Синонимы 2 класс перспектива презентация

Конспект урока русского языка

УМК: «Перспектива»

Класс: 2                                                                      

Тема: Слова,
близкие по значению (синонимы)

Цель:
знакомство с понятием «синонимы»;

Задачи:

1. Показать значение синонимов в
речи, учить подбирать синонимы к     словам.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному
языку.

Тип урока: урок открытия
нового знания (ОНЗ)

Формы работы на уроке:

ü
Фронтальная;

ü
Групповая;

ü
Работа
в парах;

ü
Индивидуальная;

Планируемые
результаты
:

Предметные:

создать
условия для развития у учащихся умения:

ü  использовать
средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

ü находить
слова-синонимы в тексте;

ü работать со
словарем;

ü осуществлять
самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического
чтения.

Личностные:

ü Уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

ü Уметь оформлять
свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

ü слушать и понимать
речь других;

ü совместно
договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

ü Уметь
анализировать объекты;

ü Выделять общие
признаки;

ü Формулировать
понятие;

ü Сравнивать объекты
(находить общее и отличия);

ü Обобщать;

ü Искать 
информацию в словаре синонимов;

ü Контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные:

ü Уметь определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя;

ü проговаривать
последовательность действий на уроке; 

ü  работать по
коллективно составленному плану;

ü оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

ü  планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей;

ü вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;

ü высказывать своё
предположение. 

Оборудование:
компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки красного, желтого  и 
голубого  цветов), разноцветные карточки,  шапочки-карточки со словами.

Ход урока

I.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 — Здравствуйте, ребята!

Поздоровайтесь  с  нашими  гостями! Повернулись назад!

-Я буду читать весёлое стихотворение, а вы
хором повторяйте за мной :

“ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе
любой!”

Встану
рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим  весело:  Красный, желтый, голубой
— выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками  помахали  солнышку!

Выхожу
на улицу –
Там  морозец  крепкий!
Щеки  стали  красными…
Не замерзли, детки?

(Красный,
желтый, голубой — выбирай себе любой!)

–Потерли
щечки, ручки, ушки!

Голубое
небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный,
желтый, голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я
предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия
вам понадобятся карточки-билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти
цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.


Открыли тетради, вспомним  правила  посадки  при  письме. Запишите число,
классная работа.

II.
Актуализация знаний и задание на пробное учебное действие.

1.Прочитайте
отрывок из стихотворения:

Суслик выскочил из
норки

И спросил у рыжей
Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички!

-Найдите
омонимы (норка). Почему так решили? (норка — это домик, норка-животное. Слова
звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное,
лисички — грибы).

( Слайд 1)

2. На доске буквы:
у д т р

— Назовите буквы.
Запишите.

— Попробуем
составить слово:

— Какое слово
получилось? (Труд)

— Какая орфограмма
в этом слове? (парная согласная в корне слова)

— Как проверить
парную согласную? (правило)

— Какие пословицы
о труде вы знаете?Подберите к слову «труд» слово, близкое по значению (работа)

3. Задание на
пробное действие

-Завершите сказку
«Почему поругались пёс и кот?» (слайд 2)

— Что сказала
сорока?

(слайд 3)

умный – толковый

любезно-вежливо –
это слова близкие по значению

IV. Выявление
места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

(слайд 4)

— Как называются
такие слова? (синонимы). Что такое синонимы?

— Как вы думаете,
над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

-Правильно. Сегодня
мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователей.

(слайд 5)

-Давайте поставим перед
собой задачи, которые будем решать на уроке. (Учиться отличать слова-синонимы,
подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.)

V.
Реализация построенного проекта.

1.Игра «Кто больше»

-Подберите как можно больше слов близких по значению к
слову идти.

2.Упр.36 с.27(Слайд 6)

-Девочки прочитайте,
слова Ани. Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)

-Где можно встретить
слова: горница, светлица, каморка?  (В сказках)

-Словарь даёт
следующее толкование этих слов: светлица–светлая парадная комната в
доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая
комната, чулан).

-Девочки, докажите,
что Аня выполнила задание правильно.

-Мальчики, прав ли
Ваня? (Да, так как все слова обозначают действие.)

-Какие слова мы чаще
произносим в своей речи? (звать, кричать)

-Что значит кликать?
(громко звать).

