Синонимы 4 класс пнш

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

 

Бесплатные всероссийские конкурсы

Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

Библиотека

Учебно-методические материалы

Презентации

Материал опубликовала

Кадырова Ольга Игоревна34423

Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов.

Россия, Тюменская обл., Тюмень

Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

11

#4 класс #Русский язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование

Скачать
презентацию

Просмотреть
презентацию

8 урок. Синонимы. Повторение
PPTX / 47.98 Мб
8 урок. Прилагательные
DOCX / 14.08 Кб

Синонимы
MP4 / 22.02 МбСинонимы

Опубликовано 22.01.19 в 17:36 в группе «Учителя начальных классов»



Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 22.01.19 в 17:47
1
Ответить Пожаловаться

Отличная работа! Прихватила! Приятно по такой презентации и в 5 классе синонимы вспомнить!

Кадырова Ольга Игоревна, 22.01.19 в 18:10
0
Ответить Пожаловаться

Спасибо, эта тема актуальна всегда!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель: создать условия для закрепления и расширения представлений о синонимах, их значении в речевой практике.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Задачи:

  • Образовательные:
    создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;
  • Развивающие:
    • создать условия для развития умений самостоятельно находить «трудные места», оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
    • развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
    • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
    • формировать умение работать в парах, в группах.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания
    товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся самостоятельно применять синонимы в работе над текстами.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
  • формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД: понимать необходимость изучения русского языка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: раздаточный материал: перфокарты, лист самоконтроля.

Технологии: деятельностный подход к учебному процессу.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
 ученика

УУД

1

Мотивация к коррекционной деятельности.
Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
— Что вы ожидаете от этого урока?

Подготовка класса к работе.

— На уроке мы повторим то, что знаем.

Личностные:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2 Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности 1. Словарная работа (расставь ударение)
Брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, принял, красивее ожил.
Ребята на карточках ставят ударение, проверяют по эталону. Коммуникативные:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Познавательные:
Общеучебные
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Логические
формулировать проблемы,
проговаривать последовательность действий на уроке

2. Запись под диктовку.
За окном воет свирепая вьюга.
Ночная метель замела дорожки в саду.

а) Разберите предложения по членам и частям речи.

б) Выпишите подлежащие из предложений.
Вьюга, метель.

Ребята выходят и записывают предложения на доске.

— Что вы можете сказать об этих словах?
Почему вы так решили?

Ответы детей.

— К какой части речи относятся эти слова?
— Что они обозначают?
— Чем отличаются друг от друга?
На доске создаётся кластер.
— Сделайте вывод.

Существ. (это слова одной части речи)
Метель – перенос снега над поверхностью земли ветром большой силы.
Вьюга — сильная метель.
(имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному)
Как называются такие слова в русском языке? Эти слова называются синонимами.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Чему научиться?

Синонимы. (повторение)

Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

3 Локализация индивидуальных затруднений 1. Работа с учебником
упр.12 (устно)
Ребята читают задание, отвечают на вопросы. Познавательные:
Общеучебные
Моделирование;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные:
планирование и прогнозирование.
Чем различаются их значения?
Учитель составляет кластер на доске.
Одно из слов пары называет более сильное проявление чего-либо(темноты, ненастья, чувства).
Значит, синонимы различаются по значению…. продолжите фразу По значению, более сильное проявление чего-либо.
2. Игра “Найди пару”
Подбери синонимы. Прочитай слово, которое получилось.
торопиться учить спешить
бежать нестись изучать
известие осилить
удивить одолеть
мечтать новость
изумить
фантазировать
Какое проявление самое сильное?
Работа в парах

3. Работа с учебником упр.13, стр.19 устно.

Выполнение по заданию.

Можно ли их назвать синонимами?

Значит, синонимы различаются …. продолжите фразу

Ребята читают пары слов и находят устаревшие слова.
— Можно.
Сейчас мы их в речи не употребляем,
они объединяются близостью, схожестью значения
По времени бытования.

4

Физминутка

Музыкальная

Выполняют упражнения.

Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

5 Обобщение затруднений во внешней речи

Работа с учебником упр.14 (самостоятельная работа)

1. Такие синонимы называются в русском языке полные

2. Такие синонимы называются в русском языке неполные

Ребята читают задание и выписывают пары слов по группам.

