Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Выполнила учитель
русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ №7 – г-к Анапа
Черевик Татьяна Николаевна
Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
— обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
— развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
— воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Организационный момент |
Приветственное слово учителя: — Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. — Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). |
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях |
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 |
Актуализация знаний |
Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). |
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. |
Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. |
Введение в тему |
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… — Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? — И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. |
Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. |
УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. |
Определение темы и целей урока. |
— Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… |
Формулируют тему и цель урока. |
УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. |
Открытие нового знания. |
1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. — Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла). Дом — общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей. Хижина — устаревшее слово, коттедж, вилла — заимствованные, пришедшие из другого языка. — Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. |
Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. |
Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137). |
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. |
Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
||
6. |
Закрепление знания |
|
Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). |
Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее — метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол-синоним с корнем «печаль» (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? |
Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает |
Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регуляьтвные (анализ текстов) |
||
Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. |
Рассматривают словари |
Познавательные |
||
7. |
—Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
Группа синонимов — это синонимический ряд. Градация — группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. |
Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. |
Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
|
8 |
Физминутка |
Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый. |
Играют |
Коммуникативные |
9 |
Закрепление знаний (продолжение) |
Определение роли синонимов в речи
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок |
Работают с текстом, делают выводы |
Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
1) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). |
Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку. |
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
||
Багрянец Своеобразие Схематизм Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Отступ Ваятель Пурпур |
Задание выполняется на доске |
Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
||
8. |
Контроль усвоения материала |
Мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность — молодеть |
Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку. |
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
9. |
Итог урока |
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. |
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. |
Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10. |
Рефлексия |
Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
8. |
Домашнее задание |
§67, упр. 353 |
Записывают домашнее задание |
Личностные |
Русский язык
5 класс
Урок № 51
Синонимы
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Синонимия, причины её существования в языке.
2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.
3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.
Тезаурус
Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.
Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.
Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.
Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.
В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Множественный выбор
Найдите все синонимы для слова красивый.
• Новый
• Прекрасный
• Великолепный
• Смехотворный
• Восхитительный
• Крупный
• Дивный
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.
Правильный ответ:
Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.
Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соедините синонимы.
Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.
Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.
Правильный ответ:
Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).
Тип урока: Изучение новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с
понятием синонимы, синонимический ряд;
обеспечить восприятие и понимание смысловых
стилистических различий синонимов; закрепить
умения работать с книгой, словарем.
Задачи: научить находить синонимы в
тексте, определять оттенки лексического
значения, подбирать синонимы к данному слову,
употреблять синонимы в речи с целью ее
обогащения, а также определять их стилистическую
окраску (разговорный, нейтральный, книжный
стили), пользоваться словарем синонимов.
Оборудование:
- доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III/ Лексическая работа.
— По лексическому значению определите слова и
запишите их в тетрадь.
— Раздел в русском языке, изучающий словарный
состав языка и лексическое значение слов
(лексика).
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы).
— Слова, имеющие несколько лексических значений
(многозначные слова).
— Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются (однозначными)
— Помимо прямого значения слова могут иметь
другое, необычное (переносное)
— Прочтите, какие слова у вас получились.
Презентация.
(На экране проецируются слова: лексика,
омонимы, многозначные слова, однозначные слова,
переносное значение). Слайд № 2
IV. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы
узнать новые сведения из этого раздела.
В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок:
собираясь в экспедицию на Северный полюс,
Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он
говорит Вини-Пуху:
— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они
собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не
забыть провизию.
— Про что не забыть?
— Не про что, а то, что едят.
— А-а! — сказал Пух радостно.- А мне показалось,
что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и
скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы
слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд
№ 3
— Что общего у всех этих слов? (Значение, часть
речи)
Такие слова называются синонимами. Слайд № 4
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое
синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны
и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они
необычны и интересны. Мы будем учиться находить
синонимы в тексте и употреблять их в речи.
V. Изучение нового материала.
Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от
греческого слова sinоnimos — «одинаковый,
одноимённый» Слайд № 5
По-гречески часть «ним» означает «имя».
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во
многих словах: симфония, симпатия, синтаксис,
синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и
перестала выступать как приставка, но все эти
слова несут в себе оттенок её значения —
«общность, совместимость»
Учитель: Русский язык богат синонимами.
Например, для обозначения чего- либо небольшого
по размеру в речи используются прилагательные:
небольшой, маленький, крошечный,
микроскопический, карликовый, а большого по
размеру — большой, громадный, огромный,
гигантский и др.
Все эти слова — синонимы.
Слайд № 6
— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет — что
обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)
— Подберите синонимы к словам Слайд № 7
— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что
обозначают? Слайд № 8
Вывод: синонимы обозначают один и тот же
предмет, одно и то же действие.
Слайд № 9
— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда,
изгородь, загородка)
— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
Слайд № 10
— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы
можем назвать его? (бодрый, радостный,
неунывающий)
— Какой частью речи они являются? (прил.)
