Конспект урока русского языка
УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Тема: Слова,
близкие по значению (синонимы)
Цель:
знакомство с понятием «синонимы»;
Задачи:
1. Показать значение синонимов в
речи, учить подбирать синонимы к словам.
2. Расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному
языку.
Тип урока: урок открытия
нового знания (ОНЗ)
Формы работы на уроке:
ü
Фронтальная;
ü
Групповая;
ü
Работа
в парах;
ü
Индивидуальная;
Планируемые
результаты:
Предметные:
создать
условия для развития у учащихся умения:
ü использовать
средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
ü находить
слова-синонимы в тексте;
ü работать со
словарем;
ü осуществлять
самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического
чтения.
Личностные:
ü Уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
ü Уметь оформлять
свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
ü слушать и понимать
речь других;
ü совместно
договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные:
ü Уметь
анализировать объекты;
ü Выделять общие
признаки;
ü Формулировать
понятие;
ü Сравнивать объекты
(находить общее и отличия);
ü Обобщать;
ü Искать
информацию в словаре синонимов;
ü Контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
Регулятивные:
ü Уметь определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя;
ü проговаривать
последовательность действий на уроке;
ü работать по
коллективно составленному плану;
ü оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ü планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей;
ü вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
ü высказывать своё
предположение.
Оборудование:
компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки красного, желтого и
голубого цветов), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.
Ход урока
I.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята!
— Поздоровайтесь с нашими гостями! Повернулись назад!
-Я буду читать весёлое стихотворение, а вы
хором повторяйте за мной :
“ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе
любой!”
Встану
рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!
(Говорим весело: Красный, желтый, голубой
— выбирай себе любой!)
Потянулись, ручками помахали солнышку!
Выхожу
на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?
(Красный,
желтый, голубой — выбирай себе любой!)
–Потерли
щечки, ручки, ушки!
Голубое
небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!
(Красный,
желтый, голубой — выбирай себе любой!)
— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я
предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия
вам понадобятся карточки-билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти
цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.
—
Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите число,
классная работа.
II.
Актуализация знаний и задание на пробное учебное действие.
1.Прочитайте
отрывок из стихотворения:
Суслик выскочил из
норки
И спросил у рыжей
Норки:
— Где вы были?
— У Лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!
-Найдите
омонимы (норка). Почему так решили? (норка — это домик, норка-животное. Слова
звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное,
лисички — грибы).
( Слайд 1)
2. На доске буквы:
у д т р
— Назовите буквы.
Запишите.
— Попробуем
составить слово:
— Какое слово
получилось? (Труд)
— Какая орфограмма
в этом слове? (парная согласная в корне слова)
— Как проверить
парную согласную? (правило)
— Какие пословицы
о труде вы знаете?Подберите к слову «труд» слово, близкое по значению (работа)
3. Задание на
пробное действие
-Завершите сказку
«Почему поругались пёс и кот?» (слайд 2)
— Что сказала
сорока?
(слайд 3)
умный – толковый
любезно-вежливо –
это слова близкие по значению
IV. Выявление
места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
(слайд 4)
— Как называются
такие слова? (синонимы). Что такое синонимы?
— Как вы думаете,
над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)
-Правильно. Сегодня
мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователей.
(слайд 5)
-Давайте поставим перед
собой задачи, которые будем решать на уроке. (Учиться отличать слова-синонимы,
подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.)
V.
Реализация построенного проекта.
1.Игра «Кто больше»
-Подберите как можно больше слов близких по значению к
слову идти.
2.Упр.36 с.27(Слайд 6)
-Девочки прочитайте,
слова Ани. Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)
-Где можно встретить
слова: горница, светлица, каморка? (В сказках)
-Словарь даёт
следующее толкование этих слов: светлица–светлая парадная комната в
доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая
комната, чулан).
-Девочки, докажите,
что Аня выполнила задание правильно.
-Мальчики, прав ли
Ваня? (Да, так как все слова обозначают действие.)
-Какие слова мы чаще
произносим в своей речи? (звать, кричать)
-Что значит кликать?
(громко звать).
3.Вывод:
-Как называются
такие слова? (синонимы).
-Вы, наверное,
заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками
значений. Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре
синонимов.(слайд 7)
Физкультминутка
Не боимся мы
пороши –
Ловим снег (хлопок
в ладоши)
Руки в стороны, по
швам –
Снега хватит нам и
вам! (показывают)
Мы шагаем по
сугробам, (ходьба на месте)
По сугробам
крутолобым.