Познавательные:
Общеучебные:
умение структурировать знания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Логические:
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные:
кооперация с учителем и сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

— Какую роль играют синонимы в речи? Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной.
Работа в группах.
Прочитайте текст.
Что вы заметили?
Красив ли он? Почему?
Что нужно сделать, чтобы текст стал красочный?
Замените повторяющиеся слова синонимами
(Текст на листочке)
Делятся на 3 группы по рядам.
В тексте есть повторения.
Заменить повторяющиеся слова синонимами.
Выполняют по заданию. Защищают свою работу.

 Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.
Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

Деревья в парке были высокие. Возле дорожки росла огромная ель. Сюда в жаркие дни собирались взрослые ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под крупным деревом.

6

Итог урока

Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили в начале урока. (на доске)

Ребята делают вывод, что такое синонимы и зачем они нужны опираясь кластер.
Синонимы различаются по значению (сильнее или слабее проявление чего-либо) и по времени бытования.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7

Домашнее задание

Выучить вывод стр. 20,
тетрадь стр. 12-13 упр.9

Записывают в дневник задание.

8

Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке:
Я научился …
Было интересно …
Было трудно …
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным …

Продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать….»

Ответы детей.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия.

Русский язык Синонимы 4 класс ПНШ. Конспект урока по теме Синонимы (повторение) Выполнила студентка группы н220С2, Олейник Влада. Умк Перспективная начальная школа

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 0.76 Mb.

Название Конспект урока по теме Синонимы (повторение) Выполнила студентка группы н220С2, Олейник Влада. Умк Перспективная начальная школа
Дата 19.01.2022
Размер 0.76 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Русский язык Синонимы 4 класс ПНШ.docx
Тип Конспект
#335993

Подборка по базе: План конспект по разминке.docx, Практическая 1 по теме 5.docx, Технологическая карта урока английского языка в 5 классе (Автос, Технологическая карта урока (1).docx, Технологическая карта урока по математике на тему _Табличное выч, Практическая работа к теме 2,1.docx, технологическая карта урока.docx, Практическая работа к теме 3.4docx.docx, Конспект урока 7 класс литература 2 урок Роды литературы.docx, Краткосрочный план урока.docx


План-конспект урока по теме «Синонимы» (повторение)
Выполнила студентка группы Н-220С2, Олейник Влада.

УМК: Перспективная начальная школа.

Учебник: Русский язык, 4 класс, Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

Основная цель темы – повторить и закрепить знания о словах-синонимах.

Задачи С точки зрения учителя
Образовательные Знать, какие слова называют синонимами, уметь приводить примеры. Объяснять значение слова — давать его развернутое толкование.
Развивающие Развивать речь, отстаивать свою точку зрения
Воспитательные

Предмет усвоения: слова-синонимы.

Средства усвоения:

Опорные знания Опорные умения
Знают понятие «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования. Умеют находить устаревшие слова; объяснять и сравнивать значения слов, образующих пары синонимов.

Тип урока – Закрепление и систематизация.

Ресурсы урока (средства обучения)- учебник, компьютер, презентация, доска.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения: Этапы урока:
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ожидает не простой урок русского языка, а кое-что поинтереснее. Посмотрите на слайд. Кто-то оставил это письмо для вас! Откроем его?

(См. слайд 1)

— Знаете ли вы этого мужчину и чем он знаменит? (Это Индиана Джонс, он путешественник)

— Поможем ли мы ему отыскать сокровища? Посмотрите, он вложил в письмо карту.

(См. слайд 2)

— Итак, перед нами карта с метками. За каждой меткой скрыто испытание, которое необходимо пройти, чтобы получить сокровище.

1. Подготовка к восприятию Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: организовать повторение опорных знаний и умения для дальнейшей работы.

Учебное задание№1. Станция «Корабль Пиратов»

Учебная задача для учителя: создать условия для повторения.

Учебная задача для учащихся: вспомнить понятие «синонимы», привести примеры слов-синонимов.

Организация работы детей: индивидуально-фронтальная (учащиеся вызываются к доске по поднятой руке, остальные записывают в тетради).

Формы и организация контроля за работой: сверка с эталоном (Слайд 3).

Подведение результатов: учащиеся формулируют понятие «синонимы» (на слайде словарная статься из толкового словаря Ожегова).

