика. Однозначные  и многозначные слова, синонимы, антонимы

    1 слайд

    Лексика. Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы

  • Содержание1.Однозначные и многозначные слова2.Синонимы3. Антонимы.4. Лите...

    2 слайд

    Содержание
    1.Однозначные и многозначные слова
    2.Синонимы
    3. Антонимы.
    4. Литература

  • Знаете ли вы,...

    3 слайд

    Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?
    — Наверное, очень много.
    — В русском языке сотни тысяч слов. О них могут рассказать различные словари. Например, толковый словарь помогает нам узнать значение любого слова.
    А ещё из этого словаря мы можем узнать, сколько значений имеет слово: одно или несколько.
    Подумайте, что могут означать слова лук, ключ, бежит? Внимательно рассмотрите рисунки и они помогут вам ответить на задание.

    Однозначные и многозначные слова
    к содержанию

  • Слова, имеющие одно  лексическое значение , называются однозначными словами....

    4 слайд

    Слова, имеющие одно лексическое значение , называются однозначными словами. Например: трактор, снег.
    Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными словами. Например: коса, ручка.

    Однозначные и многозначные слова. Упражнения
    к содержанию

  • Упражнение 1. Прочитайте стихотворение. Что вы можете сказать о некоторых сло...

    5 слайд

    Упражнение 1. Прочитайте стихотворение. Что вы можете сказать о некоторых словах в нём?

     Удивительные вещи
    Странные вещи в природе бывают.
    Ножки у стула, но стул не шагает.
    Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
    чтобы кого-то они обижали.
    «Слон затрубил», — говорят. Интересно!
    Что-то слона я не вижу в оркестре.

     Многозначные слова нередко встречаются в переносном значении. Например: железный гвоздь – железный характер.

    Упражнение 2.
    Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.

    Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась.

    к содержанию

  • Слова, близкие и противоположные по значению 
Упражнение 1.
Прочитайте стихо...

    6 слайд

    Слова, близкие и противоположные по значению

    Упражнение 1.
    Прочитайте стихотворение. Сравните выделенные слова. Что вы можете сказать о лексических значениях этих слов?

    Шагает красавица, Легко земли касается.
    Идёт на поле, на реку,
    И по снежку, и по цветку.

    Ходит осень. Бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил.
    Под ногами коврик новый
    жёлто-розовый — кленовый

    к содержанию

  • Упражнение 2.
Спишите цепочки слов, близких по значению. Устно составьте пред...

    7 слайд

    Упражнение 2.
    Спишите цепочки слов, близких по значению. Устно составьте предложение с одним из этих слов.
    Отец – папа – папочка – батюшка.
    Мать – мама – мамочка – матушка.

    — Знаете ли вы, что есть такие словари, в которых собраны близкие по значению слова? Эти слова называются синонимами.
    Познакомьтесь с одной из страничек «Словаря синонимов»
    Спасибо
    Благодарю
    Благодарствую
    Каким из этих слов вы чаще всего пользуетесь?

    Упражнение 3.
    Есть ли в диалоге близкие по значению слова? Напишите их .

    — Мы не опоздали? – спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
    — Не сердитесь на нас.
    — Не обижайтесь ,– пролепетал Пончик.
    — Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик.
    — Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.
    — В школе. Тут недалеко, — сообщил Незнайка.
    — Совсем близко, — сказал Пончик.
    — Рядом, – подтвердил Сиропчик.
    к содержанию

  • Упражнение 4
 Бураны, вьюги и метели,Как много с ними канители, Как много ш...

    8 слайд

    Упражнение 4
    Бураны, вьюги и метели,
    Как много с ними канители, 
    Как много шума, толкотни, 
    Как надоели мне они! –
    Так проворчал мороз угрюмый 
    И речку в лед сковал без шума.

    Зябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке,
    Мерзнет в жару.

    Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
    Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
    Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, 
    Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

    к содержанию

  • Антонимы Противоположные по значению слова называются антонимами. Например:...

    9 слайд

    Антонимы

     Противоположные по значению слова называются антонимами. Например: лето-зима.
    Лев смелый
    А заяц …трусливый

     Лев смелый
    А заяц …трусливый
    к содержанию

  • Упражнение 1.
Подберите слова, противоположные по смыслу. Запишите их парами...

