Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. —Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный ?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест.
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
13. Оценивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- наблюдать за возможностями использования синонимов в речи; учиться редактировать предложения
Ключевые понятия
- синонимы, повторы слов
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока |
Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала |
Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за уточняющей, конкретизирующей значение слова функцией синонимов (при близком расположении в тексте). Выполняется фронтально. Обратите внимание. Слова каплет, брызжет, хлещет, льёт являются синонимами только в данном тексте. При выполнении упражнения рекомендуем напомнить ученикам те функции синонимов, с которыми они уже познакомились: функция замещения (позволяет разнообразить речь, избежать неоправданных повторов) и функция толкования (объясняет значение слова). |
3 | 3. Закрепление изученного материала |
Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за текстом, в котором повтор слов оправдан авторскими задачами. Выполняется фронтально (не рекомендуется проводить упр. 2 раньше упр. 1). Ученики самостоятельно или при помощи учителя должны прийти к выводу: слово спят постоянно повторяется в тексте для того, чтобы у читателя (слушателя) возникло ощущение сна, покоя (чтобы ученики услышали звукопись, рекомендуем стихотворение читать учителю, выделяя голосом — нараспев — слово спят и подчёркивая сочетание согласных сп). |
4 | 4. Дополнительный материал |
Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — повторение изученных функций синонимов. Может быть предложено для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам. В этом случае учитель рекомендует тем, кто будет выполнять упражнение, записывать в тетрадь пары слов: слово из текста — его синонимическую замену (при необходимости на доске можно записать образец: побежал — кинулся). Если упражнение выполняется фронтально, учитель записывает на доске синонимы, которые предлагают ученики, а затем читает исправленный текст (текст также может быть прочитан хорошо читающим учеником). |
5 | 5. Закрепление изученного материала |
Упражнение 4 в учебнике (работа в группе) — редактирование предложений. После обсуждения результатов работы (на доске учитель записывает правильные варианты) исправленные предложения записываются в тетрадь. 1. В детстве произошёл со мной один случай. 2. Кустики были совсем невысокие, и нам приходилось низко наклоняться. 3. Мы бредём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно плывут по небу. (Вариант — идём; капает; тянутся, ползут.) |
6 | 6. Закрепление изученного материала |
Упражнение 5 в учебнике (по выбору) — расширение лексического запаса учеников. Предлагается для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам с обязательным объяснением всему классу по окончании работы. Варианты выполнения. 1. К доске вызываются три ученика, каждый из которых записывает синонимы к одному из слов; класс работает самостоятельно, затем организуется проверка. 2. Фронтальное выполнение упражнения (предлагаемые учениками синонимы учитель записывает на доске). |
7 | 7. Дополнительный материал |
Упражнение 6 в учебнике (по выбору) — самостоятельное использование синонимов в тексте. Проводится только в классах с высоким уровнем подготовки (даже в таких классах не рекомендуем задавать упражнение на дом). Если не осталось времени, упражнение может быть выполнено на одном из уроков блока «Развитие речи» (см., например, урок 119). |
8 | 8. Дополнительный материал |
Работу с рубрикой «Из истории языка» учитель проводит в паузах между упражнениями. |
9 | 9. Словарная работа |
Записать слово быстро, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, записать их в рабочие тетради. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка |
Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем на доске соединения, которые он считает необходимым отработать (по результатам проверки тетрадей). |
11 | 11. Рефлексия |
Учитель подводит итоги работы на уроке. |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»
Что такое синонимы? -
2 слайд
11 октября.
Классная работа. -
3 слайд
Слова, слова, слова …
Что такое синонимы? -
-
5 слайд
Из истории происхождения слова
«Си» — в переводе с греческого значит «вместе, одинаково».
«Онима» — в переводе с греческого означает «имя».