3.Вывод:

-Как называются
такие слова? (синонимы).

-Вы, наверное,
заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками
значений. Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре
синонимов.(слайд 7)

Физкультминутка

Не боимся мы
пороши –

Ловим снег (хлопок
в ладоши)

Руки в стороны, по
швам –

Снега хватит нам и
вам! (показывают)

Мы шагаем по
сугробам, (ходьба на месте)

По сугробам
крутолобым.

Поднимаю выше
ногу,  (поднимают ноги выше)

Проложу себе
дорогу!

Я мороза не боюсь,
(показывают)

С ним я крепко
подружусь.

Подойдёт ко мне
мороз,

Тронет руку,
тронет нос. (показывают)

Значит надо не
зевать,

Прыгать, бегать и
играть.  (показывают движениями)

VI. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.     Игра
«Найди пару»

(Учителем
раздаются карточки со словами. Дети должны найти к своему слову, слово-синоним
и встать парами у доски.)

Слова: воин,
крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.

2. Игра
«Доскажи словечко»
(работа в парах на подбор синонимов)

1 группа

Все
дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)

2 группа

Далеко
мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)

3 группа

Он
готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)

4 группа

Четыре
колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для
меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша
гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)

7 группа

Весёлый
вестник ливней вешних,

Промчался
в небе первый гром,

И
вот открыл глаза подснежник

И
озирается…(кругом, вокруг)

8 группа

Дуб
дождя и ветра

Вовсе
не боится

Кто
сказал, что дубу

Страшно
… (простудиться, заболеть)

2.     Творческая
работа «Какое время года за окном?»

-Художники в своих
картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме
свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенности своей
прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем
лесу.

-Передайте при
помощи текста то, что вы увидели, используя слова — синонимы, данные в скобках.(слайд
8)

Зимний
лес.

 
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые,
косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится,
сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не
кажется таким (мрачным, темным).

VII. 
Самостоятельная работа

Запишите
слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика.
(слайд 9)

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема урока: Слова, близкие  по значению (синонимы)

Цель урока: Познакомится со словами схожими по значению, узнать чем схожи эти слова и чем различаются.

Планируемые результаты: 

предметные: узнать о словах близких по значению, узнать чем схожи и чем различаются, научится определять схожие слова (синонимы).

личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях. 

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: мл. – (Академический школьный учебник) [Перспектива]

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: повторение правил посадки за партой.

1 – 2 мин

—  Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

—  Посмотрите на стихотворение, как правильно сидеть за партой?

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу. 
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

— Записываем сегодняшнее число, классная работа

Определять правила правильной посадки на уроке.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: постановка и формулирование проблемы.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: минутка чистописания; словарная работа

Словес.: ответы на вопросы

3-4 мин

— отгадайте загадку

В снежном поле,

На дороге,

Мчится конь мой одноногий.

И на много, много лет

Оставляет черный след (Карандаш)

— На какую букву начинается слово «Карандаш»?

Пропишем в тетради красиво и аккуратно словосочетание с буквой «К» (Кл; Кс; Ка; Ок)

— Запишем слова: карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.

— Выделите орфограммы в этих словах, поставьте ударение.

— Какое слово лишнее? Почему? (прохлада – это не словарное слово)

— А что означает слово прохлада? (когда ни жарко; летний холодок)

— Как по другому можно сказать об этом слове? (свежесть, холодок)

— А как можно назвать эти слова, что мы подобрали к слову прохлада?

— Кто знает как называются такие слова?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Как вы думаете о чем мы поговорим и узнаем сегодня на уроке?

— Какую цель перед собой поставим?

Отгадывать загадку

Записывать словарные слова

Отвечать на вопросы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

3.

Решение частных задач.

Практич.: чтение правила

Практич.: работа в парах

Практич.: запись предложения заменяя слово на синоним

Практич.: работа над упражнением

Практич.: работа над упражнением

Практич.: работа в группах

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: чтение текста

20 – 25 мин

— Откроем страницу 27, прочитаем правило.

— О чем нам рассказывает это правило, что вы запомнили?

— Что значит разные по звучанию и написанию? А что такое схожие по значению?

— Сейчас мы будем работать в парах, найдите упражнение 35

— Сейчас, вам нужно будет объяснить своему соседу почему эти слова разные по написанию, но схожие по значению. Потом объяснить и доказать свое мнение.