    10 слайд

    Упражнение 1.
    Подберите слова, противоположные по смыслу. Запишите их парами
    Весёлый –
    Умный –
    Смелый –
    Ленивый –
    Каким хочешь быть ты? Напиши.

    Упражнение 2.
    Словам левого столбика припиши слова, противоположные по смыслу, данные в правом столбике.
    Север — … болезнь
    Высокий — ленивый
    Улететь — польза
    Загадка — легкий
    Завязать — закрыть
    Прилежный — … юг
    Светлый — … низкий
    Вред — … прилететь
    Здоровье — темный
    Oткpыть — отгадка
    Тяжелый — развязать
    Образец. Север — юг

    Упражнение 3. Подчеркни слова, противоположные по смыслу.
    Мягко стелет да жестко спать.
    Сей в ненастье, а убирай в ведро. Петь лучше вместе, а говорить врозь.
    Ученье свет, а неученье — тьма. Говорит направо, а глядит налево.
    Каково начало, таков и конец. Мир строит, а война разрушает.
    Не узнавши горя, не узнаешь и радости. Одежда лучше новая, а друзья лучше старые.
    Добро помни, а зло забывай. Сытый голодного не разумеет.
    Лето припасает, а зима поедает. Маленькое дело лучше большого безделья.

    к содержанию

  • Тесты
«Значение слова. Синонимы. Антонимы.  Многозначные слова.»   
Допиши п...

    11 слайд

    Тесты
    «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.»
    Допиши предложения:
    Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
    Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________.
    Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ___________________________.

    Найди пары синонимов. Поставь
    приятель воин
    противник друг
    солдат враг
    шагать горе
    красный идти
    печаль труд
    работа алый
    Напиши, каких зверей так называют?
    Косой — _____________; косолапый — _________________;
    серый — _____________; сохатый — ___________________.
    Подбери антонимы к словам:
    горе — ______________ конец — ________________
    свет — ______________ жара — _________________
    утро — ______________ добрый — _______________
    Найдите омонимы в стихах и подчеркните:
    — Кто вы?
    — Мы лисички, дружные сестрички.
    — Ну, а вы-то кто же?
    — Мы лисички тоже!
    — Как, с одной-то лапкой?
    — Нет, ещё – со шляпкой…
    6. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните многозначные слова:
    Язык не лопатка, знает, что сладко. От горьких мук стал горьким лук.

    к содержанию

  • Используемые интернет материалыhttp://www.proshkolu.ru/user/svischevi43/file...

    12 слайд

    Используемые интернет
    материалы
    http://www.proshkolu.ru/user/svischevi43/file/737655/
    http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Sinonim-1/002-Sinonimy.html
    http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Antonim/001-Antonimy.html
    http://festival.1september.ru

    К содержанию

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 087 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.10.2015
  • 831
  • 5

Рейтинг:
5 из 5

  • 09.10.2015
  • 3213
  • 6
  • 09.10.2015
  • 439
  • 0

Рейтинг:
1 из 5

  • 09.10.2015
  • 1248
  • 6
  • 09.10.2015
  • 899
  • 1
  • 09.10.2015
  • 1530
  • 0
  • 09.10.2015
  • 1187
  • 7

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Русский язык

6 класс

Урок № 14

Слово и его лексическое значение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Что изучает лексикология.

2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.

Тезаурус

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.

Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.

Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.

Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.

Омонимы:

Норка – маленькая нора;

Норка – зверёк.

Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.

Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.

Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.

Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.

Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.

Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.

Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.

Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.

Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.

Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.

Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.

О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Примеры тренировочных заданий

Выделение цветом

Выделите цветом омонимы.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Правильные ответы:

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).

Мы посчитали точный хронометраж времени.

В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.

Наступил месяц март.

В стихотворении говорится о молодых детях.

В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.

Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.

В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.

Подсказка:

Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.

Правильные ответы:

Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.

Тема: «Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»

Цели:

  1. Познакомить с однозначными и многозначными словами, синонимами, омонимами, антонимами.
  2. Развивать умение самостоятельно добывать знания, логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: словари синонимов, антонимов, омонимов; компьютерная презентация; цветные карточки с заданиями; карточки с вопросами.

Ход урока.