Поднимаю выше
ногу, (поднимают ноги выше)
Проложу себе
дорогу!
Я мороза не боюсь,
(показывают)
С ним я крепко
подружусь.
Подойдёт ко мне
мороз,
Тронет руку,
тронет нос. (показывают)
Значит надо не
зевать,
Прыгать, бегать и
играть. (показывают движениями)
VI. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Игра
«Найди пару»
(Учителем
раздаются карточки со словами. Дети должны найти к своему слову, слово-синоним
и встать парами у доски.)
Слова: воин,
крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.
2. Игра
«Доскажи словечко» (работа в парах на подбор синонимов)
1 группа
Все
дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)
2 группа
Далеко
мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)
3 группа
Он
готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)
4 группа
Четыре
колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)
5 группа
Для
меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)
6 группа
Саша
гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)
7 группа
Весёлый
вестник ливней вешних,
Промчался
в небе первый гром,
И
вот открыл глаза подснежник
И
озирается…(кругом, вокруг)
8 группа
Дуб
дождя и ветра
Вовсе
не боится
Кто
сказал, что дубу
Страшно
… (простудиться, заболеть)
2. Творческая
работа «Какое время года за окном?»
-Художники в своих
картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме
свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенности своей
прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем
лесу.
-Передайте при
помощи текста то, что вы увидели, используя слова — синонимы, данные в скобках.(слайд
Зимний
лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые,
косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится,
сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не
кажется таким (мрачным, темным).
VII.
Самостоятельная работа
Запишите
слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика.
(слайд 9)
Предмет: русский язык
Класс: 2 «а»
Тема урока: Слова, близкие по значению (синонимы)
Цель урока: Познакомится со словами схожими по значению, узнать чем схожи эти слова и чем различаются.
Планируемые результаты:
предметные: узнать о словах близких по значению, узнать чем схожи и чем различаются, научится определять схожие слова (синонимы).
личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: мл. – (Академический школьный учебник) [Перспектива]
№ |
Этапы урока Методы и приемы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Мотивационный Словес.: повторение правил посадки за партой. |
1 – 2 мин |
— Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки. — Посмотрите на стихотворение, как правильно сидеть за партой? Я тетрадь свою открою — Записываем сегодняшнее число, классная работа |
Определять правила правильной посадки на уроке. |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: постановка и формулирование проблемы. |
2. |
Постановка учебной задачи и ее решение. Словес.: ответы на вопросы Практич.: минутка чистописания; словарная работа Словес.: ответы на вопросы |
3-4 мин |
— отгадайте загадку В снежном поле, На дороге, Мчится конь мой одноногий. И на много, много лет Оставляет черный след (Карандаш) — На какую букву начинается слово «Карандаш»? Пропишем в тетради красиво и аккуратно словосочетание с буквой «К» (Кл; Кс; Ка; Ок) — Запишем слова: карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада. — Выделите орфограммы в этих словах, поставьте ударение. — Какое слово лишнее? Почему? (прохлада – это не словарное слово) — А что означает слово прохлада? (когда ни жарко; летний холодок) — Как по другому можно сказать об этом слове? (свежесть, холодок) — А как можно назвать эти слова, что мы подобрали к слову прохлада? — Кто знает как называются такие слова? — Какой вывод мы можем сделать? — Как вы думаете о чем мы поговорим и узнаем сегодня на уроке? — Какую цель перед собой поставим? |
Отгадывать загадку Записывать словарные слова Отвечать на вопросы |
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. |
3. |
Решение частных задач. Практич.: чтение правила Практич.: работа в парах Практич.: запись предложения заменяя слово на синоним Практич.: работа над упражнением Практич.: работа над упражнением Практич.: работа в группах Словес.: ответы на вопросы Практич.: чтение текста |
20 – 25 мин |