Прочитайте предложение со слайда

«Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.»

— Что значит слово «юркие»? Какие слова синонимы можно подобрать к этому слову?

— Запишите это предложение, заменяя слово «юркие» на другой синоним. Какие слова вы записали? Подходят ли они по смыслу?

— Найдите, упражнение 39

— Прочитайте задание к этому упражнению.

— Запишите эти слова в тетрадь, пишите аккуратно, соблюдая правила посадки.

— Какие слова вы чаще всего используете, из тех слов что записали?

— Сейчас в парах придумайте диалог, со словами что записали и мы разыграем с вами маленькие сценки, несколько из них мы посмотрим.

— Откройте страницу 31

— Прочитайте текст профессора.

— Какие слова в этом тексте часто повторяются?

— На какие слова их можно заменить? Как называются эти слова?

— Разделитесь на группы по 4 человека и замените слова что повторяются на слова синонимы. Прочитайте текст целиком с измененными словами.

— Для этого в конце текста у вас есть слова помощники, они помогут вам составить текст, грамотно и правильно.

Читать правило

Работать в парах

Записывать предложение

Работать над упражнением, записывать слова

Разыгрывание сценки

Работать с текстом, работать в группах

П:  извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы

5 – 7 мин

— Какую цель мы поставили в начале урока?

— Что такое синонимы?

— Чем они схожи, чем отличаются?

— Приведите пример слов синонимов,  докажите.

— У кого были затруднения сегодня на уроке?

— кто был активным на уроке?

— Кто считает, что он хорошо поработал?

— Если вы хорошо усвоили эту тему, поднимите зеленый карандаш, если сомневаетесь, то желтый, если плохо усвоили эту тему то поднимите красный карандаш или ручку

Подводят итоги своей работы на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

класс

Разработала Кузьменко Г.Ф.

«КУНЯ», ключ, перо, «АБ»

Русский язык

Мое настроение сейчас
Девиз:
не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!

О

М . РОЗ

О

. ДЕЖДА

Р . БЯТА

Е

Подумай!

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Тема урока

«Слова — синонимы»

Путешествие в страну

«Как устроен наш язык».

Хочу УЗНАТЬ …

Будем УЧИТЬСЯ …

МОГУ работать…

Подумай!
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Дети

малышей

детворе

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.

Например: дети – ребята – детвора – малыши

АЛГОРИТМ
1. Прочитать текст.
2. Найти или подобрать
синонимы.
3. Применить определение.
4. Сделать вывод.
Понаблюдайте и сделайте вывод,
чем похожи и чем различаются группы слов?

  • Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.
  • Ребята, дети, малыши, детвора

Подумай!

  • Задуть, потушить, выключить, погасить
  • задуть погасить выключить потушить

Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.

  • Приятелей много – а друга нет.

Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.

физминутка

для глаз

Будьте здоровы!
Будьте здоровы!

Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!

  • уважай своего товарища;
  • умей каждого выслушать;
  • не согласен – предлагай.

Устав групповой работы:

Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению:

темнота, отметка, дом, черта,

здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова «лишние»? Почему?

Проверь себя!
1 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Темнота-сумерки,
  • отметка – оценка,
  • дом – здание.
  • Лишние слова:
    весна, черта.

Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению :

скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный.

Какие слова «лишние»? Почему?

Проверь себя!
2 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Скорый – быстрый,
  • аккуратный – опрятный,
  • трудолюбивый – работящий.
  • Лишние слова:
    ласковый, медленный.

Задание 3 гр: из данного списка составь парами слова близкие по значению:

сказать, спешить, прыгать, мыть ,читать, говорить, скакать, торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

Проверь себя!
3 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Сказать – говорить,
  • спешить – торопиться,
  • прыгать – скакать.
  • Лишние слова:
    Читать, мыть.

Синонимы
Тест
Найди пары синонимов. Поставь

  • приятель воин
  • солдат друг
  • шагать горе
  • красный идти
  • печаль труд
  • работа алый
  • Напиши, каких зверей так называют?

  • Косой — _____________; косолапый -_________________;
  • серый — _____________; сохатый — ___________________.
  • Допиши предложения:

  • Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
  • Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
  •  

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1. Найди пары синонимов. Поставь

  • приятель воин
  • солдат друг
  • шагать горе
  • красный идти
  • печаль труд
  • работа алый
  •  
    2. Напиши, каких зверей так называют?

