Синонимы 2 класс русский язык

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тема
урока:

Что такое синонимы?

Тип
урока:

урок изучения нового материала.

Цель:

Дать
понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в
речи;

Задачи:

•        Сформировать
умение называть признаки синонимов;

•        наблюдать
за использованием синонимов;

•        расширить
словарный запас обучающихся.

Личностные:
осознание
алгоритма учебного действия;

Регулятивные:
умение
принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать
своё предположение.

Познавательные:
освоение
умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные:
формировать
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать
за действиями партнёра.

Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.
Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход
урока:

1.
Оргмомент.


Здравствуйте, ребята!


Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в
добрый час.

Присаживайтесь,
пожалуйста! Я предлагаю  вам отправиться в удивительный мир русского языка.
Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать,
видеть и запомнить.


Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме


Перед работой разогреем пальчики

                                            
Пальчиковая разминка

                                              Раз, два,
три, четыре, пять,
                                              Вышли пальчики  гулять.

                                              Будет все у
нас в прядке,

                                              Если
делаешь зарядку.


Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)


С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)


Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его
исследователями.


А что значит исследовать?  (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,
выполнять различные задания, делать выводы).

2.
Каллиграфическая минутка
: на доске запись С с Ос си


Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы
видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые
обозначает буква С


Что вы о них можете рассказать?       


Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
                                           


Напишите красиво по образцу.

3.
Словарная работа.

Я
вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно.
Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как
правильно его нужно писать?


Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук,
а в этом слове обозначается буквой О.


Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)


Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина».
Что это такое?? (
лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).


Как назвать её по-другому? (осинка)

Как
назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите
все слова и подчеркните букву.

4.
Актуализация знаний учащихся
. Постановка проблемы

Посмотрите
на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3)  (На доске
запись)

Пришла
поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

 Какие?
(Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые
страны.)

(Дети
по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)


Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у
доски)


Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)


Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,
настала, началась).  Что общего у этих слов? (слова с близким значением).


А кто знает, как называются эти слова?

Дети
предлагают разные варианты.


Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети:
потому что мы не знаем, как называются эти слова.


Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети:
со словами с близким значением.


Это будет тема урока.


Цель нашего урока?

Дети:
узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5.
Тема урока.

Откройте
содержание учебника стр 52.
Найдите название темы нашего урока
— Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом
нашего исследования.

— Ребята, чему мы
должны научиться на уроке?

Ø Узнаем, что такое
синонимы.

Ø Будем их
сравнивать, подбирать.

Ø Будем учиться
использовать их в речи.


Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В
этом нам поможет учебник

Исследуем
страницу учебника  стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.


Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)


Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы
– это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова
одинаковые или очень близкие по смыслу


Я,  готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам
из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для
чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему.
Я вам предлагаю прочитать два
текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте
текст, который  вам понравился больше? Почему?

1.
Зябнет осинка,

   
Дрожит на ветру,

  
Зябнет на солнышке,  

  
Зябнет в жару.

2.
Зябнет осинка,

   
Дрожит на ветру,

  
Стынет на солнышке,  

  
Мёрзнет  в жару.

 — Кто
готов, поднимите руку.

 -Какими словами синонимами заменили слово
зябнет?

Запишите
эти слова в тетрадь. Проверка


Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7.
Давайте
сделаем вывод, для чего нужны синонимы
?  (Ответы детей.
Вывод:
синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в
предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают
нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают
избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.


Засиделись
не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

                       
Человек

9.
Закрепление изученного.

1.— Итак,
что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.


Какую  роль играют синонимы в речи? (
Помогают
выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2.
Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно
объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться
в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер,
дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин,
крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать,
храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары
слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю
(электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

мороз

жёлтый

пламя

озорник

печаль

квакушка

блестеть

грусть

шалун

огонь

лягушка

холод

золотой

сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно,
поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10.
Самостоятельная работа. Тест
.


А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я
предлагаю вам тест.

1. 
Отметь галочкой синоним к слову красный

¨ алый

¨ красавец

¨ красота

2.
Отметь галочкой синоним к слову бежать

¨ сидеть

¨ мчаться

¨ лежать

3.
Отметь галочкой синоним к слову друг.

¨ ученик

¨ дети

¨ приятель

(Самопроверка
с интерактивной доски)

11.
Домашнее задание:


Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с
какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70

12.
Рефлексия.


Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!


Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный
билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый
– работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой
– если у вас не все получилось…

13.
Оценивание.

14.
Итог урока.

Сегодня
мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне
хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за
урок

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Цели урока:

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ресурсы:

Основные:

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

Птицы улетают.

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Нераспространенное

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

У Д Г Р

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Друг

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

.

«Что такое синонимы»

(Что такое синонимы?)

(Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

вьюжный,

здоровый

милый

(Родник, ключ.)

(По- разному.)

V. Физминутка

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно

Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит:

— Тук-тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

— Заяц, заяц забегай!