— Откроем страницу 27, прочитаем правило. — О чем нам рассказывает это правило, что вы запомнили? — Что значит разные по звучанию и написанию? А что такое схожие по значению? — Сейчас мы будем работать в парах, найдите упражнение 35 — Сейчас, вам нужно будет объяснить своему соседу почему эти слова разные по написанию, но схожие по значению. Потом объяснить и доказать свое мнение. Прочитайте предложение со слайда «Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.» — Что значит слово «юркие»? Какие слова синонимы можно подобрать к этому слову? — Запишите это предложение, заменяя слово «юркие» на другой синоним. Какие слова вы записали? Подходят ли они по смыслу? — Найдите, упражнение 39 — Прочитайте задание к этому упражнению. — Запишите эти слова в тетрадь, пишите аккуратно, соблюдая правила посадки. — Какие слова вы чаще всего используете, из тех слов что записали? — Сейчас в парах придумайте диалог, со словами что записали и мы разыграем с вами маленькие сценки, несколько из них мы посмотрим. — Откройте страницу 31 — Прочитайте текст профессора. — Какие слова в этом тексте часто повторяются? — На какие слова их можно заменить? Как называются эти слова? — Разделитесь на группы по 4 человека и замените слова что повторяются на слова синонимы. Прочитайте текст целиком с измененными словами. — Для этого в конце текста у вас есть слова помощники, они помогут вам составить текст, грамотно и правильно. |
Читать правило Работать в парах Записывать предложение Работать над упражнением, записывать слова Разыгрывание сценки Работать с текстом, работать в группах |
П: извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. |
Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: слово учителя; ответы на вопросы |
5 – 7 мин |
— Какую цель мы поставили в начале урока? — Что такое синонимы? — Чем они схожи, чем отличаются? — Приведите пример слов синонимов, докажите. — У кого были затруднения сегодня на уроке? — кто был активным на уроке? — Кто считает, что он хорошо поработал? — Если вы хорошо усвоили эту тему, поднимите зеленый карандаш, если сомневаетесь, то желтый, если плохо усвоили эту тему то поднимите красный карандаш или ручку |
Подводят итоги своей работы на уроке. |
Л.: самооценка на основе критерия успешности. П.: рефлексия. Контроль и самооценка. |
класс
Разработала Кузьменко Г.Ф.
«КУНЯ», ключ, перо, «АБ»
Русский язык
Мое настроение сейчас
Девиз:
не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!
О
М . РОЗ
О
. ДЕЖДА
Р . БЯТА
Е
Подумай!
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Тема урока
«Слова — синонимы»
Путешествие в страну
«Как устроен наш язык».
Хочу УЗНАТЬ …
Будем УЧИТЬСЯ …
МОГУ работать…
Подумай!
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Дети
малышей
детворе
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.
Например: дети – ребята – детвора – малыши
АЛГОРИТМ
1. Прочитать текст.
2. Найти или подобрать
синонимы.
3. Применить определение.
4. Сделать вывод.
Понаблюдайте и сделайте вывод,
чем похожи и чем различаются группы слов?
- Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.
- Ребята, дети, малыши, детвора
Подумай!
- Задуть, потушить, выключить, погасить
задуть погасить выключить потушить
Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.
- Приятелей много – а друга нет.
Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.
физминутка
для глаз
Будьте здоровы!
Будьте здоровы!
Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!
- уважай своего товарища;
- умей каждого выслушать;
- не согласен – предлагай.
Устав групповой работы:
Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению:
темнота, отметка, дом, черта,
здание, весна, оценка, сумерки.
Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя!
1 группа.
- Что слова обозначают?
- Какой частью речи являются?
- Темнота-сумерки,
- отметка – оценка,
- дом – здание.
Лишние слова:
весна, черта.
Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению :
скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный.
Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя!
2 группа.
- Что слова обозначают?
- Какой частью речи являются?
- Скорый – быстрый,
- аккуратный – опрятный,
- трудолюбивый – работящий.
Лишние слова:
ласковый, медленный.
Задание 3 гр: из данного списка составь парами слова близкие по значению:
сказать, спешить, прыгать, мыть ,читать, говорить, скакать, торопиться.
Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя!
3 группа.
- Что слова обозначают?
- Какой частью речи являются?
- Сказать – говорить,
- спешить – торопиться,
- прыгать – скакать.
Лишние слова:
Читать, мыть.
Синонимы
Тест
Найди пары синонимов. Поставь
- приятель воин
- солдат друг
- шагать горе
- красный идти
- печаль труд
- работа алый
- Косой — _____________; косолапый -_________________;
- серый — _____________; сохатый — ___________________.
- Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
- Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
Напиши, каких зверей так называют?
Допиши предложения:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1. Найди пары синонимов. Поставь
- приятель воин
- солдат друг
- шагать горе
- красный идти
- печаль труд
- работа алый
- Косой — ЗАЯЦ; косолапый — МЕДВЕДЬ.
- серый — ВОЛК; сохатый — ЛОСЬ.
- Слова, которые имеют два или несколько значений называются __МНОГОЗНАЧНЫМИ_____.
- Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются __СИНОНИМАМИ___.
2. Напиши, каких зверей так называют?