Содержание:

— Перед нами первое испытание. Пираты согласились подбросить на до острова лишь в том случае, если мы поможем им с одним делом. Взгляните на доску, на ней слова. Прочтите их громко в слух. (Выбирается один учащийся).

— У кого-то есть предположение, что с ними можно сделать? (Сгруппировать по парам).

— Попробуем сгруппировать их. Желающий выходит к доске, остальные самостоятельно записывают в тетради.

Слова: скупой – жадный, кидать – бросать, очи – глаза, спешить – торопиться, неприятель – враг, известие – новость.

— Давайте проверим, правильно ли вы предположили.

(См. слайд 3)

— Почему вы сгруппировали слова именно так? (Потому что это слова-синонимы).

— А что такое «Синоним»? (Учащиеся предполагают)

— Чтобы проверить, верно ли вы говорите, обратимся к толковому словарю Ожегова. Прочтите это словарную статью.

(См. слайд 4)

— Вы оказались правы. Теперь мы с вами можем с уверенностью продолжать наше путешествие.

2. Закрепление Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах).

Цель: закрепить изученный материал.

Учебное задание № 2 Станция «Пещера Слов»

Учебная задача для учителя: закрепить умение находить синонимы, сравнивать их, определять, чем отличаются их значения.

Учебная задача для учащихся: найти слова-синонимы, сравнить их, определить, чем отличаются их значения.

Организация работы: индивидуально-фронтальная.

Формы и организация контроля за работой: ученики отвечают на вопросы, учитель и остальные ученики слушают и исправляют.

Подведение результатов работы: учащиеся проговаривают, что слова, выражающие более сильное проявление чего-либо, тоже являются синонимами (неполными).

Содержание:

(См. слайд 5)

— Дальше мы идем в пещеру Слов. Посмотрите, ребята, на камнях записаны какие-то слова. Прочтите их.
Слова: тьма – мрак, ветер – ураган, гнев – бешенство.
— Наверное, эти слова кроют какую-то загадку. Вспомните, о чем мы говорили на корабле пиратов (О синонимах). Запишите эти слова в тетрадь.

— А как вы думаете, можно ли назвать эти слова синонимами? (Учащиеся предполагают).

— Скажите, а чем же различаются их значения? (Степень проявления признака. Одно из слов в паре называет более сильное проявление данного предмета: темноты, ненастья, чувства.).

— Назовите эти слова.

— Посмотрите, дверь из пещеры открыта. Вы смогли решить эту загадку. Движемся дальше.
Учебное задание № 3 Станция «Спящий Вулкан»

Учебная задача для учителя: закрепить умения находить синонимы, вспомнить устаревшие слова.

Учебная задача для учащихся: найти синонимы и выделить из пары устаревшее слово.

Организация работы: парная. (учащиеся записывают слова в тетради, обсуждают задание в парах).

Формы и организация контроля за работой: сверка с эталоном, учитель и ученики слушают и исправляют. Подведение результатов работы: самопроверка (сверка с эталоном).

Содержание:

(См. слайд 7)

— Чтобы пройти мимо спящего Вулкана, нам нужно записать пары слов в тетради.

— Что вы заметили, пока записывали эти слова? (В каждой паре одно из слов употребляется редко).

— Да, эти слова практически вышли из нашего лексикона и крайне редко их можно услышать в современном мире. Подчеркните эти слова, осудив соседом по парте.

— Но можно ли эти пары слов считать синонимами?

— А теперь взгляните на слайд и проверьте, правильно ли у вас получилось.

(См. слайд 8).

— У какой пары возникли трудности? Почему?

— Ну а теперь, нас ожидает последнее испытание.

3. Применение Применение знаний и умений.

Цель: продемонстрировать на практике знания и умения.

Учебное задание № 4 Станция «Племя»

Учебная задача для учителя: применить знания сравнении слов, образующих пары.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение в сравнении синонимов.

Организация работы: групповая (по вариантам).

Формы и организация контроля за работой: сверка с эталоном, взаимопроверка.

Подведение результатов работы: проверка слов.

Содержание:

(См. слайд 9)

— Мы очень близки к цели! Осталось последнее задание, в котором местные жители Скалистых гор просят вас исправить их ошибки.

— Сравните значения слов, образующих пары синонимов. И запишите их в два столбика.

Вариант 1. Синонимы, обозначающие абсолютно одно и то же.

Азбука – алфавит, врач – доктор, везде – всюду.