Слово «синоним» в переводе означает «одноимённый». -
6 слайд
Поэтическая страничка
С. 52
А. Л. Барто
Скажи «родник» —
И вот возник
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий. -
7 слайд
Поэтическая страничка
С. 53
И. П. Токмакова
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. -
8 слайд
С. 141
Словарь синонимовВетер — …
Чуткий — …
Думать — …
Правильный — …буря, ураган
отзывчивый
размышлять
верный
Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Сочетание синонимов с другими словами
Цели: учить подбирать синонимы к словам;
закреплять понятие о словах – синонимах;
обогатить речь детей;
развивать самостоятельность, внимание;
наблюдать над значением слов. Оборудование: интерактивная
доска;
ноутбуки с мышь индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I Психологический настрой.
— Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза
соседу по парте и улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего
настроения и доброй работы.
II Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня урок у нас необычный. Мы отправляемся в город
«Словарик»
Во время нашего путешествия мы закрепим понятие о словах –
синонимах, будем наблюдать над значением этих слов, учиться подбирать синонимы
к словам.
III Словарная работа.
Чтобы найти нам нужную улицу, выполним задание.
Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их
написание.
СТ_ЛИЦА, Н_РОД, ВТОРН_К, М_Л_КО, _ДНАЖДЫ.
IV Работа по теме урока.
1. Повторение понятия « синонимы».
-На какую улицу мы с вами попали? ( На улицу синонимов)
— Какие слова мы называем синонимами?
— Найдите слова синонимы в стихотворениях.
Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем
Я иду… и он шагает
Я смеюсь, хохочет он.Если грустно мне бывает,Он печалиться
со мной- Можно ли слова грустно, печалиться назвать синонимами? Почему?
Следующее стихотворение:
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят
Колокольчики звенят.
2. Признаки синонимов. ( Принадлежность к одной из частей
речи)
— Прочитайте слова, записанные на доске.
ДРУГ, ТОВАРИЩ, ДРУЖЕСКИЙ, ПРИЯТЕЛЬСКИЙ, ПРИЯТЕЛЬ.
— Все ли слова являются синонимами? Почему?
( Нет. В данном случае встретились однокоренные слова.)
— На какие две группы можно разделить их?
друг дружеский
товарищ товарищеский
приятель приятельский
— По какому признаку вы разделили слова? ( На
существительные и прилагательные)
— Прочитайте существительные. Можно ли их назвать словами
синонимами? ( Да)
Прилагательные разберите по составу.
V Физкультминутка.
Вверх рука
И вниз рука
Потянули их слегка
Быстро поменяли руки
нам сегодня не до скуки
Выполняем приседанье
Это трудное заданье
Тренируем мышцы ног
сколько раз присел дружок.
Головой вращаем плавно
Смотрим влево. Смотрим вправо.
Рассмотрели потолок
И за парты все вернулись
Продолжается урок
3. Наблюдение над сочетаемостью слов – синонимов и
использованием их в речи.
Зачем синонимы в нашей речи?
Синонимы помогают разнообразить нашу речь, передать
различные оттенки того, о чем мы хотим сказать. Чтобы точно выражать свои
мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке их много.
4. Работа с упражнением.
Прочитай группы слов-синонимов. Подумай, в каких случаях мы
употребляем то или иное слово. Правильно ли использованы слова в предложениях?
Почему? Исправь ошибки.
умолять, просить, клянчить.
Миша клянчил у учительницы, чтобы его спросили на уроке.
хихикать, гоготать, смеяться, хохотать.
Вера с Ниной тихонько гоготали над ним.
рыдать. выть. реветь, плакать.
Саша забил гол и выл от счастья.
VI Повторение .
— Пора возвращаться нам в класс.
Игра « Найди мне пару»
(На карточках слова- синонимы. Задача детей в паре найти
слова синонимы и приклеить. Работа идет в паре. 6 учеников выполняют на
компьютере)
грустный печальный
умный нежный
красный мощный
сильный мудрый
ласковый алый
Проверка:
грустный печальный
умный мудрый
красный алый
сильный мощный
ласковый нежный
VII Итог
Чему мы учились на уроке?
Для чего нужны синонимы?
VIII Д/З