Синонимы адаптивного физического воспитания


Подборка по базе: основы инкл образования контрольная.doc, Практическая работа № 2 (Часть 1) Раздел программы_ 2.1.4. Объек, Экономика высшего образования.pdf, Современные проблемы науки и образования СТАТЬЯ.docx, Гендерное изменение доступности образования в России.pptx, История образования для женщин в России.pptx, Программа ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ .doc, РЕФЕРАТ Народные подвижные игры и воспитание патриотизма.docx, Технологическая карта урока. Рабочая программа по литературе сре, Проблема качества образования в России.docx


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»)

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Кафедра адаптивной физической культуры и физической реабилитации

Доклад на тему: Адаптивное физическое воспитание.

Выполнила:

Студентка 1 курса

Скрипица Екатерина Олеговна

Проверила: Вакуленко А.А.

Луганск 2022

Введение

Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.

В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 году, а практическая деятельность в области, называемой сегодня в государственных образовательных стандартах и официальных учебниках «адаптивное физическое воспитание», по существу реализуется уже более ста лет, необходимо сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы исключить возможные и вполне естественные в данной ситуации недоразумения.

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

1

  1. Какие термины используются в настоящее время в качестве синонимов понятия «адаптивное физическое воспитание»?

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмитриев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс.

Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка. Параметры темпов развития у детей могут существенно различаться.

Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ

2

В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности.

В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях.

2. Расскажите об отличительных чертах адаптивного физического воспитания.

Отличительные черты АФВ

  • АФВ является обязательным для всех детей, подростков молодежи, независимо от состояния их здоровья. Занятия по АФВ включены в государственные образовательные стандарты.
  • Занятия должны проводиться по государственным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области образования и по авторским, прошедшим соответствующую экспертизу.
  • К проведению занятий допускаются лица, имеющие среднее или высшее профессиональной образование в области АФК или ФК и С, прошедшие курсы квалификации или систему переподготовки по АФК.
  • Занятия должны проводиться на спортивных объектах, с соблюдением норм санитарно-гигиенических и противопожарной безопасности. Объекты должны быть оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации соответствующих программ.

3

  1. Конкретизируйте цели адаптивного физического воспитания, решаемые государством и каждым человеком с отклонениями в состоянии здоровья.

С точки зрения государственной политики, главная цель адаптивного воспитания состоит в максимально возможной коррекции основного дефекта путем применения, начиная с момента его обнаружения (в ряде случаев – с момента рождения ребенка), средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья к жизни и доступной образовательной и профессиональной деятельности.

В настоящее время в России и за рубежом в большей степени осознаются и признаются не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, интеграцию в общество, в том числе, посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом.

Адаптивная физическая культура — это система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей. По определению Евсеева С. П., Шапковой Л. В., «адаптивная физическая культура — это вид физической культуры для человека с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, общей и частной патологии, физическом воспитании, специальной психологии. Адаптивное физическое воспитание является видом адаптивной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Адаптивное физическое воспитание (АФВ) — представляет собой науку, изучающую различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные, а также процесс формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков».

В первую очередь адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию двигательных нарушений двигательной системы организма, объединяющей ее биомеханический, физиологический и психологический аспекты. Его методами и приемами являются физические упражнения, элементы спорта, подвижные игры, дыхательные упражнения и техники релаксации.

4

Для улучшения уровня здоровья, частичного восстановления двигательных функций, комфортного самочувствия людям с особыми потребностями необходимо не только реабилитационное лечение, но и значительное повышение уровня двигательной активности за счет различных видов адаптивной физической культуры. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации тесно связаны и опираются на основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

4.Перечислите функции и принципы, имеющие ведущее значение в адаптивном физическом воспитании. Почему?

Функции адаптивного физического воспитания

Педагогические функции

Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носят индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.

профилактическая функция заключается в целесообразности двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.

Образовательная функция представляет часть образовательной деятельности человека, связанной с удовлетворением потребности в знаниях, умениях и навыках в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования.

Образовательная функция представляет собой формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для каждого человека уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте.

Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формируя предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.

5

Лечебно-восстановительная функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности и ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.

Основными в АФВ являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально-интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности. В АФВ общие дидактические принципы имеют определенные особенности, связанные со спецификой контингента обучаемых. Остановимся на каждом принципе подробнее.

Принцип сознательности и активности направлен на развитие умения ориентироваться в окружающей действительности. Преподаватель строит занятие так, чтобы обучаемый мог осваивать учебный материал, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему.

Принцип индивидуализации. Учитель обращает внимание на возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, темперамент, личностные и характерологические качества обучаемого, его установки, ценности и интересы, наличие и качество предшествовавшей физической подготовки.