Слайд № 11
— Посмотрите на данные слова (загрустить,
затужить, печаль, пригорюниться)
— Какое слово здесь лишнее? (печаль)
— Какой вывод мы можем сделать?
Слайд № 12
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части
речи.
Слайд № 13, 14
— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают
эти слова.
— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками
лексического значения)
Слайд № 15
— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там?
(бегемота)
— А оказывается его можно назвать по-другому —
гиппопотам. Это слова — синонимы. Различаются они
тем, что слово бегемот употребляется чаще в
разговорной речи, а слово гиппопотам, как
правило, употребляется в научных произведениях
А сейчас поиграем в лото. (Приложение
1)
Слайд № 16
— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются
синонимы? Слайд № 17
Вывод: синонимы отличаются друг от друга
оттенками лексического значения и употреблением
в речи.
— А теперь давайте дадим определение синонимам.
Пополните свои словарики новым определением.
(Запись термина и его определения в словарик.)
Слайд № 18
VI. Физкультурная минутка.
Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой — встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Работа со словарем.
— Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
— На уроках мы с вами уже работали со многими
словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним
словарем — словарем синонимов.
— Давайте откроем словарь синонимов и
посмотрим, как он устроен.
— Найдите слово «ГРОМКИЙ»
— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19
Учитель: Каждая словарная статья словаря
синонимов состоит из нескольких примеров,
образующих синонимический ряд, который
начинается со стержневого слова (его ещё
называют доминантой) Оно является наиболее
употребительным. В словаре синонимов стержневое
слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова
в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами,
иллюстрирующими употребление каждого из
синонимов в художественной литературе.
— Найдите в словаре синонимов синонимический
ряд и назовите стержневое слово.
— А теперь подумаем вместе, для чего же создан
такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу
речь; для того, чтобы найти точное слово, показать
богатство нашей речи.)
Учитель: Вот представьте только, что для
обозначения признака предмета существовало
вместо многих синонимов только одно какое-то
слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20
— Что вам не нравится в этом тексте? (повтор
одного и того же слова.)
— Это речевой недочет. Можно ли
его исправить? Как?
Задание: списать, заменяя выделенные слова
синонимами для устранения повтора
Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах.
Для чего нам нужны синонимы?
Слайд № 21 (помогают избежать повторов,
передать мысль и чувство более ясно, делают нашу
речь эмоциональной и красивой, объясняют
значение неизвестных слов)
Тренировочные упражнения
1. Карточки (Приложение 2) Слайд
№ 22
2. Заменить все слова синонимами. Слайд №
23-26
3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)
Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях
материалом для справок и словарем, что данные
ниже слова- синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка,
тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха;
снежная буря; перечень букв в определенном
порядке; узкая полоска земли.
— По словарю синонимов определите лексическое
значение в первой группе слов.
(Пурга — сильная снежная буря на открытых
пространствах)
(Метель — снежная буря, сопровождаемая сильным
ветром в одном направлении)
(Буран — метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют
одно и то же явление — снежную бурю, но разными
словами).
VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5
слов из словаря и подобрать к ним синонимы.
VIII. Итоги урока.
— Что же вы узнали на уроке о синонимах?
Слайд № 27
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они
наши большие друзья и помощники. Синонимы —
могучее средство, с помощью которого можно
разнообразно и выразительно высказать свои
мысли во всех стилях речи. Синонимы используются
для преодоления неоправданного повторения
одного и того же слова. Употребляются синонимы и
для связи частей текста. Синонимы делают нашу
речь яркой и эмоциональной.
Рефлексия. Слайд № 28
- Было интересно:
- Особенно понравилось:
- Оказалось неожиданным:
Литература.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка. — М.: 1986 - Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный
курс «Лексика и фразеология русского языка», —
М.: Просвещение, 1991 - Дидактический материал к учебнику русского
языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А.
Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская — М.:
Просвещение, 1989 - Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением
информационных технологий.- М.: Издательство
«Глобус», 2010
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: Синонимы.
Цели:
— обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
— развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
— воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, словарь синонимов, елка, снежинки, еловые шишки, учебник.
Ход урока.
-
Организационный момент. Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок.
Начался урок. Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? Сегодня мы будем говорить еще об одном понятии лексики, догадайтесь, о каком.
В стране русского языка
Не всё известно вам пока,
Но путешествовать начнёте
И сами до всего дойдёте.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. И цели которые стоят перед нами Я вам в этом помогу, будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
Правильно, ребята, мы будем говорить о синонимах. А что вы знаете о синонимах? (повторение) слайд.
«Сино» обозначает- одинаковое значение. Слайд.
Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске?
Бегемот, гиппопотам (употреблением в речи, гиппопотам употребляется в научном стиле),
Разговор, болтовня (болтовня употребляется в разговорном стиле),
красный, алый(оттенками лексического значения) ,
бежать, мчаться (означает бежать с большой скоростью).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?
(существительными, прилагательными, глаголами ).
-Ребята, давайте посмотрим, какие оттенки имеет красный цвет. Слайды.
