Картотека дидактических игр по развитию речи
Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов
«Говори наоборот»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный,
быстрый – медленный,
красивый – безобразный,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий,
трусливый – храбрый,
твердый – мягкий,
светлый – темный,
длинный – короткий,
высокий – низкий,
острый – тупой,
горячий – холодный,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
глубокий – мелкий,
сильный – слабый,
жидкий – густой,
«Скажи наоборот»
Цель: Расширить словарь антонимов у детей.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Например: темно, а наоборот — светло.
Друг… враг
День…ночь
Радость…грусть (печаль)
Потолок… пол
Жара…холод
Зло…добро
Правда,…ложь
Быстро…медленно
Говорить…молчать
Покупать…продавать
Поднимать…опускать
Бросать…поднимать (поймать)
Прятать…искать
Зажигать…тушить
Одеть…раздеть
Потерять…найти
Положить…убрать
Дать…взять
Налить…вылить
Хорошо…плохо
Тяжело…легко
Высоко…низко
Далеко….близко
«Похожие слова»
Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры:
Воспитатель называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова — это слова — приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Скажи, похоже»
Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.
Думать — …. (размышлять),
открыть — ….. (отворить),
отыскать — … (найти),
зябнуть — … (мерзнуть),
поразить — … (удивить),
шалить — … (баловаться),
забавлять — …. (развлекать),
прощать — …(извинять),
звать — … (приглашать),
реветь — … (плакать),
мчаться — … (нестись),
вертеться — … (крутиться),
опасаться — … (бояться),
бросать — …. (кидать).
«Как назвать того, кто…?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Вариант 1
Взрослый предлагает детям назвать того, кто …
Кто на паровозе ездит? (Машинист)
Кто лечит детей (врач)
Кто учит в школе детей (учитель)
Кто готовит еду (повар)
Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Вариант 2.
Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель — строит).
Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, кубик, карандаш
оранжевый — апельсин, морковь, огонь;
желтый — цыпленок, солнце, лимон;
зеленый — арбуз, трава, листья;
голубой — небо, лед, незабудки;
синий — василек, море, платок;
фиолетовый — слива, сирень, баклажан.
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.
Длинный — поезд, пояс, кабачок, бант, карандаш, гвоздь, рукав.
Широкая — полоска, тропинка, улица, дорога, комната.
Широкий — ящик, диван, проем, пояс.
Красная — куртка, резинка, книга, юбка, малина, клубника.
Красный — мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.
Круглый — мяч, апельсин, арбуз, помидор.
Круглое — солнце, яблоко, колесо.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»…(кресло, сиденье, окно).
Игра «Угадай, что это?»
Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.
Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме
Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.
Образец речи детей. Это – банан. Он длинный (твердый)
«Что бывает круглым?»
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце, яблоко, арбуз…)
Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок…)
Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)
Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
«Кто может совершать эти движения?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый: идет
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит — заяц, мальчик, вода, время;
Летит — шарик, бабочка, пчела, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета; Плывет — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.
«Что происходит в природе?»
Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Человек легко находит, что в природе происходит.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень»
Взрослый: Ветер что делает? дует.
Листва что делает? Желтеет, облетает.
Снег — что делает? Выпадает, ложится.
Птицы — что делают? Улетают.
Медведь — что делает? Уходит в спячку в берлогу.
«Кто как передвигается?»
Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Воспитатель: Летают.
Ребёнок: Вороны, самолеты, вертолеты, пчелы, снежинки.
Плавают: Рыбы, дельфины, лодки, корабли.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Мячики, лягушки, дети, зайцы.
«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Воспитатель:
Ребенок — стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест;
Собака — лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка — мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается;
Мышка — шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает;
Медведь – спит, рычит, ест, гуляет.
Ворона — летает, ходит, каркает, клюет;
Уж — ползет, шипит, извивается, жалит.
Дидактические игры по дифференциации обобщающих понятий и временных понятий.
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Что общего»
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры:
2 предмета
Объясните, что общее у предметов.
Морковь, лук (овощи);
Василек, мак (цветы);
Лиса, тигр (животные).