Принцип доступности заключается в том, что все средства, используемые в АФВ, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности.

Принцип последовательности изучения упражнений непосредственно связан с принципом доступности.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов выражается в применении оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок.

6

Качественные изменения в организме человека, достигнутые путем оптимального воздействия локальных физических нагрузок различного содержания, являются основой для создания резервных возможностей лимитирующих систем при формировании фонда жизненно важных двигательных умений и навыков. Развитием основных двигательных качеств создаются функциональные резервы организма.

Принцип систематичности вытекает из принципов последовательности и дифференциально-интегративных оптимумов и базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. В связи с тем, что подготовка представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам, последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений — отвечать закономерностям «переноса» двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающегося.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки, важен для предупреждения утомления. Он предусматривает такое сочетание средств АФВ, при котором работа одной группы мышц, осуществляющих движение или позную реакцию, сменяется работой другой группы мышц, что дает возможность осуществиться восстановительным процессам.

Принцип прочности сводится к созданию у ученика полных и точных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях для выработки прочного навыка. Нарушение сенсорного анализа или оптимального соотношения функции сознания и автоматизмов, имеющее место в АФВ, приводит к затруднениям в формировании двигательных умений и навыков.

5.Как организуется процесс адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях?

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны. Они могут быть систематическими (занятия физической культурой, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (с разными специалистами), коллективными (досуги, праздники, развлечения), соревновательными (от групповых до международных), игровыми.

7

Формы занятий организовываются педагогами, специалистами, родителями, общественными организациями и т. д. Цель занятий всех форм – расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

В зависимости от целей, задач, программного содержания, направленности занятия подразделяются на типы:

  • занятия образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • занятия коррекционно-развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений;
  • занятия оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, дыхательной системы;
  • занятия лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных функций (ежедневные занятия ЛФК);
  • занятия спортивной направленности – для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
  • занятия рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

6. Как должно осуществляться и как осуществляется адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (массовых школах)?

Адаптивное физическое воспитание в системе массового образования осуществляется преимущественно в общеобразовательных школах и вузах с контингентом школьников и студентов специальных медицинских групп. В эти группы включаются учащиеся и студенты, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

8.

Занятия по физической культуре с занимающимися этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы или вуза. Дети, подростки и молодежь со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой.

Включение учащихся и студентов в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер – в зависимости от вида и тяжести заболевания и наличия других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную, должен производиться педагогом совместно с врачом при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

В зависимости от тяжести и характера заболеваний школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов (Велитченко В.К., 2000).

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем.

Группы учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, комплектуются школьным врачом совместно с учителем физкультуры на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности, освоения двигательных умений и навыков и функционального исследования, которое должно проводиться в конце текущего учебного года (апрель – май), завершаться к 1 июня и оформляться приказом директора школы, который, в свою очередь, должен быть издан до 1 сентября. Таким образом, организация и управление адаптивным физическим воспитанием в массовой школе сводятся к следующему.

1. Определение школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которых, по сути, освобождают от традиционных уроков по физической культуре.

2.Распределение школьников с отклонениями в состоянии здоровья, освобожденных от обычных уроков по физической культуре, на три группы:

9

– дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которым рекомендуются занятия только лечебной физической культурой (группа ЛФК);

– дети и подростки с отклонениями в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями (специальная медицинская группа, подгруппа А), которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 150 уд./мин;

– школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (специальная медицинская группа, подгруппа Б), которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 130 уд./мин.

7.Расскажите о системе адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях высшего образования (вузах).

Физическая культура как учебная дисциплина в образовательной организации высшего образования предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основного (подготовительного), специального и спортивного.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Содержание теоретических и практических занятий в группах специального медицинского отделения включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

Ректоры вузов обязаны обеспечивать реализацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусматривать в учебных планах выделение 400 ч трудоемкости (72 академ. ч) на дисциплину «Физическая культура», планируя часы на теоретическую, методико-практическую подготовку и контроль знаний, умений, навыков, компетенции с выставлением итоговой оценки. Обязательный (элективный) курс физического воспитания в объеме 328 академ

10

что может дополняться дисциплинами по выбору, а также факультативными занятиями (1–2 ч в неделю) во вне учебное время.

Из указанных 400 ч выделяются часы на теоретический курс, проводимый в форме лекций, семинарских занятий в течение 4-х лет обучения в вузе.

В качестве положительного примера поиска новых форм организационно-управленческих структур адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях высшего образования следует привести создание в Калининградском государственном университете специальной кафедры «Адаптивная физическая культура», которой ректоратом поручена организация и практическая деятельность со студентами всех факультетов, отнесенными к специальному медицинскому отделению

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Все значения словосочетания «физическая культура»

Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.