Слайд 1

1. Орг. момент.

— Здравствуйте! Я вижу, что все готовы к уроку. Выберите фигуру того цвета, который соответствует вашему настроению. Встаньте, у кого хорошее настроение. Я рада, что таких большинство. Надеюсь, что к концу урока вас станет больше.

Слайд 2

2. Проверка дз.                                             Слайд 3

Отгадать словарное  слово по его лексическому значению:

Платформа – помост, площадка  на жд станциях для посадки, погрузки.

Негодовать – испытывать, проявлять чувство возмущения, крайнего недовольства.

Паркет – настил на полу из дощечек, уложенных так, что они образуют какой-н. узор.

Отовсюду – из разных мест, со всех сторон.

Ненавидеть – питать чувство сильной вражды и отвращения.

Необыкновенный – редко встречающийся, необычный.

Пианино – муз. клавишный инструмент, вид фортепиано.

— Какое слово получилось?

— Что такое лексика? (Раздел русского языка, изучающий словарный состав языка)

3. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

Тема урока – на доске.

Однозначные и многозначные слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

— Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика» и познакомимся с новыми  и интересными словами. А помогут нам в этом ваши имеющиеся знания, опыт работы в группах и умение грамотно и доступно излагать материал, потому что именно вы сегодня станете учителями и будете объяснять всем новую тему.

 — У нас работают 5 групп. Каждая группа выполняет задание по индивидуальному плану. После того, как группа подготовиться, один из ее участников заполняет таблицу на доске. Мы все вместе продолжим заполнять конспект по теме «Лексика», а по одному представителю от группы будут нам помогать. Ответы ваши должны быть полными и понятными.

Слайд 4

  1. Объяснение нового материала.

Заполнение конспекта:

Слова

Однозначные

Многозначные

Омонимы

Синонимы

Антонимы

характеристика

Лексическое значение — одно

Лексических значений — несколько

Ч.р. – одинак.

Звучание — одинаков.

Написание – одинак.

Лекс. знач. – совершенно разное

Ч.р. – одинак.

Звучание — разное

Написание – разное

Лекс. знач. – одинак., отличаются его оттенками

Ч.р. – одинак.

Звучание – разное

Написание – разное

Лекс. знач. – противоположное

примеры

Айсберг

Кнопка

Бор (сосновый лес, стальное сверло)

Бежать — мчаться

Белый — черный

По очереди один участник группы вслух объясняет. Класс записывает.

— Итак, я рассказываю, как вас поняла, вы мне помогайте.

— Группа слов по лексическому значению включает в себя ОМОНИМЫ (такие слова, которые относятся к …), СИНОНИМЫ …, АНТОНИМЫ… .

— По количеству лексических значений все слова делятся на однозначные…(класс – одно значение) и многозначные.

— У многозначных слов в отличие от омонимов есть какое-л. сходство. Н-р, КНОПКА.

5. Проверка понимания.

Слайды 5 — 11

Синонимы и антонимы  широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения на ГИА и ЕГЭ такие слова очень будут нужны, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас.  Для этого существуют словари омонимов, синонимов, антонимов.  

Показ словарей.

Слайд 12

  1. Физминутка.

— Физминутка на повторение темы «Фонетика». Показывайте за мной части тела в соответствии с текстом.

Вот со звуком [л] слова:

Лоб, затылок, голова,

Кулаки, ладошки, локти,

Звука [л] нет в слове «ногти».

 Глазки, тело и лопатки,

Звука [л] нет в слове «пятки».

  1. Закрепление.

Слайд 13

-Докажите, что вы правы.

7. Применение знаний. Устная работа.

А)

-А теперь, ребята, отгадайте загадку. 

Слайд 14

— Как называются такие слова? (Многозначные)

— Если это слово многозначное, то в чем схожи разные его лексические значения? (по функции – предназначено для письма)

— Составьте устно предложение 1 вариант со словом перо гусиное,

 а 2 вариант со словом перо авторучки.

Б)

— Слово бокс — омоним. У него есть три лексических значения.  Придумайте со словом бокс устно словосочетания и объясните каждое лексическое значение.

В)

— А теперь придумайте к данным словам сначала синоним, потом антоним.