Лапу подавай!

Учащиеся повторяют движения за учителем

VI . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность — (профессия).

Обучение животных – (дрессировка).

Асфальтированная дорога – (шоссе).

Игра на льду — (хоккей).

Помещения в школе – (класс).

Один из самых главных предметов – (русский язык)

— Упр. 69 (с. 53)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

— Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически.

-Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение несколько раз.

— А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Мерзнущую, ей очень холодно.

Он использовал синонимы зябнет, стынет, мерзнет, дрожит.

VII. Рефлексия

Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый.

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

— Что в работе показалось особенно трудным?

— Что вы выполняли с легкостью?

VIII. Подведение итогов

Расскажите что такое синонимы?

— Какова роль синонимов в речи? (

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте.

Список использованной литературы

1. В. Волина. Веселая грамматика. -М. Издательство «Знание» .1995.

2. Научно – методический журнал «Начальная школа» (№1, 1995 г.)

3. Научно – методический «Начальная школа» (№5 1994 г.)

2

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Б-Двойня

Конспект урока по теме:

«Слова, близкие по значению (синонимы)»

УМК «Перспектива», 2 класс

 

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

2017

Тема: «Слова, близкие по значению (синонимы)».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Цель: создание условий для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Повторить изученный материал.

2. Логически вывести определение слова – «синоним».

3. Развивать умение находить слова –синонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, формировать навыки работы в паре, группе.

4. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.

5. Прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся культуру общения, чувства взаимовыручки.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение, анализ и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с учениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация для иллюстрирования учебного материала, предметные картинки, толковые словари, раздаточный дидактический материал для работы в паре, группе, маски Шарика и Матроскина, музыка из мультфильма «Простоквашино».

.
 

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво, (повернулись к нашим гостям, поприветствуйте их)

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

А прежде, чем начать урок, я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

Покажите с помощью мимики и сигнальных карточек.

Постарайтесь сохранить ваше настроение как минимум до конца урока.

Работать мы сегодня будем под девизом:

Не страшны нам любые испытания

Вперёд, друзья,

Откроем новые знания!

Приступим

Откройте тетради, запишите дату. Работать мы сегодня будем по плану:

Повторение орфограмм

Работа с толковым словарём

Однозначные и многозначные слова

Тема урока и цели

Работа в парах

Поэтическая минутка

Игра «Найди мне друга»

Итог урока

(Таблички в виде лестницы выстроены на доске и если мы доберемся до самой верхней лесенки, то у нас получится открыть новые знания).

2.Актуализация знаний. (Чему мы учимся на уроках русского языка?,,,.)

  1. Орфографическая работа (загадки в стихах на знании изученных орфограмм)- (слайды2-8).

(Дети самостоятельно записывают слова-отгадки, комментируют орфограммы)-1 ребёнок работает у доски. Затем взаимопроверка по образцу с доски.

С орфограммами у нас всё в порядке, но достаточно ли нам, чтобы быть грамотными, образованными уметь только правильно записывать слова?

Что необходимо знать еще? (Значение слов)

А где мы можем узнать значение слова?

А каких авторов, создавших толковые словари, вы знаете? (слайд 9).

Значение слова, ребята вы можете узнать еще и в электронных словарях.

Что вы должны помнить, перед тем как начнете работу со словарём?

(Слова там записаны в алфавитном порядке, в словарной статье есть значение слова или даже несколько и приведены примеры использования данных слов).

Я предлагаю вам поработать в группах, вспомним правила работы в группах.

Задания для групп:

1группа. Найти, прочитать значение слова «вестибюль» и составить с ним предложение.

2 группа. Найти, прочитать значение слова «нос» и составить с ним предложения.

3группа. Составить загадки, чтобы отгадки были: «коса» в значении орудия труда и «коса» в значении прическа.

1 и 2 группа отчитываются по 1 ученику от каждой группы.

2.2.Какие слова вы отнесете к однозначным, а какие к многозначным? Почему?

(Закрепление понятий однозначные и многозначные слова.)

А сейчас, ребята из 3 группы загадают вам загадки. (Коса-коса)

Как мы называем слова, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенное разное значение (Омонимы). Посмотрите на нашу лестницу знаний, где мы уже оказались?

Ребята, я хочу, чтобы вы уточнили, так для чего нам нужно знать значения слов? (Чтобы правильно использовать их в речи и понимать о чём идет разговор.)

3.Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации , (Вы хорошо работали , а теперь чуточку отдохните. Закройте глазки, послушайте музыку, догадайтесь из какого мультика мелодия? Посмотрите, что происходит в избе дяди Фёдора в то время, когда он уехал учиться? (слайд 10)

Объясните, почему поссорились пёс Шарик и кот Матроскин.

Сценка « Почему поссорились пёс Шарик и кот Матроскин»

Автор: Однажды кот Матроскин, желая похвалить Шарика за то, что он научил Галчонка разговаривать, сказал ему:

Кот Матроскин: — Какой же ты толковый, Шарик!