Все значения словосочетания «лечебная физическая культура»

ФИЗИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к физика1.

Все значения слова «физический»

КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Все значения слова «культура»

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным адаптация; свойственный адаптации, характерный для неё; приспосабливающийся, такой, что может приспособиться, примениться к тем или иным обстоятельствам, самонастраивающийся под что-либо

Все значения слова «адаптивный»

  • Конкретизация потребностей, мотивов, целевых установок занимающихся положена во главу угла выделения основных видов адаптивной физической культуры.

  • Основные средства воздействия на занимающихся адаптивной физической культурой – физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.

  • Адаптивная физическая культура предлагает сегодня достаточное множество методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно.

  • (все предложения)
  • физкультура
  • культура
  • зарядка
  • (ещё ассоциации…)
  • физика
  • ущерб
  • труд
  • прибор
  • состояние
  • (ещё ассоциации…)
  • искусство
  • иностранцы
  • обычай
  • театр
  • интеллигенция
  • (ещё ассоциации…)
  • адаптивная физическая культура
  • адаптивное поведение
  • адаптивные возможности организма
  • адаптивные способности организма
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • физическое тело
  • физическое тело человека
  • заниматься физическими упражнениями
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • русская культура
  • культура народа
  • дом культуры
  • культура существовала
  • создавать культуру
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «адаптивный»
  • Разбор по составу слова «физический»
  • Разбор по составу слова «культура»
  • Как правильно пишется слово «адаптивный»
  • Как правильно пишется слово «физический»
  • Как правильно пишется слово «культура»

Адаптивное физическое
воспитание как вид адаптивной физической культуры

Адаптивное
физическое воспитание — 
самый массовый вид адаптив­ной физической
культуры, занятия по которому проводятся преиму­щественно в образовательных
учреждениях и являются для занимаю­щихся обязательными, поскольку дисциплина,
по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты
государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному
фи­зическому воспитанию регламентировано, как правило, государствен­ными
программами или авторскими (инновационными) программа­ми, прошедшими
соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только
специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.

В связи с тем,
что термин «адаптивная физическая культура» по­явился в России лишь в 1996
году, а практическая деятельность в об­ласти, называемой сегодня в
государственных образовательных стан­дартах и официальных учебниках «адаптивное
физическое воспитание», по существу реализуется уже более ста лет, необходимо
сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы ис­ключить
возможные и вполне естественные в данной ситуации недо­разумения.

Адаптивное
физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое
воспитание (как вид физической культу­ры) для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья, включая, разуме­ется, и инвалидов. Поэтому все существующие на
сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с
отклоне­ниями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц
с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и
нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физи­ческому воспитанию,
занятия по ритмике, уроки по физической куль­туре и другое — сегодня правильнее
относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по
адаптивному физичес­кому воспитанию, уроки по адаптивному физическому
воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Однако переход
на единую терминологию может продолжаться дли­тельное время, поскольку написано
и издано большое количество про­грамм, учебников и учебно-методических
материалов (пособий, реко­мендаций и др.), утверждено много государственных
образовательных стандартов, включающих дисциплины, направленные на физическое
совершенствование занимающихся с отклонениями в состоянии здо­ровья (особенно в
сфере образования), в которых адаптивное физичес­кое воспитание представлено
как «ритмика», «физическая культура», «физическое воспитание» и т.п. При этом
принципиально важным является то, что адаптивное физическое воспитание,
осуществляемое в форме занятий или уроков, является обязательным для занимаю­щихся
независимо от состояния их здоровья, управляемых и контроли­руемых государственными
органами через государственные образова­тельные стандарты, программы, учебники,
учебно-методические ма­териалы и с помощью таких процедур, как аттестация и
аккредитация учреждений, осуществляющих эту деятельность.

В настоящее
время адаптивное физическое воспитание в России осу­ществляется (во всяком
случае должно осуществляться): в системе спе­циального образования — с лицами,
имеющими отклонения в разви­тии; в системе массового образования — с лицами,
имеющими откло­нения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающих­ся
физическими упражнениями в специальных медицинских группах (от­делениях).

Вначале
рассмотрим вопросы организации адаптивного физическо­го воспитания в системе
специального образования, учреждения кото­рого в зависимости от возраста и
тяжести дефекта могут функциониро­вать как в сфере образования, так и в сфере
социального обеспечения и здравоохранения.

13.1.Организация
адаптивного физического воспитания

в системе
специального образования_

В соответствии
с номенклатурой типов и видов образовательных уч­реждений, определенных письмом
Министерства общего и профессио­нального образования Российской Федерации от
17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных и муниципальных
образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах Российской
Феде­рации специальное образование осуществляется в следующих учрежде­ниях.