Красный, алый, багровый, багряный, гранатовый, кумачовый, рубиновый, пунцовый, коралловый, огненный, малиновый, вишневый, пурпурный, рдяный, пламенный. Итак, у нас получился синонимический ряд. Слайд.
Синонимический ряд-группа синонимов, состоящая из двух и более слов.
В синонимическом ряду один из синонимов
является главным. Это доминанта. Доминанта (главное слово в ряду синонимов)- красный. Слайд.
-А теперь , выразительно прочитаем стихотворение о любимой вами перемене. Слайд.
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
— А сейчас выпишите из текста стихотворения все синонимы.
Случилось – произошло;
шум – гам;
скачут – прыгают;
засмеялись – прыснули – захихикал;
несётся – бежит – мчатся – летят;
очень тихо — про себя.
— А теперь и мы с вами отдохнем, сделаем перемену. Под музыку песни «Валенки».
физминутка
Мы из леса выбегаем,
Валенки все обметаем.
Рукавички отряхнем.
Разогреемся немножко,
А теперь взглянём в окошко.
Ох, и зимушка-зима
Нам сугробы намела.
Глазками все поморгаем
И работать продолжаем.
Словарная работа. Ребята, поищите по словарю синонимы к слову перемена.
Словарь синонимов.
Перемена, перерыв, передышка (разг.)
-Теперь составим синонимический ряд с прилагательным большой.
Большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.
У нас получился синонимический ряд с постепенным усилением признака.
Градация –синонимический ряд с постепенным усилением или ослаблением значения.
— А теперь поработаем в группах.
Задания для 1 группы
-
Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
малый, небольшой, крохотный, маленький
-
Составьте возможные словосочетания
Серым, пасмурным (днем, костюмом)
Задания для 2 группы
-
Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
Великолепный, красивый, привлекательный, бесподобный
-
Составьте возможные словосочетания
О мокром, сыром (луге, воздухе)
Задания для 3 группы
-
Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
Забавный, нескучный, увлекательный, интересный
-
Составьте возможные словосочетания
Коричневые, карие (глаза, носки)
-А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Послушайте : (рассказывает подготовленный ученик ).
У обычной школьной резинки есть ещё одно название : ластик.
Почему резинка – понятно : делается из резины. А из чего делается резина ? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.
-Поработаем с учебником. Выполним упражнение 366 из учебника. Прочитайте данный текст. Понравился ли он вам? Почему? В тексте очень много неоправданных повторов. Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте получившийся текст. Какой текст звучит лучше, который был предложен или тот, который создали вы.
С помощью чего оказались связаны предложения в тексте?
Ребята поднимались на крутой холм. Взбираться было трудно, и они устали. Когда влезли на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. Слайд.
Итак, подведем итоги. Для чего нужны синонимы? Слайд.
1. Помогают избежать повторов.
2. Помогают передать мысль более точно, ясно.
3.Служат для связи предложений в тексте.
4.Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой.
— Таким образом, синонимы необходимы в речи. Они наши друзья, так как помогают нам точно и образно выражать свои мысли, делают нашу речь яркой . выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов.
-Вы хорошо поработали, ребята. А теперь на листах самооценки выполните проверочную работу.
Лист самооценки
Вариант 1
задание |
баллы |
|
1 |
Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться |
|
2 |
Допишите синоним, определив основной цвет ряда: лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный |
|
3 |
Запишите синонимы в порядке усиления действия: восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять |
|
4 |
Восстановите пропущенное слово: зной,………, пекло |
|
5 |
Какая фигура речи использована в предложении: Море волнуется, бушует, ревет. |
Ответы. 1. Печаль. 2. Голубой. 3. Одобрять, хвалить, восхищаться, превозносить. 4. Жара. 5. Градация.
Лист самооценки
Вариант 2
задание |
баллы |
|
1 |
Подчеркни лишнее слово: бесконечный, бескрайний, простор, беспредельный |
|
2 |
Допишите синоним, определив основной цвет ряда: васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый |
|
3 |
Запишите синонимы в порядке усиления действия: шептать, кричать, сказать, воскликнуть |
|
4 |
Восстановите пропущенное слово: дело, ………, работа |
|
5 |
Какая фигура речи использована в предложении: Я победил его, разгромил, уничтожил. |
Ответы. 1. Простор. 2. Синий. 3. Шептать, сказать, воскликнуть, кричать. 4. Труд. 5. Градация.
За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Набрали 5 баллов- «5»,
4 балла- «4», 3 балла- «3».
Домашнее задание. Читать п. 68. Выполнить упр. 360 или 361.
Рефлексия. Если вам урок показался интересным, возьмите снежинки, если вам урок не понравился, возьмите шишки. На снежинках написаны вопросы: чем мне понравился урок? Я узнал на уроке…Что вызвало трудность на уроке? На шишках написан вопрос: чем мне не понравился урок?
— Мне было интересно с вами работать, ребята. Спасибо за урок! До свидания.