3 предмета:
Яблоко, мячик, тарелка — … (круглый)
Чайник, кастрюля, кружка — …(посуда)
Огурец, ель, крокодил — … (зеленый)
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухоречевой памяти.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: ворона, жук, ласточка,, кузнечик, сорока.
Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.
Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.
Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.
Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.
Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.
Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.
«Семья»
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Примерные вопросы:
Кем ты приходишься маме и папе?
Кем ты для бабушки и дедушки?
У тебя есть сестры или братья?
Назови двоюродных братьев и сестер.
Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или
«Мяч бросай, транспорт быстро называй»
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: Мяч.
Вариант 1.
Ход игры:
Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Воспитатель: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: — Фрукты;
Дети: — Банан, ананас, киви, яблоко, апельсин, персик.
Воспитатель: — Ягоды;
Дети: — Земляника, крыжовник, клюква, рябина, ежевика.
Воспитатель: деревья;
Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.
Вариант 2.
Ход игры:
Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Воспитатель: морковь, картофель, лук.
Ребенок: овощи.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл три, Даня четыре, Вадик пять».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Рыбки»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».
Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.
Ход игры:
Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:
«Сети в море я бросаю,
Много, много рыб поймаю».
С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Окунь».
В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры:
Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери… Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
Материал: Стульчики по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй — «подберезовик», третий — «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе».
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.
Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:
нора — для лисы, мышки;
берлога — для медведя;
дупло — для белки, для совы;
гнездо — для птицы;
скворечник — для скворца;
коровник — для коровы, телят;
конюшня — для лошади, жеребят;
свинарник — для свиньи и поросят;
крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
«Месяцы и их последовательность»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет.
Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Ребёнок и дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
«Игра в неделю»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры:
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.
«Что за чем?»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например: «Осень. А что за нею?».
Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» — «Осень.
«А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?»
Разнообразные дидактические игры
Игра «Ответь на вопрос»
Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.
Материал: Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч,»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.
«Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
— Что можно сшить?
— Что можно связать?
— Что можно завязывать?
— Что можно надеть
— Что можно обуть?
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее.
Например:
Синий, желтый, сладкий.
Капуста, лук, апельсин.
Ярко, ясно, хмуро.
Весна, лето, среда, осень.
Четверг, пятница, зима, вторник.
Утро, полдень, вечер, зима.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
Игра «А что у вас?»
Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
Материал: Лото.
Ход игры.
Вариант 1.
Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла, блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» — «А у меня ведро»
Вариант 2.
Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»
«Бывает — не бывает»
Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.
Например: «Осень».
А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.
Например: «Дожь».
Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Игра «Поможем кукле»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.
Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.
Ход игры.
На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.
Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»
Воспитатель продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках предметы.
Игра «Дай – бери»
Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».
Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)
Ход игры.
Вариант 1.
Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.
У воспитателя — кукла, у ребёнка – её одежда. Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.
Вариант 2.
Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте:
Дай скатерть – Берите скатерть.
Дай чашку – Берите чашку.
Дай стакан – Берите стакан.
Дай сахар – Берите сахар.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Целью развития речи – является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
«Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две куклы (игрушки).
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Ход игры.
Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел).
— Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли).
— Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел).
— Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую.
— Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали).
«Веселые автомобили». ( Подвижная игра со словами).
Цель: активизация в речи глаголов движения.
Ход игры.
Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения
выехал,
уехал,
поехал,
отъехал,
покатился,
помчался и т.д.
Приехав в гараж, сказать:
приехал,
подъехал,
заехал,
прибыл,
примчался и т.д.
«Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
черная….
большая….
темнеет….
скорее….
Найди слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
«Пословицы и поговорки»
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
— Ученье — свет, а неученье — тьма
— Меньше говори, а больше делай
— Труд кормит, а лень портит
— Готовь сани летом, а телегу зимой
— Большая работа лучше большого безделья
— Лето собирает, а зима подъедает
— Чужбина — калина, родина – малина
«Скажи похоже»
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры.
Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
— Думать — ….(размышлять),
открыть — ….. (отворить),
отыскать — … (найти),
зябнуть — … (мерзнуть),
поразить — … (удивить),
шалить — … (баловаться),
забавлять — …. (развлекать),
прощать — …(извинять),
звать — … (приглашать),
реветь — … (плакать),
мчаться — … (нестись),
вертеться — … (крутиться),
опасаться — … (бояться),
бросать — …. (кидать).