Дошкольные
образовательные учреждения:

— детский сад
компенсирующего вида с приоритетным осуществле­нием квалифицированной коррекции
отклонений в физическом и пси­хическом развитии воспитанников;

— детский сад
присмотра и оздоровления с приоритетным осуще­ствлением
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровитель­ных мероприятий и
процедур;

— детский сад
комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить
общеразвивающие, компенсирующие и оз­доровительные группы в разном сочетании).

Специальные
(коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в раз­витии:

I вид — для
неслышащих (глухих);

II вид — для
слабослышащих и позднооглохших;

III вид — для
незрячих (слепых);

IV вид — для
слабовидящих и поздноослепших;

V вид — для
детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для
детей с задержкой психического развития;

VIII вид — для
умственно отсталых детей.

Образовательные
учреждения начального профессионального образо­вания:
специальное
(коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями
в развитии.

Единственное в
мире специализированное учреждение высшего про­фессионального образования
— Московский
государственный гуманитар­ный институт-интернат.

Кроме
перечисленных образовательных учреждений специальное допрофессиональное и
начальное профессиональное образование реа­лизуются:

— в
профессиональных училищах (строительных, швейных, сельс­кохозяйственных и др.);

— в
учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производствен­ных центрах,
технических школах, вечерних (сменных) профессиональ­ных училищах.

Среднее
профессиональное и высшее профессиональное образо­вание обучающиеся получают в
специальных средних образователь­ных учреждениях и в различных формах
интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и высшего
профессионального образования.

К системе
специального образования относятся и так называемые классы
компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) клас­сы,
которые
в последние годы открываются в массовой школе, осо­бенно широко для детей с
задержкой психического развития.

Помимо
перечисленных в системе специального образования функ­ционируют и другие
образовательные учреждения для детей с отклоне­ниями в развитии и ограниченными
возможностями здоровья, куда относятся:


оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении (санаторно-леспая школа, санаторная
школа-интернат, санаторный детский дом);


образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло­го-педагогической и
медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС -центры диагностики и консультирования,
сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
социально-трудовой адап­тации и профориентации, лечебной педагогики и
дифференцированно­го обучения);

— специальные
учебно-воспитательные учреждения для детей и под­ростков с девиантным
поведением и отклонениями в развитии (специ­альная общеобразовательная школа,
специальное профессиональное училище).

Учреждения
специального образования реализуют основные и до­полнительные образовательные
программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального
образова-

ния, которые
регламентируются государственными образовательными стандартами.

Во всех
перечисленных образовательных и профессионально об­разовательных программах
предусмотрены занятия по адаптивному физическому воспитанию, как правило не
менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и
занятий ритми­кой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физи­ческой
культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и ме­тодических занятий по
физической культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным
физическим воспитанием в ре­жиме учебного дня.

При разработке
содержательного компонента стандарта образова­ния дошкольников в области
физической культуры были выделены три направления требований к организации
физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении как в рамках
основного образова­ния, так и дополнительных образовательных услуг:


образовательная программа физического совершенствования до­школьников;

— условия,
способствующие реализации потребности детей в дви­жении;


профессиональная компетентность педагогов, организующих дви­гательную
деятельность дошкольников.

Программа
должна предусматривать проведение физкультурных за­нятий не менее двух раз в
неделю, физкультурных досугов — 1 раз в месяц, физкультурных праздников — 1 раз
в сезон. Продолжитель­ность физкультурных занятий в разных возрастных группах
различная — от 20 минут в младшей группе, до 35 минут — в подготовительной.

Необходимо
отметить, что если для нормально развивающихся дошкольников существует большое
количество программ физического совершенствования, количество которых постоянно
увеличивается*, то для детей с отклонениями в развитии есть только единичные
реко­мендации и немногочисленные научные исследования. Так, например, в
настоящее время в дошкольных учреждениях могут использоваться следующие
программы: комплексные — «Программа обучения и вос­питания в детском саду» 1985
года, программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; парциальные
(оздоровительные, специализиро­ванные по физической культуре) — «Здоровье»,
«Здоровый дошколь­ник»; парциальные специализированные — «Старт», «Программа по
физ­культуре от 3 до 17 лет»; программы дополнительного образования —
«Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гим­настике для
дошкольных учреждений (Са—Фи—Дансе)», «Путешествие в Олимпию» (Филиппова CO.,
Овечкина Т.А., 2004).

* Министерство
образования Российской Федерации регулярно инфор­мирует (в сборниках приказов,
инструкциях и журнале «Дошкольное воспита­ние») работников системы образования
о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации».

Что же касается
организации адаптивного физического воспитания в дошкольных учреждениях
(физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом
и интеллектуальном раз­витии), то здесь авторы подчеркивают, что такая работа
имеет свои особенности, а деятельность педагога отличается специфичностью,
обусловленной характером заболевания детей (Овечкина Т.С., Филип­пова CO.,
2004).