Автор: -Пёс стал спорить.

Пёс Шарик: — Нет, я не толковый, я умный!

Автор: -Матроскин, не уступает.

Кот Матроскин: — А я говорю ты толковый, Шарик!

Автор: -А пёс в ответ

Пёс Шарик: — Да нет же говорю , я умный!

Автор: так и ругались до тех пор, пока не прилетел Галчонок и не померил их.

Как он это сделал?

А как бы вы им объяснили, что для их ссоры нет причины?

(Привести детей к выводу, что слова «толковый» и «умный» очень близкие по значению.

Итак , что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке, какие слова? (Дети должны сами сформулировать тему урока «Слова, близкие по значению».) Каковы цели нашего урока? (посмотрите на карточки помощницы: узнать, научиться. Дети формулируют, что должны узнать, как называются слова, близкие по значению и научиться использовать их правильно в речи. (Итак, мы поднялись на следующую ступень лестницы).

4.Работа по теме урока

4.1. Работа с учебником

Ребята, кто нам всегда помогает в открытии новых знаний? (пр. Самоваров)

Вот и сейчас он нам спешит помочь, откройте учебник страница 27, найдите слова профессора, прочтите их глазками… . А теперь вслух. Повторите. Какое новое слово появилось в нашем словарном сундучке? Синонимы

(Вывешиваю табличку-определение на доску.)

А где можно посмотреть значение слов-синонимов?

(В словаре синонимов)

4.2. Первичное усвоение

Игра «Скажи по другому», назовите слово- синоним. Фронтальная работа

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

 Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

 Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

Работа в парах – Я предлагаю вам составить пары синонимов.

Это задание вы будете выполнять в паре. Карточки с заданием у вас на столах. Вспомните правила работы в паре. Приступаем к работе. Кому потребуется моя помощь, просигнальте мне. (2 пары работают с упражнением 36 на стр. 26-27, пара девочек проверяет работу Ани, а пара мальчиков — Вани. 2 пары работают с красными карточками, 2 пары с жёлтыми карточками).

Проверка выполнения по ключу со слайда с комментированием. (слайд 11)

Ребята, посмотрите, на последнюю пару слов- синонимов и скажите, как вы понимаете значение слов (воин-защитник)? Прежде всего, воины, защитники, солдаты – это люди, защищающие свою Родину. А как называется наша страна, в какой мы живём? Россия, Российская Федерация.

Почему, я эти слова записала с большой буквы? (Повторение написания собственных и нарицательных имён.

5.Физкультминутка. (Если произношу имя собственное, то вы

подпрыгиваете с хлопком, показывая, что буква первая, заглавная, а если имя нарицательное, то приседаете.)

6.Работа по теме урока (продолжение)

Поэтическая минутка

Послушайте отрывок из стихотворения и постарайтесь найти в них синонимы. (слайды 12-13)

Бураны вьюги и метели

Как много с ними канители,

Как много шуму толкотни

Как надоели мне они!

Ребята, найдите слова-синонимы, запишите их.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Ребята, найдите слова-синонимы, запишите их. Скажите, для чего поэт использовал слова-синонимы? (Чтобы стих стал красивым выразительным).

(Это интересно! Осина-это название в переводе с латинского языка означает «человек –дрожащий» , а кто знает почему? Если никто не объяснит, расскажет учитель….

7.Игра «Найди мне друга».

Условие игры : выбери синоним к слову, которое вы вытянули из коробочки потерявшихся друзей … Кто выбрал карточку желтого цвета подходит к 1столу, кто выбрал карточку зеленого цвета подойдёт ко 2 столу, а у кого карточка голубого цвета подойдите к 3 столу и работайте (ищите друга своему слову на столе. Выложите получившиеся пары на столе.

Проверка. Чтение слов парами.

Вот мы и собрали друзей вместе, ребята, а почему мы можем назвать слова-синонимы друзьями? Давайте вспомним значение слова «друзья» и сопоставим со словом «синоним». (слайд 14).

8. Подведение итога урока.

И вот мы уже на последней ступеньке лестницы нашего успеха. Скажите, мы достигли поставленных перед собой целей?

Докажите. Что вы узнали нового? Чему научились?

Как вы считаете, открыли мы новые знания?

Продолжите любое предложение (слайд 15)

Мне на уроке было интересно, потому что…

Мне понравилось….

Мне урок не понравился, потому что…

Ребята, посмотрите, на нашей лесенке открытия знаний остались еще ступеньки, как вы думаете, почему?

И еще я хочу посмотреть, что стало с вашим настроением, просигнальте мне, гостям и друг другу. Спасибо.

— Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы 2 класс примеры карточки
  • Синонимы 2 класс перспектива презентация
  • Синонимы 2 класс канакина
  • Синонимы 2 класс гармония
  • Синонимы 2 класс 21 век