Вариант 2. Синонимы, в значении которых есть небольшая разница.

Мерзнуть – коченеть, грустить – горевать, дорогой – драгоценный, любить – обожать.

(См. слайд 10)

— Объясните, чем же именно различаются значения таких синонимов? (

— Обменяйся тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте.

— У кого это задание вызвало затруднения? Какие?

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

— Наконец мы закончили все задания и приблизились к кладу. Но прежде, чем посмотреть, что зарыто в песке, вспомним, о чем мы сегодня говорили.

(См. слайд 11)

— Посмотрите, что изображен на слайде? Это же Индиана Джонс!

— Ребята, вам удалось найти сокровище! Я приехал, как только смог. Но посмотрите, что это за свиток?

— Что на нем написано? Кто расскажет, о чем эта цитата?

— Да, это не совсем те сокровища, что я ожидал увидеть, это лучше! Спасибо вам за помощь!

Методист: ___________________________________________________
Учитель: ___________________________________________________
Оценка: _____________________________________________

Своей работой на уроке я…
Урок показался мне…
За урок я…
Материал урока бля меня был…
Мое настроение…


Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием  синонимический ряд;

Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.

II. Актуализация прежних знаний.

(Слайд 2)

-Посмотрите на экран.

 (на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).

  1. Найди безударный гласный звук в  слове лисица. (лисица)
  2. Назови непарный согласный звук по глухости звонкости в слове бант. (бант)
  3. Подбери проверочное слово к слову мороз в форме множественного числа. (морозы)
  4. Скажи окончание в слове уроки. (уроки)
  5. Назови суффикс в слове осенний. (осенний)
  6. Что имеет своё значение? (слово)
  7. Как называются слова, которые имеют одно значение? (однозначные)
  8. Что можно сказать об этих словах: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла? (многозначные)

—    Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)

III. Самоопределение к деятельности.

 (Слайд 3)

Какое слово можно составить из данных букв?

— Какое слово получилось? (синонимы)

— Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)

-Мы первый раз изучаем эту тему?

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)  

— А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели?  Сформулируйте задачи урока.  (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

(Слайд 5)

— Для достижения нам помогут некоторые задания

 (На экране задание. Сгруппируй данные слова)

— По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)

— Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый,  неторопливый, неспешный, медлительный).

Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой?  — прилагательные).

— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)

— Какие слова вы отнесли к  третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).

— Почему  вы  решили, что  это  синонимы? (это  близкие  по  значению  слова, которые  по-разному  называют  одно  и  то  же, являются  одной  и  той  же частью  речи).

Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.

— Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64  и прочитаем  правило.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)

— Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

— Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)

— Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

(Слайд 6) (На экране стихотворение).

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

— Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)

— Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)

— Скажите, пожалуйста,  в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В  переносном.)

— Запишем эти слова в тетрадь.  (Один ученик пишет у доски).

(Слайд 7)

 — Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. 

Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)

— Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания.  Для этого поработаем в группе.

 (Слайд 7)

— Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:

(Слайд 8)  1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)

2 группа: чудный  (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)

 Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)

 (Слайд 9 +музыка)

Физкультминутка 

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный – пропавший,

Сверкающий – блестящий,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

VII.Закрепление изученного материала

(Слайд 10)  (Работа в паре. Раздаю листочки.)

— Соедините линиями слова-синонимы.

Аплодисменты        доносчик      

вождь                                 удача

аромат                               глава

воин                                   боец

гроздь                                стужа

ябеда                                  рукоплескание

успех        запах

холод                                  кисть

(Коллективная проверка)

— А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.

Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)

Работа по учебнику

  1. Индивидуальная работа.

Упр. 3  стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).

(Коллективная проверка)

2. Работа с текстом. Работа в группе.

 (Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)

    Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.

Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

— Прочитайте текст. Понравился вам текст?

-А что нужно делать?  (Заменить слова)

 (Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ).

(Слайд 12)

 — Посмотрите, в предложении  Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)

— Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).

Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть  тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.

IV. 1. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?

2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)

Разгадай кроссворд «Синонимы»

По горизонтали.        По вертикали.

2.Актёр (артист)        1.Занемочь (заболеть)

4. Источник (родник)        3.Отечество (родина)

5. Пилот (лётчик)

6. Преданный (верный)

7. Беспокойство ( тревога)

Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.