До настоящего
времени окончательно не решен вопрос по поводу программного обеспечения
адаптивного физического воспитания в до­школьных образовательных учреждениях:
нужны ли отдельные програм­мы по адаптивному физическому воспитанию детей с
отклонениями в развитии для каждого вида нозологии [как это имеет место в
специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях I—VIII видов] или
достаточно использовать имеющиеся, перечисленные программы для нормально
развивающихся детей с учетом характера заболеваний детей с ограниченными
возможностями здоровья, показаний и противопока­заний к тем или иным
двигательным нагрузкам и физическим упражне­ниям.

Сложившаяся
ситуация объясняется тем, что в нашей стране до 90-х годов прошлого века по
отношению к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам в возрасте от
рождения до 7 лет доминиро­вал так называемый лечебный подход, когда проблемами
этих детей занимались преимущественно медицинские работники, которые исполь­зовали
традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение,
физиотерапевтические процедуры, лечебную физическую культуру и массаж.

В то же время
хорошо известно, что первичные нарушения в разви­тии приводят к «выпадению»
ребенка из традиционного образователь­ного процесса, к нарушению связи с
культурой как источником разви­тия специфических человеческих способностей и
способов деятельнос­ти. А это, в свою очередь, приводит к возникновению
вторичных нару­шений развития, социальной недостаточности, возникновению потреб­ности
в обходных путях, других способах, инструментах «врастания в культуру», то есть
в специальном образовании.

Проведенные
Институтом коррекционной педагогики РАО иссле­дования убедительно показывают,
что удовлетворение особых образо­вательных потребностей в раннем возрасте
способно предупредить по­явление новых специальных потребностей, обеспечить
максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка и снижение уров­ня
его социальной недостаточности. Получены данные, доказывающие, что грамотно
организованная ранняя (с первых недель жизни) комп­лексная коррекция нарушений
в развитии открывает для 25-27% детей возможность полноценного включения в
общий образовательный по­ток (Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института
разработана сис­тема коррекционно-развивающих игр, которые могут использоваться
в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях
семейного воспитания, так и в условиях специального уч­реждения (дома ребенка)
(Разенкова Ю.А., Выродова, И.А.).

Именно поэтому
в концепции реформирования системы специаль­ного образования важнейшей
стратегической задачей является созда­ние единой государственной системы
раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (в том числе
коррекционно-педа-гогического) и консультирования семей, воспитывающих детей с
от­клонениями в развитии.

Одним из шагов
в этом направлении можно считать рекомендацию Министерства здравоохранения
Российской Федерации* о включении в структуру учреждений, осуществляющих
медико-социальную и пси­хологическую реабилитацию детей-инвалидов на
региональном и мест­ном уровне, «школ адаптивной физической культуры»,
основными за­дачами которых является проведение оздоровительно-развивающих,
коррекционных и профилактических занятий, как по отношению к ос­новному
дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по от­ношению к вторичным
нарушениям, обусловленным основным де­фектом.

Учитывая, что в
системе здравоохранения в настоящее время дей­ствуют более 200 медицинских
учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения и кабинеты, и
248 домов ребенка, в ко­торых детям оказывают реабилитационную помощь, школы
адаптив­ной физической культуры могут сыграть важную роль во внедрении адап­тивного
физического воспитания детей с самого раннего возраста.

Как показано в
исследованиях Д.Ф. Мосунова (2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из
эффективнейших направлений адаптивного фи­зического воспитания является
использование физических упражнений в водной среде и технологий
гидрореабилитации.

Одним из
перспективных направлений внедрения адаптивного фи­зического воспитания в
практику является работа специалистов по адап­тивной физической культуре
(тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов) в так называемых группах
кратковременного пребывания, открываемых в специальных дошкольных
образовательных учреждени­ях (например, в детских садах компенсирующего вида)
для детей, посе­щающих обычные детские сады или воспитывающихся дома**.

В группах
кратковременного пребывания дети могут получать необходимую коррекционную
помощь с первого года жизни (в том числе и в области адаптивной физической
культуры) силами квали­фицированных специалистов. Дети, обучающиеся в группах
кратко-

* Приказ
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 567,
утвердивший концепцию «Совершенствование медико-социальной и психологической
реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства» // Детская и подростковая
реабилитация: Научн.-практ. журнал. -2004. — № 1(2). — С. 3-16.

** Письмо
Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. № 129 «Об
организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии» // Спе­циальное образование:
состояние, перспективы развития: Тематическое при­ложение к журналу «Вестник
образования». — 2003. — № 3. — С. 25.