Слайд 15

Хворый – больной – здоровый

Смеяться – хохотать – плакать

Мощь – сила – слабость

Большой – огромный – маленький

Слайд 16

8. Обобщение.

— Обобщим полученные сегодня знания. Выбираем вопросы. Отвечаем. Если кто-то затрудняется, помогаем ему.

Какие слова называются однозначными?

Какие слова называются многозначными?

Что такое омонимы?

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

9. Контроль.  Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

— У вас на партах разноцветные карточки с заданиями. Подпишите их с обратной стороны.  Каждый выбирает карточку, выполняет задание, дает проверить соседу по группе справа. Нормы оценок – на столах.

— Я перепроверю ваши работы. В понедельник задам по одному дополнительному вопросу по сегодняшней теме и поставлю оценки.

10. Дз. (По выбору учащихся)

Учить конспект. Составить синквейны. Придумать сказку.

11. Итог.

— Вы хорошо сегодня работали.  Мне понравились правильные, грамотные полные ответы …                                                                                            Они получают «5».

12. Рефлексия.

— Встаньте, у кого желтые или красные фигурки. Если настроение поменялось, поменяйте карточку.

— Понравился урок? Я рада. Всего доброго. Урок окончен.

Группа № 1

  1. Какие слова называются однозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры однозначных слов.     (Упр.338 и стр.175)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)

Группа № 2

  1. Какие слова называются многозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры многозначных слов.     (Стр.154)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)
  4. Лексические значения многозначных слов имеют что-то общее или нет? Пример.   (Стр.154)

Группа № 3

Омонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 4

Синонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 5

Антонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Оглавление

  1. 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
    1. 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
    2. 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
    3. 1.3 Фразеология
    4. 1.4 Лексика. Орфография

Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

 Лексикология изучает словарный состав языка.

    Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

    Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

    Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

    Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

    Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

    От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

    Существуют различные разновидности омонимов:

  • лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (леса – лиса);
  • омографы (мУка – мукА).

    Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

    Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

    Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

    Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).

Группы слов по происхождению и употреблению

    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

    Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

 Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

    Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

    Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

    Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

    По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

Упражнение № 1

    Укажите лексическое значение слов.

    Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Упражнение № 2

 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

    Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение № 3

 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

    Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

Упражнение № 4

 Подберите и запишите синонимы к данным словам.

    Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.

Упражнение № 5

    Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

    Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.

Упражнение № 6

 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

    1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)

Упражнение № 7

 Составьте предложения с данными словосочетаниями.

    Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.

Упражнение № 8

 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

    Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.

Упражнение № 9

    Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

    Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).

Упражнение № 10

    В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

  1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
  2. Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
  3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
  4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
  5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).

Упражнение № 11

 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

    Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.

Упражнение № 12

    В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

    Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

    Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.

    Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

    Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.

Фразеология

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

    С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

    1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

    2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

        а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

        б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

        в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

    Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.

Упражнение № 13

    Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

Упражнение № 14

    Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

  1. Мало.
  2. Притворяться несчастным.
  3. Прославиться, стать известным.
  4. Не думать о своей безопасности.
  5. Медлить, делать что-либо очень медленно.
  6. Выделяться отчетливо, ярко.
  7. В худшем случае.
  8. Чувствовать себя уверенно.
  9. Объективно, непредвзято. 
  10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

   Вид ошибки  Пример
1. Слово употребляется в несвойственном ему значении Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Из её глаз беззвучно текли слёзы. 
3. Анахронизм (внеисторическое употребление слова)  В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 
4. Тавтология (повторение однокоренных слов)  Это характеризует характерные черты нашего времени. 
5. Смешение паронимов  Ученик тоже соучастник учебного процесса. 
6. Речевая избыточность (плеоназм) Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 
7. Речевая недостаточность  Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 

Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

    Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

    1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

    2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

    Приставка ПРИ- обозначает:

    1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

    2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

    3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

    4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

    5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.

    Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать

    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упражнение № 20

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Упражнение № 21

    Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

    Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение № 22

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.

Проверь себя

 В каком ряду во всех словах пишется И?

    1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

    2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

    3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

    4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы антонимы одним словом
  • Синонимы антонимы на казахском
  • Синонимы антонимы лекция
  • Синонимы антонимы лексический повтор
  • Синонимы антонимы лед