VI.Домашняя работа

  1. Стр. 62-63 прочитать текст.
  2. Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

— В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).

— Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Синонимы» (повторение). УМК «Перспективная начальная школа». 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель: создать условия для закрепления и расширения представлений о синонимах, их значении в речевой практике.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;
  • Развивающие:
    • создать условия для развития умений самостоятельно находить «трудные места», оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
    • развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
    • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
    • формировать умение работать в парах, в группах.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся самостоятельно применять синонимы в работе над текстами.

Метапредметные:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
  • формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД: понимать необходимость изучения русского языка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: раздаточный материал: перфокарты, лист самоконтроля.

Технологии: деятельностный подход к учебному процессу.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Мотивация к коррекционной деятельности.
Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
— Что вы ожидаете от этого урока?

Подготовка класса к работе.

— На уроке мы повторим то, что знаем.

Личностные:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

1. Словарная работа (расставь ударение)
Брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, принял, красивее ожил. Ребята на карточках ставят ударение, проверяют по эталону. Коммуникативные:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Познавательные:
Общеучебные
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Логические
формулировать проблемы,
проговаривать последовательность действий на уроке

2. Запись под диктовку.
За окном воет свирепая вьюга.
Ночная метель замела дорожки в саду.

а) Разберите предложения по членам и частям речи.

б) Выпишите подлежащие из предложений.
Вьюга, метель.

Ребята выходят и записывают предложения на доске.

— К какой части речи относятся эти слова?
— Что они обозначают?
— Чем отличаются друг от друга?
На доске создаётся кластер.
— Сделайте вывод.

Существ. (это слова одной части речи)
Метель – перенос снега над поверхностью земли ветром большой силы.
Вьюга — сильная метель.
(имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному) Как называются такие слова в русском языке? Эти слова называются синонимами.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

Локализация индивидуальных затруднений

1. Работа с учебником
упр.12 (устно) Ребята читают задание, отвечают на вопросы. Познавательные:
Общеучебные
Моделирование;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные:
планирование и прогнозирование.

Чем различаются их значения?
Учитель составляет кластер на доске. Одно из слов пары называет более сильное проявление чего-либо(темноты, ненастья, чувства). Значит, синонимы различаются по значению…. продолжите фразу По значению, более сильное проявление чего-либо. 2. Игра “Найди пару”
Подбери синонимы. Прочитай слово, которое получилось.
торопиться учить спешить
бежать нестись изучать
известие осилить
удивить одолеть
мечтать новость
изумить
фантазировать
Какое проявление самое сильное? Работа в парах

3. Работа с учебником упр.13, стр.19 устно.

Выполнение по заданию.

Можно ли их назвать синонимами?

Значит, синонимы различаются …. продолжите фразу

Ребята читают пары слов и находят устаревшие слова.
— Можно.
Сейчас мы их в речи не употребляем,
они объединяются близостью, схожестью значения
По времени бытования.

Физминутка

Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Обобщение затруднений во внешней речи

Работа с учебником упр.14 (самостоятельная работа)

1. Такие синонимы называются в русском языке полные

2. Такие синонимы называются в русском языке неполные

Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные: кооперация с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

— Какую роль играют синонимы в речи? Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Работа в группах.
Прочитайте текст.
Что вы заметили?
Красив ли он? Почему?
Что нужно сделать, чтобы текст стал красочный?
Замените повторяющиеся слова синонимами
(Текст на листочке) Делятся на 3 группы по рядам.
В тексте есть повторения.
Заменить повторяющиеся слова синонимами.
Выполняют по заданию. Защищают свою работу.

Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.
Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

Деревья в парке были высокие. Возле дорожки росла огромная ель. Сюда в жаркие дни собирались взрослые ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под крупным деревом.

Итог урока

Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили в начале урока. (на доске)

Ребята делают вывод, что такое синонимы и зачем они нужны опираясь кластер.
Синонимы различаются по значению (сильнее или слабее проявление чего-либо) и по времени бытования.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Выучить вывод стр. 20,
тетрадь стр. 12-13 упр.9

Записывают в дневник задание.

Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке:
Я научился .
Было интересно .
Было трудно .
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным .

Продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать….»

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673046/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы 2019 трейлер
  • Синонимы 2019 my mail
  • Синонимы 2 часть купить
  • Синонимы 2 класс школа россии
  • Синонимы 2 класс русский язык