временного
пребывания, включаются в списочный состав данного уч­реждения, а на группу
распространяется традиционный статус. Такие группы позволяют включить в
образовательный процесс детей со слож­ными (комплексными) нарушениями в
развитии, которые не могут посещать даже специальное образовательное учреждение
и воспиты­ваются дома. Это открывает для таких детей перспективы более успеш­ной
социализации.

В отличие от
дошкольных образовательных учреждениях в специ­альных (коррекционных)
образовательных учреждениях I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии система организации адаптивного физического воспитания
давно сформирова­лась и постоянно совершенствуется.

Для каждого
вида специальных (коррекционных) школ разработа­но не одно поколение программ
по физической культуре. Так, в специ­альных школах VIII вида в настоящее время
действует восьмая про­грамма, первая из которых появилась в 1950 году.

В начальных
классах адаптивное физическое воспитание реализует­ся при изучении детьми двух
дисциплин — ритмики и физической куль­туры, на которые выделяется по 1 часу и
по 2 часа в неделю соответ­ственно, а в последующих классах — при изучении
физической культу­ры по 2 часа в неделю.

Помимо уроков
физической культуры, программы по этой дисцип­лине для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I VIII вида предусмотрены
физкультурно-оздоровительные мероприя­тия в режиме учебного дня: гимнастика до
учебных занятий, физкуль­турные минутки, физкультурные паузы, дополнительные
занятия во второй половине дня.

Для специальных
учреждений среднего профессионального об­разования с целью осуществления
адаптивного физического воспи­тания обучающихся рекомендуются программы по
физической куль­туре специальных (коррекционных) школ, что во многих случаях
оправдано.

Что же касается
единственного в мире специального высшего учебного заведения — Московского
государственного гуманитарного института-интерната, то программа по физической
культуре, пре­дусмотренная государственными образовательными стандартами по
всем без исключения специальностям высшего профессионального образования, для
студентов с поражением функций опорно-двига­тельного аппарата, которые там
обучаются, находится в стадии раз­работки, и занятия проводятся по
индивидуальным планам препода­вателей этого вуза.

В настоящее
время дети, подростки, молодежь с отклонениями в состоянии здоровья обучаются и
в системе массового образования.

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

Как приготовить полезный шоколад

группа людей с ограниченными возможностями в спортивном зале

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;
  • Тератологию.

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

женщина в инвалидной коляске с ракеткой для бадминтона в руке

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

Коррекционные:

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.

Образовательные:

  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.

Воспитательные:

  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
    Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

группа ребят в инвалидных колясках играет в баскетбол

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Социальные принципы:

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

  1. Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
  2. Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Обратите внимание!

Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.

Что это такое? Адаптивная физкультура (АФК) – это занятия с лицами, имеющими проблемы со здоровьем, вплоть до инвалидности. Такие тренировки не только направлены на физическую реабилитацию, но и имеют педагогический и социальный уклоны.

Как проходит? Проводить АФК в школе может не каждый педагог, а только имеющий необходимую подготовку. Кроме этого, занятия отличаются от обычных уроков своей спецификой.

Оглавление:

  1. Суть и задачи адаптивной физкультуры
  2. Виды упражнений в адаптивной физкультуре
  3. Как и где проходят занятия АФК
  4. Требования к учителю для проведения адаптивной физкультуры в школе
  5. Повышение квалификации для проведения адаптивной физкультуры в школах

Суть и задачи адаптивной физкультуры

В значение словосочетания «адаптивная физическая культура» входит, в широком смысле этого понятия, комплекс упражнений по работе с нарушениями нормальной моторики, полноценного функционирования опорно-двигательного аппарата, совокупность его биомеханических, физиологических и психологических черт. Ее способы: физические упражнения, игры, спортивные элементы, дыхательная гимнастика и релаксация.

В набор методов данной работы с учащимися включены спортивные и оздоровительные мероприятия, главной целью которых является реабилитация и социальная поддержка детей-инвалидов, устранение психологических моментов, мешающих жить полноценно.

Адаптивная физкультура – это не только какие-то отдельно взятые упражнения, а множество процедур, задачей которых является коррекция физических и психофизических недостатков у детей. Мероприятия в комплексе позволяют укрепить организм, дают отличную профилактику осложнений и реабилитацию. Кроме того, это отличное средство улучшения состояния здоровья и приспособления к условиям реальной жизни детей-инвалидов.

Адаптивная физкультура

Главная цель АФК как типа физкультуры — укрепление здоровья и направленность на физическое развитие двигательных и психофизических способностей, разработанных с учетом личных особенностей и заболевания каждого ребенка, у которого имеются ярко выраженные нарушения состояния здоровья.