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
— Этот дом большой, а этот…. (огромный).
— Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное).
— Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое).
— Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая).
— Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).
«Подбери подходящее слово»
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры.
Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
— Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая).
— Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).
— Кашу варят густую, а суп …. (жидкий).
— Лес иногда густой, но иногда … (редкий).
— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая).
— Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).
В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
— Худое ведро, худое платье, худой человек.
— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
«Надо сказать по-другому»
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Ход игры.
«Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.»
Т. Белозерова «Подснежники».
— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий),
чистая вода (прозрачная),
чистая посуда (вымытая);
самолет сел (приземлился),
солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится),
мальчик бежит (мчится, несется).
«Найди другое слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
Ход игры.
— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».
«Найди противоположное слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры.
— Сахар сладкий, а лимон …..(кислый).
— Луна видна ночью, а солнце ….(днем).
— Огонь горячий, а лед …..(холодный).
— Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий).
— Река широкая, а ручей ….(узкий).
— Камень тяжелый, а пух ….. (легкий).
— Редька горькая, а груша ….. (сладкая).
— Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)
— Если в комнате не светло, то в ней …( темно).
— Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая).
— Если нож не тупой, то он ….( острый).
Используемая литература
1. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — М. : 1996.
2. Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20).
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
виды игр:
1. Игра дидактическая. Это специально созданная игра с определенной дидактической задачей, скрытой от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Здесь сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Этот вид игр является одной из методических разновидностей обучения.
2. Игра-драматизация. Строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения, выбранного детьми. Здесь роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
3. Игра-развлечение. Здесь сюжет полностью отсутствует и целью является развеселение и развлечение участников данной игры.
4. Игра процессуальная. Этот вид игры характерен для детей младшего возраста. В процессе данной игры происходит овладение значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем. С помощью реалистических игрушек ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых. В процессуальной игре у детей развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.
5. Игра режиссерская. Вид индивидуальной игры. Здесь ребенок сам придумывает сюжет, играет за себя и за игрушку, которая наделяется определенной ролью. Этот вид игры способствует развитию речи, мышления и воображения.
6. Игра с правилами. Как правило, такая игра групповая или парная. Особенностью данного вида игры является наличие правил, обязательных для всех играющих. Исторически сложившиеся правила передаются от старших детей младшим, но дети могут сами формировать новые правила для данной конкретной игры.
7. Игра деловая. Она направлена на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей. У детей происходит развитие навыков целеполагания и планирования действий, саморегуляции в процессе достижения цели, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.
8. Игра сюжетно-ролевая. Этот вид игры характерен для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью с взрослыми, жизнью, которая захватывает его целиком.
Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.
Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольногодетства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игрывыделяются две основные фазы или стадии:
I. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия;
II. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.
Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика». Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых, могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам лишенной смысла, поскольку мы не знаем, какой цели она служит. «Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать, и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны…».
В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль,ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.
Влияние игры на развитие речи.
Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то он будет в тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Рефлексия.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее в процесс общения.
Зарождение новых видов деятельности.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
Игра как средство воспитания.
в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.
Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игрына развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.
Игра как форма организации жизнедеятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К.Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.»
«Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово,а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Ход игры.
Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел).
— Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли).
— Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел).
— Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую.
«Веселые автомобили». (Подвижная игра со словами).
Цель: активизация в речи глаголов движения.
Ход игры.
Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения
выехал,
уехал,
поехал,
отъехал,
покатился,
помчался и т. д.
Приехав в гараж,сказать:
приехал,
подъехал,
заехал,
прибыл,
примчался и т. д.
«Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)
Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним)к словам:
черная.
большая.
темнеет.
скорее.
Найди слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
«Пословицы и поговорки»
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
— Ученье — свет, а неученье — тьма
— Меньше говори, а больше делай
— Труд кормит, а лень портит
— Готовь сани летом, а телегу зимой
— Большая работа лучше большого безделья
— Лето собирает, а зима подъедает
— Чужбина — калина, родина – малина
«Скажи похоже»
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры.
Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
— Думать -. (размышлять,
открыть -. (отворить,
отыскать -. (найти,
зябнуть -. (мерзнуть,
поразить -. (удивить,
шалить -. (баловаться,
забавлять -. (развлекать,
прощать -. (извинять,
звать -. (приглашать,
реветь -. (плакать,
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
— Этот дом большой, а этот. (огромный).
— Эта одежда старая, а это платье совсем. (изношенное).
— Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем. (мокрое).
— Мальчик молчаливый, а девочка. (неразговорчивая).
— Вчера день был теплый, а сегодня. (жаркий).
«Надо сказать по-другому»
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Ход игры.
«Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы. «
Т. Белозерова «Подснежники».
— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
— Послушайте,какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет. (едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий,
чистая вода (прозрачная,
чистая посуда (вымытая);
самолет сел (приземлился)
«Найди другое слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
Ход игры.
— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку.Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется».Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».
Список использованной литературы
1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
2. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
3. Хилько, М. Е.Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200 с.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Знание синонимов и антонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — овладеть нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возрастного периода, и сформировать коммуникативные способности. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Важнейшими свойствами монологической речи являются её осознанность и произвольность. Последнее положение предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией, наиболее точно и полно передающими замысел говорящего). Проблема развития лексических возможностей у детей, особенно с речевыми нарушениями, не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет, т. к. дети испытывают большие трудности для выражения своих мыслей и доведения их до понимания слушающего, часто не находя подходящих слов для высказывания. Они употребляют в основном общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражения. Это подтверждается результатами регулярно проводимой диагностики. Совершенствовать устную речь — это значит обогащать и активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. Чтобы добиться этого от детей, нужно больше внимания уделять словарной работе, т. к. она важна тем, что обогащает семантическую, смысловую сторону словаря, способствует формированию умения отбирать слова (по существу, развивает речь). Однако работа над словарём должна быть прежде всего языковой. Иными словами, включать в себя систему методов и приёмов, направленных на качественное совершенствование лексики. И в качестве основного звена в этом плане выступает работа над синонимами и антонимами. Именно она воспитывает внимание к слову, приучает к его точному употреблению, позволяет избегать повторения одних и тех же слов, т. е. делает речь выразительнее, точнее, яснее. Вот почему разработка методов и приёмов использования синонимов и антонимов в старших группах детских садов представляется нам весьма важным. К сожалению, дети мало используют этот пласт лексики в речи. А ведь чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Следовательно, чтобы качественно совершенствовать словарь детей, необходимо:
– раскрывать многозначность слов;
– уточнять понимание смысла, значения слов;
– расширять запас синонимов и антонимов;
– формировать умения сочетать слова по смыслу, употреблять их в активной речи.
Разработанная нами система работы по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка и формированию значения слова явилась синтезом работ Л.М. Козыревой, О.Н. Тверской, О. И. Ушаковой, Е.Н. Струниной. Она позволяет восполнить пробелы лексических средств языка детей путём овладения навыками подбора синонимов, антонимов, способами их употребления, качественно совершенствовать их словарь. Предлагаемая система работы предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на один учебный год.
Задачами данной работы являются:
– научить дошкольников различать в речи близкие по смыслу слова; — соотносить слова-синонимы;
– отбирать и группировать слова по лексико-семантическим признакам (общности или противоположности значений);
– подбирать к данным словам синонимы, антонимы;
– самостоятельно употреблять подходящие по смыслу слова — синонимы, слова-антонимы;
– самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним, антоним (составление рассказов).
При отборе лексического минимума для работы над синонимами и антонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:
– частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;
– словарным запасом дошкольников;
– наличием в речи синонимов, антонимов;
– пониманием отобранных слов;
– необходимостью отобранных слов для организации речевой практики.
При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова. Работа над синонимическим и антонимическим словарём эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно; определяется тот круг слов-синонимов и антонимов, который может быть использован в качестве практического материала для упражнений.
Предлагаемая технология по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка включает следующие задания, которые с одной стороны, раскрывают, уточняют смысловую сторону отдельных слов, а с другой — развивают способность отбирать языковые средства. Показателем, что слово понято и действительно вошло в активный словарь ребёнка, является умение правильно употреблять его по смыслу.