3. Допиши предложения:
ВЗАИМОПРОВЕРКА
0 ошибок – 5 баллов
1-2 ошибка – 4 балла
3 ошибки – 3 балла
4 ошибки – 2 балла
Что нового вы узнали на уроке?
- Узнали, что сегодня пятница.
- Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным.
- Узнали, что такое синонимы.
Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи?
- Чтобы дети много знали.
- Чтобы было не скучно.
- Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Что такое синонимы?
- Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию.
- Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
- Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Подбери приятеля к слову.
РАДОСТНЫЙ
Веселый
Добрый
Прекрасный
Злой
Хороший
Плохой
Тоскливый
Грустный
Подбери приятеля к слову.
ИНТЕРЕСНЫЙ
Увлекательный
Злой
Испуганный
Вредный
Занимательный
Подбери приятеля к слову.
ГРУСТНЫЙ
Печальный
Интересный
Унылый
Веселый
Тоскливый
Игра «10 секунд»
Мое настроение сейчас
На уроке мне было все понятно
У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать
Я многое не понял
Домашнее задание:
а) прочитать учебник стр.43-45,вопросы;
б) подготовить пересказ алгоритма;
в) индивидуальное задание: написать любой синонимическим ряд слов «Это интересно».
Открытый урок русского языка во 2 классе
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Цель: знакомство с понятием «синонимы».
Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.
2. Расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения:
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Методы, приемы: проблемно-поисковый,
Планируемые результаты :
Предметные:
создать условия для развития у учащихся умения:
— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
— находить слова-синонимы в тексте;
— работать со словарем;
— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные:
Уметь анализировать объекты
Выделять общие признаки
Формулировать понятие
Сравнивать объекты (находить общее и отличия)
Обобщать
Искать информацию в словаре синонимов.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”
Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!
(Говорим весело: Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)
Потянулись, ручками помахали солнышку!
Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?
(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!
Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!
(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)
— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.
— Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.
— Запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1.Прочитайте отрывок из стихотворения
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
— Где вы были?
— У Лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!
Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички — грибы).
( Слайд1)
2. На доске буквы: у д т р
— Назовите буквы. Запишите.
— Попробуем составить слово:
— Какое слово получилось? (Труд)
— Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)
— Как проверить парную согласную? ( правило)
— Какие пословицы о труде вы знаете?
III. Выявление места и причины затруднения
1. Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа)
2. Создание проблемной ситуации
Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».(слайд 2)
— Что сказала сорока?
(слайд3) умный – толковый
любезно-вежливо – это слова близкие по значению
— Как называются такие слова? (синонимы)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(слайд4)
— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)
— Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.
— (слайд 5) Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов)
V. Реализация построенного проекта.
1.Игра «Кто больше»
-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.
2.Упр.36 с.27 (Слайд 6)
Девочки прочитайте, слова Ани.
— Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)
— Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? ( В сказках)
— Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).
— Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.
— Мальчики, прав ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)
— Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)
— Что значит кликать? (громко звать).
3. Вывод: как называются такие слова? (синонимы).
Вы наверное заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений.
Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)
Физкультминутка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег (хлопок в ладоши)
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам! (показывают)
Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)
По сугробам крутолобым.
Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)
Проложу себе дорогу!
Я мороза не боюсь, (показывают)
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос. (показывают)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
1. Игра «Найди пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами)
Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.
2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.
1 группа
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)
2 группа
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)
3 группа
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)
4 группа
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)
5 группа
Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)
6 группа
Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)
7 группа
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается…(кругом, вокруг)
8 группа
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно … (простудиться, заболеть)
3. Какое время года за окном?
Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова — синонимы, данные в скобках.
(слайд Зимний лес.
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
VII. Самостоятельная работа
Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 9)
Цветок наряд
Платье добрый
Ласковый рыдать
Плакать смелый
Храбрый растение
VIII. Включение в систему знаний
— Какие слова называются синонимами?
— Какую роль они играют в речи?
— Чему учились сегодня на уроке?
IX. Рефлексия.
— (слайд 10) А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”
-
Голубой – если вам всё удалось на уроке.
-
Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался
-
Красный – если вам было трудно
Планируемые результаты урока русского языка:
Предметные:
создать условия для развития у учащихся умения:
— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
— находить слова-синонимы в тексте;
— работать со словарем;
— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные УУД:
Уметь анализировать объекты
Выделять общие признаки
Формулировать понятие
Сравнивать объекты (находить общее и отличия)
Обобщать
Искать информацию в словаре синонимов.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.