Комплекс упражнений АФК построен в виде занятий, подобранных персонально для каждого ребенка. Физические упражнения оказывают сильное влияние на организм, расширяют возможности сначала двигательного аппарата, имеющего стойкий дефект. Дети с нарушениями интеллекта и детским церебральным параличом делают несложную гимнастику.

Программа по АФК составляется для любого маленького пациента с учетом его диагноза (по направленности, сложности, продолжительности) и ограничивается моторной мобильностью, двигательным опытом, физическим развитием, возрастными особенностями.

Понятие «адаптивная» говорит о многом. Ребенок должен получать силы, чтобы укрепить ослабленное здоровье и выжить в условиях, которые нелегки в современном мире. Адаптивная физкультура дает возможность стать крепче и выносливее, повысить самооценку.

Принципы проведения занятий адаптивной физкультурой:

  • индивидуальное взаимодействие с каждым ребенком, в зависимости от его диагноза;
  • предупреждение усталости, смена умственной деятельности на практическую, применение необычного оборудования, яркого инвентаря;
  • терпение и педагогический такт, одобрение даже незначительных удач, постоянная поддержка каждого обучающегося, развитие в нем веры в собственные способности.

Виды упражнений в адаптивной физкультуре

Для того чтобы правильно выбирать физические упражнения в соответствии с личными особенностями каждого ребенка, условиями проведения занятий, характером физкультурной деятельности в разных типах адаптивной физической культуры, надо знать, по каким признакам можно распределить все упражнения по группам.

Строгого и четкого разделения на виды нет, потому что одно и то же упражнение имеет разные отличия, поэтому его можно отнести к нескольким группам.

Адаптивная физкультура

Классификация видов адаптивной физкультуры:

  • по цели назначения: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;
  • по основному влиянию на развитие каких-либо физических качеств: упражнения на тренировку силы, скорости, выносливости, гибкости;
  • по воздействию на развитие определенных мышечных групп: упражнения для мышц спины, живота, плеча, голени, бедра, лица и т. д.;
  • по координации: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, разнообразие усилий, релаксацию, ритмичность движений и прочее;
  • по биомеханическому направлению движений: циклические (ходьба, бег, плавание, перемещение в инвалидной коляске, лыжный спорт, гребля и т. п.), ациклические (работа со спортивными снарядами, гимнастика, тренажеры), смешанные (прыжки в длину, спортивные игры и прочее);
  • по интенсивности выполнения упражнений, отражающей напряженность физиологических функций: упражнения малой интенсивности (ЧСС – до 100 ударов в минуту), средней (ЧСС – до 120 ударов в минуту), тонизирующей (до 140 ударов в минуту), тренирующей (до 160 ударов в минуту и выше);
  • по видам спорта для разных групп инвалидов: упражнения для инвалидов с нарушениями в области зрения, слуха, интеллекта, с поражениями опорно-двигательной системы, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний, а также соответствующих программ Паралимпийских игр;
  • по лечебному воздействию: упражнения на восстановление работы паретичных мышц, спорности, подвижности в суставах, упражнения для стимуляции установочных рефлексов, трофических процессов, функции дыхания, кровообращения и прочих;

Тьюторское сопровождение как метод адаптации ребенка

  • по исходному положению: упражнения, выполняемые в лежачем положении (на животе, на спине, на боку), сидя, стоя, на коленях, на корточках и т. д.;
  • по самостоятельности выполнения упражнений: ребенок делает задания полностью сам, с поддержкой, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических средств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в виде ортопедической укладки, пассивных упражнений и т. п.;
  • по взаимодействию междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, танцы, лепка фигурок из глины, рисование; упражнения с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, игровых композициях на определенные темы, помогающими развивать мышление, речь, внимание, память, простейшие математические навыки.

Как и где проходят занятия АФК

Адаптивная программа для детей с ОВЗ зависит от того, к какой группе здоровья принадлежат обучающиеся. Для детей основной медицинской группы занятия разрешены в полной мере, что соответствует учебным программам физического воспитания. Учащимся можно посещать спортивные секции, кружки, участвовать в соревнованиях, сдавать нормативы физической подготовки (ФП) в соответствии с возрастом и практическую часть экзамена по предмету «физическая культура».

Для учащихся подготовительной медицинской группы занятия проводятся соответственно учебным программам физвоспитания при более постепенном освоении комплекса двигательных умений и навыков, главным образом тех, что связаны с повышенными запросами к организму.

Для ребенка обязательна предварительная консультация врача. Если нет противопоказаний, то учащийся может заниматься и сдавать нормативы ФП в соответствии с возрастом, даже ходить в спортивные кружки, если физические нагрузки невысоки по сравнению с основной группой здоровья.

Занятия физкультурой для учащихся специальной медицинской группы «А» проводятся соответственно требованиям программ физического воспитания обучающихся с нарушениями состояния здоровья.