Овладение синонимами на уровне слов:
— «Кто больше придумает слов»
Грусть (тоска, печаль, уныние);
большой (огромный, громадный, гигантский);
сказать (говорить, сообщать, произносить).
— Выбери из трёх слов два похожих слова.
Бежал, шёл, мчался;
сырой, влажный, сухой;
друг, ребята, товарищ.
Овладение антонимами на уровне слов.
— «Скажи наоборот»
Правда — ложь; темно– светло; идёт — стоит; холодный — горячий.
— «Найди два слова — «неприятеля».
Выбери из трёх слов два слова- «неприятеля» (объясни, почему).
Друг, печаль, враг.
Хороший, светлый, плохой.
Овладение синонимами на уровне словосочетаний.
«Скажи по-другому»
Медведь радовался (веселился, ликовал, торжествовал);
мальчик грустный (печальный, унылый, горестный);
снег идёт (падает, сыплется, летит).
Овладение антонимами на уровне словосочетаний.
«Скажи — наоборот»
Девочка грустная — девочка весёлая;
говорить ложь — говорить правду;
дети работали — дети отдыхали.
Овладение синонимами на уровне предложения.
«Я начну, а ты продолжи»
Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила…
«Замени слово в предложении»
Мачеха злилась на падчерицу (сердилась).
Овладение антонимами на уровне предложения.
«Доскажи слово в предложении»
Алёнушка плачет, а ведьма… смеётся над ней.
Закончился день, и наступила… ночь.
Нахождение синонимов, антонимов в речи (в рассказах).
Зимой.
Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой!
Качели.
Папа решил смастерить детям качели. Миша принёс ему верёвку. Но папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она слабая, хлипкая, она оборвётся. А вот эта ни за что не оборвётся, она прочная, крепкая».
Составление словосочетаний со словами- синонимами.
«Скажи по-другому»
Хорошее настроение (прекрасное, замечательное);
хорошая новость (прекрасная, замечательная)
Составление словосочетаний со словами-антонимами.
«Скажи наоборот»
Весёлый медвежонок (грустный);
весёлый праздник (грустный).
Распространение предложений с помощью синонимов.
«Замени слово в предложении»
Иван был очень смелым (храбрым, отважным) богатырём.
Дополнение предложений с помощью антонимов.
«Закончи предложение»
Принцесса была то грустная, то весёлая, то молчаливая, то разговорчивая.
Собачка по дороге то бежала, то останавливалась.
Осознанное выбирание наиболее адекватных слов из синонимического ряда.
Для этого специально разрабатывались речевые ситуации, которые требовали определённого словесного обозначения или использовались рассказы, сказки по лексическим темам. Например, речевая ситуация.
«Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила и пошёл он к маме грустный. Как ещё про него можно сказать? (печальный, невесёлый, унылый, скучный) А если он был грустным, то он не просто пошёл к маме, а… (поплёлся, побрёл, еле-еле передвигался). Какое слово противоположно по смыслу слову «грустный»? (весёлый) Второй медвежонок был весёлый. Как ещё можно про него сказать? (радостный, довольный) А раз он был весёлым, то он не просто пошёл к маме, а… (побежал, помчался, попрыгал).
Рассказ Е. Пермякова «Первая рыбка».
Прочитать рассказ детям и задать вопросы: «В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу (маленький, малюсенький); к слову «маленький» — противоположное по смыслу (большой). Какими словами охарактеризован ершище? (большущий) Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
Таким образом, данная система работы помогает расширению детского лексикона, позволяет качественно изменить уровень лексического развития и речевого общения, положительно отражается на точности выражения мыслей, развивает произвольность речи, умение сознательно выбирать уместные для данного высказывания языковые средства и тем самым оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.
Литература:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М. ,1998.
- Данилюк Л.А. Обогащение синонимического словаря младших школьников. Логопед , № 3, 2009.
- Иждигатова А.Р. Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста. Уфа, 2016.
- Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2001.
- Титова К.И. К проблеме формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с ОНР. Брянск, 2017.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи для начальной школы. М., 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, антоним, овладение антонимами, овладение синонимами, ребенок, антонимическое средство языка, монологическая речь, практическое овладение, система работы, словарный запас.