  • Косой — ЗАЯЦ; косолапый — МЕДВЕДЬ.
  • серый — ВОЛК; сохатый — ЛОСЬ.
  • 3. Допиши предложения:

  • Слова, которые имеют два или несколько значений называются __МНОГОЗНАЧНЫМИ_____.
  • Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются __СИНОНИМАМИ___.
  •  

ВЗАИМОПРОВЕРКА

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибка – 4 балла

3 ошибки – 3 балла

4 ошибки – 2 балла

Что нового вы узнали на уроке?

  • Узнали, что сегодня пятница.
  • Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным.
  • Узнали, что такое синонимы.

Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи?

  • Чтобы дети много знали.
  • Чтобы было не скучно.
  • Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

Что такое синонимы?

  • Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию.
  • Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
  • Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень

Подбери приятеля к слову.

РАДОСТНЫЙ

Веселый

Добрый

Прекрасный

Злой

Хороший

Плохой

Тоскливый

Грустный

Подбери приятеля к слову.

ИНТЕРЕСНЫЙ

Увлекательный

Злой

Испуганный

Вредный

Занимательный

Подбери приятеля к слову.

ГРУСТНЫЙ

Печальный

Интересный

Унылый

Веселый

Тоскливый

Игра «10 секунд»
Мое настроение сейчас

На уроке мне было все понятно

У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать

Я многое не понял

Домашнее задание:
а) прочитать учебник стр.43-45,вопросы;
б) подготовить пересказ алгоритма;
в) индивидуальное задание: написать любой синонимическим ряд слов «Это интересно».

Открытый урок русского языка во 2 классе

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: знакомство с понятием «синонимы».

Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Методы, приемы: проблемно-поисковый,

Планируемые результаты :

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы в тексте;

— работать со словарем;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело: Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

— Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

— Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1.Прочитайте отрывок из стихотворения

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички!

Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички — грибы).

( Слайд1)

2. На доске буквы: у д т р

— Назовите буквы. Запишите.

— Попробуем составить слово:

— Какое слово получилось? (Труд)

— Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

— Как проверить парную согласную? ( правило)

— Какие пословицы о труде вы знаете?

III. Выявление места и причины затруднения

1. Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа)

2. Создание проблемной ситуации

Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».(слайд 2)

— Что сказала сорока?

(слайд3) умный – толковый

любезно-вежливо – это слова близкие по значению

— Как называются такие слова? (синонимы)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(слайд4)

— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

— Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

(слайд 5) Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов)

V. Реализация построенного проекта.

1.Игра «Кто больше»

-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.

2.Упр.36 с.27 (Слайд 6)

Девочки прочитайте, слова Ани.

— Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)

— Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? ( В сказках)

— Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).

— Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.

— Мальчики, прав ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)

— Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)

— Что значит кликать? (громко звать).

3. Вывод: как называются такие слова? (синонимы).

Вы наверное заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений.

Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)

Физкультминутка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег (хлопок в ладоши)

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам! (показывают)

Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)

По сугробам крутолобым.

Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)

Проложу себе дорогу!

Я мороза не боюсь, (показывают)

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос. (показывают)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)

VI. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Игра «Найди пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами)

Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.

2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)

7 группа

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается…(кругом, вокруг)

8 группа

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно … (простудиться, заболеть)

3. Какое время года за окном?

Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова — синонимы, данные в скобках.

(слайд 8) Зимний лес.

  Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

VII. Самостоятельная работа

Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 9)

Цветок наряд

Платье добрый

Ласковый рыдать

Плакать смелый

Храбрый растение

VIII. Включение в систему знаний

— Какие слова называются синонимами?

— Какую роль они играют в речи?

— Чему учились сегодня на уроке?

IX. Рефлексия.

(слайд 10) А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.

  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался

  • Красный – если вам было трудно

Планируемые результаты урока русского языка:

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы в тексте;

— работать со словарем;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Просмотр содержимого документа

«Презентация к уроку русского языка на тему «Слова синонимы » 2 класс Программа «Перспектива» »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы 2 класс канакина
  • Синонимы 2 класс гармония
  • Синонимы 2 класс 21 век
  • Синонимы 100 примеров
  • Синонимоми или синонимами