Особого внимания требуют обучающиеся, которые относятся к специальной медицинской группе «Б». Занятия для них проводятся только в условиях детского медицинского учреждения (поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и т. п.).

Требования к учителю для проведения адаптивной физкультуры в школе

К проведению уроков адаптивной физкультуры допускается только тот преподаватель, который прошел повышение квалификации по данной программе.

Адаптивная физкультура

  • Для педагога, работающего с больными детьми, обязательно знать нормативно-правовые основы физического воспитания учащихся с ОВЗ, которые отражены в федеральных и региональных документах и локальных актах образовательного учреждения (приказы, положения и другие). Чтобы понимать, какие законодательные изменения вступили в силу, оформите подписку на рассылку одной из справочно-правовых систем.
  • Обязательно узнайте о психологических и физических чертах той категории детей, к которой имеют отношение ваши ученики. Они отличаются специфическим поведением, особенностями общения и образовательными потребностями.
  • Ознакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения, принятой в вашей школе. Эта работа находится под контролем психолого-педагогического консилиума (ППК), куда включены разнопрофильные специалисты: тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники. Участники консилиума окажут квалифицированную поддержку и помощь, расскажут о специфических особенностях развития каждого ученика, о трудностях, которые он испытывает в учебе, об особенностях взаимодействия с ребенком и его семьей.

Учитель физкультуры наравне со всем педагогическим составом учреждения, задействованным в работе с детьми с ОВЗ, принимает активное и регулярное участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Материал для составления рабочих программ по АФК — примерное содержание рабочих программ по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ:

  • для глухих учащихся;
  • для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • для слабовидящих обучающихся;
  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР);
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В примерных рабочих программах отражены цели и общее направление коррекционно-образовательной работы учащихся с ОВЗ. Они дают представление о приблизительном содержании предмета «АФК», с установкой характера деятельности и условий, а также будущие итоги освоения программы, критерии и нормы оценки знаний.

Адаптивная физкультура

Содержание программы по адаптивной физкультуре построено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.

Инвариантные, или обязательные, модули направлены на разнообразную физическую подготовку учащихся, овладение техническими действиями и физическими упражнениями. Это могут быть летние виды спорта, любые подвижные игры, плавание, если позволяют возможности школы.

Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет сам, учитывая такие факторы:

  • образовательные потребности учащихся;
  • региональные особенности данного места проживания (климат, этнокультурные характеристики и прочее);
  • реабилитационный потенциал конкретного вида спорта для учащихся с ОВЗ.

Очень важно не только подобрать физическую нагрузку, которая будет адекватна для возможностей «особенного» ученика, но и создавать определенную мотивацию, чтобы подтолкнуть своего подопечного к желанию развиваться.

Повышение квалификации для проведения адаптивной физкультуры в школах

На нашем портале вы сможете записаться на программу повышения квалификации по теме организации занятий адаптивной физической культурой с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Основное предназначение нашей программы — дать глубокие профессиональные знания, обучить педагогов адаптивной физкультуры новейшим приемам и методам тренировок, особенностям использования в работе физкультурных снарядов.

Адаптивная физкультура

У нас вы сможете повысить квалификацию по адаптивному спорту в дистанционном режиме, когда вам будет удобно, в любое время. Форма обучения — заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Программа повышения квалификации полностью соответствует современным профессиональным стандартам.

Все слушатели узнают об актуальных профессиональных компетенциях инструктора по адаптивной физической культуре. Если вы собираетесь проверить уровень своих знаний, то пользуйтесь тестами с вопросами и ответами.

Обучение адаптивной физкультуре предназначено для лиц с высшим или средним профильным образованием в области преподавания физической культуры детям с нарушениями здоровья. Кроме того, данная программа доступна людям, имеющим дополнительное профессиональное образование в области специальной педагогики.

Какие знания вы получите?

Во время прохождения программы курсы вы получите следующие знания:

  • о теории и методике создания адаптированной спортивной образовательной программы;
  • о роли физической культуры в общем образовании и профессиональной подготовке детей и подрастающего поколения;
  • о физической подготовке в процессе физического воспитания;
  • об основах адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • о характеристике адаптивной физической культуры и физического воспитания;
  • об организации и методике проведения занятий по адаптивной физической культуре.

В завершение лекционного материала вы пройдете итоговую аттестацию в виде тестирования. Чтобы начать обучение, необходимо на него записаться. На сайте есть форма обратной связи, введите в нее ваши ФИО, адрес электронной почты, телефон, дайте согласие на обработку персональных данных. После этого оплатите обучение. Наши специалисты ответят вам в ближайшее время, ваша заявка на обучение будет обработана и принята.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы агаш отыргызу
  • Синонимы автор медина мирай
  • Синонимы автопроката
  • Синонимы автоприцеп
  • Синонимы автополив